ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Школа / Журнал / Святые ходатаи и наставники / Путь освящения / Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл

 

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл

ЖИТИЕ И СЛЕД В ИСТОРИИ

Праздничная служба святым (фрагменты)

чествование 11/24 мая

Ꙗ҆́кѡ а҆пⷭ҇лѡмъ є҆динонра́внӏ̈и и҆ слове́нскихъ стра́нъ ѹ҆чи́телӏ̈е, кѷрӏ́лле и҆ меѳо́дӏ̈е бг҃омꙋ́дрӏ̈и, влⷣкꙋ всѣ́хъ моли́те, всѧ̑ ꙗ҆зы́ки словє́нскӏ̈ѧ ѹ҆тверди́ти въ правосла́вӏ̈и и҆ є҆диномы́слӏ̈и, ѹ҆мири́ти мӏ́ръ, и҆ сп҃стѝ дꙋ́шы на́шѧ.

Яко Апостолам едины в нравах и славянских стран учителя, Кирилле и Мефодие богомудрые, Владыку всех молите все народы славянские утвердить в Православии и единомыслии, умирить мир и спасти души наши.
Тропарь равноапостольных Мефодия и Кирилла

Сщ҃е́ннꙋю дво́ицꙋ просвѣти́телей на́шихъ почти́мъ, бж҃е́ственныхъ писа́нӏ̈й преложе́нӏ̈емъ и҆сто́чникъ бг҃опозна́нӏ̈ѧ на́мъ и҆сточи́вшихъ, и҆з꙽ негѡ́же да́же додне́сь неѡскꙋ́днѡ почерпа́юще, ѹ҆бл҃жа́емъ ва́съ, кѷрӏ́лле и҆ меѳо́дӏ̈е, прⷭ҇то́лꙋ вы́шнѧгѡ предстоѧ́щихъ и҆ те́плѣ молѧ́щихсѧ ѡ҆ дꙋша́хъ на́шихъ.

Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных Писаний толкованием источник богопознания нам источивших, из него же даже доныне неиссякаемо почерпая ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, престолу Всевышнего предстоящих и тепло молящихся о душах наших.
Кондак равноапостольных Мефодия и Кирилла

 

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл / Источник: http://www.pravoslavie.ru«Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия).

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь.

Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу.

Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.

После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим.

Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания.

Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград. Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда, как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках - славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда». [1]

В нынешний день (11/24 мая) для всех славян, а также и для всех говорящих на славянских языках особое торжество чествования святых просветителей Кирилла и Мефодия, даровавших нам спасительное Слово Божие на понятном для нас языке, чудным Промыслом Бога потруждавшихся в сотворении Православной культуры и среди славянских народов. И не только среди славян, а до краев земли, куда ныне видны добрые дела, творимые их верными Христу и Святому Православию духовными потомками.

- Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф.6:11,12), - призывает Апостол Павел всякую душу, каждый народ и весь мир. Перечисляемые далее орудия победы: истина, праведность, Благовестие, вера, учение о Спасении, Слово Божие, даруются Богом в Его Откровении нам через пророков и апостолов, во Христе и многих смиренных Вседержителю душах, свято хранятся Церковью и преподаются Её служением каждому человеку на понятном ему языке.

Нисходящее свыше Откровение поселяется в наших душах Словом Божиим, этим Словом творит там добрые помыслы, а затем являет в жизни добрые слова и поступки. Это Слово Божие – Меч Духовный, истребляющий во Христе в наших жизнях грех и смерть, дарующий праведность, свободу и вечную жизнь. Этот Меч славянским народам принесли от Бога Христа Спасителя и Его Святой Православной Церкви две смиренные Богу и Церкви души, святые равноапостольные Мефодий и Кирилл.

Примем же в великом благоговении и ответственности это всепобеждающее Слово и Меч в свои сердца и руки, умудримся вышней правдой и исполнимся любовью Отчей, в причастии Христу, Его Церкви, труду и воинствованию будем достойными детьми Божьими. Так неизбежно получим все уготованное нам Богом, всё неизменно являющееся нам благом во святом служении своей душе и семье, Церкви Православной и Отечеству, миру между народами.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий чествуются Церковью в Росси, Белоруссии и на Украине, суть единой Святой Руси, в иных славянских странах, а также и всеми народами, благодарными Руси - России за благодатный вклад в развитее всей мировой культуры. Праздник отмечается на государственном уровне во многих странах, в Росси, например, учрежден Постановлением Президиума Верховного Совета РФ в 2004 г.

 

 

 

Фото – Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры

Фото – Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию возле Центра славянской письменности и культуры в одноименном парке в г. Донецке. См…

 

 

 Орден «Святые Кирилл и Мефодий» . Звезда. Источник: http://www.president.bg

Орден «Святые Кирилл и Мефодий»
- вторя по достоинству государственная награда Республики Болгария

Орденом награждаются болгарские и иностранные граждане, внесшие значительный вклад в развитие культуры, искусства, образования и науки

Орден «Святые Кирилл и Мефодий» . Крест. Источник: http://www.president.bg

«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7,8), - говорит Апостол Павел, озирая свой пройденный в служении Христу Спасителю и Богу, Его Церкви и народу путь и предвосхищая плод. А за ним и все мы, блаженствующие в каждом миге своего во Христе движения к вышнему благу – святому и вечному единству со своим Отцом и Царем Небесным, Христом и Его Церковью, Пренепорочной Марией Девой Богородицей, богоносными отцами и всеми святыми, ожидая чудной награды и достойного победителей высшего знака – венцов вечной правды и жизни.

 

Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем.
Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему,
потому что увидим Его, как Он есть. (1Ин.3:2)

 

Мира Божия Христова во Святом Православии на Святой Руси и всем народам.
Главный редактор журнала Калашников Юрий Викторович.

 

 

Калашников Ю.В. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл (Житие и след в истории). [Электронный ресурс] // Журнал «Праведность и мир» ISSN 2078-8932: URL: http://sancti.ru/plus/stkm/st-km.htm (дата обновления 24.05.2022). 

Опубликовано: 2015.05.24
Редакция: 2019.05.24, 2022.05.24


Е-почта: sl@sancti.ru, vcsl-k@ya.ru

 

Праведность и мир © Калашников Ю.В. 2015-2022  Правила сайта        


[1] Настольная книга священнослужителя. Издание Московской Патриархии, Том 3. Москва, 1979 г. С. 306-308.