ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА Титул / Православие в основании общеобразовательной школы / Основы православной культуры (стартовый модуль) |
ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Основы православной культуры стартовый модуль (проект)
Мы соработники у Бога, Оглавление Урок 1. Россия – священная наша Родина и Отечество Урок 2. Встреча с Богом Отцом и Его святым народом
Урок 1. Россия – священная наша Родина и Отечество
У каждого человека есть родители, мать и отец. А также родные или дальние братья и сестры. Есть также родители родителей, которые называются бабушкой и дедушкой. А их родители – прабабушкой и прадедушкой. / Картинка, семья. / Вопрос и обсуждение. Какие на картинке изображены члены семьи? Кем являются братья и сестры родителей для их детей? Многие семьи за многие годы своего существования и умножения рода составляют на определённой территории как бы огромную семью. Такая территория, как правило, очерчена какими-либо географическими преградами, реками, горами, морями, пустынями, а обитающий на ней народ имеет особенности устройства своей жизни и язык общения. Эта территория, на которой он родился, и её обитатели являются для человека Родиной. А так как рождается этот народ от своих отцов, то Родина называется также и Отечеством. Но кто же является первым из людей, как первый отец всех? И кто родил его? «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). Так повествует о сотворении человека Библия, особая книга, чудесно дарованная человеку Богом. / Картинка, Сотворение человека Богом. Уточним, в какой же последовательности Бог сотворил человека. Прежде создал Бог из ничего всё видимое и невидимое. В особом уделе Его творения создал Господь плодородную землю, протекающие по ней для её орошения реки, насадил сад со многими вкусными и полезными плодами. А после создания человека Творец поместил его в этом саду, чтобы возделывать и хранить этот сад, а также с благодарностью Богу потреблять от всех там произрастающих плодов. Запретил только употреблять плоды познания с добром зла. Мы знаем, что в осознанном труде мастер получает определённое произведение. / Картинка, труд мастера и его продукты, также и – сельского хозяйства. Что мы видим на картинках? Каких специалистов и какие их плоды? Плодом возделывания земли тружениками может быть какая-либо сельскохозяйственная культура (от латинского слова culter – нож, мотыга, соха, применяемые для обработки земли), как мы уже знаем и что можем видеть на картинках. А совместным плодом труда Бога и человека над упорядочиванием жизни человека и его общества является культура, совокупность многих плодов духа, души и тела, его семьи и отечества, а также и всего человечества. Эти плоды культуры подразделяются на их разновидности: духовные, материальные и социальные. А Бог при этом именуется не только Творцом, как создавший всё видимое и невидимое, но еще и Промыслителем, потому что Он всегда заботится о Своем творении, в том числе, о человеке и всей его жизни. Особым духовным плодом, результатом действия Святого Духа, является Библия, называемая также Священным Писанием. Потому что она Духом Божиим в течение многих веков, отдельными частями дарована была способным смиренно слушать Бога пророкам и апостолам. Они всё от Бога полученное откровение записали в отдельные книги, а эти книги действием того же Духа сложили в особую книгу – Библию, что значит – книги. К духовным плодам относят также и многие иные произведения литературы, науки и искусства, которые несут в себе сконцентрированную мудрость предыдущих поколений, детям – мудрость отцов и дедов. К социальным плодам, произведенным при упорядочивании общества (социума), относят благое его устройство в таких институтах, как семья и её домашнее хозяйство, народное хозяйство всего общества, его местное и государственное управление. В частности, например, таким плодом является организация школы или летнего детского лагеря, устройство наших семей, благолепие устройства Церкви Божией Православной. С благим всем их участникам порядком в послушании детей родителям, жен мужьям, мужчин – священнослужителям Церкви и начальствующим в обществе. А также дети, подобно как заботливым родителям, в послушании учителям и иным руководителям в обществе и Православной Церкви. К материальной части культуры относятся, произведения сельского хозяйства и промышленности. Проще сказать, все что сделано разумным человеком, что можно как правило видеть и потрогать руками. / Картинки с разными произведениями труда человека. А теперь давайте классифицируем, то есть разложим на однородные группы все эти плоды, как произведения духовной, социальной или материальной части культуры. Есть вещи, которые имеют особое отношение к Богу, как например, Библия, о которой мы уже говорили. Она называется еще Священным Писанием, то есть Писанием, отделенным от всего и особенно по происхождению принадлежащим Богу. / Вопрос на повторение. Есть также отдельные люди и целые народы, в большинстве своем послушные Богу, руководимые Его волей, правдой и законом. Они посвятили себя Богу, то есть отделили себя от тех, кто не почитает Бога и непослушен Ему, они называются святыми. И как смиренные Богу, они могут обретать в совместном с их Богом Отцом и Царем труде многие духовные, социальные и материальные блага, то есть произведения святой культуры. А так как наше освящение для Бога совершается Святой Православной Церковью, то культура называется православной. Прослушаем и одновременно прочитаем текст Государственного гимна Российской Федерации, являющегося, наряду с флагом и гербом, символом нашей Родины. Гимн Российской Федерации (слушать)[1]
А теперь ответим на вопросы по тексту гимна. (Текст дорабатывается) Опубликовано: 2019.10.22 Урок 2. Встреча с Богом Отцом и Его святым народом
Человек счастлив, когда он сыт и ему тепло, вокруг порядок и мир, и есть защита от всяких опасностей, когда его любят и уважают, когда он может приносить пользу ближнему. /Картинки с удовлетворенными на них потребностями Расположите, пожалуйста, картинки в порядке важности для человека изображенных на них потребностей. Какая потребность является наивысшей. Кто даровал первому человеку Эдемский сад? А что в нем было? Каков значит наш Бог? Бог наш благой, потому что доныне подает нам жизнь и её блага. А если и мы заботимся о ближнем, о своих товарищах, то каковы мы, на кого похожи? «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Таков наш Бог, заботящийся о всех, всех любящий Отец Небесный. И если мы такие же, то мы являемся детьми Божьими. /Картинки с временами года, зимой и летом, и временами суток, дня и ночи Когда людям теплее, зимой или летом, днем или ночью? А зачем жарким летним днем люди носят головные уборы? /Картинки с различными головными уборами, в том числе, и шлемами Выберите, пожалуйста, головные уборы, подходящие для защиты головы от перегревания в жаркий летный день. Опасаемся ли мы получить перегревание или ожог от солнечного света? Если разумны, то конечно опасаемся, боимся получить травму. Устами древнего пророка Малахии в Священном Писании о Боге говорится: «…А для вас благоговеющих перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал.4:2). Бог называется Солнцем правды, согревающим и исцеляющим, то есть врачующим нас. При этом мы знаем об опасности небрежного отношения к любимому всеми нами солнцу, а об опасности неразумного отношения с любимым нами Богом предупреждает нас Священное Писание: «Будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поедающий» (Евр.12:28,29). /Картинки с различными источниками огня: плита, свеча, автомобиль и автобус с двигателем на бензине или солярке… Что необходимо, чтобы любимые нами предметы приносили нам благо? Подберите, пожалуйста, правила, соответствующие каждому предмету: противопожарные правила, правила эксплуатации автотранспорта, правила уличного движения… А теперь ответим на несколько вопросов. - Чего же нужно опасаться? - Что же нам необходимо, чтобы получить в отношениях с Богом благо
и счастье, а не травму и боль? Вот как говорит об этом Святое Писание: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1Ин.5:3). Почему заповеди Господни не тяжки? Не потому ли что все существующее вокруг Он нам подарил и во всем помогает, во-первых, научает мудрости построения отношений со всем окружающим нас миром и с Собой? «Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек» (Пс.110:10). Прочитаем внимательно предлагаемый выше текст Священного Писания из Псалтыри и с объяснением ответим на вопросы: Что говорится в Святом Писании о том, с чего начинается мудрость у
человека? «…А для вас благоговеющих перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал.4:2). - Каким словом пророк Божий Малахия обозначает в выше
представленном отрывке Святого Писания состояние человека, угодное Богу и
приносящее блага, приготовленные нам Отцом Небесным? Это особенное слово благоговение имеет два корня: благо и говение. Благо – это то, что приносит нам в познании и исполнении заповедей Господних пользу, а Богу славу, удовлетворение потребностей человека и Бога. Слово говение, по-другому, называется постом, в котором человек призван познавать Бога и в начинающейся от страха Божия мудрости исполнять Его заповеди в заботе о ближнем больше, чем обычно. Поэтому состояние благоговения является особо важным в отношениях человека с Богом, дарующее человеку от любящего нас Небесного Отца всё нам необходимое для счастья, а Богу приносящее славу. Благоговение перед Богом дарует человеку, как видим, познание правды, то есть мудрость, путем исцеления, во-первых, его разума. Потому что разумный человек сильнее сильного физически. А если человек имеет какие-либо инструменты, или, например, огонь, то, как мы уже говорили, необходима особая мудрость получить от него блага, а не ущерб. Это также относится и к Богу Отцу Небесному. Поэтому говорим, что православная культура начинается с возделывания человеком его разума, дарованного и хранимого Богом, в благоговейном отношении к Богу наполняемого мудростью и силой свыше. Из содержащего мудрость и силу разума человека рождаются такие же мудрые слова и поступки, наполненные силой Божией. Они ведут человека к особому вышнему порядку и миру, а в этом состоянии – ко многим благим плодам его духа, души и тела, его и каждой в Боге семьи и отечества во всех народах. Особо благоговевшие пред Богом люди, не всегда высокообразованные, но смиренные, как должно, Богу Отцу, способны особо приближаться к Богу, наполняться от Него силой духа, души и тела, плодотворностью и блаженством. Такие люди, отворачивающиеся от греха и поворачивающиеся в движении на встречу к Богу по пути, указанному Православной Церковью, называются святыми. Отдельные из них, особо явившие в своей жизни силу и славу Божию, отмечаются Православной Церковью. Они вводятся в лик святых особо почитаемых, канонизированных, то есть поставленных, как канон – эталон и пример для всех идущих по пути освящения и угождения Богу. Таковым, например, был святой Георгий Победоносец. Прочитаем историю его жизни и ответим на ряд вопросов. Жизнь святого Георгия Победоносца[2]. В какой семье воспитывался святой Георгий?
Рисунок – Государственный герб Российской Федерации[3] В завершение урока рассмотрим Государственный герб Российской Федерации, изучим, что там изображено и ответим на несколько вопросов: Почему на Государственном гербе России изображен святой Георгий
Победоносец? Опубликовано: 2019.10.26 Урок 3. Христос – наше знамя
Человек счастлив, когда он понимает окружающий мир, может определять свойства окружающих его предметов и явлений. Прогнозировать последствия своих поступков в построении отношений с окружающим его миром. / Картинки с разными вещами, полезными и опасными. Расскажите, что изображено на картинках. Что может быть нам полезным в использовании изображенных вещей, а что может причинить вред? Как мы можем определить это? Как быть в случае, если вещи похожи одна на другую? / Картинки с изображенными на них одинаковыми вещами, но имеющими разные знаки, например, ящики с различным содержимым Зачем одинаковые вещи имеют разные знаки? Например, в раздевалке на шкафчики нанесены изображения разных фруктов и животных? Какой флаг[4]
имеет наша Родина – Россия? / Картинки с изображенными на них автомобилями, спортсменами, кораблями с разными флагами. Определите принадлежность изображенных на картинках людей и предметов России. А какой флаг был у воинов Древней Руси? / Картинки с изображенными на них древними флагами. Почему на древнем русском флаге был изображен Христос Спаситель? Фото – Стяг «Всемилостивейшего Спаса», один из первых русских стягов. Использовался в войсках Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского и других князей, а впоследствии и царей… Вспомним краткую историю о рождении и жизни, смерти и воскресении
Иисуса Христа. А также прочитаем историю случившуюся с царем Авгарем, который
захотел иметь у себя портрет Спасителя, из Жития святых в день чествования
события «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа
нашего Иисуса Христа» (16 / 29 августа) (см...)[5]. Христос не ходил по землям Руси, но послал в разные концы земли Своих ближайших учеников. Один из них Андрей Первозванный. Вот как о его пребывании в наших местах говорит Нестор Летописец: «…Днепр впадает в Понтийское море тремя устьями; это море именуемо Русским, - по берегам его учил святой Андрей, брат Петра. Как говорят, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром, встав, сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай…»[6]. А когда после Крещения Руси большинство её народа стало православными христианами, поклоняющимися Христу Сыну Божию, тогда и на флагах стали изображать нерукотворный образ Христа Спасителя. По пророчеству пророка Божия Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил… Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет… Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис.7:14; 9:2,6,7). Именно по этому пророчеству: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:23), Пречистая и Пренепорочная Мария Дева Богородица и родила от Святого Духа Иисуса Христа Сына Божия Спасителя миру, в полноте человека и в полноте Бога. Ныне Господь пребывает на небесах одесную Бога Отца, а Духом Святым и Словом Божиим – в наших сердцах и жизнях, на образах и знаменах. Как знак того, что наш народ и наша земля принадлежит Христу и Богу, а мы дети Божии, исцеляемое и хранимое Спасителем, истинное святое воинство и труженики Христовы.
Фото – Образ Христа Спасителя на Спасской башне Кремля
Перескажем своими словами содержание и объясним смысл тропаря Нерукотворного Образа, особого молитвословия, в котором открывается содержание праздника. Опубликовано: 2019.12.24 Урок 4. Крест Животворящий
Человек счастлив, когда он…
(Текст редактируется и дополняется) |
|||||||||||
Опубликовано: 2019.10.22 Калашников Ю.В. Основы православной культуры (Уроки стартового модуля). Проект. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/sclpcult/cult-4.htm (дата обновления: 2019.12.25).
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2019 |
[1] Гимн Российской Федерации. Государственная символика. Официальный сайт Президента России. URL: http://flag.kremlin.ru/anthem/, (дата обращения 2019.12.24).
[2] Святой Георгий Победоносец. Жития святых. Сайт Издательства РПЦ. URL: http://calendar.rop.ru/?svt=apr23-georgij, (дата обращения 2019.12.24).
[3] Государственный герб Российской Федерации. Официальный сайт Президента России. URL: http://flag.kremlin.ru/emblem, (дата обращения 2019.12.24).
[4] Флаг Российской Федерации. Государственная символика. Официальный сайт Президента России. URL: http://flag.kremlin.ru/emblem/, (дата обращения 2019.12.24).
[5] Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. / Официальный сайт Московского Патриархата православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/908289.html, (дата обращения 2019.12.24).
[6] Нестор Летописец. Повесть временных лет. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869, (дата обращения 2019.12.24).