ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Освящение / Дневник / Таблица / Послание Евреям (комментарии, уроки)

 

Послание Евреям (комментарии, уроки)

Содержание

Вход в покой Дома Божия. Евреям, 308 зач., 3:5–11, 17-19
Верен Обещавший. Евреям, 324 зач., 10:19-31
Праведный верою жив будет. Евреям, 325 зач., 10:32-38
Вера — уверенность в невидимом, но существующем. Евреям, 326 зач., 10:35-11:7
Всех святых. Евреям, 330 зач., 11:33-12:2



Вход в покой Дома Божия

Седмица 29-я по Пятидесятнице. Понедельник. Евреям, 308 зач., 3:5–11, 17-19

Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
Итак, видим, что они не могли войти за неверие. (Евр.3:18,19)

Устроивший всё нас окружающее есть Бог Творец, Он же и Вседержитель и Промыслитель мира, доныне всё хранящий в Его порядке. Как о том говорит пророк Исаия: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис.66:1). Откуда понятно, что там, где обитает человек, нет достаточного покоя. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2), - говорит Господь, указывая на место, где должен быть угодный Богу покой – на душу человека. И покой этот обусловлен покрностью человека его духом Духу Святому, суть самому Богу, Который есть Дух. А также и Слову Божьему, которое есть – Бог, наставляющий Своим словом, во Святой Торице, Отца и Сына и Святого Духа, открывающийся нам триединым Богом, многими путями, через пророков, Христа Спасителя, апостолов (Евр. 1:1).

Всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. (Евр.3:4-6)

Через Моисея Бог даровал человеку Закон, открыл благость Бога и Его закона (Исх.15:23-27), научил страху Божию (Втор.6:24). Потому он и поставлен Богом распорядителем в Его Господнем Доме, Церкви Православной. В день Преображения Господня на горе Фавор Христос Спаситель открыл своим ученикам, сначала Петру, Иоанну и Иакову, а через них и всем нам красоту и славу небожителей в беседе с Моисеем и Илией (Мф.17:3). При этом показал Свою славу Сына Божия и Бога в Его устраиваемом Им Доме. В этом Доме Церкви Христа Сына Божия призваны быть все люди, потому что Спаситель «есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Иоан.2:2). Но не все выполнят условие вхождения в этот вечный Дом, которым является наличие у человека крепкого страха Божия и дерзновенного упования на подаваемую во Христе Спасителе человеку милость любящего его Бога.

Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. (Евр.3:7-9)

Из Египта до Обетованной Земли, куду Господь вызвал Его народ, по обычному маршруту срок дней пути. Однако выводимый Богом из Египетского рабства народ в начале этого пути, затосковал по потерянным благам грешного и погибельного уходящего прошлого. В недоверии Богу начал роптать на Него, отвергая Им даруемые блага свободы от греха и смерти, в обретении праведной и блаженной, вечной жизни. Тогда Бог поклялся что ни один человек из того поколения не войдет в приготовленную Богом землю, но только их дети (Втор.1:34-40). Исключением были верные, истинно понимавшие и доверявшие Богу Иисус Навин и Халев. Даже ослушавшемуся в отчаянии Моисею Господь позволил только издалека увидеть эту землю (Втор.34:4). Все остальные умерли в пустыне, не достигнув приготовленных Богом благ, потому что ожесточили свои сердца и не доверяли своему Спасителю.

Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. (Евр.3:10,11)

Для Бога важно не просто исполнение Его воли и закона, причем, в принуждении, из-под палки. А важно сердечное при этом отношении к Нему лично, как Богу, и ко всему Им предписываемому, как к тому, что несет от Бога человеку благо, им истинно понимается и ему действительно нравится. Такое состояние человека относится к его духовно-нравственной сфере, реализуется в образовании и воспитании человека, а достигает совершенства только в причастии Христу Спасителю и Богу и Его Церкви Православной. То есть путем входа и верного пребывания в Доме Божьем.

На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? (Евр.3:17,18)

Причастие Христу Спасителю и Богу, как вход и пребывание в Доме Божьем, требует от человека покорности Христу и Богу, а также поставленным Им лицам в семье, обществе и Церкви. При этом в благой и внутренне востребованной покорности порядку Божию в отношениях с Богом и человеком, со всем творением Божьим. Порядку, который заключается в рамки закона Божия, ведет человека в покой мира Божия, а в совершенстве понимается и реализуется в исполнении воли Божией, в блаженстве такого угождения Богу в служении Ему и ближнему, своему народу по Его воле. В соответствующей готовности так же и душу свою положить за веру и Отечество. Однако угождать так Богу можно только, имея веру Божью, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).

Итак, видим, что они не могли войти за неверие. (Евр.3:19)

При Исходе из Египетского рабства народ не мог в достаточной мере угождать Богу, и потому не вошел в Его покой, соответственно, не мог он войти в Землю Обетованную, которую нужно было взять силой народа Божия. Народ же пребывал в неверии, соответственно – в своеволии и истощающей неразумной суете, и ничего не мог обрести, как только один результат – ничтожность. Потому Богу пришлось водить народ по пустыне вместо сорока дней сорок лет, наставляя его в страхе Божием и соответствующей мудрости, научая доверяться и угождать Ему, как Богу, укрепляться силой Его благодати. О ничтожных в противлении Богу людях, в той ситуации тосковавших о потерянном египетском мясе и чесноке, Моисей в его плачевной песни говорит: «Они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла… Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!» (Втор.32:28-30).

Так человека, в неразумии непокорного Богу, можно уподобить, например, автомобилисту с не прошедшими балансировку колесами его автомобиля, которые разрушают этот автомобиль, разрушаются сами и вскоре отрываются от него, с разными зависящими от конструкции причинами неизбежной аварии. Или, еще проще уподобить непокорного Богу, Его порядку, техническим и иным нормам, велосипедисту, со сплющенными и изогнутыми в восьмерку колесами его велосипеда. Езду такого прыгающего и виляющего по дороге человека представить нетрудно. Как и понять, что в таком состоянии невозможно войти в покой движения по избранному маршруту. А в беспорядочной в противлении Богу жизни, в разрушающих при этом все доброе буйствах и беснованиях невозможно войти в покой вечной жизни Дома Божия, земной и небесной Церкви Православной. Что доступно только человеку, который обрел веру Божию, начал в доверии Богу укрепляться в здравой духовности и нравственности, в покаянной и смиренной во Христе Спасителе жизни, в мудрости и силе истинно человека Божия.

_____________________________________

Задание урока

С молитвой, внимательно и благоговейно с размышлением перечитываем, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записываем суть, цель и условия вхождения человека, его души в покой Дома Божия, Церкви Православной.

Отвечаем на вопросы по тексту Писания. В молитвах Христу и Богу, Пречистой Богородице и всем святым, в трудах и всей жизни человека Божия вышней благодатью обитающего в нас Духа Божия учимся смирению Богу. Что необходимо для понимания и достижения поставленных нам Господом целей, в обретении благ и духовной зрелости добрых труженников Христовых.
Дописываем таблицу качеств человека Божия, истинно отца, мужчины, родителя и учителя, способного противостать наступающему греху и злу, а также таблицу грехов и их последствий. Чтобы иметь достаточно спасительной в жизнь мудрости и любви Божией и оставить своим детям настоящее духовное наследство – быть добрыми руководителями Христовыми. Научая их тому, во-первых, примером собственной жизни, а также и верными устами, наполняемыми во Христе Спасителе несокрушимой в веках Его вышней мудростью и любовью.

Учим наизусть или краткое изложение текста и его места:
«Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр.3:18,19).

Практикум

Повторяем десять заповедей Господних, Десятисловие (Исх.20:1-17), учим наизусть текст Декалога. Просматриваем его текст заповедей после утреннего молитвенного правила, чтобы помнить весь день. Сличаем по таблице после вечернего молитвенного правила свои поступки с должным богоугодным поведением. И благодарим Христа Спасителя и Бога за действие Его благодати в нас, которая дарует понять и исполнить благой нам закон Божий в исполнении Его воли, за возможность видеть свои грехи и каяться за свою ничтожность и злодейство в обнаруживаемых грехах. Просим у Господа благодати, совершенствующей нас в познании и исполнении воли Бога, Его правды и закона, суда и милости.
Для уяснения сути, целей и благости закона Божия, что необходимо для непринуждённого внутреннего смирения Христу и Богу, тщательно штудируем Катехизис святителя Филарета митрополита Московского, Часть III. «О любви», суть о законе и милосердии Христа Спасителя и Бога.
Таблицу Декалога печатаем и прикрепляем на видном месте для периодического обращения, например, на стене, рабочем столе или сохраняем на компьютере, как обои или ссылки, рядом с такой же таблицей и для такого же употребления качеств руководителя своего удела.

Так поступаем во все дни жизни своей, терпеливо и неуклонно осваивая науку и искусство, и власть быть умиротворенными детьми Божьими, вышней благодатью спасаемыми в жизнь вечную истинно крепкими тружениками и святым воинством Христовым.

Публикация: 2022.01.04.
Редакция: 2023.06.22.

Верен Обещавший

Великая Пятница, на 9 часе. Евреям, 324 зач., 10:19–31

Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь.
И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!
(Евр.10:30,31)

10:19 (текст для размышления)

(Урок в разработке)

Праведный верою жив будет

Суббота 3-я Великого поста. Евреям, 325 зач., 10:32–38

Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.
(Евр.10:38,39)

10:32 (текст для размышления)

(Урок в разработке)

Вера — уверенность в невидимом, но существующем

Четверг 30-й седмицы по Пятидесятнице. Евреям, 326 зач., 10:35–11:7

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
В ней свидетельствованы древние.
(Евр.11:1,2).

10:35 (текст для размышления)

(Урок в разработке)

Практикум

Никео-Цареградский Символ веры учим наизусть. Составляем таблицу веры по 1-у члену, просматриваем после утреннего молитвенного правила, чтобы весь день мыслить и поступать в соответствии с вероучением Православной Церкви. Проверяем по таблице после вечернего молитвенного правила свои помыслы, слова и поступки на соответствие вере в Бога, Его качества, Его Промысл и творение, включая человека, его цель, содержание и путь жизни. Благодарим Христа Спасителя и Бога за действие Его благодати в нас, которая дарует в блаженстве иметь веру Божью, мыслить и поступать в соответствии с ней. Каясь за свои попытки жить и трудиться без веры Божьей, в пренебрежении Богом и Его Промыслом, с соответствующим обретением в суетной жизни беспорядка, разрухи, ничтожности и посрамления. Просим у Господа действием Его благодати освятить нас, усовершенствовав в вере Божьей, как основе процветания и крепости человека, его семьи и общества.

Для понимания веры Божьей и укрепления в ней, тщательно осваиваем уроки Катехизиса святителя Филарета, из Части 1-й «О вере» разделы: Символ веры вообще… и Первый член Символа веры. Что благодатью Божьей дарует человеку во свете вероучения и жизни Православной Церкви понимание окружающего мира, своего в нём от Бога удела и назначения.

Таблицу веры для периодического, по возможности регулярного просмотра и лёгкого размышления, печатаем и прикрепляем на видном месте, например, на стене, рабочем столе или в компьютере, как обои или ссылки... рядом с такими же таблицами иных, представленных в данной серии уроков практикумов.

Так во все дни жизни своей, терпеливо и неуклонно осваиваем веру Божью спасительную в жизнь блаженную и вечную, к её благам века сего и будущего, во славу Божью.

Публикация: 2023.06.22.

Всех святых

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Евреям, 330 зач., 11:33–12:2
Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса,
Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление,
и воссел одесную престола Божия (Евр.12:1,2).

Конда́къ ст҃ы́хъ: Дне́сь ли́къ ст҃ы́хъ, въ землѝ на́шей бг҃ꙋ ѹ҆годи́вшихъ, предстои́тъ въ цр҃кви и҆ неви́димѡ за ны̀ мо́литсѧ бг҃ꙋ. а҆́гг҃ли съ ни́мъ славосло́вѧтъ, и҆ всѝ ст҃ӏ́и цр҃кве хрⷭ҇то́вы є҆мꙋ̀ спра́зднꙋютъ, ѡ҆ на́съ бо мо́лѧтъ всѝ кꙋ́пно превѣ́чнаго бг҃а.

Кондак святых. Днесь лик святых, в земле нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за нас молится Богу. Ангелы с ним славословят, и все святые Церкви Христовой ему спразднуют, о нас ибо молят все купно Превечного Бога.

11:1-34 (предыдущее зачало, кратко)

Апостол Павел, открывая содержание веры, как дарующее блага богоугождение, основанное на видимом обретении реальных благ и уверенности в невидимом, но ожидаемом человеком, сотворяемом и даруемом Словом Божьим, говорит, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Затем перечисляет верующих, особо отличившихся в смиренном Богу поведении, поясняет их основанное на видимой духовной реальности мышление и соответствующие устремления в будущее, из отечества земного в отечество небесное (11:13-16). При этом Господь являет Его великую силу и славу творимыми Им чудесами в жизни Его богоугодников (11:17-31).

11:32-35 (текст для размышления)

По причине нехватки времени, в этих строках апостол только перечисляет ряд особо угодивших Богу святых и ряд сотворённых Богом в их жизни чудес, суть которых заключается в явлении результатов Божьего Промысла, то есть Божьего труда в жизни смиренного Ему народа и в существовании всего Его творения. Особенностью всех чудес является их сверхъестественное, из духовного мира происхождение и из этого же мира регулирование, на основании его духовных законов и руководства Богом Творцом и Промыслителем мира, Спасителем человека. При этом в полном соблюдении законов видимого и невидимого мира, действием Бога и послушного Ему сонма ангелов и людей чудеса приносят человеку блага и жизнь вечную, а Богу славу (Деян.19:10-20). При вмешательстве в духовный мир законопреступников, сатаны (богопротивника) и им водимых противящихся Христу Спасителю и Богу духов и людей, сотворяемые падшим миром чудеса, как особые проявления духовного мира, приносят человеку зло, страдания и смерть (Мф.24:24). Иногда таковые именуются ложными, от имени их творящего сатаны — лжеца и обольстителя (Ин.8:44), хотя и являются такие чудеса, как правило, вполне реальными.

Такое разного рода зло допускается Богом и в жизнь народа, во Христе Спасителе и Его Церкви идущего по пути совершенствования и приближения к Богу, то есть спасения от зла и смерти в жизнь вечную. Относительно чего апостол предупреждает: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Так происходит, потому что святые века нынешнего спасены от власти греха под власть Бога, но ныне ещё находятся в присутствии и под влиянием греха и зла извне. От разрушительного его действия Бог спасает каждого человека в течение века нынешнего, а особенно Его святых, являя чудеса, как знак к ним Божьего благоволения, например, в истории с апостолом Петром (Деян.12:3-17). При этом каждого верного Господь спасает в уготованное время во Христе окончательно и бесповоротно из века нынешнего в век будущий жизни вечной (1Фесс.4:17). Поэтому в истории Церкви иные «жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (Евр.11:35).

11:35-40

После перечисления разного рода гонений, в том числе и со смертельным исходом, апостол отмечает, что их перенесшие святые были верными своему Христу Спасителю и Богу людьми, которых и весь мир не был достоин. Говорит, что они были так же и истинно верующими, но не получившими достаточно благ от Бога в веке нынешнем по причине того, что Бог приготовил им ещё лучшие блага в веке будущем жизни вечной. При этом Господь устами апостола предупреждает, что «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). Вторя сказанному через научающего святой надежде пророка Исаию о том, что «утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис.40:30,31). И так действием благодати Бога, обитающего во всех верующих, познающих и исполняющих во Христе Его волю Божью, таковые движутся в веке нынешнем и вводятся в век будущий.

12:1

Всех святых, уже получивших приготовленные Богом блага в веке нынешнем и будущем, а также и ещё надеющихся получить их в веке будущем жизни вечной, апостол называет облаком свидетелей великой силы, мудрости и благости Бога, чудесно явившегося Его благодатью в их жизнях. Уверяя в верности открываемой ими истины апостол призывает свергнуть с себя всякое бремя и грех, препятствующий терпеливому прохождению дарованного нам во Христе Спасителе поприща, пути спасения из века нынешнего в век будущий, от лишений к достатку, от страданий к блаженству, от тления в нетление, от смерти в жизнь вечную.

Бременем называется ноша определённой массы, которую необходимо перенести с одного места в другое в прямом или в переносном смысле. В обременении от государственной власти, во времена написания текста этого послания, необходимо было выполнить конкретный труд или заплатить налог в денежном эквиваленте. Это мог быть также и штраф за проступки. В таком смысле пророк Исаия бременем, словом для исполнения, называет пророчества о наложении Богом на определённый народ наказания за грех (Ис.13:1; 14:28; 15:1; 17:1). При этом пророк Иеремия поясняет что настоящим тяжким бременем человеку и народу является не Слово Божье, а греховное нарушение человеком заключающихся в нем заповедей Господних и наказание за это от Бога. Так же ложное вероучение, извращающее понимание человеком Бога, Его Творения и Промысла, Его ценностей и путей их обретения; несоответствующие воле Божьей предсказания лжепророков, неизменно ведущие к бедам и смерти (Иер.23:32-40).

Нечего добавить и трудно что-либо исключить из слов пророка Исаии, описывающего картину гнева Божия на законопреступников и всех нечестивых: «За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта...» (Ис.5:24,25). Доныне таков праведный гнев Господень, таково же по результатам иго, власть и результаты буйств сатаны (богопротивника), Его падших духов и народов на путях грехов и своеволий человеческих. Однако наказания от Бога Отца ведут к праведности и жизни (Евр.12:5-11), а от сатаны — к смерти.

Спасаясь от зла и результатов его действия: посрамления, боли и смерти, человек может пойти двумя путями: ложным, то есть не ведущим в реальности ко спасению, с его ложными чудесами, и истинным, являющим силу Божью, открывающим Его благость в истинных чудесах, проводящим человека сквозь беды, то есть делающим победителем. Об одних пророк говорит: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» (Пс.2:4). Это о нечестивых, преступных сообществах, которые противятся Христу Спасителю и Богу, Его правде и закону, суду и милости. Которые собирают в свои ряды преступников, не для исправления, а для использования в достижении их преступных, греховных пред Богом целей с последующим неотвратимым наказанием — смертью, а после Судного Дня — смертью вечной, необратимой. От такого бремени и греха призывает апостол спасаться, свергая его с себя, во-первых, покоряясь Богу, а затем и всему Им предписываемому, спасительному для человека, так входя в спасительное лоно Православной Церкви, в объятия Отца Небесного.

«Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30), - указывает Господь на особенности Его власти и накладываемых Им обязанностей, призывая всех трудящихся и обременённых соответственно многими их обязанностями, в том числе суетными и погибельными, прийти к Нему и, научаясь кротости и смирению пред Богом, стать под Его власть, приобщиться к Его вышнему порядку, принять на себя от Него обязанности, так обрести Его мир и покой. «Блаженны» (Мф.5:3), - говорит Господь тем, которые приступили к Нему, как Учителю и Наставнику, чтобы познать путь спасения от зла и смерти к счастливой и вечной жизни, чтобы понять, принять и явить в своей жизни любовь Божью. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин.14:15-17), - обещает Спаситель всем любящим Его в исполнении Его воли, правды и закона, суда и милости Божьей, отвращающихся грехов к праведности и жизни. Так дарует блаженное единство с Собой и все иные Им приготовленные каждому блага века нынешнего и будущего жизни вечной. О чем муж Божий пророк и царь Давид говорит: «Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс.143:15).

12:2

Праведный Ной спасся от истребления гневом Божьим, потому что «был человек праведный и непорочный в роде своем... ходил пред Богом» (Быт.6:9). Таким же Господь заповедал быть и всему народу Божьему в лице Аврама, говоря: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1). С обетованием размножить потомство его, как угодника Божия, отца всех верующих, способного познавать и исполнять волю Господню, так обретая полноту приготовляемых ему Богом благ. «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:29), - учит нас Господь устами апостола. При этом открывая образ Божий во Христе распятом и воскресшем, вознёсшемся и восседающем ныне на Небесах одесную Отца. Указывающем так на суть даруемого Богом крестного блаженного пути — служение Богу Отцу и Его народу Божьему, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12:2).

Если человек склонен доверять более, например, телесериалам низкого качества, так называемым «мыльным операм», вызывающим возбуждение интереса острым сюжетом отнюдь не для духовно-нравственного воспитания, а для массового показа плачиваемой рекламы. Притом, привлекающих внимание зрителей «чудесами» успехов, обретаемых на путях фантазий, удалённых от реальности и духовно-нравственных принципов построения отношений в обществе. То за этим неизменно следуют две проблемы: нечестивое, суетливое и неразумное поведение и соответствующее разочарование с плачевными последствиями разной глубины депрессий, доходящих до самоистребления. Духовным руководителем всех участников такого «искусства» является сатана (богопротивник), сначала обманом увлекающий неутверждённых в вере на пути ложных ценностей, а затем, как истинный клеветник выступающий еще и обвинителем их пред Богом. Таковым Христос говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).

Решением этой проблемы является исполнение призыва Господня взирать на начальника и совершителя веры Христа Спасителя. Совершеннейшего и достойнейшего почтения в полноте человека и в полноте Сына Божия и Бога, но на пути ко благам не получившего в веке нынешнем от спасаемого Им падшего мира достойного ни морального, ни материального воздаяния за Свои святые труды, но — Крест позора. И учеников Своих научающего такой же несокрушимой и чудотворной вере святых богоугодников: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10). При этом Крест позора, для таковых верных Христу становится Крестом Животворящим, наполняющим чудной благодатью Святого Духа, Который возрождает человека к вечной жизни, растит к зрелости и наполняет блаженством. Дарует способность всегда наслаждающихся в высшей степени счастьем единства со Христом и Богом, в Его жизни и труде заботы о ближнем во славу Божью. Дарует из уст Христа слышать повеление любви и видеть результат: «...Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин.13:17).

Речь при этом идёт уже не только о том что не нужно преступно стяжать и желать того, что принадлежит ближнему, что удаляет человека от образа и подобия Божия, жизни и её благ. А о том, что не должно пытаться и за свои богоугодные святые дела быть в почете от ещё только совершенствующегося во святых окружающего, в той или иной степени несовершенного падшего мира. С учётом и своей собственной погибельной греховности, ещё неизменно присутствующей на пути освящения, от которой спасаемся только в покаянии и нисходящей со Креста Животворящего благодатью Божьей. Потому для блаженства в своей жизни не ищем орденов и не ожидаем особых наград, а только познания и исполнения воли Божьей, и при этом наслаждаемся чудными на этом пути плодами единства жизни и труда со Христом Спасителем Сыном Божиим и Богом. От этих плодов для Бога отделяя славу, а остальное оставляя для себя и нуждающихся ближних. Разумно извлекая прибыль от праведных трудов, по слову Господню: «Трудящийся достоин награды за труды свои» (Лук.10:7). Но работая, если нужно и бесплатно или доплачивая из собственного имения, притом в способности и души свои полагать за веру и Отечество. Всем святым на этом пути Господь дарует достаточно Им приготовленных благ века нынешнего и будущего, о таковых пророк говорит: «Блаженны все, уповающие на Него» (Пс.2:12).

Тропа́рь ст҃ы́хъ: Ꙗ҆́коже пло́дъ кра́сный твоегѡ̀ сп҃си́тельнагѡ сѣ́ѧнӏ̈ѧ, землѧ̀ рѡссӏ́йскаѧ прино́ситъ тѝ, гдⷭ҇и, всѧ̑ ст҃ы̑ѧ въ то́й просӏ̈ѧ́вшыѧ. тѣ́хъ мл҃твами въ ми́рѣ глꙋбо́цѣ цр҃ковь и҆ странꙋ̀ на́шꙋ бцⷣею соблюдѝ, многомлⷭ҇тиве.

Кондак святых. Как плод прекрасный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Тебе, Господи, всех святых, в ней просиявших. Их молитвами в мире глубоком Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Это тропарь недели 2-й по Пятидесятнице, в которой празднуем память всех святых, в земле Российской просиявших, верных Христу Спасителю и Богу созидателей и хранителей её православной культуры. В предыдущую неделю чествовали всех святых, просиявших пред лицом Божьим. Такой порядок определяется Святым Писанием, где Господь предупреждает: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Устами пророка наставляет истинному посту и служению ближнему: «От единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:7). В Доме Божьем говорит: «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10). В последовательности от своей души и жизни, своей семьи, в ней от супружества и близких отношений между родителями и детьми, братьями и сёстрами, так продвигаясь к добрососедству и трудовому товариществу, своему Отечеству и Поместной Церкви, за их пределы в межцерковных и международных отношениях. В установленном Богом порядке и послушании, с учётом приоритетов и всегда по воле Божьей, каждый служа ближнему тем даром, который имеет от Бога, во спасение своей души и многих, во славу Божью.

Итак, на пути веры и освящения Христос Спаситель и Бог дарует человеку блага века нынешнего и будущего. В жизни одних истинно верующих являет чудеса действия благодати Божьей в сверхъестественных достижениях души и плоти, силы жизни века нынешнего. А в жизнях иных при уничижении души и плоти — в достижениях духа, Духом Святым дарующего стойко претерпевать лишения служения Христу и Богу, Церкви и миру, семье и обществу. При этом в способности даже полагать и жизни свои в познании и исполнении воли Христа Спасителя и Бога. На этом пути свергая с себя бремя греха, чтобы в свободе от неразумной суеты и беспорядка, в созерцании Христа Спасителя, под Его руководством, действием силы Его благодати блаженно пройти каждому верующему свой путь спасения в числе всех святых Церкви Православной и своей земли, в своё время вселиться в вечные Небеса Царства Божия.



_____________________________________

Задание урока

Внимательно, благоговейно, с молитвой и размышлением перечитываем текст зачала сего дня, а также иные указанные тексты Святого Писания, как истинно Богом даруемые, в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записываем суть и цель жизни святых, особенность обретения ими благ века сего и будущего. Поясняем прохождение данного человеку Богом поприща в свободе от греха и его бремени в созерцании Креста Христова, в блаженстве исполнения заповедей Господних и жизни в причастии Христу и Его Православной Церкви, Телу и Дому Божию. Описываем два пути явления чудес в жизни святых.

Отвечаем на вопросы уроков Всех святых и Всех святых земли Русской по тексту зачала Святого Писания (Евреям, 330 зач., 11:33–12:2). В молитвах Христу и Богу, Пречистой Богородице и всем святым, в трудах и всей жизни человека Божия вышней благодатью обитающего в нас Духа Божия учимся смирению Богу. Что необходимо для понимания и достижения поставленных нам Господом целей, в обретении благ и духовной зрелости добрых труженников Христовых.
Дописываем таблицу качеств человека Божия, истинно отца, мужчины, родителя и учителя, способного противостать наступающему греху и злу, а также таблицу грехов и их последствий. Чтобы иметь достаточно спасительной в жизнь мудрости и любви Божией и оставить своим детям настоящее духовное наследство — быть добрыми руководителями Христовыми, во-первых, себя и своей жизни. Научая их тому примером собственной жизни, а также и верными устами, наполняемыми во Христе Спасителе неизменной в веках Его вышней мудростью и любовью.

Учим наизусть или краткое изложение текста и его места: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12:1,2).

Практикум

Учим наизусть девять блаженств Христовых (Мф.5:3-12). Составляем таблицу, просматриваем после утреннего молитвенного правила в постные дни, среду и пятницу, чтобы с верой и блаженно заботиться о себе и ближнем весь день. Проверяем по таблице после вечернего молитвенного правила свои поступки на соответствие должному в единстве со Христом святому поведению. Благодарим Христа Спасителя и Бога за действие Его благодати в нас, которая дарует в блаженстве понять и исполнить Его волю. Каясь за свои попытки жить и трудиться без упования на Христа Спасителя и Бога, в пренебрежении Его благодатью, а так же и за последующее душевное и физическое истощение с его неизбежным греховным, погибельным унынием. Просим у Господа действием Его благодати освятить нас, усовершенствовав в терпеливом познании и исполнении Его воли, правды и закона, суда и милости.

Для уяснения сути, целей и ценности единения человека во Христе Спасителе с Богом, тщательно штудируем Катехизис святителя Филарета митрополита Московского, раздел «Учение о блаженстве», суть о благодати Божьей, дарующей радость каждому человеку, который благоговейно и смиренно приближается ко Христу Спасителю и Богу в верном познании и исполнении Его воли.

Таблицу блаженств печатаем и прикрепляем на видном месте для периодического без особого напряжения просмотра, например, на стене, рабочем столе или в компьютере, как обои или ссылки, рядом с такими же таблицами иных, представленных в данной серии уроков практикумов.

Так поступаем во все дни жизни своей, терпеливо и неуклонно осваивая науку и искусство, власть и ответственность быть со всеми святыми детьми Божьими, вышней благодатью спасаемыми в жизнь блаженную и вечную, истинно крепкими тружениками и верным воинством Христовым, во славу Божью.

Публикация: 2023.06.22.

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.01.04.
Редакция: 2022.01.25. 2023.06.22. 2024.06.22.

Калашников Ю.В. Послание Евреям (комментарии, уроки). [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/nt/76hebrews.htm, (дата обновления: 2024.06.22).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2022 - 2024