праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / богословие /

 

  

 

Теология и теологическое образование: перспективы развития
Или каковы в веке нынешнем и будущем последствия потери различия между терминами «теолог» и «еретик»

«Я старался увеличить, а не сократить число иереев; низложить еретиков, а не уменьшить число православных», - говорит святой Григорий Богослов в  Слове, произнесенном при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского. Говорит, как один из трех святых, имеющих звание богословов Православной Церкви, вместе с Иоанном Богословом и Симеоном Новым Богословом. Что является образцом для мышления и поведения всякого имеющего веру Божию человека, во-первых, священнослужителя, участвующего в развитии в обществе образования церковного и светского, то есть отделенного от Церкви.

Однако в наше время этот термин стал применяться даже иерархами Православной Церкви и к низлагаемым святыми отцами еретикам, возвышаемым современными «богословами» до уровня кандидатов и докторов богословия, что вызывает у верующих, по меньшей мере, удивление[1]. Так в докладе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных  Кирилла и Мефодия, президента Научно-образовательной теологической ассоциации, председателя Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополита Волоколамского Илариона на II Международном научном симпозиуме «Теология в современном научном и образовательном пространстве: субъекты, куррикула (curricula) компетенции»[2] в РУДН, говорится, что «в Научно-образовательную теологическую ассоциацию, которая была недавно создана, входят и православные учебные заведения, и исламские учебные заведения, и светские вузы, где ведутся теологические программы. Создание этой ассоциации получило благословение Святейшего Патриарха Кирилла как главы крупнейшей в России религиозной конфессии, но оно также было одобрено Межрелигиозным советом России, и с самого начала мы осуществляем этот проект как межрелигиозный». В Уставе этой ассоциации указана цель – «консолидация усилий по организации научно-образовательной деятельности по теологии»[3], то есть соединения усилий верных и еретиков разных религий в развитии так называемой «теологии», с непонятной сутью, вероятно, эклектики или, проще сказать, вариативного приготовления винегрета из вероучений различных религий.

«От этого непосвященные стали судьями преподобных», - указывает на результат поддержки отдельными деятелями Церкви такой потерявшей логику и истину «теологии» Григорий Богослов в Слове похвальном святому Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому, который всеми силами Божией благодати противостоял еретикам, а не продвигал их в народное образование, тем более, как учителей высшей квалификации. В реальности эти результаты проявляются усилением давления на всю Православную Церковь со стороны иных, причем, во-первых, экстремистски настроенных религиозных организаций и групп, в том числе и поддерживаемых ими политиков. Что ясно просматривается, например, на организаторах государственного переворота на Украине, в разжигании гражданской войны на Донбассе и вражды в отношениях с Россией и вообще с Православной Церковью.

 «Когда имею перед собой его обличительные слова на еретиков, тогда вижу Содомский огонь, которым испепеляются лукавые и беззаконные языки и сам Вавилонский столп (Быт.11), ко вреду созидаемый и прекрасно разрушаемый», - восторгается один из святых отцов Григорий Богослов деятельностью святого Василия Великого по низложению им истиной заблуждений еретиков в Слове ему надгробном. При этом наказание за ереси приравнивает к таковым за содомские мерзости.

«Я не сторонник того, чтобы открыто и публично позорить людей за их образ жизни, если они этот образ жизни не афишируют и не пропагандируют. Но когда начинается пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений: гей-парады, разного рода акции в поддержку этого образа жизни, то это вызывает справедливую отрицательную реакцию, поэтому Церковь последовательно выступает против проведения таких акций»[4], - защищает от позорной оценки «тихие»  содомские извращения, как скверны и ереси без пропаганды, митрополит Волокаламский Иларион. Это в дополнение к продвижению в образование еретиков.

Закон же предписывает: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев.20:13). Апостол к этому только добавляет: «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым… Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф.5:3,12). «Знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь…  мужеложники… - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9,10).

«30 мая 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президент Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) митрополит Волоколамский Иларион посетил Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. В ходе встречи с ректором старейшего педагогического университета России были обсуждены вопросы сотрудничества между Общецерковной аспирантурой и Герценовским университетом, участие двух вузов в деятельности Научно-образовательной теологической ассоциации»[5]. Еще один пример того, как продвигаются в народное образование еретики и их ненавязчивые предпочтения под видом богословов. При этом не нужно особой учености и познаний в логике, чтобы понимать, что понятия богослов (доктор теологических наук) и еретик не совместимы, в соответствии со Священным Писанием и вероучением Православной Церкви, как имеющие взаимоотрицающие признаки.

Опираясь же на строгую логику и принцип акривии (нерушимости) в созидании вероучения и жизни Церкви, Правило 45 Правил святых апостолов гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен». В соответствии с этим правилом богословом, а значит, учителем, являющимся таковым в полноте смысла этого слова и поддерживаемым Церковью, может быть только верный Христу и Его Церкви человек. Если же священнослужитель Церкви подписывает еретику диплом кандидата богословия, то не должно ли с ним поступить, как предписывают святые каноны.

Так основываясь на этих святых канонах и здравой нравственности, например, студенты и преподаватели Российского университета дружбы народов Венским вальсом свободы чествуют ветеранов Великой Отечественной войны[6], принесшим Европе свободу от нацизма. Что было сделано Божией благодатью, по благословению (21 июня 1941 г.) митрополита Сергия Местоблюстителя Русской Православной Церкви, преподанному всему народу Советского Союза – встать на защиту священных границ своей Родины. А отдельные иерархи Церкви в пренебрежении этими канонами там же[7] пытаются открывать двери в народное образование и науку нашей Родины для 5-й колонны раскольников, иноверцев и сектантов, по сути и определению еретиков, во-первых, разрушающих вышний, открываемый и утверждаемый Церковью порядок Святого Отечества, при этом также ослабляющих обороноспособность[8], крепость и процветание всей единой Руси Божией.

Но, как видим, у Бога всегда есть кому от стара до млада отстаивать и святую веру, и священные рубежи Отечества, и мир во Христе и Святом Православии, начиная от своей души и простираясь до краев земли. А какие перспективы развития теология и теологического образования? У каждого свои. По слову Христа Спасителя: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25:46). Каждому только необходимо выбрать свою перспективу, лучше, верности Христу Спасителю, Его Церкви Православной и своему Отечеству, для нас единой Руси Божией, дабы ныне и всегда быть причастниками вечной и блаженной истины, жизни и славы Божией.

 

Калашников Ю.В. Теология и теологическое образование: перспективы развития [Электронный ресурс] // Электронные материалы журнала «Праведность и мир» ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/th/kistine.htm (дата публикации: 19.06.2019)

Опубликована: 19.06.2019
Редакция:

 

 

 

© Калашников Ю.В. 2019                Правила сайта

 



[1] Калашников Ю.В. Вероучение Православной Церкви истинно… (Заметка в блоге). URL: https://vk.com/vcslv_f?w=wall-133368765_61. (Публикация 2018).

[2] Теология и теологическое образование: перспективы развития. URL: https://mospat.ru/ru/2019/05/21/news174296/

[3] Научно-образовательная теологическая ассоциация / Документы / Устав. URL: http://nota-theology.ru/documents

[4] Митрополит Волоколамский Иларион. 18 мая 2019 года передача «Церковь и мир», выходящая на канале «Россия-24» . URL: https://mospat.ru/ru/2019/05/22/news174274/

[5] Митрополит Волоколамский Иларион посетил Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. URL: https://mospat.ru/ru/2019/05/30/news174776/

[6] Весна 45-го года, Майский вальс. Институт Иностранных Языков РУДН. URL: https://vk.com/video-80283392_171323924

[7] Митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на симпозиуме «Теология в современном научном и образовательном пространстве». URL: https://mospat.ru/ru/2019/05/21/news174278/

[8] Завтрак Обамы с Филаретом… РИА новости. URL: https://ria.ru/20150206/1046367047.html.