ПРАВЕДНОСТЬ И МИР  электронные материалы журнала  лицевая/школа/

 

 

 

Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей,
 и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян.11:26)

 

Паспорт специальности
в интеграции духовных школ и системы народного образования и науки
 

Калашников Юрий Викторович
магистр права, аспирант ОЦАиД  РПЦ,
главный редактор журнала «Праведность и мир»
 

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его» (Откр.22:13,14). Так в Книге Откровения Иоанна Господь говорит о Себе и тут же о спасенном человеке, призванном к единству с Богом Началом и Концом всего существующего, а также и сотворяемого каждым человеком в его начинании и завершении. Первым Правилом  Трульского Собора эта Евангельская истина утверждается в каноническом праве Православной Церкви: «При начатии всякого и слова и дела наилучший чин есть от Бога начать, и с Богом оканчивать, по глаголу Богослова». Это правило относится, во-первых, конечно к проповеди, как эталону мышления человека, а затем должно распространиться и на всякий помысел человека, стать основой его слов и поступков, наполненных силой мудрости, правды и благодати Божией. Таковым должно быть наше обыденное и научное мышление. Что только и может человека, спасенного во Христе и причастии Православной Церкви, истинно наполнить благами нынешнего века и даровать беспрепятственный вход в жизнь вечную века будущего.

В движении по указываемому Христом пути спасения Церковь всегда мыслит о науке и богословии, как едином целом, несмотря на периодически восстающие против познания истины времена безбожного, так называемого, «просвещения» и воинствующего атеизма. Господь, учреждая институт науки, с начала преподает только что созданному Адаму правила отношения к полученному из рук Творца уделу Эдемского сада, заповедуя, «возделывать его и хранить его» (Быт.2:15), а также вкушать от всякого плода, кроме греха. Далее, в непрестанном попечении открывает правду о Творце и Его творении, зафиксированную в Законе и Пророках. Порядок отношений с Вседержителем и окружающим обществом, а также и со всем творением Господним. Воспринимая плоть человека, приходит в Сыне Божием, как единственный совершенный Учитель (Мф.23:8-10), в Святой Троице смиряющий Духом Святым души Отцу Небесному (Мф.7:21; 12:50). Ныне научающий устами Православной Церкви восприятию во Христе спасения и благодати Божией.

Преодолевая возникшие в прошлом столетии отступления общества Православной Руси от цельности богословского и не богословского научного восприятия окружающего мира, ныне Церковь занимается развитием духовного образования и богословских исследований, в том числе, их интеграцией в систему народного образования и науки. Основанием  чего является богословское научное осмысление этих процессов и принятие соответствующих решений. В частности, Священным Синодом принята «Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви», где указывается на необходимость «совместимости системы духовного образования со светскими системами образования в странах, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви» [1].

Рассматривая образование и науку, в том числе, богословскую и иную, как единый учебно-научно-производственный комплекс, можем видеть область, где находятся границы составляющих их элементов и где должно быть построено их взаимодействие. Одним из первых шагов любого научного исследования является определение его предмета и необходимой методологии, то есть инструментария. Например, исследуя один предмет – человека, медик, пастырь, портной, правоохранитель и т.д. будут применять свои наборы инструментов, соответственно поставленным целям и специальности. Так и в научных изысканиях. В системе организации науки и производства одним из основных документов, определяющих границы исследовательской и практической деятельности человека по их предмету и методу является номенклатура специальностей, в частности, «Номенклатура специальностей научных работников», утверждаемая приказом Министерства науки и образования. В ней каждой отрасли науки, группе специальностей и специальности присваивается свой шифр.

Каждая специальность кроме шифра из трех пар цифр, разделенных точками, обозначающих род, вид и подвид имеет еще и «Паспорт специальности» - документ, определяющий область специальности, в ней  предмет исследования и основную специфическую методологию исследовательской работы. Паспорт утверждается Высшей аттестационной комиссией (ВАК) и используется для:
- определения границ и методологии научного исследования,
- соотнесения научно-квалификационной работы с определённой специальностью,
- формирования и выбора соответствующего диссертационного совета,
- присвоения квалификации, научной степени и звания.    

Все эти элементы организации труда в учебно-научно-производственном или духовном комплексе являются общими для Православной Церкви и народного хозяйства, в том числе, образования. Поэтому в них формируется интеграция богословских и других научных исследований, одним из основных начальных документов которой является Паспорт специальности. Существующая Номенклатура специальностей и совокупность их паспортов в сравнении с таковой гипотетической Православной Церкви имеет больший объем и меньшее содержание. При добавлении в их содержание признака соответствия учению и практике Православной Церкви, образуется православная разновидность номенклатуры и паспорта, являющуюся действительно истинной в ряду с другими мировоззренческими подходами, суть заблуждениями и ересями.

Конкретным примером данного пути единения богословских и других научных исследований является разработка православного варианта паспорта специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» (ВАК РФ), «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» (ВАК Украины), шифр 12.00.01. В уточнении предмета и метода, и в составлении паспорта использовалась методология православной догматики и богословия. Особенности его композиции и применения, а также дальнейшего развития работы указаны в пояснительной записке к представленному далее паспорту, разработанному автором статьи.

 Часть статьи выше опубликована 2012.10.19.
Редакция: 2012:10.28.

Паспорт специальности

Теория и история права и общества; история правовых учений об обществе
(Православная Церковь)
шифр 12.00.01-ПЦ

(Проект на основании паспорта ВАК России и ВАК Украины, шифр 12.00.01)

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень (Укр.)

 

Шифр специальности ВАК: 12.00.01
Шифр специальности Православной Церкви: 12.00.01-ПЦ

Формула специальности:

Содержание специальности 12.00.01-ПЦ  «Теория и история права и государства, история правовых учений об обществе (Православная Церковь)» представляет собой логически и исторически оформленную систему научного знания, включающего богословское учение и догматы Православной Церкви, общенаучные факты, идеи, представления, конструкции, понятия и категории, гипотезы и прогнозы, которые отражают современный уровень познания общих закономерностей возникновения, развития и функционирования правовой системы общества, в том числе, наряду с другими общественными институтами, во-первых, теоретические и исторические основы собственно канонического права и устройства Православной Церкви.

Предмет специальности складывается из:
- Православных богословских и общенаучных, эмпирических и теоретических, исторических и логических, ценностных и методологических, общих и особенных, динамических и статистических элементов, присущих основным процессам развития права в обществе и его институтах, таких как семья, Церковь, государственное и местное управление, система хозяйствования, на протяжении истории Творения и Промысла Божия, включая, современный период.
- Исторических и логических связей между элементами Священного Писания и Предания Православной Церкви, догматики и богословия, правовой теории, преемственности идей, выражающих основы формирования правовой системы общества, созидания общественных институтов, основные из которых: семья, Церковь, экономика, местное управление и государство.
- Специфических закономерностей и особенностей функционирования правовых канонических систем и управления иных церквей и религиозных организаций, присущие им типичные черты, рассматриваемые в контексте соответствующих верований, общественного устройства и культуры, всегда исключительно в свете учения Православной Церкви и с позиции защиты (апологетики) созидания Православной культуры.
- Теоретических обобщений, выводов и рекомендаций, направленных на решение актуальных проблем развития и стабилизации правовой системы общества, в том числе, канонического права и устройства Православной Церкви, права и устройства общественных институтов, в процессе восприятия, созидания, хранения и передачи ими будущим поколениям Православной культуры.

Методология специальности призвана обеспечить:
- Догматическую чистоту и прочное духовное основание системы богословско-научно-практической работы и образования, утверждение канонических основ функционирования правовой системы Православной Церкви и общественных институтов. В том числе, во-первых, организацию и поддержание на высоком уровне подготовки и аттестации богословско-научно-педагогических кадров, полностью контролируемых Православной Церковью, в необходимом и достаточном взаимодействии с соответствующей светской системой, её структурой, стандартами и методикой.
 - Историзм в подходе к изучению правовой системы, канонического права и организации Православной Церкви и общественных институтов, основанный на данных Откровения Божия Священного Писания и Предания Православной Церкви, а также на всех других достоверных фактах действительности.
- Системность способов, методов и приемов правового регулирования правовой системы общества, включая, внутри и внецерковные отношения, организацию юридической практики, а также методы богословского и общенаучного исследования, познания правовой действительности, стратегии и тактики юридического регулирования, направлений правотворческой и другой правовой деятельности Православной Церкви и общественных институтов.
- Эффективность, развитие и стабильность богословской научно-образовательной и практической работы, функционирования правовой системы общества и его институтов, Православной Церкви и всей Православной культуры.

Область исследования:

1.       Общие вопросы теории и истории права и общественного порядка.

2.       Предмет и метод истории и теории права и общественного порядка.

3.       Онтология, аксиология и гносеология в теории и практике правовой системы общества, Православной Церкви и других общественных институтов.

4.       Место теории и истории права и организации Православной Церкви и государства, а также других общественных институтов в системе богословских и юридических наук.

5.       Происхождение и ранние формы права. Божья правда и закон, суд и милость. Обычное право. Каноническое и не каноническое право. Правовой и не правовой закон.

6.       Происхождение и ранние формы церковного и общественного устройства. Бог, Его Промысел и мир в творении. Правовой компонент Православной культуры.

7.       Понятие и сущность права. Особенности канонического права.

8.       Духовные, социальные и другие функции права. Механизмы правового регулирования.

9.       Каноническое и светское право в правовых системах церковного и государственного устройства. Характеристика моделей правовых и не правовых систем.

10.   Право в системе духовных и социальных норм. Право и нравственность.

11.   Нормы права. Классификация норм.

12.   Система и структура права. Правовое регулирование. Историческое развитие. Отрасли и институты права.

13.   Правотворчество и законотворчество, узаконивание правды Божией. Юридическая (законодательная) техника.

14.   Откровение Божие, его фиксация и восприятие, источники, формы права. Правовые акты. Теория закона.

15.   Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. Священное Писание и Предание Православной Церкви. Канонические правила, сборники.

16.   Православное правосознание и правовая культура, как вера и праведность, святость и благочестие.

17.   Толкование права. Акты толкования права.

18.   Правовые отношения. Правосубъектность. Юридический факт.

19.   Реализация права. Применение правовых норм. Акривия и экономия духовного управления и воспитания.

20.   Божия правда и суверенитет Вседержителя, верховенство права и законность.

21.   Правопорядок. Мир Божий и Православная культура, церковное благолепие, семейное благополучие, хозяйственный порядок в экономике, правопорядок, общественная и национальная безопасность. Мир в международных отношениях.

22.   Святость и любовь Бога Вседержителя Царя и Отца Небесного, как непоколебимые основания, сила, принципы и гарантии верховенства права и законности.

23.   Праведность, правовое и правомерное поведение. Злоупотребление законом и субъективным правом.

24.   Грех, правонарушение, юридическая ответственность.

25.   Ветхий и Новый Завет. Закон и благодать. Динамика права. Закон греха и смерти, а также закон духа жизни во Христе.

26.   Сравнение и история правовых теорий. Заветы. Реформы.

27.   Православная апологетика в теории права и правовые теории современности. Естественное право и юридический позитивизм.

28.   Царство Божие и теория Церкви Дома Божия и Тела Христа, устройства семьи, местного и государственного управления, хозяйственного порядка.

29.   История Церкви Тела Христа, семьи, местного управления, государства и экономики. Диптих.

30.   Церковь Христова, классификации церквей и религиозных организаций.

31.   Формы и типы организации семьи, местного управления, государства, экономики. Формы государственного управления, устройства, политического режима. Общетеоретические основания гражданского, административного, семейного, канонического и хозяйственного права.

32.   Православная Церковь, государство и другие общественные институты в политико-правовой системе общества.

33.   Церковная власть, источники и разновидности. Система устройства и аппарат управления Церкви.

34.   Экономика народного хозяйства, правовое обеспечение.

35.   Государственный аппарат. Государственный орган. Виды государственных органов. Ветви власти.

36.   Православное благочестие, смирение и свобода. Гражданские права и свободы, теория прав человека, вседозволенность и попрание свободы и достоинства человека. Власть и правление Бога и человека. Теократия, демократия, аристократия, охлократия.

37.   Царство Божие небесное и земное. Правовое и не правовое государство. Авторитаризм и тоталитаризм. Православные основы брачного, гражданского, административного, хозяйственного, международного, военного права.

38.   История зарубежных и отечественных учений о праве и государстве. Современные основные теории права и государства. Сравнение, православная апологетика.

39.   Внутренние и внешние отношения Православной Церкви. Отношения между Поместными Церквями, с инославными церквями и религиозными организациями, с государством. Участие Православной Церкви в международных отношениях и организациях.

 

 

Пояснительная записка к Паспорту специальности
«Теория и история права и государства; история правовых учений об обществе» (Православная Церковь)

 
Паспорт специальности  «Теория и история права и государства; история правовых учений об обществе» (Православная Церковь), шифр специальности: 12.00.01-ПЦ, составлен во исполнение повеления Христа: «Идите, научите все народы…» (Мф.28:19), а также решений Русской и Украинской Православной Церкви в области развития богословской и образовательной деятельности. Для достижения нею уровня, требуемого условиями развития современного общества. В частности, для формирования совместимости системы духовного образования с соответствующими светскими системами в странах канонической территории Русской Православной Церкви, а также других Поместных Церквей.

В соответствии с Концепцией реформирования духовного образования РПЦ[1] (Пп. 12,13) кандидатская и докторская научно-квалификационная работа должна соответствовать стандартам ВАК в отечественной светской системе. Которые, в свою очередь, требуют соответствия научной работы шифру специальности, определяющему, рамки предмета исследования, Диссертационный совет, где проводится защита данной диссертации. Поэтому Паспорт специальности «Теория и история права и государства; история правовых учений об обществе» (Православная Церковь)  шифр 12.00.01-ПЦ сформулирован на основании Паспорта специальности «Теория и история права и государства; история правовых учений»  шифр 12.00.01. ВАК Российской Федерации[2], и специальности «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» ВАК Украины[3]. В его разработке использовалась богословско-философская методология учения Православной Церкви. К шифру основной светской специальности при этом добавлено буквенное обозначение ПЦ (Православная Церковь).

Специальность с шифром 12.00.01 является в разделе «юридические науки» общетеоретической, поэтому для соответствия содержания и объемов предмета в Паспорт 12.00.01-ПЦ внесены все пункты основного светского состава предмета, но с некоторыми дополнениями. Учитывая, что государство является одним из ряда не мене важных общественных институтов, неотъемлемо входящих в правовую систему общества и выполняющих возложенные на них, не исключаемые и не подменяемые в здравом обществе специфические функции, в предмет данной специальности «государство» с его политическим устройством, как разновидность общественных институтов, заменено «обществом», и дополнительно включены базисные положения правовой организации и управления основных общественных институтов, Церкви, семьи, экономики, местной и государственной власти.

Объединяя системы светского и духовного образования, необходимо учесть их специфику. Духовное образование в Православной Церкви исторически осуществляется самой Церковью, что естественно для любого научно-производственного комплекса в обществе, в первую, очередь в медицине. Тем более, в духовной сфере подготовка будущих лекарей душ и общества должна проводиться в единстве служения Церкви и образовательной работы духовной школы, в Божией благодати благолепия церковного строения и послушания. Поэтому в паспорте указываются требования абсолютного контроля Православной Церковью духовного богословско-философского и практического церковного компонентов.

Доля участия общественных институтов (государства, местного самоуправления, семьи, экономики) в формировании, эффективном и ответственном функционировании данной объединенной системы образования должна быть достаточной для достижения Церковью и обществом стоящих перед ними общих и индивидуальных целей, решения соответствующих задач. В частности, соответствия духовного образования, науки и богословия высоким стандартам научной и образовательной деятельности системы народного образования.

Аналогично данному паспорту, для духовного образования и богословско-научной деятельности Православной Церкви, предполагается составление паспортов, соответствующих специальностям ВАК юридических и других наук. Основным требованием для них является равенство их содержания объему предмета науки или ее отрасли, а также достаточность применения в процессе их выполнения основополагающей богословско-философской методологии учения и догматики Православной Церкви.
 

Проект разработан главным редактором журнала «Праведность и мир» Калашниковым Ю.В.

 

[1] Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования РПЦ. Принята на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года (журнал № 11). / Патриархия.ru URL: http://patriarchia.ru/db/text/1434901.htm (Обращение 2012.10.15).

[2] Номенклатура специальностей научных работников (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 11.08.2009 N 294) / ВАК Российской Федерации URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/?id54=2&i54=3 (Обращение 2012.10.15).

[3] Перелік спеціальностей, за якими проводяться захист дисертацій на здобуття наукових ступенів кандидата наук і доктора наук, присудження наукових ступенів і присвоєння вчених звань. / ВАК Украины URL: http://vak.org.ua/specrada3.php (Обращение 2012.10.15).

 

 

Опубликовано 2012.02.15
Редакция: 2012.02.26; 10.16, 19, 28.

праведность и мир, © Калашников Ю.В. 2012 правила сайта     Страница http://sancti.ru/clt/school/psp.htm