ПРАВЕДНОСТЬ И МИР электронные материалы журнала
домашняя / культура / комментарий преамбулы ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях"

 

 

 

 

 


Комментарий преамбулы
ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ  
"О свободе совести и о религиозных объединениях"

 Мы знаем, что закон добр,
если кто законно употребляет его
(1Тим. 1:8)

Оглавление

Введение. 2

Преамбула закона, ее определение и функции. 2

Православная культура. 3

Православная духовность. 3

Православная культура и общество вне Церкви. 4

Светское государство. 4

Право на свободу совести и вероисповедания. 5

Равенство перед законом.. 6

Уважение к христианству, традиционным и другим религиям.. 6

 

Введение

Как человек понимает то или иное событие, явление окружающего его мира, в том числе, и закон, зависит от его мировоззрения, системы взглядов на мир, место в нем человека, его отношение к реальности и ближнему, от его убеждений и идеалов. Основываясь на тексте преамбулы закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", отмечающей особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, и строится данный комментарий, во свете мировоззрения и жизни общества православной культуры. То есть соответственно тому, как понимают этот закон его создатели, россияне, в большинстве своем православные христиане.

Преамбула закона, ее определение и функции

«Федеральное Собрание Российской Федерации,
подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,
основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,
признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,
уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,
считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,
принимает настоящий Федеральный закон».[1]

Преамбула – это особая часть нормативно правового акта (НПА), вводная, содержащая исторические и культурологические справки, уточняющая мотивы его принятия, цели и задачи урегулирования им общественных отношений, в данном случае, в сфере свободы совести, деятельности Православной Церкви и иных религиозных организаций.

Содержание преамбулы является основой толкования определяемого нею НПА, так как в ней заложены цели и задачи, поставленные перед этим НПА. Ссылаясь на Платона (V в. до РХ), Цицерон (I в. до РХ) говорит, «прежде чем прочитать сам закон, необходимо высказаться в пользу этого закона… закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами»[2]. А для этого необходимо к закону введение (преамбула), предназначенная для наилучшего понимания закона, всегда имеющего божественный авторитет, как считает античный юрист. «Сколь многочисленны люди, которым страх перед божьей карой не дал совершить преступление, сколь священны узы, объединяющие граждан, когда бессмертные боги участвуют в делах людей как судьи или как свидетели? Вот тебе введение к закону…»[3] - говорит этот древнеримский мыслитель, признанный знаток права.

Признаваемое человеком толкование закона, неизменно, будет наилучшим мотивом к его исполнению, как принятой им за несущую благо истину общественной нормы поведения. А косвенно через преамбулу включенная в НПА эта норма становится правовой. Так, если по Цицерону «…божественная мысль есть высший закон»[4], то и несущая эту мысль преамбула, соответственно, в этом НПА становится основополагающей для данной сферы общественных отношений нормой права. «Мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его» (1Тим. 1:8), - учит апостол Павел, указывая на необходимость полноты понимания и закона и его окружения, ситуации употребления, которую необходимо реально и без изъяна осознавать, чтобы применить совокупность соответствующих законов и обрести полноту искомых человеком и приготовленных свыше Богом благ.

«Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам…», - так в устах апостола Павла звучит часть введения, преамбулы, к заповеди Христовой, провозглашенной им в ареопаге в Афинах (I в). Где проповедь избранного Христом для Благовестия святого ведет языческий мир от античных богов к Богу единому и истинному. К непреложному спасительному правилу - «итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:30,31).

Признаваемая преамбулой особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры является, соответственно ее упоминания в НПА, положительной, а значит, предназначенной для закрепления в регулировании общественных отношений с целью оптимального и неуклонного продолжения их развития в указанном русле. С установлением правовых механизмов обеспечения эффективной реализации правовых предписаний, закрепленных в данном НПА. В том числе, и охранительных, предназначенных защитить утверждаемый порядок в сфере данных общественных отношений от противоправных посягательств, путем вытеснения разрушительных для личности и общества норм поведения.

Так религиозная норма в общественных отношениях, являющаяся творением Бога и частью законодательства Царства Божия, по вероучению Православной Церкви, определяет социальную, поддерживаемую значительной частью общества православной культуры. А эта норма, входя в состав НПА, определяя обстоятельства и цель его применения, становится правовой нормой поведения посредством данного НПА, поддерживаемого силой государственной власти. Из данной последовательности норм вытекает, что в их иерархии норма, входящая в состав преамбулы, всегда будет базовой в построении и толковании НПА, целеполагающей в его использовании и мотивирующей для лиц, субъектов данной области общественных отношений.

Вывод. Преамбула – особая часть нормативно правового акта, вводная, содержащая исторические и культурологические справки, уточняющая мотивы его принятия, способы толкования и использования, цели и задачи урегулирования им общественных отношений. В данном Законе, уточняет особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а значит, закрепляет в этом процессе особую благую всему обществу деятельность Православной Церкви, необходимость укреплять и развивать эту деятельность далее, применяя это положение в качестве базовой правовой нормы.

Православная культура

Учитывая, что правовые нормы поддерживаются силой государства, социальные силой общественного влияния, а религиозные силой их Бога Творца, справедливо утверждать, что, в случае введения религиозной нормы в состав правовой, эта правовая норма и поддерживающее её общество и государство будут укрепляться силой власти и мудрости Божией, даруемой миру посредством Церкви. Поэтому упоминание в преамбуле Закона «особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» указывает нам на Православную Церковь, как Тело Христа и Дом Божий, открывающую миру Самого Христа и Бога, истину о Боге Творце и Промыслителе мира, Спасителе человека. В том числе, - правду и закон, суд и милость Божию, ведущую таким путем каждого человека и все общество к полноте приготовленных ему Богом благ[5].

«Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9), - говорит апостол Павел о народе Божием, о причастниках Христу и Его Церкви. Божия нива в данном тексте Библии на латыни (Вульгате) пишется «Dei agricultura», то есть Божественная культура, как аналогия возделывания земли, где агро (от греч. agrós поле), а культ (от лат. culter нож, заклание быка для жертвоприношения, cultio возделывание, напр. земли сохой). От этих латинских слов берут свое начало на русском и иных европейских языках некоторые производные слова. Такие как культ религиозный, с его жертвоприношениями в почитании вышнего, культура в обществе, как достижение его членами должного уровня социальной и духовной зрелости, в созидании и сохранении общественного порядка, согласия и мира.

Православная культура рождается, развивается и приносит свои плоды в результате жизни и деятельности Православной Церкви. «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все – Бог взращивающий… мы соработники у Бога...» (1Кор.3:9), - устами смиренного апостола Господь так открывает истину о культуре, её происхождении и развитии от Бога посредством Церкви и всего человеческого общества, о совокупности её благих человеку и обществу плодов. Как видно из текста, Бог является основным созидателем культуры, а человек – Его скромным сотрудником, пропорционально своему смирению Его вышней воле, правде и закону. То есть соответственно близости человека к Богу, Его истине и труду, а значит, и ко многим даруемым свыше благам нынешнего и будущего века.

Вывод. Православная культура – результат совместного труда Бога и смиренного Ему человека, причастника Христу и Его Телу Церкви Православной, вышней благодатью созидаемый, развиваемый и передаваемый из поколения в поколение.

Православная духовность

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6), - предупреждает Христос о единственном пути спасения от смерти и её страха, в единении с Богом и источаемой Им вечной жизнью. А затем обещает любящим Его и соблюдающим заповеди Его ходатайством склонить Отца к милости, чтобы Он ниспослал смиренным Духа Святого (Ин.14:15-18). То есть чтобы Сам Бог, в единстве и полноте трех лиц Святой Троицы Отца и Сына и Святого Духа, как единый Бог – личность духовная, не имеющая тела, Духом Божьим вселился в верные Ему души и сотворил там Себе обитель. И устами апостола спрашивает: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:16,17).

Обитание в человеке Святого Духа определяет его состояние, как человека духовного, то есть возрожденного от Бога к жизни вечной, руководимого в ней Словом и Духом Божьим, вначале, в его помыслах, а затем и в происходящих оттуда словах и поступках. Духовность обретает и общество, соответственно влиянию на его отношения живущих в нем исполненных Святым Духом его членов, смиренных порядку и воле Христа и Бога, источающих в общество Его вышний порядок и соответствующий мир. Духовными становятся и вещи, то есть явления действительности окружающего нас мира (предметы, действия, события, обстоятельства) соответственно близости к духовному их употреблению или содержанию, а священными если от обыденного использования они отделяются для какого-либо священнодействия.

«Намереваясь вести слово о духовном возрождении, полагаю смерть прежде жизни. Ибо, только умерев плотью, рождаемся мы духом, как и Господь говорит: «Я умерщвляю и оживляю» (Втор.32:39). Итак, умрем, чтобы нам жить; умертвим мудрование плотское, которое не может покоряться закону Божию, чтобы родилось в нас крепкое мудрование духовное, следствием которого бывают, обыкновенно, жизнь и мир (Рим.8:6-7). Спогребемся умершему за нас Христу, чтобы и восстать с Виновником нашего воскресения. Поэтому для каждого дела есть свое пригодное время... но время Крещению – вся жизнь человеческая. Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца, ибо неведение Бога – смерть для души»[6]. Так святитель Василий Великий призывает всякого человека к возрождению Святым Духом от духовной смерти в вечную жизнь, к вхождению в спасительное лоно Православной Церкви, в состояние истиной духовности, в полноту причастия православной культуре, её блаженной жизни и труда, и многих обретаемых свыше благих плодов.

Вывод. Православная духовность – результат действия Святого Духа в жизни смиренного Ему человека и общества, в его многих плодах, во-первых, собственно духовных, а также производных от них материальных. Бог является личностью духовной и Духом Святым дарует каждому человеку жизнь. А от духовной смерти за грех возрождает благодатно человека тем же Духом в причастии Христу Спасителю и Его Телу Церкви Православной к праведности и  жизни вечной, к обретению всех приготовленных Богом плодов века нынешнего и будущего.

Православная культура и общество вне Церкви

«Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость…» (Ис.40:28,29). Всякому человеку и народу дарует Господь жизнь и дыхание и всё, открывает Себя, Его волю, правду и закон, суд и милость через окружающий мир и смиренных Ему людей, способных воспринимать и передавать Его слово. Человек же, познавая и осваивая окружающий мир, начинает познавать Бога Творца, учрежденный и поддерживаемый Им порядок этого мира и даруемые Им блага в приобщении к Его порядку, мудрости и силе. В таком разумном труде человек и общество неизменно всё увеличивающейся мерой становится причастником происходящей свыше православной культуры.

Однако, не имея достаточно веры Божией, отвергая Христа Спасителя и Его Церковь, а иногда и вообще существование Бога, человек может обрести в совместном, хотя и неосознанном, что с Богом, труде только некоторые приготовленные ему Богом блага и только нынешнего века. Потому «утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся» (Ис.40:30,31). Как открывает Бог через Его слово, только надеющиеся на Бога совершают движение в вечную жизнь, обновляясь силой вышней благодати во Христе и Его Церкви Православной, полнотою приготовленных каждому человеку благ сего и будущего века.

Остальные обретают блага только века нынешнего и только в части их смирения порядку Божию. Всё, что отступает от этого вышнего порядка в стремлении людей ко благам, является разрушительным для конечного результата их трудов в веке нынешнем и будущем. «Таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем» (Иер.17:11). Таковыми являются удаляющиеся ныне от Бога в науке и практике, в образовании и всей личной и общественной жизни. Со слезами говорит апостол, что они «поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном» (Фил.3:18,19). Так пренебрегающие небесными благами, во-первых, Божественным вышним порядком, не могут и земными благами воспользоваться в полноте, приготовленной святым и верным их Спасителем и Богом.

При этом Господь апостольскими устами повелевает верным, живущим среди окружающего падшего мира, но под руководством Слова Божьего и Духа Святого: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Фесс.5:21,22). Чтобы быть способными воспринимать блага от Бога, через весь окружающий мир, но только в истинно благой во Христе части, которая соответствует вышнему порядку и закону, суду и милости и потому входит и из падшего мира в состав православной культуры нынешнего века. Включая все достижения науки и техники. В соответствии с Господним и апостольским предупреждением: «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:16,17).

Вывод. Православная культура века нынешнего включает в себя все благое, что созидается и хранится человеком и обществом силой вышней благодати в части соответствия воле Бога, Его вышнему порядку и закону, суду и милости, вероучению и жизни Православной Церкви. В век будущий же входит только святая и вечная часть культуры – верные причастники Христа и Его Церкви Православной, Божией благодатью смиренно живущие и трудящиеся во Христе Спасителе.

Светское государство

«Вы – свет мира» (Мф.5:14), - говорит о своих учениках, смиренных последователях Христос, как «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). И не только ныне, но и в вечном небесном граде, где не будет ни солнца, ни луны, но только сияние славы Божьей, «и светильник его – Агнец» (Откр.21:23). Откуда явствует, что есть свет истинный, вышний, вечный, исходящий от Бога Творца и Промыслителя мира, Сам Бог, а также есть свет несовершенный – часть от творения Божия, мира, пораженного за грех человека. Со времени слов, сказанных Богом согрешившему Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:17-19).

Поэтому в характеристике принадлежности вещей выделяется определение «церковного», находящегося под непосредственным руководством Церкви, а значит, Христа и Бога – Света истинного, и «светского» или «мирского», не имеющего непосредственного подчинения церковному управлению, удаленного от Христа и Бога. Таковым светским, мирским в России в соответствии с Законом является государственное и местное управление[7], а также и народное образование[8]. Именно в светском государстве, и в значительной степени удаленном от Бога, утверждается институт прав человека, защищающий его жизнь от абсолютной власти мирского управления, с возможностью обретения истинной свободы и полноты благ в познании и исполнении совершенной воли Христа и Бога, которая в полноте открывается во Святом Православии. И только в таком случае, не удаляет человека от приготовленных ему Богом благ, а приближает к ним.

Разделение в обществе вертикалей власти Православной Церкви и государственного, а также и местного управления основано не только на основании данного Закона, но и согласуется со святыми канонами Православной Церкви. Правило 6 Правил святых апостолов гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина». Там же Правило 81: «Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неупустительно быть при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо ни кто не может двум господам служить, по Господней заповеди (Мф.6:24)». Правило 83 «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть, римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесарю, и Божие Богу (Мф.22:21)». Данные правила уточняются последующими 3, 7 правилами Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского.

При этом церковная и светская власти имеют единое основание во Христе и Боге, Который есть «Царь царей и Господь господствующих» (Откр.19:16). Христос, например, говорит судящему Его Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин.19:11). Так же говорит и апостол Павел о своем призвании на священническое служение Самим Христом и Богом: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию» (Рим.1:1). И в этом же послании пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). А если установлена власть в и церковном, и в государственном управлении одним Богом, то и реализовывать должны её все, как служители Божии, в гармонии и единстве послушания Истине, начальствуя в своих сферах общества и «повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф.5:21).

Основополагающими же в построении правовой системы государства являются церковные установления, непосредственно полученные от Бога, хранимые и утверждаемые Его Всемогуществом посредством Церкви. Так в Кодексе Юстиниана (482-565), являющимся основанием европейского романо-германского права, в том числе, русских Кормчих книг, составленных на основании византийского Номоканона (VI в.), говорится, что «все законы, изданные в противоречии церковным канонам, признаются ничтожными»[9]. К указанным святым канонам Православной Церкви, базисным в законодательстве Церкви и государства правилам, по определению Вселенских Соборов относятся: Правила святых Апостолов, Правила Вселенских Соборов, Правила Поместных Соборов и Правила святых отцов Церкви Православной.

«И совлек с себя князь наш вместе с одеждами ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия – и вошел в святую купель. И возродился он от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся; и вышел из купели просветленный, став сыном нетления, сыном воскресения… Но простерся далее, повелев и всей земле своей креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа… И в единовремение вся земля наша восславила Христа со Отцом и со Святым Духом. Тогда идольский мрак стал удаляться от нас – и явилась заря правоверия; тогда тьма служения бесовского исчезла – и слово евангельское осияло нашу землю. Тогда капища разрушались и поставлялись церкви, идолы сокрушались и являлись иконы святых, бесы убегали, крест же освящал грады»[10]. Так описывает Митрополит Иларион Крещение Руси, зарю православия, рождение святого народа и его под правлением святого равноапостольного князя Владимира истинно в свете Божественной правды пребывающего государства.

Такая находящаяся в Божественном порядке и вышней иерархии симфония (созвучие) правовых норм и нормативно-правовых актов Церкви и государства, является частью симфонии включающих ее церковно-государственных отношений. Со времен обретения в Риме Православной Церковью и ее вероучением доминирующего положения над побежденным языческим благочестием и мифами. В том числе, в праве, где Божественное основание законов заняло вероучение и правила Православной Церкви, и куда вошла норма приоритета церковных канонов над законами государственной власти, ныне определяемая преамбулой Закона, которая указывает на особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Вывод. Существуют понятия «церковного» и «светского». «Церковное», значит находящееся под непосредственным руководством Церкви Тела Христа и Бога Света истинного. А «светское», значит находящееся под властью мира, мирян или, по-другому сказать, света, удаленного от непосредственного управления Богом и Его Церковью.  Ныне в России государственное и местное управление, а также система образования являются светскими, но имеющими в православной культуре симфонию отношений с Церковью посредством граждан, смиренных Богу во Христе и Его Церкви, а также иерархии норм регулирования общественных отношений, основанных на святых канонах, вероучении и жизни Православной Церкви.

Право на свободу совести и вероисповедания

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим...» (Втор.30:19,20). Так в Законе открывается право человека на свободу совести и вероисповедания – исповедовать устами и жизнью веру Божию и иметь во Христе и святом Православии вечную жизнь, с полнотой приготовленных Богом благ сего и будущего века, или отвергнуть спасение и уже ныне обрести проклятие вечного отделения от Бога в посрамление, разруху и смерть озера огненного, где по слову Спасителя «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мар.9:44).

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32), - указывает Христос на источник настоящей свободы, вечной и неизменной в понимании и исполнении слова Христа и Бога, вещаемого и являемого Его Святой Церковью. А если спасенными и свободными от смерти, то это значит, в восстановлении утраченного во грехе образа и подобия Божия, истинного достоинства человека – носить в себе полноту Божию[11]. Ибо во Христе «обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти… быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2:9-12).

«Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твои» (Лук.15:21). Так обращается к отцу блудный сын, осознавший благость и истинное достоинство быть в послушании отцу. А отец, видя такое покаяние возвратившегося к нему сына, дарует ему лучшую одежду и обувь, перстень власти, приглашает всех на радостный пир и объясняет: «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лук.15:24). Таков наш Бог Отец, ожидающий возвращения Своих детей. Так радуются небеса, когда кается хотя бы один грешник, используя даруемую ему свободу, возвращается во Христе от смерти в жизнь, от посрамления в истинное достоинство детей Божиих.

При этом Христос всегда предупреждает вольнодумцев, пренебрегающих истинной свободой, верой и любовью, и милостью Божьею, о том, что не только в этом веке их и их детей ожидают бедствия, но на Последнем Суде они услышат уже окончательное и неизменяемое определение: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Так же свидетельствует о конце отвергающих ныне спасительную веру и святую во Христе жизнь Откровение Иоанна Богослова: «кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное… боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 20:15; 21:8).

В истинной любви каждого Богом сотворенного человека, но в Промысле Спасения ушедшего от послушания Богу, Господь благовествующими устами апостола и всей Церкви Православной призывает обратиться от «ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:15-17). Так истинно и благо использовать даруемую каждому человеку свободу.

Вывод. Бог предлагает каждому человеку свободный выбор: смерть в противлении Ему, Его правде и закону, суду и милости, или жизнь – истинную и вечную свободу от смерти в смиренном обращении от греха своеволия ко Христу Спасителю и Богу, к верному и вечному причастию Его Телу и Дому Божию Церкви Православной.

Равенство перед законом

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Это говорит Христос Спаситель, приглашая следовать за Ним и так же исполнить единый для всех народов закон, чтобы так же войти в вечную жизнь. Что возможно только действием вышней благодати в смиренных Христу и Богу душах. Как предупреждает Спаситель: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф.25:31-33). Это явление равенство всех перед законом Божьим. Перед Судом Христа и Бога Вседержителя, от времени сотворения мира требующего от человека служения Творцу и Его народу, всем существующим и нуждающимся в помощи людям. Кто не исполнил это требование заботы о ближнем становятся преступником пред Богом. «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:45,46).

Для царя, олицетворяющего всю государственную власть, в Законе Ветхого Завета есть предписание: «когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор.17:18,19). В таком случае закону вышнему Божьему будет соответствовать закон государственный. Тогда и равенство перед законом будет соблюдаться в совершенстве. В случае развивающегося общества при возникновении новых общественных отношений, нуждающихся в правовом урегулировании, для корректировки, понимания и использования имеющихся правовых норм человеку даруется свыше мудрость. Она говорит: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Прит.8:15,16).

Когда закон земной государственный отступает от вышнего церковного и искажается в угоду грешников, тогда и должного равенства не может быть перед таким законом. Но оно будет соответствовать истинному равенству пропорционально соответствия законов государственного управления законам Божиим. В должное совершенство это равенство возвращают верные Христу и Богу, приводя законы и всю государственную деятельность в соответствие закону Божию, святым канонам и вероучения Православной Церкви. «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31).

Вывод. Все люди равны перед законом и судом Божиим, который в полноте и спасительно открывается человеку во Христе и Его Церкви Православной. Равенство на основании законов государственного управления, пропорционально их соответствию закону и суду вышнему. Во Христе и Святом Православии это равенство совершенствуется к должному и истинному.

Уважение к христианству, традиционным и другим религиям

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Любовь к человеку – это основной мотив Бога Отца, в уничижении воспринявшего плоть человека и вочеловечившегося, и Христа Спасителя Сына Божия, добровольно во исполнение воли Отца пошедшего на страдания и смерть за грехи падшего мира. Также поставленное в ранг закона, дарованное вышним примером руководство для всякого спасаемого во Христе человека Божия православного христианина в служении ближнему вышней любовью. По слову апостола: «Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:9,10).

Во Христе Бог Отец спасает человека от смерти для восстановления полученного при сотворении и утраченного им во грехе образа и подобия Божьего. Потому что не в философиях падшего мира, а во Христе «обитает вся полнота Божества телесно», и спасенные Им обретают в Нем полноту образа и подобия Божия (Кол.2:9,10), в таинственном посредством Духа Святого причастии Христову Телу – Церкви Православной (Ин.14:15-18). В смиренном послушании власти Церкви: вероучения, священнодействия и управления благолепием её устройства[12]. Если же кто-либо не повинуется одной из трех частей власти Церкви, хотя бы как еретик, самосвят или раскольник, то не может иметь спасения во Христе в вечную жизнь[13]. «Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин.5:11,12).

Поэтому любовь к человеку, как высшая степень уважения, заключается в обращении всякой души в причастие Христу и Его Церкви Православной, хранение душ и всего общества от погибельных лжеучений[14]. «Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Церковь, которая будет царствовать, не может сподобиться царствования»[15]. Поэтому любовь к ближнему, пребывающему вне Тела Христа и Дома Божия, заключается в стремлении ввести его из смертельно опасных вод своеволия на Корабль спасения, в число смиренного воле Божией народа Церкви Православной. А тех, которые уже пребывают в лоне Церкви сохранить от погибельного отпадения.

При этом уважается каждый человек, суть творение Божие, всякая религия и учение, не в части заблуждений, а в части желания постичь истину и Бога, с любовью позаботиться о благе человека и общества. Эта объединяющая всех часть учений является неизменным основанием для диалога с заблуждающимися в процессе наставления их на пути правды и истины. Как, например, апостол Павел в Афинском ареопаге с похвалою говорит о язычниках: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам...» (Деян.17:22,23). И так с позиции уважения к истине частичной и владеющего нею человека ведёт языческий мир к познанию в полноте истинного Христа Спасителя и Бога.

Совершается этот труд инструментами, которые дарует Церкви Христос и Бог, суть которых – забота о человеке любовью Божией, и «это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1Ин.5:3). Всегда, во-первых, личным примером благого и блаженного служения Христу и Богу, Церкви и миру, по слову Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). В искренней любви и уважении ко всякому человеку, как высшему творению Божьему, предназначенному к блаженной и вечной жизни во Христе и Боге, во Святом Православии.

Вывод. Уважение к христианству, традиционным и другим религиям является частью вышней любви Божией, которой человек спасается во Христе в вечную жизнь, ко благам сего и будущего века. Выражением этой любви к ближнему, как высшей степени уважения, является стремление обратить всякую душу в спасительное причастие Христу и Его Церкви Православной, при этом так же силой мудрости и любви Божией хранить спасаемые души и все общество от погибельных лжеучений. Во-первых, личным примером благого и блаженного служения Христу и Богу, Церкви и миру.

 

(Статья редактируется) 

 

Калашников Ю.В. Комментарий преамбулы ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Проект. [Электронный ресурс] // Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/clt/zfs/komentzfs.htm, (дата обновления: 2019.12.24).

© Калашников Ю.В. 2019

Опубликовано: 2019.12.12
Редакция: 2019.12.14,23,24

Правила сайта

 

 



[1] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/4:1. (Дата обращения 2019.12.14)

[2] Цицерон. О государстве. О законах. Издательство: Директ-Медиа, 2010. С. 114. (VI,14)

[3] Цицерон. О государстве. О законах. Издательство: Директ-Медиа, 2010. С. 115. (VII ,17)

[4] Цицерон. О государстве. О законах. Издательство: Директ-Медиа, 2010. С. 112. ( IV, 8)

[5] Филарет (Дроздов) Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви: редакция к соврем. норме рус. языка: Калашников Ю.В. [Препубликация.] [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. - 138 с. URL: https://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf, (дата обновления: 2019.11.29). Вопрос 1-9.

[6] Василий Великий, святитель. Беседа13. Побудительная к принятию святого Крещения.

[7] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. 9 июня 2008 г. Ч. III. Церковь и государство. http://www.patriarchia.ru/db/text/419128. (Дата обращения 2019.12.23).

[8] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 1.6. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/49. (Дата обращения 2019.12.23).

[9] Кодекс Юстиниана. CJ.1.2.12.1: Imperatores Valentinianus, Marcianus.

[10] «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868. (Дата обращения 2019.12.23).

[11] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. 26 июня 2008 г., Москва, Храм Христа Спасителя, 26 июня 2008 г. Ч. I.1. http://www.patriarchia.ru/db/text/428616. (Дата обращения 2019.12.23).

[12] Павлов А.С. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1902 г. С. 288

[13] Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 7 июня 2008 г. 1.9 http://www.patriarchia.ru/db/text/418840. (Дата обращения 2019.12.23).

[14] Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 7 июня 2008 г. 7.1 http://www.patriarchia.ru/db/text/418840. (Дата обращения 2019.12.23).

[15] Священномученик Киприан Карфагенский, по книге: Настольная книга священнослужителя. Т. 7. Москва. Издание Московской Патриархии. 1994 г. С. 556.