ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Освящение / Дневник / Таблица / 26 седмица / Быть епископом своего удела

 

Седмица 26-я по Пятидесятнице. Четверг. 1 Тимофею, 283 зач., 3:1–13

Быть епископом своего удела

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает (1Тим.3:1).

Оглавление

Непорочен. 2

Одной жены муж.. 2

Трезв. 3

Целомудрен. 3

Благочинен. 3

Страннолюбив. 3

Учителен. 4

Не пьяница. 4

Не бийца, не сварлив. 4

Не корыстолюбив. 5

Тих, миролюбив. 5

Не сребролюбив. 5

Хорошо управляющий домом своим.. 5

Детей содержащий в послушании со всякою честностью.. 6

Не из новообращенных. 6

Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних. 6

Диаконы…... 7

Диаконы должны быть честны́.. 8

Не двуязычны.. 8

Хранящие таинство веры в чистой совести. 8

Испытанные. 9

Их жены.. 9

Диакон должен быть хорошо управляющим детьми и домом своим.. 10

Хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение. 10

Задание ежедневного урока. 10

 

 

Епископ в переводе на русский зык – наблюдатель с вышнего уровня, в истории Церкви облеченный Христом Спасителем и Богом в своем уделе высшей священнической властью учить, священнодействовать и управлять. Для исполнения такого сложного труда епископ призывается Господом лично и через священство Православной Церкви. При этом наделяется и рядом неотъемлемых качеств, отражающих в особом лице Церкви качества её главы – Христа Спасителя и Бога. Которые как качества Бога Отца Вседержителя необходимы не только епископу Церкви Христовой, но и каждому облеченному властью человеку, творимому и восстанавливаемому во Христе Спасителе по образу и подобию Божию. Мужам и отцам в семье, начальствующим в обществе, во многих сферах его управления и хозяйствования, труда и воинствования, так же гражданам своего Отечества, имеющим гражданскую ответственность, а значит, и соответствующую власть.

В начале благословил Бог первого сотворенного Им человека, Адама и Еву, мужчину и женщину, повелел им плодится и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею, и владычествовать (Быт.1:28). Потому если смиренный Богу человек желает использовать дарованную ему Богом власть над так же обретенным уделом, то он тем исполняет волю Божию, а значит, желает доброго. Но для этого ему необходимо непременно сначала самому возвратиться под власть Христа Спасителя и Бога, возродиться для это от Бога в Его семью дитем Божьим и в Царство Божие гражданином. Зная, что тем, которые приняли Христа, верующим во имя Его, Бог дает власть быть чадами Божиими, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:12,13). Которые вышней спасительной благодатью вошли в таинственную и явную всем жизнь Церкви, Тела Христа и Дома Божия.

При этом в таинстве Крещения человек со Христом умирает для погибельного греха и вместе с Ним возрождается для вечной святой жизни, в спасительном причастии Христу и Его Церкви Православной. В таинстве Миропомазания обретает дары Духа Святого для возрастания в духовности. В таинстве Причастия под видом хлеба и вина вкушает от Тела и Крови Христовой для вечной жизни. В таинстве Покаяния исповедует грехи и при видимом обретении прощения от священника таинственно освобождается от них Христом Спасителем. В таинстве Священства Дух Святой посредством правильного избрания и архиерейского рукоположения поставляет учить, совершать таинства и руководить народом Церкви Христовой. В таинстве Брака на союз мужа и жены испрашивается благодать созидать и хранить по образу Христа и Церкви свою семью, рождать и в православной вере воспитывать детей. В таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем призывается на человека благодать Божья, исцеляющая душевные и телесные немощи.

На этом пути еще до рождения дается Богом человеку власть появиться на свет, питаться молоком матери, властным гласом призывать родителей к заботе. Затем, власть и ответственность заботиться о себе, а далее и о ближнем, в процессе духовного возрастания обретая в попечение все более и более приготовленных Богом уделов. Укрепляясь в мудрости и любви Божией, в которой нет больше того, «как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). В способности полагать душу свою за веру православную и свое святое Отечество, в заботе о пользе своих трудов для Церкви и этого Отечества. Как то вышней благодатью происходит у детей Божьих, любимых и воспитываемых Отцом Небесным к совершенству в духе, душе и теле, в жизни и её труде.

Итак, в причастии Христу и Его Церкви, её вероучению и жизни начинается и происходит процесс духовного роста человека, познающего Бога и свое от Него призвание, обретающего мудрость и любовь, силу и власть в своих от Бога получаемых уделах. Понимание их границ и в них порядка труда и всей укрепляемой Христом жизни. При этом каждому человеку Бог Отец Вседержитель во Христе Спасителе дарует ему предназначенные уделы и в них статус руководителя, подобному епископу во Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Православной.

Но епископ должен быть… (1Тим.3:2-7)

Непорочен

То есть должен обладать отсутствием пороков, неповрежденным совершенством, что в полноте из людей имеет только Сын Божий Христос Спаситель. Что Бог требовал от первого Адама, запрещая ему вкушать плод разрушительного для человека греха. Что требуется от каждого человека в наследие от Авраама, которому Бог при заключении Завета повелевает: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1). Имея непорочность, из всего человечества его времени спасся от потопа только Ной и с ним восемь душ его семьи, потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48), - повелевает Христос всем. Хотя сам по себе человек жалок, ничтожен, весьма порочен и окаянен, и только в Боге обретает восполнение своих недостатков даруемой ему спасительной от Бога благодатью, в причастии Христу и Его Православной Церкви, Телу и Дому Божию, её вероучению, таинствам и благолепию управления. «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению… чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Фил.2:13-15).

Одной жены муж

Это требование к каждому человеку, от которого требуется верность Богу, а также и даруемому Им супружеству и своей семье. Для епископа семья – это его удел в Церкви Божией. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:6), - повелевает Христос Спаситель, наставляя так человека в должной ответственности за создание, сохранение и укрепление семьи, что, как и все, может на благо твориться только вышней благодатью, в послушании Богу и поставленным Им лицам. В памятовании, что в конце допотопного мира мужи брали дев «себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:2), не спрашивая у Бога, за что Господь сначала на порядок укоротил человеку жизнь, а затем для прекращения не останавливающегося его буйства истребил весь мир, за исключением смиренного Ноя и его семьи. Научая нас благому пред Богом во Христе Спасителе поведению в непрерывном смиренном познании и исполнении воли Божьей. Особенно в статусе человека, облеченного от Бога властью, а значит, поставленному в его уделе учить подчиненных, во-первых, добрыми примерами собственной жизни.

Трезв

Здравомыслящий, осознающий полноту реальности окружающего общества и мира, точно оценивающий свои возможности, так же точно понимающий и исполняющий волю Божию. Потому способный ставить достижимые цели, видеть их приоритеты, знать иерархию ценностей, избирать наилучшие пути их обретения. Исполненный благодати Божией по молитве апостола: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:18,19). От трезвости мышления уводят человека уклонения в крайности рационализма или духовности, являющиеся самообманом, обольщением от лукавого. Когда человек полагается только на своей разум и пренебрегает духовностью, то есть таинственным Промыслом в мире и в своей жизни Бога Духа Святого, в Которого необходимо верить, волю Которого необходимо познавать и исполнять и на Которого необходимо надеяться,. Или когда человек пренебрегает здравым мышлением в понимании и объяснении окружающего мира, в планировании и контроле своего поведения, отвергает рамки закона, послушания поставленным в обществе руководителям, полагаясь лишь на таинственное руководство Христа Спасителя и Бога. «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор.15:34), - учит апостол, поясняя, что трезвость приходит от истинного познания Бога.

Целомудрен

С неповрежденной, не ущербной, целой мудростью, имеющей достаточный баланс духовности и рассудительности, здравую нравственность, верность Христу Спасителю и Богу, и всему должному. Эта исходящая от Бога мудрость неизменно повреждается своеволием собственной плоти человека, а также отвергающим Бога падшим сообществом духов и людей, но восстанавливается и совершенствуется действием благодати во Христе и Святом Православии. В том числе в верности священническому или иному профессиональному, гражданскому долгу. Так же супружеству уже существующему или будущему. По заповеди: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4). В чистоте помыслов, слов и поступков. Что возможно иметь не в добрых и бесплодных без Христа Спасителя намерениях, а в покаянном хождении во Христе и Боге. По предупреждению апостола: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:8,9). При этом не обольщаясь фантазиями и не уходя в мир грез, в том числе наркотических, а поступая по повелению Господню: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33). С особым апостольским предупреждением: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2:8-10).

Благочинен

Так благо сотворен, восстанавливаем и храним во Христе Богом, как и всё творение Божие, в отражении порядка (чина), красоты и славы своего Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека. Способный так же вышней благодатью и честно устроить и свой внутренний мир, и данные Богом уделы своей семьи, Церкви и Отечества, начиная от своей души, семьи, отечества и продолжая до краев земли, устраивая мир и между народами, цивилизациями и культурами. Как то угодно неизменному руководителю благочестивых Христу Спасителю и Богу – в порядке Святого Православия. «Не бесчинствует» (1Кор.13:5), - говорится о любви, как совершенной совокупности исполнения заповедей Божьих и явления при этом Божьего милосердия, в чудном благоустройстве отношений человека с Богом и ближним. Потому именем Христа завещает апостол «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас...» (2Фесс.3:6-13), чем указывает на необходимость сохранения и укрепления Предания Церкви Православной. Суть удаления не столько от ближнего, сколько от бестолковой, истощающей суеты в стремлении к разумному, благому и в высшей степени плодотворному порядку в жизни и труде. При этом апостол говорит: «Вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» (2Фесс.3:7-9).

Страннолюбив

Гостеприимный, способный и оказывающий помощь нуждающемуся в ней ближнему, с радостью принимающий таковых под свой кров. «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр.13:2), - наставляет такому доброму, заботливому отношению к ближнему Господь. При этом чтобы и самому не потерпеть от коварных злодеев, и действительно подать покров нуждающемуся, человеку необходимо сначала лично войти под кров Всевышнего, под сень Всемогущего и там начать покоиться, говоря Господу: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» (Пс.90:1,2). В таком случае и хозяин, и гости действительно пребудут под самой лучшей кровлею, у Всевышнего. Так Авраам с союзниками однажды разбил пять злобных царей, покровительствуя, освободил своего племянника Лота (Быт.14:1-24). Но сам не был при этом злобным и алчным, а с радостью и искренней заботой в иное время принял под свой кров и трех странников – Святую Троицу (Быт.18:1-33). И в результате получил от Бога под Его покровом обетование сына и спасение родственника Лота с его детьми из истребляемых за прелюбодейные скверны и нечестивое отношение к путникам Содома и Гоморры (Быт.19:1-29). Потому апостол повелевает: «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1Пет.4:9). То есть без недовольства по отношению к Богу за неудобства возникшей необходимости позаботиться о ближнем. А напротив, с благодарением за такую от Бога полученную возможность поучаствовать благо в жизни нуждающихся в том и друзей, и даже врагов, как всех детей одного Отца Небесного.

Публикация: 2021.12.19. Редакция: 2021.12.21.

Учителен

Способный учить других. Во исполнение Христова повеления апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19). Затем во исполнение этого же повеления восприемникам их власти – епископам, а по их благословению – всем. При этом учить необходимо тому, чему научились у Христа Спасителя и соответственно месту своего от Него призвания. Как апостол уточняет, что «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным… с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим.2:24,25). Распространяя обязанность учить на всякого человека послушно трудящегося во имя Господа, тем исполняя волю Христа Учителя, в послушании поставленным Им лицам, наставляя тому же своих подчиненных, а также и всех, во-первых, собственным примером. Не выходя за границы кротости, а значит, из-под благодатного покрова Божия. По вразумлению Господню: «Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис.58:6-8).

Это путь учительского служения ближнему силой и во свете Божественной истины. Как повелевает Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16). И как этого достичь далее наставляет Бог устами Его верного пророка: «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное… и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме… и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис.58:9-11). Таким смиренным душам Бог будет Спасителем от безумной их погибели в самоволии и Вождем ко всем Им приготовленным благам века сего и будущего. Так же и Наставником учителей, посредством их труда преподающим уроки просвещения Истиной – Христом Спасителем и Богом (Ин.14:6).

Не пьяница

Без пристрастия к вину, для содержания разума в здравии и трезвости. Как предупреждает Закон: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши» (Лев.10:9). Как наставляет Мудрость: «Не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Прит.31:4,5). Во-первых, во исполнение заключительной заповеди Десятисловия «Не возжелай…» (Исх.20:17). «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит…глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Прит.23:31-34) При этом с сарказмом позволяется давать «сикеру погибающему и вино огорченному душею… он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Прит.31:6,7). Лишать себя разума в винопитии или ином наркотическом уходе от реальности, в том числе во внушаемых фантазиях, не соответствующих воле Божией мечтах, «дозволяется» ведомому на истребление сатаной ничтожеству. Пренебрегающему в толпе таковых же собственной безопасностью, соответственно, полноценной и вечной жизнью, упорно отвергающему наставление в мудрости Христа Спасителя: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф.5:18).

Публикация: 2021.12.21. Редакция: 2021.12.23.

Не бийца, не сварлив

Не стремящийся бить, разрушать, наносить урон ближнему, его телу, душе, достоинству, отношениям, хозяйству. Потому что это противно любви Божьей и служению Христа Спасителя, Который «пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:56), как Господь отвечает Иоанну на его предложение испепелить в духе пророка Ильи жителей деревни, не принявших к себе Христа и Его учеников. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19), - так устами апостола Господь наставляет побеждать зло добром, врагов – заботой о них, даже в готовности применить или применяя оружие на поражение, чтобы остановить их агрессию или наказать за вину. С использованием вышней мудростью и любовью хотя и болезненного для души или тела, но полезного врачевания детей отцами, «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6). С применением воинством оружия для наказания и устрашения злодеев в обществе, потому что начальник «не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Но учреждается такой порядок Господом, чтобы в конечном итоге кающихся грешников примирить во Христе с Богом и сделать любящими братьями во Христе. Такова настоящая победа Христа Спасителя над грехом и злом. Как о Нем пророчествовал Исаия: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис.42:3). То есть не усугубит бедственное положение погибающего грешника, а будет судить истинно, вышней благодатью возвращая человека от разрухи и смерти к порядку, миру и жизни, к полноте благ века сего и будущего. Как говорит о Христе Евангелист Матфей, отмечая сбывшееся пророчество: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» (Матф.12:20,21).

Не корыстолюбив

Не любящий скверную прибыль, скромный и кроткий, не пытающийся получить какую-либо для себя пользу греховным путем. Апостол Петр призывает пастырей заботиться о народе Божьем «охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1Пет.5:2). Так как корысть является по сути нечестивым присвоением чего-либо чужого, что, подобно воровству, запрещается Десятисловием: «Не кради…Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:15-17). В случае противления Бог наказывает «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Его» (Исх.20:5). Апостол Иаков предупреждает корыстолюбцев: «Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь» (Иак.5:3). А удерживающим заработную плату говорит: «Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак.5:5). Отвращая такой скверны и погибели, Христос учит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). И движимый любовью Отчей Он идет Сам на Крест, чтобы пострадать за грехи всего мира, наполнив смиренных Ему спасительной благодатью, единственно позволяющей исполнить заповедь Христову о жертвенной любви к ближнему, явить великую, чудесную силу Божью и неизреченное блаженство несения своего креста в служении Церкви и миру вслед за Христом Спасителем в вечную жизнь, во славу Божию.

Публикация: 2021.12.22.

Тих, миролюбив

Избегающий противостояний, ссор, боев, сражений, какой-либо шумной и беспорядочной, истощающей всех враждебности. Если этого требует Бог, то значит и ожидает от человека соответствующих плодов. Поэтому Христос требует от несущего свои дары в жертву Богу и знающего, что какой-либо брат имеет обиду на него: «Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:23,24). Откуда следует, что от человека Божия требуются усилия не только на то, чтобы не начинать противостояний, но и на то, чтобы разрешать таковые начинаемые ближними. Особенно имея в своем подчинении какие-либо коллективы, в желании мириться и созидать вместо всех истощающих войн всем благой мир. Который полноту благ века нынешнего и будущего имеет во Христе и Святом Православии. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18), - наставляет апостол. Тем, указывая что не всегда мы можем иметь со всеми мир. И более того, в процессе туда в причастии православной культуре, по определению, включающей в себя меч (culter – лат. нож, соха), должны помнить, что человек Божий в исполнении своего долга на войне со грехом и не кающимися грешниками «не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Таковым Христос Спаситель говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю… Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф.5:5,9).

Не сребролюбив

Не любящий серебро, то есть драгоценные металлы или деньги, которые в процессе разделения труда в обществе представляют собой эквивалент затраченной тружениками и оплаченной обществом работы, и позволяют взамен получить необходимые вещи, услуги, что-либо ценное. В такой системе деньги (серебро) не греховны, Христом Спасителем вручаются в ответственное управление труженикам и устанавливаемой Богом в обществе государственной власти: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21). Беда человеку, когда он надеется на собственные силы и даже на честно заработанные деньги более чем на Бога. Оставляя Бога, сребролюбец непременно теряет подаваемую Богом силу жизни и тогда, как следствие, пытается восполнить её за счет ближнего. Так из святого во Христе труженика превращается в ненасытного и погибельного злодея, совершающего преступления корыстной направленности. В неутолимой жажде наживы становящегося частью организованной преступности, по причине её большей эффективности. В том числе «эффективно» выводящей не раскаявшихся корыстолюбцев из-под хранящего покрова Божия в погибель века сего и Дня судного. При этом апостол, призывая к раскаянию грешников, вразумляет истинных руководителей, ведущих собственным примером народ ко благам Божьим века сего и будущего вечной жизни: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим.6:17-19).

Хорошо управляющий домом своим

Желая стать епископом удела Церкви Божией, аналогично, руководителем иного рода, человек сначала должен стать таковым в своем малом уделе: в своем доме, в своей семье или в православном приходе. Начиная с послушания старшим в обществе, своим родителям в семье, священнической иерархии – в Церкви, начальствующим в народном хозяйстве, местном и государственном управлении. При этом всегда находясь в благоговейном послушании Христу Спасителю и Богу, среди детей Его Дома Божьего, граждан Царства Небесного. По апостольскому наставлению: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:5,6). Так Бог каждому дает сначала небольшой труд и соответственно его результатам сокращает или увеличивает удел руководства. «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25:21), - говорит верным. «Лукавый раб и ленивый… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:26-30), - услышат нечестивые. Народ же Божий, в любви и терпении не лукаво, а истинно служивший Христу Спасителю и ближнему во временной, земной части Дома Божия, Спаситель вводит в его вечную, небесную часть. Используя при этом труд епископов их уделов, приносящих Богу самые ценные для Отца Небесного дары – Его спасаемых в вечность детей. «Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1Тим.3:13).

Детей содержащий в послушании со всякою честностью

Епископу Церкви Православной, как и отцу семейства предписывается, во-первых, иметь детей. Во-вторых, ответственно поддерживать их поведение в покорности, степенности и чистоте человека Божия. Для епископа детьми является находящийся в его священнической власти народ, как и для отца семейства –Богом дарованные ему души, все для смирения их во Христе Спасителе Богу и всему Богом назначаемому. В статусе отцов в обществе в границах их уделов пребывают также учителя и начальствующие. Для истинного содержания такого статуса человеку необходимо быть всегда в сыновнем единстве и послушании Христу и Богу, что наполняет его Божией мудростью и любовью, способностью понимать и исполнять волю Божью, в духовной зрелости – быть настоящим отцом своих детей. Далее, человеку должно находиться в послушании всем поставленным Богом лицам в семье, Церкви и обществе. С благодарностью принимать и наказания, и дары Божьи. Слышать Евангелие, каяться в грехах и обретать во Христе Спасителе прощение и мудрость. При этом обязательное повиновение Богу запрещает человеку исполнять явно противные Богу греховные, преступные приказы иных руководителей, но предписывает Божьей благодатью в чистоте от греха и честно, то есть без обмана исполнять волю Божью. Делать это не оставляя должного послушания ни Богу, ни ближнему, в понимании иерархии небесной и земной власти, то есть степенно. В готовности за веру и Отечество положить душу свою. Пребывая в таком порядке и мире Божьем, отец только и способен в послушании содержать в нем свой дом и своих детей. А так же и остальные свои уделы. «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1Тим.3:5).

Публикация: 2021.12.22. Редакция: 2021.12.24

Не из новообращенных

Труд руководителя требует от человека определенных знаний и опыта их использования, зрелость физическую, социальную, духовную. Что не обретается в один момент, но только в определённом процессе взращивания человека Богом в должное состояние. «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Иоан.16:12), - говорит Христос ученикам на определенном уровне их духовного развития. И обещает послать всем и каждому Духа Святого от Отца, Который и наставит в истине знания и поведения. В Церкви ставит руководителей и учителей для наставления всего народа Божия (Еф.4:11-16). Когда ученики принялись спорить, кто из них главнее, достойнее, чтобы распоряжаться людьми и ресурсами, Христос ответил: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лук.22:25,26). И Сам потом преподал ученикам на Кресте сущность и полноту такого действительно епископского управления. «Вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:17-25). Во-первых, с долготерпением учились руководить своей жизнью, помыслами, словами и поступками, совершаемыми на пользу ближнему, Церкви и Отечеству, во спасение своей души. И только потом в свое время принимали власть так же руководить вручаемыми Богом иными душами и уделами. Однажды в стремлении к руководству прекрасный и сильный ангел Божий в гордости решил стать на один уровень с Богом, но превратился в ничтожного и мерзкого дьявола, осужденного в преисподнюю (Ис.14:11-15). Поэтому любой руководитель, чтобы так же «не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1Тим.3:6), должен иметь духовную зрелость и пребывать в неизменном глубоком послушании Богу и от Него начальствующим в Церкви и обществе, в том числе в особом вышней властью и силой послушании народу – в народовластии, женам и детям – в заботе об их истинных нуждах.

Публикация: 2021.12.24

Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних

Царица Савская «приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф.12:42). «Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лук.8:39). Это два свидетельства о благости деяний Христа Спасителя и Бога. Одно царицы Савской, пораженной мудростью, которою наделил Соломона Бог (3Цар.3:11), другое – человека, освобожденного Христом от нечистых духов, жителя языческого Десятиградия. Такое доброе свидетельство от внешних имели все ветхозаветные святые отцы, чествуемые Церковью в предрождественских недельных богослужениях. Так царь Навуходоносор после чуда спасения верных Богу отроков сказал: «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа… кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного Бога, который мог бы так спасать» (Дан.3:95,96). Эти отроки не имели детей по крови, но называются отцами, как и апостол Павел, который говорит: «У вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). Потому что настоящие отцы те, которые Благой Вестью рождают детей в жизнь вечную, и ведут ко её благам Божиим века сего и будущего.

«Я не нахожу в Нем никакой вины… се, Человек… се, Царь ваш» (Ин.19:4,5,14), - говорит о Христе Спасителе язычник римский прокуратор Пилат, желая освободить невиновного, и, более того, поставить Иисуса Христа народу достойным царем. Таковым благочестивым перед Богом и людьми, как Спаситель, должно быть каждому человеку, особенно руководителю, «чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1Тим.3:7). Как предупреждает и апостол Петр: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет.4:15,16). Так во время деяний апостолов Христовых, когда отряд римских воинов с апостолом Павлом пришел в Рим, «то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено было жить особо с воином, стерегущим его» (Деян.28:16). Потому что апостол имел доброе свидетельство от сотника, всего отряда воинов и от узников о его добрых делах, которые Божией благодатью спасли всем жизнь и послужили успешному завершению этого предприятия. Что должно быть в жизни каждого человека Божия, не погибельного угодника людей, а носителя в себе, своих, помыслах, словах и поступках, а значит, и в их результатах Благого Бога, Его милости и жизни. По заповеди Христа Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Публикация: 2021.12.25

Диаконы…

Диакон – священнослужитель низшей, первой степени, помогающий иереям и архиереям (епископам) в совершении ими богослужения и иного служения. При этом высшей епископской степени священнослужитель достигает только посредством достойного прохождения низших, тем самым являя практикуемое в православии непреложное послушание, как один из принципов благодатного движения к высшим уровням власти. При этом часть требований к диаконам и епископам одинаковы. Другая часть является развитием базовых качеств. Третья – специфична для иереев и в большей степени для епископов, к которым предъявляются особые требования первых духовных руководителей.

Диаконы

Епископ и иереи

 

Учителен.
Детей содержащий в послушании со всякою честностью.
Не из новообращенных.

Не двуязычны.
Хранящие таинство веры в чистой совести.

Трезв, целомудрен, не бийца, не сварлив, тих, миролюбив, не сребролюбив, страннолюбив.

Честны, в чести, во-первых, у благочестивых.

Благочинен.
С добрым свидетельством от внешних.

Не пристрастен к вину.
Не корыстолюбив.
Одной жены муж.
Хорошо управляющий детьми и домом своим.
Жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
Прежде испытаны, если беспорочны, то допускаются к служению.

Не пристрастен к вину.
Не корыстолюбив.
Одной жены муж.
Хорошо управляющий детьми и домом своим.
Жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
Прежде испытан, если беспорочен, то допускается к служению.

Таблица – Условная последовательность увеличивающихся требований к священнослужителям: диаконам, иереям и архиереям.

«Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:5,6). По этому пути смирения, во-первых, Христу Спасителю и Богу, а также и всем Им поставленным в обществе лицам, дети – родителям, жены – мужьям, миряне – священству Церкви Православной, подчиненные – начальствующим общества, творится восхождение к совершенству земному и небесному. При этом всегда и всем звучит наставление: «Братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19). С уточнением: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1:22). Притом любящие порядок Божий, потому что «кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1:25).

Ветхозаветный пророк и судья Самуил вот как наставляя царя Саула в вышнем порядке, выносит ему приговор, а с ним говорит и всем нам: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар.15:22,23). А чтобы такого извержения с руководящего места не было ни у кого из нас, каждому необходимо всегда быть в повиновении Богу и поставленным Им в семье, Церкви и Отечестве лицам.

Диаконы должны быть честны́

На всех ступенях служения, начиная с диакона, от священнослужителя и так же от иных руководителей в обществе, проходящих послушание карьерного роста, требуется пребывание в состоянии, достойном уважения, почтения, чести. Похожим по значению словом является «благочиние», в почитании Бога и установленного в Его творении, космосе, так же и в человеческом обществе вышнего порядка, чина. О лицемерном отступлении от чего говорит Христос Спаситель устами пророка Исаии и лично: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут (выдел. автора) Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф.15:8,9). С предупреждением о разных сокровенных ценностях падшего мира и народа Божия: «Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук.16:15). «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога… Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10), - говорит апостол, собственным примером наставляя христиан на путь истинного благочестия.

Откуда следует, что человек, чтобы обретать блага Божьи и находиться в действительном почтении среди народа Божия, а затем и во всем обществе, должен сам, во-первых, благоговейно почитать Бога в искреннем, сердечном, нелицемерном (честном) исполнении Его заповедей, пребывая в любви к Богу и к ближнему. В таком честно́м (в почтении) и че́стном (не лживом) отношении к Богу обретая высоко ценимые в обществе блага: во-первых, качества души, мудрость, верность, умиротворенное в Боге блаженство, а также и иные плоды и дары Божии, подаваемые Богом человеку в его жизни, в его духе, душе и теле, в семье и иных уделах общества. Носители, владельцы этих благ являются честны́ми, почтенными, то есть находящимися в почтении среди благочестивых общества.

Публикация: 2021.12.27. Редакция: 2021.12.29

Не двуязычны

Не двусмысленны, не двуличны или не лицемерны. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37), - повелевает Христос Спаситель всем Его ученикам, научая использованию в речи определённости, которая относится к первому закону классической логики – закону тождества. И представляет собой основное свойство здорового мышления и эффективного, плодотворного общения человека. Звучит этот закон логики, истинно Слова Божия, так: «всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе». Отождествление различных понятий может быть неосознанной или осознанной, преднамеренной логической ошибкой. При передаче же мыслей в процессе общения важно всем понимать точный смысл используемых слов и понятий, чтобы не уклониться от истины в заблуждения и всегда быть ответственными за свои слова. Устами апостола Господь призывает Его народ отложить образ жизни тленного человека, облекшись в нового, по Богу в праведности и святости истины, не лгать, но говорить истину ближнему своему, гневаясь не грешить и не давать так места дьяволу (Еф.4:22-27). Тем же, которые отвергаются этого правила и истины, Христос говорит: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:43,44).

«Не клянись вовсе» (Мф.5:34), - повелевает Христос, запрещая дополнительные клятвы в  уверении не ложности, правдивости сказанного. Потому что правду необходимо говорить всегда, не давая опрометчивых обещаний, но и исполняя клятвы в верности Христу и Богу, Церкви Православной и Отечеству, в верности своему гражданскому, профессиональному, супружескому и иному долгу. Для точной же передачи сложных абстрактных духовных истин Господь часто использует аналогии из понятного, определённого и конкретного в жизни его слушателей. Например, в пояснении предписываемого законом пути спасения в любви к Богу и ближнему Господь поясняет любовь, как совокупность исполнения заповедей и искренней заботы о ближнем. И рассказывает историю о милосердии самарянина к израненному разбойниками человеку (Лук.10:25-37). Открывая необходимость единства человека с Богом во Христе для восприятия им полноты жизни и истины, указывает на виноградные кусты и говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Таковым плодотворным, не лицемерно, но искренне любящим Бога и ближнего, находящимся в единстве со Христом Спасителем и Богом, верно исполняющим свой долг во многих уделах Господь растит Его народ, отвращая от скверн, наполняя вечной жизнью, зрелостью, истиной и многими плодами. Достигших достаточных успехов на этом пути Бог избирает быть руководителями Его народа, инструментами Его труда, проводниками Его неисчерпаемой вышней благодати.

Публикация: 2021.12.28

Хранящие таинство веры в чистой совести

Священнослужители и все начальствующие призваны быть в противостоянии злу добрыми воинами, имеющими «веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим.1:19). Вероучение же в чистоте преподает Церковь, а совесть и её чистота, как залог крепкой веры, находятся более во власти самого человека. Но и чистота совести человека, и несокрушимость его веры, в том числе в преподавании, является результатом и явного, и таинственного действия в человеке обитающего в нем Бога. Который призывает человека иметь кроме веры еще надежду и любовь. Надежда позволяет человеку в спокойствии выполнять свою работу, как часть совместного с Богом и окружающим обществом труда, в том числе на своем месте в огромном народном хозяйстве с распределением в нем обязанностей и ответственности. А любовь определяет законный порядок этого труда и её суть в глубоком сочувственном служении ближнему. Так человек вышней благодатью в причастии Христу Спасителю и Его Церкви Телу и Дому Божию хранит веру и её вместилище – оживотворенный Словом Божьим и духом Святым рассудок, с чистой в нем совестью человека Божия.

Апостол Петр, указывая на спасение от вод потопа праведного, непорочного в своем роде и ходящего пред Богом Ноя и его семьи (Быт.6:9), говорит: «Так и нас ныне подобное сему образу Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:21).

Публикация: 2021.12.29

Испытанные

По наставлению апостола: «Таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (1Тим.3:10). Испытания проводятся в условиях, когда порочность вещи не может принести вреда её окружению. То ли это изделие, то ли её сотворивший человек, готовящийся занять какое либо ответственное место в обществе, в его хозяйствовании, управлении, от которого зависит достижение коллективом благих богоугодных целей, а значит, достижение его плодотворности, несокрушимости при внешних воздействиях, безопасности и обороноспособности. На этом принципе испытанности строится система подготовки человека к взрослой жизни, труду и обороне. К защите своей жизни, жизни своей семьи, общества, отечества, во всем – вышнего порядка Божьего и всего должного от зла и злодеев, от себя самого, от внутренних и внешних врагов семьи и общества. Для этого Господь устами пророка Моисея повелевает народу Божьему всех времен: «Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими» (Втор.1:13). Чтобы так созидать и поддерживать в обществе истинно здоровое народовластие народа, испытанного в смирении Богу и Его дарующему блага порядку.

Так в научно-производственных комплексах испытание проходят все элементы процесса его функционирования, начиная от фундаментальных исследований, далее через прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, образцы для испытаний и серийное производство, с дальнейшим совершенствованием изделий в процессе их использования. Так же и в образовательном процессе человека, получающего дошкольное, общее школьное образование, затем общее и специальное образование следующего его уровня, в непрерывном его дальнейшем повышении. С практикой и многими испытаниями, начиная от начертания букв и цифр, и продолжая в учебной и трудовой деятельности, неизменно проходящей в послушании более опытным наставникам своего или иного удела и времени. Под руководством тех, кто может вовремя и безопасно исправить неизбежные в процессе совершенствования человека его ошибки. Что в полноте возможно только в приобщении к огромному культурному наследию предыдущих поколений, их материальных и духовных ценностей, учителей, воспитателей и наставников.

В неизменном памятовании слов Христа Спасителя: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф.23:8-10). В понимании, что в нашем движении от младенчества к зрелости, к совершенству в мудрой и действенной любви, Христос касается нас любовью Отчей, дарует нам причастие Церкви Православной и ставит в ней «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11). В уважительном послушании которым со многими испытаниями Его рукой укрепляет и проводит смиренный Ему народ по пути спасения от разрухи и смерти в вышний порядок и жизнь вечную, к её благам века сего и будущего.

Публикация: 2021.12.30. Редакция: 2021.12.31

Их жены

«Жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (1Тим.3:11). Только такую жену имея, муж достоин стать диаконом, обрести священническое служение первого уровня. Трезвость и почтенность от жен требуется, как и от их мужей священников. Отдельно делается акцент на то, чтобы они не были клеветницы, то есть никого ложно не обвиняли, и были верны во всем, в верном, правильном мышлении и поведении и в верном, надежном исполнении должного пред Богом в отношении своих мужей, семьи, Церкви и общества.

«Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Прит.19:14), - так Мудрость предупреждает всех. А слышат это и у Господа испрашивают таких жен только те, которые способны начинать и далее строить свою семейную жизнь в порядке Божием, не в погибельном своеволии, а по воле Божьей, значит, и в послушании родителям, священству и начальствующим в семье и обществе. Таковые соответственно способны и призываются Богом быть начальствующими. В памятовании, что после того как сыны Божии, увидев дочерей человеческих, что они красивы, «брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:2), Бог укоротил жизнь человека на порядок. А затем всех продолжающих противиться Богу людей истребил в потопе, оставив только Ноя и его семью в количестве восьми душ. Потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). Поэтому и ныне на брак должно спрашивать у Бога Его волю и получать благословение родителей, в Церкви совершая таинство брака. Воля Божия же в таком случае, как и всегда, обретается во множестве советов с Богом и ближним.

Господь дарует мужу жену – помощника, подобного ему (Быт.2:20). Поэтому, чтобы от Бога получить достойную жену, мужу самому, во-первых, необходимо иметь требующееся Богом благочестие. О котором заботятся в процессе воспитания детей разумные и действительно любящие их родители. А также затем должны заботиться и сами мужья, в процессе освящения и совершенствования Богом их супружества. Мудрость наставляет мужей: «Не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Притч.31:4,5). Такая трезвость и ответственность мужей в исполнении закона Божия и утверждения в обществе его порядка и справедливости, является залогом обретения ими от Бога достойных жен, боящихся Бога и добродетельных (Притч.31:8-31). То есть подобных. Каковых Бог делает в процессе Его Промысла спасения и совершенствования человека Его Божественным действием лично или посредством супруга, влияния на жену его примера, действий и качеств. Как наставляет апостол: «К миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал» (1Кор.7:15-17).

Диакон должен быть хорошо управляющим детьми и домом своим

Это требование относится не только к иереям, но и к диаконам, их помощникам, которые в своей семье сами способны наводить должный порядок, чтобы быть действительными помощниками и у начальствующих над ними священников. Притом должны быть и добрым примером человека Божия всем мирянам, как приближающиеся к эталону совершенства в построении своей семьи. Неспроста, ученики Иоанна Предтечи будущие апостолы просили у Иисуса посмотреть, где Он живет, и пробыли у Него в тот день до вечера. После чего Андрей Первозванный говорит своему брату Симону Петру: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин.1:41,42).

Откуда следует, что по тому, как организована жизнь семьи, можно судить обитает ли там Христос Спаситель и Бог или какая-то часть от Его вышней любви, и достоин ли глава этой семьи быть руководителем в иных уделах жизни общества. Видно ли у него в организации своих домочадцев действие Господне и есть ли у него понимание важности подчинения начальнику коллектива для наведения в нем благого всем порядка. А чтобы любому мужу укрепиться в такой способности, ему необходимо, во-первых, смиренное прикосновение ко Христу Спасителю, возрождающее в Нем в жизнь покаяние во грехах и причастие Христу Спасителю и Его Церкви Православной, затем добрые дела, укрепляющие в силе любви и мудрости Божией. По предупреждению Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Существует в некоторых семьях принцип отношений в распределении ресурсов «кто первый встал (ото сна с утра), того и тапки». При такой порочной организации жизни семьи и любого коллектива, у его членов действительно будут одни тапки на всех, и это в лучшем случае и скорее всего полученные в качестве гуманитарной помощи бедствующим. Потому что процветание, плодотворность и достаток бывает только в там, где все делается по распоряжению (благословению) его руководителя. А руководитель этот находится в подчинении Христу Спасителю и Богу, Его Церкви и Его порядку, поставленным Им в обществе руководителям.

Хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение

Соответствуя базовым требованиям для священника первой степени, таковые могут переходить по воле Божией и на следующие уровни служения в церковной власти. Так же в органах местного и государственного управления, хозяйствования в обществе. «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25:23), - говорит таковым во Христе Бог Вседержитель. Приглашая войти в радость послушания Богу, обретения в свои слова и поступки части от Его вышней власти и силы, творящей великие чудеса руками смиренного Христу и Богу во Святом Православии Его народа Божия. «Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1Тим.3:13). Вера в данном случае соответствует проверенному познанию Бога, пониманию Его воли в смиренном её исполнении. О таковых Господь говорит: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лук.17:6). И далее наставляет Своих учеников в том, как умножать в своей жизни такую дерзновенную и действенную веру, способность именем, силой и властью Христа и Бога управлять окружающим миром и обществом. «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10). Будучи смиренными рабами Божьими и послушниками таковых же от Бога руководителей, народа Божия в его народовластии.

Таковыми, например, были пророк Елисей и апостол Павел, смиренные послушники достойных от Бога наставников (4Цар.2:9; Деян.22:3). Как души Божьи, они смиряли народ в послушание Богу, Его правде и закону, суду и милости (4Цар.6:17,22; Деян.11:26). Кроме того служили царям и их воинству в защите их и хранимого ими народа от бедствий, преступников и врагов (4Цар.6:8-23; 5:1-19; 13:14; Деян.16:28; 27:31). Имели власть изрекать от Бога исходящее и устрашающее всех слово проклятия в наказании Богом нечестивых (4Цар.2:23,24; 5:19-27; Деян.13:11). Их словом наставления и даже посредством их вещей и мощей Бог почивающим на них Духом Святым исцелял и до сих пор исцеляет и воскрешает смиряющийся Ему и уповающий на Него народ (4Цар.2:21; 4:18-37; 13:21; Деян.19:11; 20:9-12). Таковым было множество святых последующих периодов истории Православной Церкви, жития которых мы читаем в ежедневном их чествовании и наставляемся их добрыми примерами подражания Христу Спасителю, как уже небожителей Его Царства.

«Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:28,29), - наставляет апостол в страхе и мудрости Божией, чтобы быть нам святым народом Божиим и среди него истинно от Бога руководителями. Дабы каждому человеку быть поглощенным Его вышней мудростью и любовью, во спасение своей души в жизнь вечную, ко благам сего и будущего века, во славу Божию.

Публикация: 2022.01.01.

 

(Продолжение следует…)

 

 

_____________________________________

Задание ежедневного урока

С молитвой, внимательно и благоговейно перечитываем, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записываем суть, цель и условия обретения человеком от Бога служения епископа Церкви Православной или руководства иными уделами, начиная от своей души.

Практикум. Составляем таблицу качеств, необходимых руководителю во Христе и Боге. В ежедневном упражнении с утра просматриваем эту таблицу для совершенствования дневного труда, освежаем суть содержания каждого качества. А вечером после или до вечернего молитвенного правила сличаем по ней свое поведение прошедшего дня, чтобы поблагодарить Бога за его благое в нас действие в достижении доброго и покаяться в отступлении от начертанного Им порядка управления своей жизнью и полученными от Бога уделами, души и семьи, Церкви и Отечества. Можно по неделям или иным промежуткам времени акцентировать внимание на совершенствовании одного из качеств.
Таблицу печатаем и прикрепляем на видном месте для периодического обращения, например, на стене, рабочем столе или сохраняем на компьютере, как обои или ссылки, рядом с такой же таблицей и для такого же употребления Десятисловия.

Практикум. Выписываем в таблицу десять заповедей Десятисловия (Исх.20:1-17). Учим наизусть. Просматриваем после утреннего молитвенного правила, чтобы помнить весь день. Сличаем по таблице после вечернего молитвенного правила свои поступки с должным богоугодным поведением. Благодаря Христа Спасителя и Бога за действие Его благодати в нас, которая дарует понять и исполнить благой нам закон Божий в исполнении Его воли, за возможность видеть свои грехи и каяться. Каясь за свою ничтожность и злодейство, в обнаруживаемых грехах. И просим у Господа благодати, совершенствующей нас в познании и исполнении воли Бога, Его правды и закона, суда и милости.
Для уяснения сути, целей и благости закона Божия тщательно штудируем Катехизис святителя Филарета митрополита Московского, в данном случае, раздел «О любви», суть о законе и милосердии Христа Спасителя и Бога.
Таблицу печатаем и прикрепляем на видном месте для периодического обращения, например, на стене, рабочем столе или сохраняем на компьютере, как обои или ссылки, рядом с такой же таблицей и для такого же употребления качеств руководителя своего удела.

Отвечаем на вопросы по тексту Писания. В молитвах Христу и Богу, Пречистой Богородице и всем святым, в трудах и всей жизни человека Божия вышней благодатью обитающего в нас Духа Божия учимся пониманию и достижению поставленных нам Господом целей, обретению благ и духовной зрелости, состоянию добрых руководителей Христовых.
Дописываем таблицу качеств человека Божия, истинно отца, мужчины, родителя и учителя, способного противостать наступающему греху и злу, а также таблицу грехов и их последствий. Чтобы в своей жизни иметь достаточно спасительной в жизнь мудрости и любви Божией и оставить своим детям настоящее духовное наследство – быть добрыми руководителями Христовыми. Научая их тому, во-первых, примером собственной жизни, а также и верными устами, наполняемыми во Христе Спасителе несокрушимой в веках Его вышней мудростью и любовью.

Учим наизусть или краткое изложение текстов и их мест:
«Хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1Тим.3:13).
«Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12,13).

Так поступаем во все дни жизни своей, терпеливо и неуклонно осваивая науку и искусство, и власть быть детьми Божьими, вышней благодатью спасаемыми в жизнь вечную истинно крепкими тружениками и святым воинством Христовым.

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2021.12.19
Редакция: 2021.12.21,22,23,24,25,27,28,29,30. 2022.01.01

Калашников Ю.В. Быть епископом своего удела. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/26/26-4-1tim-3-1-episcop.htm, (дата публикации: 2022.01.01)

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2021 - 2022