праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / богословие /

 

 

 



Христианский теизм
в методологии правовых исследований

 

Калашников Ю.В. Христианский теизм в методологии правовых исследований. [Электронный ресурс] // Журнал «Праведность и мир» ISSN 2078-8932: электронное приложение ISSN 2218-032X. URL: http://sancti.ru/th/tm.htm (дата обновления: 23.11.2014)

Опубликовано: 2007.06.
Редакция: 2010.05; 2011.04, 07.05; 2014.11.23.

 

 

 … Он пришел для свидетельства,
чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.

Был Свет истинный,
Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

Пришел к своим, и свои Его не приняли.

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его,
 дал власть быть чадами Божиими,

которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа,
но от Бога родились. (Ин.1:7-13)

 

Содержание

Введение.

Общефилософский метод.

Философско-правовой метод.

 

Введение

Успешное развитие и процветание всякого государства, в том числе, республик Святой Православной Руси, и России, и Украины, зависит от многих условий, основным из которых является реализация и защита национальных интересов, как совокупности интересов всех членов общества: интересов каждого гражданина, интересов национальных, социальных, иных групп и всего государства, представляющих собой совокупность жизненно важных материальных, интеллектуальных и духовных ценностей его народа. С учетом таковых в международных отношениях, и в первую очередь, для Украины и России с братскими народами исторически сложившейся общности Святой Руси. При этом в общем  контексте проблем регулирования отношений и создания законодательной базы, достаточной для поступательного развития и укрепления Отечества, а в нем государственного и местного управления, народного хозяйства, эффективного решения поставленных перед ними задач, одно из центральных мест занимают вопросы, касающиеся сути и принципов формирования правовой системы, а также механизмов её функционирования. Решение данной проблемы затрудняется отсутствием, во-первых, духовной идеологической основы, фундаментальных принципов, на которых возможно построение и стабильное существование сбалансированной правовой системы.

При этом нужно учесть, исследования и опыт показывают, что религиозный фактор в таких отношениях может быть как позитивным, так и деструктивным, углубляющим существующие в обществе противоречия и проблемы, нарушающим права и свободы человека, правовой порядок и национальную безопасность. От этого в западном мире происходит дилемма между гарантиями на свободу деятельности религиозных организаций и необходимостью защиты общества от их деструктивного влияния, игнорирования ими правопорядка, принципов народовластия и прав человека. Эта проблема, например, находится в поле зрения Совета Европы, отмечается в документах ПАСЕ [1], в публикациях ряда отечественных и зарубежных авторов. В попытках её решения прилагаются усилия по выработке государственной политики в сфере свободы мировоззрения и деятельности религиозных организаций, которая могла бы стать основой гармоничных и плодотворных отношений в системе человек – религиозная организация – государство – общество. Однако в результате светских дебатов по данному поводу нет единого мнения о содержании такой политики, у некоторых существуют также сомнения вообще в её необходимости.

Решение ряда этих выявленных проблем заключается в подборе и обосновании научной методологии, в первую очередь, философской и богословской, а также философско- и богословско-правовой. История созидания Святой Православной Руси от времен святого равноапостольного князя Владимира открывает нам пример использования такого основанного на православном вероисповедании научно-практического инструментария, который позволяет решать онтологические, гносеологические и аксиологические вопросы исследования и совершенствования права и правового регулирования общественных отношений, в том числе, в сфере религии. А также способствует формированию духовного базиса, на котором возможно построение сбалансированной системы права. Что также решает проблему реализации права свободы мировоззрения, эффективности и безопасности деятельности религиозных организаций. Это особенно важно на фоне определённых проявлений постатеистической духовной и моральной деградации общества, нуждающегося в восстановлении вначале духовного основания, на котором только возможно дальнейшее его укрепление и процветание.

При этом, как видим, основное и первое место в процессе осознания и реализации истинных национальных интересов занимает Православная Церковь, так как является носителем открываемых Богом человеку духовных ценностей и, соответственно, неотъемлемым участником созидания нашим народом духовного основания правовой системы, институтов государственного и местного управления, всей системы народного хозяйства. Что происходит путем наполнения Истиной понимания человеком блага, свободы, справедливости, порядка, как высших исходящих от Бога, наполняющихся Его силой и благолепием ценностей в жизни человека и общества, основанных на святых канонах, вероучении и жизни Православной Церкви. Божьей благодатью в Причастии Христу и Его Церкви происходит освящение и совершенствование человека, созидается его праведность и правосознание, как часть благой и непоколебимой во Христе правовой системы государства, во Святом Православии наиболее способной противостоять воинствующему падшему во грех миру [2] и вести души во спасение вечной жизни и славы Божией.

Относительно важности использования в процессе построения правовой системы общества методологии необходимо отметить, что в жизнедеятельности человека процесс познания и практического преобразования любых объектов окружающей действительности всегда нуждается во внутренней организации и регулировании. Совокупность предназначенных для этого определённых правил, приёмов, способов и норм представляют собой метод (греч. – способ познания), по другому сказать «путь к чему-либо». Включающий в себя, как правило, определённый алгоритм, процедуру, состоящую из последовательности каких-либо действий и операций, ведущих  к поставленной цели. Ф. Бекон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, крайне необходимым, потому что нельзя рассчитывать на успех в достижении цели, в том числе, в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путём.

О Христе Спасителе и Учителе Святое Писание говорит, что Он «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). В устах наполненного благодатью псалмопевца, глубоко видящего и понимающего окружающую действительность, слышим: «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105). А апостольский призыв: «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие…» (Еф.6:10,11), вразумляет христиан мудро подбирать и созидать, в полноте количества и качества использовать инструментарий, необходимый для эффективного познания окружающего мира и совершения в нем дела Божия, в том числе, научного труда. Который в его системности и последовательности научного познания мира требует целого ряда соответствующих методов [3]. Их отбор и группировка в совокупности тех, которые необходимы для решения конкретных задач, позволяет определить методологию исследования. И необходимо отметить, что это не просто набор подходящих инструментов, а их функциональное единство, концептуальная система, подчиненная достижению единой цели.

Многообразие окружающего нас мира, взаимодействия с ним и освоения его человеком обуславливает такое же многообразие предназначенных для этого методов, которые мы должны, как любой аккуратный мастер, подобрать и разложить по полочкам, классифицировать и упорядочить для наиболее эффективного применения в построении научного исследования и получения достоверных и полезных для общества результатов.

1. Философские методы – система принципов, операций, приёмов, имеющих всеобщий, универсальный характер, выводимая из теории исследования и научного познания мира. Богословские методы – система догм и также открываемых Богом во Святом Писании и Предании Православной Церкви, определяющих стратегическое направление исследования. Они  являются основополагающими. Поэтому ошибка здесь, на высших этажах познания, может завести целую программу исследования в тупик, а её применение к разрушительным последствиям, особенно болезненным, если она реализуется в области гуманитарных наук и имеет влияние на процессы жизнедеятельности общества.

2. Общенаучные методы. Они формируются на основе общенаучных понятий и концепций и обеспечивают оптимальное взаимодействие специально-научного знания с философией. Сюда относятся методы: системный, структурно-функциональный, вероятностный, моделирования, формализации…

3. Частнонаучные методы соответствуют конкретным наукам, одной из которых является рассматриваемое нами право. Например, формально-догматический (юридико-технический) метод используется в исследовании права как такового в чистом виде, вне связи с духовными и социальными явлениями.

Далее в данном исследовании проводится подбор и обоснование научной методологии, основанной на христианском теизме, используемый в правовых исследованиях, в частности, для уточнении и совершенствовании правового регулирования общественных отношений в религиозной сфере.

Общефилософский метод

 

(Статья в работе, продолжение следует)

 

© Калашников Ю.В. 2007, 2010, 2011, 2014                Правила сайта

 



[1] Illegal activities of sects. Opinion. Committee on Culture and Education Doc. 8383, 21 April 1999 // http://assembly.coe.int/main.asp?Link=/documents/workingdocs/doc99/edoc8383.htm (дата последнего посещения сайта 10.03.07).
Illegal activities of sects. Recommendation 1412 (1999) // http://assembly.coe.int/main.asp?Link=/documents/adoptedtext/ta99/erec1412.htm  (
дата последнего посещения сайта 10.03.07).
Threat posed to democracy by extremist parties and movements in Europe. Report. Political Affairs Committee. Rapporteur: Mrs Mirjana Feric-Vać, Croatia, Socialist Group.
25 July 2003. Doc. 9890 // http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/WorkingDocs/Doc03/EDOC9890.htm (дата последнего посещения сайта 10.03.07).

[2] Калашников Ю.В. Либерализм и его последствия в удалении от вероучения и жизни Православной Церкви и культуры. [Электронный ресурс] // Журнал «Праведность и мир» ISSN 2078-8932: электронное приложение ISSN 2218-032X. URL: http://sancti.ru/th/liber.htm (дата обновления: 21.09.2014)

[3] Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. Пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – С. 11.