ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул / Культура / Ответ на заключение относительно издания

 

Ответ на заключение относительно издания "Калашников Ю.В.
«Православная культура: предмет, функции, динамика, методология» (публ. 2021.03.28)"

 

Комментарий автора на отдельные части заключения вставлен в его текст, выделен курсивом и отступом. Оригинальный текст выписки в pdf формате, полученный автором 01.07.2021 г. из СОРОиК смотреть по ссылке...

ВЫПИСКА

из заключения на издание: Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultm.pdf, (дата публикации: 2021.03.28).

Основные тезисы

1. По своему содержанию издание может быть отнесено к сочинениям в области философской культурологии, что неоднократно подтверждается самим автором в тексте, например: «Предметом православной культуры, как науки, (культурологии) являются…» (с. 10) и т. д.

Данное издание в соответствии с его содержанием и структурой относится к области теории культуры (культурологии), так как рассматривает объект, предмет, метод, функции культуры. Хотя при этом затрагивает и сферу философии и богословия, в плане методологического и мировоззренческого основания излагаемой теории и необходимого описания связей данного предмета с иными смежными научными и учебными предметами. Если бы эта книга относилась к философии культуры, рубрики включали бы в себя историю культурофилософских идей, онтологию, эпистемологию, аксиологию культуры с соответствующим построением структуры текста.

2. В издании излагаются взгляды автора на феномен «православная культура» в его понимании, отличающемся от понимания учебного предмета (курса, модуля) по православной культуре в общеобразовательной школе согласно официальным документам, материалам Русской Православной Церкви, согласованным с органами исполнительной власти в сфере образования РФ: письма Минобрнауки РФ о примерном содержании предмета «Православная культура» (2002), о примерном соглашении епархии с ОУО региона о преподавании православной культуры (2007), методические письма по ОРКСЭ, ОДНКНР (2012, 2015, 2018 гг.) и др., примерные образовательные программы по православной культуре (2019 г.).

В книге раскрывается научный взгляд на феномен православной культуры с использованием положений науковедения, логики, православного богословия и фактических данных сферы культуры.  При этом содержание книги отличается от содержания указанного учебного общеобразовательного курса как содержание школьного предмета Родная речь от содержания вузовского учебника по филологии.

Также необходимо учитывать, что именно наука (в том числе православное богословие) определяет содержание учебного предмета, а не нормативно-правовые акты, призванные регулировать общественные отношения в данной сфере. При том что и образование, и его правовое регулирование должны всегда основываться на научных данных, а не на волевом изъявлении каких-либо субъектов, как то было, например, во времена политической борьбы с научно обоснованными генетикой и кибернетикой.

3. Текст издания содержит множество недостоверных фактически положений, противоречащих общепринятым научным положениям, официальным документам и материалам РПЦ, учению Церкви, законодательству РФ, отражающих субъективные мнения автора. В частности, только в Предисловии (с. 4–5). «Православная культура является… отдельной наукой» – православная культура не является наукой.

Исходя из того, что в ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ существует Экспертный совет по философии, социологии и культурологии[i], то существует и отдельная наука культурология, наряду с философией и социологией. И так же, как, например, о науках в рамках правоведения уголовном или административном праве, можно говорить и о науке православной культуры в рамках культурологии. Причем если мы действительно верующие и способны защищать свою веру в науке, представляя культурологию во свете православного вероучения, строя её как науку на основании методологии вероучения и жизни Православной Церкви, то названия культуроведение и православная культура (православное культуроведение ) будут равнозначны. Хотя в рамках не православной культурологии православная культура относится к разделу «типология культур».

Утверждается о приоритете канонов Православной Церкви «по отношению к общим нормам международного права» – это неверно, эти понятия непосредственно не соотносятся.

«Петр же и апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5:29). Основываясь на этом апостольском повелении, для спасенного во Христе человека и общества таковых людей всегда будет приоритет канонов Православной Церкви над любыми нормами и законами, поддерживаемыми обществом. Чему учит и святитель Филарет в Катехизисе: «572. Как должно поступить, если бы случилось, что родители или начальники потребовали бы чего-либо противоречащего вере или закону Божию? Тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). И должно претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало»[ii].

Говорится о Православной Церкви «времени Ветхого и Нового Заветов» – во время Ветхого Завета не было Православной Церкви.

Вот как об этом говорит Митрополит Московский и Коломенский Макарий Булгаков (1816-1882) в Православно-догматическом богословии. «...В отношении ко времени, членами Церкви Христовой признаются все веровавшие и верующие во Иисуса Христа, как те, которые жили до пришествия Спасителя, так и те, которые жили и живут по Его пришествии. Начало Хр. Церкви полагается еще в раю, когда правосудный и премилосердый Судия изрек нашим несчастным праотцем сладостное обетование, что Семя жены сотрет главу змия, и когда, вслед за тем, началась вера в этого будущего Избавителя. Продолжение Церкви – распростирается чрез весь ряд веков до скончания мiра. И она, обыкновенно, разделяется на Церковь ветхозаветную (Деян. 7, 38), состоящую из церкви патриархальной и подзаконной, и Церковь новозаветную»[iii].

Потому исповедуем Церковь Христову Единую во времени и пространстве — Православную.

Утверждается об основополагающем влиянии Православия на «развитие современных международных отношений, создание и работу структур ООН и ЮНЕСКО» – нет оснований для такого утверждения, а структуры ЮНЕСКО – часть структур ООН.

Автору, к счастью, известно и в книге (с. 123) указано, что, «Учитывая особое место, которое занимает в обществе культура, в ООН 16 ноября 1945 г. было учреждено специализированное подразделение по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization)».

Наш Бог — Промыслитель и во Христе — Глава Церкви, во Святом Православии единственно имеющей спасительную полноту благодати Божьей. Церковь же является совершеннейшим проводником этой благодати, изменяющей души во спасение, а мир хранящей и наполняющей благами. В это мы веруем, это исповедуем и это видим везде, в том числе, в международных отношениях. А так как в С. 67.1.2 Конституции России указывается, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога[iv], то с полным правом упоминаем Бога и результаты Его Промысла в любых научных работах.

Далее утверждение о приоритете «норм права Российской Федерации по отношению к базисным нормам международного права», «покоящихся на канонических нормах Православной Церкви» – оба утверждения не соответствуют действительности. Нормы права РФ не «покоятся» на канонических нормах РПЦ и не приоритетны по отношению к нормам международного права, участником которого является РФ.

Законом РФ «О свободе совести...» признается «особая роль православия (деятельности Православной Церкви и её результатов, прим. автора) в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»[v]. А так как частью культуры является порядок в функционировании органов государственной власти России, состояние всей её правовой системы, то можно с уверенностью утверждать и об особой роли канонических норм Православной Церкви в формировании и использовании норм права правовой системы России.

Что обязывает и укрепляет Россию хранить приоритет своих от Бога во Святом Православии обретаемых норм права по отношению к иным, в том числе, относящимся к международному праву. Что она и исполняет благодатью Божьей на основании святых канонов и Конституции России: С. 3.1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. С. 4.1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.С. 4.2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.[vi]

В пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П говорится: «...Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.[vii]

Вывод

Содержание издания не относится к учебно-методическому обеспечению преподавания православной культуры (ОПК) в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях. Принятие данного издания на экспертизу в Экспертном совете для предоставления грифа СОРОиК РПЦ нецелесообразно.

ВЫПИСКА ВЕРНА.

Ответственный секретарь Экспертного совета СОРОиК РПЦ Матвеев В. М.

«СОРОиК РПЦ  учрежден 1 февраля 1991 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Миссия Отдела – координация деятельности Церкви в сфере религиозного образования и просвещения, катехизации. Деятельность осуществляется по следующим основным направлениям: …образование в высших православных учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов»[viii]. То есть в соответствии с возложенными Патриархом и  Священным Синодом Русской Православной Церкви на СОРОиК полномочиям и ответственностью к сфере его ведения относится предмет православной культуры не только в общем образовании, но и в высших учебных заведениях, где должна быть организована подготовка преподавателей и осуществляться научно-методическая поддержка предмета православной культуры и православного компонента общего и высшего образования.

Для чего отделом в 1992 г. был учрежден Российский православный институт во имя ап. Иоанна Богослова. Необходимую обширную работу которого не может заменить имеющийся ныне в СОРОиК научно-методический кабинет. Что к тому же предписывается С. 19.5. ФЗ Об образовании в РФ: «Научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, осуществляется организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами...»[ix].

Именно к этой части подготовки научно-методического обеспечения и преподавателей, что крайне необходимо для организации образовательного процесса по предмету православной культуры и православному компоненту в высших и общеобразовательных организациях, относится представленная мною в одел для получения отзыва или рецензии книга «Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultm.pdf, (дата публикации: 2021.03.28)».

Спасибо за внимание к моему скромному труду и отзыв на него. В соответствии с ним монография дорабатывается в указанном мною направлении и готовится к новому изданию. В надежде вышней благодатью принести пользу православному образованию, Церкви и Отечеству, во спасение верным Христу и Церкви Православной, для этого в свое время еще и получить на книгу необходимый гриф СОРОиК.

Божией помощи в трудах.
С уважением, Калашников Юрий Викторович.

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2021.08.11

Калашников Ю.В. Ответ на заключение относительно издания "Калашников Ю.В. «Православная культура: предмет, функции, динамика, методология» (публикация 2021.03.28)" [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/cultrez.htm (дата публикации: 20201.08.11).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2021 

 



[i] ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. / Официальный сайт ВАК. URL: http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/237. (Дата посещения: 2021.08.11).

[ii]  Филарет (Дроздов) Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви: редакция к соврем. норме рус. языка: Калашников Ю.В. [Филарет (Дроздов), [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала Праведность и мир». ISSN 2078-8932. -139 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf, (дата обновления: 2020.05.15).

[iii] Макарий (Булгаков Михаил Петрович; митр. Московский и Коломенский; 1816-1882). Православно-догматическое богословие архимандрита Макария. T. 3. - Санкт-Петербург: Тип. Фишера, 1851. – С. 245. / РГБ. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004430703?page=245. (Дата посещения: 2021.08.11).

[iv] Конституция России. / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/41639. (Дата посещения: 2021.08.).

[v] ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2020.04.05). (Дата посещения: 2021.08.11).

[vi] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/41. (Дата посещения: 2021.08.11).

[vii] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 № 21-П / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201507170018. (Дата посещения: 2021.08.11).

[viii] Общие сведения о Синодальном ОРОиК. / Официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/informaciya-ob-otdele/obshhaya-informaciya/. (Дата посещения: 2021.08.11).

[ix] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/291. (Дата посещения: 2021.08.11).