ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Освящение / Дневник / Таблица / Послание Евреям (комментарии, уроки)

 

Послание Евреям (комментарии, уроки)

Содержание

Вход в покой Дома Божия. Евреям, 308 зач., 3:5–11, 17-19.

Вход в покой Дома Божия

Седмица 29-я по Пятидесятнице. Понедельник. Евреям, 308 зач., 3:5–11, 17-19

Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
Итак, видим, что они не могли войти за неверие. (Евр.3:18,19)

Устроивший всё нас окружающее есть Бог Творец, Он же и Вседержитель и Промыслитель мира, доныне всё хранящий в Его порядке. Как о том говорит пророк Исаия: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис.66:1). Откуда понятно, что там, где обитает человек, нет достаточного покоя. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2), - говорит Господь, указывая на место, где должен быть угодный Богу покой – на душу человека. И покой этот обусловлен покрностью человека его духом Духу Святому, суть самому Богу, Который есть Дух. А также и Слову Божьему, которое есть – Бог, наставляющий Своим словом, во Святой Торице, Отца и Сына и Святого Духа, открывающийся нам триединым Богом, многими путями, через пророков, Христа Спасителя, апостолов (Евр. 1:1).

Всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. (Евр.3:4-6)

Через Моисея Бог даровал человеку Закон, открыл благость Бога и Его закона (Исх.15:23-27), научил страху Божию (Втор.6:24). Потому он и поставлен Богом распорядителем в Его Господнем Доме, Церкви Православной. В день Преображения Господня на горе Фавор Христос Спаситель открыл своим ученикам, сначала Петру, Иоанну и Иакову, а через них и всем нам красоту и славу небожителей в беседе с Моисеем и Илией (Мф.17:3). При этом показал Свою славу Сына Божия и Бога в Его устраиваемом Им Доме. В этом Доме Церкви Христа Сына Божия призваны быть все люди, потому что Спаситель «есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Иоан.2:2). Но не все выполнят условие вхождения в этот вечный Дом, которым является наличие у человека крепкого страха Божия и дерзновенного упования на подаваемую во Христе Спасителе человеку милость любящего его Бога.

Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. (Евр.3:7-9)

Из Египта до Обетованной Земли, куду Господь вызвал Его народ, по обычному маршруту срок дней пути. Однако выводимый Богом из Египетского рабства народ в начале этого пути, затосковал по потерянным благам грешного и погибельного уходящего прошлого. В недоверии Богу начал роптать на Него, отвергая Им даруемые блага свободы от греха и смерти, в обретении праведной и блаженной, вечной жизни. Тогда Бог поклялся что ни один человек из того поколения не войдет в приготовленную Богом землю, но только их дети (Втор.1:34-40). Исключением были верные, истинно понимавшие и доверявшие Богу Иисус Навин и Халев. Даже ослушавшемуся в отчаянии Моисею Господь позволил только издалека увидеть эту землю (Втор.34:4). Все остальные умерли в пустыне, не достигнув приготовленных Богом благ, потому что ожесточили свои сердца и не доверяли своему Спасителю.

Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. (Евр.3:10,11)

Для Бога важно не просто исполнение Его воли и закона, причем, в принуждении, из-под палки. А важно сердечное при этом отношении к Нему лично, как Богу, и ко всему Им предписываемому, как к тому, что несет от Бога человеку благо, им истинно понимается и ему действительно нравится. Такое состояние человека относится к его духовно-нравственной сфере, реализуется в образовании и воспитании человека, а достигает совершенства только в причастии Христу Спасителю и Богу и Его Церкви Православной. То есть путем входа и верного пребывания в Доме Божьем.

На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? (Евр.3:17,18)

Причастие Христу Спасителю и Богу, как вход и пребывание в Доме Божьем, требует от человека покорности Христу и Богу, а также поставленным Им лицам в семье, обществе и Церкви. При этом в благой и внутренне востребованной покорности порядку Божию в отношениях с Богом и человеком, со всем творением Божьим. Порядку, который заключается в рамки закона Божия, ведет человека в покой мира Божия, а в совершенстве понимается и реализуется в исполнении воли Божией, в блаженстве такого угождения Богу в служении Ему и ближнему, своему народу по Его воле. В соответствующей готовности так же и душу свою положить за веру и Отечество. Однако угождать так Богу можно только, имея веру Божью, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).

Итак, видим, что они не могли войти за неверие. (Евр.3:19)

При Исходе из Египетского рабства народ не мог в достаточной мере угождать Богу, и потому не вошел в Его покой, соответственно, не мог он войти в Землю Обетованную, которую нужно было взять силой народа Божия. Народ же пребывал в неверии, соответственно – в своеволии и истощающей неразумной суете, и ничего не мог обрести, как только один результат – ничтожность. Потому Богу пришлось водить народ по пустыне вместо сорока дней сорок лет, наставляя его в страхе Божием и соответствующей мудрости, научая доверяться и угождать Ему, как Богу, укрепляться силой Его благодати. О ничтожных в противлении Богу людях, в той ситуации тосковавших о потерянном египетском мясе и чесноке, Моисей в его плачевной песни говорит: «Они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла… Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!» (Втор.32:28-30).

Так человека, в неразумии непокорного Богу, можно уподобить, например, автомобилисту с не прошедшими балансировку колесами его автомобиля, которые разрушают этот автомобиль, разрушаются сами и вскоре отрываются от него, с разными зависящими от конструкции причинами неизбежной аварии. Или, еще проще уподобить непокорного Богу, Его порядку, техническим и иным нормам, велосипедисту, со сплющенными и изогнутыми в восьмерку колесами его велосипеда. Езду такого прыгающего и виляющего по дороге человека представить нетрудно. Как и понять, что в таком состоянии невозможно войти в покой движения по избранному маршруту. А в беспорядочной в противлении Богу жизни, в разрушающих при этом все доброе буйствах и беснованиях невозможно войти в покой вечной жизни Дома Божия, земной и небесной Церкви Православной. Что доступно только человеку, который обрел веру Божию, начал в доверии Богу укрепляться в здравой духовности и нравственности, в покаянной и смиренной во Христе Спасителе жизни, в мудрости и силе истинно человека Божия.

_____________________________________

Задание урока

С молитвой, внимательно и благоговейно с размышлением перечитываем, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записываем суть, цель и условия вхождения человека, его души в покой Дома Божия, Церкви Православной.

Практикум. Повторяем таблицу десяти заповедей Господних, Десятисловия (Исх.20:1-17). Учим наизусть. Просматриваем её после утреннего молитвенного правила, чтобы помнить весь день. Сличаем по таблице после вечернего молитвенного правила свои поступки с должным богоугодным поведением. Благодаря Христа Спасителя и Бога за действие Его благодати в нас, которая дарует понять и исполнить благой нам закон Божий в исполнении Его воли, за возможность видеть свои грехи и каяться. Каясь за свою ничтожность и злодейство, в обнаруживаемых грехах. И просим у Господа благодати, совершенствующей нас в познании и исполнении воли Бога, Его правды и закона, суда и милости.
Для уяснения сути, целей и благости закона Божия, что необходимо для непринужденного внутреннего смирения Христу и Богу, тщательно штудируем Катехизис святителя Филарета митрополита Московского, во-первых, раздел «О любви», суть о законе и милосердии Христа Спасителя и Бога.
Таблицу печатаем и прикрепляем на видном месте для периодического обращения, например, на стене, рабочем столе или сохраняем на компьютере, как обои или ссылки, рядом с такой же таблицей и для такого же употребления качеств руководителя своего удела.

Отвечаем на вопросы по тексту Писания. В молитвах Христу и Богу, Пречистой Богородице и всем святым, в трудах и всей жизни человека Божия вышней благодатью обитающего в нас Духа Божия учимся смирению Богу. Что необходимо для понимания и достижения поставленных нам Господом целей, в обретении благ и духовной зрелости добрых труженников Христовых.
Дописываем таблицу качеств человека Божия, истинно отца, мужчины, родителя и учителя, способного противостать наступающему греху и злу, а также таблицу грехов и их последствий. Чтобы иметь достаточно спасительной в жизнь мудрости и любви Божией и оставить своим детям настоящее духовное наследство – быть добрыми руководителями Христовыми. Научая их тому, во-первых, примером собственной жизни, а также и верными устами, наполняемыми во Христе Спасителе несокрушимой в веках Его вышней мудростью и любовью.

Учим наизусть или краткое изложение текста и его места:
«Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр.3:18,19).

Так поступаем во все дни жизни своей, терпеливо и неуклонно осваивая науку и искусство, и власть быть умиротворенными детьми Божьими, вышней благодатью спасаемыми в жизнь вечную истинно крепкими тружениками и святым воинством Христовым.

Публикация: 2022.01.04.

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.01.04
Редакция: 2022.01.25

Калашников Ю.В. Послание Евреям (комментарии, уроки). [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/nt/76hebrews.htm, (дата публикации: 2022.01.25)

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2022 - 2022