праведность и мир электронные материалы журнала
домашняя / богословие / Терминологический аппарат методологии богословия

 

  

 

Терминологический аппарат методологии богословия

 

Я есмь путь и истина и жизнь;
никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Иоанна 14:6

Оглавление

Введение

Структура и содержание терминологического аппарата методологии богословия

Словарь терминологии объекта методологии богословия

Словарь терминологии предмета методологии богословия

Введение

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6), - говорит Христос, указывая на Самого Себя, как путь, совершенную совокупность методов и средств, используя которые человек достигает познания Бога Отца и получает так от Него способность понимать и обретать истинно ценные блага века нынешнего и будущего жизни вечной. Идя этим путем, но с использованием обыденного, лишенного строгого логического, научного подхода, человек неизменно склоняется к искажениям в понимании окружающей действительности, а значит, не может быть достаточно эффективным в понимании и удовлетворении своих нужд, определения истинных ценностей и целей и достижения их, не способен обрести и полноту приготовленных ему Богом благ, хотя в жизнь вечную спасается Христом Спасителем и подаваемой Им благодатью Божией.

Решение указанной проблемы достаточного понимания окружающего мира, а также и эффективной защиты православной веру от лженаучных и иных религиозных учений состоит в использовании основанной на строгой логике самой науки и её части, православного богословия, с его соответствующей методологией. В результате решения этой проблемы укрепляется вероучение и духовная жизнь Православной Церкви, ведущая человека ко спасению в жизнь вечную, обретению полноты благ сего и будущего века, во славу Божью. Совершенствуется научная, образовательная и воспитательная деятельность организаций высшего образования в части реализации программ сферы православного богословия, увеличивается эффективность приведения этих программ в соответствие с требованиями их аккредитации Учебным комитетом Русской Православной Церкви[1].

Одним из первых этапов на этом пути, как во всяком научном исследовании, является уточнение используемой терминологии. При этом формируется система описывающих деятельность человека терминов и их определений сферы обществознания, науковедения и теологии. Терминология обществознания является междисциплинарной с некоторым преобладанием области психологии. На этом основании формируется терминология деятельности в сфере науковедения, а затем богословия, включая начала его научной методологии. В свою очередь, такая система терминологии более точно определяет содержание и структуру методологии богословия, позволяет понять объект и предмет изучаемой области знания, очертить её границы и углубить содержание её разделов. Что способствует наиболее эффективной организации и выполнению научных исследований, а также составлению и реализации учебных программ.

Структура и содержание терминологического аппарата методологии богословия

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:15-17). Заповеданная Богом человеку деятельность по возделыванию и хранению данного ему удела, обретение в этом труде плодов и их употребление, всегда рассудительное в отделении доброго от злого, несущего смерть от ведущего к жизни, по заповеди и под руководством Бога должно привести человека к жизни вечной. Частью этой деятельности ныне является и научная деятельность, неизменно с использованием проверенных наукой законов логики и соответствующей методологии. И так же неизменно проводимая в единстве с Богом и послушным Ему, в том числе и в области науки народом.

«Не мозг сам из себя породил логическое мышление, но мозг усвоил форму логического мышления в процессе исторического развития человека», - говорит признанный в советское время ученый Л.С. Выготский[2]. При этом, являясь апологетом марксизма и атеизма, он пытается отвергнуть мысль о Боге Торце и Промыслителе мира, дарующем каждому человеку жизнь и все необходимое во Христе для её вечности. Рассматривает проблему возникновения и развития мыслительной деятельности у человека и, в частности у детей, но при этом отвергает Отца Небесного, а значит, превращает жизнь человека в безотцовщину, а общество в ватагу беспризорников. Делая его легкой добычей нечестивых преступников, пренебрегающих законы нравственности, государственного и местного управления, если и пытающихся бороться со злом, то своей беспорядочностью революционеров, способных только возвращать вспять развитие духовности и культуры. Разрушающих свое отечество и все в нем доброе, в том числе и в области науки.

В развитии этой мысли можно обратить внимание на американского исследователя Т. Куна, который, рассматривая в своем очерке «Структура научных революций» имеющее неоднородность развитие науки, описывает этот процесс, как цепь «научных революций», определяемых новыми парадигмами[3]. При этом необходимо учесть, что латинская приставка ре- имеет несколько значений. Указывает на повторное, возобновляющее действие или на противоположное действие, противодействие, которое в данном случае более подходит в сочетании со словом противоположного значения «эволюция» — развитие. В таком случае революция в развитии науки подобна противоречивому её «восхождению вниз». А парадигма уподобляется движимому определённой идеологией научному сообществу, пытающемуся так «развивать нормальную науку». По мнению уважаемого Т. Куном  П. Фейрабенда такой поход к истории и методологии науки является «научным нигилизмом», весьма похожим на организованную преступность[4]. Добавим, что не только в криминальной и  научной сфере, но и в духовной, потому что в таких рассуждениях нет места существованию Бога Творца и Промыслителя мира, Его духовности и нравственности. О результатах такого подхода говорит, используя метод сравнения, Господь: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, - повернулись назад» (Ис.1:2-4).

Учитывая такие размышления, стремясь к истинному развитию и совершенству личности и общества, в частности, и нашего Отечества – Святой Руси, к тому, чтобы Господь определил каждого из нас достойным звания человека разумного и Божьего, необходимо возвращаться не к беспорядочному и погибельному своеволию Адама, а к смиренному и умиротворенному послушанию Богу, как Творцу всего, Создателю и Спасителю человека. Двигаться от противящихся Богу, разрушающих нравственность, нечестивых и разбойничьих туманных парадигм — в причастие Христу Спасителю и Его Церкви, Его просвещению. От истощения собственными ничтожными усилиями — к укреплению даруемой Богом благодатью, и под Его руководством — ко благам века нынешнего и будущего. По призыву Божьему устами того же пророка Исаии к добрым делам и на беседу: «Придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис.1:18-20).

В осознании такого предупреждения, спасаясь от гнева Божия и смерти, к благам и вечной жизни, человек в здравости души принимает Евангелие, Благую Весть Христа Спасителя, Который «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для .правды: ранами Его мы исцелились. – На что исцеленный апостол отмечает. - Ибо мы были, как овцы блуждающие не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1Пет.2:24,25). В причастие Христу Спасителю и Богу, Его Православной Церкви. А в науке — к богословию, в том числе и её четкой научной методологии, к вечному и незыблемому, спасительному фундаменту — вероучению и жизни Православной Церкви.

Именно на этом основании возводится и представляемый далее терминологический аппарат методологии православного богословия, как дополненный богословским компонентом словарь терминологии обществознания и науковедения. Состоящий из двух частей: первой словаря объекта и второй словаря предмета методологии православного богословия. Где объектом является часть окружающей действительность, на которую направлена научно-богословская деятельность. А предметом — составной элемент этого объекта, очерчивающий границы определенного научного исследования, в данном случае методологии православного богословия.

Словарь терминологии объекта методологии богословия

Обществознание

Науковедение

Богословие

Деятельность — процесс активного, осознанного, целенаправленного и продуктивного преобразования субъектом окружающей действительности.

Деятельность научная — процесс производства субъектом нового, еще не известного человечеству знания об окружающей действительности, как результат преобразования совокупности имеющейся у субъекта информации об окружающем мире.

Деятельность научно-богословская — часть Промысла Бога в человеческом обществе, в котором человеку Божьей благодатью открывается новое для человечества знание, как результат преобразования уже имеющейся у человека информации об объекте богословия — Боге.

Культура — система, включающая: 1) все знание человеческого общества об окружающей его действительности; 2) активную  деятельность общества в познании и освоении окружающей действительности; 3) общество, стремящееся к познанию и освоению окружающей его действительности, его благ и ценностей.

Наука — система, включающая в себя: 1) упорядоченное и развивающееся научное знание о бытии, 2) активную во взаимодействии с окружающей человека действительностью научную деятельность по обретению научного знания, 3) социальный институт, занимающийся этой деятельностью.

Наука — система, включающая в себя: 1) упорядоченное знание о бытии Бога Творца и Его Творения, о человеке и Его спасении в причастии Христу и Его Церкви в вечную жизнь; 2) в обретении этого знания активную деятельность Бога, посредством сотворенного и спасаемого Им человека, во-первых, Христа Спасителя и Его Церкви, в построении должных отношений с окружающей действительностью, несущих благо человеку и славу Богу; 3) сообщество Творца и Ему в определенной степени смиренного народа, занимающееся этой деятельностью, если в причастии Христу и Его Православной Церкви, то спасительно в вечную жизнь.

 

Наука (частная) — знание, относящееся к определённой сфере бытия, деятельность сообщества ученых, имеющая свой общий объект, в нем конкретный предмет исследования, свою методологию и понятийный аппарат.

Богословие (теология) — наука, учение, знание сферы бытия Бога, происходящее от Бога, открывающееся миру Божьей благодатью посредством деятельности народа, верного Христу Спасителю и Богу, пребывающего в порядке вероучения, святых канонов, управления и духовной жизни Православной Церкви. (В системе религиоведения в определение добавляется уточнение богословия, как православного).

Деятельность — процесс активного, осознанного, целенаправленного и продуктивного преобразования субъектом окружающей действительности.

Деятельность образовательная (учебная) — процесс восприятия субъектом уже освоенного человечеством знания об окружающей действительности, как пополнение совокупности имеющейся у субъекта информации об окружающем мире.

Деятельность богословская образовательная — процесс благодатью Божьей передачи и восприятия верными Христу и Его Православной Церкви уже освоенного Церковью века нынешнего богословского знания, с использованием учебной методологии, в благой и спасительной полноте открываемого Христом Учителем верным причастникам Его Православной Церкви. Не верные Христу и Церкви не могут быть истинными богословами учителями и учениками, так как искажают в понимании и применении открываемую Богом истину.

Методология деятельности — учение об организации деятельности и совокупность её методов.

Методология науки — учение об организации научной деятельности, целью которой является получение нового знания, и совокупность её методов.

Методология богословия — учение об организации научно-богословской деятельности, выполняемой на основании вероучения, святых канонов и жизни Православной Церкви, силой и руководством исходящей от Бога благодати, в верном познании и исполнении Его слова и воли; и совокупность её методов.

Структура деятельности — определенная взаимосвязь составных её частей, включающая в себя её субъекты, объекты, мотивы и цели субъектов, средства, методы, процесс, результаты.

Структура научной деятельности — определенная взаимосвязь составных её частей, включающая в себя её субъекты, объекты, предметы, мотивы и цели субъектов, средства, методы, процесс, результаты.

Структура научно-богословской деятельности — определенная взаимосвязь составных элементов научно-богословской деятельности, как части Промысла Бога в Его творении, осуществляемая посредством  верных Христу и Его Православной Церкви, включающая в себя указанные субъекты, их мотивы и цели, соответствующие объекты, средства, методы, процесс, результаты.

Процесс деятельности — последовательность осознанных субъектом действий, направленных на целенаправленное изменение свойств определенных вещей действительности, необходимое в достижении конечной цели.

Процесс научной деятельности — последовательность выполняемых субъектом научной деятельности действий, направленных на обретение нового знания, в последовательности: наблюдения, эксперимента, теоретической части, проверки истинности нового знания и полезности нового продукта.

Процесс научно-богословской деятельности — последовательность благодатью Божьей обретения верными Христу и Его Православной Церкви знаний, еще не открытых Богом Церкви Воинствующей со грехом, земной,в их освящении и духовном росте на пути спасения в жизнь вечную.

Субъекты деятельности — лица, сознательно совершающие определенные действия над объектами приложения усилий.

Субъекты научной деятельности — лица, достаточно владеющие знаниями в сфере определенной науки, выполняющие научную работу с использованием определённых методов и средств, участники соответствующих научных сообществ.

Субъекты научно-богословской деятельности:

Бог Творец и Промыслитель, Его Промыслом движущий все Им сотворенные и контролируемые субъекты, в познании и исполнении Его воли, верным Христу и Его Церкви дарует спасительное познание откровения о Нем Самом и о Его творении, о человеке и  обществе, о должных в нем отношениях человека с Богом, человеком, обществом и всем творением Божьим.

Всеведущему Богу известно все о Нем Самом и о Его творении в прошлом, настоящем и будущем, поэтому необходимую для совершения Его Промысла и спасения человека часть Его знания Он, как Учитель, во Христе Спасителе открывает человеку.

Человек верный Христу и Его Православной Церкви всегда является учеником Христа, даже имея статус ученого, также является и богословом в части познания Христа Сына Божия и Бога, как Бога Слова.

Человек вне Христа и границ спасительного лона Православной Церкви исходящей от Бога во Христе предваряющей спасение благодатью, в частичной покорности Божьей воле и мудрости, правде и закону может совершать часть от угодной Богу научно-богословской деятельности, но не достаточную, чтобы ему быть и называться богословом, по причине его противления Христу Сыну Божьему, Богу Слову и полноте открываемой Им истины.

Объекты деятельности — вещи окружающей действительности, на которые направлена деятельность.

Объект научной деятельности — вещь окружающей действительности, на которую направлена научная деятельность.

Объекты научно-богословской деятельности — открывающийся человеку Бог и сотворенный Им человек в познании себя и общества, а также вещи окружающего творения Божьего в соотношении с Богом, на которые Бог направляет деятельность послушных Ему субъектов их познания.

Предмет деятельности — часть объекта познания, на который направлены основные усилия конкретной деятельности.

Предмет научной деятельности — составной элемент изучаемого объекта, определяющий границы определенного научного исследования.

Предмет научно-богословской деятельности — составной элемент изучаемого объекта, открывающегося человеку Бога или сотворенного Им человека, одна из вещей окружающего нас творения Божьего, находящаяся в определенном соотношении с Богом, на которую Бог направляет деятельность послушных Ему субъектов познания.

Логика деятельности — процесс упорядоченной, стремящейся к совершенству мыслительной и иной определяемой ею деятельности субъекта в окружающей его, познаваемой и осваиваемой им действительности. Слово, понятие, рассуждение, язык.

Логика научной деятельности — основанный на законах, во-первых, логики, определяемый целями науки порядок организации элементов научной деятельности. Определённая последовательность действий в системе фундаментальных, прикладных и иных исследований с получением и использованием результатов, как правило, в научно-производственных комплексах.

Логика научно-богословской деятельности — Сам Бог Слово (Логос) с Его внутренним процессом упорядоченной, направляющей человека к совершенству мыслительной и определяемой ею иной деятельности, к восстановлениюу человека во Христе Спасителе образа и подобия Божьего, к обретению от Бога способности мыслить, говоритьи действовать в соответствии с законами логики; порядок применения в реальной практике научно-богословской деятельности совокупности открываемых человеку Богом целей, ценностей, методов, средств, законов мышления и умственного труда.

Мотивы деятельности — результаты мыслительной деятельности, движущие субъекта к обретению им значимых целей, ценностей.

Мотивы научной деятельности человека — внутренние и внешние движущие силы в научной деятельности; потребность человека в познании и внутреннее удовлетворение от его обретения, обеспечение своей жизни, служение обществу, достижение определенного социального статуса.

Мотивы научно-богословской деятельности — результаты мыслительной деятельности человека в осознании своихличных нужд и наилучших путей их удовлетворения в угождении Богу, которые Богу известны в полноте, и Им открываются человеку для осознания его насущных нужд, а человеком осознаются и реализуются пропорционально его верности Христу иЕго Православной Церкви, а также уровню его духовной зрелости.

 

Мотивы научной деятельности общества — движущие силы в организации научной деятельности и использования её результатов для улучшения качества жизни всего общества.

Мотивы научно-богословской деятельности общества — движущие силы в организации научно-богословской деятельности и использования её результатов для улучшения качества жизни всего общества. У народа Православной Церкви, Тела Христа и Дома Божия, желания, движимые обитающим в нем Богом, жажда познания и исполнения воли Божьей, стремление к совершенству и спасению от смерти в жизнь вечную, к обретению её благ сего и будущего века.

Цель деятельности — осознанный образ результата этой деятельности, полученный в процессе осмысления субъектом иерархии его нужд и наилучших путей их удовлетворения.

Цель научной деятельности — научно обоснованный образ её предполагаемого результата — нового, неизвестного человечеству или закрытого его частью знания, предположительно полезного в удовлетворении нужд человека и общества.

Цель научно-богословской деятельности — научно и богословско  обоснованный образ результата этой деятельности в движении ко спасению человека в жизнь вечную в причастии Христу Богу и Его Православной Церкви, Телу и Дому Божию, в процессе углубления познания Бога на пути освящения, совершенствования и духовного роста человека. В совершенствовании построения отношений с Богом и полученным от Бога уделом, ближним, семьей, отечеством и народами земли, в приобщении к православной культуре, в осмыслении иерархии его нужд и указываемых Христом и Церковью путей (методов) их удовлетворения в обретении благ века нынешнего и будущего блаженной и вечной жизни, во славу Христа и Бога.

Средства деятельности — вещи окружающей действительности, необходимые для выполнения определённой работы и достижения поставленной цели.

Средства научной деятельности — вещи окружающей действительности, необходимые для выполнения научной деятельности в достижении поставленных целей.

Средства научно-богословской деятельности:
Бог Всемогущий, Вездесущий и Всеведущий, Промыслитель мира и Спаситель человека, благодатно наполняющий все порядком и движением, жизнью и всем необходимым для спасения человека в жизнь вечную, в том числе для выполнения научной работы.
Человек, Богом наделенный жизнью, способностями и всеми ресурсами, необходимыми для спасительного в вечную жизнь познания окружающего мира. В причастии Христу Спасителю и Его Православной Церкви действующей в нем Божьей благодатью способный в полноте понять и выполнить назначаемую Богом работу в достижении поставленных Им целей, конечная из которых спасение в жизнь вечную.

Методы деятельности — способы, приемы, пути использования средств, определенных совокупностей вещей окружающей действительности, необходимых для достижения поставленных целей.

Методы научной деятельности — способы, приемы, пути выполнения научной работы, необходимые для наиболее эффективного использования средств, ресурсов в достижении поставленных целей.

Методы научно-богословской деятельности — способы, приемы, пути наиболее эффективного использования обретаемых от Бога средств, используемые в производстве нового знания, необходимые для достижения поставленных Богом во Христе и Его Православной Церкви целей.

Результат деятельности — конечный итог определенной целенаправленной деятельности, совпадающий с искомым результатом соответственно критерию истинности в процессе планирования и реализации этой деятельности.

Результат научной деятельности — достижение нового знания в конечной точке определенного этапа на пути к поставленной цели, подтверждающее, опровергающее или предполагающее определенную степень его вероятности, соответствующее критерию объективности, истинности, воспроизводимости и достоверности.

Результат научно-богословской деятельности — новое знание в области богословия, открытое Богом смиренным Ему работникам, находящееся в рамках дозволенного Богом и доступного человеку, в верном причастии ко Христу и Его Православной Церкви, ее вероучению и духовной жизни, ведущего человека ко спасению, а общество к истинному процветанию и увеличению качества жизни. В нынешнем веке это знание находится в пределах достаточного человеку для спасения в жизнь вечную, а в будущем — как полнота познания человеком Бога и Его творения так, как Бог знает ныне человека.

Словарь терминологии предмета методологии богословия

(В разработке)

 

 

 

 

 

Опубликована: 2021.10.16
Редакция:

Калашников Ю.В. Терминологический аппарат методологии богословия [Электронный ресурс] // Электронные материалы журнала «Праведность и мир» ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/th/term-metd-teol.html, (дата публикации: 2021.10.16)

 

© Калашников Ю.В. 2021                Правила сайта

 

 



[1] Положение о церковной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций. / Учебный комитет РПЦ. – URL: http://www.uchkom.info/upload/doki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf. (Дата обращения: 15.10.2021)

[2] Выготский, Л. С. Собрание сочинений. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – Тома 3-4. – 953 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=81393&page_id=285, (дата обращения: 11.10.2021). – ISBN 978-5-4460-2077-5. – С. 451. (Дата обращения: 15.10.2021).

[3] Калашников Ю.В. «Томас Кун. Структура научных революций». Реферат. [Электронный ресурс] // Электронные материалы журнала «Праведность и мир», ISSN 2078-8932. URL: http://www.sancti.ru/cn/cuhn.htm. (Дата публикации: 2012.05.11).

[4] Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки: Переводы с англ. и нем. / Общ. ред. и авт. вступ. ст. И. С. Нарский. - М. Прогресс. 1986. - С. 112.