Крест Животворящий ПРАВЕДНОСТЬ И МИР

журнал православного богословия, культуры и права

Журнал / Школа / спасение / Культура / Наука / Православная методология в возрастной и педагогической психологии

Православная методология
в возрастной и педагогической психологии

Дисциплина «Возрастная и педагогическая психология»


Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!
Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
Псалтирь126:3-5

Отцы, не раздражайте детей ваших,
но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Ефесянам 6:4



Оглавление

Введение

Глава 1. Духовное рождение и состояние

Глава 2. Духовное воспитание и возрастание

Заключение

Список использованной литературы

Список использованных нормативно-правовых актов

Введение

Задача духовно-нравственного укрепления народа России, соответствующее построение идеологии и базирующейся на ней внутренней и внешней политики, является продолжением тысячелетие развивающейся культуры и суверенитета России, как указано в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», с признанием особой роли православия (деятельности Православной Церкви и ее результатов, - прим. автора) в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры1. В направлении развития и укрепления российского общества и государства соответственно одной из принятых поправок в Конституцию России 2020 г., где в Ст. 67.1 указывается на веру в Бога и обязанность государства содействовать дальнейшему преемственному духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим2. Учитывая, что с образованием и воспитанием подрастающего поколения, с занимающейся этим процессом наукой педагогикой неразрывно связана и психология, наука о душе, берущая начало от сотворения человека по образу и подобию Божию, развивающаяся доныне, в неразрывной связи со служением Православной Церкви. Что закреплено в Законе об образовании, где в определении воспитания указывается на духовно-нравственные ценности, как основание развития личности3.

Наряду с этим, в нынешнем переходе в России от воинствующего атеизма Советского Союза к официально признаваемой вере в Бога, в науке и практике психологии, в частности возрастной и педагогической, существует проблема достаточного использования методологии, основанной на вере в Бога, соответствующей вероучению и жизни Православной Церкви, конституционно-правовым основаниям правовой системы России, основным международным нормам, являющимся частью православной культуры4, принятым и поддерживаемым ООН, закрепленным в ее уставе5.

Объектом данной исследовательской работы является человек, как личность духовная. А предметом — духовность человека, её суть, происхождение, развитие и воспитание.

Целью работы является описание с использованием православной богословско-философской методологии процесса духовного возрождения, воспитания и роста человека.

Глава 1. Духовное рождение и состояние

Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия…
Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…
Должно вам родиться свыше.
Иоанна 3:3-7

Знать, что является ценным, признак здравого в разуме и ответственного человека, который понимает, что ему полезно обретать и хранить, как жизненно важное, приносящее более всего благ. Для профессионала, например, педагога-психолога, уметь на этом основании разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями, требованиями профессионального стандарта6 и законодательства России. На особую духовную ценность для каждого человека указывает в общении с учителем народа Никодимом Христос Спаситель: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (греч. πνεῦμα, пневма). Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.3:6,7). То есть каждому человеку в обретении самого драгоценного, полноты образа и подобия Божия необходимо иметь возрождение от Святого Духа, чтобы увидеть Царство Божие и войти в него навечно, обрести блага века сего и будущего, приготовленные Богом. Служить уже не плоти, а Богу, в готовности жизнь свою положить за веру и все ею предписываемое, семью, друзей, отечество... и так достойно войти в век будущий. По слову Христа: «Кто хочет душу (греч. ψυχή, псюхе) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:25,26)7.

Так Господь дарует человеку жизнь вечную и наставляет на путь следования за Ним Учителем и Господом в несении своего креста, возлагаемых Им на человека обязанностей. Возрождением духа и души человека от Святого Духа и Слова открывает особенную связь духа и души, которые в причастии Христу и Церкви Православной направляются Им в жизнь вечную. Дух человека является особым творением Бога по сущности Духа, потому и познаётся духовное человеческое и Божественное в необходимой мере только человеком духовным. Как апостол об этом учит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:14,15). То есть то, что может человек понимать духовно является вне рамок понимания человеком, не имеющим Духа Божия. А человек духовный, имеющий в себе Святого Духа, достаточно зрелый и послушный Богу, может понимать все, потому что он исполнен и руководится Творцом и Промыслителем всего Всеведущим Богом. Включая понимание сущности, содержания и функций духовно-нравственных ценностей, лежащих в основе развития личности в процессе образования и воспитания человека, в том числе осуществляемом в соответствии с законодательством России8.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (נְשָׂמָה, евр. звучит: руах. - дух, ветер; πνεῦμα, греч. звуч. пневма) жизни, и стал человек душею (נֶפֶשׂ‎, евр. - душа, жизнь, личность; ψυχή, греч. звуч психе) живою» (Быт.2:7). Так Духом Животворящим Бог даровал первому человеку жизнь, к телесной части добавил часть духовную, к которой относится дух и душа человека. Как пишет митрополит Макарий: «По учению Православной Церкви, человек состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела...»9. А святитель Сильвестр подробно в историческом плане рассматривает учение христианских учителей и писателей о существования в невещественной природе человека души и духа10.

При этом Святое Писание открывает, что слово Божие способно проникать «до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Откуда следует, что дарованные Богом дух и душа не одно и то же. А после грехопадения и изгнания Богом первого человека от Древа вечной жизни появились люди, «отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (Иуд.1:19), то есть духовно мертвые, движимые не Святым Духом Божьим, а желаниями плоти и падшего мира. Потому что «помышления плотские суть смерть... вражда против Бога... Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:5-9). Так и Господь предупреждает, что «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). То есть человек, не имеющий в себе Святого Духа, является духовно не возрождённым, мертвым для Царства Божия.

Христос Спаситель в разговоре с учителем народа Никодимом, вразумляя его необходимостью рождения свыше (Ин.3:7), уточняет, что должно родиться от воды и духа, то есть от Слова Божия и Святого Духа. Слова Божия, подобно воде явно омывающего разум от скверн и своеволий и вводящего его в послушание Богу и всему Им предписываемому. И Святого Духа, таинственно животворящего человека от духовной смерти к жизни вечной. Бог милостью и любовью «нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф.2:4,5), пишет апостол. «В таинстве Крещения, родившись от Духа, мы становимся духом… вследствие чего и входим в Царствие Божие»11, говорит митрополит Макарий. Чтобы вечная душа пошла не в вечную смерть преисподней (Откр.20:14), а рожденная свыше действием Отчей любви, закона и милосердия, с Небес нисходящим Словом и Духом, сподобилась войти в вечную жизнь Царства Небесного (Мф.25:41-46).

Рождение свыше происходит в результате принятия человеком Христа Спасителя Сына Божия, в полноте Бога и в полноте человека, как своего Спасителя Бога. «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:11-13), отмечается в Евангелии. Там же о сущности и процессе принятия Христа и последующего возрождения говорит Господь Своим ученикам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:15-17). То есть человеку должно верно понимать и соблюдать заповеди Христа Бога, порядок Божий в отношении к Богу Творцу и Промыслителю мира, Спасителю человека и ко всему Его творению. И на этом пути Спаситель Сын Божий ходатайствует Богу Отцу о верных Ему душах, и Отец ниспосылает им Духа Святого, Который поселяется внутри человека, возрождая его к жизни вечной и сотворяя в нем храм Божий. О чем говорит Христос: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23).

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28), - наставляет Христос человека в должной заботе о себе, о приоритетах сохранности души по отношению к телу. Откуда вытекает также, что душа и тело сами по себе не имеют жизни. И Господь указывает на её источник: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6:63). Посылает Христос Спаситель Бог в мир Свое животворящее Слово и Дух, и так Своим естеством Бога возрождает смиренных к жизни вечной. И апостольскими устами при этом обещает: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1Фесс.5:23). Это говорит сподобившимся в верности Христу и Церкви Православной достичь Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, грядущего окончательно судить мир и спасти верных.

И вот как поясняет Феофан Затворник свойства духовного, верного Христу человека. «"Дух и душа и тело" – Богооткровенное указание на состав естества человеческого... В нем есть и растительно-животная жизнь, и животно-душевная вместе с душевно-человеческою, и духовная, исключительно ему принадлежащая и его характеризующая. Их и означают слова: тело, душа и дух. Тело – наш животно-растительный организм, со всеми его отправлениями и потребностями; душа – начало тех внутри нас сознательных явлений, кои начинаются чувственными восприятиями, влечениями и ощущениями и оканчиваются научными построениями, многообъятными начинаниями и предприятиями, произведениями вкуса; дух – орган Богообщения, Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила. Существенные черты его – сознание и свобода, движущие его начала суть: вера в Бога, чувство всесторонней зависимости от Него и уверенность в Нем»12.

Так, например, апостол Павел, называя себя высоким от Христа полученным званием, уточняет в скромности, что является из апостолов наименьшим по причине своей бывшей греховности и несовершенства, а о достигнутом состоянии и результатах трудов говорит, что всё это является действием благодати Божией: «И благодать Его во мне не была тщетна» (1Кор.15:10). Благодать же даруется человеку поселяющимся в нем Святым Духом, Который Своим присутствием и действием, во-первых, возрождает его в жизнь вечную, затем наделяет мудростью и силой, руководит ко благам. Потому все, водимые Духом Божиим, являются суть сынами Божиими (Рим.8:14). Притом, возрождая человека к вечной жизни Духом Своим, Бог усыновляет его. Потому все такие люди могут сказать: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим.8:16). Дети, рожденные от Святого Духа, значит, истинно духовные.

Итак, в соответствии с вероучением Православной Церкви духовностью человека является состояние человека, возрожденного любовью Отчей, Словом Божиим и Духом Святым в причастии Христу и Его Церкви Православной, Телу Христову и Дому Божию, являющегося носителем в себе Святого Духа, проводящего жизнь в послушании Ему, как Духу Христову Божию, находящегося подобно инструменту в руках Божиих в сотворении добрых дел, в обретении благ века нынешнего и будущего жизни вечной. При этом Бог действует силой Его благодати в смиренных Ему, возрожденных Им душах, явно преображая, совершенствуя и освящая их Словом Божьим и таинственно наполняя их жизнью Святым Духом. В кротком и умиротворённом, верном Христу народе Бог являет Его великую духовную силу и мудрость понимания внутреннего мира человека, окружающей его природы и общества, наполняет вышним человеколюбием, способностью ставить и достигать угодные Богу цели на пути верного и святого служения Христу и Церкви, семье и Отечеству, всему обществу и миру между народами, себе и окружающим во спасение, Богу во славу.

Глава 2. Духовное воспитание и возрастание

Младенец же возрастал и укреплялся духом,
исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем…
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте
и в любви у Бога и человеков.
Луки 2:1-52

Применяя в качестве высшего философско-богословского уровня научной методологии вероучение Православной Церкви, рассмотрим библейское основание понимания духовного роста человека, относящегося к сфере возрастной психологии и педагогики. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр.13:17), - наставляет Господь устами апостола. Свидетельствует в Евангелии от Луки, что Иисус в детстве был в послушании святым родителям и «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук.2:52). И предупреждает: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф.23:8-10). При этом Бог Святая Троица, Отец, всегда оставаясь Отцом Небесным, во Христе Сыне Божием — учителем и наставником, простираясь в мир Словом Божьим и Святым Духом, ставит в обществе послушных Ему, исполненных Слова и Духа отцов, руководителей, учителей и наставников, призванных в понимании и исполнении воли Божией заботиться о духовном воспитании каждой вверенной им душе, о благе находящегося под их началом удела Церкви и всего общества.

Величайший, по слову Христа, из пророков Иоанн Предтеча, указывая на Христа Спасителя Сына Божия, говорит: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мар.1:7,8). Так учитель праведности, подготовитель душ ко встрече со Христом Спасителем указывает на Единого, способного животворить в духовности к жизни вечной, при этом и воспитать в должный зрелый возраст. Так и ныне в таинстве Крещения, священник исполняя чин таинства, крестит в воде, а Господь при этом крестит Святым Духом. Далее начинается духовный рост человека к совершенству, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13). И как дети по плоти однажды должны прийти в зрелый физический возраст, пройдя младенчество, отрочество и юность, так происходит и в духовном плане. «Пишу вам, дети… Пишу вам, отцы… Пишу вам, юноши... Пишу вам, отроки...» (1Ин.2:12,13), - так обращается к читателям послания апостол Иоанн. Что свидетельствует о существовании определённых периодов духовного роста в познании Бога, на пути укрепления в праведности, человеколюбии и миролюбии, в противостоянии греху и беззаконию, которые необходимо знать воспитателям, использующим духовно-нравственные основания в программах развития личности. Исключение не составляют ни какие образовательные программы, реализуемые в соответствии с Законом об образовании в РФ.

Занимается таким духовным взращиванием вся Церковь, Тело Христа, Дом Божий, где Господь поставил «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11). Где и повелевает братьям: «Наставляйте друг друга каждый день... чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:13). Всем исполненным Духа Святого: «Вы, духовные, исправляйте... в духе кротости, наблюдая каждый за собою» (Гал.6:1). Наблюдать же всегда, во-первых, са собою необходимо для того, чтобы корректировать свое внутреннее и внешнее состояние, мышление и поведение по образцу Сына Божия Христа Спасителя, в полноте человека и в полноте Бога. С Его неповторимой особенностью — Он наш Спаситель Бог, ведущий нас к совершенству познания окружающего нас мира, Самого Себя Бога Творца и Промыслителя этого мира, Его творения, высшим из которого является человек, потому что создан по образу и подобию Божию и во Христе является носителем Бога в своем внутреннем человеке, храме Святого Духа. Именно, обитающий в человеке Святой Дух открывает человеку приготовленную Им истину, делает способным в достаточной полноте понимать, принимать и передавать современникам и будущим поколениям духовные культурные ценности, движет по пути спасения. И повелевает исследовать себя, задавая риторический вопрос: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5).

Обитающий в человеке Господь является его учителем, от человека же требуется внимательно слушать Его, как своего Бога Отца, Сына Божия Наставника и Учителя. «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15). Соответственно, Иоанн Богослов наставляет: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин.2:27), в Слове Божием и Духе Святом, в Церкви Теле Христа и Доме Божьем. Апостол Павел говорит: «Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10). Этой же от Вечного Бога благодатью и ныне осуществляется образование, в том числе самообразование, как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»13. Как это указывается в законе об образовании в России.

Потому иноку Зосиме, услышавшему цитирование Святого Писания из уст преподобной Марии Египетской, святая отвечает: «Поверь мне, человек Божий, ни единого не видела человека, кроме тебя, с тех пор, как перешла Иордан. Книгам и раньше никогда не училась, ни пения церковного не слышала, ни Божественного чтения. Разве что Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всякому разуму»14. Однако преподобная имела Крещение и причащалась Таинств Православной Церкви, а затем вела весьма строгую подвижническую жизнь, которая является условием духовного рождения и возрастания человека, включая, познание Слова Божия, Христа Спасителя Бога. «Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина»15, - рассказывает преподобная о пути своего в отвращении от грехов умиротворения, просвещения и совершенствования в познании Бога Слова и Света (Ин.1:4). Как учит и апостол Петр: «Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5).

Святой праотец Соломон, призывая в Книге Притч детей в более комфортных условиях, чем преподобная, слушать своего отца и мать, дающих наставление в праведности Господней, научающих внимать Богу и отличать Его голос от обольщений лукавого, обещает: «То уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Прит.2:5), и поясняет, что «начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум» (Прит.9:10). А святитель Филарет уточняет, что под именем родителей должно нам разуметь еще и замещающих их в обществе начальствующих. Это «Государь и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные – дети Государя и Отечества. Пастыри и учителя духовные, потому что они учением и таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней. Старшие по возрасту. Благодетели. Начальствующие в разных отношениях… Те, которые вместо родителей пекутся о нашем воспитании, то есть начальствующие в училищах и наставники. Те, которые охраняют нас от беспорядков и неустройства в обществе, то есть начальники гражданские. Те, которые защищает нас от обид силой законов, то есть судьи. Те, которым государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, то есть начальники военные. Господа в отношении к тем, которые им служат и которыми они владеют»16. С почтением должно относиться к дарованным Богом родителям и таковым их замещающим лицам. Но при этом и на всех таковых родителей распространяется особая ответственность за вверенные им в попечение души. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), - повелевает апостол не просто раздражать каким-либо воздействием, в том числе и под названием образование, своих детей, учащихся и подчинённых, а питать их действием, силой и мудростью Бога, обитающего в родителях и педагогах.

О тех, которые не знают Бога, сердце которых далеко отстоит от Него и учат которые учениям человеческим, конец которых погибель вечная, Христос Спаситель говорит: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). И далее указывает на путь исцеления — соблюдение заповедей Господних, положение Слова Божия в основание всей своей жизни, чтобы быть истинным её во Христе хозяином (Лук.6:39-49). Способным тому же научить и других. Так исполненный Святого Духа, с любовью вразумляющий народ Божий апостол Павел говорит: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15), и затем умоляет подражать ему, как он — Христу Спасителю. Увещевает не увлекаться «философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:8,9). Потому верные Христу и Церкви призваны в познании Христа обретать такую же полноту по благодати обитающего в них Бога, и так же действующего в окружающем их мире Словом и Духом Святым. Во всей жизни, том числе в их педагогической деятельности, действием вышней благодати истинно ведущей учащихся по пути духовного во Христе воспитания и роста.

При этом не следует отвергать всё знание, находящееся вне откровения Божьего, которое даруется только посредством Церкви. «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1Фесс.5:21-23), - наставляет апостол. Святитель Василий Великий (330-379) говорит, что внешние науки (по современной классификации, точные, естественные, общественные) не бесполезны для душ, но должно знать, в какой мере можно изучать их17. Святитель Григорий Нисский (335-395) наставляет в толковании Исхода из Египта: «Тем, кто переходит к свободной и добродетельной жизни, таким образом, предписывается запастись богатствами языческой образованности, которой украшаются чуждые вере люди. Нравственную и естественную философию, геометрию и астрономию, науку логики... Они пригодятся позже, когда понадобится украсить храм Божиего таинства словесным убранством»18. Мысля так, что всё соответствующее истине знание является происходящим от Бога, частью Его Дома Божия, Православной Церкви и культуры, во Христе Спасителе даруемое всем для спасения ко благам вечной жизни. Однако язычниками, не знающими языка Христа Бога, Его Церкви Православной и благодати, принимаемое и используемое для обретения только части приготовленных им Богом благ и только века нынешнего.

«Полагаю же, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злоискусной, опасной и удаляющей от Бога. Небо, землю, воздух и все, что на них, не должно презирать за то, что некоторые плохо поняли и вместо Бога воздали им божеское поклонение»19, - говорит святитель Григорий Богослов. Отвращая Церковь, не от науки, приближающей человека к Творцу и Промыслителю Богу, а от её неразумного отвержения, от её искажений, ведущих под власть падшего мира, в беззаконие, разруху и смерть. Несомненно, всякая наука, как отражение закономерностей и законов всего сотворённого Богом бытия, является неотъемлемой частью педагогики, закона — детоводителя человека ко Христу (Гал.3:24), в причастии Его Телу Церкви, в смиренном исполнении Его заповедей, в обретении таким путем Слова Божия и Духа Святого, ведущего человека к духовному возрождению и возрастанию в жизнь вечную, во славу Божию.

Указывая на существование отвращающих от Бога, Его правды, порядка, мира и благ чародеев и им подобных, пророк Исаия повелевает в различных проблемах обращаться к своему Богу в молитвах, в исследовании закона и откровения, покоящихся в Святом Писании и Предании Церкви Православной. И предупреждает о лжемудрецах: «Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и бога своего… и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму...» (Ис.8:19-22). Апостол Петр вкусившим благости Господней повелевает отложить злобу и коварство, лицемерие, зависть и всякое злословие и говорит: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет.2:1-3). Этим чистым молоком на пути духовного возрастания для младенцев и всех является Святое Писание и Предание Православной Церкви, славословия и молитвы богослужебных текстов, догмы православного богословия и их нравственное применение.

Христос наставляет: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Любовью же является исполнение заповедей и закона Божия и вышнее сострадающее и прощающее милосердие. Григорий Богослов предупреждает: «Говорить о Боге — великое дело, но гораздо больше — очищать себя для Бога, потому что "в лукавую душу не войдет премудрость" (Прем.1:4)»20. А Симеон Новый Богослов пишет: «Учу всех искать свыше благодати и заведомого присутствия Духа Святого; потому что без сего не бывает отпущения грехов, что без благодати Святого Духа невозможно ни освободиться от страстей и бессловесных похотей, ни соделаться сыном Божиим, ни освятиться… и не только они сами святы бывают и как бы бестелесны в мире, но и всех других верных видят как святых; и не только как святых, но и как во Христа облеченных и соделавшихся христами; – и что кто не стяжал еще таких душевных очей, тот явно не достиг еще света Христова и не просветился от него, ибо свет Христов даруется, да видим бывает тем, кои сподобились покаянием войти в него. Кто достигнет в меру сию, тот всех любит и почитает их, как Христа, не презирает никого из тех, кои кажутся нам низкими и ничтожными, но и другого никого не ненавидит, не поносит, не осуждает и не терпит слышать, как другие осуждают кого. Такими да будем и мы с вами»21.

«В Церкви, созданной Господом Иисусом, действует особое право, основу которого составляет Божественное Откровение. Это право каноническое»22, - говорится в Основах социальной концепции РПЦ об имеющем вышнее происхождение праве Православной Церкви, каноническом, являющимся незаменимым регулятором и стабилизатором существующих в ней отношений, хранящем Церковь от нестроений, обольщения духовностью или рациональностью. Эта свыше обретаемая власть Церкви является тройственной, включающей в себя власть учения, священнодействия и управления23. Будучи Телом Христа, Домом Божьим, используя дарованное Господом для регулирования в нем отношений каноническое право, Церковь руководится волей и действует силой власти Вседержителя, в том числе и в процессе духовного воспитания и возрастания человека, освоения им православной культуры24.

Так святые, удостоенные Православной Церковью называться богословами, Христос Спаситель Бог и вся Церковь, учат должной чистоте души и её духовными очами созерцанию Бога, обитающего на высоте небес и в смиренных Ему душах, Словом и Духом освящающего и духовно взращивающего Его настоящий народ Божий, в том числе учителей различных наук, в них неотъемлемой духовности, благочестия и спасения во Христе Боге и Его Церкви Православной, Теле Христовом и Доме Божьем, в жизнь вечную, во славу Божию.

Заключение

Ныне укрепляется Россия, её идеология и политика в духовно-нравственных основаниях православной культуры, в конституционно признаваемой вере в Бога. При этом в науке и практике психологии, в частности возрастной и педагогической, решается проблема достаточного использования методологии, основанной на вере в Бога, соответствующей вероучению и жизни Православной Церкви, конституционно-правовым основаниям правовой системы России, основным международным нормам, являющимся частью православной культуры, принятым и поддерживаемым ООН, закреплённым в ее уставе.

Каждому человеку для укрепления в здравости и ответственности мышления и поведения, а для профессионала, например, преподавателя-психолога, умения на этом основании с высоким качеством разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями и требованиями профессионального стандарта, в общем, для обретения полноты образа и подобия Божия, важно иметь возрождение от Святого Духа, видеть Царство Божие и войти в него навечно. Так в причастии Христу и Церкви Православной обрести приготовленные Богом блага века сего и будущего. Духовным необходимо быть человеку, чтобы понимать и знать Бога, в сущности Духа, всё даруемое и открываемое Им, в достаточной полноте понимать, принимать, умножать и передавать современникам и будущим поколениям духовные культурные ценности, которые человек, не имеющий в себе Святого Духа, душевный, не может достаточно ни понять, ни принять, ни использовать.

Духовно возрождается человек от Бога в таинстве Крещения, путем принятия Христа Спасителя Бога и вхождения в Тело Христа и Дом Божий, Православную Церковь. Действием любви Отчей, Его порядка и закона, суда и милосердия. Действием Слова Божия, подобно воде явно омывающего разум от скверн и своеволий и вводящего его в послушание Богу и всему Им предписываемому. И действием Святого Духа, таинственно животворящего человека от духовной смерти к жизни вечной. Принятие Христа происходит путем веры, надежды и любви в соблюдении Его заповедей, как Бога Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека, Главы Церкви Православной. В ответ на что Бог поселяется внутри смиренного Ему человека, как во храме Святого Духа, начинает созидать и хранить его в здравии, силе и красоте, во-первых, духа и души в жизнь вечную. Свидетельствует духу человека, что он является дитём Божиим, человеком духовным. В отличие от человека, не имеющего Святого Духа, душевного, а также в отличие от человека плотского, уже возрождённого, имеющего Святого Духа, но еще по младенчески незрелого, нуждающегося в значительном попечении наставников.

Над возрождением и возрастанием в духовности человека трудится Христос Спаситель Бог лично и посредством Его Церкви. Величайший, по слову Христа, из пророков Иоанн Предтеча, указывая на Христа Сына Божия, говорит о том, что идет за ним Сильнейший его, с достоинством Спасителя, что он, Иоанн, крестит народ водою, а Христос будет крестить Духом Святым. Так и доныне, священство и миряне Церкви Православной делают порученное им Богом, а Бог совершает только Ему посильный труд возрождения и совершенствования духовной жизни человека Его Отчей любовью, Словом и Духом в меру полного возраста Христа. Проводя при этом возрождённых через стадии младенчества, отрочества, юношества и достигнуть отцовства, с участием педагогов, понимающих в каждой из них особенности психологии и поведения, необходимого наставления и воспитательного участия. Что важно для эффективности осуществления процесса образования и воспитания личности, который по отношению к ближнему всегда начинается с себя. Как предупреждает апостол: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5).

Обитающий в человеке Бог, вышней благодатью действует в жизни человека, научая истине, наставляя в праведном поведении, лично, посредством Церкви, в ней призванных Христом учителей, и всего общества осуществляя образовательный процесс, включающий полноту духовно-нравственного основания, в соответствии с вероучением, жизнью и каноническим правом Православной Церкви, а также и даруемым Богом государственным законодательством. При этом законом Божьим и Церковью предписывается почитать родителей, отца и мать, а также заменяющих их в обществе лиц, руководителей, учителей, начальников, которым должно воспитывать детей, учащихся, подчинённых в наставлении Господнем. В страхе Божьем и вышней любви, в открываемом Богом порядке и мире, в обретении приготовленных Богом каждому человеку благ на пути спасения в жизнь вечную.

Учителей, не имеющих Святого Духа, духовно слепых, как ничтожных поводырей, Христос повелевает оставить, чтобы с ними не упасть в яму, многие земные беды и преисподнюю. Не следовать за носителями духовных учений, противных вероучению и жизни Православной Церкви, особенно чародеями, в противлении воли Бога ведущими человека в вечное посрамление, муки и смерть озера огненного. При этом не нужно отвергать знание, находящееся вне откровения Божьего, даруемого посредством Церкви, то есть — науки точные, естественные, общественные, как часть мировой культуры и часть Дома Божьего, Церкви Православной. Но использовать их необходимо во свете и понимании вероучения и жизни Православной Церкви, как инструменты действия благодати Божией.

Христос же и Его Церковь Православная путём (методом) действия вышней благодати в процессе освящения в рамках вероучения, канонического порядка и права всегда учит верных и спасаемых должной чистоте и здравию души, в таком состоянии созерцанию в окружающем мире и внутри себя Бога, глубокому познанию Бога Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека, познанию окружающего нас Его творения, включая человека и общество. Так освящает и духовно взращивает верных, делает из них настоящий народ по образу и подобию Божию, исполненный силы вышней благодати, человеколюбия и мудрости, причастников тружеников и воинства Господня, защитников веры и Отечества. Благодатью ведет каждый народ к процветанию и всех — к миру между народами. Утверждает истинно от Бога учителей, наставников и учащихся на пути физической, душевной, социальной и духовной зрелости, спасения во Христе Боге и Церкви Православной в жизнь вечную, во славу Божию.

Список использованной литературы

Библия / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/bible/mf/16/, (дата обращения 2022.07.28).

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. / Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html, (дата обращения: 2020.04.05).

Концепция организации молодежной работы и молодежного служения в Русской Православной Церкви. / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/5911694.html, (дата обращения: 2022.07.28).

Филарет Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. - С. 122,123. http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf, (дата обновления: 2020.05.15).

Григорий Богослов, святитель. Слова (изд. 1912 г.). Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской. / Азбука.ру. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/43#sel=21:1,21:78, (дата обращения 2022.08.14).

Григорий Богослов, святитель. Слово 32. О соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге.

Василий Великий, святитель. Беседы. Беседа 22. / Азбука.ру. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/22#sel=13:1,13:23, (дата обращения 2022.08.14).

Григорий Нисский, святитель. О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели. / Азбука.ру. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o-zhizni-moiseja-zakonodatelja-ili-o-sovershenstve-v-dobrodeteli/#sel=280:2,280:73, (дата обращения 2022.08.14).

Симеон Новый Богослов, святитель (949-1022). Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова / в перевод на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. - Изд. 2-е. - Москва : Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, 1890-1892 (Типо-литография И. Ефимова). - 23 см.

Феофан Затворник (1815-1894). Толкования посланий Апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям / свт. Феофан Затворник. - М. : Правило веры ; Звенигород : Саввино-Сторожев. ставропиг. мужской монастырь, 2005. - 623 с.

Антоний (Амфитеатров 1815-1879). Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви. - 8-е изд. - Санкт-Петербург : тип. А. Якобсона, 1862. - 290 с.

Макарий (Булгаков), митрополит. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. М. Синодальная типография, 1913. - 368 с.

Макарий (Булгаков, митр. Московский и Коломенский; 1816-1882). Православно-догматическое богословие. Изд. 4, T. 2. - Санкт-Петербург: Типография Р. Голик,1883. - 674 с.

Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) епископа Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. Т. 3, Изд. 2. - Киев: тип. Корчак-Новицкого, 1889. - 523 с.

Преподобная Мария Египетская / Официальный календарь Русской Православной Церкви Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви. http://calendar.rop.ru/?svt=apr01-mariya-egipet, (дата обращения 2022.08.14).

Скворцов, Иван Михайлович. Записки по церковному законоведению. - 1-е изд. Киев: Унив. Типография, 1848. – 266 с.

Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова. Т. 1. Изд. Сойкина. 1912. - 680 с.

Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, методология, канонические и правовые основы преподавания [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – 173 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultur.pdf, (дата публикации: 2020.10.05).

Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

Список использованных нормативно-правовых актов

Конституция Российской Федерации. / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.06.23).

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/37616, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/8, (дата обращения: 2022.06.23).

ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2022.06.23).

Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (утв. пр. Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.06.2015 г. N 514н). http://ivo.garant.ru/#/document/71166760/paragraph/9, (дата обращения 2022.08.14).

Устав ООН / Официальный сайт ООН. https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения: 2022.06.23).



Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.08.22.
Редакция:

Калашников Ю.В. Православная методология в возрастной и педагогической психологии. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/cn/prav-ped-psilogy.html, (дата публикации: 2022.08.22).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта



1  ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения 2022.08.14).

2  Конституция Российской Федерации. ст. 67.1 / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения 2022.08.14).

3  Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/12825724, (дата обращения 2022.08.14).

4  Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – С. 116. http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

5  Устав ООН / Официальный сайт ООН. https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения 2022.08.14).

6  Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
(утв. пр. Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.06.2015 г. N 514н). http://ivo.garant.ru/#/document/71166760/paragraph/9, (дата обращения 2022.08.14).

7  Евангелие от Матфея. Библия / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/bible/mf/16/#25, (дата обращения 2022.08.14).

8  ФЗ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/9, (дата обращения 2022.08.14).

9  Макарий (Булгаков), митрополит. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. М. Синодальная типография, 1913. - С. 99.

10 Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Т. 3, Изд. 2. - Киев: тип. Корчак-Новицкого, 1889. - С. 227-232.

11 Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Изд. 4, T. 2. - Санкт-Петербург: Типография Р. Голик,1883. - C. 330.

12 Феофан Затворник (1815-1894). Толкования посланий Апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям / свт. Феофан Затворник. - М. : Правило веры ; Звенигород : Саввино-Сторожев. ставропиг. мужской монастырь, 2005. - С. 295.

13 ФЗ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/8, (дата обращения 2022.08.14).

14 Преподобная Мария Египетская / Официальный календарь Издательства МП РПЦ. http://calendar.rop.ru/?svt=apr01-mariya-egipet, (дата обращения 2022.08.14).

15 Там же.

16 Филарет Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. - С. 122,123. http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf, (дата обновления: 2020.05.15).

17 Василий Великий, святитель. Беседы. Беседа 22. / Азбука.ру. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/22#sel=13:1,13:23, (дата обращения 2022.08.14).

18 Григорий Нисский, святитель. О жизни Моисея законодателя. / Азбука.ру. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o-zhizni-moiseja-zakonodatelja-ili-o-sovershenstve-v-dobrodeteli/#sel=280:2,280:73, (дата обращения 2022.08.14).

19 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова. Т. 1. Изд. Сойкина. 1912. - С. 609. (Слово 43).

20 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова. Т. 1. Изд. Сойкина. 1912. - С. 469. (Слово 32)

21 Симеон Новый Богослов, святитель (949-1022). Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. - Изд. 2-е. - Москва : Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, 1890-1892 (Типо-литография И. Ефимова). - 23 см.. Слово 87.

22 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. / Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html, (дата обращения: 2020.04.05).

23 Скворцов, Иван Михайлович. Записки по церковному законоведению. - 1-е изд. Киев: Унив. типография, 1848. – С. 19.

24 Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, методология, канонические и правовые основы преподавания [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – С. 79-87. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultur.pdf, (дата публикации: 2020.10.05).