ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул / Православие в общеобразовательной школе / Правовые основы духовно-нравственного воспитания

ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Правовые основы духовно-нравственного воспитания
в реализации образовательной программы православной культуры

 

Мы соработники у Бога,
а вы Божия нива (культура), Божие строение
1Коринфянам 3:9

Оглавление

Основное законодательство в сфере духовно-нравственного воспитания и преподавания православной культуры: церковное, государственное и международное. 1

Ведение. 1

Происхождение и иерархия норм общественных отношений в сфере духовно-нравственного воспитания. 2

Методология образовательного процесса и нормативного регулирования  в сфере духовно-нравственного воспитания и преподавании православной культуры.. 4

Определение, объект и предмет православной духовности и культуры.. 6

Предложения поправок в Конституцию России. 11

Правовые и канонические основы преподавания православной культуры.. 17

Канонические, церковно-правовые документы Православной Церкви. 17

Нормативно-правовые документы РФ.. 18

Международные нормативно-правовые документы.. 19

 

 

Основное законодательство в сфере духовно-нравственного воспитания и преподавания православной культуры: церковное, государственное и международное

Ведение

В Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О свободе совести...» «признается особая роль православия, - деятельности Православной Церкви и её результатов, - в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»[1]. На основании Ст. 87 ФЗ «Об образовании» предписывается обязательное участие Православной Церкви в создании и реализации образовательных программ, в соответствии с порядком её внутренних установлений[2]. Поэтому для эффективной организации образовательного процесса по предмету православной культуры несомненно, необходимо учитывать, во-первых, его предметную область, которая при этом имеет не только научно-педагогическое значение, но еще и указывает на соответствующую сферу правового регулирования затрагиваемых общественных отношений. В данном случае, это деятельность Православной Церкви в части образования и культуры.

В соответствии с вероучением Православной Церкви первоисточником права является Бог, а к материальным обретенным через откровение его источниками относятся вероучительные определения и канонические правила апостольские, Вселенских и Поместных Соборов, святых отцов, Святое Писание и иные нормативные канонические документы, регулирующие деятельность Церкви в сфере образования и культуры. К таковым относятся, во-первых: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви, Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

В настоящее время Россия является светским государством, то есть имеет отдельную от Православной Церкви организацию системы управления, но основанную на общих духовных ценностях и принципах православия, совместно регулирующую соответствующие пересекающиеся области общественных отношений. Основным законом в государственном управлении в Российской Федерации, в том числе, сферы культуры, образования, свободы совести и религиозной деятельности, является Конституция Российской Федерации, а также соответствующие указанным сферам базовые федеральные законы, во-первых: «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

В стремлении к созиданию и сохранению собственной культуры и поддержанию мира в международных отношениях Россия является активным участником Организации объединенных наций (ООН) со времени её основания и поныне. При этом прилагает необходимые усилия в исполнении, в соответствии с Основным законом – Конституцией, всех ратифицированных Федеральным Собранием Российской Федерации международных соглашений и иных документов. К которым в данной сфере относятся: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Указанные документы закрепляют общие принципы построения мира между народами и поступательного развития этих народов. Эти принципы конкретизируются отечественным законодательством, в данном случае регулирующим и хранящим отношения в сфере православной культуры, откуда они и взяли свое начало. К которой относится и реализация образовательной программы по православной культуре.

Происхождение и иерархия норм общественных отношений
в сфере духовно-нравственного воспитания

Для более подробного рассмотрения инструментов правового регулирования сферы православной культуры необходимо отметить, во-первых, повеление Христа Его Церкви: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века»[3]. Откуда следует, что целью деятельности Христа Спасителя и Его Церкви является воссоединение человека со Христом и Богом, Его вечной жизнью и её благами нынешнего и будущего века. Что происходит путем причастия спасаемых к Христовым таинствам и жизни по вере. При этом построение и совершенствование отношений человека с Богом и ближним регулируется происходящими от Бога нормами Православной Церкви, обладающей спасительной полнотой благодати Христа и Бога, и способной Его вышней мудростью и силой положить незыблемое духовное основание организации и сохранения должных отношений в обществе.

«Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9), - говорит апостол Павел, во-первых, о Церкви, а также и о всем мире, который сотворил и хранит Бог. Божия нива в Библии на латыни (Вульгате) пишется «Dei agricultura», то есть Божественная культура, как аналогия возделывания земли, где агро – (от греч. agros – поле), а культ – (от лат. culter –нож,заклание быка для жертвоприношения, cultio – возделывание, напр. земли сохой). От этих латинских слов в русском и иных европейских языках возникают производные слова: «культ» - религиозное поклонение вышнему сзакланными жертвоприношениями, а также «культура» - достижение в упорядоченном труде совокупности определенных результатов, во-первых, должного уровня социальной и духовной зрелости человека, общественного порядка, согласия и мира.

Православная культура рождается, развивается и приносит свои плоды в результате жизни и деятельности Православной Церкви. «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все – Бог взращивающий… мы соработники у Бога...» (1Кор.3:9), - так устами смиренного апостола Господь открывает истину о культуре, её происхождении и развитии от Бога посредством труда Его Единой Святой Церкви, о совокупности её благих каждому человеку и всему обществу плодов. Как видно из текста, Бог является основным созидателем культуры, а человек – Его скромным сотрудником, с вкладом пропорциональным смирению Его вышней воле, правде и закону. То есть соответственно близости человека к Богу, Его истине и труду, а значит, и соответственно ко многим даруемым свыше благам только нынешнего или еще и будущего века[4].

В общем можно сказать, что православная культура является системой с ее системообразущим фактором – Богом, а также ее многими элементами и связями, созданными Богом, как Творцом всего существующего, и поддерживаемыми Им, как Промыслителем всего созданного, в должном порядке, в определенных отношениях, которые регулируются и охраняются Им в соответствии с Им же созданными и открываемыми в необходимой мере человеку законами существования всего творения, в том числе, человека и его общества[5].

Основным элементом системы православной культуры является Бог, а после Бога – человек, приготовленный, спасаемый и хранимый во Христе Богом для жизни вечной и обретающий её полноту в причастии Христу Богу и Его Церкви. Посредством смиренного труда в данном Вседержителем уделе. Исходя из этого вероучительного положения, в Конституции РФ в 1-й главе «Основы конституционного строя» в С. 2 указывается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[6]. Что гармонично сочетается с С. 1 «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а в С. 3 уточняется: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Именно этот народ 22 июня 1941 г., в первый день Великой Отечественной войны 1941-45 гг. получил от Патриаршего Местоблюстителя Сергия Митрополита Московского и Коломенского благословение на защиту священных границ Родины[7]. Результатом чего была не только победа над нацизмом, но и победа над безбожием явлением во святом православии силы «Бога истинного и человеколюбивого»[8]. При этом после многих, с начала войны, контактов руководства СССР со священной иерархией Православной Церкви 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась тайная встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с И.В. Сталиным, что привело к значительному налаживанию отношений государства с Церковью, упрочнению её статуса. Вследствие чего также в 1947 г. был упразднен Союз воинствующих безбожников, а его функции перешли ко Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (ныне общество «Знание»).

При этом на международной арене результатом значительного вклада советского народа, а значит, святого православия, в победу над нацизмом стало учреждение 24 октября 1945 г. Организации Объединенных Наций. В Преамбуле которой задекларировано нерушимо утверждаемое Православной Церковью Божье человеколюбие: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций… использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов»[9].

Специализированным учреждением ООН по вопросам образования, науки и культуры является ЮНЕСКО (UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization).  В её учредительном документе отмечается, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира... Мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов; он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»[10]. Здравая же нравственность в понимании и стремлении достижения истинных ценностей, в том числе, и в работе ООН с её благими целями и задачами, в полноте формируется ничем иным, как только Христом и Его Церковью, по слову Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»[11].

При этом Христом указывается высшая нравственная ценность – Бог и единство с Ним человека посредством Христа Спасителя и Его Церкви. С апостольским предостережением опасности подмены: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы»[12]. Что указывает на единственный источник обретения здоровья дух, души и тела человека, его семьи и общества – Христа и Бога. И единственный способ обретения здоровья из этого источника – смиренное во Христе и Церкви познание и исполнение воли Божией. В том числе, и в законодательстве, в должном соотношении канонических норм Православной Церкви и правовых норм государственного управления, во-первых, нашего Отечества, от древности Святой Руси Православной. В соответствии с Кодексом Юстиниана (482-565), являющимся частью основания европейского права, в том числе, русских Кормчих книг, где говорится, что «все законы, изданные в противоречии церковным канонам, признаются ничтожными»[13].

Из сказанного следует вывод, что православие является полноценным и истинным источником нравственного, а отсюда и интеллектуального, физического, социального здоровья каждого человека и народа, в понимании Бога Творца и Промыслителя мира Спасителя человека, в понимании самого человека и общества, его сущего и должного перед Творцом состояния, а также путей спасения и совершенствования во Христе и Его Церкви Православной. Именно православие, православная культура, действием силы Божией позволяет человеку в его личных, семейных, национальных и международных усилиях ставить и достигать истинные цели мира и устойчивого развития каждого человека и общества, в понимании иерархии ценностей и норм общественных отношений, приоритетов постановки соответствующих целей и выбора наилучших путей их достижения.

(Редакция 2020.01.11)

Методология образовательного процесса и нормативного регулирования
в сфере духовно-нравственного воспитания и преподавании православной культуры

 

Рождество Твое, Христе Боже наш,
воссияло миру свет разума…
Тропарь Рождества Христова

 

«Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»[14], - говорится в Ст. 55.3 Конституции РФ. Из чего следует, что нравственность, является важнейшим, базовым условием реализации прав и свобод человека, как высшей ценности в обществе, а также процветания и безопасности государства. Содержание же нравственности составляют осознаваемые и поддерживаемые человеком и обществом ценности, в здравой нравственности ведущие его к постановке и наиболее эффективному достижению самых полезных и благих целей. При этом «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», как отмечается в ФЗ «О свободе совести...», то есть в неразрывном единстве нравственности с православной духовностью и культурой.

Для дальнейшего продвижения в данной сфере регулирования общественных отношений необходимо дать определения православной духовности и культуры. А для этого выбрать соответствующий предмету методологический подход, то есть путь, способ описания свойств рассматриваемых нами явлений. Выбор этой методологии определяют, отмечаемые в Ст. 87. ФЗ «Об образовании….», «особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации...»[15].

В Ст. 87.3. ФЗ «Об образовании….» уточняется, что «примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями…». То есть примерная учебная программа по православной культуре по содержанию должна соответствовать вероучению Православной Церкви, контроль чего возлагается на саму Церковь. А также и на религиоведческую экспертизу органов государственной власти РФ в соответствии со Ст. 12.12. этого Закона[16].

Для соответствия образовательного процесса вероучению Православной Церкви необходимо кроме учебной программы, прошедшей экспертизу Церкви, еще и соответствующая квалификация педагогов. Что предписывается Ст. 87.5. ФЗ «Об образовании….»: «Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией». И более того, на необходимость привлечения Церкви к обеспечению всего комплекса учебно-методических мероприятий указывает Ст. 87.6. этого Закона: «К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации».

Неотъемлемой частью православной методологии построения всего образовательного процесса по предмету православной культуры, является апологетика, то есть защита православной веры, в соответствии с вероучением самой Православной Церкви, а также и на правовом основании, указанном у преамбуле ФЗ «О свободе совести...», в котором наше общество признает и утверждает, как благую, «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры... - на основе уважения традиционных ценностей, неизменно, содействуя , - достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания». Что возможно исключительно силой Божьего человеколюбия, действующего в смиренном Христу Спасителю и Богу Его народе, в служении Церкви миру, с использованием полноты совокупности всех даруемых свыше инструментов и методов построения в обществе должных отношений.

Что вполне соответствует и основному документу ЮНЕСКО - «Уставу ООН по вопросам образования, науки и культуры», в котором ставится «цель постепенного достижения путем сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества При этом в преамбуле Устава, как на священную обязанность, указывается на необходимость поддержания человеческого достоинства путем широкого распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира. Отмечается, что мир должен базироваться, во-первых, на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, а не только на соглашениях правительств. На создании равных возможностей для получения образования и беспрепятственных исканий объективной истины путем свободного обмена мыслями и знаниями для понимания и обретения более точного и ясного представления о жизни друг друга[17].

В Гл. 1.1.h. Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2014 -2021 гг. указывается, что «одной из сил, содействующих устойчивому развитию, миру и экономическому прогрессу, все чаще признается культура. В своих многогранных преломлениях она скрепляет общества и нации... Отдельное внимание необходимо уделить сохранению и защите культурного наследия в целом[18]. Для России этим цельным является православное культурное наследие, как особая, веками хранимая и умножаемая, передаваемая из поколения в поколение ценность, многими путями в международных отношениях распространяемая по всему миру. В вероучении и жизни Православной Церкви несущая непреложные и вечные духовные ценности и устои здоровой и оздоравливающей во Христе и Его Церкви нравственности. В глобальном масштабе способствующая стабильному миру между народами и их поступательному развитию, начинающемуся с элементарного преодоления нищеты значительной части этих народов или отдельных слоев их населения.

Итак, методология, как инструмент созидания культуры, является одной из важных категорий в построении порядка и мира в обществе, должного развития каждого человека и всего общества. В православной культуре совокупностью такого инструментария является вероучение и жизнь Православной Церкви. На этом основании строится понимание окружающего нас мира, теория и практика научного познания, образования и общественно-полезного труда, а также понимание и использование правовых и иных, основанных на православных нравственных ценностях, норм регулирования общественных отношений. Как на территории России, так и за её пределами, неизменно, в явлении Божьего человеколюбия и добрососедства, в соответствии с вероучением и жизнью Православной Церкви, отечественным законодательством и международными правовыми нормами.

(Публикация: 2020.01.11)

Определение, объект и предмет православной духовности и культуры

В соответствии с церковным, государственным и международным законодательством, используемым на территории России, основной методологией в определении православной духовности и культуры является вероучение и жизнь Православной Церкви. На этом основании определяется объект и предмет исследуемой области правового регулирования, науки и учебного процесса.

Объектом правового регулирования общественных отношений в данном случае являются отношения в сфере культуры и религии, а предметом – отношения в сфере культуры и деятельности в ней Православной Церкви. В таком ключе определяем и основных субъектов данных отношений. Это, во-первых, Христос и Бог, а также Его Церковь Тело и Дом Божий с его членами физическими лицами, а также и народ, находящийся вне лона Церкви Православной, государство и в нем физические и юридические лица и институты. Результатом реализации этих отношений является православная духовность и культура,  существование которых рассматривается далее.

В соответствии с православным вероучением Бог является Творцом всего существующего, а также и его Промыслителем, то есть заботящимся о поддержании во всем Им установленного порядка. Бог не имеет физического тела, а является личностью духовной – по сущности духом, при этом – частью Им сотворенного такого же духовного мира, впоследствии разделившегося на верную Творцу часть и падшую вслед сатаны (богопротивника)[19]. Духовный вышний и падший мир влияет на остальной мир физический, определяя его отдельные свойства. Поэтому духовностью, в общем смысле, именуется свойство вещей (в философском смысле, явлений действительности, событий, действий, обстоятельств) подвергнувшихся определенному явному влиянию духовного мира.

Так как духовный мир является разнородным, вышним и падшим, то соответственно подразделяется и духовность. Истинную духовность вещам придает только Бог, как Дух Святой, и верный Ему ангельский духовный мир, а также и народ в его верных людях, исполненных Духа Святого. При этом истинной и благой духовностью, то есть происходящей в действительности от истинного и благого Бога и верного Ему мира, является та, которую так определят Православная Церковь. Поэтому такая истинная духовность именуется еще и православной, в отличие от иных наименований, которые даются на основании иных пониманий Бога и духовного мира, в их отходящих от истины религиозных или философских учениях.

При этом духовность, в общем смысле, но с отрицательным знаком, происходит от влияния на окружающий мир падшей в противлении Богу части духовного мира, несущей в Божье творение разрушение Его вышнего порядка, мира и благ. Крайняя в таком случае степень власти падших духов над человеком называется одержимостью. А по результатам воздействия – проклятием, что есть «осуждение греха праведным судом Божиим и от греха происшедшее на земле зло»[20]. Что приносит человеку ущерб и скорби, а в пренебрежении Христом Спасителем и Его Церковью Православной неизменно приводит к вечным мукам и смерти[21]. К таким неблагоприятным последствиям века нынешнего и будущего ведут человека все не исправляемые в соответствии с вероучением Православной Церкви ошибки иных вероучений или философских мировоззренческих систем.

Необходимо отметить, что термин «духовность» в обществе, пытающемся существовать независимо от Бога и Его Церкви, имеет свои особенности, во-первых, в определении происхождения этой духовности и несомых нею благ не от Бога Творца и Промыслителя мира и Спасителя человека, а от самого общества. В пренебрежении Богом, как созидателем духовности, происходит так же и пренебрежение Его Православной Церковью. Как следствие этому, носители духовности, такие как, например, наука и образование, искусство, литература, право... ставятся в ранг её самодостаточных источников. Что естественно, в отвержении Бога и Его присутствия в жизни человека, приводит к заполнению возникшей духовной пустоты падшим духовным миром, а, следовательно – к одержимости, разрухе и смерти. Удаляет общество от полноты приготовленных ему Богом благ, а без Христа и его Православной Церкви не позволяет войти человеку в жизнь вечную века будущего, но ведет в вечную, безвозвратную смерть.

Духовность же, родственная святости, является благим результатом влияния благого Бога на послушное Ему общество, а значит, является ценностью для этого общества. О духовных ценностях, наряду с материальными, как о культурном наследии народов Российской Федерации, «значимом для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию», говорится в Ст. 3 Закона РФ N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»[22]. В этой же статье определение культурных ценностей производится в связи с нравственными идеалами, то есть в сочетании со здоровой нравственностью – качеством души человека, которому нравятся истинные, реальные ценности, что является и признаком духовного и душевного здоровья такого человека и общества.

В Ст. 3 этого Закона дается еще ряд определений из сферы культуры, таких как культурная деятельность, культурные ценности, культурные блага, творческий работник, культурное достояние народов Российской Федерации, что есть совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры. Этих определений из сферы действия Закона достаточно, чтобы на их основании составить общее определение и самой культуры, которое в законе отсутствует. Культура – духовные и материальные ценности и блага, а также деятельность её субъектов по созданию, сохранению, освоению и распространению этих культурных ценностей и благ, которая производится на основании нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения.

К культурным ценностям в соответствии со Ст. 3. Закона N 3612-I, относятся результаты и методы научных исследований культурной деятельности. А в соответствии с Законом N 125-ФЗ «О свободе совести…»[23] признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», поэтому православие, а значит, вероучение и жизнь Православной Церкви принимается в качестве методологии научных исследований в области православной культуры. В том числе, в построении определения культуры, в описании её сущности, свойств, функций и так далее. Её краткое определение звучит так, культура – система, стоящая из субъектов, их деятельности, её объектов, порядка и результатов. Возможно расширение этого определения в более подробном описании структуры с использованием указанной методологии.

При этом, к субъектам культурной деятельности необходимо отнести, во-первых, Бога, как системообразующий фактор, Христа и Его Церковь Православную, отдельных физических и юридических лиц, и институты общества. Культурная деятельность, совершаемая Богом и усилиями смиренного Ему и укрепленного Им во Христе человека, заключается в обретении от Бога и предыдущих поколений, освоении и создании, сохранении и умножении, распространении и передаче следующим поколениям культурных ценностей. У Бога объектом является весь мир, а смиренному Ему человеку объекты культурной деятельности даются Им в удел для возделывания, начиная от собственной человека души, семьи, и далее. Результаты совместной Бога с человеком деятельности: материальные и духовные культурные ценности. Регуляторы культурной деятельности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, основанные на вероучении, святых канонах и жизни Православной Церкви.

Православная культура в смиренных Богу душах, причастных Христу и Церкви, исполненных плодами Духа Святого, входит в небеса в жизнь вечную века будущего. В веке же нынешнем включает компонент временный, частично производный от совершенного Христа и Бога и Его Церкви, частично от несовершенного, но совершенствующегося во Христе мира, а также и от противящегося Богу и Его совершенствованию мира падшего. При этом к субъектам православной культуры века нынешнего относятся все угодники Божьи, соответствующие вышней правде и закону, суду и милости в разумных действиях и в достижении должных результатов. Те люди, которые Богу не угождают, тоже могут поступать в отдельных случаях разумно и быть субъектами православной культуры. Христос говорит о таковых, что «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде»[24]. Однако род их по причине отсутствия единства со Христом и Его Церковью, спасения в жизнь вечную не имеет, даже с массой добрых дел, но в пренебрежении волей Божией, «пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»[25].

Имеющие достаточно здравости сыны века сего и сыны Божии, их отцы и дети, всё же Божией благодатью могут находить общие основания для построения жизни в одном сообществе. Так после победы над нацизмом во второй мировой войне, с решающим вкладом в победу Советского Союза, с его глубинной православной культурой и благословением Православной Церкви, преподанном народу на защиту священных границ Родины, стало возможным учреждение организации построения мирных международных отношений – ООН, на соответствующих христианских принципах. Что важно в современном понимании должного приоритета в Российском правовом поле внутригосударственных норм права и нормативно-правовых актов, основанных на нормах православной культуры, в их соотношении с международными правовыми нормами и актами. Во-первых, с основополагающими принятыми ООН.

«Закончив наши дружественные совещания, мы уверенно ждем того дня, когда все народы мира будут жить свободно, не подвергаясь действию тирании, и в соответствии со своими различными стремлениями и своей совестью»[26], - говорится в Декларации «большой тройки», впервые встретившихся глав Великобритании, СССР и США на Тегеранской конференция 1943 г. Звучащие в таком ключе Декларация Объединенных Наций 1942 г., решения Московской и Тегеранской 1943 г.[27], а также Думбартон-Оуксской и Ялтинской 1944-1945 г.[28] и последующих конференций легли в основу создания Организации Объединенных Наций антигитлеровской коалицией. Во-первых, СССР, США и Великобританией, а также Китаем и иными странами, приложившими усилия в достижении полной победы над нацизмом.

«Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше, хотя я не хотел бы увидеть Гитлера победителем ни при каких обстоятельствах…»[29], - высказывание Гарри Трумэна, произнесенное им через несколько дней после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Влиятельного политика, который стал 12.04.1945 г. президентом США после внезапной смерти своего предшественника Франклина Рузвельта, прилагавшего определённые усилия в реализации во внешней политике принципов Лиги Наций и стоявшего у основания ООН. Указанное изречение Трумэна, известная неприязнь Черчилля к коммунизму, значительные потери СССР и скромные выплаченные ему по итогам войны репарации, для ряда государств «братские», позволяют сделать вывод, что именно Советский Союз внес основной вклад и сыграл ведущую роль в обретении победы над нацизмом. В утверждении миролюбия и добрососедства в международных отношениях, а также в основании и работе Организации Объединенных Наций.

Знаменательно, что на эмблеме и флаге ООН, изображение земного шара обрамляют две масличные ветви[30], в отличие от канувшей в лету Лиги Наций предшественницы ООН, не имевшей официального логотипа и флага. Именно, масличный лист принес голубь Ною в ковчег, как свидетельство, что вода сошла с лица земли[31], а значит, Бог даровал человеку мир. Что до наших дней в разных культурах дошло с таким же значением масличной ветви. На логотипе ООН эти вещающие мир масличные ветви являются символом победы над нацизмом христианства, решающей силой которого явилось православие народа Советского Союза, его внутренней почти тысячелетней от отцов православной духовности и культуры. Посредством этой духовности и культуры, в миролюбии плодотворной, как масличное древо, Бог очередной раз даровал народам земли процветание и мир.

Вручавшийся только генералитету орден «Победа»[32] с изображением Спасской башни Московского Кремля является не менее красноречивым, чем ветви мира на эмблеме ООН, свидетельством торжества православия в итогах Второй мировой войны[33]. Как образ Христа Спасителя, замурованный до времени под штукатуркой стены этой башни, так была сокрыта под внешней коммунистической безбожностью и обитающая в народе Его сила Бога Отца и Вседержителя[34]. И произошло всё по слову Христа: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»[35].

Таким путем в явлении света и силы Всемогущего Бога, от Христа и через святое православие ООН были получены и правовые нормы, как основание построения мирных международных отношений, диалога и мирного сосуществования или сотрудничества в сохранении, развитии и приумножении общечеловеческого культурного наследия. При этом взятые из православия общие нормы, определяющие права человека, основные свободы и равенство, необходимые для построения мирных международных отношений не являются исчерпывающими в построении их источника – православной культуры, и в случае подмены причины результатом становятся разрушительными и для исходной культуры, и для себя, как потерявшие свое истинное духовное основание и источник. Что составляет комплекс проблем глобализма[36].

Учитывая реальность угроз возникновения указанных проблем, в Ст. 1.3 Устава ЮНЕСКО отмечается следующее: «С тем чтобы обеспечить государствам – членам настоящей Организации независимость, неприкосновенность и сохранение своеобразия их культуры и систем образования, Организация отказывается от всякого вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию этих стран»[37]. При этом Россия, как член ООН неизменно соблюдает взятые на себя обязательства соблюдения общих норм построения мирного и поступательного развития всех народов. Однако в осознании, что действенным инструментом построения таких отношений является только неприкосновенное извне, в том числе, со стороны ООН, православие, православная культура. В которой общие нормы получают непреложность глубины их содержания на основании конкретных норм и примеров вероучения и жизни Православной Церкви, реализуются её служением, хранятся Богом, всем народом и государством России.

Поэтому, после определения основных норм, приемлемых для мирного диалога субъектов культуры всех уровней, не менее актуальным является вопрос о сущности этого диалога, в частности, построения отношений служения Православной Церкви и её православной культуры, с иными культурами. В Преамбуле Устава ЮНЕСКО отмечается, что этой организацией в стремлении достижения мира и устойчивого развития народов движет разумная вера «в необходимость предоставления всем людям полных и равных возможностей для получения образования, беспрепятственных исканий объективной истины и свободного обмена мыслями и знаниями…»[38]. Что является основанием реализации повеления Христа Его Церкви, «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»[39]. Что было реализовано в истории огромной «глобальной» Римской империи. Что по этому же слову должно делать и ныне в единстве со Христом и Богом, в неизменном послушании воле Божией, то есть будучи верными и реальными причастниками Христу и Его  Церкви Телу и Дому Божию. Таким образом вышней благодатью преобразовывая во благо пагубные тенденции существующей со времен Вавилонского столпотворения[40] глобализации.

На этом пути вещания миру истины и дарования человеку спасения Христом открывается Его основополагающий вышний принцип построения отношений с отдельными личностями и целыми культурами: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…[41] будет производить суд по истине, доколе не доставит суду победы[42]». В соответствии с этим принципом в вещании и утверждении истины должно пытаться не истреблять все, что содержит какое-либо отступление от этой истины, а вышней силой и любовью совершенствовать всё, что содержит хотя бы крупицу истины, правды Божией. С которой бороться, значит противостать Богу, что неизменно ведёт всех к поражению и при нераскаянности во грехе к смерти. Но которую необходимо развивать, как частицу совершенного Царства Божия, с результатами, иллюстрируемыми Христом закваской теста и мельчайшим горчичным зерном – началом огромного дарующего всем блага древа. Для этого Господь учредил в Церкви институт образования, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения»[43].

В отличие от совершенствующего человека блага зло является всегда суть разрушением всего доброго человеку и угодного Богу. При  наступлении на человека зла человеку, для сохранения самого себя и всего дарованного ему Богом удела, Господь повелевает первому Адаму, а в его лице всему человечеству, возделывать его и хранить его, и от всякого дерева в саду вкушать плоды, кроме плодов познания добра и зла[44]. То есть повелевает возделыванием удела быть созидателем и хранителем православной культуры, и в смирении Богу насыщаться её плодами вечно. Культура, как рассматривалось выше, происходит от слова, имеющего два взаимосвязанных значения: нож и культ. «Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно»[45], - звучит в диалоге Христа и Его учеников перед Голгофским подвигом Спасителя. Один инструмент в руках Божиих, другой – в руках смиренного Богу человека. Один Слово Божие – Бог, другой – смиренный носитель этого Слова Бога, человек, один – ценности духовные, а другой – ценности материальные. В диалоге с Марфой и Марией Господь указывает на первостепенную важность «части, которая не отнимется»[46], на Слово Божье Самого Христа и Бога.

«Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор.32:39). «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов.5:17,18). Так Бог в процессе совершенствования всякого человека и народа Сам и наказывает, и поощряет, подтверждением чему служит вся библейская история, являющая Бога Творца и Промыслителя мира и Спасителя человека. Например, во время Исхода из Египта шел Господь впереди Его народа днем и ночью столпом облачным и огненным и не допустил приблизиться к народу войску фараона, а затем и утопил это войско нечестивых в водах Чермного моря, покусившееся пройти путем народа Божия, но Без смирения Богу.[47]

«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14), - говорит Христос Спаситель исцеленному Им от мучавшей его в течении тридцати восьми лет расслабленности. И нас тем научает, что наказания человек получает, во-первых, от своего грешного поведения, а Господь при этом всегда является для смиряющихся Ему душ Спасителем. Так же и народ православной культуры приходит к потерпевшим от буйства природных или человеческих сил, всегда, как добрый самарянин, вышней благодатью врачует и несет издержки[48], будучи движим любовью Божией, примером и словом наставляя при этом всех в вере православной. Будучи инструментом в руках Христа Целителя, несет Его врачевание душам и семьям, исцеление народа всей единой исторической Святой Руси. По призыву Спасителя следует за Христом, неся свой крест служения Христу и Богу, Церкви и миру.

Но как быть, когда отступившие от вышней истины еще не истощились, но пытаются злодейски  укрепляться за счет чужих ресурсов, ведут себя агрессивно по отношению к ближнему? «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13), - учит Христос Спаситель народ пути заботы о себе, для совершенной заботы о ближнем, о своей семье, своих друзьях, своем отечестве. Чтобы в такой последовательности любви к себе и ближнему служить Божией благодатью также и защите порядка и мира в международных отношениях, утверждая везде вышнее устройство, взаимоуважение и добрососедство. «Какой должен быть порядок в любви к Богу, к ближнему и к самому себе? Любить себя должно только для Бога и отчасти для ближних. Любить ближних должно для Бога, а любить Бога должно для Него Самого и больше всего. Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу»[49], - наставляет святитель Филарет митрополит Московский. Упреждает так Отечество и весь мир от фашизма (fascio, лат., итал.- связка) и нацизма, которые суть связка определённого коллектива, в злодейском превозношении противопоставляющего себя окружающему обществу.

«Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних…»[50] - отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. «Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом»[51], - учит святой равноапостольный Кирилл просветитель славян.

В созидании и сохранении культуры в процессе противостояния злу каждый здравый человек и народ призван использовать все дарованные ему Богом способы и орудия, в том числе, и государственную власть, как форму организации и управления своим обществом. Государство в этом процессе, использует присущие ему специфические инструменты и методы. Эти инструменты являются частью православной культуры, например, правовые нормы общественных отношений, как часть социальных норм, наряду с иными нормами: религиозными, нравственными, технологическими. К этим инструментам относится вся правовая система с её идеологией, правовыми актами, субъектами и механизмами реализации права. Поэтому, участвуя в созидании и сохранении православной культуры, государство хранит, во-первых, свои собственные основания и сущность. При этом Бог, как созидатель культуры с её духовными и материальными ценностями является созидателем и хранителем государства. «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены»[52], - учит Апостол. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»[53], - проводит границу в должном служении Богу и государству Христос.

С целью поддержания международного мира и безопасности, в соответствии со Ст. 1.1 Устава ООН, на Совет Безопасности ООН, в соответствии со Ст. 39 Устава ООН[54], возлагается определение существования любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и выработка рекомендации или решения о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. При этом необходимо учитывать исторические условия происхождения ООН, его норм международного права и механизмов их реализации. Преимущественно от православной культуры народа Советского Союза, сделавшего решающий вклад в обретение результатов Второй мировой войны. А значит, правовые нормы международного права ООН, как и вся работа ООН, призвана никоим образом не разрушать, а, во-первых, защищать имеющимися инструментами, в очерченных уделах, силой вышней благодати, в единстве со всеми миролюбивыми силами источник и основание своего существования и стабильного, эффективного функционирования – православную культуру.

Итак, методология веры и жизни Православной Церкви является совершенным инструментом исследования полноты действительности православной духовности и культуры. В том числе, для формулирования определения культуры, как системы с её системообразующим элементом – Богом, Его Церковью Христовой и иными субъектами, исполняемым ими трудом по отношению к системе объектов культуры, плодами этого труда и порядком их обретения. В понимании духовности, суть отражения вещами окружающего мира благого воздействия на них Святого Духа и сотворенного Богом духовного мира, а также и разрушительного воздействия противящегося Христу и Богу падшего духовного мира. Православная методология при этом соответствует российским и международным нормам права и законодательству. Является основанием восстановления единства исторической Святой Руси, построения мира и поступательного развития каждого человека, народа и отношений между народами. В этом процессе Православная Церковь всегда выступает, как несущая каждому человеку и народу блага сего века, а смиренным причастникам Христу, Его Церкви Православной Телу и Дому Божию – полноту благ века сего и будущего, в его вечной жизни и славе Божией.

(Публикация: 2020.01.24)

(Текст редактируется)

Предложения поправок в Конституцию России

 
У меня (Премудрости Божией)
совет и правда; я разум, у меня сила.
Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня…

(Притчи 8:14-17)
   

Учитывая особую от Бога обретенную исторически сложившуюся важность православной культуры в существовании, последовательном и неуклонном развитии России, в реализации её государственности и суверенитета, национальных интересов и безопасности, необходимо закрепить это положение не только в Законе «О свободе совести и религиозных объединениях», но и в Конституции России, путем внесения ряда поправок в её содержание.

 

Действующая

Проект

Преамбула Конституции России

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем Конституцию Российской Федерации.

Мы, многонациональный народ священного нашего Отечества Российской Федерации,

Богом руководимые и соединенные на своей земле,

утверждая достоинство, права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

возрождая и сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру во Христа Спасителя и Бога, являющего и утверждающего добро, свободу и справедливость,

признавая особую роль Православной Церкви в истории Росси, в становлении и развитии её духовности и культуры,

созидая и храня суверенную государственность России, утверждая незыблемость ее оснований в демократии, православной нравственности и культуре,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России, её каждого гражданина и всего общества,

исходя из ответственности за свою Родину перед Богом, нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

стремясь в международных отношениях к миру и безопасности, сотрудничеству и поступательному развитию народов,

принимаем Конституцию Российской Федерации.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Глава 1.

Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация, Россия и Святая Русь равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 2

Человек, как высшее творение, созданное Богом по Его образу и подобию, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства и всего общества.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Правовая система Российской Федерации имеет историческое основание в православной нравственности и культуре, нацелена на реализацию национальных интересов Российской Федерации, а в международных отношениях на реализацию принципов мира и безопасности, сотрудничества и поступательного развития народов.

3. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации,

4. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

3. Частная и корпоративная собственность охраняется и может ограничиваться в соответствии с Конституцией и федеральными законами с целью реализации общественных интересов и безопасности, государственности и суверенитета России.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

3. Частная и корпоративная собственность на землю охраняется и ограничивается в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации учреждена и хранится Богом и движимым Им народом, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и интегрированы на основании взаимной ответственности и верховенства права, в последовательной реализации народовластия.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается и утверждается исторически сложившееся особое положение идеологии, основанной на вероучении и жизни Православной Церкви.

2. В Российской Федерации допускается идеологическое многообразие, ограничиваемое на основании Конституции и федеральных законов, с целью защиты общественной нравственности и безопасности.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной.

2. Особые исторически сложившиеся отношения с государством в созидании нравственности и культуры, государственности и суверенитета Российской Федерации имеет Православная Церковь.

3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 15

1. Система права Российской Федерации является внутренне согласованной и сбалансированной, в совокупности с правовой идеологией, субъектами и механизмами реализации права составляет целостную правовую систему Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе, в сфере международного права, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Исторически православная культура является одним из источников и оснований реализации общечеловеческих, признанных международным сообществом принципов и норм международного права. Возвращаясь из сферы международного права, эти нормы и принципы укрепляют православную культуру России, закрепляются в её Конституции, конкретизируются и реализуются в её правовой системе.

5. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, принятые в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, являются составной частью правовой её системы.

6. Противоречащие Конституции России принципы и нормы международного права на её территории не имеют силы и не применяются. Противоречащие Конституции и законодательству России международные договоры не могут быть заключены, а заключенные такие договоры или их части являются ничтожными.

Глава 2

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно её исторически сложившейся православной нравственности и культуре, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 28

1. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Ограничение указанных свобод возможно только в соответствии с Конституцией и федеральными законами Российской Федерации с целью защиты общественной нравственности и безопасности.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 59

1. Защита Отечества является священным долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 82

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 82

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Перед Христом и Богом, Церковью и Отечеством, клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять от отцов принятую православную веру и культуру, достоинство, права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить Отечеству, стремиться к созиданию и сохранению мира между народами».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке, после осенения себя крестным знамением, целования креста в руках Патриарха Московского и Всея Руси и с возложением правой руки на Евангелие, в присутствии представителей Священного Синода Русской Православной Церкви, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты разрабатываются с учетом принципов православной нравственности и культуры, с целью реализации обозначенных в настоящей Конституции национальных интересов России и принципов взаимоуважения и мира в международных отношениях. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

 

(Публикация: 2020.01.29)

 

 

(Текст редактируется)

Правовые и канонические основы преподавания православной культуры

 

(Далее текст в разработке)

 

Канонические, церковно-правовые документы Православной Церкви

Святое Писание (Библия). URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/1/.

Правила первых шести святых поместных соборов: Вып. 1-. - 2-е изд. - Москва : Синод. тип., 1912. - 1 т. URL: https://dlib.rsl.ru/01003546448.

Устав Русской Православной Церкви. URL:http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html.

Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840

Общественная деятельность православных христиан. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400931.html

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html.

О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html.

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html.

О современной внешней миссии Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3102956.html.

Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1909481.html.

Сборник, содержащий Номоканон Иоанна Схоластика, закон судным людям и правила церковные [Рукопись]. - [Б. м.], конец XIII - начало XIV в. URL: https://dlib.rsl.ru/01004178646

Нормативно-правовые документы РФ

Конституция Российской Федерации. URL: http://constitution.kremlin.ru/; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/7576879.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/268596

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/37616:4

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р). URL: См…

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71296054.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71418772/.

Письмо Минобрнауки России № 08-761 от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». URL: https://pravobraz.ru/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnyx-oblastej-osnovy-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-i-osnovy-duxovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii/.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15). Включает предметное содержание и требования к результатам образования по всем модулям ОРКСЭ, примерные учебные планы для общеобразовательных организаций, включающие предметную область ОРКСЭ в 4 классе в объеме 34 ч. (1 ч. в неделю). URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf.

Инструктивно-нормативное письмо от 22.08.2012 г. № 08-250. «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях РФ для учителей и организаторов введения курса». URL: https://pravobraz.ru/instruktivno-normativnoe-pismo-ob-obuchenii-osnovam-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-orkse-v-obshheobrazovatelnyx-uchrezhdeniyax-rossijskoj-federacii/.

Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 г. № МД-102/03 «О введении  курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 г.».

Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-31-01-2012-g-69.html.

Письмо Минобрнауки России от 24.10.2011 г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» . URL: https://pravobraz.ru/pismo-minobrnauki-rf-ot-24-10-2011-n-md-142703-ob-obespechenii-prepodavaniya-kompleksnogo-uchebnogo-kursa-orkse/.

Письмо Минобрнауки России от 08.07.2011 г. № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55083273/.

Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 21.05.2010 г. № 03-1032 «В дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ». URL: https://pravobraz.ru/razyasneniya-k-metodicheskim-materialam-dlya-uchitelej-i-organizatorov-aprobacii-kompleksnogo-uchebnogo-kursa-osnovy-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-v-subektax-rossijskoj-federacii-i-dopolneniyu/

Международные нормативно-правовые документы

Устав ООН, URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html

Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

Конвенция о правах ребенка. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.

Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261751_rus

Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2014-2021 гг. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000227860_rus.

 

 

 

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Опубликовано: 2020.01.10
Редакция: 2020.01.11, 24,29

Калашников Ю.В. Правовые основы духовно-нравственного воспитания в реализации образовательной программы православной культуры. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lowcult.htm (дата обновления: 2020.01.29).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2020 

 



[1] ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5. (Дата обращения 2020.01.09).

[2] ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1159. (Дата обращения 2020.01.09).

[3] Библия. Евангелие от Матфея 28:19,20. URL: http://patriarchia.ru/bible/mf/28/#mf-28.19. (Дата обращения 2020.01.09). 

[4] Калашников Ю.В. Комментарий преамбулы ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Проект. [Электронный ресурс] // Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/clt/zfs/komentzfs.htm. (Дата обращения 2020.01.09).

[5] Калашников Ю.В. Православная культура. Учение о мире Божьем. Определения [Электронный ресурс] // Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/clt/cult-01-def.htm. (Дата обращения 2020.01.09).

[6] Конституция Российской Федерации. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/27. (Дата обращения 2020.01.09).

[7] Правда о религии в России / Ред. коллегия: Николай (Ярушевич), митр., проф. Григорий Петрович Георгиевский, прот. Александр Павлович Смирнов. - Москва : Моск. патриархия, 1942. - 456 с.

[8] Библия. URL: http://patriarchia.ru/bible/ex/34/#ex-34.6. (Дата обращения 2020.01.09).

[9] Устав ООН. Преамбула. Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/preamble/index.html. (Дата обращения 2020.01.09).

[10] Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261751_rus.page=6. (Дата обращения 2020.01.09).

[11] Библия. Евангелие от Иоанна 14:6. URL: http://patriarchia.ru/bible/jn/14/#jn-14.6. (Дата обращения 2020.01.09).

[12] Библия. 1 Корифянам 15:33. URL: http://patriarchia.ru/bible/co1/15/#co1-15.33. (Дата обращения 2020.01.09).

[13] Кодекс Юстиниана. CJ.1.2.12.1: Imperatores Valentinianus, Marcianus.

[14] Конституция Российской Федерации. Ст. 55.3 URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/293. (Дата обращения 2020.01.09).

[15] ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Ст. 87 URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1156. (Дата обращения 2020.01.09).

[16] ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Ст. 12.12. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/229. (Дата обращения 2020.01.09).

[17] Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261751_rus.page=5. (Дата обращения 2020.01.09).

[18] Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2014-2021 гг. Гл. 1.1.h. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000227860_rus. (Дата обращения 2020.01.09).

[19] Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. Глава 14. Свойства Божеского естества. Глава 17. Об Ангелах. Глава 18. О дьяволе и демонах.

[20] Вопрос 165. Филарет (Дроздов) Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви: [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. - 138 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf (дата обновления: 2019.11.29).

[21] Булгаков Макарий, митр. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. М. Синодальная типография. 1913 г.  § 125. Члены Церкви Христовой, кто принадлежит и кто не принадлежит к ней. - § 133. Вне Церкви Христовой нет спасения. С. 120-240.

[22] Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Раздел 1.3 Основные понятия. URL:  http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/59. (Дата обращения 2020.01.24).

[23] ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5. (Дата обращения 2020.01.24).

[24] Библия. Лук.16:8

[25] Библия. Мф.25:46

[26] Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/tehran11.htm. (Дата обращения 2020.01.24).

[27] Официальный сайт ООН. История. 1943: Московская и Тегеранская конференции. URL:  https://www.un.org/ru/sections/history-united-nations-charter/1943-moscow-and-teheran-conferences/index.html. (Дата обращения 2020.01.24).

[28] Официальный сайт ООН. История. 1944-1945: Думбартон-Оукс и Ялта. URL: https://www.un.org/ru/sections/history-united-nations-charter/1944-1945-dumbarton-oaks-and-yalta/index.html. (Дата обращения 2020.01.24).

[29] New-York Times 24-07-1941. https://farm1.static.flickr.com/232/467598943_57688f0ce5_o.jpg. (Дата обращения 2020.01.24).

[30] Официальный сайт ООН. Эмблема и флаг ООН. URL: https://www.un.org/ru/sections/about-un/un-logo-and-flag. (Дата обращения 2020.01.24).

[31] Библия. Быт.8:11

[32] К 70-летию учреждения ордена «Победа». Сайт Министерства обороны Российской Федерации. URL: http://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=11865371@cmsArticle. (Дата обращения 2020.01.24).

[33] Орден "Победа". Музеи Московского Кремля. URL: https://imagesgallery.kreml.ru/iss2/items?query=орден%20"Победа". (Дата обращения 2020.01.24).

[34] Церемония открытия надвратной иконы на Спасской башне Кремля. / Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/8759. (Дата обращения 2020.01.24).

[35] Библия. Мф.5:15,16

[36] XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма. / Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 9 июня 2008 г. . URL:

[37] Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261751_rus.page=7. (Дата обращения 2020.01.24).

[38] Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261751_rus.page=5. (Дата обращения 2020.01.24).

[39] Библия. Евангелие от Матфея 28:19.

[40] Библия. Бытия 11

[41] Библия. Ис.42:3

[42] Библия. Матф.12:20

[43] Библия. Еф.4:13,14

[44] Библия. Быт.2:15-17

[45] Библия. Лук.22:38

[46] Библия. Лук.10:42

[47] Библия. Исх.14:1-31

[48] Библия. Лук.10:30-35

[49] Вопрос 496. Филарет (Дроздов) Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви: [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. - 138 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf (дата обновления: 2019.11.29).

[50] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 9 июня 2008 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html. (Дата обращения 2020.01.24).

[51] Святой равноапостольный Кирилл, по документу «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», 9 июня 2008 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html. (Дата обращения 2020.01.24).

[52] Библия. Рим.13:1

[53]  Библия. Мар.12:17

[54] Устав ООН. Преамбула. Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/preamble/index.html. (Дата обращения 2020.01.24).