ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Освящение / Дневник / Таблица / 26 седмица / Закон добр

 

Седмица  26-я по Пятидесятнице. Вторник. 1 Тимофею, 278 зач., 1:8-14

Закон добр

Мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его (1Тим.1:8)

Закон добр, потому что происходит от благого Бога, сотворившего всё существующее из ничего в определённом порядке соотношения всех составляющих его элементов. Эти соотношения регулируются установленными Творцом законами, в том числе и отношения в человеческом сообществе. А так как по слову Христа Спаса «Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17), то и Им дарованные законы являются несущими блага каждому человеку и всему обществу. Потому и псалмопевец Давид, знающий милостивого Бога и любящий Его благой закон, говорит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:1,2). В результате такого отношения к закону Божию хранимый и питаемый Богом человек, истинно мужчина по образу Божию, в Его мудрости и силе, становится по-настоящему здравым, как у потока вод доброе древо, растущим, цветущим и плодоносящим. Так же и женщины, любящие Бога и Его закон, настоящие Божьи души, исполненные вышней красоты, мудрости и любви.

При этом есть одно важное условие благости закона – законное его употребление. Уточним, что законом в современной правовой системе называется нормативно-правовой акт, включающий в себя норму права или её часть, или несколько норм или частей. Закон принимается специальным органом, в особом процессуальном порядке, общеобязателен, обладает в регулировании общественных отношений высшей силой и выражает волю законодателя. Единственным же высшим и истинным законодателем является Бог, открывающий Ему послушным людям Его законы для их законного и соответственно благого употребления в обществе. Как о том Мудрость Божья говорит: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли… Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю» (Прит.8:15,16,20,21).

Но если же человек в процессе употребления закона выходит за рамки, определяемые Богом, то есть преступает закон, тогда именуется он безумным. Потому что становится злодеем против себя, наносит своей жизни ущерб, ведет сам себя к скорбям, в вечное посрамление и смерть. «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Прит.1:19). Однако человек может испытывать притеснения не только как беззаконный злодей. Апостол Петр, указывая на прилежащие святым злословия за их доброе поведение во Христе и соответствующее блаженство от почивающего на них Духа Святого, говорит: «Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (1Пет.4:14,15). Апостол призывает не стыдиться нападений падшего мира, но прославлять Бога за такую участь народа Божия, блаженно ходящего в законе, порядке и мире Божьем.

 Из теории права и анализа выше представленных текстов о законе можем видеть, что составляющая закон норма права включает в себя три части: гипотезу (условие, если…), диспозицию (определенное действие, то…) и санкцию (наказание за нарушение должного их соотношения, иначе…). Рассмотрим подробнее. Если Бог ставит человека в определенные обстоятельства, то человеку необходимо вести себя как предписано Богом и получить благо, иначе – беду. Этот принцип употребляется в современном праве, в частности, подразделяя его на материальное и процессуальное право. То, которое законом описывает должное состояние отношений или случаи его нарушения, и то, которое описывает должное законное его употребление в процессе восстановления справедливости, наведения и поддержания благого каждому и всем порядка.

«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42), - говорит в молитве Отцу Сын Божий Христос Иисус. И поступает, исполняя волю Отца, потому и не нуждается в законе, как внешнем предписании. Мудрость призывает идущего к святости и спасению человека не оставлять наполняющие закон милость и истину и написать их на скрижали своего сердца (Прит.3:3). А апостол Павел говорит святым: «Вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3). И далее указывает, что буква закона умерщвляет, а дух животворит. И что способность исполнить волю Бога, а значит, и Его закон приходит только от Бога во Христе Словом Божьими и Духом Святым. Что ведет человека во Христе и Святом Православии ко благам века сего и будущего.

Если, например, в игре на шахматной доске сложно одержать победу, зная правила (закон) движения определенных не так уж и многочисленных фигур, то, как неизмеримо сложнее, а вернее, невозможно человеку употребить регулирующие его поведение законы абсолютно безошибочно и законно. По причине невообразимого количества постоянно меняющихся условий и лиц на «доске» его общественных отношений. А если к этому присовокупить еще и Промысл Божий, известный в полноте только Богу в Его намерениях и действиях, а также и несовершенство человека, склонного грешить, то понятно, что для законного употребления закона человеку никогда не обойтись без Бога. Его руководства, Евангелия и благодати, ниспосылаемой смиренным во Христе и Его Святой Церкви Православной. При том же Христос Спаситель требует исправления человека к особому состоянию, повелевая: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Но и предупреждает, что достичь «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф.19:26). И как Спаситель ко благам, говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5).

Для тех же, которые не послушны Богу, отвергают Его помощь в движении ко благам, а потому не знают, как должно знать, Бога, не могут понять и исполнить Его волю, даруется Богом закон – детоводитель ко Христу и вере (Гал.3:24). А для безумных преступников этого чудного закона звучит призыв ведущего их к благам Бога: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс.31:9). Осознавшие погибельность безбожного поведения и необходимость покаянного обращения ко Христу Спасителю Ходатаю перед строго наказывающим, но любящим миловать Богом, обретают прощение и силу к познанию и исполнению воли Бога, а значит, Его закона, суда и милости. В пример такому спасительному действию Христа апостол Павел приводит себя и благодарит Бога за дарованную ему силу святой жизни, которая является благодатью обитающего в нем Святого Духа. Этой силой Христа апостол был милостиво спасен от смерти за грех противления Ему и Богу. Этой силой Господь спасает и учит пути спасения всю Церковь. Ободряя к обращению на этот путь, спасенный во Христе апостол говорит: «Благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе» (1Тим.1:14).

Итак, настоящим во Христе и Боге детям и отцам, истинным учителям и руководителям необходимо знать и учить о благости и доброте закона Божия. О том что, эта благость обретается человеком и обществом путем законного употребления закона. А такое употребление – дар Божественной благодати от Слова Божия и Духа Свята, обитающего в смиренных во Христе и Святом Православии Богу душах, руководящему Его народ Божий ко благам века сего и будущего жизни вечной, во славу Божью.

 

_____________________________________

Задание урока

С молитвой, внимательно и благоговейно перечитываем, как от Бога принимаемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и идей.
В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записываем суть, цель и условия благости закона. В покаянии вышней благодатью в исполнении закона и воли Божией движемся к обретению благ и достижению духовной зрелости, к состоянию истинных Божьих детей и отцов.
Дописываем таблицу качеств человека Божия, истинно отца, мужчины, родителя и учителя, а также таблицу грехов и их последствий. Чтобы в своей жизни иметь достаточно спасительной в жизнь мудрости и любви Божией, тому же научить своих детей и всех, во-первых, примером собственной жизни, а также и верными устами, наполняемыми во Христе Спасителе несокрушимой в веках Его вышней мудростью и любовью.

Учим наизусть или краткое изложение текста и его место: «Мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его» (1Тим.1:8).

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2021.12.17
Редакция:

Калашников Ю.В. Закон добр. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/26/26-2-1tim-1-8-good-law.htm, (дата публикации: 2021.12.17)

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2021