Крест Животворящий ПРАВЕДНОСТЬ И МИР

журнал православного богословия, культуры и права

Журнал / Школа / спасение / Культура / Наука / Православная методология в психологии

Православная методология
в психологии и психологической помощи

Реферат по дисциплине «Общая и социальная психология»


Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего,
всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою,
и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою,
и да будут они повязкою над глазами твоими,
и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

Второзаконие 6:4-9



Оглавление

Введение

Глава 1. Православная методология в психологии, как науке

Глава 2. Православная методология в психологической помощи

Заключение

Список использованной литературы

Список использованных нормативно-правовых актов

Введение

Первоочередная задача духовно-нравственного укрепления народа России, соответствующее построение идеологии развития и базирующейся на ней внутренней и внешней политики, является продолжением тысячелетие развивающейся культуры и суверенитета России, как указано в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», с признанием особой роли православия (деятельности Православной Церкви и ее результатов, - прим. автора) в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры1. В направлении развития и укрепления российского общества и государства соответственно одной из принятых поправок в Конституцию России 2020 г., где в Ст. 67.1 указывается на веру в Бога и обязанность государства содействовать дальнейшему преемственному духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим2. При этом учитывая, что с образованием и воспитанием подрастающего поколения, с занимающейся этим процессом наукой педагогикой неразрывно связана и психология, наука о душе, берущая начало от сотворения человека по образу и подобию Божию, развивающаяся доныне, в неразрывной связи с религией. И естественно, что и государством, и Русской Православной Церковью уделяется значительное внимание использованию психологии в различных сферах жизни. Например, в соответствии с Концепцией организации молодежной работы в Православной Церкви ответственные лица «должны быть подготовлены к этому церковному служению, иметь личный опыт духовной жизни... Им важно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области христианской антропологии, педагогики и психологии»3.

При этом в нынешнем переходе в России от воинствующего атеизма Советского Союза к официально, с указанием на это в Конституции, признаваемой вере в Бога существует проблема достаточного использования в науке и практике психологии методологии, основанной на вере в Бога, соответствующей вероучению и жизни Православной Церкви, и конституционно-правовым основаниям правовой системы России, основным международным нормам, являющимся частью православной культуры4, принятым и поддерживаемым ООН, закрепленным в ее уставе5.

Объектом данной исследовательской работы является человек и его поведение, рассматриваемый с применением православной богословско-философской методологии в науке. А предметом — психология человека, как наука и практика, рассматриваемая так же с применением православной богословско-философской методологии в науке.

Целью работы является описание психологии, как науки, и психологической помощи с использованием православной богословско-философской методологии.

На пути достижения цели ставится две основные задачи: 1) описание психологии, как науки, с использованием православной методологии в 2) описание процесса оказания психологической помощи с использованием православной методологии. С представлением в конце работы общих выводов.

Глава 1. Православная методология в психологии, как науке

Больше всего хранимого храни сердце твое,
потому что из него источники жизни
Притчи 4:23

Здравый в разуме человек понимает, что ему необходимо и полезно в первую очередь хранить самое для него ценное, жизненноважное и приносящее более всего благ. Обращаясь к Своим ученикам, Христос Спаситель учит: «Кто хочет душу (греч. ψυχή, псюхе) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:25,26)6. Так наставляет на путь следования за Ним как Учителем в несении человеком своего креста, возлагаемых Им на человека обязанностей. При этом открывает особую ценность души и пользу в её сохранении в вечную жизнь, для чего и создал её Творец. А так как Творец всего, Всемогущий и Всеведущий Бог является также и Серцеведцем человека, то есть совершенно знающим душу человека и открывающим это знание человеку, то с уверенностью можно назвать Бога первым источником знания о душе человека, основателем и учителем психологии (греч. ψυχή — душа, λόγος — учение), науки о душе.

Каждая наука, в том числе и психология, имеет объект и предмет исследования, а также свой специфический метод исследования. Психология не является исключением из этого правила. Однако общепризнанным является только объект этой науки — человек. При этом понимание того, что же является предметом исследования, и как должно сформулировать определение психологии, зависит от мировоззрения и идеологии исследователей, соответствующей философской методологии исследований. В данной работе используется научно-богословская методология, основанная на вероучении и жизни Православной Церкви, современных научных знаниях в области философии и психологии, соответственно законодательству Российской Федерации, в частности, Конституции России, где в Ст. 67.1 говорится о вере в Бога, Закону РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", где в преамбуле указывается на особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Итак, человек является объектом, где располагается душа. А какова она, понимание извлекаем из Святого Писания. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28), - говорит Христос, о должной заботе человека о себе, о приоритетах сохранности души по отношению к телу. Откуда вытекает, что есть различие между телом и душой человека. Во-первых, в том что смерть тела не обязательно ведет к погибели души, но может распространяться на одно и на другое. А значит, душа обладает определенной автономностью по отношению к телу и поэтому может иметь жизнь после смерти тела. «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1Фесс.5:23), - обещает Господь апостольскими устами сподобившимся в верности Христу и Церкви Православной достичь Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, грядущего окончательно судить мир. Следовательно, человек состоит из духа, души и тела, сотворенных и спасаемых Богом в жизнь вечную.

«"Дух и душа и тело" – Богооткровенное указание на состав естества человеческого... В нем есть и растительно-животная жизнь, и животно-душевная вместе с душевно-человеческою, и духовная, исключительно ему принадлежащая и его характеризующая. Их и означают слова: тело, душа и дух. Тело – наш животно-растительный организм, со всеми его отправлениями и потребностями; душа – начало тех внутри нас сознательных явлений, кои начинаются чувственными восприятиями, влечениями и ощущениями и оканчиваются научными построениями, многообъятными начинаниями и предприятиями, произведениями вкуса; дух – орган Богообщения, Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила. Существенные черты его – сознание и свобода, движущие его начала суть: вера в Бога, чувство всесторонней зависимости от Него и уверенность в Нем»7.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (נְשָׂמָה, евр. звучит: руах. - дух, ветер; πνεῦμα, греч. звуч. пневма) жизни, и стал человек душею (נֶפֶשׂ‎, евр. - душа, жизнь, личность; ψυχή, греч.) живою» (Быт.2:7). Так Духом Животворящим Бог даровал человеку жизнь, к телесной части добавил часть духовную. Что свидетельствует о двух частях человека: телесной и духовной. К духовной относится дух и душа человека. Так митрополит Макарий пишет: «По учению Православной Церкви, человек состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела... след. состоит из двух частей»8. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12), - апостол Павел указывает на частичную только постижимость в этом веке человеком духовного мира. Митрополит Макарий уточняет, что «некоторые из древних учителей Церкви различали в человеке дух, душу и тело: то отнюдь не в том смысле, будто душа и дух составляют особые, самостоятельные части»9. А святитель Сильвестр подробно рассматривает учение древних христианских учителей и писателей в пользу существования в природе человеческой кроме души еще и духа10.

При этом Святое Писание открывает, что слово Божие способно проникать «до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Что есть люди, «отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд.1:19). Апостол Павел разделяет людей на душевных и духовных, отмечая, что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия... и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:14,15). Христос Спаситель в разговоре с учителем народа Никодимом говорит: «Должно вам родиться свыше» (Ин.3:7), и уточняет, что должно родиться от Святого Духа и Слова Божия. Слова Божия, подобно воде, явно омывающего разум от скверн и своеволий и вводящего его в послушание Богу и всему Им предписываемому. И Святого Духа, таинственно животворящего человека от духовной смерти к жизни вечной. «В таинстве Крещения, родившись от Духа, мы становимся духом… вследствие чего и входим в царствие Божие»11, говорит митрополит Макарий. Чтобы вечная душа пошла не в вечную смерть преисподней (Откр.20:14), а вечную жизнь Царства Небесного (Мф.25:41-46).

В учении о духовном мире, духовности и происходящей отсюда нравственности, а также и жизни вечной, как предупреждает Христос, необходимо беречься опасной закваски фарисейской и саддукейской (Мф.16:6), то есть учения фарисейского и саддукейского. Фарисеи были во многом лицемерны в вопросах веры и должного поведения, а саддукеи открыто отрицали воскресение мертвых, жизнь вечную, существование духов, то есть духовного мира (Деян.23:8). Сродни саддукеям было значительное количество ученых эпохи Просвещения, полагавших, что прогресс и совершенствование человечества возможно без Бога, только усилиями человеческого разума. Так же и в России, в советские богоборческие времена. В том числе и в отношении души человека, её духовной сущности. Поэтому душа, как часть человека, творения Божия в позитивистской (лишенной философско-богословского, духовного основания) психологии была заменена неким черным ящиком, проявления которого изучались психологией.

Рубинштейн С.Л. (1889-1960), советский психолог и философ, официально стоящий на материалистических позициях, в его фундаментальном труде "Основы общей психологии" относительно содержания общей психологии говорит следующее: «Она изучает психику человека в её общих закономерностях. Эти общие закономерности психики человека раскрываются: 1) в процессе развития психики (сначала у животных, затем в историческом развитии у человека и в индивидуальном её развитии у ребёнка); 2) в её проявлениях в различных видах деятельности, в которых она не только проявляется, но и формируется; 3) в её патологических нарушениях. Поэтому общая психология строится на обобщениях всех областей психологического знания; предметом её специального изучения является психология нормального взрослого человека»12.

Учитывая не признающую существование Бога философскую методология автора, необходимо отметить, что данное высказывание в значительной мере соответствует истине, полнота которой может быть постигнута только на основании достаточного понимания окружающей действительности с признанием Бога, открывающегося человеку посредством Его творения и Церкви, и лично Святым Духом. В дополнении необходимым духовным компонентом это высказывание будет иметь следующий вид.

Общая психология изучает проявления деятельности души человека в их общих закономерностях. Эти общие закономерности раскрываются: 1) как результат действия Бога Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека, даровавшего жизнь животным и человеку, имеющим души, в историческом и индивидуальном их происхождении, существовании и развитии; 2) действием Божией благодати в проявлениях свойств души человека в различных видах деятельности, в которых душа проявляется и возрастает к биологической, интеллектуальной, социальной, духовной и нравственной зрелости; 3) в патологических нарушениях деятельности души, происходящих вследствие отдаления человека от Бога. Поэтому общая психология строится на обобщениях всех областей богословского, философского, общенаучного и психологического знания; предметом её специального изучения является сотворенная и спасаемая Богом в вечность душа в проявлениях её свойств нормального взрослого человека.

Глава 2. Православная методология в психологической помощи

Бог определил нас не на гнев,
но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа...
Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе,
и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их;
будьте в мире между собою…
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и
ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока
в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
1Фессалоникийцам 5:9-23

Применяя в качестве высшего философско-богословского уровня научной методологии вероучение Православной Церкви, рассмотрим библейское основание понимания деятельности психолога, оказываемой им психологической помощи. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17), - наставляет Господь устами апостола. Откуда видно, что Богом установлены, облечены властью и Им контролируются наставники народа Божия, Церкви Православной, которым каждому человеку и всему народу должно искренне, от сердца повиноваться для своего же блага и пользы. При этом Христос Спаситель предупреждает: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф.23:8-10). Так Бог Отец, всегда оставаясь Отцом, во Христе Сыне Божием — учителем и наставником, ставит в обществе послушных Ему отцов, руководителей, учителей и наставников, призванных в исполнении воли Божией заботиться о каждой вверенной душе, о благе находящегося под их началом всего общества.

Каждый такой руководитель в достижении поставленных перед его коллективом целей должен уметь заботиться о подчиненных, о их душах в узком личностном и широком общем понимании, о всей жизни. Для этого им необходимо иметь познания в области души, психологии, а при необходимости — помощников, профессиональных знатоков душ, психологов, специалистов своего удела, например, в профориентации или профотборе, управлении, педагогике... При этом психологи, призваны заниматься упорядочиванием и умиротворением душ в строгих границах, поставленных и открываемых Богом в вероучении и жизни, канонах и законодательстве Православной Церкви. В признании того, что человек обладает неотъемлемым от Бога полученным достоинством, правами и властью, но никакие права и власть человека или общества, государства, не могут быть выше власти и воли Бога, открываемых Им ценностей13. На территории России психологическая помощь осуществляется на основании Конституции и законодательства России, где указываются права, обязанности и ответственность человека, общества и государства в реализации личных и национальных интересов, укрепления экономического и военного потенциала, суверенитета и безопасности России. В эту систему кроме Конституции входит также Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Закон РФ от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей».

В Ч. 3 «Виды социальных услуг» Ст. 20 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к одному из видов социальных услуг относятся социально-психологические услуги, «предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия». В сфере образования возникающие отношения регулируются Законом об образовании в Российской Федерации14, в соответствии со Ст. 42 которого оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Существует ряд подзаконных актов, принимаемых различными органами и структурами государственной власти в сфере психологической помощи. Например, Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". Где в П. 2.1 дается определение оказываемой психологом поддержки, которой является «система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей»15.

Однако необходимо учитывать, что не возможности самореализации психолога или его подопечного укрепляются Богом, а необходимое для жизни и труда смирение каждого человека Богу, в Его руководящую ко благам волю, под действие Его вышней благодати. Как о том говорит Господь: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе"» (Ис.41:10-13). Держит Всемогущий Бог Его десницей правды человека за правую руку, что значит, поддерживает, не нарушая правду, порядок и мир, который Сам же установил, и тому научает всех. Так делая крепким и наполненным жизнью, во-первых, дух и душу каждого послушного Ему человека, ведомого Им во Христе и Святом Православии в жизнь вечную.

Тем же, которые оставили Бога, дарующего жизнь и питающего, то есть воспитывающего души и все общество в Его вышний порядок и мир, Бог Отец со скорбью говорит: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!» (Ис.1:2-4). По описанным в тексте духовным и душевным качествам можно судить, что все отказавшиеся от воспитания Божия впадают в плачевное состояние разумности, по уровню ниже остального творения. Но таковых Отец Небесный не оставляет, приглашает к праведному труду, к Себе на рассудительную беседу и обещает блага смирившимся под Его волю, откорректировавшим свое поведение в покорности учрежденному порядку Его вечного Царства Божия. А упорствующим в противлении Ему обещает погибель (Ис.1:16-20).

Такое участие Бога и Ему послушного народа в жизни какого-либо человека и общества созвучно сути социально-психологических услуг, описанных Ч. 3 Ст. 20 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», предусматривающих «оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия»16. Но в полноте истинно и действенно только с учетом того, что указанная социальная среда при этом должна теоретически, а затем и в практической деятельности включать в себя своего Творца и Промыслителя Бога, Его благодать, мудрость и любовь. В понимании, что анонимно перед Его лицом ничего совершить не возможно. Как о том говорит псалмопевец Давид: «Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс.138:4). И в таком состоянии человек Божий разумно не пытается совершить невозможное, спрятаться от Бога, а идет Ему навстречу с просьбой: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:23,24). А если и открывая свое сокровенное человеку, то в таинстве Исповеди, защищаемой Богом и законом.

Как видим, Бог лично занимается душой человека, его воспитанием, зрелость которого характеризуется способностью слышать и понимать Бога, отличать Его голос от множества иных. Как об этом говорит Христос Спаситель, Пастырь народа Божия: «Он зовет своих овец по имени и выводит их... Овцы за ним идут, потому что знают голос его… Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин.10:3-15). Человеку должно знать, что ведомый вышней любовью Христос, в полноте Бог и в полноте человек, положил душу Свою за грешников, чтобы спасти их из-под проклятия (наказания) закона, и ведет послушных Его голосу к приготовленным каждому свыше благам века нынешнего и будущего вечной жизни. С детьми Он говорит устами их верных Христу и Церкви родителей. Так каждому человеку должно познавать Бога Отца из уст Церкви Православной, потому что только такое познание спасительно человеку в жизнь вечную. Не диплом магистра, кандидата или доктора богословских наук, даже православного богословия, спасает человека, хорошо изучившего священные тексты и историю Церкви, а личное познание Спасителя Бога через причастие Христу и Его Церкви Православной. Через возрождение от Слова Божия и Духа Святого. Как говорит Господь спасающимся вышней благодатью в жизнь вечную: «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).

На этом пути спасения Христос — глава Церкви поставил священнослужителей, «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11-13). Эти работники Господни помогают всем смиряющимся Христу Богу и Церкви познать Бога, Который и совершенствует каждого такого человека разными путями и средствами в полный духовный возраст по эталону и до уровня Христа Сына Божия. Неотъемлемой частью этого служения верных является попечение о душах, включающее в себя особую часть, называемую психологической помощью. Откуда следует, что для полноценной, спасительной заботы о душах дипломированному в светском вузе психологу должно быть еще причастником Христа и Его Церкви Православной. И наоборот, всякий занимающийся душами по призванию Христа и Церкви священнослужитель или церковнослужитель для совершенства своего служения попечения о душах должен быть в достаточной мере специалистом, квалифицированным психологом.

Господь повелевает коринфянам и всем испытывать, исследовать себя на предмет достаточной веры Божией, задавая риторический вопрос: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5). Тем указывает, что в свою меру психологом, то есть знающим, понимающим внутренний мир человека, способным позаботиться о здоровье, во-первых, своей души, должен быть не только специалист, а каждый человек. Что достигается всегда благодатью Божией, даруемой Богом верным Ему в вере и трудах лично и посредством Христа Спасителя и Его Церкви Православной. «Промысл Божий так же печется и о тебе, как и о целом мире, так же носит и тебя десницей своего, как и небесные тела и целые солнечные системы; посему не усиливайся измерять пути планет и расстояния различных звезд от солнца, а смотри ближе: более всего и чаще всего наблюдай благоговейно пути Промысла Божия в твоей собственной жизни и измеряй точнее, как далеко или близко душа твоя отстоит от своего солнца – Творца и Промыслителя твоего»17, - наставляет архиепископ Антоний (Амфитеатров, 1815-1879) на путь обретения человеком света и тепла мудрости и любви Божией.

Все таковые, ведомые Божественной благодатью, призванные заниматься психологической помощью на бытовом уровне или профессионально, должны это делать с самым высоким качеством, как для Господа, а не для человеков (Кол.3:17,23). В любом случае, чтобы быть способным заниматься своей душой и душами ближних, в том числе профессионально, человеку должно вручить себя в послушание Богу, отдать в Его руки свои члены, начиная с помыслов, на дела добрые (Рим.6:13,19). Принести себя Богу для жизни века нынешнего и будущего, познавая и исполняя волю Божию. По слову Господню в устах апостола: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1,2). Только так, вручив себя в волю Божию, став духовно умиротворенным, исполненным вышней мудрости и силы инструментом в руке Господней, можно быть в достаточной мере попечителем душ, психологом, способным принести нуждающимся лицам, всему обществу и себе максимальную пользу, помочь в обретении полноты приготовленных Богом благ века нынешнего и будущего, во славу Божию.

Заключение

Духовно-нравственное укрепление народа России, соответствующее построение идеологии, внутренней и внешней политики, является продолжением тысячелетие развивающейся культуры и суверенитета нашего государства преимущественно на основании вероучения и жизни Православной Церкви, действием благодати Божией. С содействием государства дальнейшему преемственному духовно-нравственному, социальному, интеллектуальному и физическому развитию детей и взрослых, воспитанию патриотизма, гражданственности, уважения к старшим, утверждения вышнего человеколюбия и мира между народами. На этом пути с образованием и воспитанием, с педагогикой и иными гуманитарными науками неразрывно связана психология, наука о душе, возникшая в Боге при сотворении первого человека по образу и подобию Божию и доныне развивающаяся силой благодати в неразрывной связи с Православной Церковью. При этом важнейшей задачей является достаточное использование в науке и практике психологии методологии, основанной на вере в Бога, соответствующей вероучению и жизни Православной Церкви и православной культуре. В России — конституционно-правовым основаниям её правовой системы и соответствующим основным международным нормам, принятым и поддерживаемым ООН.

Душа человека, как учит Православная Церковь, является самым ценным для Бога и человека, потому что сотворена Богом для вечной и блаженной жизни. Творец всего, Всемогущий и Всеведущий Бог, является совершенно знающим душу человека и открывающим это знание человеку. Следовательно, является и первым источником знания о душе человека, основателем и учителем психологии, науки о душе, объектом которой является человек и его поведение, а предметом — душа человека. Однако понимание того, что такое душа, зависит от мировоззрения исследователей. В православии признается, что сотворенный Богом человек состоит из телесной и духовной части, душа относится к духовной части и связана с телом и духом человека. В противлении Богу человек не имеет в себе Святого Духа и поэтому является духовно мертвым, но в принятии Христа Спасителя и Его заповедей в качестве руководящих, исходящим от Отца по ходатайству Сына Духом Святым возрождается к вечной жизни.

Так поселившийся в человеке Святой Дух начинает лично и посредством Церкви Православной спасительно в вечную жизнь руководить его помыслами, словами и поступками, созидая и являя здравие души, исполненной благодатью мира, мудрости и силы Божией. При этом отвергающими веру Божию учеными и практиками душа человека рассматривается как «черный ящик» с его психическими явлениями, описываемыми позитивной психологией вне духовности. Что удаляет человека и общество от полноты истины, порядка и мира Божия в разрушение психики и психологии, жизни человека и общества, в истощение, войны за ресурсы и смерть. Если отступившие так от Бога возвращаются к подаваемой во Христе и Православной Церкви полноте спасительной благодати и истины, то им и посредством них каждому человеку и обществу Бог дарует блага века нынешнего и будущего вечной жизни. Количество обретаемых так благ зависит от смирения человека и общества Христу Спасителю Богу и Церкви, родителям, поставленным Богом начальствующим и учителям, а также — от окружающей ситуации и Промысла Божия.

С использованием высшего философско-богословского уровня научной методологии, вероучения и жизни Православной Церкви, необходимо рассматривать и деятельность психолога, которым в достаточной мере должен быть каждый духовный наставник Православной Церкви, призванный Богом и имеющим на труд благословение Церкви, которому исключительно в рамках его власти его подопечным должно искренне и разумно повиноваться для своего и общего блага. При этом пребывая в повиновении Христу Богу и всему Им предписываемому, дети — родителям, жены — мужьям, мужи — отцам и владыкам Церкви, подчинённые — начальствующим, начальствующие — всему обществу в святом народовластии, подчиняясь друг другу в страхе Божием. Зная, что у нас один Наставник — Христос, который ставит в обществе послушных Ему отцов, руководителей, учителей и наставников, заботящихся в рамках своей власти и ответственности о благе познания Христа Спасителя Бога находящимися под их началом душ и коллективов. В признании того, что человек обладает неотъемлемым от Бога полученным достоинством, и никакая власть или права человека, коллектива, государства не могут быть выше власти и ценностей, открываемых миру Богом посредством Православной Церкви.

Бог поддерживает каждого человека, научая доброму пред Ним поведению, утверждая Его правду, порядок и мир, который установил для блага каждого человека и всего общества, и собственным примером такому поведению научает всех. Тем, которые упорствуют в противлении Богу, дарующего жизнь, Он со скорбью попускает впасть в плачевное состояние разума, до уровня ниже разумного творения. Но таковых не оставляет, а посредством верных Ему и Церкви приглашает к праведному труду, а затем к Себе вв рассудительное общение и дарует блага смирившимся под Его волю, действием Его благодати исправившим свое поведение в порядок вечного Царства Божия, православной культуры. Продолжающие упорство в противлении Богу истребляются. Так Бог лично занимается душой человека, его воспитанием и спасением. А в помощники берет верных в вере и служении, способных заботиться о ближнем силой благодати и любви Божией, на пути к цели познания Бога и достижения полного возраста Христова.

Итак, душа человека является самым драгоценным для Бога и человека, Им спасаемым и хранимым Его творением. Для обретения на пути спасения полноты благ века нынешнего и будущего Господь Сам руководит смиренными Ему душами, а также ставит верных Ему попечителей, которые владеют кроме всего необходимого и наукой о душе, психологией, а также имеют достаточно помощников профессиональных психологов. При этом всем таковым должно быть верными причастниками Христа и Его Церкви Православной, верными своей семье, своему Отечеству и миру между народами. Верными призванию к своему делу, способными совершенствоваться, быть в достаточной мере специалистами в заботе о душах, в оказании необходимой психологической помощи. Совершая труд действием Божьей благодати, во имя Христа, с качеством как для Христа, во спасение своей души и еще многих в жизнь вечную, во славу Божию.

Список использованной литературы

Библия / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/bible/mf/16/, (дата обращения 2022.07.28).

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html, (дата обращения: 2022.07.28).

Концепция организации молодежной работы и молодежного служения в Русской Православной Церкви. / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/5911694.html, (дата обращения: 2022.07.28).

Феофан Затворник (1815-1894). Толкования посланий Апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям / свт. Феофан Затворник. - М. : Правило веры ; Звенигород : Саввино-Сторожев. ставропиг. мужской монастырь, 2005. - 623 с.

Антоний (Амфитеатров 1815-1879). Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви. - 8-е изд. - Санкт-Петербург : тип. А. Якобсона, 1862. - 290 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Акад. наук СССР. Ин-т философии. - 2-е изд. - Москва : Учпедгиз, 1946 . - 704 с.

Макарий (Булгаков), митрополит. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. М. Синодальная типография, 1913. - 368 с.

Макарий (Булгаков, митр. Московский и Коломенский; 1816-1882). Православно-догматическое богословие. Изд. 4, T. 2. - Санкт-Петербург: Типография Р. Голик,1883. - 674 с.

Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) епископа Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. Т. 3, Изд. 2. - Киев: тип. Корчак-Новицкого, 1889. - 523 с.

Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

Список использованных нормативно-правовых актов

Конституция Российской Федерации. / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70552648, (дата обращения: 2022.07.28).

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/37616, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями). / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/135919/paragraph/31, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/8, (дата обращения: 2022.06.23).

ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2022.06.23).

Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". / Гарант. https://base.garant.ru/136694/, (дата обращения: 2022.07.28).

Устав ООН / Официальный сайт ООН. https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения: 2022.06.23).



Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.08.02.
Редакция:

Калашников Ю.В. Православная методология в психологии и психологической помощи. Реферат по дисциплине «Общая и социальная психология». [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/cn/prav-psilogy.html, (дата публикации: 2022.08.02).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта



1  ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2022.07.01).

2  Конституция Российской Федерации. ст. 67.1 / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.05.23).

3  Концепция организации молодежной работы и молодежного служения в Русской Православной Церкви. / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/5911694.html, (дата обращения: 2022.07.28)

4  Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

5  Устав ООН / Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения: 2022.05.23).

6  Евангелие от Матфея. Библия / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/bible/mf/16/#25, (дата обращения 2022.07.28).

7  Феофан Затворник (1815-1894). Толкования посланий Апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям / свт. Феофан Затворник. - М. : Правило веры ; Звенигород : Саввино-Сторожев. ставропиг. мужской монастырь, 2005. - С. 295.

8  Макарий (Булгаков), митрополит. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. М. Синодальная типография, 1913. - С. 99.

9  Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. T. 1. - Санкт-Петербург : Тип. Фишера, 1849. - 453 с. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004430701?page=46, (дата обращения 2022.07.28).

10 Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Т. 3, Изд. 2. - Киев: тип. Корчак-Новицкого, 1889. - С. 227-232.

11 Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Изд. 4, T. 2. - Санкт-Петербург: Типография Р. Голик,1883. - C. 330.

12 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - Москва : Учпедгиз, 1946 . - С. 17.

13 Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html, (дата обращения 2022.07.28).

14 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/8, (дата обращения: 2022.07.01).

15 Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". / Гарант. https://base.garant.ru/136694/, (дата обращения: 2022.07.28).

16 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70552648/paragraph/211, (дата обращения: 2022.07.28).

17 Антоний (Амфитеатров 1815-1879). Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви. - 8-е изд. - Санкт-Петербург : тип. А. Якобсона, 1862. - С. 93.