ПРАВЕДНОСТЬ И МИР электронные материалы журнала лицевая / культура
Итак идите, научите все
народы,
Общая программа предмета «Православная культура» (Проект)
Калашников Юрий
Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир». АННОТАЦИЯ Обобщенное описание учебного курса «Православная культура» разработано на основании осмысления просветительского и педагогического опыта, законодательства и образовательных стандартов республик Православной Руси, исторических и культурологических данных, вероучения и служения Православной Церкви, для спасения душ, формирования и развития православного образования, укрепления Православной Церкви, Отечества и мира в международных отношениях, во славу Божью.
Содержание Общие положения по предмету Православная культура Содержание предмета Православная культура
ПредисловиеВсякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, Слушать Слово Божье, Самого Бога, говорящего нам со Страниц Священного Писания и Предания, в Отцах Церкви и просветителях, мудрых учителях и наставниках прошлого и современности, и исполнять Его повеления, обретая умения и навыки благочестивой христианской жизни, укрепляясь в праведности и святости спасенной души, – такова есть благая и совершенная воля Божья для каждого человека. Реализовать её призвана Православная Церковь посредством Её служения миру, в том числе, развитием образовательных программ в школах всех уровней Церкви, а также соответствующих курсов в светской средней школе, средних профессиональных и высших учебных заведениях. Способствует тому также живой интерес общества к духовным основаниям отечественной культуры, Православию и Православной Церкви, как носителю вечных духовных ценностей, истин и оснований созидания гармонично развитой успешной личности и процветающего общества. В последние десятилетия после крушения строя тоталитарной атеистической идеологии во всех регионах исторической Руси, при осознании особой роли Православной Церкви в её истории и современной жизни, начинает интенсивно развиваться преподавание дисциплин культурологической православной направленности. Разнообразие подходов в преподавании и формирующихся при этом школ выдвигает необходимость определения общих стандартов педагогической и духовной православной составляющей данных курсов. Которые должны выстраиваться на незыблемых основах Православного вероучения и служения Церкви, в его благолепии и строении, чинности и соборности, отражать гармонию отношений Бога и человека, Церкви и общества, во всех его институтах, установлениях Божьих. Для решения комплекса возникающих отсюда проблем, на основании осмысления просветительского и педагогического опыта, законодательства и образовательных стандартов республик Православной Руси, исторических и культурологических данных, вероучения и служения Православной Церкви разработано обобщенное описание учебного курса «Православная культура». Пояснительная запискаОсновная образовательная программа предмета «Православная культура» разработана в соответствии с вероучением Православной Церкви и национальным законодательством, определяет содержание и организацию образовательного процесса, направлена на формирование православной культуры обучающихся, их духовно-нравственное и интеллектуальное, личностное и социальное развитие, создание основы для самостоятельной учебной деятельности, развития творческих способностей и совершенствования, на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в смирении покоряющихся действию силы мудрости и любви Божьей во Христе. На основании данной базисной программы разрабатываются программы всех уровней образовательной системы и служения Православной Церкви, с учётом типа и вида образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса, с учетом требований государственных образовательных стандартов и законодательства, вероучительных стандартов и канонического права Православной Церкви. Актуальность введения предмета православной культуры в светских учебных заведениях обуславливается духовными и общественными запросами. Богословскими основаниями служения Православной Церкви спасению душ, потребностями жизнедеятельности каждого человека и всего общества. В достижении зрелости личности, стабильного, поступательного развития общественных институтов и отношений, экономики, хозяйствования, государственности, а также построения добрососедства между народами. В построении, развитии и сохранении мира и системной безопасности, начиная от каждой человеческой души, семейных и общественных отношений, во всех сферах жизни социума, различного рода и уровня сообществ, микро, макро и глобальных процессов. Значительные изменения в сознании и, соответственно, в общественных отношениях, произошедшие после распада Советского Союза, изменения в отношении к плюрализму в идеологии и практике демократии, утверждению свободы совести и слова, экономики и предпринимательства, признанию человека высшей социальной ценностью, определяют особенности развития нашего общества. При этом возникают и новые проблемы, такие как развивающиеся проявления эгоизма и либеральной вседозволенности, релятивизма в истине и ценностях, правовой нигилизм, отсутствие патриотизма и осознания долга (семейного, супружеского, профессионального, служебного, защитника Отечества). На этом фоне происходит углубление демографического кризиса, увеличение преступности, в частности, коррумпированности органов государственной власти, развития транснациональных и этнических криминальных групп, ослабление производственной, технологической и исполнительной дисциплины, как в органах государственной власти, местного управления, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях всех видов собственности и режима управления, во всех сферах народного хозяйства. Неупорядоченная религиозная сфера способствует возникновению неорелигий и тоталитарно-деструктивных организаций. Обрушившиеся на человека и общество многие проблемы либерализма, так называемой свободы от границ дозволенного, грозящие не только немалыми бедами, но являющиеся чрезвычайно и смертельно опасными, заставляют человека и общество задуматься о вечных основаниях морали и права, истоках истины и любви, мудрости и порядка, успеха и его содержания. Также стимулируют поиски путей выхода из создавшегося положения и наилучших решений обнаруживаемых проблем. При последовательном рассмотрении культурных явлений в контексте исторических событий и анализа их причинно-следственных связей явно прослеживается неповторимое особое влияние на благоденствие душ и всего общества служение Церкви Христовой. В полноте Её благой силы и действия открывающейся в Православии. Это учение являет не только теоретическую и богословскую истину, её логическую стройность и полноту, но и реализуется в практике служения Церкви. Которая в любых условиях, включая, тоталитарный воинствующий атеизм или язычество, способна укреплять души Христовым Божьим человеколюбием и мудростью, силой духа, разума и мышцы, пониманием и исполнением долга вплоть до самопожертвования в служении Богу и ближнему. Таким путем участвуя и в организации правопорядка, благоустройства народного хозяйства и укрепления Отечества. Трудовым и ратным подвигом Руси, например, освободившей от человеконенавистнического нацизма не только свою по сути православную Родину, но и многие страны Европы, явив всему миру силу народа, способного заблуждаться, но исполненного непобедимым Божьим человеколюбием и православной истиной. Православная Церковь продолжает Свое служение и в современном обществе, животворя к вечной жизни человеческие души Словом Божьим и Духом Святым, укрепляя Христовой мудростью и любовью, наполняя неиссякаемой силой жизни. Открывая понимание истинной свободы в оставлении греха и глупости. Наполняя смыслом правды и силы Божьей понимание, реализацию и укрепление верховенства права и законности, демократии и порядка, построение сбалансированной и стабильной экономико-правовой системы, как внутри государства, так и в международных отношениях. Православие вошло в культуру многих народов, как исторической Руси, так и всего мира, тесно связавшись со многими национальными культурами, став их неотъемлемой частью. В нашем обществе, являясь его ядром, основополагающим и системообразующим компонентом, а значит, содержа в себе особую ценность и познавательную значимость, для всего общества и каждого человека, вне зависимости от его отношения к вере и Православной Церкви, этнического или конфессионального самоопределения. Без сомнения православная культура является неотъемлемой составной частью исторической Руси и множества других народов, отдельных душ и обществ, даже когда это и не всегда ими осознается в необходимой полноте. Восполнить этот пробел призван одноименный учебный курс «Православная культура». Его программа ориентируется на формирование духовности, психического и социального здоровья человека, широты его кругозора и глубины мышления, интеллектуальных и познавательных способностей, в целом, на развитие гармоничной, зрелой, ответственной и успешной личности, а также процветающего стабильного общества. Основу этого процесса составляют христианские ценности, открываемые Православной Церковью: Бог и непреходящее с Ним единство, преображающее человека в счастливое дитя Божье, ответственного труженика и воина Господня, достойного гражданина своего Отечества и миротворца до края земли. Исторически славянская православная культура возникла с проповедью Евангелия Апостолами, продолжилась в развитии дальнейшего служения Православной Церкви с разработкой Кириллом и Мефодием славянской азбуки и письменности. Равноапостольным князем Владимиром, создавшим училища в Киеве и Новгороде были заложены основания православного образования на Руси. Во все времена, в различных регионах книгопечатание начиналось с издания Священного Писания. При монастырях и приходах Православной Церкви организовывались первые школы, и далее развивалась система народного просвещения. Богословие всегда было основной частью образования в европейских университетах, включая Киевскую Русь и многонациональную Россию. М.В. Ломоносовым при составлении регламента обучения и поведения в первых российских гимназиях был сформирован православный базисный компонент общего образования. К.Д.Ушинский известный русский педагог полагал православную веру и культурно-исторические традиции основой воспитания свободного и ответственного человека и гражданина своего Отечества. Отступление от многогранной глубокой и всеохватывающей традиции духовного православного христианского просвещения в сторону примитивного и противоречивого секуляризма и атеизма, всегда, как уже отмечалось, заканчивается многими социальными бедами и катаклизмами. Что нужно помнить, чтобы очередной раз не возвращаться в повторение уже пройденных проблем, но утверждать Православие, истинно просвещающее и наполняющее жизнью каждое обращенное к Спасителю сердце и всякое благочестивое общество. Во исполнение воли Божьей и продолжение исторических традиций, в осознании ответственности перед Господом Богом, обществом и будущими поколениями, для формирования целостного духовного, морально-этического и правового пространства, на основании национального законодательства и международных соглашений, канонического права и решений Поместной Православной Церкви разрабатывается и вводится в систему народного образования всех уровней обязательное изучение курса «Православная культура». Реализация курса Православной культуры в образовании, её формы и способы, определяются учением и каноническим правом Православной Церкви, в симфонии взаимодействия с правовой системой и законодательством, обеспечиваемым государственной властью и регулирующим деятельность образовательных субъектов всех видов и форм собственности, организации и уровня. Для этого формируются и утверждаются образовательные государственные стандарты, механизмы и система их исполнения. Церковь определяет и фиксирует в канонических нормативно-правовых актах православные вероучительные основания, а также создает систему аттестации и лицензирования православной принадлежности учебных курсов и субъектов деятельности. Для истинной реализации принципа свободы совести и предотвращения насильственного обращения в православную веру, не являющегося в такой форме волей Божьей и запрещенного законодательством, курс «Православная культура» реализуется в двух вариантах. В полном объёме, с молитвой и практикой участия в богослужении Православной Церкви, осваиваемом по желанию родителей и совершеннолетних учащихся, или в общеобязательном ознакомительном объеме без молитвы и участия в богослужении Православной Церкви, в объеме образовательного стандарта получения знаний, умений и навыков применения преподаваемого материала. 1. Общие положения1.1 Образовательная сфера православной культурыПравославная культура является системой, включающей в себя Бога и человека, Божью правду, правовые нормы и институты, регулирующие общественные отношения и деятельность, формирующие правопорядок, обуславливающие обретение, сохранение потребление и передачу следующим поколениям результатов культурной деятельности. В совокупности и идеальной гармонии её элементов православная культура (по существу) представляет собой систему, мир Божий, созидаемый в человеческом уделе Словом Божьим и Духом Святым, правдою и любовью Господней, посредством истины и служения Православной Церкви, в единстве Бога, верных Ему душ и всего общества Господня, задуманный Творцом до создания мира и во Христе Спасителе движимый в вечность, наполняющий человека и общество плодами, несказанным и непреходящим блаженством и покрывающий вечною славой Бога. Православие, как религия, исповедуемая большинством населения исторической Руси и других народов, имеющая Поместные Церкви на всех континентах, в научном общественно-гуманитарном знании относится к основным типам мировоззрения и представляет собой сбалансированную систему понимания окружающего мира, сознательного к нему отношения, обуславливающего эффективную, умиротворенную и плодотворную жизнедеятельность. Исследования сущности, проявлений и их закономерностей, выведение законов созидаемой при этом культуры формируют науку «православная культура», представляющую собой фундаментальную систему знаний о бытие Бога и человека, об их отношениях и совершаемой ими деятельности, основанной на истине правды Господней, силой Христа Спасителя и во славу Божью. Православная культура представляет собой интеграцию в единое целое собственно богословской, гуманитарной, социальной науки и образования, является предметом, не подменяющим другие дисциплины, а системообразующим среди них в научном знании о всем творении Божьем. Также и другие науки, имеющие свой предмет и метод, цели и задачи в исследованиях, образовании и воспитании, не исчезают в культурологии и не заменяют её. Православная культура, как учебная дисциплина, включает в себя теорию и практику основ миропонимания творения Божьего, деятельности Бога и человека, происхождения, сути, ценностей бытия, места человека, общества и его институтов в мироздании, его времени, пространстве и в вечности, имеющая свое место в системе образования, науки и практики служения Православной Церкви и всего народного хозяйства. 1.2 Цели и задачи в достижении результатовОсновными целями изучения православной культуры являются: Учебный предмет «Православная культура» имеет ряд задач в достижении результатов освоения базисной и производных программ: В душевно-личностной сфере Обретение и укрепление единства и целостности личного непреходящего общения с Богом, во Христе спасающим человека в жизнь вечную Словом Божьим и Духом Святым, посредством служения Православной Церкви. Освоение текстов и откровения богодухновенного, безошибочного, полного и абсолютно авторитетного Священного Писания, а также Предания Православной Церкви. Освоение учения, практики служения и жизни Православной Церкви, в соответствии с Никео-Цареградским Символом Веры, решениями семи Вселенских и других Поместных Соборов, учением Отцов и Просветителей, включая, литургию и каноническое право. Формирование мировоззрения на основе православной веры, научной теории и практического опыта всего духовного исторического наследия, воспринимаемого во свете Слова Божьего, Священного Писания и Предания Православной Церкви. Воспитание характера и достоинства верного любящего Бога, ближнего и Церковь Христову Православную христианина, правосознательного и законопослушного гражданина, любящего и хранящего свою семью и Отечество патриота, заботящегося о добрососедстве в международных отношениях миротворца. Восприятие вечных и исторических духовных ценностей богообщения, Православной Церкви, Святой Руси и современного общества, человеколюбия и свободы во Христе. Формирование навыков принятия эффективных ответственных решений, умения, в условиях обычного недостатка времени и ресурсов, собирать максимально точную информацию, всесторонне оценивать ситуацию, выбирать верный из нескольких вариантов поведения, совершая всё во свете учения Слова Божьего и Православной Церкви. Воспитание благоговейного и смиренного подчинения Богу, Его правде и закону, почтения к родителям и начальствующим в обществе, способности принимать на себя ответственное руководство своим поведением и жизнью, а также Богом данным уделом, деятельностью и жизнью отдельных лиц и коллективов. Воспитание духовной, интеллектуальной, нравственной, правовой, эстетической, экономической, трудовой, физической, семейной и экологической культуры поведения. Реализация, в частности, права на свободу мировоззрения в осознанном и верном выборе родителями или совершеннолетними учащимися варианта курса православной культуры, полного, с духовной практикой и участием в богослужении и таинствах Православной Церкви, или ознакомительного, без таковых. В сфере общественных отношений и социализации Приобретение знания Бога Творца и Вседержителя и Его творения, необходимого для достаточного понимания современного общества, его жизни и развития, культуры, структуры, особенностей отдельных групп и сообществ. Приобретение навыков общения с Богом и человеком, на этой основе взаимодействия и сотрудничества с ближним во всех Божиих установлениях, общественных институтах, семье, местном самоуправлении, государстве, трудовых коллективах, во-первых, в Православной Церкви и её местной общине, приходе. Воспитание поведения в гармонии реализации прав и полномочий, обязанностей и ответственности человека перед Богом, ближним и обществом. В сфере интеграции в национальную культуру Воссоединение с Богом во Христе, воцерковление, а также последующая источающая Божью святость и благодать интеграция в современную национальную и мировую культуру. Формирование культурной просвещенной в Боге компетентности в области знаний национальной культуры и традиции. Формирование высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному национальному наследию Православной Церкви и Отечества, в контексте понимания и восприятия культуры мирового сообщества. Воспитание почтения к Богу Отцу Небесному, Церкви Христовой, местной православной общине, к родителям, семье, памяти предков, истории Православной Церкви и Отечества, как основы формирования духовности, человеколюбия, гражданственности и патриотизма. В сфере трудовой деятельности Воспитание послушания в исполнении Божиих повелений и труда для себя и ближнего, в семье, Православной Церкви и общине, обществе и его отдельных институтах, государстве, местном самоуправлении, коллективах трудящихся, в целом, в Отечестве, созидая также мир в межнациональных и международных отношениях. Воспитание Божьей любви и действенной заботы о благе душ, отступивших от истины и падших во грехи, в отвержении и разрушении их заблуждений и проступков, в предотвращении и наказании преступлений, правдой, судом и милостью Божьей. Обретение навыков во Христе и Его Церкви освящения собственной души и жизни от грехов и пороков, укрепления в праведности, а также навыков освящающего и укрепляющего в праведности участия в жизни ближнего и всего общества. Воспитание качеств характера и обретение навыков умиротворенного, укрепленного и блаженного во Христе, эффективного обучения, труда и отдыха. Воспитание качеств характера и навыков ответственного перед Богом и ближним, добросовестного отношения к работе, укрепления трудовой, производственной, технологической и исполнительной дисциплины. Воспитание характера и навыков непрерывного образования и постоянного совершенствования в духовной, семейной, профессиональной и других сферах жизни, расширение теоретического познания и практического освоения православной культуры. Воспитание творческого подхода к труду, формирование широты кругозора и профессиональной компетентности, готовности и способности принимать изменения в различных сферах труда и жизни и успешно адаптироваться к ним. Обретение знаний, умений и навыков созидания правопорядка и благоустройства во всех сферах личной и общественной жизни, защиты его от повреждающего воздействия деструктивных сил и систем, направленных на духовные, ценностные, морально-правовые и материальные основы жизнедеятельности. 1.3 ПринципыПринципы построения учебного курса составляют его методологическую основу, обеспечивают сбалансированность, целостность и системность в преподавании и усвоении материала. Ценностные принципы - Богоцентричность в понимании и освоении мира, в котором первопричиной и поддерживающей порядок и жизнь силой является любящий Бог Творец и Вседержитель, дающий каждому человеку и обществу предназначенный удел, для его возделывания и хранения, потребления плодов и передаче культурного наследия последующим поколениям. - Христоцентричность в понимании и труде спасения человека в жизнь вечную во Христе, Его Теле Церкви Христовой и истине Православия. - Церковноцентричность в понимании и созерцании красоты и благости Церкви Божьей, в стремлении к сыновнему единению с Небесным Отцом и ко причастию Христу Телу Церкви, в приобщении к служению Православной Церкви в местном приходе и обществе, в построении братских во Христе отношений в своем Отечестве (для нас на просторах Православной Руси) и со спасенными душами до края земли, в созидании мира Христова в единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, в международных отношениях. - Православноцентричность в верном понимании и исполнении правды Божьей о Боге Творце и Вседержителе и Его творении, в приобщении к свету и силе вероучения и служения Православной Церкви, в труде укрепления Ее благоговейного богослужения, нерушимого единства, благолепия устройства, чистоты учения, святости жизни, силы влияния на мир. - Культуроцентричность в понимании промысла Божьего и дел человеческих, исторических и иных факторов и связей, формирующих культуру, в освоении, на этой основе, духовного и материального наследия предыдущих поколений, в продолжении созидания православной культуры по повелениям Господа и данным Им образцам святых и во Христе Сыне Божьем. Формирование на этой основе поведения и жизнедеятельности, оценки исторического прошлого, решения современных проблем и планирования будущего. - Миролюбие детей Божьих в приобщении к миру Божьему, блаженству и наслаждению в созидании порядка и угодных Богу отношений с Ним и Его творением, в собственной душе, семье, местной и церковной общине, Отечестве и до края земли. - Патриотизм в поклонении Богу Отцу Небесному, в почитании отца и матери земных, в заботе о собственной семье и об Отечестве, а также братство во Христе и Его Церкви, силой правды и любви Божьей. В понимании региональных национальных особенностей культуры, Поместной Церкви и своего Отечества, места преподавания курса. - Человеколюбие в отношении к каждой душе человеческой, как к творению Божьему, равно Им любимому, Им созидаемому, Им наполняемому жизнью и Ему принадлежащему, нуждающемуся в силе Божьей любви и мудрости, подавляемому погибельным грехом, но освобождаемому Христом и Его Церковью в жизнь вечную и полноту жизни века сего. - Свобода от падшего мира и греха, в принадлежность Богу, Его правде и любви, для исполнения повелений и труда Господня, обретения благ вечного единства с Богом, Его даров и плодов праведной жизни. - Власть детей Божьих в обретении единства с Богом Вседержителем, Его силой и властью, в смирении своей души, разума и воли, помысла, слова и поступка под правду, волю и движение Божье. Теряемая в противлении и укрепляемая в подчинении Богу. - Мудрость в знании и понимании Бога Творца и Его творения, Божьей правды и закона, суда и милости, и в соответствующем построении своей жизни. Обладание глубиной, широтой и высотой познания Божиего, сбалансированным православным мировоззрением, предупреждение ограниченного фанатизма и морализаторства в примитивном заучивании, а затем в неосмысленном исполнении правил, запретов и установок поведения. - Духовная и социальная зрелость в становлении личности, как смиренной перед Богом души, умеющей познавать благую правду и повеления Господни, во исполнение их принимать ответственные и правильные решения, эффективно силой мудрости и любви Божьей действовать, совершенствоваться во Христе в созидании, хранении и потреблении полученных в своей жизни плодов и даров Божьих, иметь полноту жизни сего века и жизнь вечную. Дидактические принципы Используются общепринятые методы и принципы педагогики, наполненные просвещающим влиянием Слова Божьего и Духа Святого, Бога, действующего мудростью и любовью через сердца преподавателей, верных истине и служению Православной Церкви. - Научность, с использованием богословской методологии, в подготовке учебных материалов курса, разработке программ и уроков, а также в педагогической работе. - Доступность в понимания и усвоения материала, подготовленного соответственно уровню знаний, умений и навыков учащихся. - Последовательность в изложении материала, от простого к сложному, от исходного уровня знаний учащегося к его увеличению в усваиваемом объёме. - Наглядность в преподавании материала, образным изложением и демонстрацией способствующая пониманию абстрактных истин, реальных процессов и состояний культуры. - Актуальность в выборе затрагиваемых проблем и угла освещения материала. - Интеграция в построении курса, программ и уроков, связь практического опыта, научного и богословского знания о Боге, человеке и обществе в единое целое понимания, построения и изложения Православной культуры. - Системность и целостность в раскрытии понимания культуры, отдельных её составных частей, выявлении многообразия элементов и связей, сведении их в единую теорию и структурированную организацию курсов и уроков, способствующих формированию такого же цельного православного мировоззрения и характера. Принципы организации образовательного процесса - Признание и законодательное закрепление особой ведущей роли Православной Церкви в формировании и развитии православной культуры на территории исторической Руси и современных республик, в созидании культурного духовного и материального наследия, порядка и устройства, государственности и экономики, интеллектуального и научно-технического потенциала. - Общеобязательное изучение предмета православной культуры в системе образования, во исполнение промысла Божьего, продолжение исторической традиции, во утверждение истинной свободы, правды и человеколюбия, во спасение душ, для укрепления Отечества и мира в международных отношениях, во славу Божью. - Симфония сотрудничества системы образования и Православной Церкви. При этом используется научная и педагогическая методология и организация учебного процесса, в соответствии с законодательством реализуемая и контролируемая Министерством образования и науки, органами местного самоуправления. А также богословская методология и церковная организация, основанная на православной вере, реализуемая и контролируемая Православной Церковью, в соответствии с её учением и каноническим правом. - Утверждение свободы совести и выбора мировоззрения в исключении
насильственного обращения в православную веру, но возвращение заблудших душ в
лоно Православной Церкви мудростью и любовью. При этом, без попустительства
использования прав и свобод человека для совершения греха и правонарушений,
разрушающих правду и истинную свободу. А также в активном воспрепятствовании
распространению тоталитарно-деструктивных учений и организаций. - Духовное окормление преподавателей для достаточного знания ими вероучения и служения Православной Церкви, подтверждённого аттестацией отдела образования Православной Церкви, а также для обретения ими необходимых духовных и моральных качеств, и получения на этот труд благословения правящего архиерея. - Учет особенностей национальной культуры и Поместной Церкви, государственного законодательства, места, времени, системы организации образования, преподавательского состава и учащихся, их духовного состояния и возрастной психологии. С конкретизацией основ, целей и задач формируемого курса, соответствующей разработкой учебных материалов, в рамках вероучения, устройства и канонического права Православной Церкви. - Ответственность перед Богом, человеком и обществом в преподавании и использовании знаний, умений и навыков в практике реальной жизни. Умение решать насущные проблемы в исполнении Божией правды и заботы о каждом человеке, его ближнем и всём обществе. - Упреждение разлагающего души и общество воздействия падшего мира, профилактика негативного поведения, генерация иммунитета к тлетворному воздействию греха, воспитание сильного, святого, праведного и благочестивого характера человека для активного противостояния злу и совершения добрых, угодных Богу дел. - Принцип комплексного подхода в становления характера, духовного и социального созревания личности с вовлечением в воспитательный процесс школы, семьи, православной общины, местной самоорганизации и органов государственной власти. 2. Содержание предмета Православная культураОсновные компоненты - Слово Божье, Священное Писание и Предание, вероучение Православной Церкви. - Библейская история, история Православной Церкви, Поместной Церкви, Отечества и мира. - Теория православной культуры. - Нравственное православное богословие и этика. - Устройство и каноническое право Православной Церкви. - Археология. - Наследие богословия, творчества Святых Отцов и просветителей, служения Православной Церкви, агиографии, литературы, изобразительного искусства, пения, музыки, театра, кино, архитектуры, народного творчества и ремесел, политики, экономики, науки, техники, открывающее духовное, интеллектуальное, историческое и материальное содержание православной культуры. Межпредметные связи Для реализации принципа системности, комплексности и многосторонности в освещении выбранной темы, с целью достижения учениками максимального понимания и усвоения преподаваемого материала необходимо выявление и использование в педагогическом процессе сущностных связей между предметами, составляющими объект православной культуры, а также с другими учебными предметами, близкими тематике курса и урока. Структура программы Структура разрабатываемой программы зависит от основных параметров её построения, должна соответствовать поставленным целям, задачам и условиям её осуществления. Определяется количеством и глубиной разработки тем, выбранным временным промежутком и количеством часов для освоения, образовательным уровнем обучаемых, а также другими существенными параметрами. Образовательные уровни 1. Светская система образования, имеющая православный компонент, лицензированный уполномоченным органом государственной власти и отделом религиозного образования Православной Церкви. Дошкольное образование Внешкольные и творческие образовательные программы 2. Система образования Православной Церкви Приходские, епархиальные школы, средние и высшие учебные заведения Поместной Церкви. На основании общей программы разрабатывается программа курса «Православная культура», соответствующая национальным образовательным государственным стандартам и стандартам Православной Поместной Церкви, выбранной системы и уровня образования. С учетом необходимости построения преемственности программ в формировании единого образовательного пространства и последовательного, непрерывного в нем образования по базисному и интегративному предмету «Православная культура».
Калашников Ю.В. Опубликовано: 2011.05.19.
Программа дорабатывается, совершенствуется.
|
праведность и мир, © Калашников Ю.В. 2011 правила сайта Страница http://sancti.ru/clt/org/progr_bc_oc.htm