ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул / Православие в школе / Основы Православия (краткий обобщенный курс)

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»
(для взрослых)

 

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ
Проект учебного пособия

 

Сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра а҆пⷭ҇льскаѧ, сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра ѻ҆те́ческаѧ,
сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра правосла́внаѧ, сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра вселе́ннꙋю ѹ҆твердѝ.

 

Оглавление

Предисловие. 3

Глава 1. Вера. 3

§ 1. Вера в процессе познания человеком окружающего мира. 3

Вера – состояние души человека, движимого надеждой, в ситуации использования недостаточно или лично не проверенной информации в процессе поиска благ. 3

Вера даруется человеку Богом вместе с дыханием жизни. 3

Вера со времени грехопадения воспротивившегося Богу ангела существует рядом со злом вероломства лжецов, а после грехопадения человека – рядом со злом лишившегося должной разумности самого человека. 4

Вера – совокупность информации, проверенной лично и принятой на веру от достаточно авторитетных поручителей её достоверности. 4

Вера – инструмент обыденного и научного познания, истинность которого частично проверена лично и частично дополнена авторитетным свидетельством. 4

Вера – система убеждений личности, инструмент понимания и освоения окружающего мира в поисках благ. 5

§ 2. Вера Божья Христова Православная. 5

Вера Божья – состояние души человека, движимого Святым Духом и Словом Божьим в надежде на Божью милость и благодать. 5

Вера Божья – совокупность правдивой информации, частично проверенной лично и частично принятой на веру, когда поручителем достоверности всей её совокупности является обладающий высшим авторитетом Всемогущий Бог. 6

Вера Божья – инструмент умножения самой веры в смирении человека Богу и в познании всего Им открываемого человеку. 6

Вера христианская – истинное познание откровения Божия посредством Христа Спасителя. 6

Вера православная – истинное познание Христа Спасителя и Бога, основанное на полноте восприятия неповрежденной вышней правды, сопровождающееся вечной жизнью и славой Божьей. 7

Вера Божья Христова православная является религиозной. 7

Всякая религиозная вера в отступлении от веры и жизни Церкви Православной не является истинной и спасительной. 7

§ 3. Вера Божья живая, действующая любовью и плодоносящая во славу Христа и Бога. 8

Вера Божья дарует человеку быть благодатно движимым Святым Духом и Словом Божьим, поэтому всегда является живой. 8

Вера Божья умножается в смирении во Христе Спасителе человека живущему в нем Богу. 8

Граница умножения веры Божьей определяется непостижимостью человеком нынешнего века Бога в Его духовной сущности, а также дарованными Богом человеку способностями к познанию и смирением человека открывающемуся ему Богу. 9

Вера Божья живет и действует любовью – совокупностью совершенства во Христе помыслов, слов и поступков. 9

Вера Божья дарует человеку обрести приготовленные Богом плоды века нынешнего и будущего жизни вечной. 9

Христианское православное вероучение – полнота истины, открытой Христом Апостолам и Церкви, совокупность Святого Писания и Предания, догматических и символических положений, их толкования и духовного опыта Православной Церкви,  учение Христа и Его Апостолов, определяющее и наполняющее веру и жизнь Церкви, даруемое от Бога исходящей Истиной Слова Божия и Святого Духа, передаваемое от поколения к поколению святыми, во Христе спасающее в вечную жизнь и славу Божью. 10

Православная культура – совокупный результат веры и труда человека, как инструмента в руках его Творца Христа Спасителя и Бога. 11

Глава 2. Откровение Бога человеку и познание человеком Бога. 11

§ 1. Откровение Бога человеку. 11

Откровение Бога – непосредственное и опосредованное через творение сообщение Богом человеку истины о Боге Творце и Промыслителе мира Спасителе человека и о Его творении, включая, и человека. 11

Бог открывает человеку истину о Себе и о Своем творении, непосредственно обращаясь к нему Святым Духом и Словом Божьим. 12

Бог открывает человеку истину о Себе и о Своем творении, обращаясь к нему посредством послушных Ему ангелов и людей, и во Христе Спасителе Сыне Божьем. 12

Бог открывает человеку истину о Себе и о Своем творении, обращаясь к нему посредством совершенства, красоты и благости сотворенного Им видимого и невидимого мира. 12

Из совершенства и красоты сотворенного Богом видимого и невидимого мира Творец и Промыслитель  открывает человеку истину о существовании Его замысла и созидающего действия, как первопричины всего существующего. 12

Из благости для человека сотворенного Богом видимого и невидимого мира его Творец и Промыслитель  открывает человеку истину о существовании Творца, Его замысла и созидающего действия, указующего на цель, конечное совершенство, существования всего, в том числе, и человека, для которого целью является исцеление, восстановление посредством Христа Спасителя целостности вечного единства с Богом, обожение человека, его спасение в вечную жизнь и славу Божью. 13

Удовлетворяя жажду человека к причастию жизни видимого и невидимого мира, Бог Отец Вседержитель открывает истину о Нем, как Источнике жизни, любовью Отца, Служением Сына и общением Святого Духа источающего человеку спасительную благодать причастия во Христе вечной жизни и славы Божьей. 13

Удовлетворяя стремление человека ко благу, Бог Отец Вседержитель открывает истину о Нем, как о Боге истинном и человеколюбивом, Источнике благ жизни нынешнего и будущего века. Направляя к истине и вышнему порядку, открывает человеку понимание подлинных благ их ценности, пользы, иерархии и путей обретения, исцеляет так его нравственность. 13

Откровение Бога человеку является процессом для всего человечества и лично для каждого человека на пути его спасения и духовного роста. 13

§ 2. Познание откровения Бога человеком.. 13

Познание – дар Божий человеку и результат его использования человеком, как процесс обретения человеком информации об окружающем его мире и совокупность обретенной в этом процессе информации, в единстве с умениями и навыками её использования в своей жизни. 13

Бог дарует каждому человеку таланты, набор способностей духа, души и тела для спасительного познания человеком всего открываемого ему Богом, что необходимо ему для жизни и благочестия, помогает развивать и умножать эти таланты, и  требует отчета. 14

Особым путем и инструментом познания Бога Отца Вседержителя Творца и Промыслителя мира Спасителя человека, а также Его творения и промысла, является Сам Бог, Слово и Сын Божий – Христос Спаситель. 14

Бог сотворил первого Адама и так же творит каждого человека вечным причастником Его духовного естества и жизни, исцеляет во Христе истинное духовное единство с Богом, утоляет так жаждущие Бога души, но способные в грехопадении погибельно заблуждаться в поисках источника искомой жизни и её духовности. 14

Бог сотворил первого Адама и так же творит каждого человека, знающим истинные ценности и имеющим здоровую нравственность, исцеляет во Христе у падшего в грех человека и разум, и нравственность. 14

Самым ценным в познании является знание Бога, дарующего всякому человеку дыхание и жизнь, спасающего от греха и смерти в праведность и жизнь, ведет к полноте приготовленных каждому человеку благ сего и будущего века. 14

 

 

Предисловие

Учебное пособие разрабатывается, как часть православного компонента общеобразовательной школы (для взрослых). В процессе работы использованы материалы учебников богословия и катехизиса Православной Церкви. В том числе, проекта Катехизиса, представленного Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви для общецерковного обсуждения, опубликованного на сайте http://theolcom.ru/events/115-catechism-churchwide-discussion.

Представляемое учебное пособие находится в стадии разработки.

 Глава 1. Вера

§ 1. Вера в процессе познания человеком окружающего мира

Вера – состояние души человека, движимого надеждой, в ситуации использования недостаточно или лично не проверенной информации в процессе поиска благ.

Вера отличается от иного лично и достаточно проверенного на соответствие истине знания использованием не проверенной информации из источников, имеющих определённый авторитет в данной сфере бытия. В любом случае человек должен верить в реальность существования окружающего мира и исследуемого им предмета, а также в свою способность адекватно воспринимать и обрабатывать информацию. В дальнейшем такая принятая на веру информация после испытания может оказаться вполне или частично истинной, правдивой или не истинной, не правдивой, ложной. В случае заблуждения ложная вера становится причиной потери искомых на её основании благ, поэтому разумным человеком и обществом всегда при всякой представившейся возможности проверяется. Но даже частичная возможность достичь цели при достаточно сильном мотиве заставляет человека двигаться к ней. В стремлении, например, вести народ к приготовленному ему Богом спасению, движимый вышней любовью к человеку Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея с такой же любовью относиться к противникам, «не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим.2:25). При этом неизвестность точного исхода событий дополняется надеждой на успех, движущей человеком в поиске благ.

Вера даруется человеку Богом вместе с дыханием жизни.

Вера рождается вместе с человеком, его образом и подобием Создателю и его безусловными, вложенными Творцом в душу и тело рефлексами. Например, хватательный рефлекс, позволяет ребенку не отпасть от матери, а подобный у матери, дарует ей, взяв однажды ребенка в руки, - уже не оставлять его без своего попечения, сосательный рефлекс обеспечивает ребенку питание материнским молоком, а любознательность ведет к познанию окружающего мира. Подсознательная вера в таких рефлексах поддерживается защищенностью человека в утробе матери, затем укрепляется в осознании заботы родителей и окружающего общества. Так же – благостью окружающего мира, как однажды человек начинает понимать, даруемой Творцом и Промыслителем всего Спасителем человека – Богом. Господь всем людям влагает в сердца желание искать Бога, «не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). Однако, оставив Бога, никто не ищет Его сам по себе (Рим.3:11), и только Спаситель никогда не перестает свидетельствовать «о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян 14:15-17; 1Тим 6:17).

Вера со времени грехопадения воспротивившегося Богу ангела существует рядом со злом вероломства лжецов, а после грехопадения человека – рядом со злом лишившегося должной разумности самого человека.

Обретенная от Бога вера первого человека Адама и Евы даровала им блаженную совершенную жизнь в Эдемском саду в процессе его возделывания и хранения. Но эта истинная вера была пренебреженна в ослушании запрета Бога, вкушать от дерева познания добра и зла, что, как предупреждал Господь, грозило человеку смертью (Быт.2:15-17). Коварство лживого падшего ангела привело человека к познанию зла: лжи и неразумного противления Богу, а также неотвратимо следующего за ним страдания. «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт.3:17-19), - говорит Господь Адаму, нарушившему Творцом установленный порядок. Так же и все, однажды познавшие Бога, но последовавшие путем греховного Адама, не прославившие Его, как Бога, не возблагодарившие, но осуетившиеся в умствованиях, неизменно, впадают во мрак, покрывающий их потерявшие смысл сердца (Рим.1:21).

У всех потомков Адама вера развивается в процессе познания мира, существующего в нем блага и зла. В надежде обретения его благ, «хватаясь» за все доступные ему вещи в следовании за праотцом Адамом, ребенок обнаруживает, что существует не только дарующее счастье благо, к которому нужно приблизиться, но и лишающее его и приносящее боль зло, от которого необходимо отстраниться. В процессе взросления человек осознает возможность окружающего мира быть опасным, в результате своей собственной недостаточной способности его понимания, и более того, – в результате способности окружающего мира быть коварным, по причине скрывающегося в нем зла. При этом о лживом и злобном человекоубийце сатане Господь говорит, что черви являются его покровом и черви подстилаются под ним (Ис.14:11), для которых, как известно, питанием служат неблаговидные и зловонные нечистоты. А устами верными Господу Апостол предупреждает, «что сам сатана принимает вид Ангела света… и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:14,15).

Вера – совокупность информации, проверенной лично и принятой на веру от достаточно авторитетных поручителей её достоверности.

В движении к зрелости человек обретает опыт должного поведения в отношениях с окружающим миром и его обществом, познает его закономерности и законы, лиц, которым можно доверять и которые не заслуживают доверия. Осознает необходимость принятия решений в ситуациях с неполной проверенной информацией. Учится выделять важное от второстепенного, временное от вечного, изменчивое от неизменного, чтобы затем, разумно прогнозируя свои поступки и поведение окружающего мира, уметь ставить благие цели и достигать их наилучшими путями. При этом, зная тех, кому можно доверять, человек пользуется их наставлением, передающим опыт построения должных благих человеку отношений с еще не проверенным окружением.

«Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх.20:19), - так просит народ Моисея. Делает это, удостоверившись в существовании строго наказывающего за грех и еще недостаточно понимаемого Бога и – в способности Моисея приближаться к Ему, слушать Его и точно передавать услышанное обществу. Когда однажды Христос с учениками прибыл в землю Геннисаретскую, то жители, «узнав Его, обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился» (Мар.6:54,55), в надежде на их исцеление. Хотя сразу после предыдущей встречи, когда потерпели урон, лишившись более двух тысяч ввергнутых нечистыми духами в озеро свиней, просили Его, «чтобы отошел от пределов их» (Мар.5:17). Их недоверие и страх заменился верой после свидетельства о благости Христа Целителя освобожденным Им от нечистых духов человеком. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29), - говорит Христос удостоверившемуся в истине Фоме, указывая и нам Своей жизнью на Его единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, способную дополнять недостаточное познание Творца и Его творения, созидая в человеке веру, как непреложную истину.

Вера – инструмент обыденного и научного познания, истинность которого частично проверена лично и частично дополнена авторитетным свидетельством.

Познавательная деятельность человека основывается на его способности и возможности мыслить и получать информацию из окружающего мира, сначала, посредством пассивного наблюдения за происходящим, а затем активного вмешательства в эти процессы для наблюдения за протеканием и результатом этого эксперимента. Полученное таким путем знание является достоверным, то есть проверенным на истинность (правдивость) – верифицированным. Часть информации в такой деятельности всегда принимается на веру от авторитетных проверенных лиц, свидетельствующих о достоверности результатов уже проведенных наблюдений и экспериментов. Так вера, как разновидность знания, становится инструментом научного и обыденного познания. Совершенствуясь, человек и общество от обыденного познания переходит к научному, основанному на законах логики мышления, использующему систему строго определённых и проверенных инструментов – методов, при этом всегда используя веру, как состояние души и как полученное от авторитетных лиц проверенное ими знание.

Так будущие Апостолы сначала слышат от пророка Иоанна Предтечи описание Спасителя  и свидетельство о Его Божественности в явлении при Крещении Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа (Ин.1:26-34), а затем лично получают из его уст свидетельство о конкретном человеке: «Вот Агнец Божий» (Ин.1:36). Обретя так веру от всеми уважаемого пророка Иоанна Крестителя, далее пытаются умножить её путем увеличения познания, проверенного лично. «Что вам надобно? - спрашивает Христос последовавших за Ним этих учеников и слышит их вопрос, - Учитель, где живешь?» (Ин.1:38). Господь показывает им Его земное жилище и обещает открыть для созерцания Жилище Небесное (Ин.1:51). Дарует им и нам созерцать Его жизнь земную и небесную и активно вмешиваться в Его труд, посредством молитв и действий. Так умножая познание, проверенное лично, как часть веры во Христа Спасителя и Бога, воспринимаемой из уст самого авторитетного источника – Его Церкви.

Вера – система убеждений личности, инструмент понимания и освоения окружающего мира в поисках благ.

Познавая окружающий мир, человек накапливает сумму знаний о нем, упорядочивает их в определённую систему – мировоззрение, а затем использует для понимания этого мира и построения с ним должных благих отношений. При этом отдельные фрагменты принятого на веру знания и ситуативные состояния исполненной веры и надежды души человека превращаются в устойчивые, прочно сложившееся убеждения, определяющие всю дальнейшую жизнь человека. «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лук.18:42), - говорит Спаситель слепому, убеждающемуся в Его силе и правильности своих устремлений ко благу, становящемуся на путь следования за Христом. По нему через все испытания ведет во спасение Господь, но не насильно. Однажды даже ученикам, испытывая их веру, предлагает оставить Его, как то сделали многие. На что исполненный спасительной веры и познания истины Апостол Петр отвечает: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин.6:68). Ему вторят все имеющие веру не только в то, что от Христа и Бога можно получить что-либо полезное для своей жизни, но убежденные, что Христос Спаситель является единственным источником жизни и её руководителем ко благу, во всем её многообразии и полноте.

Без такой веры, состоящей из непоколебимых убеждений в познании истины, формирующей отдельные разумные волевые поступки и всё поведение, человек не может достичь ничего. Потому что «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак 1:5-7).

Только обретя мировоззрение, построенное благодатным действием Слова Божия и Святого Духа, на основании Святого Писания и Предания Церкви, верою приняв и на практике убедившись в истинности пути обретения благ во Христе Спасителе и Боге, человек может стать на благоговейную молитву Богу и воззвать ко всему миру:

Прӏ̈иди́те, поклони́мсѧ
цр҃е́ви на́шемꙋ бг҃ꙋ.

Прӏ̈иди́те, поклони́мсѧ и҆ припаде́мъ хрⷭ҇тꙋ̀, цр҃е́ви на́шемꙋ бг҃ꙋ.

Прӏ̈иди́те, поклони́мсѧ и҆ припаде́мъ
самомꙋ̀ хрⷭ҇тꙋ̀, цр҃е́ви и҆ бг҃ꙋ на́шемꙋ.

Придите, поклонимся
Царю нашему Богу.

Придите, поклонимся и припадем
Христу, Царю нашему Богу.

Придите, поклонимся и припадем
Самому Христу, Царю и Богу нашему.

§ 2. Вера Божья Христова Православная

Вера Божья – состояние души человека, движимого Святым Духом и Словом Божьим в надежде на Божью милость и благодать.

«Имейте веру Божию» (Мар 11:23), - повелевает Христос Глава Церкви ученикам и каждому человеку, как получившему жизнь от Бога Отца Вседержителя и Им же во Христе спасаемому из грехов и погибели в праведность и жизнь вечную, её силу и плодотворность. Для объяснения сути такой веры, имеющей вместе с точным знанием еще надежду на вероятное, указывается на Авраама, который поверил Богу Животворящему «сверх надежды, поверил с надеждою» (Рим.4:17,18), так что силой Всемогущего стал отцом верующих из всех народов. Воспринимая опыт духовной жизни таких святых, детей Авраама по вере, человек укрепляется в истинной и благой вере и надежде. «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим.5:5), - говорит Апостол, открывая условие истинности веры Божьей, которым является Сам Бог, руководящий Его разумом и волей послушными Ему людьми.

И более того, ограждая человека от погибельной глупости собственных вымыслов, убеждающих его в чем-либо, Господь предупреждает, что «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер.17:5). Таковой, надеясь на ничтожное по сравнению с Богом, даже не сможет и увидеть, не что использовать даруемые Им блага. И молодые, и сильные, и имеющие знания об окружающем мире истощаются в суетной надежде на что-либо из творения Божьего. И только «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся» (Ис.40:29-31). Как парящих в небесах орлов, подымает народ Божий из смерти в жизнь его Спаситель Бог, смиренно пребывающих в вере и надежде таинственно наполняя Святым Духом и явно преображая Словом Божьим.

Вера Божья – совокупность правдивой информации, частично проверенной лично и частично принятой на веру, когда поручителем достоверности всей её совокупности является обладающий высшим авторитетом Всемогущий Бог.

Бог Аврааму, и всем его во Христе потомкам, обещает множество благ, а недостаток их достоверности восполняет Его гарантией и условием: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1). При этом для удостоверившихся уже в Божьем Всемогуществе Господь веру с компонентом сомнения Своим авторитетом превращает в достоверное знание – веру Божью. Для не знающих силы и власти Бога Вседержителя такое знание святых является сомнительной для них верой. Для познавших же  Бога – в полноте правдой, верным знанием, с непоколебимой уверенностью в его истинности. В таком случае истинная, даруемая свыше вера Божья и истинное знание являются в соответствии с законами логики полностью эквивалентными, тождественными, не противоречивыми, имеющими достаточное основание.

Христос в Его земном служении, наставляя учеников в вере Божьей, являет Его силу Господа всего видимого и невидимого, смерти и жизни человека, здоровья его духа, души и тела, семьи и отечества. Предупреждает о необходимости претерпеть Ему от язычников поругание и смерть, быть распятым на Кресте и в третий день воскреснуть. А затем исполняет все приготовленное Его высшим Промыслом. Неверующему Фоме дарует вложить персты в Его раны. После чего мы слышим из уст исполнившегося верой Божьей ученика: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Вооруженные такой подтвержденной Господом верой ученики Христа доныне служат Христу и Богу, исполняя Его благодатью всё Им предписанное по отношению к Нему и к миру.

Вера Божья – инструмент умножения самой веры в смирении человека Богу и в познании всего Им открываемого человеку.

Христос, отвечая на просьбу Апостолов, «Умножь в нас веру» (Лук 17:5), направляет их в смиренное послушание Богу Отцу, так дарует единственный и ничем не заменимый инструмент умножения веры Божьей. На просьбу отца отрока, одержимого нечистыми духами: «…верую, Господи! помоги моему неверию» (Мар.9:24), являет Его вышнюю Божественную силу, несущую каждому смиренному Ему человеку благо и тем укрепляющую его святую веру. Вера, умножающаяся от наставления Церкви, устами которой говорит Бог, неизменно приближает человека к Нему, все больше отдавая в Его власть помыслы и чувства человека, его волю, а вместе с ней – его слова и поступки. Так вера, наполняемая силой и мудростью познаваемого Бога, множится и укрепляется. Бог допускает в жизнь Его народа проблемные ситуации, «дабы испытанная вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1Пет 1:7). Сам же и помогает пройти этот путь, повелевая: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:6).

Вера христианская – истинное познание откровения Божия посредством Христа Спасителя.

Целый год собирались ученики Христа в церкви в Антиохии, и Апостолы учили там немалое число людей, тогда ученики «в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26). Так доныне Церковь Христова является учащейся у Христа и учащей Его благодатью вере Божьей, которая в таком случае является истинной и называется христианской. Во Христе Бог являет миру Его образ (Ин.1:18), восприняв плоть человеческую тленную. Но при этом во Христе открывается образ Божий не физический, так как Бог Дух плоти не имеет, а образ мышления, слов и поступков, в соответствии с которыми должна быть построена вся жизнь учеников Христа Сына Божия. Как об этом день Преображения Христа Бог Отец говорит ученикам: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6), - предупреждает Христос учеников о единственном пути к Отцу Небесному в жизнь вечную – о Нем и о даруемой Им жизни по вере христианской.

Вера православная – истинное познание Христа Спасителя и Бога, основанное на полноте восприятия неповрежденной вышней правды, сопровождающееся вечной жизнью и славой Божьей.

Жизнь святых в вере Христовой является благоуханием Богу и миру. Для нечестивых этот запах смертоносный на их пути к смерти за грех, а для святых – запах живительный на пути Спасения Божьей во Христе благодатью в жизнь вечную. На вопрос, кто способен к такому благоуханию и жизни, Апостол отвечает, указывая на святых и причину их аромата: «Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2Кор.2:15-17). Это не поврежденное Слово Божье открывает миру правду о Боге Творце и Его творении, поэтому вера является правой, то есть правильной, не искаженной.

«Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» (1Пет.4:11), - повелевает Господь верным верными Ему устами Апостола. Откуда следует, что служение святых от Бога обретенной и не поврежденной правдой и силой свыше имеет цель – прославление Бога, дарующего человеку блага нынешнего и будущего века. Это прославление происходит не иначе, как посредством Христа, Бога, воспринявшего тленную плоть греховного человека, чтобы возвести плоть в нетление, а человека в праведность – познание правды Божией, и так в жизнь и славу вечную. Поэтому Церковь Христа, истинно ведущая человека к познанию правды и славы Божьей, называется Православной.

Мучительно для нечестивых злодеев быть рядом со Христом и Его святыми, носителями Духа и Слова, правды и славы Христа и Бога, верными Церкви Православной (Мк.5:7; Лук.8:28). Поэтому восстают на святых богопротивники, ведомые нечистыми помыслами и духами. Но Христос Бог Вседержитель всегда с таковыми преданными Ему, хранит и укрепляет правдой и силой, покрывает славой. Ободряя Свой народ устами святого Григория Богослова, говорит: «Буря превратится в тихий ветерок, и Бог в награду за православие даст вам превозмочь делающих вам зло». По слову Иоанна Богослова, указывающего детям Божьим на причину их победы: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире… Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин.4:4; 5:4).

Этой победой и орудиями её обретения, во-первых, верой, Христос и Его Церковь Православная вооружает каждого человека и народ. Поэтому звучит в Неделю Торжества Православия после провозглашения Никео-Цареградского Символа Веры:

Сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра а҆пⷭ҇льскаѧ,
сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра ѻ҆те́ческаѧ,
сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра правосла́внаѧ,
сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра вселе́ннꙋю ѹ҆твердѝ.

Эта ве́ра апо́стольская,
эта ве́ра отцовская,
эта ве́ра правосла́вная,
эта ве́ра, все народы укрепи́.

Вера Божья Христова православная является религиозной.

Слово «религия» по толкованию древнеримского мыслителя Цицерона (106-46 до Р.Х.) происходит от латинского слова relegere, имеющего значение: снова читать, почитать, бояться. А по мнению христианского апологета Лактанция (ок. 250-325) – от латинского religare – связывать. Дополняя одно другое, эти значения определяют суть попыток человека, почтительно, в размышлении и определёнными действиями восстановить связь, единство с Богом или иными духовными силами для обретения какого-либо блага. В полноте такое единство с Богом истинным и дарующим каждому человеку блага нынешнего и будущего века жизни вечной обретается верой христианской православной, поэтому она является верой религиозной.

Всякая религиозная вера в отступлении от веры и жизни Церкви Православной не является истинной и спасительной.

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6), - указывает Христос на единственный путь к Отцу Небесному в жизнь вечную – следование за Ним, как Истиной и Жизнью. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:8,9), - предупреждает Апостол, о пребывании полноты Божества, следовательно, Жизни и Истины, только во Христе. А далее учит, что спасаемые Христом, а значит, имеющие веру Божью, имеют в Нем такую же полноту Божества, хотя и не по своей человеческой не изменяющейся сущности, а по обитанию, как в верных, Святого Духа. Если же мы утверждаем, что спасаемся во Христе и Его истине, то в соответствии со Святым Писанием и законом непротиворечия, иные спасители и веры не могут быть одновременно спасительными и истинными.

Христос является Главой Церкви, имеющей Им установленную организационную структуру в священной иерархии, от Христа обретенную власть вероучения, священнодействия и администрации. Всякий не подчиняющийся Церкви в этих сферах управления Телом Христа и Домом Божьим становится соответственно бесчинствующим, еретиком, самосвятом или раскольником. В результате, нарушитель установленного Христом и Богом порядка самостоятельно оставляет Церковь или в наказание за эти грехи при отсутствии раскаяния извергается за Её спасительную ограду Самой Церковью, в соответствии со Святым Писанием и канонами.

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лук.10:16), - предупреждает Христос противящихся установленному Им порядку в Его Церкви. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит.3:10), - предписывает Апостол, потому что еретик сам себя уже осудил, отвергнув учение Христа и Его Церкви. На основании выше указанного 45 Правило Апостолов гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен». Потому что не всякий говорящий, что он имеет веру христианскую,  но только верный вероучению и жизни Православной Церкви является носителем истинной веры и имеет спасение в жизнь вечную. «Кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец», - предупреждает священномученик Киприан Карфагенский († 258). «Вне Церкви нет Спасения», - вторит ему священномученик Илларион Троицкий (1886-1929).

§ 3. Вера Божья живая, действующая любовью и плодоносящая во славу Христа и Бога

Вера Божья дарует человеку быть благодатно движимым Святым Духом и Словом Божьим, поэтому всегда является живой.

Вера, как состояние здравого разума и как результат познанной им истины, непреложной во времени и пространстве правды Божьей, открывает человеку цели и пути обретения благ, необходимых для удовлетворения его потребностей. При этом в поисках их удовлетворения движущиеся Словом Божьим и Духом Святым помыслы человека, рождают мотивы, а затем соответственные слова и поступки. Так вера Божья становится благодатным и спасительным действием Христа и Бога, открывающим в верующем Его жизнь. «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал.2:20), - говорит о себе Апостол и указывает и на милостивое свыше происхождение этой веры и жизни: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1Кор.15:10).  Эта благодать является движущей не только отдельными избранными лицами, но всяким человеком, смиренно воспринимающим святую веру. Так Апостол Петр, объясняя причины чудесного во имя Христа исцеления человека, от рождения не способного самостоятельно передвигаться, говорит, что призванный на помощь Христос Спаситель укрепил «сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами» (Деян.3:16).

Человек может владеть информацией о Боге Его правде и законе, суде и милости, но если отвергает Бога, как Господа своей жизни, то есть не желает познать и исполнить Его волю, всё предписанное Им для исполнения, то и не имеет в себе ни Святого Духа, ни веры Божьей. В таком случае человек и его вера духовно мертвы. Христос предупреждает книжников и фарисеев, имеющих подобающую им одежду и произносящих правильные речи, о том, что им предстоит испытать горе, потому что в лицемерии они подобны «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27). Более того, свободное от Святого Духа место не пустует, но неизменно заполняется злыми падшими духами, движущими человека в истощение и вечную погибель (Мф.12:45). Изменить же это движение способен только Христос. «Господи! спаси меня» (Мф.14:30), - взывает поглощаемый морской пучиной испугавшийся её Петр, а затем крепкой рукой Христа Спасителя поддерживается и вводится в лодку, суть прообраз Церкви Божьей.

Вера Божья умножается в смирении во Христе Спасителе человека живущему в нем Богу.

Откровение Бога, умножающего познание человека о Нем и укрепляющее веру, хранится в Священном Писании и Предании, включая святые каноны, вероисповедание и жизнь Православной Церкви. Так действием Святого Духа и трудами смиренных причастников Христу и Богу увеличивается и передается из поколения в поколение.

Граница умножения веры Божьей определяется непостижимостью человеком нынешнего века Бога в Его духовной сущности, а также дарованными Богом человеку способностями к познанию и смирением человека открывающемуся ему Богу.

Границей умножения познания Бога человеком нынешнего века является непостижимость Его сущности. Ныне её невозможно человеку рассмотреть подобно студентам или ученым медикам, в анатомическом зале препарирующим тело человека. Но только, как от Его одежды «края риз, наполняющие храм» (Ис 6:1) – Его действия (энергии), оставляющие следы в видимом и понимаемом нами мире.

Бог спасительной благодатью дарует человеку веру, чтобы он смог обожиться, став дитем Бога Отца, войти в небеса века будущего и со всеми святыми увидеть Его, «как Он есть» (1Ин.3:2). «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12), - говорит Апостол Павел, указывая на ограниченность веры века нынешнего, как частично лично проверенного знания, и – на конец веры века будущего, по причине превращении её в будущее познание человеком Бога, подобное нынешнему познанию Богом человека.

Вера Божья живет и действует любовью – совокупностью совершенства во Христе помыслов, слов и поступков.

Если человек не имеет в себе Святого Духа, благодатно действующим в жизнях смиренных Богу душах, то такой человек является духовно мертвым и не способным на истинно добрые во Христе дела, и вера его, как некоторое познание истин в противлении Богу, в таком случае мертва (Иак.2:26). Такую мертвую веру имеют падшие духи и все ими водимые последователи первого богопротивника (сатаны). Но в коварных замыслах таковые неизменно украшают себя внешними знаками духовности и добродетели, пытаясь так, обманывая часто и себя, показать себя в обществе достойными доверия в построении с ними отношений. Христос называет таковых: «гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лук.11:44). «Которые снаружи кажутся красивыми, а внутри… исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:27,28). О них и Апостол предупреждает Церковь Христову: «Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут» (Деян.20:29,30). И призывает при этом к бодрствованию в спасении своей души и к бдительности, всегда начинающейся с исследования самих себя: «в вере ли вы… Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5).

В жизни святых благодатную силу имеют не внешние добрые слова и поступки, или какие-либо иные знаки достоинства, прикрывающие лицемерие, но искренняя «вера, действующая любовью» (Гал.5:6). Оторванное от послушания Христу и Богу «знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор.8:1). Любовью же является не набор эмоций и чувств человека, в своеволии отвергающего Христа, а «совокупность совершенства» (Кол.3:14) в отношениях с Христом и Богом, а также с ближним и всем обществом, в исполнении Господней воли, действием Святого Духа. Что бывает у исполненного вышней любовью (совершенством) народа, пребывающего в послушании: дети – родителям, жены – мужьям, мужи – отцам и владыкам Церкви, подчиненные – руководителям общества, его народного хозяйства, его в народовластии местного и государственного управления. В страхе Божьем соблюдающего вышние заповеди, непрестанно руководимого Христом Спасителем и Богом.

Вера Божья дарует человеку обрести приготовленные Богом плоды века нынешнего и будущего жизни вечной.

Бог дарует человеку веру, необходимую для обретения полноты приготовленных Богом благ века нынешнего и будущего, «чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Наставляя учеников в процессе укрепления веры и должного труда, Христос сравнивает обретение при этом Божьей благодати с питанием виноградного куста, говоря: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин.15:5). И добавляет, что без Него ничего доброго и спасительного для себя и ближнего человек делать не может. Апостол Павел свидетельствует о результате действия в своей жизни такой благодати Божьей, Самого Бога: «Благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).

При этом Апостол предупреждает, что если человек только в жизни нынешнего века надеется на Христа, то он несчастнее всех, даже неверующих (1Кор.15:19). Вера Божья Христова Апостольская всегда обращает взгляд человека в небеса к лицу Христа и Бога, по обещанию Спасителя «будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1:51). Ставит его на путь спасения в жизнь вечную века будущего. Дает пример спасенного благодатью Божьей Ноя, который был «праведный и непорочный в роде своем… ходил пред Богом» (Быт.6:9). Еще раз повторяет условие и суть Завета Всемогущего Бога с человеком на примере Авраама – отца всех верующих: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1).

Этим путем шествия пред лицом Божьим Христос ведет всех Его святых, вышней благодатью устами и жизнью проповедующих Евангелие. И Бог их руками творит чудеса. Движимые Словом Божьим и Духом Святым, верные Христу и Богу могут двигаться по воде и воздуху, являть в святом труде неподвластное потерявшемуся от Бога человеку. Не в нарушении законов природы и общества, а в исполнении полноты Божьей правды видимого и невидимого мира, вышнего закона, суда и милости – проходят там, где остальных поглощает пучина грехов и смерти. И только на этом пути верные Христу обретают то благое, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).

Христианское православное вероучение – полнота истины, открытой Христом Апостолам и Церкви, совокупность Святого Писания и Предания, догматических и символических положений, их толкования и духовного опыта Православной Церкви,  учение Христа и Его Апостолов, определяющее и наполняющее веру и жизнь Церкви, даруемое от Бога исходящей Истиной Слова Божия и Святого Духа, передаваемое от поколения к поколению святыми, во Христе спасающее в вечную жизнь и славу Божью.

«Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15), -  говорит Христос Спаситель Своим ученикам, определяя источник вероучения Церкви – Бога Отца Небесного, и границы достаточной для спасения человека веры – всё, чему Он учил Своих Апостолов. И ныне движимая Духом Христовым Церковь наставляет народ в вере, как истинно Апостольская, принявшая «Духа от Бога, дабы знать дарованное от Бога» (1Кор.2:12). И не упускает возвещать святым и миру всю волю Божию (Деян.20:27). И все от Бога полученное знание и мудрость в Святом Предании передает верным Христу душам, способным вышней благодатью и других научить тому же (2Тим.2:2).

Особенной частью Святого Предания, является Святое Писание – канон или эталон откровения Богом и познания человеком Истины Слова Божия, на Котором, как на вечном и незыблемом основании созидается вера и жизнь Церкви [1]. Движимыми Святым Духом пророками и апостолами Слово Божие воспринимается и фиксируется в письменах [2], Им же посредством Церкви собирается из определённых Богом книг в канон Святого Писания, Им же хранится и открывается в вероучении и наставлении в праведности смиренным во Христе Богу душам [3].

Частью Святого Предания и вероучения является Никео-Цареградский Символ веры – краткое исповедание веры Православной Церкви, содержащее открытые Богом спасительные человеку истины – догмы. Эти краткие и четкие положения вероучения Церкви, сформулированы изволением Святого Духа и смиренных Богу участников Вселенских Соборов в вероучительных определениях, имеют неизменное прочное богословское основание в Святом Писании и Боге. Поэтому верными принимаются, безусловно, как непреложная, спасительная истина, устами и жизнью исповедуются пред всем миром, в полноте и неповрежденности передаются верным и способным других наставить в праведности и вере.

Частью Святого Предания и частью того, чему учит, наставляя народ в вере и праведности, Церковь, являются святые каноны – правила, регулирующие отношения человека с Богом и ближним, с Церковью, со всем обществом и творением Божьим, способствующие сохранению веры, определяющие благолепие устройства и управления Церкви. Эти правила блаженно исполняются, во-первых, верными Христу и Церкви, но также – и всем народом, если он благочестив. Неизменно «блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс.143:15), если законы его государства покоятся на вечном Слове Божьем, и в них присутствует статья, как например, в Кодексе Юстиниана: «Все законы, изданные в противоречии церковным канонам, признаются ничтожными»  [4]. К таковым основополагающим в законодательстве Церкви и государства правилам по определению Вселенских Соборов относятся Правила святых Апостолов, Правила Вселенских Соборов, Правила Поместных Соборов и Правила святых отцов Церкви.

Основанием принятия человеком вероучения Церкви, а также и канонических правил, наряду с Декалогом, Заповедями блаженства и нравственными правилами Христа, является его смирение Благому Христу Спасителю и Богу, предупреждающему: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:15-8).

Учит Христос Спаситель детей Отца Небесного Духом Святым, от Отца исходящим, лично и посредством тех, кого «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф.4:11-15). При этом Христос всегда остается единственным Учителем спасительной истины [5]. И, как совершенный Учитель, излагает Своим ученикам полноту этой истины и тщательно объясняет её [6], демонстрирует на личном примере, а верно внимающих и так же исполняющих все Им открываемое вдохновляет Святым Духом, Его мудростью и силой [7].

Храня в вере спасаемый народ, Христос устами Апостолов и Церкви призывает к бдительности, чтобы кто не увлек его «философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу», потому что только в Нем пребывает «вся полнота Божества телесно» (Кол.2:8-10). И только во Христе человек может иметь полноту приготовленных Господом человеку благ. Поэтому Христос, в полноте Бог и в полноте человек, является источником, основанием и центром вероучения и жизни Церкви, открывающийся в познании Бога Святой Троицы, всего творения Божьего и в нем человека, открывающийся в Его спасительной благодати, от греха и смерти приводящей человека к праведности и жизни вечной. Обитая в спасаемых Святым Духом, Христос и Бог являет Себя в плодах молитв и трудов Пренепорочной Марии Девы Богородицы, богоносных и преподобных отцов и всех святых, подающих нам пример святой жизни следования за Христом.

Поэтому Церковь Христа и Бога, Его Тело и Дом Божий, является единственным местом обретения человеком спасительной истины и веры [8]. Всё творение и особое его место, православный храм, с его святыми таинствами, устройством и предметами, священническим и церковным служением, и освящаемой Христом жизнью народа Божия, всегда в этом веке будет неизменным и незаменимым учебным классом, где Бог открывает Себя и учит смиренных ходить праведно и непорочно пред Его лицом [9]. Весь народ Божий в этом классе является учениками Христа [10]. В таком причастии Христу и Его Церкви, руководству Слова Божьего и Духа Святого, человек познает не только определённую совокупность вероучительных положений, но познает Самого Христа и Бога, в единой духовной жизни со Святым и Освящающим Богом Отцом Вседержителем, познает Его правду и закон, суд и милость, действует живущим в нем Христом, и получает приготовленные Господом каждому человеку его блага нынешнего и будущего века [11].

Православная культура – совокупный результат веры и труда человека, как инструмента в руках его Творца Христа Спасителя и Бога.

Из результатов труда, основанного на знании, часть из которого принимается на веру, состоит вся культура человеческого общества. Начинается она в Эдемском саду в исполнении человеком повеления Бога: «Возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). А после грехопадения в таком же смиренном Богу восстановлении нарушенного грехом продолжается, чтобы все видящие результаты жизни и труда народа Божьего сказали: «Эта опустелая (inculta – в лат. Вульгате не возделанная, от cult – лат. нож, соха) земля сделалась, как сад Едемский» (Иез.36:35,36). И так испытав на практике веру Божью, удостоверились, что это Господь воссоздает разрушенное. Однако в конце нынешнего века земля и все дела на ней сгорят, в  вечность будущего века из всего созидаемого ныне входит только человек, которому в страхе Божьем, во Христе, в Его вышней мудрости, силе и любви должно спасать душу свою от греха и смерти [12].

«Вы Божия нива (лат. agricultura)» (1Кор.3:9), - говорит Апостол Павел Церкви, называя себя одним из сотрудников Бога по возделыванию этого Его удела, Святого Православия, в самой его важной части – в человеке и обществе. В этом уделе первым, неизменным и вечным тружеником является Бог, а каждый верный причастник Церкви Тела Христа и Дома Божия является и нивой, и её возделывателем, представившим себя и члены свои Богу в орудия праведности, на дела святые [13]. Над восприятием в этих делах от Бога и предыдущих поколений созданной таким совместным трудом культуры, над её сохранением, умножением и передачей следующим поколениям, трудится каждый, хотя бы отчасти, смиряющийся порядку Божьему человек. Но только верные Христу и Богу, Его единой Святой Церкви Православной, обретают полноту приготовленных им благ нынешнего и будущего века вечной жизни и славы Божьей.

Опубликовано: 2017.09.09
Редакция: 2017.09.19,23; 10.27

Глава 2. Откровение Бога человеку и познание человеком Бога

§ 1. Откровение Бога человеку

Откровение Бога – непосредственное и опосредованное через творение сообщение Богом человеку истины о Боге Творце и Промыслителе мира Спасителе человека и о Его творении, включая, и человека.

После создания человека из праха земного Господь Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Так Бог открылся Его существованием первому человеку Адаму, а когда сотворил ему помощницу, то открылся и как Создатель человека. Когда же даровал Еве первого от Адама ребенка, то и она познала Господа в таком Его откровении, как Творца всякой человеческой жизни, и сказала всем: «Приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1). Открывает Бог Адаму сотворенный Им мир, поселяя его в уделе Эдемского сада, и Себя, лично – обращаясь к первому человеку. А в заповеди – «возделывать и хранить его удел, а также вкушать от всякого плода, кроме погибельного плода познания добра и зла», открывает человеку его предназначение – трудиться в послушании Богу, блаженно пребывая в Его вечной жизни и славе.

Бог открывает человеку истину о Себе и о Своем творении, непосредственно обращаясь к нему Святым Духом и Словом Божьим.

«Кто Ты, Господи?» (Деян.9:5) - спрашивает Савл еще не познанного им, как должно знать, Христа и Бога, Который в Его вышней силе и славе лично Духом и Словом в сиянии света открывается заблудшему гонителю святых. Огнем, поедающим грех, при этом опаляющим и истребляющим нечестивых, но наполняющим жизнью и просвещающим мудростью смиренных. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:9,10), - говорит Апостол. При том если человек и заблуждается в построении отношений со Христом и Богом, и с Его Церковью, но в искреннем желании служить Всевышнему, то не остается без дара откровения Господа о Нем Самом и о всем приготовленном Им человеку для верного познания и полезного применения в жизни.

Бог открывает человеку истину о Себе и о Своем творении, обращаясь к нему посредством послушных Ему ангелов и людей, и во Христе Спасителе Сыне Божьем.

«Мир вам!» (Ин.20:19) – говорит распятый человеческим злодейством и воскресший силой Бога Христос, когда становится посреди учеников в доме, чудесно миновав запертые его двери. Позволяет рассматривать и осязать на Его теле раны от гвоздей и от копья, и всем этим открывает Себя ученикам, как в полноте человека и в полноте Бога. И слышит из уст Фомы: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Как о благодатно открытой свыше великой тайне благочестия, говорит Апостол, о том что «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16). Так в последние дни открыл Себя Бог человеку в Его Сыне Божьем Христе, как до этого открывался в движимых Святым Духом пророках [14].

Кроме Сына Божия и людей, посылаемых вещать Слово Божье миру, Господь для откровения использует и Им сотворенных ангелов, существ, не имеющих видимого тела, духовных. Так к будущему пророку Исаии, сокрушенному в страхе Господнем от осознания своих грехов и в созерцании при этом Бога, прилетает от Господа Серафим, касается углем с жертвенника его уст и говорит: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.6:7). Чтобы затем пророк мог общаться с Богом и верно вещать народу Его истину и волю. Ко Христу «Ангелы приступили и служили» (Мф.4:11) после Его победы над сатаной, искушавшим Спасителя в пустыне. И ныне, как всегда [15], Господь посылает ангелов служить тем, «которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14).

Бог открывает человеку истину о Себе и о Своем творении, обращаясь к нему посредством совершенства, красоты и благости сотворенного Им видимого и невидимого мира.

«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2).

«Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:19,20)

Из совершенства и красоты сотворенного Богом видимого и невидимого мира Творец и Промыслитель  открывает человеку истину о существовании Его замысла и созидающего действия, как первопричины всего существующего.

Через окружающее творение [16], его чрезвычайно сложное устройство и красоту жизни, Господь открывает Себя, как Причину появления из ничего и существования всего этого доныне. «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс.138:13,14), - слышим из уст псалмопевца размышления о устройстве его собственного тела и души. С древности невероятным является предположение появления и сохранения всего открытого человеком в окружающем мире порядка, как результата случайных движений и взаимодействий составляющих этот мир элементов. Удивляется таковым помыслам пророк Иеремия, задавая риторический вопрос: «Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плач.3:37,38). А устами Евангелиста Иоанна Господь указывает на Творца Слово Божье, говоря: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3).

Из благости для человека сотворенного Богом видимого и невидимого мира его Творец и Промыслитель  открывает человеку истину о существовании Творца, Его замысла и созидающего действия, указующего на цель, конечное совершенство, существования всего, в том числе, и человека, для которого целью является исцеление, восстановление посредством Христа Спасителя целостности вечного единства с Богом, обожение человека, его спасение в вечную жизнь и славу Божью.

 «…Благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:15-17).

«А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2Пет.3:7), - предупреждает Апостол Петр о грядущем Суде Тем, Кто ныне сберегает от разрушения однажды созданное Им всё творение нынешнего века, в том числе, и человека.

«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13)

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). [17]

Удовлетворяя жажду человека к причастию жизни видимого и невидимого мира, Бог Отец Вседержитель открывает истину о Нем, как Источнике жизни, любовью Отца, Служением Сына и общением Святого Духа источающего человеку спасительную благодать причастия во Христе вечной жизни и славы Божьей.

«Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"» (Деян.17:27,28).

«Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом; скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс.103:27-30).

«Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс.41:3). [18]

Удовлетворяя стремление человека ко благу, Бог Отец Вседержитель открывает истину о Нем, как о Боге истинном и человеколюбивом, Источнике благ жизни нынешнего и будущего века. Направляя к истине и вышнему порядку, открывает человеку понимание подлинных благ их ценности, пользы, иерархии и путей обретения, исцеляет так его нравственность.

«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17).

«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).

«Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим.2:14,15). [19]

Откровение Бога человеку является процессом для всего человечества и лично для каждого человека на пути его спасения и духовного роста.

«Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] "Бог Всемогущий", а с именем [Моим] "Господь" не открылся им» (Исх.6:3).

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр.1:1,2).

«Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин.17:26).

§ 2. Познание откровения Бога человеком

Познание – дар Божий человеку и результат его использования человеком, как процесс обретения человеком информации об окружающем его мире и совокупность обретенной в этом процессе информации, в единстве с умениями и навыками её использования в своей жизни.

«Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,  что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:12,13).

 «С ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2Пар.32:8)

«Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему…» (Деян.9:5,6)

Бог дарует каждому человеку таланты, набор способностей духа, души и тела для спасительного познания человеком всего открываемого ему Богом, что необходимо ему для жизни и благочестия, помогает развивать и умножать эти таланты, и  требует отчета.

«…Одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Мф.25:15).

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48)

Особым путем и инструментом познания Бога Отца Вседержителя Творца и Промыслителя мира Спасителя человека, а также Его творения и промысла, является Сам Бог, Слово и Сын Божий – Христос Спаситель.

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Бог сотворил первого Адама и так же творит каждого человека вечным причастником Его духовного естества и жизни, исцеляет во Христе истинное духовное единство с Богом, утоляет так жаждущие Бога души, но способные в грехопадении погибельно заблуждаться в поисках источника искомой жизни и её духовности.

«…Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:27,28)

Бог сотворил первого Адама и так же творит каждого человека, знающим истинные ценности и имеющим здоровую нравственность, исцеляет во Христе у падшего в грех человека и разум, и нравственность.

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:28-31).

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Самым ценным в познании является знание Бога, дарующего всякому человеку дыхание и жизнь, спасающего от греха и смерти в праведность и жизнь, ведет к полноте приготовленных каждому человеку благ сего и будущего века.

«Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер.9:24).

Опубликовано: 2017.10.31

 

 

(Текст редактируется, продолжение следует)

 

  


Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Опубликовано: 2017.09.09
Редакция: 2017.09.19,23;10.27,31

Калашников Ю.В. «Основы Православия» [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/vera/pravoslav.htm (дата обновления:  2017.10.31).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2017

 



[1] Мф.7:24; Лук.6:47-49; 1Кор.3:10,11

[2] 2Пет.1:21

[3] Ин.16:15; 1Кор.2:12; 1Ин.2:20; 2Кор.4:3,4

[4] Кодекс Юстиниана. CJ.1.2.12.1: Imperatores Valentinianus, Marcianus

[5] Мф.23:8-10; 17:5

[6] Лук.24:27,32,45; Мар.4:34; Неем.8:13; Деян.17:2,3

[7] Ин.18:38,39; 19:5,14; 14:6,14; Иер.10:10; Пс.118:138; Еф.4:21. Ис.45:24; Деян.1:8; 1Кор.1:25; 2Кор.6:7

[8] 1Тим.3:15; 1Пет.2:5

[9] Быт.6:9; 17:1; 5:24; Иов.1:1; 3Цар.3:6; Мих.6:8; Лук.1:6,48; 2:25

[10] Мф.23:8-10; 17:5; 16:24; Лук.9:23

[11] 1Пет.2:1-3; Ин.15:5; Иер.9:24; 24:7; 31:4; Евр.8:11; 1Кор.1:31; Гал.6:14

[12] 2Пет.3:7-13; Ис.51:6; Мф.24:35; 25:31-46; Откр.20:11-22:5

[13] Ин.1:11-13; Рим.6:13,19

[14] Мф.26:53; Евр.1:1,2; 2Пет.1:21

[15] Мф.28:5; 4Цар.6:17

[16] Творение Божье, мир – космос (от греч. κόσμος). В христианской апологетике используется космологический аргумент, как свидетельство о существовании разумного Творца. Быт.1:3,9,14,20,26,28-30; Прит.19:21; Деян.4:27,28; Пс.148:5

[17] Телеология (от греч. τέλεοις – совершенный, достигший цели и λόγος - учение) – учение о целесообразности бытия, исходящее из разумной воли и должной завершенности вещи, в христианской апологетике – о целесообразности бытия Бога и сотворенного Им мира, в том числе, человека.

[18] Онтология (от др.-греч. όη - род, όητος - сущее, и λόγος - учение) – учение о сущем, о бытии, в христианской апологетике – о внутреннем сущностном стремлении человека к духовности, как сотворенного Богом, по Его образу и подобию. Ин.7:37; Откр.22:1

[19] Нравственный аргумент, свидетельство о Боге, при сотворении человека по Его образу и подобию вложившем в человека понимание истинных ценностей, нравственный закон и нравственное здравие, искаженные в грехопадении  остатки которого есть у каждого человека.