Терминологический аппарат методологии богословия
Я есмь путь и истина и жизнь;
никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Иоанна 14:6
Оглавление
Введение
Структура и содержание терминологического
аппарата методологии богословия
Словарь терминологии объекта методологии
богословия
Словарь терминологии предмета методологии
богословия
Введение
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как
только через Меня» (Ин.14:6), - говорит Христос, указывая на Самого Себя, как
путь, совершенную совокупность методов и средств, используя которые человек
достигает познания Бога Отца и получает так от Него способность понимать и
обретать истинно ценные блага века нынешнего и будущего жизни вечной. Идя
этим путем, но с использованием обыденного, лишенного строгого логического,
научного подхода, человек неизменно склоняется к искажениям в понимании окружающей
действительности, а значит, не может быть достаточно эффективным в понимании
и удовлетворении своих нужд, определения истинных ценностей и целей и
достижения их, не способен обрести и полноту приготовленных ему Богом благ,
хотя в жизнь вечную спасается Христом Спасителем и подаваемой Им благодатью
Божией.
Решение указанной проблемы достаточного понимания окружающего
мира, а также и эффективной защиты православной веру от лженаучных и иных
религиозных учений состоит в использовании основанной на строгой логике самой
науки и её части, православного богословия, с его соответствующей
методологией. В результате решения этой проблемы укрепляется вероучение и
духовная жизнь Православной Церкви, ведущая человека ко спасению в жизнь
вечную, обретению полноты благ сего и будущего века, во славу Божью.
Совершенствуется научная, образовательная и воспитательная деятельность
организаций высшего образования в части реализации программ сферы
православного богословия, увеличивается эффективность приведения этих программ
в соответствие с требованиями их аккредитации Учебным комитетом Русской
Православной Церкви[1].
Одним из первых этапов на этом пути, как во всяком научном исследовании,
является уточнение используемой терминологии. При этом формируется система
описывающих деятельность человека терминов и их определений сферы
обществознания, науковедения и теологии. Терминология обществознания является
междисциплинарной с некоторым преобладанием области психологии. На этом
основании формируется терминология деятельности в сфере науковедения, а затем
богословия, включая начала его научной методологии. В свою очередь, такая
система терминологии более точно определяет содержание и структуру
методологии богословия, позволяет понять объект и предмет изучаемой области
знания, очертить её границы и углубить содержание её разделов. Что
способствует наиболее эффективной организации и выполнению научных
исследований, а также составлению и реализации учебных программ.
Структура и содержание терминологического аппарата
методологии богословия
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы
возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от
всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь
от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»
(Быт.2:15-17). Заповеданная Богом человеку деятельность по возделыванию и
хранению данного ему удела, обретение в этом труде плодов и их употребление,
всегда рассудительное в отделении доброго от злого, несущего смерть от
ведущего к жизни, по заповеди и под руководством Бога должно привести
человека к жизни вечной. Частью этой деятельности ныне является и научная
деятельность, неизменно с использованием проверенных наукой законов логики и
соответствующей методологии. И так же неизменно проводимая в единстве с Богом
и послушным Ему, в том числе и в области науки народом.
«Не мозг сам из себя породил логическое мышление, но мозг усвоил
форму логического мышления в процессе исторического развития человека», -
говорит признанный в советское время ученый Л.С. Выготский[2].
При этом, являясь апологетом марксизма и атеизма, он пытается отвергнуть
мысль о Боге Торце и Промыслителе мира, дарующем каждому человеку жизнь и все
необходимое во Христе для её вечности. Рассматривает проблему возникновения и
развития мыслительной деятельности у человека и, в частности у детей, но при
этом отвергает Отца Небесного, а значит, превращает жизнь человека в
безотцовщину, а общество в ватагу беспризорников. Делая его легкой добычей
нечестивых преступников, пренебрегающих законы нравственности,
государственного и местного управления, если и пытающихся бороться со злом,
то своей беспорядочностью революционеров, способных только возвращать вспять
развитие духовности и культуры. Разрушающих свое отечество и все в нем
доброе, в том числе и в области науки.
В развитии этой мысли можно обратить внимание на американского
исследователя Т. Куна, который, рассматривая в своем очерке «Структура
научных революций» имеющее неоднородность развитие науки, описывает этот
процесс, как цепь «научных революций», определяемых новыми парадигмами[3].
При этом необходимо учесть, что латинская приставка ре- имеет несколько значений.
Указывает на повторное, возобновляющее действие или на противоположное
действие, противодействие, которое в данном случае более подходит в сочетании
со словом противоположного значения «эволюция» — развитие. В таком случае
революция в развитии науки подобна противоречивому её «восхождению вниз». А
парадигма уподобляется движимому определённой идеологией научному сообществу,
пытающемуся так «развивать нормальную науку». По мнению уважаемого Т. Куном
П. Фейрабенда такой поход к истории и методологии науки является «научным
нигилизмом», весьма похожим на организованную преступность[4].
Добавим, что не только в криминальной и научной сфере, но и в духовной,
потому что в таких рассуждениях нет места существованию Бога Творца и
Промыслителя мира, Его духовности и нравственности. О результатах такого
подхода говорит, используя метод сравнения, Господь: «Я воспитал и возвысил
сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел -
ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы,
народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны
погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, - повернулись
назад» (Ис.1:2-4).
Учитывая такие размышления, стремясь к истинному развитию и
совершенству личности и общества, в частности, и нашего Отечества – Святой
Руси, к тому, чтобы Господь определил каждого из нас достойным звания
человека разумного и Божьего, необходимо возвращаться не к беспорядочному и
погибельному своеволию Адама, а к смиренному и умиротворенному послушанию
Богу, как Творцу всего, Создателю и Спасителю человека. Двигаться от
противящихся Богу, разрушающих нравственность, нечестивых и разбойничьих
туманных парадигм — в причастие Христу Спасителю и Его Церкви, Его
просвещению. От истощения собственными ничтожными усилиями — к укреплению
даруемой Богом благодатью, и под Его руководством — ко благам века нынешнего
и будущего. По призыву Божьему устами того же пророка Исаии к добрым делам и
на беседу: «Придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как
багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же
отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни
говорят» (Ис.1:18-20).
В осознании такого предупреждения, спасаясь от гнева Божия и
смерти, к благам и вечной жизни, человек в здравости души принимает
Евангелие, Благую Весть Христа Спасителя, Который «грехи наши Сам вознес
телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для .правды:
ранами Его мы исцелились. – На что исцеленный апостол отмечает. - Ибо мы
были, как овцы блуждающие не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и
Блюстителю душ ваших» (1Пет.2:24,25). В причастие Христу Спасителю и Богу,
Его Православной Церкви. А в науке — к богословию, в том числе и её четкой
научной методологии, к вечному и незыблемому, спасительному фундаменту —
вероучению и жизни Православной Церкви.
Именно на этом основании возводится и представляемый далее
терминологический аппарат методологии православного богословия, как
дополненный богословским компонентом словарь терминологии обществознания и
науковедения. Состоящий из двух частей: первой словаря объекта и второй
словаря предмета методологии православного богословия. Где объектом является
часть окружающей действительность, на которую направлена научно-богословская
деятельность. А предметом — составной элемент этого объекта, очерчивающий
границы определенного научного исследования, в данном случае методологии
православного богословия.
Словарь терминологии объекта методологии богословия
Обществознание
|
Науковедение
|
Богословие
|
Деятельность — процесс активного, осознанного, целенаправленного
и продуктивного преобразования субъектом окружающей действительности.
|
Деятельность научная — процесс производства субъектом нового,
еще не известного человечеству знания об окружающей действительности, как
результат преобразования совокупности имеющейся у субъекта информации об
окружающем мире.
|
Деятельность научно-богословская — часть Промысла Бога в
человеческом обществе, в котором человеку Божьей благодатью открывается
новое для человечества знание, как результат преобразования уже имеющейся у
человека информации об объекте богословия — Боге.
|
Культура — система, включающая: 1) все знание человеческого
общества об окружающей его действительности; 2) активную деятельность
общества в познании и освоении окружающей действительности; 3) общество,
стремящееся к познанию и освоению окружающей его действительности, его благ
и ценностей.
|
Наука — система, включающая в себя: 1) упорядоченное и
развивающееся научное знание о бытии, 2) активную во взаимодействии с
окружающей человека действительностью научную деятельность по обретению
научного знания, 3) социальный институт, занимающийся этой деятельностью.
|
Наука — система, включающая в себя: 1) упорядоченное знание о
бытии Бога Творца и Его Творения, о человеке и Его спасении в причастии
Христу и Его Церкви в вечную жизнь; 2) в обретении этого знания активную
деятельность Бога, посредством сотворенного и спасаемого Им человека,
во-первых, Христа Спасителя и Его Церкви, в построении должных отношений с
окружающей действительностью, несущих благо человеку и славу Богу; 3)
сообщество Творца и Ему в определенной степени смиренного народа,
занимающееся этой деятельностью, если в причастии Христу и Его Православной
Церкви, то спасительно в вечную жизнь.
|
|
Наука (частная) — знание, относящееся к определённой сфере бытия,
деятельность сообщества ученых, имеющая свой общий объект, в нем конкретный
предмет исследования, свою методологию и понятийный аппарат.
|
Богословие (теология) — наука, учение, знание сферы бытия Бога,
происходящее от Бога, открывающееся миру Божьей благодатью посредством
деятельности народа, верного Христу Спасителю и Богу, пребывающего в
порядке вероучения, святых канонов, управления и духовной жизни
Православной Церкви. (В системе религиоведения в определение добавляется
уточнение богословия, как православного).
|
Деятельность — процесс активного, осознанного, целенаправленного
и продуктивного преобразования субъектом окружающей действительности.
|
Деятельность образовательная
(учебная) — процесс восприятия субъектом уже освоенного человечеством знания
об окружающей действительности, как пополнение совокупности имеющейся у
субъекта информации об окружающем мире.
|
Деятельность богословская образовательная — процесс благодатью
Божьей передачи и восприятия верными Христу и Его Православной Церкви уже
освоенного Церковью века нынешнего богословского знания, с использованием
учебной методологии, в благой и спасительной полноте открываемого Христом
Учителем верным причастникам Его Православной Церкви. Не верные Христу и
Церкви не могут быть истинными богословами учителями и учениками, так как
искажают в понимании и применении открываемую Богом истину.
|
Методология деятельности — учение об организации деятельности и
совокупность её методов.
|
Методология науки — учение об организации научной деятельности,
целью которой является получение нового знания, и совокупность её методов.
|
Методология богословия — учение об организации
научно-богословской деятельности, выполняемой на основании вероучения,
святых канонов и жизни Православной Церкви, силой и руководством исходящей
от Бога благодати, в верном познании и исполнении Его слова и воли; и
совокупность её методов.
|
Структура деятельности — определенная взаимосвязь составных её
частей, включающая в себя её субъекты, объекты, мотивы и цели субъектов,
средства, методы, процесс, результаты.
|
Структура научной деятельности — определенная взаимосвязь
составных её частей, включающая в себя её субъекты, объекты, предметы,
мотивы и цели субъектов, средства, методы, процесс, результаты.
|
Структура научно-богословской деятельности — определенная
взаимосвязь составных элементов научно-богословской деятельности, как части
Промысла Бога в Его творении, осуществляемая посредством верных Христу и
Его Православной Церкви, включающая в себя указанные субъекты, их мотивы и
цели, соответствующие объекты, средства, методы, процесс, результаты.
|
Процесс деятельности — последовательность осознанных субъектом
действий, направленных на целенаправленное изменение свойств определенных
вещей действительности, необходимое в достижении конечной цели.
|
Процесс научной деятельности — последовательность выполняемых
субъектом научной деятельности действий, направленных на обретение нового
знания, в последовательности: наблюдения, эксперимента, теоретической
части, проверки истинности нового знания и полезности нового продукта.
|
Процесс научно-богословской деятельности — последовательность
благодатью Божьей обретения верными Христу и Его Православной Церкви знаний,
еще не открытых Богом Церкви Воинствующей со грехом, земной,в их освящении
и духовном росте на пути спасения в жизнь вечную.
|
Субъекты деятельности — лица, сознательно совершающие
определенные действия над объектами приложения усилий.
|
Субъекты научной деятельности — лица, достаточно владеющие
знаниями в сфере определенной науки, выполняющие научную работу с
использованием определённых методов и средств, участники соответствующих
научных сообществ.
|
Субъекты научно-богословской деятельности:
Бог Творец и Промыслитель, Его Промыслом движущий все Им
сотворенные и контролируемые субъекты, в познании и исполнении Его воли,
верным Христу и Его Церкви дарует спасительное познание откровения о Нем
Самом и о Его творении, о человеке и обществе, о должных в нем отношениях
человека с Богом, человеком, обществом и всем творением Божьим.
Всеведущему Богу известно все о Нем Самом и о Его творении в
прошлом, настоящем и будущем, поэтому необходимую для совершения Его
Промысла и спасения человека часть Его знания Он, как Учитель, во Христе
Спасителе открывает человеку.
Человек верный Христу и Его Православной Церкви всегда является
учеником Христа, даже имея статус ученого, также является и богословом в
части познания Христа Сына Божия и Бога, как Бога Слова.
Человек вне Христа и границ спасительного лона Православной
Церкви исходящей от Бога во Христе предваряющей спасение благодатью, в
частичной покорности Божьей воле и мудрости, правде и закону может
совершать часть от угодной Богу научно-богословской деятельности, но не
достаточную, чтобы ему быть и называться богословом, по причине его
противления Христу Сыну Божьему, Богу Слову и полноте открываемой Им
истины.
|
Объекты деятельности — вещи окружающей действительности, на
которые направлена деятельность.
|
Объект научной деятельности — вещь окружающей действительности,
на которую направлена научная деятельность.
|
Объекты научно-богословской деятельности — открывающийся
человеку Бог и сотворенный Им человек в познании себя и общества, а также вещи
окружающего творения Божьего в соотношении с Богом, на которые Бог
направляет деятельность послушных Ему субъектов их познания.
|
Предмет деятельности — часть объекта познания, на который
направлены основные усилия конкретной деятельности.
|
Предмет научной деятельности — составной элемент изучаемого
объекта, определяющий границы определенного научного исследования.
|
Предмет научно-богословской деятельности — составной элемент
изучаемого объекта, открывающегося человеку Бога или сотворенного Им человека,
одна из вещей окружающего нас творения Божьего, находящаяся в определенном
соотношении с Богом, на которую Бог направляет деятельность послушных Ему
субъектов познания.
|
Логика деятельности — процесс упорядоченной, стремящейся к
совершенству мыслительной и иной определяемой ею деятельности субъекта в
окружающей его, познаваемой и осваиваемой им действительности. Слово,
понятие, рассуждение, язык.
|
Логика научной деятельности — основанный на законах, во-первых,
логики, определяемый целями науки порядок организации элементов научной
деятельности. Определённая последовательность действий в системе
фундаментальных, прикладных и иных исследований с получением и
использованием результатов, как правило, в научно-производственных
комплексах.
|
Логика научно-богословской деятельности — Сам Бог Слово (Логос)
с Его внутренним процессом упорядоченной, направляющей человека к
совершенству мыслительной и определяемой ею иной деятельности, к
восстановлениюу человека во Христе Спасителе образа и подобия Божьего, к обретению
от Бога способности мыслить, говоритьи действовать в соответствии с
законами логики; порядок применения в реальной практике научно-богословской
деятельности совокупности открываемых человеку Богом целей, ценностей,
методов, средств, законов мышления и умственного труда.
|
Мотивы деятельности — результаты мыслительной деятельности,
движущие субъекта к обретению им значимых целей, ценностей.
|
Мотивы научной деятельности человека — внутренние и внешние движущие
силы в научной деятельности; потребность человека в познании и внутреннее
удовлетворение от его обретения, обеспечение своей жизни, служение
обществу, достижение определенного социального статуса.
|
Мотивы научно-богословской деятельности — результаты
мыслительной деятельности человека в осознании своихличных нужд и наилучших
путей их удовлетворения в угождении Богу, которые Богу известны в полноте,
и Им открываются человеку для осознания его насущных нужд, а человеком
осознаются и реализуются пропорционально его верности Христу иЕго
Православной Церкви, а также уровню его духовной зрелости.
|
|
Мотивы научной деятельности общества — движущие силы в
организации научной деятельности и использования её результатов для
улучшения качества жизни всего общества.
|
Мотивы научно-богословской деятельности общества — движущие силы
в организации научно-богословской деятельности и использования её
результатов для улучшения качества жизни всего общества. У народа
Православной Церкви, Тела Христа и Дома Божия, желания, движимые обитающим
в нем Богом, жажда познания и исполнения воли Божьей, стремление к
совершенству и спасению от смерти в жизнь вечную, к обретению её благ сего
и будущего века.
|
Цель деятельности — осознанный образ результата этой
деятельности, полученный в процессе осмысления субъектом иерархии его нужд
и наилучших путей их удовлетворения.
|
Цель научной деятельности — научно обоснованный образ её
предполагаемого результата — нового, неизвестного человечеству или
закрытого его частью знания, предположительно полезного в удовлетворении
нужд человека и общества.
|
Цель научно-богословской деятельности — научно и богословско
обоснованный образ результата этой деятельности в движении ко спасению
человека в жизнь вечную в причастии Христу Богу и Его Православной Церкви,
Телу и Дому Божию, в процессе углубления познания Бога на пути освящения,
совершенствования и духовного роста человека. В совершенствовании
построения отношений с Богом и полученным от Бога уделом, ближним, семьей,
отечеством и народами земли, в приобщении к православной культуре, в
осмыслении иерархии его нужд и указываемых Христом и Церковью путей
(методов) их удовлетворения в обретении благ века нынешнего и будущего
блаженной и вечной жизни, во славу Христа и Бога.
|
Средства деятельности — вещи окружающей действительности,
необходимые для выполнения определённой работы и достижения поставленной
цели.
|
Средства научной деятельности — вещи окружающей
действительности, необходимые для выполнения научной деятельности в
достижении поставленных целей.
|
Средства научно-богословской деятельности:
Бог Всемогущий, Вездесущий и Всеведущий, Промыслитель мира и Спаситель
человека, благодатно наполняющий все порядком и движением, жизнью и всем
необходимым для спасения человека в жизнь вечную, в том числе для
выполнения научной работы.
Человек, Богом наделенный жизнью, способностями и всеми ресурсами,
необходимыми для спасительного в вечную жизнь познания окружающего мира. В
причастии Христу Спасителю и Его Православной Церкви действующей в нем
Божьей благодатью способный в полноте понять и выполнить назначаемую Богом
работу в достижении поставленных Им целей, конечная из которых спасение в
жизнь вечную.
|
Методы деятельности — способы, приемы, пути использования
средств, определенных совокупностей вещей окружающей действительности,
необходимых для достижения поставленных целей.
|
Методы научной деятельности — способы, приемы, пути выполнения
научной работы, необходимые для наиболее эффективного использования
средств, ресурсов в достижении поставленных целей.
|
Методы научно-богословской деятельности — способы, приемы, пути
наиболее эффективного использования обретаемых от Бога средств,
используемые в производстве нового знания, необходимые для достижения
поставленных Богом во Христе и Его Православной Церкви целей.
|
Результат деятельности — конечный итог определенной
целенаправленной деятельности, совпадающий с искомым результатом
соответственно критерию истинности в процессе планирования и реализации
этой деятельности.
|
Результат научной деятельности — достижение нового знания в
конечной точке определенного этапа на пути к поставленной цели,
подтверждающее, опровергающее или предполагающее определенную степень его
вероятности, соответствующее критерию объективности, истинности,
воспроизводимости и достоверности.
|
Результат научно-богословской деятельности — новое знание в
области богословия, открытое Богом смиренным Ему работникам, находящееся в
рамках дозволенного Богом и доступного человеку, в верном причастии ко
Христу и Его Православной Церкви, ее вероучению и духовной жизни, ведущего
человека ко спасению, а общество к истинному процветанию и увеличению
качества жизни. В нынешнем веке это знание находится в пределах
достаточного человеку для спасения в жизнь вечную, а в будущем — как
полнота познания человеком Бога и Его творения так, как Бог знает ныне
человека.
|
Словарь терминологии предмета методологии
богословия
(В разработке)
Опубликована: 2021.10.16
Редакция:
Калашников Ю.В. Терминологический аппарат методологии богословия
[Электронный ресурс] // Электронные материалы журнала «Праведность и мир»
ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/th/term-metd-teol.html,
(дата публикации: 2021.10.16)
© Калашников Ю.В. 2021
Правила сайта
|