ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА Титул / Православие в школе / Отчет учащегося по курсу «Введение в Православие» |
ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОСНОВЫ
ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ» НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОТЧЕТ УЧАЩЕГОСЯ ПО КУРСУ Проект Содержание 1.1. Общая характеристика отчета 1.2. Цели отчета 1.3. Задачи отчета 1.4. Место отчета в учебном процессе 1.5. Требования к отчету 3. ФОРМА ОТЧЕТА 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Итак, охотно принявшие слово
его крестились, |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбщая характеристика отчетаОтчет учащегося является частью методического обеспечения а сфере контроля и фиксации результатов освоения рабочей программы курса «Введение в Православие», инвариативной части начального уровня православного компонента общего образования «Основы православной веры и культуры» для взрослых, реализующегося после или в конце обучения в учебном заведении общего образования, в котором отсутствовал православный компонент или ученик не изучал его. Отчет призван отразить, с одной стороны требования программы, а с другой стороны – степень их выполнения учащимся, его соответствия качественно новому уровню должного обретения знаний, умений и навыков, созидаемых во свете и на основании святых канонов, вероучения и жизни Православной Церкви, Её культурного наследия, богословского и духовного опыта. Теории и практики курса, включающего в себя основы учения о Православной Церкви, вере, нравственности и культуре, а также и практику применения полученных знаний в своей духовной практической жизни. Как «Введение…», курс является первым, призванным на начальном уровне духовного общего образования заложить минимальное, но достаточно полное основание, необходимое для дальнейшего укрепления в христианской вере и жизни, для продолжения последовательного действительно духовного образования следующего уровня. По наставлению святого Григория Богослова «О соблюдении доброго порядка» (Слово 32): «Говорить о Боге - великое дело, но гораздо больше - очищать себя для Бога, «потому что в лукавую душу не войдет премудрость» (Прем.1:4)». Что возможно только в Причастии Христу и Его Церкви Телу и Дому Божию, Её вероучению и жизни. Соответственно, отчет должен отразить вхождение учащегося в духовную, в том числе, практическую жизнь Церкви, действительность его воцерковления. Программа курса «Введение в Православие» предполагает последовательное и комплексное предоставление вероучительных знаний, как самого курса, так и включающего его православного компонента общего образования, учитывая основополагающие принципы образования: последовательность, преемственность, системность, а также – специфику зрелого возраста учащихся. Поэтому отчет должен отразить степень усвоения данного курса учащимся, позволяющего говорить о достижении поставленных в курсе целей и задач, а также перейти на следующий уровень образования, где оно усложняется и детализируется, и воспринять его наилучшим образом, неизменно благодатным и освящающим действием Слова Божия и Духа Святого. Логика построения курса опирается на святоотеческую традицию и опыт преподавания Закона Божия в учебных заведениях Поместных Церквей всего исторического Православия. В обучении предлагаются соответствующие возрасту вступающих в зрелую социальную жизнь обучаемых нравственные доминанты, начиная от высшей в Боге, логически вытекающие одна из другой и составляющие единство образовательного процесса. При такой целостности истинно благих целей и путей их достижения во Христе Спасителе и Освятителе, в Причастии Его Святой Православной Церкви решаются образовательные и воспитательные задачи. Что отражается в отчете, который должен включать в себя, как школьную теоретическую часть, так и часть послушничества в приходском или епархиальном служении Православной Церкви. С начала духовной жизни православного человека, для её успешности, он должен быть наставлен в ученичестве у Христа, в послушании Богу Отцу, Его правде и порядку, закону, суду и милости, при этом также в послушании ближнему: дети – родителям, жены – мужьям, мужи – Христу и Церкви Православной, владыкам и отцам, в обществе подчиненные – начальствующим, всегда в страхе Божьем и в Божией любви, как совокупности совершенства. Человек должен начать учиться общению, как с Богом, так и с ближним, совместному продуктивному труду и служению Господу и окружающему обществу, осознавая в этом благой вышний труд Христа Спасителя Учителя Священника и Царя, и Им поставленных в нашей жизни учителей и руководителей. Для этого проводятся уроки благого послушания родителям, учителям, священноначалию в Церкви и начальствующим в обществе, во всем и всегда Богу, так начиная формирование навыков христианских добродетелей. Что является весьма важным Божией благодатью достижением в жизни человека, соответственно отражается в отчете, включающем в себя отзывы и самообследование поведения учащегося в отношениях с членами семьи, прихода Церкви, трудового коллектива, возможно, с начальствующими и сотрудниками, а также руководителей, подчиненных и побратимов в обществе. Курс помогает учащимся понять наполнение Божией благостью и силой освящающейся во Христе души, её христианских добродетелей, понять основные нравственные установления Церкви, уяснить, как должен вести себя христианин, приступить к здоровой нравственной оценке своим поступкам, начать видеть в себе грех и освящаться во Христе Спасителе от греха к Божией праведности. Так ученик начинает видеть благость и любовь Божию и отражать её в добрых делах обратно благому Отцу Небесному и Его детям, своим ближним. При этом исполняется Божией силой, мудростью и любовью, превращается из жалкого или злобного искателя правды, любви и благ, в умиротворяющегося и укрепляющегося во Христе и Боге труженика и доброго воина, способного во всех данных Богом ситуациях позаботиться о себе и ближнем, о должном и необходимом, о временном и вечном в своей душе и семье, Церкви и Отечестве, и до краев земли. В отчете при этом отмечается способность учащегося видеть благодатные изменения в собственной душе и жизни и свидетельствовать об освящающем благом труде в жизни человека и общества Христа Спасителя и Бога Отца Вседержителя, и Его Церкви Программа данного курса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования, а также Фундаментального ядра православного компонента образовательного стандарта, с учетом принципов программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, в преемственности с его программами, в поддержании и развитии единого образовательного стандарта. При этом цели и задачи получения учащимися соответствующих компетенций, как результа образовательного процесса, отражаются в отчете. Описание отчета учащегося по освоению курса «Введение в
Православие» начального уровня образовательного компонента «Основы
православной веры и культуры» (для взрослых) содержит следующие разделы: Опубликовано: 2015.04.24 Цели отчетаКак часть программы курса «Введение в Православие», отчет призван способствовать достижению соответствующих курсу целей, имея собственные – отразить степень понимания и разумного, последовательного, планомерного достижения учащимся поставленных им в освоении курса целей и задач. Преподавательскому составу образовательного учреждения – возможность видеть и использовать в совершенствовании педагогического процесса конечные результаты совместного во Христе труда Бога, преподавателя, учащегося, а также священно- и церковнослужителей Церкви. Священнослужителям Церкви наличие такого, с заранее установленными пунктами отчета поможет с наибольшей пользой спасению душ организовать вхождение учащихся в практическую жизнь прихода и епархии, то есть их воцерковление, дальнейшее укрепление в Православной вере и жизни. Задачи отчетаДля достижения указанных целей программы курса и отчета необходимо решение ряда задач в сфере восприятия Откровения Бога Творца о Нем Самом и Его Творении (познания), общения с Богом и ближним (коммуникации) и духовной жизни (практики). Этот путь проходит по образцу, данному в Святом Писании при нисхождении на Церковь Святого Духа в День Пятидесятницы после Вознесения Христа Спасителя, когда Господь призывающим к покаянию и крещению словом Апостола Петра приложил к Телу Церкви многие души. И «они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). При этом их сердца были исполнены страха Божия, простоты и радости, а Бог являл Его великую силу и ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. В жизни входящего в Церковь человека и в нынешние дни всё происходит так же, что и должно быть отображено в отчете по теоретико-практическому освоению первого учебного курса «Введение в Православие». Отчет об освоении учащимся начального уровня образования является также и основанием его допуска к освоению программ следующего образовательного уровня. Учение Апостолов Курс «Введение в Православие» является начальной частью учения Апостолов, вероучения и пояснения канонического порядка Православной Церкви, поэтому в отчете должен быть отображен уровень его освоения с указанием оценок по основным его разделам: Откровение Божие, Молитва, Начала церковнославянского языка, Закон и благодать, Декалог, Заповеди блаженства, О Животворящем Кресте Господнем и Крестном знамении, История Церкви, Символ Веры, Вера Божия, Богослужение и Таинства Православной Церкви, Первые шаги в Православии. Общение В отчете должен быть отображен уровень воцерковления учащихся, как степень их вхождения в общение с клиром и мирянами Церкви. Их умение строить соответствующие вероучению и святым канонам Церкви отношения с ближним: практиковать послушание старшим в Церкви, семье и обществе, совместно, используя творческий подход, участвовать в организации и выполнении по благословению настоятеля прихода духовного и хозяйственного труда в приходе и за его пределами, проведения или участия в паломничестве, благотворительных, спортивных, военно-патриотических, оздоровительных и иных мероприятиях. Богослужение В отчете должен быть отображен уровень участия учащегося в богослужебной жизни Церкви, как утвержденной Христом и Богом основной сущности и формы Причастия спасаемого в вечную жизнь человека Христу и Богу, Его Телу и Дому Божию. Благоговейное общение с Богом является неизменным условием святого общения человека и с ближним, с земными и небесными святыми, также условием победоносного противостояния падшему миру, что всегда начинается и развивается в процессе участия мирянина в литургической и иной богослужебной деятельности Церкви. Молитва В отчете должен быть отображен уровень молитвенной жизни учащегося, во-первых, в исполнении личного келейного молитвенного утреннего и вечернего правила, в личных и общих молитвах на потребности повседневной жизни. Отмечается знание молитв наизусть и использование их лично и в обществе. Добродетели Страх Божий, вышняя мудрость и любовь, как совокупность совершенства, являются неизменными качествами народа Божия, раскрывающимися в добродетелях человека. Их должно насаждать, развивать и видеть в своей жизни каждому человеку. Они являются результатом благодати Божией, почивающей на душе и жизни человека, признаком его единства со Христом и Его Церковью, как результат успешного освоения курса – отмечаются в отчете. Опубликовано: 2015.04.24. Место отчета в учебном процессеОтчет учащегося по курсу «Введение в Православие» является частью методического обеспечения образовательного процесса, предназначается для фиксации результатов текущего и итогового контроля освоения учащимся данного курса. Форма отчета разрабатывается школой и представляется в виде таблицы, которая имеет стандартные графы и заполняется, как самим учащимся, так и преподавателями и руководителями практики, соответственно указанных требований. Отчет является юридическим документом, используемым для выдачи сертификата или диплома освоения православного компонента начального уровня общего образования, поэтому записи заверяются необходимыми подписями с указанием фамилии и инициалов, сана (при наличии) и должности, а также печатями, соответственно инструкции. В учебном заведении все действия, связанные с отчетом учащегося, осуществляется в соответствии с утвержденным Положением об Отчете учащегося. Перед итоговым экзаменом по курсу, происходит защита отчета перед специально организуемой образовательным заведением комиссией с участием его преподавателей и священства Церкви. Опубликовано: 2015.04.24. Требования к отчетуОтчет учащегося по курсу «Введение в Православие» должен отражать: Отчет является стандартным документом, разработанным и утвержденным образовательным учреждением и Учебным отделом Церкви. При зачислении на курс учащемуся в обязательном порядке выдается Форма отчета в бумажном виде или электронном виде, для дальнейшей распечатки. В бумажном виде Формы учащимся заполняется паспортная часть и подписывается куратором соответственной группы. В процессе освоения курса Форма заполняется учащимся, преподавателями и ответственными за практику в соответствии с требованиями инструкции. После успешного или по иным причинам завершения освоения курса «Основы Православия» начального уровня общего образования, заверенная образовательным учреждением копия Формы отчета остается в архиве учреждения, а заверенный подписями и печатью оригинал выдается выпускнику, как приложение к его диплому или сертификату. Опубликовано: 2015.04.24. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА |
Содержание отчета |
Характеристика отчета |
Раздел. Учение Апостолов |
|
Содержание курса «Введение в Православие», представленное в графах таблицы по разделам.
|
Оценка по каждому разделу по итогам семинарских, лабораторных или иных занятий. Оценка по каждому разделу, полученная: в самостоятельном электронном тестировании, с экзаменационной комиссией, повторно для улучшения результатов. После получения положительной оценки по разделу учащиеся получают допуск к проведению соответствующей практики, в том числе, запланированных учебным планом бесед из раздела отчета «Общение». |
Раздел. Молитва |
|
Знание определённых программой молитв и тропарей наизусть. Утреннее и вечернее молитвенное правило. Молитвы каждодневные по потребностям из молитвослова (по поводу приема пищи, обучения, болезни, исцеления, добрых дел, их плодов и т.д.). Участие в молебнах Церкви. |
Отметка куратора о знании молитв наизусть. Личное свидетельство о регулярном выполнении утреннего и вечернего молитвенного правила, а также каждодневных молитв по потребностям (лучше, удостоверенное членами семьи). Отметка куратора об участии в молебнах Церкви. |
Раздел. Богослужение |
|
Участие в Таинствах Православной Церкви, представленное по графам таблицы. Участие в Литургии. Участие в требах. |
Отметка куратора об участии в Таинствах Церкви, а также о том, в качестве кого было участие. В том числе, на основании Свидетельства о собственном Крещении, Венчании и т.д. Отметка куратора о регулярном (с указанием частоты) участии в Литургии, Таинствах Евхаристии и Исповеди. Отметка куратора об участии в исполнении священником треб (дата, вид). Отметка куратора о постоянном или периодическом послушании в составе церковного притча (если таковое имеется). Отметка куратора об отказе участия в Литургии или в необходимых Таинствах, например, Венчании, вступающих или состоящих в браке. Дополнительно возможно представление видео или фото участия в жизни Церкви из личного архива. Если фото или видеосъемка делается в приходе, то исключительно по благословению настоятеля прихода, а если при этом – с иными участниками, то и по их личному согласию в каждом случае фото или видеосъемки. |
Раздел. Общение |
|
Любовь в семье. Беседа в семье о почтении родителей и благом человеку им послушании. |
Свидетельство учащегося о проведении беседы и собственном соответствующем учению Церкви поведении. Свидетельство (желательно) родителей или их заменяющих лиц о знании духовных основ почтения родителей их детьми и их соответствующем поведении. |
Любовь в супружестве. Послушание жен – мужьям, мужей – Христу и Богу, отцам и владыкам Православной Церкви. |
Свидетельство учащегося о проведении беседы и собственном соответствующем учению Церкви поведении. Или о том же свидетельство (желательно) супруга. |
Мир в семье между братьями и сестрами. |
Свидетельство учащегося о проведении беседы и собственном соответствующем учению Церкви поведении. Свидетельство (желательно) братьев или сестер. |
Любовь в Церкви. Почтение и послушание. Выполнение духовного, хозяйственного или иного труда в приходе. |
Свидетельство настоятеля прихода о знании мирянином-учащимся духовных основ отношений в Церкви, благого человеку послушания и соответствующего поведения. В случае отрицательного свидетельства, указание на конкретные случаи неисполнения или недобросовестного исполнения должного послушания. |
Послушание в сфере профессиональной деятельности. |
Свидетельство учащегося о проведении беседы о духовных основах профессиональной деятельности и о собственном соответствующем учению Церкви поведении. Свидетельство непосредственного или вышестоящего начальника о выполнении учащимся требований трудовой, технологической дисциплины, уважении к начальствующим и сотрудникам. Указание на имеющиеся поощрения и взыскания. |
Послушание в сфере местного и государственного управления, правопорядка в обществе.
|
Личное свидетельство об исполнении гражданского долга в сфере народовластия, избрания депутатов в органы государственного и местного управления, знание избранных депутатов и выполнение совместного (по мере возможности и допустимости) с ними труда. Отметки о проведенных кратких беседах (в соответствии с учебным планом) с народными депутатами (их представителями) местного и государственного управления, представителями органов исполнительной и судебной власти. Отметка о проведенной краткой личной или в составе до трех человек беседе (в соответствии с учебным планом) с представителем правоохранительных органов (участковым инспектором и т.д.). В случае участия в беседе нескольких учащихся соответственно увеличивается количество бесед, в каждой из которых ведущим является следующий учащийся. Беседы не откладываются пока Господь Сам приведет к такой беседе неотложной нуждой! |
Участие по благословению настоятеля прихода в мероприятиях, организованных Церковью или проводимых с Её участием: - миссионерских, |
Отметка куратора или личное свидетельство об участии по благословению настоятеля прихода в мероприятиях, организованных Церковью или проводимых с Её участием. Указывается место, дата, руководители или ответственные лица, степень личного участия. Отметка о членстве в православных организациях или участии в приходских, епархиальных служениях Церкви, если таковое имеется, о проводимой там работе. Дополнительно возможно представление видео или фото участия в мероприятиях из личного архива. Если фото или видеосъемка делается в приходе, то исключительно по благословению настоятеля прихода, а если при этом – с иными участниками, то и по их личному согласию в каждом случае фото или видеосъемки. |
Раздел. Добродетели |
|
Плоды Святого Духа (Гал.4:22,23) Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. |
Отметка о знании наизусть отрывка Святого Писания (Гал.4:22,23). Свидетельство самоисследования на наличие плодов Святого Духа. Свидетельство о том же (желательно) духовного наставника или родителей, близких родственников и т.п. |
Качества любви (1Кор.13:1-13) Жизнь, полнота человека, польза. (1Кор.13:1-3) «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1Кор.13:4-8). Любовь – совокупность совершенства Бога и Его народа, оставившего грехи и обратившегося ко Христу Спасителю (Кол.3:14). Единство веры, надежды и любви, где любовь больше (1Кор.13:13). «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). |
Отметка о знании наизусть отрывка Святого Писания (1Кор.13:4-8). Свидетельство самоисследования на наличие благодатно воспринятой и практикуемой в собственной жизни любви Божией Свидетельство о том же (желательно) духовного наставника или родителей, близких родственников, мужа или жены, взрослых детей и т.п. |
Блаженства Христовы (Мф.5:1-19) Условие – быть смиренным учеником Христа Спасителя, в вечном блаженном единстве с Ним душ, познающих и исполняющих волю Бога Отца Вседержителя. Нищета духа, плач, кротость, жажда правды, милосердие, чистота сердца, миротворчество, страдания за правду, притеснения за Христа. Свет миру добрыми во славу Божию делами. |
Отметка о знании наизусть отрывка Святого Писания (Мф.5:3-12). Свидетельство самоисследования на наличие блаженств Христовых в собственной жизни. Свидетельство о том же (желательно) духовного наставника или родителей, близких родственников и т.п. |
Опубликовано: 2015.04.25 ФОРМА ОТЧЕТАФорма отчета: файл .pdf Опубликовано: 2015.04.29 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕФорма отчета в бумажном виде. Форма отчета в электронном виде, опубликованная на сайте учебного заведения для загрузки. Страница на сайте учебного заведения с методическими материалами, относящимися к отчету учащегося по курсу «Введение в православие» для взрослых. Опубликовано: 2015.04.24 (Проект в работе)
Опубликовано: 2015.04.24. Калашников Ю.В. Отчет учащегося по курсу «Введение в Православие» (для взрослых). Проект. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/pr-intr-slist.htm (дата обновления: 2017.04.хх).
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2015, 2017 |