праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / культура /

 

 

 

православная КУЛЬТУРА

УЧЕНИЕ О МИРЕ бОЖЬЕМ

МЕТОД ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Калашников Юрий Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир».
Калашников Юрій Вікторович. Редактор журналу «Праведність і мир».
Kalashnikov Yuriy Viktorovich. Editor of journal  «Праведность и мир».

Аннотация
Систематическое изложение основ христианской православной культуры.

Анотація
Систематичний виклад основ християнської православної культури.

 Summary

Systematic a statement of fundamental of the Christian Orthodox culture.

Ключевые слова: христианство, православие, богословие, культура, культурология, метод культурологии.

 (Предварительная публикация глав неоконченной работы
с периодическим обновлением)

 

... И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском,
чтобы возделывать его и хранить его.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
а от дерева познания добра и зла не ешь от него,
ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:15-17)

… Благословен человек, который надеется на Господа,
и которого упование - Господь.
Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и
пускающее корни свои у потока
;
не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен,
и во время засухи оно не боится и
не перестает приносить плод. (Иер.17:7,8)

… Кто будет пить воду, которую Я дам ему,
тот не будет жаждать вовек; но
вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды,
текущей в жизнь вечную. (Ин.4:14)

 

Метод  православной культурологии

Инструменты созидания культуры

Методология культурологии

Богословская и философская методология

Конкретно-научная культурологическая методология

Специальные методы


Полное оглавление в боковом окне

 

Метод  православной культурологии

 

… Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна.
Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
Ночь прошла, а день приблизился: итак
отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству,
ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа,
и попечения о плоти не превращайте в похоти. (Рим.13:10-14)

 

Инструменты созидания культуры

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин.1:1-4)

Вера Христова Православная основана на понимании Бога как Творца и Промыслителя всего, то есть создавшего всё существующее, кроме греха, и опекающегося всем, утверждая Свою правду и закон, суд и милость, неся благодать всему существующему и человеку, в первую очередь. Всякую смирившуюся под власть Вседержителя душу Господь возрождает к жизни вечной и нетленной, во Христе Иисусе Боге, воспринявшем плоть человеческую, восстанавливая утраченный упавшим в грех Адамом образ Божий. Промыслитель делает каждого спасенного таким же, как Он, творящим и хранящим, но в границах данных человеку возможностей и удела времени-пространства.

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его,
дал власть быть чадами Божиими, которые
ни от крови,
ни от хотения плоти,
ни от хотения мужа,
но от Бога родились. (Ин.1:12,13)

Принимая от Христа Спасителя дар прощения грехов, исполнение Словом Божьим и Духом Святым, человек возрождается для новой жизни, направленной в вечные небеса и творящей волю Божью в этом веке. Совершая всё правдой, силой и властью Господней. То есть становится причастником Божьего естества и жизни, в том числе, Его труда, созидающего культуру.

… И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника.
3 И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца.
4 И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.
5 А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите;
6 старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом. (Иез.9:2-6)

У каждого из призванных на труд Господень, как видим из данного отрывка текста Священного Писания, в руках находится соответствующее орудие, инструмент необходимый для качественного и эффективного выполнения полученного от Вседержителя задания. Это орудия и разрушения, и созидания, предназначенные для уничтожения всего противного Богу или созидания и сохранения всего угодного Ему, Им задуманного и творимого.

… И сказал Он мне: нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды; ибо они говорят: "оставил Господь землю сию, и не видит Господь". За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову.
И вот человек, одетый в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца, дал ответ и сказал: я сделал, как Ты повелел мне. (Иез.9:9-11)

Я сделал, как Ты повелел мне, - таким должен быть ответ каждой души её Создателю и Спасителю в жизнь вечную. А для этого необходимо уметь слушать Господа, понимать открываемую Им правду и в смирении слушания и труда принимать Его силу для выполнения Его повелений. Как это и было задумано и сделано Творцом в начале, и совершается Им сейчас.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу… (Быт.1:27-29)

Основным источником жизненной силы является, как видим, является не употребление пищи тленной, а Сам Отец Небесный, наполняющий человеческое естество Своим Словом Божьим и Духом Святым.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:7,15-17)

После сотворения первого человека, и далее, в жизни каждого из нас не устаёт Господь повторять и напоминать Его повеления, объясняя и демонстрируя их исполнение в своих верных святых и в единственном идеальном эталоне чистоты и святости Христе Иисусе, Духом Святым вдохновляя и укрепляя на блаженное исполнение Его воли, правды и закона.

Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. (Иис.Нав.1:8,9)

Слово Божье в сердце и жизни человека, как знание истины и Самого Бога, является единственным основанием успеха человека и всего общества Господня, его процветания и плодотворности, побед над грехом и злодействующими.

Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. (Откр.17:14)

Верность Богу в понимании и исполнении Его повелений является залогом самого важного, вхождения в жизнь вечную, что намного более ценно, чем временный успех в веке тленной жизни.

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. (Откр.19:11)

Верный, правильный суд, здравый собственный рассудок, и воинствование, направляющее заблуждающихся к такому здравию души и к жизни вечной, являются свойством и инструментом труда Господня, а также и всех, кто находится рядом с Ним.

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". (Откр.19:12,13)

Никто из человеков не знает Господа в полноте, только в общих чертах, как Слово Божье, приходящее к нам и осознаваемое в малой части, доступной ограниченному человеческому разуму, но достаточной для спасения. Этим словом воинствует и человек, но как видим, в рамках своих способностей и, только приобщаясь в таинстве Евхаристии и труда во имя Христово к тому, что в основной, огромной и непостижимой для нас доле делает Господь Его Божественной мудростью, властью и силой в созидании культуры человеческой души и общества. 

Приобщаться Святых Христовых Животворящих Таин заповедую... во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни; чем чаще, тем и лучше... Потому что благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни был недостоин и грешен человек, но лишь только в смиренном сознании всегреховности своей приступит к Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, -и будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется! (Преподобный Серафим Саровский). [1]

И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих". (Откр.19:14-16)

За этим Царем призвана следовать каждая душа, в земной жизни прилепившись к вечному Богу в понимании и исполнении Его повелений, достигая запланированных Им результатов и блаженствуя в Его присутствии и любви вечно. Вооружившись всем, что предлагает Господь, ничего не беря в руки лишнего, а значит греховного, и ничего не отвергая, чтобы не лишиться эффективности труда. Во всём любя Бога и ближнего.

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в  умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. (1Ин.4:8-11)

Любовь является сущностью Божьего естества и исходящей от Него силы и воли, а также и инструментом Его труда, выражением Его совершенства и основой совершенствования человека, которого Господь созидает по Своему образу, будучи праведным, но облаченным не столько в ризы мщения за грех, сколько в любовь, избавляющую падшие и заблудшие души от греха. И нас Промыслитель творит такими же, вразумляя на поступки достойные детей и воинства Господня.

Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле… (Кол.3:14,15)

Любовь и мир Божий являются совокупностью многочисленного инструментария, предлагаемого Творцом и Промыслителем человеку, для выполнения им огромного труда спасения душ в жизнь вечную, созидания правопорядка и благоустройства общества, культуры человека во всех сферах его удела. Совокупностью орудий, предназначенных для построения особого состояния, именуемого миром Божьим, присущим душам и обществу, которые находятся в единстве и гармонии с Отцом Небесным и Его Церковью Христовой. А также и оружие для построения отношений мира с падшим сообществом духов и людей, ими водимых. Не в соглашательстве со грехом, а в его истреблении, как и всякого зла. Для освобождения душ на свободу от заблуждений и всякого беззакония, для познания ими истины и обретения благодати Божьей, для наказания и смирения буйных и нечестивых. А также, в соответствующих случаях, и для уничтожения злодеев, упорно противящихся любви и правде Божьей, «намертво» прилипших к уничтожаемому Господом злу, отвергающих свободу от греха и благодать жизни этого и будущего века.

И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. (Откр.21:2)

Небесный город Мира, куда Господь вводит спасенных и верных, созижден трудом Божьим. Он является итогом и венцом всей православной культуры. Так как наполняется преображенными душами, не просто записавшимися в церковной книге у батюшки, что немаловажно, но, во-первых, Отцом Небесным внесенными в книгу жизни, как ходящие по путям правды Божьей и всё совершающие во славу Творца и Промыслителя. Ставшие, однажды, каждый в свой миг обращения, причастниками Тела и Церкви Христовой Православной, единой, Святой, Апостольской и Соборной, совершающей Свой ратный и трудовой земной подвиг, и каждый, в свое время, входящие в Её часть Небесную и Прославленную навеки.

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. (Откр.20:15)

Творец всего видимого и невидимого, православной культуры, включительно, является Личностью, созидающей Словом Божьим, Сам Собою, Своею силой мудрости и любви, так же и опекающий всё Своим промыслом (трудом).
Человек, для его спасения от смерти в жизнь вечную и для наилучшего выполнения порученного ему Отцом Небесным труда во всех сферах его удела, вводится во Христе Иисусе в присутствие Господне, возрождается Словом Божьим и Духом Святым в состояние чада Божьего, делается причастником Божьего естества, любви и труда. Для исполнения его части работы наделяется Господом инструментарием, который в совокупности называется мудростью и любовью, предназначенными для уничтожения греха и созидания правды и мира Божьего, православной культуры, для спасения душ в благодать жизни этого и будущего века, во славу Божью.

 
… Во всем являем себя, как служители Божии…
… в Духе Святом, в нелицемерной любви,
в слове истины, в силе Божией,
с оружием правды в правой и левой руке… (2Кор.6:4-7)

Методология культурологии

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин.1:1-4)

 

Слово – это Сам Господь Бог Творец и Промыслитель в полноте Своего разума и творчества создавший однажды всё видимое и невидимое. Использовавший совокупность Ему ведомых и подвластных инструментов, также частично открываемых и передаваемых в руки человека для применения в его уделе труда. Включая, и научную практику, с присущим для неё набором инструментов и методов обработки информации и получения результатов – нового знания.

В жизнедеятельности общества процесс познания и практического преобразования любых объектов окружающей действительности нуждается во внутренней организации и регулировании. Совокупность определённых правил, приёмов, способов и норм, предназначенных для этого, представляют собой метод (греч. – способ познания, путь исследования). Это, как правило, определённый алгоритм, процедура, состоящая из последовательности каких-либо действий и операций, ведущих к поставленной цели. Ф. Бекон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, потому что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путём. Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс.118:105), - говорят верные Божьи сердца, просвещенные от Духа Свята и Слова Божья, наученные Господом пониманию и исполнению Его любви, правды и закона во славу Божью.

Современная наука располагает многочисленным методологическим инструментарием, который можно подразделить по степени обобщения на три вида:
1. Общие богословские и философские методы.
2. Конкретно-научные, в данном случае, собственно культурологические методы.
3. Специальные.
Рассмотрим далее каждый из них более подробно.

Богословская и философская методология

Богословская и философская методология – основополагающие и наиболее общие инструменты познания окружающей действительности и, в том числе, явлений культуры.

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу…
И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их Бог, говоря:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (Быт.1:21,22)

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт.1:27,28).

Из строк первой книги Священного Писания Господь открывает особенное повеление человеку, не только плодиться и размножаться, как это предписано Творцом животному и растительному миру, но еще и обладать данным ему уделом. Быть подобным Отцу, творящему и совершающему Свой промысел. Сам Творец влагает в человека такие особенные способности и восстанавливает их, после грехопадения, во Христе Иисусе, Сыне Божьем, в полноте Боге, воспринявшем плоть человеческую, и в полноте человеке, родившемся от Духа Свята и Марии девы.

… Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Ин.1:12,13)

Для принятия даров и восстановления подобия Божьего человеку, во-первых, необходимо слушать и понимать своего Создателя, исполняя Его повеления, во-вторых, уметь исследовать и понимать удел творения, полученный от Него для управления, в различных его сферах, от собственной души до края земли, с соответствующими и в каждом случае определенными полномочиями и ответственностью. В процессе выполнения этого повеления Господня возникают две науки. Первая, богословие – понимание и упорядочивание знания Слова Божьего, в котором Творец открывает истину о Себе и всем Своем творении. Вторая – философия, как понимание и конечное обобщение познания окружающего человека творения, через его наблюдение и изучение с использованием познавательных талантов, полученных в дар от Отца Небесного и развитых собственным прилежным трудом, под благодеющей рукой Господней.

Термин «философия» происходит от двух греческих слов: «филео» - любовь и «софия» - мудрость и обозначает любовь к мудрости, а в святоотеческом наследии, переведенном на славянский язык, так и звучит – любомудрие. Эта особенная любовь открывается нам, как в Ветхом, так и Новом Завете. Например, обращением в Книге Притч: «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум». Слышен голос и естествоиспытателей, и представителей точных наук. «Подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до одной только истины», - говорит Пифагор. А Господь Иисус Христос заповедует «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными», а также и открывает эту истину в Своем учении и подвиге служения, в действии силы и любви Божьей.

Философия, как наука об общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру, отражает всё сущее в понятиях и суждениях, на абстрактно-теоретическом уровне вскрывает закономерности и сущность предметов и явлений. И представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, как миропонимания, идущего вслед за мироощущением и мировосприятием. Это одна из основных её функций.

Не менее важная, методологическая функция философии позволяет не только понимать окружающий мир, но и получать новое знание, то есть выступать в качестве инструмента (метода) научного познания. В общем, философская методология представляет собой систему наиболее общих приёмов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания[2]. Аристотель, в определенной степени, основоположник современных наук, считал философию всеобщим знанием о первых началах и причинах вещей и явлений. Анализируя же сами философские размышления, можно увидеть пути выявления этих причин, методы, которые необходимы в исследовании окружающей действительности и получения при этом научных результатов, в том числе, и максимально обобщенных, которыми является философия.

Философская методология, в части её инструментария, например, законов логики мышления, используется также и в христианском православном богословии, с учетом ограниченности человеческого мышления и соответствующих формальных законов логики, позволяющих только отчасти понимать истину о бесконечном в сущности и возможностях Боге. Уберегаясь при этом от впадения в излишнее и недопустимое упрощение и механицизм, оставляя таинство действия Духа Святого закрытым для полного человеческого осмысления, полагаясь на Божью любовь и милость, в промысле Господнем дарующих блага нынешнего и будущего века, спасающую всякую смиренную человеческую душу в жизнь вечную.

Как то говорится в Законе Ветхого Завета: Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего (Втор.29:29). В учении Христа Иисуса обещается большее откровение, но приходящее таинственным действием Духа Святого и вразумляющим Словом Божиим: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (Ин.16:12,13). А также и в апостольском наставлении звучит предостережение о возможности только частичного познания человеком окружающей его действительности, но достаточной для спасении в жизнь вечную и для обретения в будущем веке полного откровения Божьего: Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1Кор.13:12). И не только об окружающей действительности, но и о себе в настоящем и в будущем: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1Ин.3:2).

Философия, в том числе, и в методологическом аспекте, включает в себя ряд разделов. Онтология – (греч. онтос сущее и логос -  слово, учение) раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. Этот термин был введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613). Гносеология (эпистемология) – (греч. гнозис – познание) раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Аксиология (греч. аксиос стержень, ось) – теория ценностей, один из основных философских и богословских методов, изучающих систему условий, оказывающих воздействие на формирование поведения человека, его психологических установок, характера, всего образа жизни и деятельности.

Одним из первых, среди методов философского познания, является онтологический, относящийся к проблеме понимания бытия, его содержания и происхождения. Он подразделяется на материализм и идеализм. Основанием для такой классификации принимается понимание того, что является первичной реальностью. Классическое определение двум основным направлениям дано было немецким философом Ф. Шлегелем, который писал: «Материализм всё объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм всё выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа, или же подчиняет ему материю»[3]. «Дух» же, как видим в разного рода философских размышлениях, может пониматься в личном (Бог) или безличном аспектах. В результате получается три основных подхода к пониманию первичной реальности: Бог, безличная идея, материя.

Табл. 1. Классификация мировоззренческих позиций.

Рассматривая соотношение философии и богословия, еще раз отмечаем, что философский метод получения знаний заключается в обобщении законов и правил конкретных наук, для выявления всеобщих закономерностей и тенденций. В отличие от богословского метода, где источником  знания является самостоятельное открытие (откровение) истины личностным Богом, по Его желанию и инициативе, отдельным личностям, во-первых, пророкам, апостолам, во Христе Иисусе, а через них и всему народу Божьему, с фиксацией откровения посредством Церкви Христовой в Священном Писании и Предании.

Всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все [есть] Бог (Евр.3:4), - говорит апостольское наставление. На таком основании, понимания Бога, как Создателя и Движителя (Промыслителя) всего, должны строиться наши размышления о всем существующем и происходящем в окружающем нас мире, в историческом плане, настоящем и перспективе будущего. Эталоном истины при этом является Слово Божье Священное Писание, открытое и собранное Богом посредством пророков, апостолов, Христа Иисуса и всей Церкви Христовой Православной. Размышления и наука, построенные на таком основании являются верными, истинными и плодотворными. Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (Матф.7:24,25).

В зависимости от той или иной мировоззренческой позиции, положенной в основу построения научной системы, отрасли или отдельной теории, могут иметь абсолютно противоположное содержание понятия, предмет, источники, функции, смысл и место науки и практики в жизни человека и обществе. Используя метод сравнения, рассмотрим для примера две философские системы, такие как светский гуманизм и христианский теизм.

Одним из основных вопросов культуры является происхождение правил должного поведения человека. Понимание того, что или кто является их источником, природа, Бог или человек? Гуманисты считают, что религиозные нравственные заповеди ограничивают человека, не давая ему достичь полноты жизни. В частности, Пол Курц, автор Второго Гуманистического манифеста, полагал, что заповеди Христа и Закон Моисея являются безнравственными поскольку вводят человека в религиозные иллюзии и сдерживают жизненно важные устремления. Однако история и теория показывает, что в отрицании абсолютного морального кодекса, теряется эталон и мерило того, что есть правильным и неправильным, истинным и ложным, добром и злом, происходит таким образом падение в область этического релятивизма, относительности истины и в последующий за этим хаос в мышлении и жизни, как отдельного человека, так и всего общества. Что является направлением противоположным от культурного созидания.

Первые, из возникающих при этом проблем, - вседозволенность, отсутствие моральной ответственности, чувства долга и уважения к ближнему, постепенно переходящие в тоталитаризм, абсолютное подавление достоинства и истинной свободы человека. Так происходит разрушение правопорядка и всего общества, погружающегося в хаос и тьму разума и поступков. Что можно наблюдать в истории Нового времени прошедшего испытания на прочность человеческого разума, «просвещенного» от науки, оставившей Бога, через разочарование в его собственных возможностях, иррационализм, далее через кровавые и мрачные попытки волевого тоталитарного устройства общества. И по милости Господней возвращающегося к пониманию важности смирения перед Богом, Его правдой и Божественными императивами, несущими вечные блага для каждой души и всего общества.

Господь Иисус Христос уподобляет «Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф.13:45,46). Именно в христианском теизме и этике существуют определенные ценности и установления, являющиеся абсолютными и непреложными, ведущими человека ко благу и полноте жизни [Табл. 2]. В Культурном Мандате (Быт.1:28), Десятисловии Моисея (Исх.20), Нагорной проповеди Христа (Мф.5), а также во всём Священном Писании и Предании Православной Церкви, святоотеческом и просветительском наследии, правилах и исповеданиях Соборов, человеку даны вполне конкретные предписания, разрешения и запреты для поведения в отношениях. Как с Богом Творцом, так и со всем Его творением: природой, человеком и обществом. Проблема ответственности человека за проступок и вопрос поддержания авторитета моральных правил решается также суверенным Богом, применяющим поощрения и санкции, используя для этого всё Своё творение, и духовный, и материальный мир, отдельных уполномоченных людей, всё общество и отдельные его институты: семью, церковь, государство, местное самоуправление, трудовые коллективы.

Система христианских ценностей

Табл. 2. Система христианских ценностей.

Ценности и нормы христианской православной веры воздействуют на нормы права и обыденной морали, процессы право- и законотворчества, влияют на правореализационную деятельность через толкование закона гражданами, наукой и должностными лицами, через правоприменение, а всем этим определяют и направляют процесс созидания православной культуры. Таким образом реализуется в жизни общества мировоззрение, богословие и философия, как метод теоретического и практического освоения действительности. Точнее сказать, как то должно звучать во свете православной веры и соответствующей богословской методологии, Господь посредством Своего Слова и Духа Святого, служения Святой Православной Церкви утверждает Царство Божье в верных сердцах и среди Своего народа, неся так в мир благодать порядка и устройства и спасая души в жизнь вечную. От веры и смирения под благую руку Господню каждого человека и всего народа, то есть от его мировоззренческого базиса и характера поведения, зависит содержание правовой системы государства и его функционирование, состояние экономики и всего народного хозяйства, степень реализации национальных интересов и укрепление безопасности.

… Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня (Ин.17:21-23).

Так молится Христос Отцу Небесному и дарует правду и славу Божью Своему народу, воссоединяя Собою души человеческие и их Творца, созидая единый народ Божий, Церковь единую Святую Соборную и Апостольскую Христову Православную. Также и единое Отечество Святую Православную Русь, в единстве верных сердец и разных национальностей, а в нынешнее время, и государств, как то Украина и другие бывшие республики Советского Союза. Духом Святым пронизывая всех и всё, обитая в верных, поселяя каждого в его уделе, Словом Божьим воссоединяя в единый спасенный народ, в своей семье, городе, Отчизне, Европейском Союзе, на континенте и до краёв земли несущий правду и спасение Христово во славу Божью. 

Богословская и философская методология – основополагающий методологический инструментарий науки и практики культуры, система приёмов осмысления и преобразования действительности, в богословской части, - формируемая на откровении Божьем, в философской – на крайнем обобщении научного знания, полученного в исследовании окружающего человека творения Божьего.

Философско-богословской мировоззренческой и методологической системой, единственно верной и подходящей для осмысления и созидания культуры, является христианский православный теизм, позволяющий действующей верой обретать человеку и обществу от полноты даруемых Творцом и Промыслителем ценностей и благ этого века и жизни вечной, во славу Божью.

Конкретно-научная культурологическая методология

Конкретно-научная, собственно культурологическая методология – система способов и приемов обработки информации, употребляемая в научном познании культуры.

Для выполнения любой работы требуются соответствующие инструменты или их целые наборы. Так и в созидании культуры, необходим инструментарий, путь и способ достижения цели, которые определяются её функциями, предметом приложения сил и субъектом совершающим работу.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. (Быт.2:7,8)

Из предыдущих размышлений и выше представленного текста Священного Писания мы видим, что объектом культуры является человеческий удел из всего творения Божьего, в том числе, и сам человек, его дух, душа и тело, и окружающее общество. При этом Творцом всего, в том числе, и культуры, в первую очередь, является Бог. А если, во-первых, Бог созидатель  культуры, то и основной инструмент, путь и способ должны находиться в Его руке. Посмотрим еще раз всё с начала, чтобы отыскать этот инструмент.

В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1). Бог создал из ничего часть существующего творения.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт.1:2). В начале был Бог и часть Его творения, небеса, как совокупность духовного личностного мира и земля – неодушевлённое вещество, сперва не воспринимаемое личностным миром, как видимое.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт.1:3). Сотворенный Богом свет позволил видеть личностному миру неживое, через восприятие им света, отражавшегося от этого неживого.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин.1:1-4)

Светом для человека является Сам Творец и дарованная Светом жизнь, позволяющая человеку воспринимать окружающий мир: отражать его, осознавать, понимать и размышлять о нём, а также и воздействовать на него. Инструментом творения Божьего при этом является Сам Господь, Его Слово, в Нем находящееся и созидающее всё, и Его особенный Свет, излучаемый Им.

Инструментом, необходимым для творчества человеку, является его жизнь, созданная Словом Божьим и существующая в его душе, и теле, и духе, но только после возрождения прикосновением Божьим, действием Его Слова, Света для разума, и Духа Святого, начала Божьей жизни для духа человеческого. Свет от естественного огня, воспринимаемого человеком, может согревать его, может освещать окружающий мир, делая его видимым для органов зрения человека, является дарованным от Господа благом, но может также принести и много беды.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. (Ин.1:9,10)

Бог является Светом истинным, особым, животворящим и просвещающим всякого человека. Он является Творцом всего существующего и человека, в том числе. Павший однажды в грехопадение человек отверг Бога и потерял этот Свет истины Божьей, потерял способность воспринимать Свет, в отражении Которого только и можно адекватно воспринимать, видеть и понимать окружающий человека мир.

Бог Свет, Слово Божье, Господь, воспринявший плоть человеческую, пришел в мир к Своему творению – человеку, чтобы восстановить его способность видеть всё во Свете Его Божьего Слова, которым Он сотворил всё и Которое несёт человеку истину об окружающем его мире. К этому Свету приступили апостолы, и за Ним пошли, пошли за Ним святители, мученики, преподобные и все святые и просветились и теперь сияют, как светила, в Царствии Его (Святитель Тихон Задонский) [4]. Но не все приняли Христа Иисуса Слово Божье воплощенное и несущее Свет жизни человеку. Пришел к своим, и свои Его не приняли. (Ин.1:11), - констатирует евангелист Иоанн. Но добавляет: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Ин.1:12,13)

Принявшим Христа как Сына Божьего и Самого Бога Спасителя, Господь даёт власть, особую упорядочивающую силу, для управления его уделом. Эта власть является результатом возрождения к вечности человеческой жизни тленной и временной, в свою очередь, будучи плодом восстановления единства с Богом души человека, некогда бывшей мертвою во грехах. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе (Еф.2:4-6)», - говорится в апостольском Послании.

… Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф.2:8-10)

Спасение даруется Богом по вере в Его силу и любовь, но действительность спасения всегда проявляется добрыми, то есть соответствующими правде Божьей и несущими вечные блага Господни, делами. Запланированными Богом и открываемыми человеку посредством Слова Божьего и Духа Святого. Для понимания же откровения Божьего человеку необходимо смиренное сердце, которое Господь наполняет мудростью и силой разума. Как то Он и предвосхищает в Пророках: Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез.36:27). В Евангелии обещает ученикам Своим: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14:26). В Апостолах напоминает спасенным: вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2Кор.3:3).

В каждом христианине Христос - воюющий и побеждающий, и Он же призывающий Бога и молящийся, благодарящий и благовествующий, и ищущий с молением и смирением. Все это действует Христос, радуясь, когда видит, что в каждом христианине пребывает то убеждение, в котором они исповедуют, что Христос есть действующий все это. Потому всякий христианин, относительно его добрых дел, должен исповедовать, что их совершает Христос, а не он; кто же не так помышляет об этом, тот напрасно называется христианином (Симеон Новый Богослов)[5].

Но от христианина при этом требуется абсолютное подчинение власти Божьей, силе действия Его Слова и Духа. Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков (1Пет.4:11), - наставляет апостол Петр. И данное вразумление обязывает верных говорить только то, что соответствует истине Слова Божьего, в подтверждение своего смирения перед Господом и для обретения таких же результатов, как Господь получает в Его труде. А также для того, чтобы избежать разрухи от глупости и сохранить себя от кары Божьей, которой подвергаются все противящиеся воле Господней. Вначале предупреждаемые, а потом в упорстве и извергаемые в погибель. Как, например, во время служения пророка Иеремии, изрекшего лжепророку следующие слова Божьи: Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрешь, потому что ты говорил вопреки Господу. И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце (Иер.28:16,17).

Но суть действия Слова Божьего не уничтожение, а в конечном итоге, после истребления греха, животворение и укрепление смиренных душ и благочестивого общества. Начало силы и власти исходит от духовного возрождения человека и его способности видеть Свет и всё окружающее в Свете Божьей истины и правды. Повиноваться этому Свету, быть движимым Словом Божьим и Духом Святым. Силой Божьей, Его правдой и любвью приводить в послушание Богу Отцу всякую душу человеческую, а всё остальное в полученном уделе, во всех его сферах, приводить в порядок в соответствии с повелениями Божьими, то есть совершать добрые, по-настоящему добротные, дела.

Всего ожидая от Бога и ничего от себя, должно и самому напрягаться к действиям и по силе действовать, чтобы было к чему прийти Божественной помощи, было что осенить Божественной силе. Благодать уже присуща, но она будет действовать вслед за твоими собственными движениями, восполняя их бессилие своей силой. Итак, став твердой ногой в самоуничиженном предании себя в волю Божию, и сам действуй, не расслабляясь (Епископ Феофан Затворник)[6].

Важным, в процессе смирения под власть Бога, является познание Его воли, которую нужно исполнять и которая в труде ведёт человека и общество ко благу. Понимание того, каким образом мы можем познать волю Бога, Его желание относительно конкретных поступков человека, в определённом месте и в определенное время. В том числе, и в процессе культурного созидания. Ответ однозначен, во-первых, через пророческое слово, исходящее через верные человеческие уста от Бога, эталоном которого является Священное Писание.

… Притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет.1:19-21).

Духом Святым истина, исходящая от Бога, открывается пророкам, а через них народу Божьему. Часть пророческого слова и этой истины записывается и утверждается Церковью Христовой, как эталон истины о Боге и Его творении, в том числе, и падшем. А со страниц Священного Писания – Слова Божьего открывается во все времена также Духом Святым всем послушным Богу сердцам. Подтверждением того являются строки апостольского наставления о смиренном принятии Слова Божьего, где в одном месте (Евр.3:7,8) представляется говорящий Дух Святой, а в другом (Евр.4:7) – место Священного Писания, где записаны эти слова наставления, изреченные однажды движимым Духом Святым псалмопевцем (Пс.94:7).

- Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: "не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне… (Пс.94:7,8)
- Говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне (Евр.3:7,8).
- Говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших" (Евр.4:7).

Священное Писание в данном случае выступает как живое Слово Божье, Духом Святым открывающееся человеку и предназначенное для его вразумления и формирования в его сердце, а также и в происходящей оттуда жизни особого состояния – Божьего покоя. Послушание Слову Божьему – путь созидания мира Господня, приготовленного для человека. Слово Божье и канон Его истины Священное Писание, в данном случае выступают как метод и инструмент, даруемый человеку для труда и созидания культуры и её благ.

При описании свойств и дел Божьих, на основания толкования Священного Писания с последующим обобщением и систематизацией полученных результатов формируется богословие, как самостоятельная наука и, в то же время, базовая методология для научной работы во всех сферах творения Божьего. В то же время, выделяя из всего творения удел для труда человеку, Господь также даёт ему и инструмент не только для осмысления бытия вообще, но и для преобразования, возделывания и хранения его удела (Быт.2:15). Этим инструментом является то же Слово Божье, наставления Творца в том же Священном Писании – эталоне истины, и наставления в личном общении при обитании Его в сердце послушного человека.

В данном случае Слово Божье является инструментом созидания культуры и науки о ней – культурологии, также и Священное Писание, в случае применения в научном труде, является инструментом или методом культурологии. Во Свете Слова Божьего, во-первых, определяющее основные категории культурологии и её терминологический аппарат. Такие как: жизнь, жизнь человека, послушание человека Богу, умножение, существование и жизнедеятельность человеческого рода, управление уделами и его сферами, возделывание порядка, созидание благ, разрушение зла, сохранение культуры.

Слово Божье открывает нам также ряд методик применяемых в познании и созидании культуры. Перечислим основные.

Формально-культурологический метод предполагает исследование культуры с применением формализации сложных и разнообразных духовных, социальных и других процессов, существующих в её бытии. То есть представление содержательной стороны явлений культуры в виде абстрактной специальной системы языковых средств или исчисления.

Примером тому может быть повеление Творца Адаму «возделывать и хранить» (Быт.2:15) дарованный ему удел сад Эдемский. Двумя словами, в данном случае, обозначена сущность жизнедеятельности человека, заповедуемая Господом, в преобразовании и сохранении культуры. Не все только поступают так, как это заповедуется Богом, и теряют при этом благословение Божие, даруемое во Христе Иисусе, восстанавливающем человека в подобие Божие и в жизнь вечную. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12), - объясняет Евангелист Иоанн суть положения и труда человека перед лицом Творца и Промыслителя Отца Небесного, наделяющего обратившиеся к Нему и верные души особой силой и возможностями для заботливого владения ими полученными от Творца уделами.

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1Ин.3:1), - говорит Иоанн, указывая на великую любовь Божью, которою Господь усыновляет Своих некогда блудных детей. А также напоминая и о важности не только называться, но и быть детьми Божьими, не формально, но по существу возрожденной от Слова Божьего и Духа Святого души.

Сравнительный метод культуроведения заключается в сопоставлении, определении разницы, её оценки и формулировании соответствующих выводов в исследовании различных культур, цивилизаций, а также вариантов отклонения от развития собственно православной культуры.

Примером может служить объявление благословений и проклятий представленное во Второзаконии Ветхого Завета, побуждающее слушателя сравнить различные жизненные пути и сделать правильный выбор. Устами Моисея говорит Бог: … Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих (Втор.30:19,20).

Также и Господь Иисус Христос предупреждает о важности правильного сравнения и выбора единственно спасительного пути, говоря: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Матф.7:13,14).

Достаточно сравнений есть в просветительском наследии. …Колеблются и трясутся все царства земные, оставившие веру истинную; а некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мира он совсем сделается трупом и дымящеюся головнею, которая совсем истлеет от последнего страшного, всеобщего огня: ибо земля и все дела на ней сгорят, по апостолу, и мы чаем нового неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда (2 Петр. 3, 10, 13; Мф.21:42-43), - говорит Иоанн Кронштадтский, побуждая собеседника избрать истинную веру Христову Православную[7].

Метод моделирования в культурологии основан на создании моделей исследуемых явлений, образцов уменьшенного размера или содержания, частично, более или менее, в общих чертах отражающих оригинал. Является одной из основных категорий познания и методологии исследования, теоретического – с использованием знаковых, абстрактных моделей, или экспериментального – с использованием предметных моделей.

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. (Мф.7:24,25)

Пример теоретической модели, представленной Христом в наставлении о необходимости подчинения всей жизни правде и повелениям Господним. Его Слову – прочному основанию всякого размышления и поступка, гарантии того, что они выдержат любые испытания на прочность.

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Ин.15:5,6)
Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. (Мар.11:20,21)

Пример теоретического моделирования, предложенный Христом в проповеди о важности единства с Богом, без которого ни человек, ни общество не может плодоносить и засыхает, как ветвь, оторванная от виноградной лозы. Теория здесь дополнена экспериментальным моделированием, в реальности, на засохшей от проклятия Христова смоковнице, иллюстрирующим ту же истину об отсутствии жизни вне Божией благодати, даруемой через Церковь Христову и Православие. А также истину о неотвратимости наказания за грех и всякое беззаконие, суть отступление от Бога.

Метод эксперимента в культурологии основан на исследовании взаимодействия одних явлений культуры с другими.

Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс.33:9) – призывает псалмопевец, предлагая, говоря языком науки, провести эксперимент, попробовать, в уповании на Бога, призвать Его имя и попросить в стесненных обстоятельствах помощи, совершить маленькое, но доброе и угодное Господу дело, и обрести при этом благодать Божьего присутствия и Его великой любви и милости. И делится неравнодушная к нуждам ближнего душа Божия своими наблюдениями и твёрдыми заверениями: Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся (Пс.33:6).

Как видим, жизнедеятельность человека и научная работа, в том числе, всегда начинается со слова. Слова Божьего, творящего душу и поселяющего её в уделе, а также и освещающего окружающий мир, чтобы человек мог легко в нём ориентироваться, находиться и двигаться. А для этого, предварительно, всё увидев, осознав и назвав своими соответствующими именами. Как это было в начале по повелению Божьему: И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт.2:20). Здесь же видим и первый пример осмысления окружающего мира, его исследования и оценки, с последующим преобразованием всё тем же Словом Бога Творца и Промыслителя. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт.2:22). И дал непреложное повеление: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).

Всякая душа, отвергающая несущее жизнь Слово Божье, обращается от жизни в погибель и является по сути самоубийцей, ведомой нечистыми духами, помыслами и падшим миром в вечные страдания и смерть. Как, например, Иуда, увидевший во свете Слова Божья мерзость своего поступка, но не обратившийся к Спасителю, а в смертной тоске ушедший в вечное посрамление и муки, …бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф.27:5).

Другой пример оставляет нам Апостол Петр человек Божий. Осознав однажды, по предвидению же Господню, себя неспособным следовать за Христом и более того, увидев себя отрекшимся Господа, он плакал горько (Мф.26:75). Но когда, по прошествии времени, узнал воскресшего Христа, явившегося к ним, труждающимся на ловле рыбы ученикам, немедля опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море (Ин.21:7). Он страдающий от собственного бессилия, но не потерявший веры и любви Божьей, выпрыгивает из лодки и плывёт к берегу, чтобы раньше всех оказаться рядом с Господом. Затем на вопрос Христа, любишь ли меня? трижды отвечает: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю, после чего также трижды принимает от Господа повеление: паси агнцев Моих (Ин.21:15).

Так и каждого из нас, в нашем несовершенстве и немощах часто отрекающихся Спасителя, Господь Его великой любовью, действием Слова Божьего и Духа Святого восстанавливает во спасение и отправляет на Его труд, совершенствует в земном хождении и однажды вводит в вечное Свое присутствие, но уже туда, где не будет зла и ничего нечистого, но новое небо и новая земля и обитает правда, Слово Божье, Сам Бог в Его великой и чудной любви и славе.

Специальные методы

Специальные методы – методы, основанные на достижениях наук,  изучающих отдельные области бытия и представляющие соответствующие сферы человеческого знания. Например: социология, математика, статистика, юриспруденция, менеджмент, экономика и другие.

…Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.
Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними… (Деян.16:37-39)

Это пример благодатного соотношения звания служителей Церкви Христовой и гражданства Рима, а также знания и применения законов духовной жизни Царства Божьего и должного правопорядка и благоустройства в государстве.

… Есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. (Рим.13:4)

Не должен ни один Божий слуга просто так, без пользы носить данное ему для несения службы и выполнения возложенных обязанностей оружие. Будь то правоохранение или наука, производство или система образования, Церковь Святая или семья и так далее... Для каждого из человеков есть много слуг Господних, видимого и невидимого мира, начальник которых Сам Господь, не попускающий беззаконию, но благодеющий благочестию и праведности каждой души и всего общества.

Слово Божье является инструментом творчества Бога, Словом создавшего всё и поддерживающего всё в надлежащем состоянии, Словом возрождающего человека, укрепляющего его, ведущего на труд и в жизнь вечную.

Слово Божье является инструментом творчества спасенного человека, видящего посредством Света Слова Божьего, мыслящего истиной Слова Божьего, говорящего Словом Божьим, действующего Словом Божьим, в труде воплощающего повеления Слова Божьего, спасающегося в жизнь вечную Словом Божьим.

Слово Божье является инструментом научно-богословского познания культуры, как мира Божьего, системы упорядоченного удела человеческого, совместного труда Бога Творца и Промыслителя и человека, возрожденного от Слова Божьего и Духа Святого, преображаемого в подобие Христу, созидающего и хранящего, обретающего опыт служения Богу, фиксирующего его и передающего будущим поколениям.

Слово Божье является инструментом культуры, во Свете истины Которого формируется категориальный и терминологический аппарат науки о культуре, осуществляется сама научная работа, получение и оценка результатов.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  < НАЗАД / ОГЛАВЛЕНИЕ СПРАВА  / ВПЕРЁДСУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ

 

© Калашников Ю.В. 2009, 2010, 2011

опубликовано 13.08.2010.  редакция: 2010.10.17; 10.21; 11.12; 11.13; 11.14; 11.15; 11.20; 11.30; 12.02,03,12,17,19,20,23,26,28. 2011.01.02, 04. http://sancti.ru/clt/cultura.htm (архив)

http://sancti.ru/clt/cult-02-met.htm обновление: 2011.01.08,18

правила сайта

 



[1] Преподобный Серафим Саровский. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903, С. 463. URL: www.pagez.ru\ds\prichas.html

[2] Философия: Учебник / Ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 изд. – М.: Юристъ, 2001. – С. 19.

[3] Шлегель Ф. Эстетика философия. Критика. В 2 т.М., 1983. Т.2. – С. 104.

[4] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: "Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении" доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981, Т. 1-5. – С.114. URL: www.pagez.ru (дата обращения 24.10.2010)

[5] Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. I. – С.49. URL: www.pagez.ru (дата обращения 24.10.2010)

[6] Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. Изд. Валаамского монастыря, 1936. – С. 107. URL: www.pagez.ru (дата обращения: 20.11.2010)

[7] Иоанн Кронштадтский Золотые слова О значении веры православной Слово 6 // Электрон. б-ка Саратовской епархии.
URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ioannkr/goldwords/6.html (дата обращения: 04.10.2010).