Крест Животворящий

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Спасение / Великие праздники / Успение Пресвятой Богородицы

 

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

Великие двунадесятые праздники. Урок

Успение Пресвятой Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

(08.15 / 08.28)

Ѹ҆спе́нӏ̈е прест҃ы́ѧ сла́вныѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы и҆ приснодв҃ы марӏ́и.

Мѣ́сѧца а҆́ѵгꙋста въ є҃ӏ-й де́нь.

 

Тропáрь

Въ ржⷭ҇твѣ̀ дѣ́вство сохрани́ла є҆сѝ, во ѹ҆спе́нӏ̈и мӏ́ра не ѡ҆ста́вила є҆сѝ, бцⷣе, преста́виласѧ є҆сѝ къ животꙋ̀, мт҃и сꙋ́щи живота̀: и҆ моли́твами твои́ми и҆збавлѧ́еши ѿ сме́рти дꙋ́шы на́шѧ.

Тропарь

В Рождестве Христа девство сохранила, во успении мира не оставила, Богоро́дице. Преставилась к жизни, Мать сущей Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Что и как сохранила в зачатии и после Рождества Пренепорочная Мария Дева? Мф.1:18; Лук.3:23; Ин.6:42; Иез.44:2
Что говорится ныне о молящейся за весь мир Марии Деве Богородице?
Почему говорим, что Дева Мария является Матерью Жизни? Лук.1:35; Быт.2:7; 1Тим.3:16
Почему говорим, что Дева Марии преставилась не в смерть, а к жизни? Лук.20:38; Ин.5:24; 8:51
По чьим примерам, как и от чего избавляет наши души Матерь Божия? Деян.9:38,39; Лук.7:13

Паримии праздника

а҃. Бытӏ̈ѧ̀ чте́нӏ̈е. Быт 28:10–17

в҃. Прⷪ҇ро́чества ӏ҆езекӏ̈и́лева чте́нӏ̈е. Иез 43:27; 44:1–4

г҃. При́тчей чте́нӏ̈е. Притч 9:1–11

Быт 28:10-17

Что увидел Иаков во сне? 28:10-17
Почему лестницу Иакова называют прообразом Матери Божьей? Мф.1:18-23

Иез 43:27; 44:1-4

Что желает от человека Бог? 43:27; Рим.12:1,2; 1Тим.2:4
Почему врата святилища храма из пророчества Иезекииля  называют прообразом приснодевственности Марии Девы Богородицы? 44:1-3 (присно – всегда, вечно)
Почему слава Господня Дома Божии напоминает нам славу, наполнившею Матерь Божью? Лук.1:35; 2:9-17

Притч 9:1–11

Какова Премудрость Божья, и чему доброму она научает? 9:1–11
Почему говорится, что эта Премудрость является суть Матерью Божьей Марией Девой? Ин.2:5-11; 14:15-17,23

Конда́къ

Въ моли́твахъ неꙋсыпа́ющꙋю бцⷣꙋ и҆ въ предста́тельствахъ непрело́жное ѹ҆пова́нӏ̈е, гро́бъ и҆ ѹ҆мерщвле́нӏ̈е не ѹ҆держа́ста: ꙗ҆́коже бо живота̀ мт҃рь, къ животꙋ̀ преста́ви, во ѹ҆тро́бꙋ всели́выйсѧ приснодѣ́вственнꙋю.

Кондак

В молитвах не усыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержало. Ибо же, как Жизни Матерь, преставилась к Жизни Вселившегося во утробу приснодевственную.

Какова Богородица в молитвах и предстательстве перед Богом?
Почему не смог удержать Матерь Божью гроб и смерть?
Почему Богородицу называют Матерь Жизни, и почему Она преставилась не к смерти, а к жизни? Ин.3:36; 5:24
К чьей жизни преставилась Матерь Божья по успении? 1Кор.15:22; Еф.2:5

Велича́нӏ̈е

Велича́емъ тѧ̀, пренепоро́чнаѧ мт҃и хрⷭ҇та̀ бг҃а на́шегѡ, и҆ всесла́вное сла́вимъ ѹ҆спе́нӏ̈е твоѐ.

Вмѣ́стѡ Досто́йно:

А҆́гг҃ли, ѹ҆спе́нӏ̈е пречⷭ҇тыѧ ви́дѣвше, ѹ҆диви́шасѧ, ка́кѡ дв҃аѧ восхо́дитъ ѿ землѝ на нб҃о.

Побѣжда́ютсѧ є҆стества̀ ѹ҆ста́вы въ тебѣ̀, дв҃о чⷭ҇таѧ: дѣ́вствꙋетъ бо ржⷭ҇тво̀, и҆ живо́тъ пред̾ѡбрꙋча́етъ сме́рть: по рождествѣ̀ дв҃а и҆ по сме́рти жива̀, спаса́еши при́снѡ, бцⷣе, наслѣ́дӏ̈е твоѐ.

Величание

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Вместо Достойно…

Ангелы, успение Пречи́стой видевши, удивились, как Дева восходит от земли на Небо.

Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует ибо Рождество, и жизнь предобручает смерть; по Рождестве Дева и по смерти жива, спасаешь присно, Богородице, наследие Твое.

Кого и как величаем? Иез.43:27; 44:1-4; См… Благовещение, Рождество Христово
Почему славим успение Марии Девы Богородицы? 1Фесс.4:13-18; 1Кор.15:19; Дан.12:3; Откр.21:1

Задостойник

Чему удивлялись Ангелы, видевшие успение Богородицы?
Как является преимущество реальности и законов духовного мира над таковыми естественного? Рим.1:20; 2Кор.4:18; 1Ин.2:17; Мф.14:29; 28:6; Деян.1:9
Как Богородица спасает наследие Её и Её Сына Божия Христа Спасителя? Иов.42:8; Ин.3:17

А҆пⷭ҇лъ къ фӏ̈лӏ̈пписӏ́ємъ, зача́ло с҃м. Послание к Филиппийцам, зачало 240. Флп.2:5–11

Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е лꙋкѝ, зача́ло н҃д. Евангелие от Луки, зачало 54. Лк.10:38–42; 11:27–28

Флп 2:5–11

Как должно человеку относиться к ближнему? 2:2-4
Чему учил Христос учеников в отношении к ближнему? Ин.15:13
Какой пример в этом подал Сам? Ин.1:29; Рим.5:8; 1Ин.3:16
Какие, в таком случае, должны быть в нас чувства к Богу и ближнему? 2:5; Кол.3:14; 1Ин.4:7-9
По какому примеру в нас должны быть все эмоции и чувства относительно всего нас окружающего? 2:5
А какие чувства должны быть у нас к Матери Божией, чтобы нам угодить Христу Сыну Божию и Богу? Лук.2:51; Еф.6:2
Почему мы в разуме и чувствах относимся к Марии Деве, как к Богородице? Ис.7:14; 9:6; Мф.1:23; Лук.1:35; 1Тим.3:16
Каков является Христос по отношению к Богу? 2:6
Кем стал Бог, воплотившись в тленное, но не потеряв по сущности Своего достоинства? 2:7; 1Тим.3:16
Как и Кому смирил себя Сын Божий? 2:8; Лук.22:42; Ин.6:38
Как и Кому нам должно смиряться и смирять ближнего? 1Пет.5:2-6
Куда нас ведет Христос? Ин.14:6,2; 17:24; 1:51; 1Фесс.4:17
В чем нам нужно помогать на этом пути ближнему, служа Христу? Ин.14:15-17; Рим.6:13,19; 12:1,2
Что обрел Христос от Отца? 2:9-11; 1Пет.5:6
Что принес Христос Отцу? 2:9-11; Ин.17:4; 10:27-29; Мф.25:34

Лк 10:38–42; 11:27–28

О чем заботилась Мария и о чем – Марфа, приняв Христа в свой дом?
Почему Христос укорил Марфу в суете?
Почему многое, сверх потребного, угощение или что-либо иное является бесполезной, а часто разрушительной или даже погибельной суетой?

Что из всего потребного человеку является самым важным и незаменимым, о чем Господь похвалил Марию? 10:42; Мф.6:33

Почему послушание Христу и Богу лучше самовольного труда или иной даже искренней жертвы? 1Цар.15:22,23; Исх.19:5; Еккл.4:17; Прит.21:3; Пс.50:18,19; Мф.17:5

Имена Мария и Марфа обозначают – Госпожа, но как человеку быть истинно руководителем (господином) в своем уделе семьи, Отечества? 1Петр.5:1-6; 3:1-9; 2:17; Еф.6:1-4; Рим.6:13,19

Как Мария Дева обрела высшую во все времена честь – быть Матерью Божией и Заступницей рода человеческого перед Христом и Богом? Лук.1:38,48-53

Что кроме мудрости, силы и власти в своем уделе дарует Бог внимательно слушающим и соблюдающим Слово Божье? 11:27,28

Что такое блаженство во Христе? Пс.72:25-28; 41:2,3; Ин.6:68; 21:5-14; Мар.14:22-26; Откр.21:3-22:5

Краткая история жизни и успения Марии Девы Богородицы

На чье попечение оставил Господь Свою Матерь? Ин.19:27
Каково было отношение Богородицы к Апостолам и Церкви?
Где пребывала Матерь Божья с начала гонений на Христиан в Иерусалиме?
Какие свидетельства о Матери Божьей оставили святые отцы, древние писатели?
Куда прибыла Мария Дева Богородица ко времени Своего успения?
Кто и как возвестил Матерь Божью о скором переселении в жизнь Небесную?
Кого и как Господь собрал к готовящейся к успению Богородице?
Как в присутствии Христа и Ангелов чудесно совершилось успение?
Какие чудеса совершались при погребении тела Богородицы?
Что было со священником Афонией, после того как Ангел отсек ему руки за нечестивое прикосновение к погребальному одру Богородицы?
Как Апостолы убедились в дивном вознесении тела Пресвятой Девы на Небо?
Как доныне Церковь чтит всеславное успение Пресвятой Марии Девы Богородицы?

Задание урока

Выполнить задания в указанной последовательности.

Сотворить молитву на начало учения: из утреннего правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения.
Молитвослов см… ЦС азбука см…

Прочитать указанные в таблицах тексты читаемого на литургии Святого Писания: Флп.2:5–11; Лк.10:38–42; 11:27–28.
Святое Писание см…
Прочитать комментарии к текстам Святого Писания:
Лопухин А.П. «Толкование на Евангелие от Луки» Гл.10,11.
Феофилакт Блаженный, Архиепископ Болгарский «Толкование на Евангелие от Луки» Гл.10,11.

Кратко ответить в Дневнике чтения Святого Писания на представленные в таблице вопросы по текстам: Флп.2:5–11; Лк.10:38–42; 11:27–28. В качестве листа электронной тетради для ответов допустимо использовать данную страницу.

Прочитать поучения сегодняшнего дня:
Прочитать «Историю жизни и успения Пречистой Марии Девы Богородицы» и «Беседу святителя Григория Паламы архиепископа Фессалоникийского на всеблаженное успение Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» в Хрестоматии текстов, см…

Ответить на представленные в таблице вопросы по тексту Беседы.

Прочитать предлагаемые тексты праздничного богослужения, их толковый перевод, их основание в Священном Писании с комментариями святых отцов.

Научиться правильно читать тексты на церковнославянском языке и объяснять смысл.
Учебное пособие по церковнославянской азбуке см…

Кратко ответить в Дневнике на предлагаемые ко всем богослужебным текстам вопросы, с использованием Писания по указанным и иным ссылкам.

Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе.

Выучить наизусть:
- тропарь праздника «Въ ржⷭ҇твѣ̀ дѣ́вство сохрани́ла…» и кондак праздника «Въ моли́твахъ неꙋсыпа́ющꙋю бцⷣꙋ…»;
- текст Священного Писания: «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:35-38).

Двум человекам, в молитве испрошенным у Господа, рассказать наизусть заданные тексты, хорошо – взаимно, с объяснением и обсуждением.

Выполнить электронные тесты (готовятся).

Обсудить ответы на все тексты в воскресной приходской школе, при необходимости откорректировать.

Написать эссе небольшое (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания или истории жизни и успения Марии Девы Богородицы. В том числе на одну из тем:
- Каково состояние почивших в вере в будущего, приходившего и всегда сущего Христа Спасителя и Бога (Лук.20:35-38)?
- Какой пример жизни оставила для меня Мария Дева Богородица?
- Какие чудеса сотворила в моей жизни Богородица?
- Как смиренные Христу и Богу души по молитвам Богородицы обретают блага?
- Как на примере этого всеславного успения мне относиться к успению ближних благочестивых и нечестивых, и к своему будущему преставлению к жизни века будущего?  

Сдать свою работу на проверку преподавателю или обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных.

Участвовать в богослужении праздника, начиная с вечерни накануне праздничного дня, с пониманием текстов и открывшихся таинственных истин пройденного урока.

Дополнительно

Прочитать службу празднику по Праздничной минее на церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе. Научиться пересказывать смысл.
- Найти в Священном Писании духовные основания богослужебных текстов и истории жизни и успения Пренепорочной Марии Девы Богородицы.
- Определить значимость отдельных молитвословий и всей службы для личного духовного роста и спасения.

Описание урока

Урок разработан на основании богослужебных текстов Минеи месячной (август), в том числе, читаемых текстов Священного Писания.

В уроке открываются элементарные основы понимания духовно-нравственного и богословского содержания двунадесятого праздника Успения Пресвятой Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а также основные черты пути спасения человека со Христом Спасителем нашим в жизнь вечную. В понимании явления нам успения Богородицы, как примера вхождения всех спасенных в жизнь вечную, но в особенности по успении нетленного вознесения Богородицы в небеса в жизнь века будущего. В умиротворении человека для добрых дел во Христе и Его Церкви Православной, совершаемых по благодати обретаемой со Креста Животворящего, по примеру и молитвам Марии Девы Богородицы и всех святых, силой духа, души и тела, семьи и всего народа Божьего. В спасении во Христе от вечной смерти и мук в жизнь вечную, к полноте благ сего и будущего века.

На основании избранных текстов богослужения из Праздничной Минеи данного дня, в том числе Святого Писания, и иных являющихся основанием рассматриваемых молитвословий, формируется благоговейное и благое человеку отношение к Пречистой Деве Марии и Рожденному Нею Христу Спасителю и Богу. Учащиеся побуждаются к молитвам Богородице и святым для укрепления единства со Христом и Его Церковью, для совершенствования благодатной силой Божьей мудрости и любви на пути освящения во Христе, служения Христу и Богу, Церкви и миру.

В освоении материала урока предполагается активное исследовательское участие самих учащихся, а также рождающееся и укрепляющееся при этом их стремление к полноценной приходской жизни Церкви Православной, в неизменной надежде на подаваемую при этом смиренным во Христе благодать Божию.

Божьей помощи в трудах.

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2017.08.25
Редакция: 2017.08.31. 2018.08.19. 2019.08.25. 2020.08.27. 2021.08.25. 2022.08.28. 2024.08.27

Калашников Ю.В. Великие двунадесятые праздники. Успение Пресвятой Богородицы. Урок. Проект. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/min/0828-tt.htm (дата обновления: 2024.08.27).

 

ПРАВИЛА САЙТА                         

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2017 - 2024