ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул / Православие в школе / ООП / Рабочая программа начального уровня / Учебные предметы

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»
(для взрослых)

 

ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ

«ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ»

Проект

Содержание

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.   Общая характеристика курса

1.2.   Цели курса

1.3.   Задачи курса

1.3.1.     Познание Бога Творца и Его Творения

1.3.2.     Общение с Богом и ближним

1.3.3.     Практика святой духовной жизни

1.4.   Место курса в учебном процессе

1.5.   Требования к результатам освоения курса

1.5.1.     Метапредметные результаты освоения курса

1.5.2.     Личностные результаты освоения курса

1.5.3.     Предметные результаты освоения курса

1.6.   Основные содержательные линии

2.      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3.      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4.      МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы

Рабочая программа начального уровня «Введение в Православие» является неотъемлемой (инвариативной) частью православного компонента общего образования «Основы Православной веры и культуры» для взрослых, реализующегося после или в конце обучения в учебном заведении общего образования, в котором отсутствовал православный компонент или ученик не изучал его. Поэтому, с одной стороны, программа опирается на те знания, которые были получены, с другой стороны, выводит обучающихся на качественно новый уровень осознания полученных знаний, умений и навыков, созидаемых во свете и на основании святых канонов, вероучения и жизни Православной Церкви, Её культурного наследия, богословского и духовного опыта.

Программа «Введение в Православие» включает в себя основы учения о Православной Церкви, вере, нравственности и культуре. В соответствии с Концепцией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и таковой Украинской Православной Церкви способствует развитию и укреплению практики оглашения взрослых перед Крещением, в том числе, и усвоения должного наставления в вере пред Крещением своих детей, которых родители с восприемниками перед Богом обязуются воспитать в Православной вере.

Программа является первым на начальном уровне духовного общего образования этапом предоглашения (свидетельства) и оглашения в подготовке и совершении Таинства Крещения или восполнения необходимых знаний после его совершения. Программа закладывает минимальное, но достаточно полное основание, необходимое для вхождения в Церковь Христа Тело и Дом Божий. Для дальнейшего укрепления в христианской вере и жизни, продолжения затем последовательного действительно духовного образования следующего уровня. По наставлению святого Григория Богослова «О соблюдении доброго порядка» (Слово 32): «Говорить о Боге - великое дело, но гораздо больше - очищать себя для Бога, «потому что в лукавую душу не войдет премудрость» (Прем.1:4)». Что возможно только в Причастии Христу и Его Церкви Телу и Дому Божию, Её вероучению и жизни.

Программа «Введение в Православие» предполагает  последовательное и комплексное предоставление вероучительных знаний, как самостоятельного курса или как православного компонента общего образования, неизменно учитывая основополагающие принципы образования: последовательность, преемственность, системность, а также – специфику зрелого возраста учащихся. Поэтому содержание основного курса начального уровня на дальнейших уровнях образования усложняется, детализируется и систематизируется, и уже имеющими начатки вероучения и духовной жизни учениками воспринимается наилучшим образом, неизменно благодатным и освящающим действием Слова Божия и Духа Святого.

Логика построения курса опирается на святоотеческую традицию и опыт преподавания Закона Божия, во-первых, в церковном приходском образовании, в неразрывном единстве с богослужением, а также в учебных заведениях Поместных Церквей всего исторического Православия. В обучении предлагаются соответствующие возрасту вступающих в зрелую социальную жизнь обучаемых нравственные доминанты, начиная от высшей в Боге, логически вытекающие одна из другой и составляющие единство образовательного процесса. При такой целостности истинно благих целей и путей их достижения во Христе Спасителе и Освятителе, в Причастии Его Святой Православной Церкви, Её богослужению и жизни, решаются образовательные и воспитательные задачи.

С начала духовной жизни православного человека, для её успешности, он должен быть наставлен в ученичестве у Христа, в послушании Богу Отцу, Его правде и порядку, закону, суду и милости, при этом также в послушании ближнему: дети – родителям, жены – мужьям, мужи – Христу и Церкви Православной, владыкам и отцам, в обществе подчиненные – начальствующим, всегда в страхе Божьем и в Божией любви, как совокупности совершенства. При этом человек должен начать учиться общению как с Богом, так и с ближним, совместному продуктивному труду и служению Господу и окружающему обществу, осознавая в этом благой вышний труд Христа Спасителя Учителя Священника и Царя, и Им поставленных в нашей жизни учителей и руководителей. Для этого планируется проведение полноценных уроков благого послушания родителям, учителям, священноначалию в Церкви и начальствующим в обществе, во всем и всегда Богу, приступив так к формированию навыков христианских добродетелей.

Предметы программы помогают учащимся понять и совершить наполнение Божией благостью и силой освящающейся во Христе души, её христианских добродетелей, понять основные нравственные установления Церкви, уяснить, как должен вести себя христианин, приступить к здоровой нравственной оценке своим поступкам, начать видеть в себе грех и освящаться во Христе Спасителе от греха к Божией праведности. Так ученик начинает видеть благость и любовь Божию и отражать её в добрых делах обратно благому Отцу Небесному и Его детям, своим ближним. При этом исполняется Божией силой, мудростью и любовью, превращается из жалкого или злобного искателя правды, любви и благ, в умиротворяющегося и укрепляющегося во Христе и Боге труженика и доброго воина, способного во всех данных Богом ситуациях позаботиться о себе и ближнем, о должном и необходимом, о временном и вечном в своей душе и семье, Церкви и Отечестве, и до краев земли.

В освоении учебных предметов программы освящаемый во Христе человек сначала начинает видеть свою душу и всю жизнь во свете вышней Истины Христа и Бога, вероучения и святых канонов Православной Церкви, а затем начинает заботиться о её содержании в познании и принятии настоящих христианских ценностей и чистоты, Господней мудрости и любви, закладываемых в души человеческие Богом, в наполнении ими своих помыслов, слов и поступков. При этом в начавшемся слиянии помыслов, чувств и воли человека с таковыми его Спасителя рождается Божией благодатью непреодолимое стремление к добру, различению добра и зла, во-первых, в своих собственных помыслах, словах и поступках. К укреплению в Православной вере, в благодатном и блаженном причастии жизни Христа и Его Церкви Тела и Дома Господня, к сотворению всего в своей жизни на благо человеку и во славу Божию.

Программа данного курса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования, а также Фундаментального ядра православного компонента образовательного стандарта. С учетом принципов программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, в преемственности с его программами. На основании и в соответствии со Стандартом православного компонента общего образования для учебных заведений РФ и его примерных программам по курсу «Основы православной веры», утвержденных Отделом религиозного образования и катехизации РПЦ. Программа согласована с УМК предметов подготовительного отделения, а также последующего бакалавриата, разработанных в МПДА и в других духовных школах Московской Патриархии. Программа может использоваться для составления иных авторских рабочих программ образовательных учреждений Православной Церкви, поддерживая и развивая при этом единый образовательный стандарт.

Рабочая программа курса «Введение в Православие» начального уровня образовательного компонента «Основы православной веры и культуры» (для взрослых) содержит следующие разделы:
- пояснительная записка с общим описанием программы
- цели и задачи программы,
- требования к результатам освоения,
- место курса в учебном плане образовательного учреждения,
- содержание курса,
- тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности,
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Опубликовано: 2015.03.03
Редакция: 2015.07.24

Цели программы

Обретение способности Божией благодатью воспринимать Откровение, даруемое Богом человеку посредством Святого Писания и Предания Православной Церкви и окружающего нас Его Творения, то есть способности к духовному образованию.

Осознание себя спасенным и спасаемым в вечную жизнь в причастии Христу Спасителю и Его Церкви Телу и Дому Божию, возлюбленным дитем Бога Отца и гражданином Царя Небесного, родным Богу и своим святым, Христу Сыну Божию, Пречистой Марии Деве Богородице, богоносным отцам и всем святым небесным и земным.

Представление о духовных ценностях, открываемых человеку Богом посредством Православной Церкви, начиная с высшей – благого Бога, «ибо надобно, чтобы каждый человек знал, что Бог есть и ищущим его воздает» (Евр.11:6), в построении своей жизни по Слову Христа: «Ищите Царствия Божия, и всё остальное приложится вам» (Мф.6:33). Начало свидетельства миру о благом Христе Спасителе и Боге.

Понимание должного быть в себе образа и подобия Божия и пути совершенствования во Христе и Его Церкви Теле и Доме Божием от имеющегося несовершенного к должному совершенному, в полный возраст Христа. Начало восприятия духовной жизни во Христе, обретаемой с Животворящего Креста Господня и совершенствуемой в исполнении труда и воинствования Христова, как пути Спасения в несении своего креста.

Обретение свыше и отражение благодати и любви Божией обратно Богу Отцу Вседержителю лично и посредством любви к Его Творению, прежде всего к человеку. В добродетели и приобщении к созиданию в своей жизни, в своем внутреннем и внешнем уделе плодов Православной культуры, крепости, мира и процветания в своей душе и семье, Церкви и Отечестве, в отношениях между народами.

Задачи программы

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач в сфере восприятия Откровения Бога Творца о Нем Самом и Его Творении (познания), общения с Богом и ближним (коммуникации) и духовной жизни (практики).

Восприятие Откровения Бога Творца о Нем Самом и Его Творении (познание)

Наставить учащихся на путь духовного образования, благого познания Откровения Христа и Бога, Его правды и закона, суда и милости, совершенств и воли, Его благодати и веры, на путь хождения пред Его лицом.

Сформировать отношение к Святому Писанию и Преданию Православной Церкви, как к богодухновенному, непогрешимому и в высшей степени авторитетному источнику познания Истины.

Сформировать интерес и потребность к постоянному изучению и осмыслению Священного Писания и Предания Православной Церкви, Её вероучения, догм и канонов, священной истории и жития святых.

Научить познанию истинных ценностей и благ нынешнего и будущего века, начиная с высшей – благого, любящего человека Бога, «ибо надобно, чтобы каждый человек знал, что Бог есть и ищущим его воздает» (Евр.11:6). А также и пути их обретения – построению своей жизни по Слову Христа: «Ищите Царствия Божия, и всё остальное приложится вам» (Мф.6:33).

Сформировать духовный подход к осмыслению изучаемого материала, окружающего мира и культуры, умение делать выводы и видеть возможность практического применения открываемых Богом истин.

Научить понимать и пересказывать Библейские притчи, историю, иносказания и образы, объяснять их, искать в них нравственный смысл и применять его к своей современной жизни.

Научить мыслить, говорить и поступать, понимать и объяснять окружающий мир языком мудрости и любви Божией, вероучения и благолепия Святого Православия.

Приобщить к литургической жизни Православной Церкви, и в этом – к благоговейному в освящении познанию Бога, Его таинственного и открываемого Им присутствия в жизни Церкви и каждого верного во Христе человека.

Научить благодатью Божией познанию себя и живущего во святых их Христа и Бога, во свете вероучения Православной Церкви, при этом систематической работе над своей духовностью, праведностью и святостью, по Апостольскому наставлению: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы… Иисус Христос в вас?» (2Кор.13:5).

Научить познавать и понимать личные и общественные отношения, исторические, политические и иные события и их последствия, как результат действия Бога Творца и Промыслителя мира Спасителя человека, видеть их во свете святых канонов и вероучения Православной Церкви, Её Священного Писания и Предания.

Сформировать стремление к познанию во свете Истины Христа и Бога национальных культурно-исторических традиций, всей Православной культуры, даруемого во Христе мира.

Общение с Богом и ближним (коммуникация)

Приступить к формированию способности человека во Христе и Его Церкви благоговейного общения с любящим его Богом Отцом Вседержителем и почтительного, любовью Божией, – с ближним, в построении этих отношений не по содержанию сиюминутных желаний, а по Закону Божию, святым канонам Православной Церкви, вышним нормам Божьего человеколюбия и заповедей Христа, в особом блаженстве общения со Христом, в Нем – с Церковью и всем окружающим обществом.

Сформировать понимание особой необходимости смиренного освящения во Христе и Его Церкви для вечного единства с Богом, наполнения Его мудростью  и любовью, по повелению Господню: «Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44), по наставлению святителя Григория Богослова: «Хорошо богословствовать, но лучше очищать себя для Бога, “потому что в лукавое сердце не войдет премудрость (Прем.1:4)”».

Приступить к формированию в общении с ближним таких качеств православного христианина, как человеколюбие, смиренномудрие, сострадание, послушание, трудолюбие, правдивость, ответственность, верность, деликатность, отзывчивость, внимательность, патриотизм, следуя при этом в освящаемом и исцеляемом Христом разуме Евангельской заповеди: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Научить применению в страхе и любви Божией принципа иерархичности в общественных отношениях, благодатного во Христе, ведущего к мудрости, к ни чем другим не обретаемой опытности. То есть уважающему послушанию старшим, детей – родителям, жен – мужьям, мужей – Христу и Церкви, Её владыкам и отцам, в обществе подчиненных – начальствующим, граждан – руководителям, а также доброму, заботливому и уважительному отношению к ровесникам и младшим.

Научить, в процессе несения своего креста и совершенствования отношений с ближним в Божией любви и благодати, жертвованию личными интересами ради истинной во Христе Спасителе пользы и блага ближнего, в то же время, прививая чувство особой неприкосновенности души и частной жизни, принадлежащей всегда в полноте только Христу и Богу.

В причастии Христу и Его Церкви, труду и воинствованию, научить умиротворенному, плодотворному соработничеству и сотворчеству с ближним, укрепляя этот опыт смиренным уподоблением образцам, явленным нам во Христе Спасителе Сыне Божием и человеческом, в единстве Пресвятой Троицы Отца и Сына и Святого Духа, в Церкви святых небесных и земных.

Божьей Христовой любовью развивать уважительное отношение к ближнему в помыслах и чувствах, словах и поступках любви, никогда не применяя наказуемых Господом насмешек и уничижений, ни словом, ни взглядом, ни жестом или поступком, учась отделять истребляемый Богом скверный грех и глупость от спасаемого и хранимого Им человека, этот грех совершающего.

Научить никогда не допускать насмешек над ценностями ближнего, даже искаженными, но мудростью и любовью Божией открывать ценности истинные и их вышнюю иерархию.

Научить отношению к себе и ближнему в заботе о жизни человека, святости, цельности и здравии его духа, души и тела, семьи и Отечества, как храма Святого Духа, принадлежащего Христу и Богу, всего человечества – как Дома Божия, о котором говорит Господь: «Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих. Ибо все это сделала рука Моя…» (Ис.66:1,2).

Научить следить в общении за тем, чтобы не стать соблазном для ближнего, ни в словах, ни в поведении, ни в одежде, ни в отношении к каким-либо ценностям, в том числе, материальным но быть светом для этого мира, примером человека Божия, православного христианина, посредством которого окружающему миру говорит Господь, его добрыми во Христе во славу Божию совершаемыми делами.

Ввести учащихся в общение Православной Церкви, в Её духовную жизнь ученичества, молитвы, богослужения и таинств, святого и праведного общения с Богом и ближним.

Во Христе и Церкви ввести учащихся в присутствие любящего Бога, в последовательное познание и исполнение Им установленного порядка духовной жизни в Церкви, в семье и Отечестве, Святой Руси Православной, везде, начиная, от своей души и личных отношений и до краев земли, в отношениях между родителями и детьми, в супружестве, в обществе, в системе местного и государственного управления, в народном хозяйстве и между народами.

Святая духовная жизнь (практика)

Приобщить во Христе и Его Церкви к практической жизни, соответствующей Православному вероучению, святым канонам, святоотеческому и просветительскому наследию, к созиданию Православной культуры в единстве со Христом и Богом, Церковью Христовой и здравомыслящими душами.

Приобщить к участию в богослужении и таинствах Православной Церкви, к подаваемой ими посредством Слова Божия благодати Спасения от тления в нетление, от вечной смерти в вечную жизнь и славу Божию, благ нынешнего и будущего века.

Открыть богослужение, как не утомляющее, а наполняющее его особой силой и крепостью Господней, благодатным и блаженным причастием Телу Христа, Его Церкви и жизни, доброму труду и воинствованию.

Приобщить к молитвенной жизни Церкви в молитвенном сослужении Христу, Его Матери Марии Деве Богородице и всем святым небесным и земным.

Сформировать практику христианской любви к ближнему на примерах историй из Священного Писания и житий святых, всегда учась на примере Христа Сына Божия, исходя из опыта Церкви Христа и Его святых, а затем на этой основе – и из личного опыта духовной жизни.

Приобщить к практике культурно-исторических традиций Православия и Святой Православной Руси, необходимой для  формирования духовной, высокообразованной и культурной личности, патриота и гражданина своего Отечества, в осознании своего труда частью истории Православной Церкви, Отечества и культуры от сотворения мира и своей страны.

Научить в приобщении Истине Христу и Богу распознавать собственных грех и заблуждения разума, отступления от евангельской веры, святых канонов, догм, благолепия и вероучения Православной Церкви, а затем неизменно в покаянии Христу Спасителю очищаться от скверн и наполняться правдой Божией. Так приступить к истинно духовному образованию.

Научить ставить перед собой нравственные цели и соответствующие пути их достижения, на которых формируются высоко духовные и нравственно целостные сыны и дочери Церкви и Отечества, познающие, исполняющие и утверждающие Божию правду, волю и закон, совершающие во Христе Его суд и милость.

Научить оценивать свои поступки и их последствия, рассматривать причины, которые побуждают делать доброе или злое и, уповая на Божию благодать, делать правильный нравственный выбор, применять нравственные уроки из жизни святых Священного Писания и Предания Православной Церкви, литературных, исторических и современных персонажей.

Научить Божией благодатью и самоотверженно нести свой крест, служа ближнему. Заложить основы добродетельной жизни во Христе и Боге, в Его человеколюбии и мудрости, в любви к труду, Божией правде и порядку.

Научить познавать свое от Бога призвание к определённому труду и месту в жизни, в семье и Церкви, в обществе и государстве, в народном хозяйстве и его структуре, везде – к делам милосердия и веры.

Научить послушанию Богу и человеку, детей – родителям, жен – мужьям, мужей – Христу и Церкви Православной, Её владыкам и отцам, подчиненных – начальствующим в обществе, друг – другу во страхе Божием.

Поставить на путь практики духовной и остальной на ней непоколебимо покоящейся плодотворности и безопасности в Боге и Христе Спасителе, Его Церкви, мире, правде и законе, суде и милости, в отвержении греха и лжеучений.

Научить Божией силой и благодатью, мудростью и любовью быть причастниками блаженной, исцеляющей и укрепляющей жизни и труда Христа и Бога, дела Его Спасения душ в жизнь вечную, распространения Православной веры и созидания Православной культуры, как защитников во Христе Спасителе своей души и семьи, Православной  Церкви и Отечества, мира между народами.

Открыть способность быть свидетелями Христа по Его Слову: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями… даже до края земли» (Деян.1:8), исповедниками своей веры, следуя словам апостола Петра: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

Опубликовано: 2015.03.03

 Место программы в учебном процессе

Программа «Введение Православие» является начальным в освоении православного компонента для взрослых «Основ Православной веры и культуры», которое проходит на конечном этапе или после получения общего образования в школе, не имевшей православного компонента. Специфика курса заключается в его цели и задачах введения учащегося в Православную Церковь, в Её вероучение, благолепие канонического порядка и духовной жизни. Курс призван наиболее эффективно подготовить человека к получению основного и последующего духовного образования, к вступлению во взрослую ответственную, плодотворную и наполненную Божьей благодатью жизнь нынешнего века, на пути в вечную жизнь и славу Божию века будущего.

Опубликовано: 2015.03.03

Требования к результатам (компетенциям) освоения программы

Для восстановления образа и подобия Божия, получения духовного общего образования и вступления во взрослую ответственную и плодотворную жизнь учащиеся должны получить достаточное для жизни и благочестия познание Христа и Бога Творца и Промыслителя мира Спасителя человека, Его правды и закона, суда и милости, славы и любви, познание окружающего Его Творения, Его Церкви и Святого Православия. Получение начального уровня этого общего образования включает в себя общие учебные, личные и предметные результаты.

Результаты учебно-воспитательной работы

… Преуспевал в премудрости и возрасте
и в любви у Бога и человеков (Лук.2:52)

Особое значение в обучении «Основам православной веры и культуры», в познании учащимися Спасителя Христа и Бога, имеет начальный уровень где  происходит формирование, развитие и укрепление фундамента познания Бога истинного и человеколюбивого, Его ценностных ориентаций, общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, в восприятии всех сфер жизни в контексте православного мировоззрения, в осмыслении изучаемых предметов во свете Православной веры. На этом незаменимом и неизменном основании учащимися далее обретаются основательные духовные знания и практический опыт их применения.

Итогом работы этого уровня должно стать:
Обретение и укрепление духовного единства с благим человеку Богом во Христе и Его Церкви Теле и Доме Божием.
Смиренное приобщение к жизни и служению Христа Спасителя, Божией благодати и благолепию порядка Православной Церкви.
Овладение во Святом Духе и Слове Божием базовыми понятиями и практикой православного вероучения и поведения.
Умение духовно осмысливать прочитанные тексты Святого Писания, учебной и иной литературы, а также ситуации личной жизни и жизни общества.
Умение извлекать нравственный смысл из общих и начальных богословских знаний, отличать истинные ценности, высшей из которых для человека является Христос и Бог.
Умение осуществлять познавательную деятельность во свете Слова Божия, в труде созидания православного мировосприятия.

Личностные результаты освоения курса

Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я;
Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя...
чтобы видеть силу Твою и славу Твою (Пс.62:2,3)

Осознание особого благого во Христе человеку присутствия любящего его Бога Отца Вседержителя в собственной жизни и в окружающем мире.

Обретение Божией благодатью вышнего блаженства в познании Христа и Бога, пути спасения и освящения во Христе и Его Церкви Теле и Доме Божием, как обязательного и непреложного условия обретения благ Божиих сего и будущего века, возрастания в вере в меру полного возраста Христа и отцовской зрелости.

Почтительное, с благоговением и трепетом, с жаждой познания отношение к Слову Божию, во-первых, к Святому Писанию Православной Церкви, как высшему авторитету, и затем такое же – к Её Святому Преданию, канонам, вероучению, богослужению… Радость ежедневного предписываемого Церковью чтения Евангелия и Апостола, Жития святых и сотворения утреннего и вечернего молитвенного правила.

Благодарность Богу за даруемое во Христе прощение грехов, наполнение души и жизни Истиной и многими свыше благами. Осознание себя во Христе чадом Бога Отца и Православной Церкви, причастником Христа и Бога, Его народа, молитвы и служения Пречистой и Пренепорочной Марии Девы Богородицы, богоносных отцов и всех святых.

Уверенность в единственном Ковчеге Спасения – Церкви, как хранительнице веры Божией Православной, и во Христе Спасителе, как Источнике и Учителе Истины, единственно способном освободить человека от греха для вышней правды и вечной жизни.

Обретение и начало укрепления Православной веры в понимании Библейской и последующей истории Церкви и Отечества, Святой Православной Руси, жизни отдельных личностей, как Промысла Божия. Начало укоренения в Православной Церкви, вероучении, традиции и культуре. Формирование исторической памяти.

Приобретение начального опыта личного аскетизма и добродетели, Богообщения и жертвенного служения людям, как возвращающейся к Богу Его любви, являемой в служении ближнему и обществу.

Обретение мира Христова в понимании Бога Творца, Его Творения и Промысла мира, Спасения и Освящения во Христе человека, своих обязанностей перед Богом и ближним, а также и благодатью Божией их исполнения.

Обретение мира и радости Божией в процессе участия в богослужении, Таинствах и жизни Церкви.

Усвоение ценностей и норм христианской нравственности на уровне мышления, слов и поступков, всего своего поведения.

Обретение в мудрости и любви Божией смиренного послушания старшим в семье, Церкви и Отечестве, во всем – Христу и Богу.

Любовь к Богу Отцу и Его детям, каждому сотворенному Им человеку и народу, особо – к Его Церкви Христа Сына Божия и спасенным во Христе душам, своей семье и Отечеству, его  Православной культуре и святыням.

Отношение к окружающему миру, как дару и дому Божьему, который нужно в своем уделе и по правилам Господним возделывать и хранить. Во-первых, к своей душе и семье, дому, его устройству и в нем отношений мудрости и любви, созидаемых в благолепии Святого Православия.

Опубликовано: 2015.03.03
Редакция: 2016.01.13

Предметные результаты освоения программы

Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать;
и, если можно так выразиться, кроме сего не должно и делать ничего иного…
и сим памятованием возводить себя к чистоте (Григорий Богослов. Слово 27)

Откровение и познание Бога в истории Спасения

Знание сути откровения и познания Бога в истории Спасения человека. Умение объяснить единство и отличия личного и опосредованного через Творение откровения Бога человеку, а также пути познания его человеком.

Знание происхождения, структуры и содержания Откровения Слова Божия, Священного Писания и Предания Православной Церкви. Умение обосновать богодухновенность и авторитет Святого Писания в вопросах веры и жизни Православной Церкви.

Знание Священной истории Ветхого Завета. Умение рассказать отдельные события сотворения мира, грехопадения и спасения человека, приготовления человечества к приходу Христа Спасителя. Знание периодизации истории Ветхого Завета и краткого её содержания. Знание ветхозаветных пророчеств о Спасителе, прообразов Христа Спасителя и Богородицы.

Знание Священной истории Нового Завета. Умение рассказать об основных лицах и событиях этого периода. Пресвятая Богородица Дева Мария. Рождество Христово. Иоанн Предтеча. Знание истории наставления Христом народа: Нагорная проповедь, притчи и учение о Царстве Небесном, о последних временах, Втором Пришествии. Уметь описать события явления чудес Христовых, Воскрешение Лазаря. События входа в Иерусалим, Страстной седмицы, распятия и погребения Христа. Его Воскресения и явления ученикам, учения о сошествии Святого Духа и Вознесения.

Умение кратко рассказать учение о Церкви. Знание краткого обзора истории Церкви. Уметь рассказать о сошествии Святого Духа, об Апостолах и о начале распространения Церкви, свидетельствующей о Христе и благом, любящем человека Боге. Знание краткой истории христианской империи первого и второго Рима, монашества. Вселенских Соборов и их значения. Знание истории служения святых Кирилла и Мефодия просветителей славян. Отпадения от Церкви католиков, протестантов, их основные заблуждения. Умение кратко рассказать историю формирования Диптиха.

Знание каткой истории Русской Православной Церкви от Андрея Первозванного, пророчествовавшего на Киевских горах о сиянии благодати Божией до нынешних дней. События проповеди Евангелия до Крещения Руси, служения равноапостольного князя Владимира и Крещения Руси. Умение рассказать о Матери Божией, небесных силах и святых покровителях Руси, о первых русских святых, о первых монастырях. Знание истории патриаршего и синодального периода, восстановления патриаршества и гонений на Церковь. Новомучеников и исповедников Российских.

Умение на слух узнавать и продолжать основные рассказы жития святых и учительный смысл в их действиях, в рамках пройденного материала ориентироваться в хронологии событий всей истории Церкви от сотворения мира. Знание основных храмов и монастырей Русской Православной Церкви, основных праздников, увековечивших в народной памяти победы созидания и защиты святой Православной веры, Церкви и Отечества.

Умение объяснить положение Христа Спасителя и Бога, как Центра истории человечества и её Промыслителя, определяющее Его влияние посредством Церкви, Её вероучения и жизни на всю историю и отдельные её события разных времен и народов.

Церковнославянский язык (1-я часть)

Знание азбуки церковнославянского языка и цифр. Умение правильно произносить звуки и читать тексты, пересказывать содержание основных молитв и богослужебных текстов соответственно параллельному переводу.

Начала духовной жизни

Знание краткого учения о Спасении человека во Христе и Боге, о его власти над грехом. Знание краткой агиологии, святых и их чинов. Знание краткого учения об аскетитке, как послушании Богу и добрых делах.

Обладание навыком молитвенного общения с Богом и горним миром, как дыханием жизни Божией, в понимании смысла молитв за живых и усопших. Знание примеров из житий святых и истории благих результатов молитв за ближнего. Умение объяснить библейское основание молитвенного общения со святыми угодниками Божиими, почитания Креста, мощей и икон. Знание особенностей молитвенного делания. Знание понятия, содержания и особенностей частной и общественной молитвы.

Обладание навыком использования молитвослова в регулярном утреннем и вечернем молитвенном правиле. Понимание и знание наизусть основных молитв и тропарей двунадесятых праздников, псалма 50 и 90, молитв до и после трапезы, до и после учения, молитвы перед Причастием (Верую, Господи и исповедую…), великопостной молитвы Ефрема Сирина.

Умение кратко объяснить отличие дарующего благодать Божию почитания Креста, святых мощей и икон от погибельного поклонения идолам. Освоение практики личной (келейной) и общественной молитвы.

Обладание навыком использования православного календаря в регулярном ежедневном чтении Священного Писания и Жития святых, с использованием толкований и укрепляющей веру и нравственность практикой смирения евангельским заповедям. Ведение дневника чтения Святого Писания и обретения личных от Господа наставлений в Его благом человеку порядке Божием, свидетельства чудных вышних ответов на молитвы и добрые дела.

Закон и Заповеди блаженства

Знание наизусть и умение кратко объяснить по пунктам Декалог и Заповеди блаженства во Христе. Умение кратко объяснить смысл построения благих человеку отношений с Богом и ближним их неразрывное единство, суть блаженства во Христе в исполнении Его Заповедей.

Умение объяснить путь обретения благословения до тысячи родов любящим Бога, Его правду и закон, суд и милость, а также суть наказания проклятием до четвертого рода ненавидящих Бога. Объяснить процесс благого человеку покаяния и освящения во Христе Спасителе, ведущие в вечную жизнь и ко благам нынешнего и будущего века. Соотношение закона и благодати.

Знание и умение объяснить во свете Божией любви, вероучения Православной Церкви и здравой нравственности золотое правило отношений с ближним. Знание основных понятий христианских ценностей и нравственности, основных христианских добродетелей. Осознание важности поста, как  добродетельного пути к Богу. Умение оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности, в послушании Христу и Богу, Его воле и Им поставленным руководителям в семье, Церкви и обществе.

Основы Православной веры

Знать наизусть Никео-Цареградский Символ Веры, историю его составления, понятие. Уметь объяснить вышнее от Бога во Святом Духе происхождение Символа Веры.

Уметь объяснить понятие, суть и признаки, необходимость человеку спасительной живой веры Божией в причастии Христу и Его Церкви Телу и Дому Божию, в соответствии порядку и благолепию Православной Церкви, а также соотношение веры и разума, как пребывание Истины в душе человека. Веры, как основы жизни человека, в смысле доверия, правильности и преданности, в её единении с надеждой и любовью. Веры, как основания молитвы и благих результатов смиренных во Христе трудов человека.

Уметь объяснить особенность Православной Церкви, как единой хранительницы полноты спасительной веры Божией.

Уметь кратко объяснить каждый член Символа Веры, основные упоминаемые догматы Церкви и значение употребляемых в Символе богословских терминов:

1. Бог Отец Вседержитель, Промыслитель мира и Спаситель человека. Невидимый и видимый мир, ангелы и человек – венец Творения. Святая Троица Бог Отец и Сын и Святой Дух.
2-7. Сын Божий, Христос Спаситель – Бог, воспринявший плоть человека, в полноте Бог и в полноте человек. Пречистая Мария Дева Богородица. Страдания, смерть и Воскресение Христа во искупление грехов мира. Грехопадение человека. Грех, как нарушение Божией воли, правды и закона, – путь в смерть. Восстановление грешника во Христе в праведность и вечную жизнь. Евангелие. Животворящий Крест Господень, несение своего креста и крестное знамение. Нечестивые и благочестивые души, святые.
8. Святой Дух Животворящий от Отца исходящий.
9. Церковь. Христа Тело и Дом Божий, семья детей Божиих. Храм Божий – всё Творение, душа человека, ветхозаветный храм и храм Православной Церкви.
10. Таинства Церкви Крещение во оставление грехов.
11-12. Воскресение и жизнь вечная.

Богослужение и Таинства Православной Церкви

Знание устройства православного храма, как дома Божия, его архитектуры, символического смысла его элементов, значения иконы и иконостаса в храме. Знание названий и назначения священных предметов, церковной утвари.

Умение рассказать об участии священнослужителей и церковнослужителей в богослужении и жизни Церкви и прихода. Знать состав и особенности облачений священнослужителей.

Знание сущности и содержания богослужения, круги богослужения. Службы суточного круга. Особенности седмичного круга. Подвижный и неподвижный годовые круги. Богослужебные книги. Посты.

Знание структуры и краткого содержания богослужений предуготовительных седмиц, Великого поста и Страстной седмицы. Пасхи – праздника праздников. Двунадесятых праздников, истории их учреждения, богословского и богослужебного содержания. Особенностей и знаков иных праздников. Умение кратко рассказать о праздниках Православной Церкви.

Знание учения о Таинствах Православной Церкви, умение кратко объяснить их содержание и смысл, употребляемую терминологию. Знание порядка участия мирянина в Таинствах и осознанное участие в них. Знание структуры и содержания Литургии и осознанное участие в ней. Знание двунадесятых и иных праздников,

Знание соотношения Таинства Евхаристии и Божественной Литургии. Виды и части Литургии, Проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных. Подготовка и участие мирянина в Евхаристии.

Знание учения о требах, умение участвовать в них.

Знание благолепия духовного устройства православной семьи и жилища, как домашней церкви, устроения домашнего иконостаса, организации утреннего и вечернего молитвенного правила, порядка иных молитв и чтения Святого Писания.

Православный этикет

Знание духовной сущности, библейских и канонических оснований православного этикета. Знание иерархии священнослужителей и церковнослужителей, умение отличать их облачения. Умение поздороваться, обратиться и взять благословение у священника.

Умение свободно ориентироваться, благоговейно и смиренно пред Богом двигаться действовать в приходе и храмовом пространстве во время богослужений и вне богослужебного времени. Умение совершить первые шаги в храме и приходе: сотворить молитву, возжечь свечи, приложиться к Распятию, образам и мощам, написать и подать поминальные записки о здравии и упокоении, вкусить просфору, принять святую воду.

Знание устройства православного дома и семьи. Умение практиковать должное в семье поведение неизменного пребывания в мудрости и любви Христа и Бога. Умение объяснить суть благого во Христе и Боге послушания жены мужу, детей – родителям, процедуры благословения родителями детей.

Знание особенностей поведения православного человека в обществе, как в единой семье Отца Небесного, но с разным отношением ко Христу и Богу, к Православной Церкви. Знание особенностей должного внешнего вида православного христианина, одежды, речи, процедуры отношений с ближним в различных ситуациях, меры употребления косметических и иных разнообразных средств, применяемых в жизни человека для его блага.

 Опубликовано: 2015.03.03
Редакция: 2016.01.13

Основные содержательные линии

Направленность курса «Основы православной веры и культуры» на достижение поставленных целей и задач представлена в структуре программы и в следующих содержательных линиях:

1) Первая содержательная линия включает разделы, направленные на практическое личное во Христе и Церкви познание благого Бога и общение с Ним, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6), через разумное и практическое в благоговении и освящении во Христе приобщение к православному богослужению и таинствам, основаниям живой веры и духовной жизни.

Реализация этой линии помогает увидеть единство во Христе и Боге духовного (невидимого) и материального (видимого) мира, направить к приобретению опыта духовной жизни, смиренного, благого и блаженного общения со Христом Спасителем и Богом, Его небесными и земными святыми. Стать послушным дитем любящего Отца Небесного, понимающим Истину и кающийся Христу в указываемых нею грехах, учеником и сотрудником Христа Спасителя, начинающим, но вечным причастником Христа, Его Тела и Дома Божия, Святого Православия. Стать на путь созидания такого человека Божия, о котором бы Господь сказал, свидетельствуя: «Нашел Я мужа по сердцу Моему… который исполнит все хотения Мои» (Деян.13:22).

Эта линия представлена в разделах «Молитва», «Богослужение и Церковные Таинства», а также в разделах истории и культуры.

2) Вторая содержательная линия представлена разделами, изучение которых направлено на краткое, системное ознакомление с основными событиями Ветхозаветной, Новозаветной и последующей истории Православной Церкви и культуры, жития святых, жизни Христа Спасителя, «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15), как последовательного Откровения Бога Себя и Своих качеств, воли, правды и закона, суда и милости.

Реализация её дает познание благого Бога Творца и Промыслителя мира Спасителя человека, Его благодати, действующей в добрых делах веры спасенных в истории жизни Православной Церкви от создания мира до нашего времен, закладывает часть фундамента формирования христианского мировоззрения, нравственного поведения, благоговейного отношения к святыням, бережного отношения к культурным ценностям Православной Церкви и Отечества, а также уважение к народам иных верований и культур, как имеющих часть Православной веры и культуры, дарованной во Христе каждому народу, нуждающемуся в познании полноты Истины и возвращении в спасительное лоно Православной Церкви.

Эта линия представлена главным образом в разделе «Священная история Ветхого Завета», «Священная история Нового Завета», «История Церкви», «История Русской Церкви», «Православная культура».

3) Третья содержательная линия представлена разделами, изучение которых направлено на краткое, системное ознакомление с основными догматами Православной Церкви, в понимании их божественного происхождения, важности и необходимости, а также принятии их, как основы мировоззрения и жизненной позиции. С запоминанием наизусть «Исповедания Веры».

Реализация её дает начальное познание Христа и Бога Творца и Промыслителя мира Спасителя человека, Его несущих смиренному человеку благо качеств и дел, православного вероучения Его Церкви. Закладывает фундамент для дальнейшего формирования и укрепления христианского мировоззрения, нравственного поведения, благоговейного отношения к святыням, бережного отношения к духовным и культурным ценностям, во-первых, Православной Церкви и своего Отечества, а затем и каждого человека и народа, нуждающегося в познании Христа и Бога истинного и человеколюбивого.

Эта линия представлена в разделе «Никео-Цареградский Символ Веры», «Откровение Божие. Священное Писание и Предание Православной Церкви», «Православная культура».

4) Четвертая содержательная линия представлена в курсе разделами, направленными на формирование и укрепление духовно-нравственных основ православной жизни, опыта личного благочестия и веры, проявляемой во Христе и Святом Православии в отношениях и с Богом, и с человеком, с ближним и всем обществом. По апостольскому наставлению: «Кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1:25).

Реализация этой линии формирует у учащихся понимание истинных ценностей и путей их достижения, первым из которых всегда является Христос и Бог – «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6), единственная связь человека с Отцом Небесным и источаемой Им вечной жизнью, её благами сего и будущего века. Ведет ко Христу и Богу, освящающему и исцеляющему дух, душу и тело человека, всякую смиренную во Христе Богу семью и народ. Способствует формированию христианского отношения к Творцу и всему Его творению, приводит человека к праведности, правовому мышлению и соответствующим поступкам православной нравственности, мотивируемой внутренними праведными и святыми, неизменно несущими благо побуждениями православного человека, в котором обитает Слово Божие и Дух Святой.

Эта линия представлена во всех разделах.

5) Пятая содержательная линия представлена разделами, направленными на начало познания пути и плодов труда человека со Христом и Богом – Православной культуры, совершение дарующих благо первых шагов в православном храме, освоение православного этикета. Во исполнение первого повеления первому человеку и всему человечеству относительно дарованного каждому удела Божия, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15), в этом демонстрируя живую и истинную веру и славу Божию.

Изучение этих разделов помогает учащемуся обрести понимание Бога, как Творца и Промыслителя мира Спасителя человека, и человека, как смиренного Его труженика, на своем месте успешного в познании Истины и сотворении свыше данного труда и плодов в семье, Церкви и Отечестве, в международном сотрудничестве. Пробуждает чувство труженика, хозяйственника и управителя Божия удела, патриотизма, осознание особого духовного значения Православной Церкви и культуры.

Эта линия представлена в разделах: «Православная культура», «История Церкви», «История Русской Церкви», «Церковно-славянский язык».

Опубликовано: 2015.03.03

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Откровение и познание Бога в истории Спасения человека

Краткий обзор истории откровения и познания Бога в Спасении человека, от сотворения мира до вхождения Церкви в вечные небеса.

Священное Писание и Предание Православной Церкви. Новый и Ветхий Завет. Структура, краткое содержание. Богодухновенность и авторитет Священного Писания в вопросах веры и жизни Православной Церкви.

Краткий обзор Священной истории Ветхого Завета. Сотворение мира и человека. Грехопадение и спасение Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Авраам. Праведный Иов. Исход из египетского рабства. Вхождение в Обетованную землю. Период судей. Период царств. Период пленений: вавилонского, персидского, греческого и сирийского. Ветхозаветные пророчества о Спасителе и прообразы.

Краткий обзор Священной истории Нового Завета. Пресвятая Богородица Дева Мария. Рождество Христово. Иоанн Предтеча. Учение Христово: Нагорная проповедь, притчи и учение о Царстве Небесном, последних временах, Втором Пришествии. Чудеса Христовы. Воскрешение Лазаря и Вход в Иерусалим. Страстная седмица, распятие и погребение Христа. Воскресение Христа, явление ученикам, учение о сошествии Святого Духа и Вознесение.

Краткое учение о Церкви. Краткий обзор истории Церкви. Сошествие Святого Духа. Апостолы и начало распространения Церкви свидетелей. Христианская империя. Монашество. Вселенские Соборы. Кирилл и Мефодий просветители славян. Отпадение от Церкви католиков, протестантов, их основные заблуждения. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Диптих.

Краткий обзор истории Русской Православной Церкви. Андрей Первозванный на Киевских горах. Проповедь Евангелия до Крещения Руси. Равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. Матерь Божия, небесные силы и святые покровители Руси. Патриарший период. Синодальный период. Восстановление патриаршества и гонения на Церковь. Новомученики и исповедники Российские. Храмы и монастыри Русской Православной Церкви. Главные праздники, увековечившие в народной памяти победы созидания и защиты святой Православной веры, Церкви и Отечества.

Раздел. Церковнославянский язык (1-я часть)

Азбука церковнославянского языка, цифры, надстрочные знаки, произношение звуков и чтение текстов. Использование текстов с параллельным переводом для понимания прочитанного. Словарь церковнославянского языка.

Начала духовной жизни

Краткое учение о Спасении человека во Христе и Боге. Власть спасенного человека во Христе и Боге над грехом. Краткая агиология, святые и их чины. Аскетика, послушание Богу и добрые дела.

Молитва, как личный опыт общения с Богом и горним миром, дыхание жизни Божией. Смысл молитв за живых и усопших. Примеры из житий святых и духовных летописей благотворного влияния молитвы за ближнего. Молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, почитание Креста, мощей и икон. Особенности молитвенного делания. Понятие частной и общественной молитвы.

Молитвослов. Молитвенное утреннее и вечернее правило. Тропари двунадесятых праздников. Основные молитвы:

Молитвы начальные:

1.      «Слава, Тебе, Боже наш, слава Тебе»
2.      «Царю Небесный…»
3.      «Святый Боже…»
4.      «Пресвятая Троице…»
5.      «Отче наш…»
6.      «Приидите, поклонимся…»

Молитвы утренние:

1.      «Боже, очисти мя грешнаго…»
2.      «От сна востав, полунощную песнь приношу Ти…»
3.      «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души…»
4.      «Пресвятая Владычице моя Богородице…»

Молитвы вечерние:

1.      «Боже вечный и Царю всякаго создания…»
2.      «Вседержителю, Слово Отчее…»
3.      «Благаго Царя благая Мати…»
4.      «Ангеле Христов, хранителю мой святый…»
5.      «Да воскреснет Бог…» (Молитва Честному Кресту)

Божией Матери

1.      «Богородице Дево, радуйся…»
2.      «Достойно есть…»
3.      «Взбранной Воеводе…»,
4.      «Милосердия двери…»
5.      «Не имамы иныя помощи…»

Псалмы: 50,  90. Молитвы до и после трапезы, учения. Молитва перед Причастием (Верую, Господи и исповедую…). Великопостная молитва Ефрема Сирина.

Православный календарь. Священное Писание и Жития святых в ежедневном чтении с толкованиями и укрепляющей веру благой практикой смирения евангельским заповедям. Дневник чтения Святого Писания.

Закон и Заповеди блаженства

Декалог Заповеди блаженства. Единое происхождение и единство в содержании. Благость познания и исполнения закона и заповедей блаженства в единстве со Христом и Богом. Гнев Божий и наказание за преступление закона. Страх Божий – начало мудрости. Евангелие Царства и закон жизни во Христе. Милость Божия к смиряющимся Богу душам.

Содержание и краткое объяснение Декалога. Построение должных и благих человеку отношений с Богом и ближним. Соотношение внутреннего и внешнего исполнения закона.

Содержание и краткое объяснения Заповедей блаженства. Животворящий Крест Господень. Блаженное несение своего креста в следовании за Христом и Его святыми. Крестное знамение, библейское и каноническое основание. Почитание икон, библейское и каноническое основание.

Основы Православной веры

Никео-Цареградский Символ Веры. Понятие, содержание, краткое объяснение.

Вера Божия. Понятие о вере. Вера, как основа жизни человека, доверие, правильность и преданность, надежда и любовь. Необходимость спасительной веры Божией. Соотношение веры и разума. Вера – основание молитвы. Православная Церковь единая хранительница веры Божией.

1. Бог Отец Вседержитель, Промыслитель мира и Спаситель человека. Святая Троица.
2-7. Сын Божий, Христос Спаситель и Пречистая Мария Дева Богородица.
8. Святой Дух.
9. Церковь.
10. Таинства Церкви.
11-12. Воскресение и жизнь вечная.

Богослужение и Таинства Православной Церкви

Православный храм, как дом Божий. Архитектура и устройство храма, символический смысл их элементов. Икона и иконостас в храме.

Священнослужители и церковнослужители, их участие в богослужении и церковной жизни. Облачения священнослужителей.

Богослужение. Его сущность и содержание. Круги богослужения. Службы суточного круга. Особенности седмичного круга. Подвижный и неподвижный годовые круги. Богослужебные книги. Посты.

Богослужения предуготовительных седмиц, Великого поста и Страстной седмицы. Пасха – праздник праздников. Двунадесятые праздники, история, богословское и богослужебное содержание. Особенности и знаки иных праздников.

Таинства Православной Церкви. Понятие, содержание. Подготовка и участие мирянина в таинствах.

Таинство Евхаристии и Божественная Литургия. Виды и части Литургии, Проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных. Подготовка и участие мирянина в Евхаристии.

Требы.

Устройство семьи и дома, как домашней церкви.

Православный этикет

Православный этикет и его духовная сущность, библейские и канонические основания. Первые шаги в храме и приходе: Молитвы и записки о здравии и упокоении. Возжигание свечей, прикладывание к иконам и мощам, вкушение просфоры, принятие святой воды, получение благословения у священника.

Устройство православного дома и семьи, как церкви и храма Божия. Должное поведение в семье.

Особенности поведения православного христианина в обществе.

Опубликовано: 2015.03.03
Редакция: 2015.03.21. 2016.01.13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 

 

(В разработке)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература ежедневного чтения (в печатном и/или электронном формате)

1.      Святое Писание. Библия.
http://sancti.ru/patr/soft.htm

2.      Молитвослов (церковнославянским или гражданским шрифтом, краткий, полный, с параллельным современным переводом, с комментариями и наставлениями)

3.      Жития Святых. Месяцеслов.

4.      Православный ежегодный календарь (с указателем праздников, постов, текстов ежедневного чтения Святого Писания, имен чествуемых в этот день святых)

 

Основная учебная литература (в печатном и/или электронном формате)

Дополнительная учебная литература (в печатном и/или электронном формате)

Оценочные средства

Компьютерные программы

Персональные компьютеры

Опубликовано: 2016.01.17

 (Проект в работе)

 


Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Опубликовано: 2015.03.03
Редакция: 2015.03.21; 07.24; 10.24. 2016.01.13,17

Калашников Ю.В. Рабочая программа начального уровня «Введение в Православие» (для взрослых). Проект. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/pr-intr.html (дата обновления:  2017.03.31).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2015, 2016, 2017