праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / культура /

 

 

Религиозная безопасность

Православный взгляд

Калашников Юрий Викторович
 

… О  если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! (Лук.19:42)

С древности и поныне во внутри- и межгосударственных отношениях существует религиозный фактор, который может быть, как положительным, консолидирующим, ведущим к истинной свободе и миру, так и деструктивным, углубляя существующие в обществе противоречия, ущемляя права отдельных граждан или групп населения, шовинизм и национализм. В условиях политических, социальных и экономических трансформаций он приобретает все большее влияние на процессы в государстве и становится неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Особенностью большинства европейцев, в том числе, Православной Руси, России, Украины, Белоруссии, всех её субъектов… значительной части населения других континентов является определённое единство в приверженности христианству и производным от него ценностям почтительного к отцам народовластия, во Христе равенства и свободы. Однако религия «вообще» может, как временно содействовать, так и по неопределённой сущности, всегда в конечном итоге мешает интеграционным процессам, происходящим на разных социальных уровнях. Потому что только единство во Христе и Святом Православии истинно и на веки соединяет человека с Богом и Его спасенным народом, несет вышний мир в уделы нынешнего века. В осознании этого в настоящее время проявляется повышенное внимание к религии, в частности, в поиске общих для всего международного сообщества черт, во многих сферах: в аксиологической, политической, правовой, системе обеспечения коллективной безопасности.

Религиозные организации, распоряжаясь значительными материальными и человеческими ресурсами и имея прямое влияние на электорат, являются в настоящее время важным элементом общественно-политической сферы. Однако случается, что они отстаивают не столько интересы религии, как единения с Богом, и должного служения обществу, сколько собственные корпоративные интересы, а иногда интересы другого государства или отдельных его политических сил. Но даже при добрых намерениях никогда не смогут исполнить то, что Христос и Бог творит Духом Святым посредством Его Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Православной. Участие служителей культа в избирательных кампаниях на всех уровнях, сотрудничество местных органов власти и религиозных организаций, выход религиозной жизни за государственные границы - это пример того, как религиозный фактор оказывает влияние на национальные интересы и безопасность любого государства. Исторический опыт убеждает, что недостаточное внимание и правовое регулирование, а также неуправляемость процессами, которые происходят в гуманитарной сфере, вообще, и религиозной жизни, в частности, может привести к серьезным социально-политическим конфликтам, а значит, в конечном счете, представляет собой угрозу реализации национальных интересов и укрепления национальной безопасности.

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:2-6)

Вот так в Декалоге посредством Священного Писания открывается нам в Его высшей ценности Бога. Он Сам является источником всякого блага для человека и общества, а также указывает путь достижения этого блага – подчинение заповедям Божьим, как результат и проявление любви к своему Творцу. В Десятисловии Моисея указывается также санкция за неповиновение Господу и Его заповедям – проклятие до четвёртого рода. Помиловать же и спасти от наказания человека, преступившего заповеди Божьи, может только Сам Бог. Так как ни один человек не может безукоризненно выполнить все требования Творца, ни один из нас не соответствует Божьему стандарту праведности, и все мы нуждаемся во Христе Спасителе. Он выводит наши души на свободу понимать и исполнять правду Божию, на свободу от греха и всякого беззакония, на свободу обретать в благочестии благодать Божию в жизни земной и вечной. Это непреложный христианский подход в теории безопасности человека и общества.

Как видим, безопасность эта, во-первых, зависит от соответствия библейскому стандарту взаимоотношений человека с Богом. Эти взаимоотношения в современной, с дней древнего Рима, терминологии называются религией. Термин имеет латинский корень в значении: «religare» – снова связывать, «relegere» – собирать (Цицерон), «religio» – благочестие, святость, и обозначает связь человека с признанным им Абсолютом, то есть Богом, посредством согласования своей жизни с волей этого Абсолюта, для достижения определённого блага. Совокупность этих благ всего общества представляют собой национальные интересы. Полнота же блага находится во Христе Иисусе Господе и Спасителе нашем. Что видим из следующего отрывка Святого Писания.

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.
9 Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол.2:8-13)

Приходит же в жизнь человека и общества эта Божия полнота благодати через Церковь Христову Православную, от начала века посредством Слова окормляющую верные Христу души, истинно заботящуюся об интересах каждой души и всего общества. Светской наукой часть этих интересов относится к религиозной сфере и, по мере осознания обществом, защищается системой национальной безопасности от угроз возможного ущерба.

Угрозы национальной безопасности – это имеющиеся и потенциально возможные явления и факторы, которые создают опасность жизненно важным национальным интересам общества. Часть этих угроз, соответственно, относятся к сфере религиозных отношений.

Особую единодушную обеспокоенность всего мирового сообщества вызывает деятельность религиозных организаций деструктивного и тоталитарного типа. Их противоправная деятельность, а также вопросы противодействия ей рассматривались рядом отечественных исследователей, не всех приверженцев Церкви Православной, но изложивших по данному вопросу свои взгляды.

Деятельность тоталитарно-деструктивных неокультов сопровождается, в той или иной степени, нарушением общественной безопасности и порядка, нанесением вреда здоровью и моральному состоянию населения. Поэтому во многих странах мира отмечается возникновение проблемы защиты общества, прав и свобод граждан от вредного влияния определенной части неокультов. В Европе этот вопрос находится под вниманием национальных государственных и неправительственных организаций, Европейского парламента[21]. Отмечается, что некоторые из таких религиозных организаций унижают личность, нарушают права человека и национальное законодательство, культивируют расистскую идеологию, практикуют финансовые злоупотребления и уклонения от уплаты налогов, употребляют наркотики и т.п. «Некоторые из религиозных организаций опасны для общества, особенно для детей, социально неблагополучных лиц и семей», - говорится в докладе Комитета Европарламента[22].

Деятельность деструктивных религиозных организаций деформирует сознание людей, разрушает фундамент общественной морали, в духовном плане противостоит, во-первых, против Православной Церкви. Для предупреждения и прекращения деятельности таких религиозных организаций необходимо проведение поэтапной работы по их изучению и созданию соответствующего правового обеспечения и механизмов противодействия, так как подобная деятельность  противоречит законодательству, представляет угрозу психическому и физическому здоровью общества, общественной безопасности и порядку, нарушает права и свободы граждан. Рост таких организаций является результатом смены или просто потери стабильных, сбалансированных мировоззренческих идей, во-первых, духовно-нравственных ценностей, хранимых Православной Церковью. То есть такие проблемы являются результатом не столько внешних воздействий, сколько внутренних проблем общества и требуют соответствующих решений.

Кроме того тоталитарно-деструктивные организации чаще являются независимыми от каких-либо религиозных центров, а вот их основатели и руководители, если не «богами», то их наместниками, также часто имеющими связи с определённого уровня организованной преступностью. Привлекательными эти культы делают  упрощенные жизненные принципы, ошибочное чувство общности и защищенности от жизненных трудностей, предложения роботы, успеха, признания.

Такие религиозные организации могут быть дестабилизирующими и для международной системы безопасности, базирующейся на балансе сил и интересов. Претендуя на глобальную роль в мире, эти группировки на практике часто прибегают к криминальным методам: мошенничеству фальсификациям, "отмыванию" денег, рэкету, наркоторговле, терроризму. Их деятельность подрывает способность государства гарантировать национальный суверенитет, защищать демократические ценности и экономический порядок, интересы, как личности, так и общества в целом.

В разных странах насчитывается свыше 140 млн. приверженцев новейших религиозных течений, и темпы их распространения, также являются наивысшими среди других религий. В Украине, например, на сегодняшний день, представлены почти все известные в мире направления неорелигий.

По признаку отношения к общепринятым социальным нормам и ценностям религиозные организации можно подразделить на три группы.
1. Признающие общепринятые социальные нормам и ценности, участвующие в их формировании и развитии, являющиеся культурообразующими. К таковым относится, исключительно, Православная Церковь.
2. Имеющие альтернативные ценности относительно, принятых в обществе. Эти группы не осуществляют систематических правонарушений, однако деятельность этих религиозных организаций представляет собой потенциальную угрозу безопасности в части разрушения культурообразующих и спасительных во Христе ценностей Православной Церкви, уничижении власти Её священнодействия и вероучения.
3. Деструктивные религиозные группы и движения с широким спектром правонарушений.

Религиозные организации, представляющие интерес в контексте угроз религиозной безопасности обладают рядом характерных черт. Деструктивностью, разрушительным воздействием на психическое и физическое здоровье своих адептов, других членов общества, а также на само общество и его институты. Тоталитарностью, как характером их внутренней организации и поведенческих характеристик во взаимоотношениях. Деятельность таких религиозных организаций направлена на нарушение прав и свобод человека путем использования мероприятий опасного психологического влияния, то есть манипуляций с эмоционально-волевой сферой человека, с использованием эмоциональных и психологических перегрузок, стрессов, индивидуальной склонности к внушению, безволию, недостаточного умственного развития и незрелости эмоционально-волевой сферы личности. Результатом такого влияния является потеря личностью социальных ориентиров или ценностей, снижение самооценки, временное расстройство психической деятельности. Комбинации этих двух признаков организаций даёт ряд вариантов: деструктивные, тоталитарные, деструктивно-тоталитарные, в широком разнообразии их соотношения и динамики развития.

Временно́й критерий при этом необходимо учитывать с определёнными ограничениями, так как некоторые из таких организаций известны столетиями, например, сатанисты. Однако, организации, имеющие относительно молодой возраст и новые учения, так называемые, неорелигиозные (неокульты) чаще, по отношению к традиционным, попадают в разряд проблемных. Так, например, в результате анализа сложившейся в религиозной сфере ситуации в 1995 году пресс-службой Федеральной службы контрразведки РФ было заявлено об угрозе национальной безопасности государства со стороны деятельности неокультов.

Вопросы деятельности религиозных организаций деструктивного и тоталитарного типа рассматриваются и на общеевропейском уровне, в частности в Совете Европы. В Рекомендации ПАСЕ 1396 (1999) отмечается специфическая роль религии в демократическом обществе, которая обусловливается сосуществованием политических систем и религии; возможностью различных деформаций внутри каждой отдельно взятой религии, которые могут способствовать религиозной нетерпимости и фанатизму, возникновению экстремистских течений в отдельных вероисповеданиях.

Выражая общую мысль членов Совета Европы, в Рекомендации подчеркивается, что демократические принципы не могут позволить унижения человеческого достоинства и нарушения прав человека во имя веры. Религиозные организации должны подчиняться демократическим законам. Религиозная практика должна ограничиваться демократическими законами, т.е. правами человека (П. 9). Конечно, здесь необходимо уточнение относительно ценностей, защищаемых и развиваемых демократическими институтами. Нужно отметить, что продуктивность демократии и её истинная стабилизирующая  социальная направленность возможны только на основе полноты и не поврежденности христианских ценностей.

Любые тоталитарные формы развития (общественного, политического, религиозного) применяют, как правило, примитивные идеологические доктрины, призванные «формализовать» их практику, подвести соответствующий идейный базис под  методы грубого физического и (или) психологического подчинения воли личности или толпы вождю, требование которого в этой среде - закон. В этом заключается суть и причина, закрытости таких организаций, изолированности от общества, так называемого «сектантства».

Беспокойство распространением на территории России такого рода «молодежных сект» высказывало посольство ФРГ в РФ в вербальной ноте от 22 ноября 1995 года. В ней  отмечалось, что Федеральное правительство Германии продолжительное время интенсивно занимается изучением деятельности, так называемых, молодежных сект, прежде всего в связи с возможной угрозой для социального развития молодежи. В частности, в том, что иерархическая, авторитарная структура часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям; их идеология и претензии на абсолютную правоту убеждений соблазняют и полностью овладевают теми, кто ищет для себя перемен и новых ориентиров, а также в требовании безоговорочного подчинения своих членов, для чего могут применяться разного рода угрозы и психологическое насилие.

Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть: срыв школьного и профессионального образования, коренные изменения личности адептов, утрата ими реального восприятия действительности, потеря понимания социальных норм поведения, что приводит к конфликтам как с родственниками, близкими людьми, так и с правовой системой всего общества. То есть в результате изменений в жизненной идеологии, а также в связи с использованием сектами методов воздействия на психику человека могут возникнуть психосоциальные проблемы. Спектр преступлений таких групп широк: от изнасилований до терроризма, от использования труда детей до экономических преступлений транснациональных организаций, убийств и организации массовых самоубийств.

Для значительной части тоталитарно-дестуктивных организаций характерна активная позиция в отношениях с государством. Их стратегия – приход к власти. Отсюда, стремление проникать во все сферы духовной, политической и экономической жизни общества, влиять на религиозное и политическое самоопределение своих приверженцев. Всё это создает серьезную угрозу национальной безопасности в любом государстве. Если не применять эффективные контрмеры, это может позволить руководителям преступных религиозных группировок оказывать значительное влияние на развитие политических процессов в стране.    

Не меньше, чем с преступными группами возникает проблем и с теми религиозными организациями, которые не являются криминальными, но отвергают общепринятую мораль. Отдельные группировки могут открыто выступать против существующих в обществе моральных норм, считая, что лишь нормы,  действующие в общине, имеют право на существование, при этом нанося своей деятельностью вред  обществу в плане его морального состояния.

Существуют также проблемы, вызываемые отдельными религиозными организациями, в вере и практике исповедующими Никео-Цареградский Символ веры, однако отвергающие Священное Предание Православной Церкви, её святые каноны и устройство. С поверхностного взгляда являющиеся даже, как бы помощниками Православной Церкви в проповеди Евангелия в нашем обществе. Однако не имеющие ни устойчивых традиций, ни системы духовного воспитания и образования, ни стабильного учения и внутреннего порядка, подвергаясь значительному деструктивному влиянию весьма агрессивного окружающего падшего мира, при этом сами склонны приобретать признаки тоталитарности и деструктивности, превращаясь в проблему для всего общества. Как правило, переходя при определённой, иногда, значительной поддержке зарубежных центров и спецслужб в оппозицию Православной Церкви, тысячелетия хранящей и несущей обществу спасительную истину и благодать Христову. Становясь рычагами разрушения стабильности, целостности и суверенитета Святой Руси, а также ныне воссоединяемых Богом разрозненных её субъектов.

Наиболее опасным следствием функционирования религиозных образований деструктивного и тоталитарного типа является их криминализация. Это происходит вследствие ряда причин: недостаток средств для финансирования деятельности; участие в управлении лиц с криминальным прошлым; желание привлечь к себе внимание разных общественных слоев (самореклама); оправдание вероучения. Используя рабскую работу рядовых адептов, шантаж, финансовые преступления, недобросовестную конкуренцию их лидеры незаконно обогащаются, иногда настолько, что целью могут ставить достижение ведущих позиций в мировой экономике. Преступный капитал этих групп, как и в обычной организованной преступности, активно вкладывается в легальные области экономики. Учитывая распространение этих групп, процесс вложения капиталов тоталитарными религиозными структурами в экономику разных стран приобретает транснациональный характер.

В докладе «Религия и демократия», представленной специальным докладчиком Парламентской Ассамблеи Совета Европы (Рекомендации 1202, 1993 г.), отмечается, что ни одна из мировых религий не пропагандирует опасные идеи или принципы, тем не менее, всегда есть опасность экстремистской деятельности определенных группировок, которые существуют в их составе или вне рамок этих господствующих религий. В докладе Комитета политики ПАСЕ (Doc. 9890, 25.07.2003.) указывается на возникшую в противостоянии государств проявлениям экстремизма дилемму, между гарантиями на свободу деятельности организаций и необходимостью защиты от экстремистских групп, своими акциями попирающих демократические принципы и права человека. Единственным же решением этой дилеммы и окружающих её проблем является служение Христу и миру Православной Церкви, как организма Богочеловеческого, имеющего в Боге полноту истины и жизни, её мира и благих плодов.

Основное требование к религиозной организации со стороны «нейтрального» общества – своим существованием не подрывать основы его правопорядка и благоустройства, необходимого для её существования, и возможно укреплять его. История, как наука и просто память человечества, показывает, что для этой цели Спасителем и поставлена Православная Церковь, не являющаяся абсолютно идеальной, по несовершенству спасаемых Ею душ, но победоносно вводимая Идеальным Спасителем Её Воинствующей со грехом земной частью в Прославленную Небесную, Божией благодатью и естеством выстаивающая тысячелетия, побеждающая любые неправовые режимы, прошедшая тоталитаризм предыдущего столетия, укрепившая народы Православной Руси на победу над человеконенавистническим нацизмом, в годы Великой Отечественной войны, ведущая современное общество из заблуждений атеистического «светлого будущего» во свет истины Божией, противостоящая истиной и порядком всем ересям и сектам, дарующей настоящую свободу от греха, равенство перед лицом Господним, братство во Христе Спасителе нашем Сыне Божием.

Очевидно, что духовно-религиозный фактор оказывает непосредственное влияние на всё общество и может существенно повысить опасность возможных основных угроз национальной безопасности в важнейших его сферах. Эти угрозы можно классифицировать по соответствующим сферам жизнедеятельности определённого общества, однако такая классификация является универсальной, а не исключительно национальной.

«Политическая сфера: идеологическая поддержка и обеспечение посягательств на конституционный порядок и государственный суверенитет; вмешательство других государств через средства духовно-религиозного влияния на внутренние дела; наличие сепаратистских тенденций, в частности на религиозной почве, в отдельных регионах и в определенных политических силах; массовые нарушения прав граждан, в частности свободы совести и вероисповедания в государстве и за его пределами; обострение межэтнических и межконфессиональных отношений; невыполнение или ненадлежащее выполнение законных решений органов государственной власти и местного самоуправления, в частности относительно использования культовых сооружений и имущества.

Экономическая: поддержка международными религиозными центрами экономической изоляции государства относительно мировой экономической системы; неконтролируемый приток иностранной валюты и материальных ценностей под видом поддержки экуменической и миссионерской деятельности; деятельность «теневых» экономических структур под прикрытием религиозных и миссионерских центров; коммерциализация религиозных организаций.

Социальная: деструктивная деятельность тоталитарных религиозных организаций; угнетение социальной активности граждан, сужение их мировоззренческих ориентиров, разрушение упроченных родственных и общественных связей; религиозная окраска общественно-политических противостояний отдельных социальных слоев населения и регионов; прямая угроза жизни и здоровью населения с распространением разнообразных форм "нетрадиционного лечения", знахарства, оккультизма; распространение новейшими тоталитарными религиозными течениями и культами разнообразных форм моральной и духовной деградации в обществе, особенно среди молодёжи.

Военная: грубое нарушение принципа отделения церкви от государства в виде неконтролируемого обществом сотрудничества отдельных религиозных организаций с силовыми структурами и как следствие - политизация  последних и снижение уровня боеспособности военной организации государства; создание и функционирование незаконных вооруженных формирований под видом необходимости защиты веры и церкви.

Информационная: нарушение международными религиозными центрами процесса вхождения государства в мировое информационное пространство, распространение ими необъективной информации относительно государства и всего общества; информационную экспансию со стороны других государств через религиозно-духовные каналы; утечка через духовно-религиозные каналы информации, которая представляет государственную тайну[30]».

Решение отмечаемых проблем заключается в разработке эффективных правовых механизмов регламентации отношений в сфере свободы мировоззрения и религиозных организаций. Необходима разработка новых и подбор существующих соответствующих методов противодействия угрозам, существующим в нормативной, организационной, информационной, социальной, материальной и духовной сферах. Важен комплексный подход в обеспечении религиозной безопасности на национальном, международном, транснациональном уровне.

Основа правового регулирования сферы религиозной деятельности состоит в гарантировании прав и свобод каждой личности, в контексте реализации интересов всего общества, во свете учения и практики, канонов и порядка Православной Церкви, Силою Слова Божьего и Духа Святого, служением во Христе верных действительно утверждающей истинную свободу, равенство и братство.

Способствовать решению поставленных задач призвано создание Доктрины религиозной безопасности, основанной на учении и практике Православной Церкви и совершенствуемой соответственно нормативно правовой и научной базы. Доктрина должна быть частью общей концепции национальной безопасности, касающейся функционирования религиозной сферы, выражающей официальную позицию общества относительно целей, задач, принципов и основных направлений обеспечения его религиозной безопасности. Она необходима как часть идеологического базиса для:
- Построения гармоничных отношений Православной Церкви, государства и других общественных институтов в их взаимной поддержке и сотрудничестве единого служения во Христе Богу и человеку, созидания мира во всяком народе, Отечестве и в международных отношениях.
- Формирования государственной политики, в частности, в области обеспечения религиозной безопасности, и подготовки предложений относительно усовершенствования соответствующего правового, методического, научно-технического и организационного её обеспечения, разработки соответствующих целевых программ.

В данной работе открывается одна из составляющих методологии формирования и совершенствования правовой системы, – ориентация на реализацию национальных интересов и укрепление безопасности в религиозной сфере. В качестве духовной, идеологической и организационной основы для созидания стабильной правовой системы и безопасности общества предлагается вероучение, святые каноны и жизнь Православной Церкви, построение гармоничных правовых отношений Православной Церкви, государства и других общественных институтов, служащих миру в каждом Отечестве и во всем международном сообществе.

 

Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства. (2Пар.19:7)

 

 

 

 

Опубликовано: 2007.07.
Редакция: 2010.05. 2011.06.10. 2012.03.04. 2013.10.05. 2017.04.03. 2018.08.25

 

 

 

© Калашников Ю.В. 2007, 2010, 2011, 2012, 2013, 2017, 2018 Правила сайта