|
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА Журнал / Школа / Путь спасения / Богослужения Триоди Постной / Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской |
ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»
НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ
Триодь Постная. Урок
Недѣ́лѧ пѧ́таѧ ст҃ы́хъ постѡ́въ.
Въ сꙋббѡ́тꙋ ве́чера:
Последование преподобной матери нашей Марии Египетской
Послѣ́дованӏ̈е преподо́бныѧ мт҃ре на́шеѧ марӏ́и є҆гѵ́петскӏ̈ѧ.
Тебѣ̀ ѹ҆́бѡ возбранѧ́ше честны́хъ взира̑нӏ̈ѧ, скве́рнъ пре́жде привлече́нное скверне́нӏ̈е: твое́ же чꙋ́вство, и҆ твоѧ̀ бг҃омꙋ́драѧ содѣ́ѧнныхъ со́вѣсть, къ лꙋ́чшымъ тебѣ̀ ѡ҆браще́нӏ̈е содѣ́ѧша. на ӏ҆кѡ́нꙋ бо воззрѣ́вши бл҃гослове́нныѧ бг҃оѻтрокови́цы, всѣ́хъ пока́ѧвшисѧ прегрѣше́нӏ̈й свои́хъ всехва́льнаѧ пре́жнихъ, въ дерзнове́нӏ̈и чⷭ҇тно́мꙋ дре́вꙋ поклони́ласѧ є҆сѝ. |
Тебе возбраняло честные святыни созерцать сквернами прежде сотворенное осквернение, твое же чувство и твоя от Бога мудрость и совесть, к лучшему тебе обращение содеяла. На икону ибо воззревши благословенной Богоотроковицы, всех покаявшись прегрешений своих, всехвальная, прежних, в дерзновении честному Древу поклонилась. |
||
Что возбраняло Марии созерцать святыню Честного Креста
Животворящего? |
|||
Мѣ́стѡмъ поклони́вшисѧ ра́достнѡ ст҃ы̑мъ, добродѣ́тели напꙋ́тное спаси́тельнѣйшее, ѿтꙋ́дꙋ прӏ̈ѧ́ла є҆сѝ, и҆ ѕѣлѡ̀ потекла̀ є҆сѝ до́брое ше́ствӏ̈е: и҆ стрꙋю̀ преше́дши ӏ҆ѻрда́нскꙋю, въ жили́ще прⷣте́чево ѹ҆се́рднѡ всели́ласѧ є҆сѝ, и҆ страсте́й свирѣ́пство жи́тельствомъ ѡ҆мрачи́ла є҆сѝ, и҆стончава́ющи въ дерзнове́нӏ̈и, приснопа́мѧтнаѧ мт҃и, плотска̑ѧ свѡ́йства. |
Местам святым поклонившись радостно, добродетели напутствие спасительнейшее оттуда приняв, и прекрасно потекла добрым шествием, и струю перешедши Иорданскую, в жилище Предтечи усердно вселилась, и страстей свирепство житием умалила, укрощая в дерзновении, приснопамятная мать, плотские желания. |
||
Чему и как поклонилась святая Мария и что обрела? Ин.15:11;
1Ин.1:4 |
|||
Въ пꙋсты́ню всели́вшисѧ твои́хъ страсте́й ѡ҆́бразы ѿ дꙋшѝ ѿѧ́ла є҆сѝ, бг҃ови́днѣйшее и҆з̾ѡбраже́нӏ̈е въ дꙋшѝ написа́вши, добродѣ́телей ви́ды: и҆ толи́кѡ просӏ̈ѧ́ла є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ и҆ вода́ми легкѡ̀ преходи́ти блаже́ннаѧ, и҆ ѿ землѝ взима́тисѧ въ твои́хъ къ бг҃ꙋ моле́нӏ̈ихъ: и҆ ны́нѣ въ дерзнове́нӏ̈и всесла́внаѧ мр҃ӏ́е хрⷭ҇тꙋ̀ предстоѧ́щи, моли́сѧ ѡ҆ дꙋша́хъ на́шихъ. |
В пустыню вселившись, твоих страстей образы от души отделила, божественного вида изображение в душе написавши, добродетелей разных виды, и столько просияла, что и водами легко переходишь блаженная, и от земли подымаешься в твоих к Богу молениях, и ныне в дерзновении, всеславная Марие, Христу предстоя, молись о душах наших. |
||
Что отвергла и что обрела в пустыне святая Мария? Гал.4:19 |
|||
И҆ тропа́рь преподо́бныѧ, гла́съ и҃: Въ тебѣ̀ мт҃и и҆звѣ́стнѡ спасе́сѧ є҆́же по ѡ҆́бразꙋ: прӏ̈и́мши бо крⷭ҇тъ, послѣ́довала є҆сѝ хрⷭ҇тꙋ̀, и҆ дѣ́ющи ѹ҆чи́ла є҆сѝ: презира́ти ѹ҆́бѡ пло́ть, прехо́дитъ бо, прилѣжа́ти же ѡ҆ дꙋшѝ ве́щи безсме́ртнѣй. тѣ́мже и҆ со а҆́гг҃лы сра́дꙋетсѧ, преподо́бнаѧ марӏ́е, дꙋ́хъ тво́й. |
Тропарь преподобныя, глас 8: В тебе, мати, точно сохранилось, которое по образу Божьему, ибо взявши крест, последовала Христу и деянием учила презирать плоть, преходящую, заботиться же о душе, вещи бессмертной. Потому же и с Ангелами сорадуется, преподобная Марие, дух твой. |
||
Что и кем сохранилось в преподобной Марии? Рим.8:29; 1Фесс.5:23 |
|||
И҆́же на́съ ра́ди рожде́йсѧ ѿ дв҃ы, и҆ распѧ́тӏ̈е претерпѣ́въ бл҃гӏ́й, и҆спрове́ргӏ̈й сме́ртӏ̈ю сме́рть, и҆ воскрⷭ҇нӏ̈е ꙗ҆вле́й ꙗ҆́кѡ бг҃ъ, не пре́зри, ꙗ҆̀же созда́лъ є҆сѝ рꙋко́ю твое́ю: ꙗ҆вѝ чл҃вѣколю́бӏ̈е твоѐ млⷭ҇тиве, прӏ̈имѝ ро́ждшꙋю тѧ̀ бцⷣꙋ молѧ́щꙋюсѧ за ны̀, и҆ сп҃сѝ сп҃се на́шъ, лю́ди ѿча̑ѧнныѧ. |
Нас ради родившийся от Девы и распятие претерпевший Благой, ниспровергнувший смертью смерть и воскресение явивший яко Бог, не презри созданных рукою Твоею. Яви человеколюбие Твое, Милостивый, прими родившую Тебя Богородицу, молящуюся за нас, и спаси, Спасе наш, людей отчаявшихся. |
||
Кого, почему и о чем просим? |
|||
На утрениНа ѹ҆́трени. |
|||
Ѹ҆до́бь претерпѣ́ла є҆сѝ, ма́ти, пꙋсты́нный трꙋ́дъ, ѹ҆крѣплѧ́ема держа́вною си́лою хрⷭ҇то́вою: сквє́рнаѧ бо помышлє́нӏ̈ѧ находѧ̑щаѧ, стрꙋѧ́ми бж҃е́ственныхъ сле́зъ ѹ҆гаси́ла є҆сѝ чи́стаѧ, по́стникѡвъ высото̀, прпⷣбныхъ похвало̀. |
Удобно претерпела, мати, пустынный труд, укрепляемая державною силою Христовою, скверные ибо помышления находящие, струями божественных слез угасила, чистая, постников высота, преподобных похвала. |
||
Что и как претерпела преподобная Мария? Мф.11:30; 2Кор.1:5;
1Ин.5:3 |
|||
Пресвѣтлѣ́йшими лꙋча́ми, просвѣща́етъ тѧ̀ є҆ди́на свѣ́тъ ро́ждшаѧ хрⷭ҇та̀, дв҃а и҆ чи́стаѧ: стра́шнꙋю врагѡ́мъ тѧ̀ поставлѧ́етъ честна́ѧ: ꙗ҆́вственнꙋю же всѣ̑мъ марӏ́е ꙗ҆влѧ́етъ тѧ̀, страда́лєцъ красото̀, прпⷣбныхъ ѹ҆твержде́нӏ̈е. |
Пресветлейшими лучами, просвещает тебя единая родившая Свет Христа, Дева и Чистая, страшной врагам тебя поставляет, честная, известной же всем, Марие, являет тебя, исповедников красота, преподобных утверждение. |
||
Кто родил Христа Свет и Слово Божие, и просветил преподобную
Марию? Ин.1:1-4; Лук.1:35 |
|||
Ѡ҆ста́вивши мꙋ́дреннѡ земна̑ѧ всѧ̑, жили́ще честно́е дх҃а ꙗ҆ви́ласѧ є҆сѝ: мӏ̈рски́хъ ѹ҆́бѡ лю́тыхъ свободи́тисѧ, молѝ є҆ди́наго хрⷭ҇та̀ свободи́телѧ, вѣ́рнѡ соверша́ющымъ бж҃е́ственнꙋю па́мѧть твою̀. |
Оставивши мудро земное всё, жилищем честным Духа явилась, от мирских ибо лютых освободилась, потому моли единого Христа Освободителя о верно совершающим Божественную память твою. |
||
Как преподобная Мария стала жилищем Духа Святого? 1Кор.10:21; 2Кор.6:13-18; Ин.1:12,13 |
|||
Ѡ҆́бразъ покаѧ́нӏ̈ѧ тебѐ и҆мꙋ́ще всепрпⷣбнаѧ марӏ́е, хрⷭ҇та̀ молѝ, во вре́мени поста̀, семꙋ̀ на́мъ дарова́тисѧ, ꙗ҆́кѡ да въ вѣ́рѣ и҆ любвѝ, тѧ̀ пѣ́сньми восхва́лимъ. |
Образцом покаяния тебя имеем, всепреподобная Марие. Христа моли, чтобы во время поста, этому нам дароваться, да в вере и любви тебя песнями восхвалим. |
||
Чего образцом является для нас преподобная Мария? |
|||
Бг҃оро́диченъ: Сла́досте а҆́гг҃лѡвъ, скорбѧ́щихъ ра́досте, хрⷭ҇тӏ̈а́нъ предста́тельнице, дв҃о мт҃и гдⷭ҇нѧ, застꙋпѝ на́съ, и҆ и҆зба́ви вѣ́чныхъ мꙋ́къ. |
Богородичен: Сладость ангелов, скорбящих радость, христиан Предстательнице, Дево Мати Господня, заступи нас и избавь вечных мук. |
||
Какова Богородица, и о чем просим Её? |
|||
Житие Марии Египетской Каков помысел пришел преподобному иноку Зосиме и с какими
последствиями? |
|||
На литургииНа лӏ̈тꙋргӏ́и. |
|||
Тропа́рь преподо́бныѧ Въ тебѣ̀ мт҃и и҆звѣ́стнѡ спасе́сѧ є҆́же по ѡ҆́бразꙋ: прӏ̈и́мши бо крⷭ҇тъ, послѣ́довала є҆сѝ хрⷭ҇тꙋ̀, и҆ дѣ́ющи ѹ҆чи́ла є҆сѝ: презира́ти ѹ҆́бѡ пло́ть, прехо́дитъ бо, прилѣжа́ти же ѡ҆ дꙋшѝ ве́щи безсме́ртнѣй. тѣ́мже и҆ со а҆́гг҃лы сра́дꙋетсѧ, преподо́бнаѧ марӏ́е, дꙋ́хъ тво́й. |
Тропарь преподобной В тебе, мати, точно спаслось то, которое по образу Божьему, ибо, взявши крест, последовала Христу и деянием учила презирать плоть, преходящую, заботиться же о душе, вещи бессмертной. Потому же и с Ангелами сорадуется, преподобная Марие, дух твой. |
||
Как нам достичь совместной с ангелами радости? 1Ин.1:4; Авв.3:18; Ин.15:5-15; Лк.11:28 |
|||
Конда́къ Блꙋда́ми пе́рвѣе преиспо́лнена всѧ́ческими, хрⷭ҇то́ва невѣ́ста дне́сь покаѧ́нӏ̈емъ ꙗ҆ви́сѧ, а҆́гг҃льское жи́тельство подража́ющи, де́мѡны крⷭ҇та̀ ѻ҆рꙋ́жӏ̈емъ погꙋблѧ́етъ. сегѡ̀ ра́ди црⷭ҇твӏ̈ѧ невѣ́ста ꙗ҆ви́ласѧ є҆сѝ марӏ́е пресла́внаѧ. |
Кондак Блудом прежде преисполнена всяческим, ныне покаянием стала Христовой невестой, ангельской жизни подражая, демонов оружием Креста истребляя. Поэтому Царства невестой стала, Марие Преславная. |
||
Чем была прежде покаяния исполнена Святая Мария? 1Кор.6:9-11;
Еф.2:1-3 |
|||
А҆по́столъ ко є҆вре́ємъ, зача́ло тк҃а ѿ полꙋ̀. Апостол к евреем, зачало 321Б. Евр 9:11–14 |
|||
Какую особенность имеет скиния Христа Спасителя? 9:11,12 |
|||
И҆ прпⷣбныѧ, къ гала́тѡмъ, зача́ло с҃и. Преподобной, зачало 208. Гал 3:23–29 |
|||
Что вменилось в праведность Аврааму? 3:6 |
|||
А҆ллилꙋ́ӏ̈а |
Хвала Богу |
||
Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е ѿ ма́рка, зача́ло м҃з. Евангелие от Марка, зачало 47. Мк 10:32Б-45 |
|||
Почему ученики Христа в тот момент исполнились страха? 10:16-32 О чем просили Христа ученики? 10:35-37 Почему повиновался Христу молодой необъезженный ослик,
доставивший Его на праздник Пасхи, и почему Спаситель плакал об Иерусалиме?
Лук.19:29-47; Уста Господни
говорят Какую власть и ответственность в созидании семьи имеет жена? Быт.2:20-24;
1:27,28; Прит.14:1; 31:10-31; Мф.19:5,6 |
|||
И҆ прпⷣбныѧ, ѿ лꙋкѝ, зача́ло л҃г. И преподобной, Евангелие от Луки, зачало 33. Лк 7:36–50 |
|||
Кто пригласил Христа к себе? 7:36 Какое чувство дарует святое супружество? Еккл.9:9; Прит.5:18,19 (Для плодотворного изучения Евангелия читать необходимо с молитвой, в благоговении прикасаясь к Святому Писанию, как истинно Слову Божию и Богу (Ин.1:1-3). Читать и размышлять в спокойствии и мире, перечитывая тексты, обращаясь к комментариям святых отцов, к специальной литературе, к рекомендациям по заполнению Дневника. В таком случае учителем будет Сам Христос Спаситель и Бог, а душа и вся жизнь человека Божия в таком постоянном труде наполнится силой истины и сохранится в здравии до самого последнего дня блаженного отшествия ко Господу) |
|||
Прича́стенъ: Хвали́те гдⷭ҇а съ
нб҃съ, хвали́те є҆го̀ въ вы́шнихъ. |
Причастен. Хвалите Господа с
небес, хвалите Его в вышних. |
||
Откуда Господь, которого хвалим? 1Кор.15:45-49; Мф.1:18-23 |
|||
Задание урока |
|||
Выполнить задания в указанной последовательности. Сотворить молитву: из утреннего
правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения. Прочитать поучения сегодняшнего дня: Жития преподобной Марии Египетской. Ответить в дневнике на вопросы по житию преподобной Марии. Хорошо дополнительно найти в Святом Писании – эталоне истины, основание поведения преподобного Зосимы и преподобной Марии. Прочитать указанные в таблицах тексты читаемого на литургии
Святого Писания. Святое Писание см… Ответить на вопросы по текстам Святого Писания письменно в Дневнике чтения Святого Писания. В качестве листа электронной тетради для ответов допустимо использовать данную страницу. Прочитать богослужебные тексты дня с переводом. Ответить в дневнике на вопросы к богослужебным текстам, используя дополнительные тексты Святого Писания по ссылкам. Научиться правильно читать богослужебные тексты на
церковнославянском языке и объяснять их смысл. Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе. Повторить уже выученные наизусть тексты молитв, в том числе, Отче наш… молитву Ефрема Сирина, а также Декалог и Вероисповедание. Молитвослов см… Катехизис святителя Филарета (Декалог – вопр. 481-611) см… Выучить наизусть текст кондака: Блꙋда́ми пе́рвѣе преиспо́лнена: Выполнить электронные тесты (готовятся). Обсудить ответы на все тексты в воскресной приходской школе, при необходимости откорректировать. Написать эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания и текстов на одну из тем сегодняшнего дня. Сдать свою работу на проверку преподавателю, обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных. Участвовать в богослужении праздника, начиная с вечерни накануне воскресного дня, с пониманием текстов и открывшихся таинственных истин пройденного урока. ДополнительноПрочитать службу празднику по Триоди Постной на
церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе.
Научиться пересказывать смысл текстов. Обратить внимание на содержание
синаксаря богослужения. |
|||
Описание урока |
|||
Урок разработан на основании текстов Триоди Постной и текстов Священного Писания, с использованием иной православной литературы, состоит из избранных текстов богослужения дня и заданий. Рассматривается суть богослужения в 5-ю Неделю Великого поста, преподобной Марии Египетской. Созидается отношение к Богу, как к Благому во Христе Спасителю, Его благодатью даровавшему смиренным освобождение от погибельной власти плоти и вхождение под власть Христа и Бога, от наслаждений тленных к блаженству вечному, от смерти – к жизни. Чтобы человеку двигаться по пути освящения и совершенствования в земных трудах века нынешнего и однажды войти в красоту и славу века будущего. На примере преподобной Марии является то, как по заступничеству Богородицы, в единстве со Христом, вышней благодатью противостоя греху и злу, грешники обращаются к правде Божией и становятся крепкими и верными причастниками святых тружеников и воинства Господня. При этом в утверждении правды и мира Божия, начиная со своей души и простираясь далее в свою семью, отечество и даже до краев земли, но всегда по воле Божьей в священстве, иночестве или мирской жизни в причастии Христу Спасителю и Его Церкви, Тела Христова и Дома Божия. Урок предназначен для взрослых и детей старшего школьного возраста, приступивших к освоению основ Православия. Предполагается активное исследовательское участие учащихся в изучении материала всего курса и урока.
|
|||
Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru Опубликовано: 2020.04.03 Калашников Ю.В. Триодь Постная. Неделя 5-я Великого поста, Марии Египетской. Урок. [Электронный ресурс] Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/tri/5f-marii.htm, (дата обновления: 2024.04.21).
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ |
|||