праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / культура /

 

 

 

государственная политика
в сфере религиозных правоотношений
  

Калашников Юрий Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир».
Калашников Юрій Вікторович. Редактор журналу «Праведність і мир».
Kalashnikov Yuriy Viktorovich. Editor of journal  «Праведность и мир».

Аннотация

Государственная политика республик Святой Православной Руси в религиозной сфере, является естественным выражением политической сущности государства и тысячелетия благотворного духовного влияния Православной Церкви.

Ключевые слова: православие, государственная религиозная политика, церковно-государственные отношения.

 

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.
 И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин.19:5)
Беспрекословно - великая благочестия тайна:
Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе,
показал Себя Ангелам, проповедан в народах,
принят верою в мире, вознесся во славе. (1Тим.3:16)
… Все Им и для Него создано;
и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
И Он есть глава тела Церкви;
Он - начаток, первенец из мертвых… (Кол.1:16-18)

Национальные интересы в духовно-религиозной сфере представляют собой состояние отношений между человеком и Богом, а затем – между Православной Церковью и государством, также с религиозными организациями и общественными институтами, которое бы обеспечивало безопасную жизнедеятельность, гармоничное и поступательное развитие каждого человека и всего общества. При этом формулирование, правовое закрепление и практическое решение соответственных задач осуществляется политической системой и выражается во внутренней и внешней государственной политике. «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21), - научает нас и Христос Спаситель, направляя на пути построения мира и гармонии в отношениях Церкви и государства, как Божественных установлений в обществе.

Законодательство всех республик Святой Православной Руси ныне декларирует гарантию гражданам права на свободу совести и его обеспечение согласно Конституции, нормам международного права, принципам социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от отношения к религии; определяет взаимные обязанности государства и религиозных организаций; гарантирует благоприятные условия развития общественной морали и человеколюбия, гражданского согласия и взаимоуважения независимо от мировоззрения и вероисповедания. Однако, провозглашение приверженности подобным общественным благам, несомненно, требует понимания сущности, происхождения, обретения, развития и утверждения этих благ и их ценности, человеколюбия, равенства, свободы, верховенства права и законности, без чего невозможно нормальное существование человека и общества. Для чего требуется их богословское осмысление и дальнейшая на этой основе оптимизация государственной политики в отношении, во-первых, к Православной Церкви. Необходимо при этом учитывать и преодолевать существование различных, а также почти полярных взглядов на сущность, актуальность и легитимность такой политики.

Ряд исследователей данного вопроса утверждает, что государственная политика относительно религий и религиозных организаций всегда сопровождается определенными симпатиями и антипатиями государства, властных групп относительно объединений верующих и, в конечном счете, приводит к вмешательству государства в дела религиозных организаций. По их мнению, это значит, что вероисповедная политика по своей сути, по меньшей мере, не содействует реализации свободы вероисповедания и возникают сомнения в корректности самой постановки вопроса применения указанной политики в плане гарантий свободы вероисповедания и реализации конституционно-правовых принципов в этой сфере правоотношений. На что можно возразить, в данном случае, дифференцировав собственно государственную политику, выражающую совокупную волю всего народа, от указанных симпатий отдельных государственных деятелей или властных групп, а также от абсолютной воли Божией, открываемой историей существования Православной Церкви и культуры, вобравшей в себя достойнейший опыт лучших во Христе сынов Бога Отца и своего Отечества всего времени существования человечества.

По мнению других авторов, с вступлением в силу международных соглашений по правам человека, они призваны защищать это право, а государственная вероисповедная политика при этом теряет актуальность, и реализовываться должна свобода религии, а не установки государства в религиозной среде. Такой подход, дескать, снимает проблемы официального государственного отношения к той или иной религии. Кроме того, по их словам, не предусмотрено осуществление любой политики государства относительно политических партий и общественных объединений. Поэтому взаимоотношения светского демократического правового государства с религиозными организациями должны строиться на общих с другими объединениями граждан основаниях. При этом часть юристов, в том числе и российских обращает внимание на необходимость четкого размежевания полномочий правового контроля и функций посреднической связи между государством и религиозными организациями.

Результатом данных размышлений был вывод в Росси в 90-х прошлого века о том, что наличие полномочий органов государственной власти в формировании и осуществлении государственной политики относительно Православной Церкви и религиозных организаций является несовместимым с курсом построения правового и демократического государства, необходимостью нейтралитета в вопросах мировоззрения и вероисповедания, светского характера государства. Соответственно, рекомендовалось исключить полномочия по контролю над деятельностью религиозных организаций из законодательства. Предлагалось определить статус этих структур более как консультативно-экспертных учреждений, чем органов государственной власти. Так, согласно ст.8, в настоящее время, утратившего силу, Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий” от 25.10.1990 г. на территории России запрещалось учреждать исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповедания.

Очевидно, что при такой постановке вопроса, всегда неизбежно возникает проблема впадения в крайность одностороннего подхода в защите свободы мировоззрения и вероисповедания, когда эта свобода переходит в неконтролируемую вседозволенность ухода от просвещения и порядка Святого Православия в сектантские помрачения созданных на религиозной основе преступные организации и создаваемый ими хаос. При этом происходит значительное нарушение порядка в обществе, в его местном и государственном управлении и народном хозяйстве, истинных от Бога обретенных прав других граждан, порядка в религиозной сфере и национальной безопасности. Что и наблюдалось в РФ до принятия новой реакции Закона. При этом можно говорить также о недостаточно корректном представлении данных исследователей о функциях государства в религиозной сфере, в том числе, контролирующих. А также, в целом, о необходимости понимания сущности государственной религиозной политики и логического её развития до определения духовных оснований государственного и правового строительства, находящихся в незыблемых императивах и силе Божией учения, канонического права и порядка Православной Церкви. Что необходимо бережно хранить и защищать в культуре нашего народа от посягательства иных неизменно разрушительных религиозных воззрений и организаций, как минимум, только по своему противлению Церкви Христа, Её власти священнодействия и вероучения, уже являющимися воинствующими со Святым Православием.

Отсюда вытекает, что необходимо не отказываться от государственной политики в сфере мировоззрения и религии, а прилагать усилия по выработке её оптимальной формы, которая могла бы стать основой гармоничных и плодотворных отношений в системе Церковь – человек – общество – государство – другие институты общества. Такая политика должна включать в себя целеполагание, духовное и правовое обоснование, комплекс соответствующих организационно-практических мероприятий. Из ряда задач для достижения поставленной цели, в сфере юриспруденции является нормативно-правовое обеспечение реализации права свободы мировоззрения и её защиты от деструктивной деятельности религиозных организаций, разработанное на основании учения и служения Православной Церкви. А первоочередной задачей при этом является укрепление Православной Церкви и дальнейшее на этой основе созидание Православной культуры и исторически сложившихся братских отношений единого народа Православной Руси, а также гармоничных в мире международных отношений.

Политика государства тесно связана с моралью, духовностью и религией, так как она является важным элементом определения общего интереса и воли большинства граждан, а значит и формируется преобладающими в обществе религиозными взглядами, на просторах Руси – Православием, а также и влиянием его истины и учения на всё без исключения современное международное сообщество. Так как религия и право являются формами общественного сознания и посредством социальных норм регулируют систему общественных отношений, то Православное вероучение, в данном случае, составляет часть идеологии права, входящей в состав правовой системы, и влияет на её построение и функционирование пропорционально влиянию на общество Православной Церкви Тела Христа, суть Единения Всемогущего Бога и верного Ему человека.

Во все времена, фактически даже при воинствующем атеизме, государственное устройство Православной Руси созидается на незыблемом основании Православной веры. При этом Церковь высшим Промыслом всегда неизменно реагирует на изменяющиеся исторические условия реализации духовных и иных потребностей всего общества и каждого человека. Храня истину и просвещая нею окружающий мир, помогает видеть основные проблемы и находить самые оптимальные пути их решения, основанные на Божьей правде и законе, суде и милости, во всем – человеколюбии. Как Богочеловеческий организм, Церковь исполняет свою духовную и социальную часть служения Христу и миру, созидая симфонию отношений с человеком и его обществом, его местным и государственным управлением. Которая начинается от сотворения мира, развивается праотцами, Христом и Его апостолами, Православной Византией, а затем и Православной Русью. Государство, в свою очередь, осуществляет деятельность в разных формах, определяемых природой субъектов государственной власти и их компетенцией в сфере осуществления государственно-властных полномочий, в том числе, и в духовной сфере.

Для подробного рассмотрения упомянутых государственных полномочий и их реализации можно условно выделить пять основных форм правовой деятельности органов государственной власти: правотворческую, правоприменительную, контрольно-надзорную, устанавливающую и интерпретационную. Такая классификация немного упрощена, несколько искусственна и не всеми поддерживается, но вполне приемлема в общем анализе государственной деятельности. Все её формы, в той или иной степени, присутствуют и в государственно-религиозных отношениях. Рассмотрим основные из них.

Правотворчество - процесс создания, изменения или отмены правовых норм и актов. Оно является заключительным уровнем процесса правообразования, начинающегося с осознания потребности правового регулирования реально существующих общественных отношений, в частности, в духовной сфере, продолжающегося в выяснении и определении этих потребностей и завершающегося воплощением в системе правовых норм. Правотворчество осуществляется Церковью и государством, совместно с другими общественными институтами и их субъектами, в том числе, и отдельными гражданами. Через Православную Церковь, как уже отмечалось, Господь открывает в незыблемых догмах, относительно предмета регулирования, Его правду, которая воспринимается, узаконивается и исполняется всем просвещенным Им и смиренным Ему народом.

Частью правотворчества относительно сферы религиозных отношений является непосредственное законотворчество, осуществляемое Церковью в Её каноническом праве и соборной организации, а также высшим законодательным органом государства – парламентом или непосредственно народом на референдуме. Результатом законотворчества являются нормативно-правовые акты, в том числе, регулирующие государственно-религиозные отношения: Конституция, законы и др. Где для решения указанных выше задач утверждается главенствующая роль Православной Церкви в созидании духовности и культуры нашего народа, узакониваются соответствующие нормы права и механизмы их реализации.

Подзаконная правотворческая деятельность осуществляется государственными и иными органами в различной форме. Санкционированное правотворчество состоит в утверждении актов, принятых Церковью, таких, например, как уставы. Совместное правотворчество – в принятии нормативных соглашений государственных органов и Церкви. Делегированное правотворчество заключается в создании нормативных или индивидуальных правовых актов организаций со статусом юридического лица, учрежденных и уполномоченными на то Церковью.

Правоприменение – деятельность, с помощью которой обеспечивается бесперебойность процесса реализации нормативно-правовых предписаний путём наделения одних участников правоотношений субъективными правами, других – соответствующими  юридическими обязанностями, а также рассмотрения вопросов, споров и правонарушений, привлечения виновных к ответственности. В сфере участия Православной Церкви она реализуется в регулировании отношений, например, с системой народного образования, культуры, здравоохранения, структурами органов самой системы местного и государственного управления. В сфере религиозных организаций она осуществляется в случаях: регистрации или прекращения деятельности религиозной организации, вынесения решения по любым спорам, государственного принуждения, осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства и местного самоуправления, совершения действий в пользу конкретного гражданина и т.п. 

Контроль – одна из важнейших функций государственного управления, заключающаяся в:
- сравнении фактического состояния в отрасли с требуемым;
- выявлении недочетов в работе и их предупреждении;
- оценке соответствия функций управления поставленным задачам;
- привлечения виновных к ответственности;
- рекомендаций или предписаний по исправлению недочетов и улучшению деятельности.

Основным методом и режимом деятельности органов государственной власти является верховенство права и законность, выражающаяся в последовательном, системном законотворчестве и воплощении его в жизнь. Оно, в свою очередь, обеспечивается дисциплиной, как формой общественной связи, основанной на признании и выполнении согласованных правил, норм, процедур поведения, общения, ведения определенных дел. Мотивация же, рациональность и стабильность дисциплины идеально и реально может формироваться только на незыблемых основах послушании Богу, Его правде и закону, принятия истинных ценностей и формирования на их основе здравой нравственности, вытекающей и питаемой Православной верой, утверждаемой и хранимой Церковью. Что позволяет путем внутренних святых убеждений граждан и служащих эффективно создавать и использовать для обеспечения дисциплины и законности механизмы комплексного контроля, отслеживать управленческие решения и действия под углом их соответствия каноническому праву и вероучению Православной Церкви, во всем благой воле Божией, при этом соответствующим государственным законам и другим правовым актам.

Субъектами контроля в госуправлении являются в рамках индивидуальных полномочий и сфер деятельности органы самой государственной власти, Церковь, общественные организации, их структурные подразделения, отдельные граждане. Всю систему контроля можно разделить на две части, государственную и не государственную. А также, соответственно ветвей власти на парламентскую, исполнительную и судебную, в том числе, конституционную. Например, парламентский контроль осуществляется Верховной Радой Украины или Федеральным Собранием Российской Федерации. Его инструментами является: депутатский запрос, работа уполномоченного по правам человека, Счетная палата, контроль госбюджета и деятельности Кабинета Министров.

Конституционный суд выполняет задание гарантирования верховенства права, как выражения Правды Божией, и Конституции, как основного Закона на всей территории государства. Судебный контроль осуществляется судами общей и специальной юрисдикции. Например, суды общей юрисдикции принимают решения относительно прекращения деятельности религиозных организаций в случае нарушения ими законодательства и другие. Цель судебного контроля – обеспечение защиты предусмотренных Богом и Его правдой, открывающейся лично смиренным Ему душам в рамках и на основании канонического права и вероучения Православной Церкви, Конституции, конкретизирующей права, ответственность и свободы человека относительно всех правоотношений, возникающих в государстве и обществе.

Контроль также в разной степени осуществляют все органы исполнительной власти. Для одних он является основной деятельностью, для других – элементом в выполнении основной функции. Различают внутри- и вневедомственный контроль. Его целью является обеспечение верховенства права и законности в функционировании органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе, и в Церкви в её духовном и общественном служении, в организации финансового, хозяйственного и иного порядка. Объектами этого контроля являются ресурсы, деятельность и управленческие решения.

Внутренний контроль осуществляется за деятельностью должностных лиц и органов, находящихся в административном подчинении государства, в соответствии с нормами права. В Православной Церкви внутренний контроль производится  в соответствии с каноническим правом Церкви. В различных религиозных организациях в соответствии с их нормами узаконенными и традиционными, если таковые имеются, закреплёнными в уставе и не противоречащими законодательству. Внутренний контроль является существенным, но недостаточным для полной эффективности, так как возлагается на тех, кто принимает управленческие решения, и даже при прямом демократическом управлении имеет дух корпоративности. Поэтому он всегда дополняется внешним, производящимся уполномоченными на то органами и их подсистемами к неподчинённым им объектам, в рамках их полномочий, относительно конкретной сферы деятельности. Внешний контроль осуществляют различные организации, такие как, например, пожарная, санитарная, налоговая, бюджетная инспекция. Все же контролирует Его правдой и взором, судом и милостью Бог.

В религиозной сфере внешний контроль осуществляют так или иначе все органы государственной власти, в рамках своих задач и полномочий, с некоторыми отличиями в разных республиках Православной Руси. Государственный орган по делам религий осуществляет свои особые полномочия непосредственно или через подчиненные ему структурные подразделения госадминистраций, а также местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты. Президент – посредством своей вертикали власти. Прокуратура выполняет контрольно-надзорные функции от имени государства за всеми субъектами правоприменения, в том числе, в религиозной сфере.

С развитием духовности и осознанием дарованного Богом обществу народовластия, наполняемого Его силой и порядком, во всем мудростью и любовью, увеличивается роль взаимного общественного контроля, который осуществляется многими субъектами. Во-первых, Православной Церковью – в области духовных основ построения правовой системы, нравственности, преподавания духовных и культурологических дисциплин. Также объединениями граждан и лично гражданами. Что представляет собой форму реализации православной демократии в послушании Христу и Богу, детей – родителям, жен – мужьям, мужей отцам и владыкам Церкви, в обществе начальствующим – подчиненных, в неизменном причастии жизни и труду Христа и Бога. Что является угодным Господу, наилучшим и плодотворным способом привлечения граждан и всего общества к осуществлению местного, государственного и иного управления, с целью повышения его эффективности и во всем исполнения благой воли Божией. Особое место здесь всегда занимает духовный контроль системы народного образования в преподавании предметов Православной культуры и богословия при двойной аккредитации учебного заведения или его подразделения, Министерством образования и Православной Церковью.

В целом, религиозная государственная политика республик Святой Православной Руси является естественным выражением политической, происходящей от святого народовластия сущности государства, результатом благотворного духовного влияния Православной Церкви, в течение веков окормляющей (руководящей) её единый во Христе многонациональный народ ко благам нынешнего и будущего века. Церковь фактически является основополагающей, духовной частью жизни общества, в том числе, функционирования всей современной системы хозяйственного, местного и государственного управления. Эта сфера жизни общества нуждается в дальнейших богословских и научных исследованиях, в оптимизации организационно-правового обеспечения в соответствии с учением, каноническим правом и служением Православной Церкви, силой мудрости и любви Бога и Христа Спасителя. Что в созидании Православной культуры, несомненно, будет способствовать реализации национальных интересов и безопасности, гармоничному и поступательному развитию, процветанию и плодотворности каждого человека и общества, спасению смиренных Богу душ в жизнь вечную, во славу Божию.

 

 

Калашников Ю.В. Государственная политика в сфере религиозных правоотношений. [Электронный ресурс]
// Журнал «Праведность и мир» ISSN 2078-8932: электронное приложение ISSN 2218-032X.
URL: http://sancti.ru/clt/st_rel_pltc.htm (дата обновления: 03.04.2017)

Опубликовано 2011.04.12
Редакция 2011.04.16. 2013.02.04,05,09. 2017.04.03

© Калашников Ю.В.  2011, 2013, 2017          Правила сайта