Крест Животворящий ПРАВЕДНОСТЬ И МИР

журнал православного богословия, культуры и права

Журнал / Школа / спасение / Культура / Наука / Православная методология в конфликтологии

Православная методология
в конфликтологии

Дисциплина «Педагогическая конфликтология»


Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
Так пусть призывают имя Мое на сынов... и Я благословлю их.

Чисел 6:24-27



Оглавление

Введение

Глава 1. Определение термина «конфликт»

Глава 2. Объект, предмет и метод конфликтологии

Заключение

Список использованной литературы

Список использованных нормативно-правовых актов

Введение

На пути восстановления Россией исторически сложившегося в последнее тысячелетие суверенитета, крепости, безопасности и авторитета одного из ведущих государств на международной арене, в весьма напряженной, в плане множества конфликтов, современной ситуации внутренних и международных отношений, часто перерастающих в военные противостояния, первоочередной задачей является духовно-нравственное укрепление народа России, несущее в общество согласие и мир, соответственное построение идеологии развития и базирующейся на ней внутренней и внешней политики. Что реализуется в нашей стране на основании значительного исторически сложившегося влияния вероучения и жизни Православной Церкви, при поддержке государства в соответствии с одной из принятых поправок в Конституцию России 2020 г., где в Ст. 67.1 указывается на веру в Бога и обязанность государства содействовать дальнейшему преемственному духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим1. С уточнением в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится о признании особой роли православия (деятельности Православной Церкви и ее результатов, - прим. автора) в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры2.

Именно эта православная духовность и культура не только соответствует, но представляет собой источник и базис для укрепления и использования основных международных норм и принципов, принятых и поддерживаемых ООН3, закрепленных в ее уставе4, способствующих разрешению международных конфликтов и поддержанию мира внутри государств и между народами. Поэтому естественным является то, что православие, как основание происходящей от Бога культуры мирового сообщества и России и, должно быть основанием общественных отношений и жизнедеятельности, во-первых, Российской Федерации. «Взаимоотношения между народами и государствами должны быть устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству… При всем понимании неизбежности международных споров и противоречий в падшем мире, Церковь призывает власть имущих разрешать любые конфликты путем поиска взаимоприемлемых решений», - указывается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви5. Повышение эффективности урегулирования разного рода конфликтов является частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации6.

При этом существует проблема достаточного использования в науке и практике конфликтологии методологии, основанной на вере в Бога, соответствующей вероучению и жизни Православной Церкви и православной культуре, в России — конституционно-правовым основаниям её правовой системы.

Объектом данной работы является применение православной богословско-философской методологии в науке и практике конфликтологии. А предметом — определение термина «конфликт», объекта, предмета и метода конфликтологии с применением православной богословско-философской методологии.

Целью работы является составление с использованием православной богословско-философской методологии определения термина «конфликт», описание объекта, предмета и метода конфликтологии.

Глава 1. Определение термина «конфликт»

Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины,
которые думают, будто благочестие служит для прибытка…
Великое приобретение — быть благочестивым и довольным…
А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть
и во многие безрассудные и вредные похоти,
которые погружают людей в бедствие и пагубу

1Тимофею 6:5-9

Жизнь человека, ее содержание и результаты, внешний и внутренний комфорт, зависит от того, насколько человек сумел познать окружающий его мир, научился на основании духовно-нравственных ценностей видеть и понимать, предвидеть и эффективно решать конфликты, во-первых, еще на стадии их зарождения, а то и в достаточной профилактике их возникновения. В процессе построения порядка и мира в душе и обществе, постановки приоритетных целей, определения путей их достижения и обретения искомых благ. Всему этому необходимо учиться в процессе всей своей жизни, в освоении культуры воспринимая от предыдущих поколений знания и опыт, совершенствуя и умножая их, и передавая следующим поколениям.

В этом процессе важно понимание происхождения, развития, сущности, угроз конфликта. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется, как столкновение, серьёзное разногласие, спор7. В толковом словаре Д.Н. Ушакова: «Конфликт [лат. conflictus], - столкновение между спорящими несогласными сторонами... осложнение в международных отношениях...»8. В Вульгате (Библии на латинском языке) это слово встречается один раз в Первом послании апостола Павла Тимофею: «Пустые споры между людьми поврежденного ума (conflictationes hominum mente corruptorum), чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» (1Тим.6:5). В данном случае словом конфликт именуются споры, происходящие от недостаточной рассудительности человека, в попытке доказать, что целью благочестивого поведения является стяжание богатства. Но, как учит апостол далее, человеку Божьему должно совершать подвиг, движение, не в стремлении к конфликтному, погибельному обогащению, а путем праведности и веры в Бога, подающему верным уготованные им блага. В уповании «не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения» (1Тим.6:17). Богатея добрыми делами, щедростью и общительностью на пути в век будущий жизни вечной.

В греческом оригинале для обозначения словосочетания «пустые споры» (1Тим.6:5) употребляется слово «παραδιατριβή» (парадиатрисе)9, что в переводе значит, παρα — около, рядом, возле, вне; διατριβή — тезис, краткое изложение мыслей, предназначенное для доказательства. В данном тексте со значением: тезис вне смысла, без смысла, из поврежденного ума, ложный, не имеющий доказательств. О затевающем такие пустые споры святитель Феофан говорит, что «это тот, кто не приступает к словесам Господа или криво толкует их. Бог говорит и дает законоположения, а тварь не слушает или, слушая,— толкует слышанное не по-Божиему, а по-своему, подвергая Божие осуждению, как неугодное себе... Это верх гордыни, — сатанинская гордость, которою обычно и преисполнены все инакоучители... хотя они прикрываются иногда очень смиренным видом,— овечьею одеждою, волцы суще»10. И далее поясняет, что нападающий ложью на народ Божий, не учащий святому православию учитель, «не сообразующийся ни с прямым словом Божиим, ни с учением Церкви, Которая есть столп и утверждение истины, построив умом своим свою систему учения о спасении, носится с нею, мечтая в самопрельщении, что вот наконец он постиг истину, которой другие не знают... А между тем явно, что не знает истины, а уклонился в ложь»11. Откуда и происходят разрушающие всё, приносящие всем беды конфликты.

В английской Библии короля Иакова слово «conflict» встречается два раза в (Кол.2:1) и в (Фил.1:30). Где в русском синодальном переводе Библии употребляется слово «подвиг» в смысле особенно сильного и значимого движения. В ЯндексПереводчике дается ряд значений английского слова conflict, к основным из которых относятся: противоречие (контрадикторность), столкновение, коллизия, война12. В Большой российской энциклопедии, «конфликт — (от лат. conflictus – столкновение), социальный тип взаимодействия, противоборство сторон, обусловленное противоречием интересов, ценностей и целей»13. В греческом оригинале — это слово «ἀγών» (агон)14, имеющее значение: борьба, сражение, в древней литературе со значением состязания борцов. Апостол Павел говорит: «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас...» (Кол.2:1). С той целью знали, чтобы вследствие такого знания не страшились противников, что для них является предзнаменованием погибели, а для верных Христу — спасения. Апостол также предупреждает, что последователям Христа дано не только веровать в Него, но и, претерпевая тяготы и лишения, совершать такой же подвиг, какой они видят в служении апостола (Фил.1:28-30). Учитывая, что сражался апостол не на ринге, а в процессе здравого размышления, в приоритете животворённого Словом и Духом Божьим разума, необходимого для победы в любом противостоянии.

Следовательно, решение всякого внешнего конфликта с ближним следует начинать с своего внутреннего разумного состояния перед Богом, с примирения во Христе Спасителе с Богом, путем наведения должного, угодного Богу порядка в собственной душе и всей жизни. Неизменно, с Крещения, Соборования, Венчания, Исповеди и Причастия Христовых Таинств Церкви Православной. По слову Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). По апостольскому наставлению: «Господь близко… в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе… что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте… и Бог мира будет с вами» (Фил.4:5-9). В понимании, что примирение с Богом происходит в смирении своих помыслов, чувств, мотивов и воли в таковые разума Божия, и возможно только в искреннем стремлении к примирению в таком же размышлении с ближним. Как к тому призывают уста Господни: «Научитесь делать добро, ищите правды… Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:17-20).

О потерявших веру и разум, надежду на Бога заменивших надеждой на что-либо из Его творения, пророк и вождь народа Моисей со скорбью говорит: «Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!» (Втор.32:30). И более того, обещает всем Своим противникам, в том числе в грехах и беззакониях лицемерно называющих себя народом Божиим, страшное, но справедливое возмездие: «Изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд... отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам; упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага» (Втор.32:41,42). Важно знать, что в любых конфликтах один человек или целый народ движется и побеждает не собственной силой и уверенностью в чем-либо, а силой вышней благодати и истины обитающего в нем Всемогущего Бога Промыслителя мира и Спасителя человека. «Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10), - отмечает апостол, указывая на источник мудрости, силы и плодотворности, подаваемой верным Христу Спасителю и Церкви Православной Самим Богом для победы во всех конфликтах. Причина которой поясняется Иоанном Богословом: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4:4). При этом верным Христу и Церкви апостол задает актуальный, отчасти риторический вопрос: «Не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16).

В политологическом научном словаре дается определение, «конфликт — это противоборство, столкновение двух или нескольких субъектов обусловленное противоположностью, несовместимостью их интересов, потребностей, систем ценностей или знаний»15. На основании проведенного и выше представленного краткого обзора значения слова «конфликт» в свете православного вероучения можно сделать расширенное определение этого термина. Конфликт — это противоборство, столкновение, противоречие, в попытках стяжания чужих ценностей взамен отвергаемой благодати Божией падшим духовным и физическим миром, еретиками и лжеучителями, отдельными лицами и сообществами в их борьбе с Богом, между собой и против народа Божия, который в причастии Христу Спасителю и Его Церкви Православной знает Бога, Его истину и силу, свои возможности, интересы и ценности, совершает подвиг в противостоянии злу и злодеям, действием Божией благодати побеждает и укрепляется в мире с Богом и ближним, обретает приготовленные Богом каждому смиренному Ему человеку блага века сего и будущего жизни вечной, во славу Божию.

Глава 2. Объект, предмет и метод конфликтологии

Придите — и рассудим, говорит Господь.
Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю…
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас

Исаии 1:17-20

Применяя в качестве высшего уровня методологии в науке и образовании вероучение Православной Церкви, рассмотрим библейское основание понимания объекта, предмета и метода науки конфликтологии. Обратимся к истории. В завершении творения «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт.1:31). Весьма хорошо все было, потому что все элементы сотворенного Богом, первозданного, мира пребывали в установленном Творцом порядке. Творение не было застывшей массой, оно находилось в движении жизни, но в нем не существовало зла, сотворенного кем-либо греха, суть нарушения закона, порядка и мира Божия. Возникновение конфликта, первого столкновения в бытии его элементов, явилось результатом несовместимости одновременного их пребывания и движения в одной точке пространства и времени. В момент, когда в системе творения Божьего один элемент нарушил установленные Богом связи с иными элементами.

Этот момент описывает пророк Исаия, повествуя об осенявшем славою Бога ангеле, помыслившем о себе: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13-14). Однако он был низвержен с этих высот. Так злодейским помыслом начался конфликт с Богом и Его вышним порядком, его реализацией в попытке возложить на себя власть Бога продолжился, был пресечён силой и властью настоящего Вседержителя и завершился низвержением мятежного сатаны с небес. При падении сатана увлек на восстание и затем в падение с небес треть ангелов, ставших нечистыми духами (Откр.12:4). Увлечен сатаной в грех превозношения пред Богом, Его порядком и миром, был и человек, за что был Богом изгнан из Эдемского сада от древа вечной жизни на землю, которая за его грех была проклята. «Со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:17-19), - сказал Бог согрешившему Адаму, получившему врезультате конфликта с Богом проклятие, то есть «осуждение греха праведным судом Божиим и от греха происшедшее на земле зло, в наказание людям»16. Но будчи наказан, человек также был и спасен благодатью Божией от безвозвратной смерти, для покаяния и обретения жизни вечной. А возвратившихся во Христе Спасителе в подчинение Богу людей, возрожденных Словом и Духом Божьим к вечности, защищая от обратного впадения под власть сатаны в противлении Богу, апостол Петр и доныне предупреждает: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Такова суть происхождения, развития, разрешения и профилактики конфликтов противящихся Богу ангелов и людей с их Творцом и Спасителем Богом, а также и между собой. Имея достаточное познание различных сторон конфликта, человек начинает приводить это знание в форму научного, что необходимо для наиболее эффективного разрешения и профилактики конфликтов. Так, начиная с древних воззрений на конфликт, родилась и ныне в её систематизации и необходимом дополнении развивается наука конфликтология, с её присущей любой науке структурой: объектом, предметом, методом. На основании рассмотренной библейской истории в обобщении информации можно сказать, что объектом конфликтологии является общественная жизнь, имеющая столкновения противоборствующих сил: Бога, смиренных Ему ангелов и людей с противящимся Ему ангелами и людьми. А предметом — конфликт, как деятельность субъектов конфликта, с его причинами, поводами, лицами, развитием, разрешением и профилактикой. Методом — нейтрализация разрушительного конфликтного столкновения и восстановление системного динамического равновесия в обществе, включающем Бога, ангельский и человеческий мир.

На основание возникновения и решения любого конфликта указывает Иоанн Богослов: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8). Решает конфликт Христос Спаситель Бог, Своим Словом Божьим разрушая дела диавола и восстанавливая власть, порядок и мир Божий в душах, словах и поступках людей, в обществе и во всем творении. Делает это лично и посредством окружающего творения, а спасительно в жизнь вечную — посредством Церкви Православной. Ниспосланием Божией благодати в вещании Благой Вести всем и прощении грехов кающимся грешникам в причастии Христу и Его Церкви Православной, восстанавливается полный мир человека с Богом. Митрополит Макарий, вторя Блаженному Августину, говорит, что в мире существует постоянный порядок и гармония, все живет по законам и движется к соответствующим целям, потому что есть Верховный Правитель мира, без Которого бы происходили постоянные столкновения17. Откуда следует, что полным решением любого конфликта всегда является возвращение конфликтующих сторон под власть Бога Вседержителя, в Его порядок и мир Божий. Абсолютное решение конфликта человека с Богом и ближним возможно только после вхождения человека в Небеса, в век будущий жизни вечной, где отсутствует и власть, и влияние, и сам грех. «Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет... слова сии истинны и верны» (Откр.21:3-5).

На пути возвращения человека в вечный мир с Богом ограничительными линиями стоит закон, по слову апостола Павла, детоводитель ко Христу, дабы идущим в послушании Богу оправдаться верою (Гал.3:24). Даруемый Богом обществу закон служит для регулирования в нем отношений, указывает на пути обретения благ, процветания и успеха, при этом открывает и преступление в действиях нарушителей закона, а следовательно и прилежащее ему наказание, которое и направляет преступников в порядок Божий. В понимании благости власти и закона Божия, у человека начинает развиваться здравая нравственность, и уже не страх наказания толкает человека от конфликтов в порядок и мир Божий, а благость Бога и от Него вера человека влекут к познанию и исполнению воли благого Бога. Служение Христа Спасителя и Его Церкви, действие ниспосылаемой Им с Креста Животворящего вышней благодати. «Совесть, которая именем высочайшего Существа внушает всегда человеку доброе и отвращает от худого, одобряет и награждает за одно, осуждает и наказывает за другое, и таким образом делает человека существом нравственным; о ней говорит сердце, которое, не удовлетворяясь ничем конечным, в Боге, как высочайшем и бесконечном благе, ищет своего спокойствия и блаженства»18, - так архиепископ Антоний (Амфитеатров) учит о разрешении внутреннего конфликта человека в мир Божий посредством просвещенной совести и здравой нравственности, укрепляемой во Христе Словом и Духом Божьим.

Бог «попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:16,17). Так поясняет апостол современное состояние отступления от Бога части человечества, но при этом и указывает на власть и силу Церкви проповедать Благую Весть возможности и необходимости возвращения к Богу, дающего всё обильно и для наслаждения и жизнь вечную в спасении от вечного посрамления мук и смерти. От человека же требуется только отвращение от противления Богу в послушание Ему и мир, в понимании открываемой человеку Его благости. От единого Адама Бог «произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли... дабы они искали Бога» (Деян.17:26,27). Противящихся же слову о Всемогущем Боге Господь вразумляет в повиновение, порядок и мир, всех и простых, и царей. Так было, например, с царем Навуходоносором, которого Бог отправил в безумие за превозношение перед Ним, как Вседержителем мира, а затем и возвратил на царство после его смирения. С такими вот словами: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан.4:34).

В благом Промысле Божием о Его творении деятельность общества, проводимая в здравии разума и нравственности, в порядке хозяйственного, местного и государственного управления, называется экономикой. Является по сути домом закона, потому что слово «экономика» происходит из двух исходных (греч. οἰκία — дом, домашний очаг, семейство) и (греч. νόμος — закон, установление). Это слово «исходно означало "правила домоводства" или ведения домашнего хозяйства, - ныне, - система и формат хозяйствования; наука об отношениях людей в процессе хозяйственной деятельности и о способах эффективного распределения ресурсов»19. В этом доме закона часть жителей, принявших Евангелие Царства, является причастниками Христу и Богу и принадлежит к Дому Господню — Церкви и Телу Христа Бога, Его спасительной в жизнь вечную истины, порядка и мира, а знаичт истинно принадлежат к Дому закона Божия. Употребляемое в данном случае слово «церковь» так же, как и «экономика», состоит из двух слов (греч. κύριος — господин, повелитель, хозяин) и (греч. οἰκία — дом, домашний очаг, семейство) в процессе применения трансформировавшееся в русское слово церковь, англ. church, kirk, нем. Kirche. Как то слышим из уст пророка Исаии: «Так говорит Господь (греч. κύριος): небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом (греч. οἰκία) для Меня, и где место покоя Моего? (Ис.66:1). И далее указывает Господь на душу человека, где Он желает иметь обитель, в ней покой, порядок и мир. Где может быть конфликт помыслов, чувств, мотивов, а должен быть порядок и мир Божий, который восстанавливается в причастии Христу и Его Церкви Православной, а затем силой Святого Духа распространяется в общество, до краев земли, в весь Дом Господень, Его дом Его закона, где Он является Богом Вседержителем.

Христос, указывая на Церковь, как собрание верных Богу, говорит Симону Петру: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). В оригинале Нового Завета слово «церковь» обозначается (греч. ἐκκλησία — собрание, церковь, сборище), ныне в измененном виде употребляющееся в фр. église, исп. iglesia. Это особенное сообщество, соединенное в единое Тело Христово Святым Духом, обитающем в смиренных Богу душах. Так основанием и неотъемлемой частью Церкви пребывает и является нам Всемогущий Бог, потому врата ада, то есть совет нечестивых у ворот ада и сатаны, падший, противящийся Христу Богу мир, никогда не смогут одолеть Церковь Христову. Куда, как в Царство Небесное Христа Царя, должно родиться всякому человеку, желающему спасения от противостояния в примирение с Богом и в жизнь вечную. «При этом, нужно только знать, что означенное рождение будет не плотским, а духовным, и будет состоять не во втором рождении от утробы матерней, а в рождении, совершающемся под невидимым и непостижимым действием Святого Духа»20 (Ин. 3:3-8).

Таковые возрожденные от Бога люди являются верными и вечными жителями Церкви Дома Божия и частью экономики — дома закона Божия, упорядоченного народного хозяйства своего удела. При этом народ, находящийся в одно время, на одном физическом, служебном, рабочем месте с народом Божьим, но вне Церкви, то есть вне Христа Бога, вне спасительного в вечную жизнь Ему повиновения, вне достаточной спасительной полноты закона и воли Бога, в противлении Христу и Богу ведётся своеволием, падшим духовным миром и ему подвластным человеческим обществом в вечное посрамление, муки и смерть. В крайнем состоянии таковой является одержимым, беснующимся. А в состоянии не духовном, не имеющем Святого Духа в себе, но душевном в «мудрости» падшего мира (1Кор.2:4-16), имея иные ценности, как правило, стяжательства взамен отвергаемой благодати Божией, всегда пребывает в конфликте с Богом, а значит, в разной степени конфликта в своих душах, сообществах и со спасающимся в вечную жизнь народом Церкви Христовой. Готовым смиряться порядку Божию, укрепляться в послушании Богу, Он обещает: «Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его. А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис.57:19-21).

Не имеющие порядка и мира Божия люди и их сообщества в греховной суете неразумно растрачивают свои ресурсы, отвергая Божью благодать, всегда испытывают ничем не заменимый недостаток силы. И вложенной в естество человека и поддерживаемой Богом жаждой жизни стремятся восполнить истощение стяжанием чужих ресурсов, что в нарушении закона Божия и неизменно следующего наказания проклятием приводит их в еще более плачевное состояние. Находясь в пространстве экономики, дома закона Божия, они поступают в нарушении основного из них — послушания Богу, занимаются деятельностью не экономической, полезной Дому Божию, а в поисках пользы себе и своему коллективу подельников занимаются деятельностью преступной, в ущерб дому закона Божия, экономике. Христос предупреждает, что: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24). То есть невозможно служить одновременно двум противостоящим или идущим в разные стороны господам: Богу, во Христе заботящемуся о человеке, и богатству, обогащению за счет ближнего.

Естественно, такие лица будут находится в противостоянии, конфликте между собой, имея различные ценности и устремления. Что можно видеть в противостоянии Христу отступников от Отца Небесного, прикрывающихся благочестием лицемеров. «Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога» (Ин.8:40), - говорит таковым Господь. А Своих верных последователей предупреждает: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.15:20). И наставляет Его народ светить пред окружающими людьми вышним светом истинно добрых дел, богатеть добрыми делами, чтобы видящие это прославляли нашего Отца Небесного (Мф.5:16). И наставляемые добрым примером оставляли злодейства и конфликты и начинали соблюдать Слово Христово в заботе о благах, процветании и счастье ближнего и всего общества. И так становясь ближе ко Христу Спасителю и Богу, Его порядку и миру, могли в наилучшем виде решать возникающие конфликты.

В духовном созревании спасающийся во Христе народ неизменно наследует человеколюбие Отца Небесного, которым Он и от Него отцы великой силой благодати Божией воспитывают своих детей, не ввергая во грехи и не истребляя несовершенных при первой возможности, как сатана человекоубийца, а используя экономику, дом закона Божия, растят к зрелости физической, социальной, духовной, используя в этом процессе метод икономии21, смягчения наказания по причине недостаточной зрелости ответчиков и искупления их Спасителем на Кресте от вины и грехов. Но при этом прощением вины и смягчением наказания не потворствуя греховности и преступности, а в конфликтах не отдаляя их разрешение во Христе Спасителе Боге, но великой силой благодати Божией воспитывая и укрепляя народ в праведности и святых трудах в служении ближнему, на пользу Церкви и Отечеству, во спасение душ в жизнь вечную, во славу Божию. Радуясь возвращению своих блудных детей и братьев, как радуется возвращению Своих детей Отец Небесный, Его Небеса и народ (Лк.15:7-32).

При этом всем должно услышать устами апостола даруемое Господне предупреждение: «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). А также и неоднократное предупреждение учеников Христом о том, что нужно бояться закваски фарисейской и саддукейской, то есть лицемерной веры фарисеев и искаженного учения саддукеев, которые считают, что нет ни воскресения, ни ангелов, ни духов (Деян.23:8). Удостоверяя в великой силе дарующего жизнь Бога, Христос воскрешает перед Пасхой четыредневного Лазаря, а потом и Сам воскресает после смерти на Кресте и погребения в пещере. И всех предупреждает: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). Также поясняет, что как у Бога «дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14,15). И посредством причастия Христу и Его Церкви, её веры и жизни православной, Бог дарует полноту веры и полноту приготовленных Богом каждому человеку и народу благ века нынешнего и будущего.

Итак, в мире, сотворенном и хранимом Богом, но имеющем несовершенства от падших во грех ангелов и людей существуют конфликты, суть столкновения противоборствующих сил: Бога, смиренных Ему ангелов и людей с противящимся Богу ангелами и людьми. Причиной конфликтов является противление Богу, Его порядку и закону, суду и милости, а решением — смирение Ему, как Творцу и Промыслителю мира, Спасителю человека, в Его порядок и мир путем причастия Христу Спасителю и Его Церкви Православной. Детоводителем ко Христу и жизни по вере является закон, посредством которого является благость Божья и развивается здравая нравственность, влекущая человека от конфликтов в порядок и мир. Вышней благодатью начинается этот мир в душе человека, продолжается в его общественной жизни Дома и закона Господня, Церкви и экономики, где человек, в движении от конфликтов и стяжательства идет к служению ближнему и в мир Божий. Прощением вины и смягчением наказания в воспитании Господнем продвигая человека и народ к должной зрелости. К полному решению всех конфликтов, которое произойдёт в Небесах, в веке будущем жизни вечной.

Заключение

Духовно-нравственное укрепление народа России, несущее в общество согласие и мир, соответствующее построение идеологии развития и базирующейся на ней внутренней и внешней политики реализуется в нашей стране на основании исторически сложившегося значительного влияния вероучения и жизни Православной Церкви, при содействии государства. С признанием веры в Бога и особой роли Православной Церкви в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Поэтому для достаточно эффективного решения любых внутренних и внешних конфликтов человека и общества наука и практика конфликтологии развивается с использованием методологии, основанной на вере в Бога, соответствующей вероучению и жизни Православной Церкви и православной культуре, в России — конституционно-правовым основаниям её правовой системы.

При этом в процессе построения порядка и мира в каждой душе и обществе важно иметь научное понимание происхождения, развития, сущности, угроз возникновения и путей решения конфликтов. Так в словарях слово «конфликт» толкуется, как столкновение, разногласие, спор, осложнение в международных отношениях. В Святом Писании под конфликтом понимаются противостояния и споры, происходящие от поврежденного человеческого ума, в попытках стяжания чужих ценностей взамен отвергаемой ими благодати Божией. Лица, затевающие такие пустые конфликты, находятся в самообмане от лукавого, являют верх гордыни, хотя и прикрываются смиренным видом, суть волки лютые. Они не знают истины, потому нападают с ложью на народ Божий, не учат святому православию, уклоняются в беззаконие и так способствуют возникновению несущих всем беды и погибель неустройств и конфликтов.

Потому человеку Божьему предписывается совершать подвиг, движение, не в поисках конфликтов, а в познании и исполнении воли Бога и подаваемой Им благодати в стремлении к миру. В уповании не на богатство неверное, а на Бога, дающего человеку все обильно для наслаждения, богатея добрыми делами, щедростью и общительностью. Для обозначения конфликтов, возникающих при этом у верных Христу употребляется слово «подвиг», в смысле особенно значимого их движения в разрешении противоречий, столкновений, войн, сражений. На этом пути не страшащихся противников, что для злодеев является предзнаменованием погибели, а для праведных — спасения. Знающих, что им надлежит не только веровать во Христа Спасителя Бога, но и, претерпевая тяготы и лишения, совершать такой же подвиг, какой они видят в служении Христа и Его народа. В их делах восстановления мира с Богом и Его благодатью — с ближним, как миротворцев, истинно сынов Божиих. Которые в любых конфликтах движутся и побеждают не собственной уверенностью, а силой Бога, обитающего во всех причастниках Христу и Его Церкви Православной, как храмах Святого Духа.

Соответственно формулируется определение, конфликт — это противоборство, столкновение, противоречие, в попытках стяжания чужих ценностей, взамен отвергаемой вышней благодати Божьей, падшим духовным и физическим миром, еретиками и лжеучителями, отдельными лицами и коллективами в их борьбе с Богом, между собой и против народа Божия, который в причастии Христу Спасителю и Его Церкви Православной знает истину, свои интересы и ценности, совершает подвиг в противостоянии злу и злодеям, действием Божией благодати всегда побеждает и укрепляется в мире с Богом и ближним, обретает приготовленные Богом каждому смиренному Ему человеку блага века сего и будущего жизни вечной, во славу Божию.

Конфликтология, как всякая наука имеет объект, предмет и метод. Которые можно достаточно верно понять и описать, применяя в качестве высшего уровня методологии в науке и образовании вероучение Православной Церкви. Её объектом является всё творение Божье, чудно устроенное и бережно хранимое Богом в установленном и поддерживаемом Им порядке и мире и в нем жизнь общества, после грехопадения ангелов и людей имеющую конфликты противоборствующих сил, Бога, ангельского и человеческого мира, решаемые во Христе примирением человека с Богом Его благодатью и так же — с ближним. Предметом — конфликт, как деятельность субъектов конфликта, с его причинами, поводами, лицами, развитием и разрешением. Метод — нейтрализация разрушительного конфликтного столкновения и восстановление системного динамического равновесия в обществе, включающем Бога, ангельский и человеческий мир, Христа Спасителя и Церковь Православную, где человек примиряется с Богом Его благодатью и так же — с ближним.

Определённым решением любого конфликта всегда является возвращение конфликтующих сторон в порядок и мир Божий, под власть Бога Вседержителя, признаваемую или нет. На этом пути есть закон, дарованный Богом детоводитель ко Христу Богу, в смиренное Ему подчинение. Служащий для регулирования в обществе отношений, указывающий на пути обретения благ, процветания и успеха, при этом открывающий преступления в действиях нарушителей закона и прилежащее ему наказание, которое и направляет грешников в благой порядок Божий. В понимании благости порядка и мира, для спасающихся во Христе — мира Божия, у человека развивается здравая нравственность, когда не страх наказания толкает человека от конфликтов в порядок и мир Божий, а понимание благости пути мира, влекущее действием ниспосылаемой со Креста Животворящего вышней благодати к познанию и исполнению воли дарующего блага Бога. Отвергающим Бога эта благодать даруется Христом Спасителем Богом, как предваряющая спасение.

Деятельность общества, проводимая в здравии разума и нравственности, в порядке хозяйственного, местного и государственного управления, называется экономикой, домом закона Божия. В этом доме законопослушная часть жителей принадлежит к Дому Господню — Церкви и Телу Христа, Его истины, порядка и мира. Который начинается с души человека и распространяется в общество, действием силы Святого Духа лично и посредством Церкви, которая является особенным сообществом, соединенным Святым Духом в единое Тело Христово, Дом Божий. Неотъемлемой его частью является Всемогущий Бог, потому падший, беззаконный, в конфликте противящийся Христу Богу мир, никогда не сможет одолеть Церковь Христову. Куда должно духовно родиться всякому человеку, желающему спасения от противостояния в примирение с Богом и с ближним, в жизнь вечную.

При этом находящийся вне Церкви Тела Христа народ руководится не законом и волей Бога в жизнь вечную, а своеволием падшего мира в вечное посрамление, муки и смерть. В крайнем состоянии является одержимым, беснующимся, а в «мудрости» падших всегда пребывает в конфликте с Богом, а значит, в разной степени конфликта в своих душах, сообществах и со спасающимся в вечную жизнь народом Церкви Христовой. В экономике, нарушает основной из законов — послушание Богу в причастии Христу и Православной Церкви, соответственно не имеет спасения в жизнь вечную. А преступной деятельностью, особенно, организованной, пренебрегающей вышним духовно-нравственным и государственным в народовластии управлением в экономике, наносит значительный ущерб ближним и всему обществу.

Верных последователей Господь предупреждает о неизбежных конфликтах с Его противниками и наставляет Свой народ светить окружающему обществу добрыми, умиротворёнными делами во славу Божию. В процессе духовного созревании наследовать Отчее человеколюбие, которым Господь и от Него отцы воспитывают своих детей к совершенству. Растят в Доме Господнем к физической, социальной, духовной зрелости, строго наказывая, но любя прощать и миловать, смягчая наказания по причине недостаточной зрелости нарушителей и искупления их на Кресте Христовом от греха. В понимании, что надежда на Христа только в этой жизни делает человека несчастнее всех, а надежда во Святом Православии на подаваемые Богом смиренным блага века сего и будущего дарует их человеку в полноте.

Народ Божий имеет в причастии Христу и Его Православной Церкви особенное состояние мира с Богом. В веке нынешнем спасается действием вышней благодати посредством укрепляющейся веры и совершенствующихся добрых дел в состояние минимума грехов-конфликтов с Богом и таким способом — в минимум конфликтов и мир Христов с ближним. В Небесах спасенный во Христе народ пребывает с Богом в совершенном, даруемом Им порядке и мире. Куда путем (методом входа) является Христос Спаситель Глава Церкви, Путь, Истина и Жизнь, наш мир с Богом и ближним. Любовью Бога Отца, Крестным Подвигом, действием вышней благодати, наставлением в вере и примером служения Богу и ближнему Спаситель творит из нас истинных миротворцев — сынов Божиих, во славу Божию.

Итак, на пути в вечность народ Божий, имеющий в причастии Христу и Его Православной Церкви особенное состояние мира с Богом, в веке нынешнем спасается действием вышней благодати в вере и добрых делах в состояние минимума грехов-конфликтов с Богом и таким путем в минимум конфликтов и мир Христов с ближним, а в Небесах пребывает с Богом в совершенном, даруемом Им мире. Куда путем (методом входа) является Христос Спаситель Глава Церкви, Путь, Истина и Жизнь, наш мир с Богом и ближним. Любовью Бога Отца, Крестным Подвигом, вышней благодатью и примером служения Богу и ближнему Спаситель творит из нас истинных миротворцев — сынов Божиих, во славу Божью.

Список использованной литературы

Библия /Сайт Московской Патриархии. http://www.patriarchia.ru/bible/mf/, (дата обращения: 2022.08.05).

Библия /Азбука.ру. https://azbyka.ru/biblia, (дата обращения: 2022.08.05).

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html, (дата обращения: 2022.08.05).

Филарет (Дроздов) Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви [Электронный ресурс] // «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. - 139 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf, (дата обновления: 2020.05.15).

Макарий (Булгаков, митр. Московский и Коломенский; 1816-1882). Православно-догматическое богословие митрополита Московского и Коломенского Макария. T. 1. Изд 4. - С-Петербург : Тип. Р. Голик, 1883. - 598 с.

Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии [Текст]. - Киев : тип. Корчак-Новицкого, 1897. Т. 4. - 583 с.

Феофан Затворник, святитель. 1-е послание святого Апостола Павла к святому Тимофею / Азбука.ру. https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-timofeju, (дата обращения: 2022.08.05).

Православная энциклопедия. Электронный ресурс. https://www.pravenc.ru, (дата обращения: 2022.08.05).

Политология : Энцикл. слов. / [Аверьянов Ю. И. и др.]. - М. : Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 431 с.

Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/, (дата обращения: 11.08.2022).

Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907 с.

Толковый словарь русского языка : [В 4 т. / Д. Н. Ушаков и др.] ; Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1: А-К. - М. : Рус. словари, 1994. - 1562 стб.,[57] с.

Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

Список использованных нормативно-правовых актов

Конституция Российской Федерации. / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70552648, (дата обращения: 2022.07.28).

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/37616, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями). / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/135919/paragraph/31, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/8, (дата обращения: 2022.06.23).

ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2022.06.23).

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации / Официальный интернет-портал правовой информации. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=602263723&rdk=&firstDoc=1&lastDoc=1, (дата обращения: 2022.08.05).

Устав ООН / Официальный сайт ООН. https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения: 2022.06.23).



Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.08.13.
Редакция:

Калашников Ю.В. Православная методология в конфликтологии. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/cn/prav-confliktology.html, (дата публикации: 2022.08.13).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта



1  Конституция Российской Федерации. ст. 67 / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.08.05).

2  ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2022.08.05).

3  Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – С. 116. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

4  Устав ООН / Официальный сайт ООН. https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения: 2022.08.05).

5  Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html, (дата обращения: 2022.08.05).

6  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации / Администрация Президента России. http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046#sel=41:1:xDa,41:57:hvi, (дата обращения: 2022.08.05).

7  Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907 с.

8  Толковый словарь русского языка : Под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Рус. словари Т. 1: А-К. - М. : Рус. словари, 1994. - С. 765.

9  Библия. Параллельно русский и греческий текст. /Азбука.ру. https://azbyka.ru/biblia/?1Tim.6&r~g, (дата обращения: 2022.08.05).

10 Феофан Затворник, святитель. 1-е послание святого Апостола Павла к святому Тимофею / Азбука.ру. https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-timofeju/3_5_6#sel=530:1,530:104, (дата обращения: 2022.08.05).

11 Феофан Затворник, святитель. Там же.

12 Яндекс переводчик. https://translate.yandex.ru/?from=tabbar&text=conflict&lang=en-ru, (дата обращения: 2022.08.05).

13 Шаленко В. Н. Конфликт // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/world_history/text/2093968, (дата обращения: 11.08.2022).

14 Апостола Павла послание к колоссянам, Гл. 2. / Азбука.ру. https://azbyka.ru/biblia/?Col.2&r~g~el, (дата обращения: 2022.08.05).

15 Политология. Энциклопедический словарь. М.: 1993. С.142.

16 Филарет (Дроздов). Пространный катехизис Православной Церкви [Электронный ресурс] // «Праведность и мир». - С. 38. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf, (дата публикации: 2020.05.15).

17 Макарий (Булгаков, митр. Московский и Коломенский). Православно-догматическое богословие. T. 1. Изд 4. - С-Петербург : Тип. Р. Голик, 1883. - С. 85.

18 Антоний (Амфитеатров)архиепископ. Догматическое богословие Православной Кафолической восточной Церкви. / Азбука.ру. https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfiteatrov/dogmaticheskoe-bogoslovie-pravoslavnoj-kafolicheskoj-vostochnoj-tserkvi/3#sel=12:46,12:99, (дата обращения: 11.08.2022).

19 Леонова Т. Г. Экономика // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/economics/text/4927030, (дата обращения: 11.08.2022).

20 Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия. - Киев : тип. Корчак-Новицкого, 1897. Изд 2. Т. 4. - С. 390.

21 Икономи́я. / Православная энциклопедия. Электронный ресурс. https://www.pravenc.ru/text/389060.html, (дата обращения: 2022.08.05).