ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

главная / назидание / путь спасения / Доброе воинство

 

Доброе воинство 

как воинствовать силой Христа Вседержителя и не стать военным преступником

 

Преподаю тебе, сын мой Тимофей,
сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание,
чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере

1Тимофею 1:18,19

 

Быть доблестным защитником своего Отечества и миротворцем в международных и междоусобных конфликтах – достойно почтения в нашем обществе православной культуры и Святой Руси. Но как при этом не стать военным преступником, во-первых, перед Богом, а воинствовать силой мудрости и любви Божией, непреодолимым действием Слова Божия и Духа Свята? Ответ ищем, как и на все вопросы в жизни, в Святом Писании и Предании Церкви Православной.

«Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал…» (1Тим.1:18), - пишет своему ученику и духовному сыну апостол Павел. Откуда вытекает, что быть воином и воинствовать – призвание и дело Божие, пророчествами и благодатью определяемое для избранных во спасение в жизнь вечную. Совершаемое действием Бога Отца Вседержителя в смиренных Ему душах, в познании и исполнении ими Его воли, в развитии воинством дарованных Богом талантов и в совершенствовании Его словом и даруемыми Им образцами.

Бог Саваоф, Христос Спаситель – начальник воинства небесного и земного

«Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» (3Цар.22:19), - говорит пророк Михей о Боге воинств ангельских. Всех небесных сил, смиренно служащих их Владыке и тем людям и народам, к которым Он посылает их. Все они «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14).

«Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (Рим.9:29). В этом тексте апостол Павел называет Бога Владыкой воинства, наводящего порядок в общественных отношениях среди Его народа, при этом Его властью использующего ангелов для спасения праведников и силой Его гнева испепеляющего грех и его не кающихся нечестивых носителей. При этом возводящего в ранг закона уголовное преследование содомских деяний, повелевающего: «Да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев.20:13). Учитывая, что содомские грехи являются признаком позорящего Бога греховного поведения человека (Рим.1:20-32), то можно утверждать, что Бог является вершителем Его высшего правосудия над всяким грехом и злом каждый миг ныне и в Последний судный день окончательно.

«Помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа…» (Зах.7:2,3). В этих словах Бог Саваоф открывается Богом священства, призванного дарованной ему силой познания Бога, Его правды и порядка, освящать, то есть освобождать народ от власти греха и зла под власть Бога, Его правды, порядка и мира, совершенствовать к должному состоянию. Что производится в Доме Божием и Теле Христовом, Церкви Православной, доныне путем служения священства и всего смиренного и верного народа Божия, в причастии Христу Спасителю и всему преподаваемому Им посредством Церкви: вероучению, таинствам и управлению. Для спасения человека в жизнь вечную, обретения приготовленных Богом каждому человеку благам века сего и будущего,

«И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом…» (1Цар.1:3). В этом тексте говорится о смиренно и благоговейно поклоняющемся Богу Саваофу отце будущего пророка Самуила. Вместе со своей благочестивой и горячо любимой женой Анной посвятившего своего сына на служение Богу (1Цар.1-25), как начальнику пророков, воинов слова правды и закона, суда и милости, произносимого в утверждение в обществе порядка и мира Божия. Пророк Самуил благодатью Бога, действующей в жизни человека через его благочестивых родителей и Церковь, стал одним из таких служителей Бога воинствующих сил среди всех народов (Пс.58:6).

Именно с представителем пророков воинства Бога Саваофа в лице Ильи общался Христос Вседержитель на горе Преображения. При этом также и с законодателем, пророком и вождем народа и его воинства Моисеем. Приемниками которых стали ученики Христа апостолы Его Церкви Петр, Иаков и Иоанн, а с ними и вся Церковь Православная, к полноте которой обращен глас Отца Небесного относительно Христа Спасителя: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). Он Христос Спаситель есть в полноте человек, как в полноте Бог, вочеловечившийся, Вседержитель и Начальник воинств небесных и земных.

«Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак.5:4). В этом тексте апостол Иаков открывает Бога Саваофа в деле наведения порядка и справедливости при оплате труда. И более того, как Бога Вседержителя и Владыку всех воинств, главнокомандующего или первого из всех воинов, в данном случае занимающегося наведением порядка и справедливости среди Своего народа, в общественных отношениях его экономической сферы, народного хозяйства. В конкретной реализации поддержания силой Вседержителя заповедей о почтении родителей, а значит, и Отечества, о запрете убивать, прелюбодействовать, присваивать чужое, лгать на истину, даже желать чужой от Бога обретенной собственности.

«Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил» (1Цар.17:45). В данном тексте Бог является первым воином и командующим войск, противостоящим внешним или внутренним агрессорам, извне или изнутри наступающим на народ и государство народа Божия, его свободу и безопасность. Ныне в спасительной в жизнь вечную полноте этому званию «Воинства Христова» соответствуют верные Православной Церкви, народ православной веры, жизни и культуры, православного Отечества. Народ Святой Руси православной, воинствующий во имя Христа Спасителя силой действующей в них Его вышней благодати против зла, греха и смерти.

Если же любой народ или его часть оставляет Бога, Ему поклонение и повиновение, то слышит в свой адрес вот такие с печалью сказанные Богом слова: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня народ Мой не разумеет» (Ис.1:3). В таком Господнем сравнении по разуму и всему остальному проистекающему побеждают волы и ослы. В правильном решении этой проблемы человек, народ и его воинство никогда не станут ни нелюдями, ни нескотами, ни военными преступниками. Противящимся Богу иудеям Христос говорит: «Се, оставляется вам дом ваш пуст. – Но и обещает спасение в их признании Его Христом Сыном Божьим и Богом, - не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф.23:38,39).

На этого Грядущего, спасающего человека от смерти в жизнь вечную в причастии Его Телу Церкви Православной, указывает нам Иоанн Предтеча: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11). А апостол говорит народу православному: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:29). Наследники всех обещаний и благ Божьих не только времени и текстов Церкви Ветхого Завета, но и Завета Нового Церкви Православной. Во все времена Господь укрепляет Его народ Словом Божьим и Духом Святым, в причастии Церкви Православной спасает в жизнь вечную, в процессе духовного и иного роста делает настоящими мужами и женами, зрелыми отцами и родителями, послушными детьми, преуспевающими учащимися, искусными и верными тружениками воинами.

«Непобедимые и мужественные воины Христовы, выступив на среду, градоначальнику, показывавшему царское писание и требовавшему повиновения, свободным голосом, смело и небоязненно, нимало не устрашившись видимого, не ужаснувшись угроз, возвестили о себе, что они христиане. О, блаженные уста, произнесшие этот священный глас, которым приявший его воздух освятился, которому рукоплескали услышавшие его Ангелы, которым уязвлены были диавол и демоны, и который Господом записан на небесах! Итак, каждый, выходя на среду, говорил: "Я христианин!" И как на ристалищах вступающие в подвиг, в одно время и имена свои сказывают и становятся на место борьбы, так и каждый из них, отринув тогда нареченное ему имя при рождении, заимствовал себе имя от общего всем Спасителя». (Василий Великий).

Так святитель Василий Великий говорит в беседе (19) «На день святых четыредесяти мучеников» о доблестном воинстве царя земного, но прежде верном воинстве Христа Царя Небесного. Указывает словом просветителя на Вседержителя Христа, начальника и совершителя веры нашей, главнокомандующего всех войск небесных и земных. О нем во Святой Троице говорит Бог: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). Верными апостольскими устами наставляет на пути спасения, крепости, победы над злом и смертью к благой и вечной жизни, повелевая: «Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:5,6).

Опубликовано: 2022.03.06.
Редакция: 2022.03.07.

Доброе воинство на службе государевой

 

(Продолжение следует)

 

Во спасение душ в причастии Христу и Его Церкви Православной в вечную жизнь, во славу Божию.

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.03.06.
Редакция: 2022.03.07.

Калашников Ю.В. Доброе воинство. (Разработка статьи) [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/bonam-militiam.htm, (дата обновления: 2022.03.07).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта