ПРАВЕДНОСТЬ И МИР  электронные материалы журнала  лицевая/культура/ЦПШ/план

 

 

В новолетие 2011 года со школой в каждом приходе

 
Итак идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам;
и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Мф.28:19,20)

 

Документ – дело Божье

Документооборот

 

«Говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею» (Втор.4:12-14).

Две каменные скрижали со Словами Божьими, начертанными Его перстом – документ о союзе Бога и человека, несущий в письменах Закон Божий, назначенный человеку для исполнения и укрепления в силе Господней, чтобы ему быть способным исполнить данный Вседержителем труд в своем уделе. Закон этот дан на все времена существования человека, каждой душе и народу, поставленному Богом в его уделе совершать дело Божье.

Как видим, важным элементом в этом деле Господнем является документ. Его современное определение звучит так. Документ (от лат. documentum – доказательство) – информация, зафиксированная на материальном носителе, свидетельствующая о фактах, событиях, явлениях реальности и интеллектуальной деятельности человека, отмеченная реквизитами для её идентификации. Это общая дефиниция, применимая для всех случаев фиксации, хранения и передачи информации.

Например, в Послании Римлянам Апостол Павел указывает нам на творение Божье, весь окружающий нас мир, как на неопровержимое свидетельство существования и действия Господня. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:20). Также Апостол говорит и о спасенных душах, документально подтверждающих труд Церкви и всех верных по спасению человеков в жизнь вечную. «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы - слава наша и радость» (1Фесс.2:19,20).

Второй документ относится к деятельности человека, несёт информацию о его отношениях и результатах труда в обществе Господнем. Выполняет свою функцию в правовом регулировании этих отношений, как с человеком, так и с Богом. Именно такое доказательство дает истинно блаженным, соблюдающим заповеди Его «право на древо жизни и войти в город воротами». Соответственно, и отсутствие такого свидетельства у человека, гадившего, а не созидавшего святость Божью, дает право Всевышнему Судии оставить Его вне вечной жизни, ввергнув в озеро огненное, вечные муки и смерть. «А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:14,15), - предупреждает Господь, также зафиксировав Свои Слова в документе, называемом в Церкви Христовой Священным Писанием или Библией.

Соответственно меньшей охватываемой области бытия и действия такого документа – права, будет и его определение. Документ – зафиксированное на носителе доказательство наличия права или факта осуществления хозяйственного действия. Эти признаки обусловливают его юридическое значение в построении общественных, в том числе, гражданских и хозяйственных отношений. Ценность документа определяется при этом точностью отождествления информации с отображаемыми вещами, а также её востребованностью субъектами отношений в процессе их общения, в том числе, управления.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» (Быт.1:27,28). Как открывает нам Господь, управление является уготованной до создания мира основой жизни человека, который должен владеть собой и полученным от Творца уделом, созидая необходимые отношения как со Вседержителем, так и с ближним, а также и со всем обществом. При этом частью построения таких отношений и исполнения всего повелеваемого Творцом, является труд (дело) по созданию, регистрации, движению, учету и хранению документов, называемое делопроизводством. А сам процесс движения документов в потоках информации – документооборотом. Первым, Кто совершает этот труд, является Господь, научающий  нас и подающий пример для подражания.

Кроме каменных скрижалей, во исполнение приказа Господня вытесанных Моисеем и несущих отпечаток прикосновения руки Божией есть и другие. Это спасенные Богом души, которые показывают собою, что они «письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3). Над этим документом трудится как Господь, так и человек, ведомый Словом Божьим и Духом Святым, познающий истину и реализующий её в своей жизни.

Существует другой весьма важный документ Господень «иная книга… которая есть книга жизни» (Откр.20:12). В Последний Судный день этого века, как Господь открывает в это через Апостола Иоанна, в соответствии с записью в этой книге своего имени человек входит в вечную жизнь будущего века. «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:15). Об этой Книге говорит Бог и Моисею, научая праведности и верности, а также предупреждая: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх.32:33).

Такие книги существуют и в человеческом обществе, в памяти и во многих архивах, откуда черпается информация о людях и их организациях, их способностях и возможностях. И соответственно формируется к ним отношение, во всех сферах жизни. От количества каши, положенной в тарелку на завтрак, выбора будущего супружества, места труда и до высоких государственных и общественных должностей, куда Господь повелевает избрать «из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть» (Исх.18:21). Единственным для этого верным способом является использование многих документов, свидетельствующих о делах и способностях такого человека или сообщества.

«Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных» (Втор.1:13), - звучит обращение ко всему и всякому народу, призванному знать своего ближнего и общество, воспринимая всю задокументированную и открытую информацию в свете истины Божьей, и разумно использовать её, исполняя труд Господень. В этом состоит суть народовластия (демократии), просвещенного мудростью и силой Божией и благодатным смирением перед Богом, отличающегося от «народовластия» помраченных в разуме буйных и расслабленных нечестивых, ведомых падшим духовным миром в погибель.

«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр.3:5), - обещает Христос верным Его душам. Несовершенным, согрешающим иногда самыми тяжкими грехами, но знающими куда, в смирении и сокрушении сердец, идти за очищением и укреплением силой Божьей правды и любви, ко Христу Спасителю. Который использует документальные данные не только для наказания и уничижения грешника, как то присуще сатане, но, во-первых, для свидетельства о великой преображающей силе Христовой и о смирении человека Божьего. Его способности побеждать грех и совершенствоваться силой Господней, а также и вразумлять к тому ближнего.

Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят. (Ис.1:18-20)

Данное место Священного Писания так ясно открывает Евангелие Царства, Благую Весть о любви Божьей и освящающем действии Христовом, что почти не нуждается в комментариях. А из всего выше сказанного вытекает, что это Божье дело и процесс освящения душ, существования и использования всех документов регулируется, как и все отношения, правдой Божьей и законом. О том Господь говорит и через Апостола: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:1,2).

В греховном отклонении правоотношения в области документооборота могут впадать, говоря современным языком, в бюрократизм, в случае выхода их из-под власти права и законности под неправовую и преступную власть служащих системы управления, бюрократии, канцелярской (бюро франц.) власти (кратия греч.). В борьбе с этим злом, но такими же греховными методами, происходит впадение в другую греховную крайность – вообще разрушение процессов документооборота и делопроизводства. Что приводит к нарушению целостности, полноты и эффективности заповеданного Богом управления человеком собой и полученным уделом. И в дальнейшем, к лишению благоволения Господня и плодотворности собственной жизни.

«Порядок из смешения неразумного с разумным составил человека - животное разумное, таинственно и неизъяснимо связал перст с умом и ум с духом. И чтобы показать еще более чудес в своем творении, одно и то же и сохраняет, и разрушает, одно вводит, другое похищает, как в речном потоке, и смертному доставляет бессмертие посредством разрушения. Порядок отличил нас от бессловесных, соорудил города, дал законы, почтил добродетель, наказал порок, изобрел искусства, сочетал супружества, любовью к детям облагородил жизнь и насадил в человеке нечто большее низкой и плотской любви - любовь к Богу. И нужно ли говорить подробно? Порядок есть матерь и ограждение существующего»[1], - воспевает красоту устроения Божьего Григорий Богослов, влагая в наши сердца любовь к Богу Отцу Небесному, Его правде и порядку.  

…Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего
24 и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков - [золото] Офирское.
25 И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя,
26 ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое.
27 Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои.
28 Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет.
29 Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем,
30 избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих. (Иов.22:23-30)

По сравнению с Богом, настоящей ценностью для человека, все ценности этого мира должны быть для человека Божия как прах ничего не значащий. Тогда только такая верная душа сможет исполниться всеми благами Господними и быть благословением для ближнего и всего общества. А для этого нужно обратиться из под власти серебра и тления под власть Бога, Его правды и закона, суда и милости, вручить ему свою душу и быть верным до вхождения в самые небеса.

В то же время мы должны понимать, что и творение имеет, хотя и не первостепенной важности значение, но все же определённую ту или иную ценность, как Им созданное и принадлежащее Ему Вседержителю. «Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее» (Пс.23:1,2), - говорится верно мыслящей душой, воспевающей Творца. «Господня земля, и что наполняет ее» (1Кор.10:26), - вторится Апостолом, предупреждающим при этом, что всё должно быть употреблено во спасение душ, из-под власти тления в благодать Божью.

Если же всё существующее является собственностью Вседержителя, то и относиться мы должны ко всему, так как то предписывает Господь, верно распоряжаясь своим уделом, помогая в этом ближнему, не преступая границы чужих уделов и закона Божия. Но возвращая все вышедшее из-под власти Царства и Правды Божьей в его удел Господень. И наказывая при этом виновных в злодеяниях против Бога, Его правды и учрежденного им правопорядка в обществе. Пример тому показывает Сам Господь Духом Святым наказывая злодеев, лишая жизни и вечных благ лукавые сребролюбивые души.

Пророку Захарии Господь показывает в виде свитка «проклятие, исходящее на лице всей земли», - и  объясняет, что «всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его» (Зах.5:3,4). Господь и верные Его души не устают предупреждать об этом, заботясь об истинных благах, приготовленных Отцом Небесным для Его детей.

Также и в начале Деяний Апостолов, предупреждается весь народ Божий о весьма строгом отношении Господа к лукавству и нечистотам в финансах и в отношении ко к чему-либо из творения Господня, представляющему ценность для человека. не только словами, истребляющим действие Духа Святого, не терпящем нечистот в Своем Присутствии. «Что это согласились вы искусить Духа Господня?» - спрашивает Апостол Петр у лукавой в финансах души, и от имени Духа Святого выносит приговор, исполняемый тут же Самим Богом, «Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее» (Деян.5:9,10).

У Господа ничего не проходит не замеченным и не отмеченным в Его разуме и Царстве. Также должно быть и в обществе Господнем. В разуме, словах, поступках и документообороте. Всякое дело вначале должно быть испрошено у Всевышнего в молитве и слушании благого ответа, и только затем исполнено в действии и зафиксировано в документах, в завершении увенчано полезным обществу плодом и славой Божьей.

Небольшим примером исполнении воли Божией, на путях обретения благ Господних и жизни вечной, предлагается простая фиксация бухгалтерской проводки в черновом варианте, осмысляемая во Свете истины Божией и зафиксированная в необходимых документах, в том числе, в приходном и расходном кассовом ордере.

         

п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Дополнительная черновая духовная часть, осмысливаемая (у мудрых) еще до совершения распорядительных или исполнительных действий

 

 

дебет

кредит

Соответствие Божией воле, правде и закону, суду и милости, в том числе, государственному законодательству

Квалификация деяния в соответствии с Уголовным, Административным Кодексом и Каноническим правом.

 

 

 

 

 

 

Табл. Хозяйственные операции с указанием корреспондирующих счетов и осмыслением их во Свете Слова Божия.

 
«О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, - на вечное время на камне вырезаны были! А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов.19:23-27). Сокрушается сердечными муками праведник Иов, беспокоясь о современниках и потомках, которые должны увидеть документальное подтверждение истинности его веры и действительности существования всё упорядочивающего и наполняющего истинной жизнью Бога Творца и Вседержителя Христа Спаса нашего. Создавшего и поддерживающего всё Своей силой. Исправляющего всё пораженное грехом в этом веке, а также и в последний День всеобщего воскресения восстанавливающего всех человеков, которые «из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).

Будучи вразумленными Божьей правдой и любовью, мы сверяем всё услышанное с истиной Слова Божьего и учением Православия, перечитываем учебники по документообороту и делопроизводству, и творим во всех сферах своих уделов настоящий порядок и устройство Божье, своим смирением, Его силой и в Его славу. В формировании и освоении курсов по экономике и праву, а также и других, не забываем делопроизводство, предметы основ управления (менеджмента) и основ национальной безопасности, как заповеданных Богом для исполнения Его повеления в уделе человеческом, чтобы «возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). А также всегда помним и Самого Бога Творца и Вседержителя Спаса нашего, начиная с семьи, Церкви и приходской школы и никогда не оставляя осваивать курс всей нашей жизни под названием «Православная культура».

Это труженики Христова Благовествования, которых «имена – в книге жизни» (Фил.4:3), документе Божьем.

 

                                                      

 

Опубликовано 2011.05.29. Редакция 2011.06.07.

праведность и мир, © Калашников Ю.В. 2011 правила сайта     Страница http://sancti.ru/clt/school/p6doccir.htm  

 



[1] Григорий Богослов. Слово 32 О соблюдении доброго порядка  / МПДА URL: http://www.mpda.ru/publ/avtor/57403.html (дата обращения 08.04.2011).