праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / культура /

 

 

православная КУЛЬТУРА

УЧЕНИЕ О МИРЕ бОЖЬЕМ

АКТЫ СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ

Калашников Юрий Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир».
Калашников Юрій Вікторович. Редактор журналу «Праведність і мир».
Kalashnikov Yuriy Viktorovich. Editor of journal  «Праведность и мир».

Аннотация
Систематическое изложение основ христианской православной культуры.

Анотація
Систематичний виклад основ християнської православної культури.

 Summary

Systematic a statement of fundamental of the Christian Orthodox culture.

Ключевые слова: христианство, православие, богословие, культура, культурология, акты состояния.

 (Предварительная публикация глав неоконченной работы
с периодическим обновлением)

 

... И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском,
чтобы возделывать его и хранить его.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
а от дерева познания добра и зла не ешь от него,
ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:15-17)

… Благословен человек, который надеется на Господа,
и которого упование - Господь.
Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и
пускающее корни свои у потока
;
не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен,
и во время засухи оно не боится и
не перестает приносить плод. (Иер.17:7,8)

… Кто будет пить воду, которую Я дам ему,
тот не будет жаждать вовек; но
вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды,
текущей в жизнь вечную. (Ин.4:14)

 

Акты состояния субъектов

Определение

Акты состояния в откровении Божьем

Акты состояния ангелов

Акты состояния человека

 

Полное оглавление в боковом окне

Акты состояния субъектов

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (Быт.2:7)

Из праха земного создает Господь Адама, но это еще не вполне человек до момента восприятия им дыхания Божьего, когда он становится истинно человеком. То есть приобретает особое задуманное Господом состояние тела, души и духа, называемое –рожденный Творцом человек. Затем этот индивид может изменять, в предусмотренных Господом пределах, своё внутренне содержание и внешнее окружение, вступать в новые отношения с окружающим его миром, принимая новые обязанности, полномочия и ответственность. При этом обретать новое состояние – как положение, содержание, характер взаимодействия.

Для обретения этого нового состояния необходимо действие субъекта, его самого и чего-либо внешнего, по отношению к нему, всегда Бога Творца и Вседержителя, а также и элементов Его творения. Такие поступки и действия всегда приводят к их проявлению в окружающем мире – актам состояния. При этом происходит взаимодействие вещей, в том числе субъектов, и их определённые количественные и качественные изменения.

Определение

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. (Быт.2:19,20)

Началом всякого движения и существования является Бог Творец и Промыслитель, не только дающий всему бытие, но и заботящийся в дальнейшем о соответствии всего этого Его замыслу и намерениям. Особым творением Божьим является человек, созданный по образу и подобию своего Творца, во-первых, духовному и разумному. Призванный так же как Господь мыслить и поступать. Руководствоваться Словом и Духом Божьим, но только действуя в установленных Владыкой границах.

Человек, находясь в своем уделе, призывается Господом исследовать и понять его, и удел, и Господа. Научиться от Бога заботиться о полученной части Его творения, в том числе, и о своей жизни. Научиться так относиться ко всему, как того желает Творец. Адам справляется с этой задачей, воспринимает окружающий его мир и дёт всякой вещи, по крайней мере, значимой для него, имя. Сохраняя имена в своей памяти, а затем строя заповеданные Господом отношения со всем названным.

Позднее, для передачи жизненного опыта будущим поколениям информация об окружающем мире фиксируется человеком уже не только в его сознании, но и в письменах, на более долговечных и ёмких носителях, включая современные электронные. Еще спустя некоторое время, появляется наука, систематизирующая имеющиеся знания и выводящая из них новые, полученные в результате логического мышления в процессе особого научного труда.

Удалившись от конкретных лиц, вещей и событий, используя метод абстрагирования, получаем схему взаимодействия субъектов в процессе их жизнедеятельности. Где изменяющиеся  состояния регистрируются на соответствующих носителях, а затем используются, как промежуточное звено в процессе коммуникации (общения) и взаимодействия. Эта схема отражает процессы, происходящие как в межличностных отношениях, так и в различного уровня биологических и искусственных системах, в том числе, в кибернетике, системах управления контентом (CMS).

 

Рис. Регистрация состояний в системе общественных отношений.

1. Субъекты отношений – Бог, человек и бестелесные личности, обладающие определённой правомочностью, энергией и движением, обусловленным внутренним побуждением. Первопричиной всего и абсолютным субъектом является Бог.

2. Регистр – носитель упорядоченной (классифицированной и систематизированной) информации, зафиксированной на определённом носителе, воспринимающем, хранящем и воспроизводящем её. Это могут быть: память, база данных, реестр, указатель, список, опись, перечень, книга для записей, в которых хранится адресная информация, ведётся учет состояний, режима, степени вещей и имен.

3. Регистрация – процесс фиксации в регистре знаковой информации о состояниях вещей.
    Идентификация – процесс использования информации, находящейся в регистре, путём сопоставления свойств и признаков реальных вещей и зарегистрированных имен, с дальнейшим определением путей соответствующей коммуникации и взаимодействия.

4. Восприятие – функция органов чувств по отражению в сознании личности окружающего мира.
    Осмысление – функция сознания по обработке воспринятой им информации.
    Легитимизация – признание вещей и имен, как соответствующих реальности, а также определённому состоянию и отношению к Божьей правде и закону (lex лат. - закон).
    Коммуникация – процесс обмена информацией, с максимальным её пониманием участниками, владеющими одним языком общения.
    Взаимодействие – процесс скоординированных в коммуникации действий лиц, призванных завершиться искомым и благим для всей системы результатом.

Возвращаясь в начало сотворения мира и человека, видим такой благой плод, обретённый послушным Богу Адамом, осмыслившим окружающий его мир, назвавший и запомнивший всё, а затем заметивший некое пустое место, «не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2:20). Этот недостаток восполнил Сам Творец, «создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:22). А обозрев затем всё, сказал «хорошо весьма» (Быт.1:31).

Таким же благим должен быть и результат взаимоотношений современного человека, субъекта православной культуры, руководимого Отцом Небесным, Его силой и любовью, правдой и законом, являющегося причастником Божественного естества во Христе и Его святой Церкви. «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27), - говорит Христос нам, предлагая совокупность совершенства и благ, приготовленных Отцом Небесным для всего мира, но принимаемых только верными Его детьми. Несовершенными и живущими в развращенном и злобном мире, но знающими должное свое состояние чистоты и святости и с Божьей помощью достигающими его.

В чистом виде представленная выше схема существует только в небесах, где нет лжи и никакого зла, где никто не помышляет ввести в заблуждение ближнего и общество относительно состояния вещей, имен и их регистрации. В современном же мире правопорядок и благоустройство душ и общества созидается трудом Промыслителя и человека, призванного в своем уделе «возделывать его и хранить» (Быт.2:15). Для этого используются дополнительные системы защиты и безопасности. Участниками которых должны быть все члены и установления общества, использующие свои особенные инструменты и методы, но все находящиеся под властью Единого Бога, Его правды и закона, а также «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2Кор.6:6,7).

Такие регистры служат ориентации человека во времени и пространстве, во всех их аспектах и сферах, включая, общество. А для этого определяются общие единые системы координат и точки отсчета, эталоны системообразующих вещей и классификации по их признакам. «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет.1:19), - говорит Апостол, указывая на основание мудрости в понимании Бога Творца и Его творения. Приходящую в овладении единым языком Божьей правды и любви, необходимым для общения с Богом, началом и точкой отсчета всего, и ближним, независимо от его национального языка и других особенностей.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1), - с первых строк  Священного Писания устанавливаются ориентиры в пространстве, принимая за точки отсчета, во-первых, Творца, а затем уже сотворенные небо и землю, но еще не имеющие никакого вида и пустующие. Далее Господь устанавливает ориентиры света и тьмы, как источника жизни и пути в смерть, добра и зла, а также, в прямом смысле, систему времени суточного круга – день и ночь. На четвёртый день создавая «два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт.1:16). После спасения Ноя, Господь уточняет: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт.8:22). Определяя также и годовой круг по смене времён года лета и зимы, полный цикл которых проходит в полный оборот Земли вокруг Солнца.

В обретении такого количества даров Господних человек становится истинно богатым мудростью и силой на совершение всякого доброго дела и получение благих плодов. Однако при этом необходимо с Божьей помощью решать и возникающие задачи. Существует, например, проблема различных вариантов календаря, регистра, предназначенного для определения состояния времени. Суть её заключается в том, что при движении вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля не успевает за 365 оборотов (дней) пройти весь путь по солнечной орбите, например, к точке весеннего равноденствия. Для этого ей необходимо ещё 5 часов 48 минут 46 сек. Откуда следует, что за четыре 365 дневных года происходит отставание 365 дневного календаря от реального орбитального на 23 часа 15 минут 4 сек.

Эта разница во время правления Юлия Цезаря (35 г. до Р.Х.) была компенсирована путём добавления к Египетскому 365 дневному исчислению еще одних суток в каждый четвёртый високосный год. Однако и такое исчисление, как видим, также не было точным, но стало теперь уже опережать орбитальный астрономический год с разницей 11 минут 14 сек в год или в четыре года - 44 минуты 56 сек = 24 часа (добавленных суток) минус 23 часа 15 минут 4 сек. (реального отставания). А за 128,2 лет – на одни сутки. По этому календарю после Никейского Собора (325 г.) были разработаны правила вычисления Пасхи и летоисчисление «От сотворения мира», вобравшие в себя указанное уточнение Египетского и упрощение астрономического календаря. При этом весеннее равноденствие 21 марта 325 г. Никейского Собора ко времени Григорианской реформы приходилось уже на 11 марта, а ныне – с разницей 13 суток.

Для уточнения Юлианского календаря ввелось понятие простого, не високосного, столетия, когда каждый год, оканчивающийся на два нуля по Юлианскому календарю, считался високосным, а по новому Григорианскому стилю - только каждый четвертый такой год. В среднем каждый год этого календаря равняется 365 дней 5 часов 49 минут 12 сек. Разница с астрономическим годом при этом сократилась с 11 минут 14 сек до 26 сек. На одни сутки этот календарь отклоняется от астрономического через каждые 3280 лет.

«Я - Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6), - говорит Вседержитель о Себе устами пророка. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), - вторят апостолы. Напоминая, что только Господь вечен и неизменен. Творение же, само по себе, и существовать долго не может, но только будучи опекаемо Господом. Возвращаясь к теме исчисления времени и использовании при этом эталонов и систем координат, следует отметить, что движение Земли вокруг своей оси имеет тенденцию к замедлению, а скорость её движения по орбите периодически то ускоряется, то замедляется, в зависимости от нахождения в её перигее или апогее. Весьма неустойчивы желания человека и идеи общества по его устройству. Поэтому единственной и основной точкой отсчета всегда является Бог, во Христе явившийся нам во плоти, дабы ввести нас в Свое бесконечное присутствие и неизменную святость вечной жизни.

Однажды, при отклонении некоего Аполлоса от точности в истине учения Христова верные «Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к [тамошним] ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью» (Деян.18:26,27). Такой же благодатью наделяет Господь всех помогающих друг другу приблизиться к Богу, точнее понимать Его истины относительно и учения Христова, и науки, практикуя во всём мудрость и любовь Божью. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:2-7).

Отметим, что основой эффективности систем регистрации актов состояния является их всеобщность, стабильность и неизменность, а также соответствие реальности, уточняемое и корректируемое при более глубоком и достоверном познании творения Божьего и происходящих в нём процессов, открытость и понятность для всех участников. Без исключения, где бы это ни было, в душе человека, его семье, Церкви Христовой или каких-либо общественных институтах, установлениях Господних. Нужны, как всегда, только верные и укреплённые в Боге делатели Его труда, объединенные Духом Святым и Словом Божьим в Теле Церкви Христовой, заботящиеся о дарованных уделах, во укрепление каждой семьи, всего Отечества, до края земли во спасение душ и во славу Божью.

Акты состояния субъектов культуры – события, действия и их проявления, связанные с лицом, начинающие, изменяющие, дополняющие или прекращающие его возможность быть субъектом культуры и бытия Божьего, регистрирующиеся в соответствующих системах построения общественных отношений, основанием которых неизменно является Бог, Его правда и закон, суд и милость.

Акты состояния в откровении Божьем

Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел… (Исх.3:6,7)

Страх Божий всегда является первым шагом в понимании Творца и Его откровения, условием и началом мудрости человека. Этот страх особенный, не отдаляющий, а подталкивающий человека к Богу, к исполнению Его повелений, вначале, самых простых, но уже осознанных на данный момент. «Восходи посредством дел, чтобы через очищение приобретать чистое. Хочешь ли со временем стать богословом и достойным Божества? Соблюдай заповеди и не выступай из повелений. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию. Трудись телом для души»[1], - советует Григорий Богослов в послании епископу, а также всякому человеку, обратившемуся к Господу и желающего познать Его пути и волю. И уже в этом Бог открывает Себя, как Отца Небесного, принимающего каждую душу, созидаемую Им в родительской любви, но, в то же время, и как Вседержителя, всё видящего, всё знающего, всегда вразумляющего устремляться к Нему Источнику жизни, всех предупреждающего о смертоносном отступлении от Его закона, и всегда готового прийти на помощь смиренным перед Его милостью и любовью душам.

«Что знаем о Боге? Овцы Моя гласа Моего слушают (Ин.10:27). Вот как уразумевается Бог - чрез слышание заповеди Его и чрез исполнение слышанного. Вот ведение Бога - соблюдение заповедей Его. Почему же не пытливое уразумение сущности Божией, не изыскание премирного, не примышление невидимого? Знают Я Моих, и знают Меня. Довольно тебе знать, что Пастырь добр, что положил душу за овцы. Вот предел богопознания! А как велик Бог? Какая мера Его? Каков Он в сущности? - Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними - молчание. Овцы Моя гласа Моего слушают, сказал Он, а не спорят о нем, то есть не остаются преслушными, не входят в состязания»[2]. В этом наставлении Василия Великого созерцанию Бога открывается благое соотношение состояния послушного человека и состояния заботливого Господа Пастыря, ведущего Его верные души к обильным благам, первое из которых – знание Бога.

«Говорить о Боге - великое дело, но гораздо больше - очищать себя для Бога… Бог есть свет и свет высочайший, так что всякий другой свет, насколько бы не казался сияющим, есть только малая Его струя или рассеивающийся отблеск. Но Он, как видишь, попирает мрак наш. И мрак сделал покровом Своим (Пс.17:10.12), поставив его между Собой и нами, как и Моисей в древности полагал покров между собой и слепотствующим Израилем, чтоб омраченная природа не без труда видела сокровенную красоту, которую не многие достойны видеть, чтоб удобно получаемое не было скоро отвергаемо по удобству приобретения, но чтобы один свет входил в общение со Светом, непрестанно влекущим вверх посредством стремления к единению, и только очищенный ум приближался к Уму чистейшему, и чтобы одно открывалось ныне, а другое впоследствии, как награда за добродетель и за обнаруженное еще здесь стремление к этому Свету, то есть за уподобление Ему». (Григорий Богослов)[3]

«Вообще же, точное соблюдение себя самого даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если внемлешь себе - ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя. Из бесплотности находящейся в тебе души уразумевай, что и Бог бесплотен. Знай, что Он не ограничен местом, потому что и твой ум не имеет предварительного пребывания в каком-нибудь месте, но только по причине соединения с телом находит себе известное место. Веруй, что Бог невидим, познав собственную свою душу, потому что и она непостижима телесными очами. Она не имеет ни цвета, ни вида, не объемлется каким-либо телесным очертанием, но узнается только по действиям. Потому и в рассуждении Бога не домогайся наблюдения с помощию очей, но, предоставив веру уму, имей о Боге умственное понятие. Дивись Художнику, как силу души твоей привязал Он к телу, так что, простираясь до его оконечностей, наиболее отдаленные между собою члены приводит в одно согласие и общение». (Василий Великий)[4]

«Скажем же о Боге, не каков Он Сам в Себе, но сколько нам о Нем говорить можно. Как по тому, что не можем объять глазами всего пространства между небом и землей, не отказываемся уже и столько смотреть на оное, сколько можем; так и теперь в немногие речения заключим благочестие, величию же Естества уступим победу над всяким словом.
А ты, если хочешь говорить или слышать о Боге, отрешись от своего тела, отрешись от телесных чувств, оставь землю, оставь море, сделай, чтобы воздух был ниже тебя, минуй времена года, их чинный порядок, украшения земли, стань выше эфира, пройди звезды, их чудеса, их благолепие, величину, пользу какую доставляют целому, благоустройство, светлость, положение, движение и то, сколько имеют они между собою связи или расстояния. Протекши все это умом, обойдя небо и став выше его, одною мыслию обозри тамошние красоты: пренебесные воинства, ликостояния Ангелов, начальства Архангелов, славу Господствий, председания Престолов, Силы, Начала, Власти. Миновав все сие, оставив ниже своих помышлений всю тварь, возведя ум за пределы сего, представь в мысли Божие естество неподвижное, непревратное, неизменное, бесстрастное, простое, несложное, нераздельное, свет неприступный, силу неизреченную, величину беспредельную, славу лучезарную, доброту вожделенную, красоту неизмеримую, которая сильно поражает уязвленную душу, но не может по достоинству изображена быть словом»
. (Василий Великий)[5]

Вот таковым, в красоте созвучия Слова Божьего Священного Писания и Святоотеческого наследия, не нуждающегося в особых комментариях, является благое соотношение состояния души человека и откровение состояния Бога, того каков Он есть, являющееся спасаемым в Его повелениях и действиях. Откровение смиренным душам человеческим - великодушия воистину Великого Бога.

Хотя по несовершенству человеческого разума и невозможно словом изобразить полноту совершенного Вседержителя, но по Им открывающимся Его делам и заповедям спасаемым нужно знать, Каков же является их Господь. Каковы Его качества и состояния, являемые человеку в окружающем его творении, в нём самом и в пророческом откровении Божьем. Рассматриваемые во свете любви и милости Божьей, Священного Писания и Предания, учения Святой Христовой Церкви Православной.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт.1:1-3)

Так, начиная с первых строк Священного Писания, Господь открывает себя человеку.

Творец – Бог, созидающий из ничего всё существующее. Отец Небесный, дающий человеку жизнь. Личность Триединого Бога.

Движущийся Дух Святый – Бог, проницающий всё, но как Творец, не смешивающийся со Своим творением. Личность Триединого Бога.

Изрекающий Слово – Бог, созидающий всё Сам Собою и особым Своим инструментом Словом.

Слово Божье – Единственный Творец и Промыслитель, Единственный Спаситель – избавляющий человека от греха в Сыне Своем Христе Иисусе, Едином Боге, воспринявшем плоть человеческую и возведшем её в Божественное небесное присутствие. Сын Божий Личность Триединого Бога.

Свет – Бог, наполняющий всё силой и порядком, преображающий человека любовью и мудростью, его разум и душу, укрепляющий на совершение всякого доброго дела. Сияющий в верных сердцах, служении и учении Церкви Христовой Православной. Огнем гнева Своего уничтожающий всякий грех и зло. Ввергающий в озеро огненное всё нечестие, но теплом Своей любви спасающий в блага вечной жизни сего и будущего века.

Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. (Рим.1:20)

Творение Божье – всё существующее, которое не является Богом, но в рассматривании его, открывает истину и свидетельствует о существовании Творца. Является в тоже время особым реестром Его дел и состояний. Книга, дарованная человеку, чтобы прочесть в ней часть правды о Создателе всего этого.

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. (2Пет.1:19)

Слово Божье – ещё одна книга, данная Господом Церкви Его, Откровение, воспринятое в верных Богу сердцах и запечатленное в Священном Писании и Предании единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Православной. Книга, в которой Господь открывает о Себе всё, что должен знать о Нём человек. Что должно быть переписано на страницы его сердца и жизни. Также, в их совокупности, являющиеся регистрами состояний Бога. «Вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3).

Всякие регистры, как и договоры, и правила, и законы, удостоверяются уполномоченными на то лицами. Так же как и у Господа, Первым являющего нам образец порядка и ответственности в делопроизводстве, процессе заключения договоров и исполнения обязательств.

«Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:25,26), - передаёт нам повеление Господне Апостол Павел. В данном случае, в юридическом смысле, одном из многих других важных духовных аспектов, Кровь Христа является удостоверяющей печатью, своеобразной подписью под Новым Заветом (Союзным Договором) Бога с человеком, составленном в продолжение Ветхого Завета до края земли, не зависимо ни от чего, как только от смирения перед Творцом души человеческой. «Говоря «новый», показал ветхость первого» (Евр.8:13). В исполненном Христом Иисусом церемониальном Законе, упразднившем жертвоприношения и пролившем кровь не в краеобрезании, а на Кресте во избавление от грехов всякого верующего в Него и во удостоверение Своей благой воли.

«В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:13). Вот еще одно удостоверение Господне, свидетельствующее о Спасителе и Хранителе душ человеческих – присутствие Самого Бога, Духом Святым ставящего Свою печать на сердце человека, навсегда отделяющего Его в Свой удел, освобождая от власти сатаны, во Свет Сына Своего, в вечную жизнь и во славу Божью.

Акты состояния в откровении Божьем – события, действия и их проявления, совершаемые Богом, начинающие, изменяющие, дополняющие или прекращающие определённые намерения Его промысла, как особого субъекта культуры и бытия, регистрирующиеся в соответствующих системах построения общественных отношений, запечатленные в Его творении, Священном Писании и Предании, служении всей Церкви Христовой, сердцах и жизнях верных детей Божьих, вечно сияющие Его любовью, правдою и славой.

Акты состояния ангелов

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт.1:16).

Звезды – творение Божье, как бездушные светила, источающие или отражающие свет, так и бесплотные духи, часто называемые звезды, призванные, как и всё творение, славить своего Творца. «Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света» (Пс.148:3), - восклицает вдохновленный величием Господа псалмопевец. Наблюдающий небесные светила, их красоту, невообразимое и превосходящее разум устройство, и понимающий, что есть только Один, Кто может «выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?», Кто знает и хранит «уставы неба» (Иов.38:32,33).

У Творца на небесах идеальный порядок, всё воинство Господне знает правду Божью и закон, устав и обязанности, свое место в строю и исполняет свой долг безукоризненно и верно. Оставляя человеку пример благоухающего мудростью, любовью и чистотой состояния души, находящейся в Царстве Божьем, под властью Вседержителя. Поэтому-то всякий спасенный и верный Господу может вместе с Апостолом сказать: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор.2:14-16).

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (Ис.6:3), - взывают серафимы, находящиеся вокруг престола Божьего, созерцаемого будущим пророком Исаией. Который впоследствии на тысячелетия зафиксирует это событие в пророческом манускритпте. Указывая на особенное установленное Господом состояние ангелов, славящих своего Творца, запечатленное в естественных звёздах Вселенной и книгах Священного Писания, а также и в сердцах многих спасенных, верных в помысле, слове и поступках человеков.

«Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов.1:6). Известно, что и сатана, хотя и не уничтожен, но удалён с небес и не может никогда выйти за рамки дозволяемого ему Господом. Являя собой образец зловонной греховной нечистоты и смердящего болота беззакония. Ему говорит Господь, сбрасывая с высоты небес: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой» (Ис.14:11). От такой участи Спаситель приготовил человеку свободу во Христе, возвращая его под благую власть и порядок Творца и Промыслителя. «И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их» (Пс.72:16,17).

Господь хранит святость всего Своего творения, и если попустил падшим духам еще находиться среди человеческого общества, то во удостоверение Его силы и для демонстрации нечистот и смерти отступающего от Творца мира. «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд.1:6). Для оставивших места своей службы в обителях Божьих, Господь приготовил мрак вечного огня, и сейчас они находятся в состоянии осужденных, для которых уже никогда не будет спасения. Опять уточняем, что время нынешнего и будущего века находится в разных измерениях, и нам трудно сопоставить, даже зная теорию относительности, уже свершившееся в вечности и еще только предстоящее в будущем нашего мира.

После грехопадения человека Господь «изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Этот Херувим с пламенным мечом есть воинство Господне, хранящее от зла всё Божье творение. Уничтожая грех и помогая человеку, отвергающемуся греха и обращающемуся к Богу созидать доброе, обретать спасение и жизнь вечную.

Упорствующие во грехе и злодействе нечестивые, отвергающие спасение Божье, подвергаются уничтожению праведным гневом. Когда избранные дети Божьи грешат, для них также нет исключения, но прежде всех вразумляющее наказание от любящего Отца Небесного, а на противящихся посылающего Ангела губителя. «И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою» (2Цар.24:16). Это Ангел Губитель, наказывающий падший в злодеяния народ, «Ангел Господень, истребляющий» (1Пар.21:12) за грех и поношение Отца Небесного.

После грехопадения человека призвал Господь сатану и «сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3:14). Состояние проклятого вечною разрухой и погибелью, сопровождает всегда сатану и увлеченный им мир. Спрашивает Господь устами пророка Илии посланников нечестивого царя: «Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?» (4Цар.1:3). Конечно, странно Богу и всякому здравомыслящему человеку, что больной идёт о здравии спрашивать сатану, проклятого духа, несущего человеку болезни и смерть, осужденного Богом на погибель и называемого Веельзевулом, что значит – князь навозных мух.

Нет недостатка в доме Веельзевула «пищи» - нечестивых, «и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят: они будут навозом на земле» (Иер.8:2). Известно из курса зоологии каждому школьнику, как питаются мухи, извергая на пищу желудочный сок, а затем всасывая питательную смесь. О таковой снеде говорит Спаситель: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел» (Мф.16:4).

Когда же душа отвергает Господа, то это место неизменно заполняется духами нечистыми. А воспротивившиеся Спасителю устремляются на зов сатаны: «Спеши ко мне всякий глупец, любящий беззаконие, всякий гордец, превозносящийся над ближним, смертоубийца, наслаждающийся злодейством, вор, покушающийся на чужое, блудный, услаждающийся сквернами!» И несется помрачающийся народ в погибельную тьму сатаны, разлагающего душу извержениями греха. И по знамению Ионы, поглощенного китом и извергнутого на проповедь в Ниневию, затем поглощаются нечестивые, до четвёртого рода съедаемые сатаной, и извергаемые в озеро огненное. Подобно стаду «свиней» (Мар.5:13) в руках бесов, ведущих их в погибель озера Геннисаретского.

Закон предупреждает народ, чтобы он «взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор.4:19). О том же говорит и воинство Господне, послушное Вседержителю и заботящееся о душах верных. Когда Иоанн увидел и услышал обращающегося к нему Ангела, «пал к ногам Ангела, …чтобы поклониться [ему]; но он сказал… смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр.22:8,9).

«Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (Суд.8:23), - отвечает Гедеон народу, пытающемуся отдать себя во власть судьи, найденного Богом верным и избранного Им, чтобы даровать свободу всему обществу Господню. Тому, которое само, очередной раз, пренебрегая Богом, Его правдой и законом, себе на погибель пытается поклониться воле звезды, яркой, но всего лишь источающей то, чем её наделил Творец.

Сатана, будучи в начале прекрасным созданием Божьим, не устоял в истине и покорности служения, но возгордился и решил поставить себе трон рядом Богом. Так упал «с неба, денница, сын зари! разбился о землю» (Ис.14:12). Теперь по своему пагубному пути пытается увлечь простодушных человеков. Как в пустыне искушает Христа Иисуса, показывая «Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4:8,9), так и каждой душе, Духом Святым ведомой на испытание, сулит призрачные и смертоносные блага в обмен на пренебрежение Вседержителем.

Пытаясь обмануть человека, лукавый всегда прикрывается какими-либо масками, скрывающими его истинную нечистую и омерзительную сущность, так же как и его последователи. «Сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:14,15). Поэтому Слово Божье призывает всякую душу бодрствовать, чтобы не попасть в сатанинские сети, знать голос Отца Небесного, мыслить и говорить языком правды и любви Господней. И, во-первых, не обманывать себя.

Хорошо всмотримся в открывающуюся бездну греха, обоняем зловоние и узрим опасность сей коварной беды, стоящей у дверей наших душ. А устрашившись Всевидящего Судии и отвращаясь мерзостей, услышим глас Господень, изрекаемый Ангелом в Рождественскую ночь: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лук.2:10-12). Это благовествующие и славящие Христа Спасителя ангельские силы, возвещающие приход свободы от греха, проклятия и тьмы, открывающие спасаемым двери в небеса и жизнь вечную. «Явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:13,14).

«Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14), - звучит риторический вопрос, раскрываемый Самим же Словом Божьим: «Семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр.1:20). И не только поместной церкви служат ангелы, не только каждому приходу, но и каждой душе человеческой, обращенной к Господу, с благоговением, упованием и надеждой совершающей свой жизненный путь, даже совсем юной и еще очень мало знающей своего Отца Небесного. Христос же предупреждает: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10).

Всегда рядом с детьми Божьими находятся ангелы, в утробе матери и у колыбели, в труде и на поле брани. Не однажды открывает Священное Писание как «с неба сражались, звезды с путей своих» (Суд.5:20), всё воинство, на своих местах и в движении, рядом со святыми и избранными, помогающее им в трудах и верно исполняющее волю единого Бога. Где, как говорит преподобный Никодим Святогорец, «написано о сей невидимой брани, и о врагах бестелесных и неявных, кои суть различные страсти и похотения плоти, и демоны злые и человеконенавистные, день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал блаженный Павел: «наша брань не к крови и плоти, но к началам и ко властям, и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф.6:12). Воины, ведущие борьбу в этой невидимой брани, поучает она, суть все христиане; военачальником их изображается Господь наш Иисус Христос, окруженный и сопровождаемый тысяченачальниками и стоначальниками, т. е. всеми чинами Ангелов и святых; поприще брани, бранное поле, место, где происходит сама борьба, есть собственное наше сердце и весь внутренний человек; время брани - вся наша жизнь».[6]

«Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис.40:26). Так еще раз обращает пророческое слово наш взгляд на высоту небес, открывает множество состояний ангелов и невидимого мира, разнообразных и находящихся во всех уголках вселенной, но всех учтенных и зафиксированных в реестрах, упорядоченных Божьей правдой и уставами, верно понимающих и исполняющих Слово Божье. Взносясь же сердцем к горнему, восходя разумом в вышний Божий мир, научаемся отличать настоящее сияние правды и благодати Господней от мишуры и сатанинских поделок. Находя истинные ценности, спасаемся от разрухи и смерти, в процветание и успех народа Божьего, блага жизни вечной сего и будущего века.

 Акты состояния ангелов – события, действия и их проявления, вязанные с бесплотными духами, начинающие, изменяющие, дополняющие или прекращающие их возможность быть субъектами культуры и промысла Божьего, зарегистрированные в соответствующих системах Царства Божьего, внесённые по именам в особые небесные реестры, отмеченные в памяти человеков и в Священном Писании и Предании Церкви Христовой, в служении спасаемым душам и в прославлении Творца и Вседержителя.

Акты состояния человека

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. (1Ин.3:1)

Знание того, с кем происходит общение важно для построения правильных взаимоотношений, а также предвидения их последствий. Не зная Бога Вседержителя, человек неизменно покушается на то, что принадлежит только Господу, и соответственно попадает в своем преступлении дозволенного под карающую руку Божью. Так же происходит и в отношении детей Божьих, особого имения Господня. К которому необходимо относиться, как то предписывает Владыка всего. Не зная же Отца Небесного не может нечестивый правильно понять, кто перед ним находится и как ему строить свои с ним отношения. Как, впрочем, и во всём остальном, искаженно воспринимаемом его больным и помраченным от греха разумом.

Не зная Бога, человек не может обрести полноту Его любви, а отвергнув Его спасение, в Последний день, такой возможности и всякого блага лишается навсегда. Для исправления этого погибельного положения, очевидно, необходимо знание Бога и Его правды относительно удела человека, где он находится. Для этого и существует рассмотренная нами вначале раздела система регистрации состояний окружающих нас вещей, в том числе, и лиц – субъектов отношений.

Примером, указывающим, на важность понимания не только положения вещей окружающих, но, во-первых, своего собственного состояния является наставление Никодима Святогорца о разумной постепенности, чинности и порядке в процессе собственного совершенствования и стараний в движении к святости. «Хотя истинный воин Христов, всем сердцем возжелавший достигнуть полноты совершенства, не должен никаких полагать пределов своему стремлению к преуспеянию во всем, однако же ему необходимо рассуждением умерять и добре направлять чрезмерные порывы рвения духовного. Такие порывы, особенно вначале, обыкновенно вдруг возгораются с великою силой и влекут неудержимо, а потом слабеют-слабеют и совсем угасают, оставляя нас беспомощными среди пути. Ибо не только внешние – телесные  добродетели следует стяжать мало-помалу, восходя в них как бы по ступеням, но и в стяжании внутренних - душевных добродетелей надлежит соблюдать свой чин и порядок, так как только при этом малое наше скоро делается большим и устанавливается на всегдашнее в нас пребывание».[7]

И далее он говорит: «Когда лукавый диавол увидит, что мы право, с живым усердием и в добром порядке, шествуем путем добродетелей, от которых не успевает отвлечь нас на свою сторону явными на зло прельщениями, тогда преобразуется в ангела светла, и то мнимо благими помыслами, то изречениями Божественного Писания, то примерами святых возбуждает неблаговременно и не по силам принимать непомерные подвиги к духовному совершенству, чтоб, когда мечтаем стоять на верху его, низринуть нас в бездну падения. Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела или заболел от крайнего изнурения и сделался неспособным и малые исполнять дела благочестия, или, утомившись под тяжестью подвигов, стал равнодушен ко всем духовным деланиям и даже к самому спасению, и, таким образом, мало-помалу охладевши к добру, с сильнейшим прежнего вожделением набросился на плотские сласти и мирские утехи».[8]

Как избежать падения на пути укрепления в вере? Ходя по правде Божьей, в мудром совершении дел и устройстве жизни, понимая состояние своей души и окружающего мира, не выходя за рамки дозволенного Господом. А упав в Грех, немедленно возвращаться милостью Божьей, явленной во Христе обратно в праведность Царства Божьего. Где Вседержителем или, скажем в стиле данной работы, системообразующим фактором всего бытия является его Творец и Промыслитель, Словом Своего помысла и движения созидающий и поддерживающий в надлежащем порядке все вещи. Он один знает всё абсолютно точно в прошлом, настоящем и будущем. «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… что буду спрашивать у Тебя, объясни мне» (Иов.42:2-4), - говорит Богу праведник Иов, увидевший Господа в красоте и величии Его творения и обретает в этом мудрость и блага.

В разуме Творца, как то открывается в Священном Писании, находится, идеальный и всеобъемлющий, выражаясь употребляемой в данной работе терминологией, регистр – база данных обо всём существующем. Однако она не является единственной. Из современной генетики, например, знаем, что в хромосомах, особых ядерных структурах каждой клетки живого организма, есть гены, на которых особым языком генного кода записан процесс её существования и размножения. Существуют у живых организмов также и безусловные рефлексы, усложняющиеся у высших млекопитающих, вместе с вегетативной нервной системой, автономно от разума, регулирующих жизненно важные процессы.

Сотворенный же по образу Божьему человек, одно из первых заданий от Господа получает интеллектуальное, относительно словесного обозначения вещей окружающего его удела и сохранения в реестре собственной памяти, «чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:19). С понятной целью, хранения множества информации о вещах окружающего мира и использования её, по мере необходимости, для построения правильного ко всему отношения. По правилам, основные из которых даны Творцом, а остальные должны выводиться в логических и научных суждениях по мере изучения творения Божьего.

В рассмотрении актов состояния человека выделяется два аспекта: регистры человека о вещах и человек в регистрах других вещей, лиц и Бога. Совокупность всех данных относительно актов состояния человека может быть также классифицирована по ряду признаков, основные из которых: биологические, социальные, гражданские, служебные, профессиональные, душевные, интеллектуальные, этические, духовные.

Указанные состояния человека можно, в свою очередь, подразделить на ряд подвидов, например:
- Биологические: рождение, созревание, возраст, смерть, здоровье, болезнь.
- Гражданские: рождение, гражданство, брак, усыновление, возраст, дееспособность, безвестное отсутствие, право имени, наследовании, смерть.
- Научные: магистр, кандидат наук, доктор наук.
- Духовные: смерть духовная, смерть вечная, возрождение, освящение, жизнь вечная.

Все эти состояния где-либо обязательно зарегистрированы в соответствующих реестрах, всегда у Господа, но только частично в обязательных базах данных у несовершенного и грешного человека, противящегося повелениям Господним. По причине того, что «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3:20,21).

Нет желания у злодеев регистрироваться в списках праведников и Царства Божьего в качестве их сущего состояния преступников, с вытекающей отсюда неотвратимой ответственностью. По причине их помраченного разума, одержимого идеями лжи, и попыток прикрыться маской благочестия в совершении грешных деяний. Поэтому они вместо того, чтобы идти к свету истинной информации о себе и своих намерениях, действиях, зарегистрированных в истинных реестрах, устремляются во мрак лжи и скрытых манипуляций сознанием и поведением ближнего и той или иной части общества. В конечном итоге, неизменно терпя крах. Потому что таким путем устремляются против Бога и Его правды, против непреодолимого движения Духа Святого и Слова Божьего.

Все такие попытки перемещений во тьме заканчиваются одним результатом, подобным исходу резкого торможения на скоростной автостраде, притом, ночью с выключенными габаритными огнями, или, более того, движением назад по своей полосе, но с огромной всем видимой «убедительной» надписью, что автомобиль движется правильно. Человек с такими помыслами в здоровом обществе не допускается врачами-психиатрами к управлению автотранспортным средством. Но в обществе беспорядочном и больном буйством преступности некому останавливать безумных, и оно все, в конце концов, погибает. Даже при наличии достаточного количества специальных автомобилей с надписью «экстренной помощи», однако движимых такими же «специалистами», способными у офтальмолога рассмотреть мельчайшие буквы, но правду от лжи, здравие от болезни, лечение от вредоносности, правопорядок от преступности не отличающие.

«Придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1:18,19), - призывает Господь грешников к покаянию через пророка Исаию. «Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Сво» (Ис.38:17), - в молитве благодарит Спасителя исцелённый царь. «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих.7:19), - говорит пророк Михей. А Апостол Иоанн подтверждает: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9). Предупреждает Иисус восстановленного от болезненной расслабленности и греховной немощи человека: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).

По-разному используется информация о прошлом человека Господом с Его Церковью и сатаной с его нечестивыми. Как видим из представленных выше отрывков теста, Господь указывает на скверны и беззакония, обличает и очищает от греха и вины, устанавливая на путь спасения и совершенствования, освящает во Христе Его Словом Божьим и Духом Святым. В одно мгновение очищает искренне и сердечно кающемуся его реестры грехов до белоснежности Христовой святости. Никогда не оставляя спасенного в его труде над собственной душой, словами и поступками, чтобы через годы духовного роста также и общество смогло переписать его некогда скверные послужные списки в соответствии с плодами его новой посвященной Богу жизни. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр.3:5), - звучит глас Христов, благой, отрезвляющий, несущий в сердца Божий мир и силу.

При этом спасенные не скрывают своих прошлых грехов, и, более того, в славословии Христа и свидетельстве о Его любви и спасительной милости всегда вместе с Апостолом Павлом говорят, каждый, вспоминая свои скверны, что Он «явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:8-10).

«Диавол, зная, что сделавшие много зла, когда начнут каяться, делают это с великою ревностию, как сознающие свои согрешения, опасается и боится, чтобы они не начали этого дела, потому что, начав его, они бывают уже неудержимы, и воспламенившись покаянием, как бы огнем, соделывают свои души чище чистаго золота, увлекаемые совестью и воспоминанием о прежних грехах, как бы сильным ветром, в пристань добродетели. И в этом-то их преимущество перед теми, которые никогда не падали, т.е. они проявляют сильнейшую ревность, если только, как я сказал, положат начало»[9], - говорит Иоанн Златоуст, в продолжение слов Иисуса Христа о прощенной блуднице, слезами омывшей и своими волосами отирающей ноги Господа, целующей их и помазывающей миром: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук.7:47).

Сатана же, вначале, ввергая человека в грех, затем как «клеветник братий» (Откр.12:10), пытается напомнить о грехах, нечистыми ухищрениями и разного рода шантажом заталкивает в самую бездну греха, проклятия и смерти, каждую такую уничижаемую, связанную и запуганную душу. Которая в собственном несовершенстве и по коварству падшего мира прикоснулась ко греху, а в своей глупости отвергает Спасение Божье.

Движущееся в смерть такое больное сообщество, даже вооруженное самой современной оптикой, проникающей в глубины космоса и микромира, способной рассматривать газетный текст с космической орбиты или через железобетонную стену, все равно является «близоруким», не видящим отдаленных последствий своих помраченных помыслов и поступков. Примером тому могут послужить события, описанные в Деяниях Апостолов, когда некие сыны Скевы, пытались именем Христа изгонять бесов. То есть выдавали себя за служителей Христа, выполняющих от Его имени духовный труд. «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян.19:15,16).

Нечистые духи не сомневаются в реальности существования Бога и истинности Его правды, «Бог един… и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19), однако однажды согрешив уже не имеют прощения и осуждены на вечное посрамление и смерть в озере огненном. Но в своём нынешнем существовании, будучи лжецами, идущими в погибель, все равно пользуются истинными и реальными реестрами, в том числе и праведников. И намного быстрее и точнее чем человек, даже спецслужбы, могут идентифицировать его личность с информацией о нём и соответственно отреагировать, ввергая новоявленного самозванца в свою клоаку разрухи и смерти. Поступая против воли и правды Божьей, человек таким образом автоматически вписывает себя в реестр компании бесов и злодеев, ими водимых, и, далее, в также «близоруко» еще не замечаемые им нечистоты, беды, вечные муки и смерть.

«Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук.10:18-20), - говорит Иисус Христос ученикам, объясняя, что душа, верная Господу, чисто и свято исполняющая Его труд хранится Им и всеми силами ангельского мира. Но уже не помраченного в разуме противления Богу, а действующего всей Его силою и мудростью, во Свете Божьей правды и любви. Эта душа именуется у Господа святой, хотя еще и несовершенной, но уже внесённой в реестр Царства Небесного и усовершаемой Самим Небесным Отцом.

«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10), - наставляет Христос Своих учеников, в том числе, и каждого из нас, жизни в послушании Богу Отцу. Где первый помысел, истинно смиряющий перед Творцом душу, вписывает такого человека в Божью книгу жизни. «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43), - отвечает Господь на просьбу распятого на кресте справа от Христа разбойника, уверовавшего в Сына Божьего, смиренно воззвавшего к Его милости и в последний возможный миг получившего благо вечной жизни.

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23), - взывает человеку Мудрость в книге Притч. Напоминая о бережном отношении к состоянию своей души, обязанной чистотой и истиной, а более всего, упованием на Господа, соответствовать записи в книге жизни. Что также относится и к вытекающему отсюда требованию неповрежденности состояния реестров своего разума, чистых от лжи и заблуждений. А также и к таковым базам данных ближнего и общества, предназначенных для получения каждым человеком неповрежденной информации о многих вещах окружающего нас мира.

Задекларированное в современных правовых странах право человека на информацию Священным Писанием определяется в Законе повелением: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16). А в Евангелии указывается на «власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12), что есть больше чем просто субъективное право, как возможность обретения чего-либо, зависящая от желания субъекта, но является властью и обязанностью иметь полноту информации относительно вещей собственного удела, в разных сферах общества и интересов совершаемого труда Господня. Это часть власти Самого Бога, даруемая Его народу. А значит всякий противящийся получению человеком достоверной информации является противником Бога и водимым сатаной, живущим во тьме греха.

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:10,11), - предупреждает Апостол о войне, никогда не прекращающейся со времени грехопадения Адама, поверженного ложью сатаны. Как видим, во-первых, войне информационной, направленной на уничтожение животворящей души истины Христовой. Как ни странно выглядит, в современных условиях с огромным смертоносным военным потенциалом, которого достаточно, чтобы несколько раз уничтожить жизнь на земле, но по данным военных психологов, в среднем 20-30% урона личного состава составляют потери психогенного фактора, а в некоторых военных конфликтах приближаются к максимуму. Учение же Христово говорит более, что всегда побеждает Слово Божье и дух Святый, действующий в сердцах, верных своему Отцу Небесному.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1-3). Словом Божьим сотворены небо и земля, всё видимое и невидимое, также словом, но лживым, проник в мир грех, разруха, страдания и смерть. Словом Божьим, пришедшим во плоти, Господь возвращает человека в Свое присутствие и жизнь вечную. И становясь причастником Божественного естества, человек также призывается двигаться только одним путём, указываемым тем же Словом:  «Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (1Пет.4:11).

Чтобы быть победителем на всех фронтах, от душевного борения и семейных неурядиц, до сфер правоохранения, межнациональных и международных конфликтов, «примите всеоружие Божие» (Еф.6:13), - наставляет Священное Писание, далее перечисляя, чем нужно укрепиться: истиной, праведностью, благовествованием, верой, надеждой спасения Господня и мечом Слова Божьего. Находясь «в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2Кор.6:7). Всё это вооружение разума и души, спасенной в жизнь вечную и отмеченной в книге жизни.

«О, если бы человек пребыл в славе пред Богом, и имел высоту не поддельную, но истинную, возвеличенный Божией силою, просветляемый Божией премудростию, увеселяемый вечною жизнию и ее благами! Но он изменил в себе вожделение Божественной славы, и понадеявшись на большее, поспешив к тому, чего не получил, потерял и то, что мог иметь. И с тех пор величайшим для него спасением, врачевством от болезни и средством возвратиться в первобытное состояние служит скромность, то есть, чтобы не вымышлять самому от себя облечения какою-то славою, но искать славы у Бога. Этим только исправит он ошибку; этим уврачует недуг; чрез это возвратится к священной заповеди, которую оставил». (Василий Великий)[10]

Из сказанного выше вытекает, что задачей первостепенной важности является защита от лжи и неустройства всей полноты информационного пространства в обществе, начиная от души человека, и везде, где происходит регистрация и использование данных о вещах и лицах. Во-первых, духовности, сферы жизни и служения Святой Христовой Православной Церкви, хранящей и несущей миру истину и спасение Господне, далее, созидая и храня всё, хранимое Богом и следующее путем Божьей правды и закона, суда и милости, во славу Божью.

Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою (Исх.32:33,34)
Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. (Откр.3:5)
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. (Откр.20:15)

 

Акты состояния человека – события, действия и их проявления, связанные с человеком, начинающие, изменяющие, дополняющие или прекращающие его возможность быть субъектом культуры и бытия Божьего, регистрирующиеся в соответствующих системах построения общественных отношений, основанием которых неизменно является Бог, Его правда и закон, суд и милость, и немеркнущий свет истины и служения Святой Христовой Православной Церкви.

 

СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ < НАЗАД / ОГЛАВЛЕНИЕ СПРАВА  / ВПЕРЁД >  БОГОСЛОВИЕ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ НАУК

 

© Калашников Ю.В. 2009, 2010, 2011

опубликовано 13.08.2010.  редакция: 2010.10.17; 10.21; 11.12; 11.13; 11.14; 11.15; 11.20; 11.30; 12.02,03,12,17,19,20,23,26,28. 2011.01.02,21 04  http://sancti.ru/clt/cultura.htm (архив)
http://sancti.ru/clt/cult-03-5-acts.htm обновление: 2011.01.08,11,12,15,16
,18

правила сайта

 

 

 



[1] Григорий Богослов Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы. / Сайт Московской духовной православной академии. Электронная библиотека. URL: http://www.mpda.ru/data/560/629/1234/Slovo%2020.pdf (дата обращения 12.01.2011).

[2] Василий Великий Беседы. Беседа 23 На день святого мученика. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001 С. 125.  / "Православие и современность. Электронная библиотека." URL:  http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/talks/talks.pdf (дата обращения 20.11.2010).

[3] Григорий Богослов Слово 32. О соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге. / Сайт Московской духовной православной академии. Электронная библиотека. URL: http://www.mpda.ru/data/518/629/1234/Slovo%2032.pdf (дата обращения 12.01.2011).

[4] Василий Великий Беседы. Беседа 3. На слова «Внемли себе». Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001 С. 125.  / "Православие и современность. Электронная библиотека." URL:  http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/talks/talks.pdf (дата обращения 20.11.2010).

[5] Василий Великий Беседы. Беседа 15 О вере. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001 С. 88.  / "Православие и современность. Электронная библиотека." URL:  http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/talks/talks.pdf (дата обращения 20.11.2010).

[6] Никодим Святогорец Невидимая брань Перевод с греческого святителя Феофана Затворника Печатается по изданию: Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Издание четвертое Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Москва, 1904 С. 3 .  / "Православие и современность. Электронная библиотека." URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim/fight/fight.pdf (дата обращения 14.01.2011).

[7] Никодим Святогорец Невидимая брань Перевод с греческого святителя Феофана Затворника Печатается по изданию: Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Издание четвертое Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Москва, 1904 С. 61. Гл. 36 О порядке стяжания добродетелей.  / "Православие и современность. Электронная библиотека." URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim/fight/fight.pdf (дата обращения 14.01.2011).

[8] Никодим Святогорец Невидимая брань Перевод с греческого святителя Феофана Затворника Печатается по изданию: Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Издание четвертое Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Москва, 1904 С. 61. Гл. 36 О порядке стяжания добродетелей.  / "Православие и современность. Электронная библиотека." URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim/fight/fight.pdf (дата обращения 14.01.2011).

[9] Cвятитель Иоанн Златоуст Полное собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста в двенадцати томах Том 1, Кн. 1. «К Феодору падшему Увещание 1-е». С.69. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z/zlatoust/zlatoust1_1/zlatoust1_1.pdf  (дата обращения 19.12.2010)

[10] Василий Великий Беседы. Беседа 20. О смиренномудрии. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001 С. 104.  / "Православие и современность. Электронная библиотека." URL:  http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/talks/talks.pdf (дата обращения 20.11.2010).