праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / школа / наука 


 

Об экзамене и содержании предмета «Философия науки» и о создании учебника по данному предмету копия письма

Калашников Юрий Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир».
Калашников Юрій Вікторович. Редактор журналу «Праведність і мир».
Kalashnikov Yuriy Viktorovich. Editor of journal  «Праведность и мир».

Ключевые слова: познание, наука, философия науки, богословие науки, методология.


Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Илариону,
Митрополиту Волоколамскому,
Ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры
имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

 

Ваше Высокопреосвященство, 21.06.2012 мне довелось сдавать кандидатский экзамен по Философии науки. Подготовку ответов на предложенные предварительно вопросы я проводил в русле первоочередной опоры на Священное Писание, Вероисповедание и догматы Православной Церкви. Часть экзаменационного материала, включившая весь раздел собственно философии науки, содержащая библейское и богословское основание науки, была опубликована в интернет приложении журнала «Праведность и мир», стр.:  http://sancti.ru/cn/cnex.htm. Вовремя был сдан и положительно оценен реферат. Также проводилась подготовка к ответу на предложенные вопросы и на самом экзамене. В соответствии с Апостолом: «Говорит ли кто, говори как слова Божии… дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» (1Пет.4:11), а также с 1 Правилом  Трульского Собора: «При начатии всякаго и слова и дела наилучший чин есть от Бога начати, и с Богом оканчивати, по глаголу Богослова».

Однако принимавший экзамен В.Н.Катасонов, как правило, не слушая ответы до конца предложения, прерывал их одной фразой: «Это неправильно». Вероятно, он желал слышать ответы по образцу статей своего сборника «Христианство, наука, культура», предложенного в его Программе курса в списке рекомендованной литературы. Написанного с позиции философского релятивизма, где учение о науке представлено из общехристианских позиций и, как одно их многих существующих в мире и истории. Без их сравнения и оценки, при отсутствии защиты Православной веры и Церкви. С использованием Библии, ограниченным немногим рядом цитат. Ниже рассмотрены некоторые, относящиеся к теме материалы данной книги.

Неправильным было признано представленное мной определение науки, как системное знание о мире, существующее у Бога и даруемое Им человеку. Хотя предложенное преподавателем определение науки, как «математическое естествознание, так называемые «точные науки»» (Катасонов В. Н. Христианство. Культура. Наука. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Стр.6), является, в соответствии с теорией науки, искаженным, по причине игнорирования структурой предмета и уменьшения объёма его определения, оставляющего за рамками системы науки не только духовный компонент, богословие, но и гуманитарный.

Религия называется темной ночью и противопоставляется рациональной науке и философии, «светлым островкам сознания» (Там же стр.15), то есть признается иррациональной, вероятно, в продолжение лозунгов воинствующего атеизма «религия тюрьма, для сердца и ума». При этом не выделяется Православие, как светоносная Истина, воплощенная в учении и жизни Церкви Христовой Православной, в отличие от действительно помрачающего разум язычества и ересей.

В разделе «Цивилизационный кризис и Православие» под сомнение ставятся технологии, то есть технологический и другой порядок, а делается акцент на учителя и человека. Что при отсутствии уважения к правопорядку ведет к развитию правового нигилизма, преступности и разрухе в экономике.

Здесь же представляется утопическое учение Н.Ф. Федорова (1829 – 1903) и его отличие от христианского учения. Но при этом говорится, что отлученный от Православной Церкви, как еретик, Федоров является «талантливым человеком и почти гениальным самоучкой, а его работы полны глубоких мыслей и прозрений» (там же стр.31). Вероятно, автором имеется в виду его теория  «общего христианского дела», созвучного по названию и по сути отступления от порядка Божия и Церкви Христовой, в оставлении созидания установленных Богом институтов, в том числе, приходской общины, местной и государственной власти, похожего, например, на известную итальянскую организованную преступную группу «Козаностру», «Дом наш». Создававшейся в пренебрежении Церковью, Дома Божия, и Его общественными институтами. Как то бывает у разного рода нечестивых, одними Божиими институтами пренебрегающих, а другие превращающих в преступные. Таковые проблемы жидовских ересей и преступных организаций были отмечены в моем реферате по работе Т. Куна «Научные революции», опубликованном в журнале «ПиМ», URL: http://sancti.ru/cn/cuhn.htm.

Теория Федорова имела единомышленников философов, указываемых Катасоновым его «знаменитых» русских современников Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева. Для которых была характерной общая особенность, отвержение Православной Церкви, от Которой они и были отлучены все, как еретики, в их деструктивных и погибельных попытках без Церкви Тела Христа и без Её правды, закона и порядка Божия быть христианами и творить добро. В следующем параграфе раздела «Православное мышление» Катасонов В.Н. следует указанным философам, не упоминая о Церкви и спасительном причастии Христу, жизни Его Тела Церкви, отмечает важность личного общения с Духом Божиим и просвещения (по Паламе) нетварным Светом (там же стр.32), воспринимаемым интуицией, а не логикой. Это всё вместе взятое уводит человека от благодати учения, дисциплины и поддержки Православной Церкви, соответственно, от разумности, безопасности и плодотворности. А в оставлении заповедей Божиих, лишает общения Духа Свята и спасения в жизнь вечную. В совокупности, такое учение противоречит спасительным догматам Православной Церкви.

Исходя из выше приведенных фактов, типичных для всей указанной книги, и их оценки, можно сделать вывод, что подражание удаленному от истины учения Православной Церкви, лишенному цельности и противоречивому мышлению автора книги и экзаменатора предмета «Философия науки» В.Н. Катасонова не является просвещающим и спасительным для человека, в том числе, и для аспирантов ОЦАД. А его такая преподавательская деятельность в Православной Церкви является наказуемой извержением превратно учащего из клира и мирянина из Церкви, в соответствии с фактами содержания основного предлагаемого им для образовательного процесса литературного труда и ниже представленными Каноническими правилами.

Правило 45 Апостолов: Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен.

Правило 7 Третьего Вселенского Собора: По прочтении сего, святый собор определил: да не будет позволено никому произносити, или писати, или слагали иную веру, кроме определенныя от святых отец, в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагати иную веру, или представляти, или предлагати хотящим обратитися к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, аще суть епископы, или припадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира: аще же миряне, да будут преданы анафеме…

По аналогии ересей, Правило 4  Третьего Вселенского Собора: Аще которые из клира отступят, и дерзнуть особо, или всенародно держатися Несториева, или Келестиева мудрствования: праведным признал святый собор изверженным быти и сим из священнаго чина.

Правило 1 Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго: … Аще же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия христианскаго, яко чуждый, да будет исключен и извержен.

Прошу Ваше Высокопреосвященство рассмотреть представленные материалы с целью совершенствования учебного процесса, приведения его в соответствие с учением и каноническим правом Православной Церкви.

Также прошу Ваше Высокопреосвященство пересмотреть мою оценку по кандидатскому экзамену «Философия науки», выставленную Катасоновым В. Н. исходя из представленных материалов, реферата и опубликованных мною Калашниковым Ю.В. работ по предмету «Философия науки»:
1. История и философия науки (Библейское православное основание) в тезисах. // Журнал «Праведность и мир», интернет приложение. URL: http://sancti.ru/cn/cnex.htm.
2. Познание и знание. Раздел в работе «Вера Христова православная» (Библейское систематическое основание) // Журнал «Праведность и мир», интернет приложение URL: http://sancti.ru/th/credo.htm #a9a.
3  Наука и образование. Раздел в работе «Вера Христова православная» (Библейское систематическое основание) // Журнал «Праведность и мир», интернет приложение URL: http://sancti.ru/th/credo.htm #a9b.

Прошу также Ваше Высокопреосвященство рассмотреть вопрос о создании учебника по «Философии и богословию науки», который бы соответствовал учению Православной Церкви и современной теории науки, включая неотъемлемое библейское и святоотеческое основание. Для чего необходимо было бы сформировать рабочую группу из специалистов в данных областях, определиться с концепцией и структурой учебника, механизмами взаимодействия её участников. В оптимальном случае, обеспечить использование интернет технологий и систем управления контентом сайта (СУБД) такого коллективного электронного труда. Если на то будет воля Божия, с использованием усилий автора этого письма и представленных Вам наработок в данной области науки и богословия.

Прошу также Ваше Высокопреосвященство обратить внимание на отсутствие в ОЦАД библиотеки, весьма необходимой для учебного процесса и подготовки к экзаменам. Хорошо бы иметь всю необходимую литературу и учебные материалы в электронном формате в свободном доступе в интернете. Для назидания многих достижениями православного богословия и образования, а также и для своевременного обнаружения и исправления народом Божиим периодически возникающих у некоторых преподавателей отступлений от учения Православной Церкви. Чтобы все было для созидания Церкви и Отечества, во спасение душ и во славу Божию.

Приложение: «Вера Христова православная» (Библейское систематическое основание). Копия работы с параграфами: Познание и знание, Наука и образование, в формате *.pdf, опубликованной в интернет приложении журнала «Праведность и мир», URL: http://sancti.ru/th/credo.htm

Аспирант ОЦАД кафедры
канонического права и управления
Главный редактор журнала                                Ваш смиренный послушник Юрий Калашников

 

Отсканированные страницы письма:
1 стр.
2 стр.
3 стр.

 

Спасибо за комментарии и замечания  sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

 

 

© Калашников Ю.В. 2012

Опубликовано: 2012.09.05
Редакция:
http://sancti.ru/cn/lt-iv-12.09.02.htm

правила сайта