ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул Православие в основании школы Введение в Православие Богослужения Триоди Постной
Суббота мясопустная, родительская поминальная

  ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

Богослужения Триоди Постной. Урок (Стадия разработки)

В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ

память совершаем всех от века усопших православных христиан, отцов и братий наших

Въ сꙋббѡ́тꙋ мѧсопꙋ́стнꙋю

па́мѧть соверша́емъ всѣ́хъ ѿ вѣ́ка ѹ҆со́пшихъ правосла́вныхъ хрⷭ҇ӏ̈а́нъ, ѻ҆тє́цъ и҆ бра́тӏ̈й на́шихъ.

В пятницу вечера

Въ пѧто́къ ве́чера.

Ѿ вѣ́ка ме́ртвыхъ дне́сь всѣ́хъ по и҆́мени вѣ́рою пожи́вшихъ бл҃гоче́стнѡ, па́мѧть сотворѧ́юще вѣ́рнӏ̈и, сп҃са и҆ гдⷭ҇а воспои́мъ, просѧ́ще прилѣ́жнѡ си̑мъ въ ча́съ сꙋда̀ ѿвѣ́тъ благӏ́й да́ти, томꙋ̀ самомꙋ̀ бг҃ꙋ на́шемꙋ, все́й сꙋдѧ́щемꙋ землѝ, десна́гѡ є҆гѡ̀ предстоѧ́нӏ̈ѧ полꙋчи́ти въ ра́дости, въ ча́сти првⷣныхъ, и҆ во ст҃ы́хъ жре́бӏ̈и свѣ́тлѣмъ, и҆ достѡ́йнымъ бы́ти нбⷭ҇нагѡ црⷭ҇твӏ̈ѧ є҆гѡ̀.

От века мертвых, сегодня, всех верою поживших благочестиво, по имени память творя, верные, Спаса и Господа воспоем, прося прилежно им в час Суда благой ответ дать Тому Самому Богу нашему, Судии всей земли, одесную Его предстояния получить в радости, и во святых части светлой, и достойными быть Небесного Царствия Его.

Твое́ю кро́вӏ̈ю человѣ́ки сп҃се и҆скꙋпи́вый, и҆ сме́ртӏ̈ю твое́ю ѿ сме́рти го́рькӏ̈ѧ и҆зба́вивый на́съ, и҆ жи́знь вѣ́чнꙋю подаѧ́й на́мъ воскрⷭ҇нӏ̈емъ твои́мъ, всѧ̑ ѹ҆поко́й гдⷭ҇и, ѹ҆со́пшыѧ бл҃гоче́стнѡ, и҆лѝ въ пꙋсты́нѧхъ, и҆лѝ во градѣ́хъ, и҆лѝ въ мо́ри, и҆лѝ на землѝ, и҆лѝ на всѧ́комъ мѣ́стѣ: цари́ же, сщ҃е́нники, а҆рхӏ̈ерє́и, мона́хи, и҆ бѣльцы̀ въ во́зрастѣ всѧ́комъ всеро́дномъ, и҆ сподо́би ѧ҆̀ нбⷭ҇нагѡ црⷭ҇твӏ̈ѧ твоегѡ̀.

Твоею кровью людей, Спасе, искупивший, и смертью Твоею от смерти горькой избавивший нас, и жизнь вечную подающий нам Воскресением Твоим, всех упокой, Господи, усопших во благочестии, или в пустынях, или в городах, или на море, или на земле, или на всяком месте: царей, священников, архиереев, монахов и мирян в возрасте всяком и всем роде, и удостой их Небесного Царства Твоего.

И҆з꙽ ме́ртвыхъ воста́нӏ̈емъ твои́мъ хрⷭ҇тѐ, не ктомꙋ̀ сме́рть ѡ҆блада́етъ ѹ҆ме́ршими бл҃гоче́стнѡ. тѣ́мже мо́лимсѧ прилѣ́жнѡ: рабы̑ твоѧ̑ ѹ҆поко́й во дво́рѣхъ твои́хъ, и҆ въ нѣ́дрѣхъ а҆враа́ма, ѿ а҆да́ма да́же до дне́сь, послꙋжи́вшыѧ тебѣ̀ чи́стѡ, ѻ҆тцы̀ и҆ бра́тӏ̈ю на́шꙋ, дрꙋ́ги вкꙋ́пѣ и҆ сро́дники, всѧ́каго человѣ́ка, въ житӏ̈ѝ послꙋжи́вша вѣ́рнѡ, и҆ къ тебѣ̀ преста́вльшасѧ многови́днѡ и҆ многоѡбра́знѡ, бж҃е, и҆ сподо́би ѧ҆̀ нбⷭ҇нагѡ црⷭ҇твӏ̈ѧ твоегѡ̀.

Из  мертвых Воскресением Твоим, Христе, не к тому смерть обладает умершими в благочестии. Потому молимся усердно: рабов Твоих упокой во дворах Твоих и в недрах Авраама рабов Твоих, от Адама даже до дня сего, послуживших Тебе чисто, отцов и братьев наших, вместе друзей и сродников, всякого человека, в жизни послужившего верно, и к Тебе преставившегося всевозможно и многообразно, Боже, и удостой их Небесного Царства Твоего.

Пла́чꙋ и҆ рыда́ю, є҆гда̀ помышлѧ́ю сме́рть, и҆ ви́ждꙋ во гробѣ́хъ лежа́щꙋю по ѡ҆́бразꙋ бж҃ӏ̈ю созда́ннꙋю на́шꙋ красотꙋ̀, без꙽ѡбра́знꙋ, и҆ безсла́внꙋ, не и҆мꙋ́щꙋ ви́да. ѽле чꙋдесѐ! что̀ є҆́же ѡ҆ на́съ сӏ̈ѐ бы́сть та́инство; ка́кѡ преда́хомсѧ тлѣ́нӏ̈ю; ка́кѡ припрѧго́хомсѧ сме́рти; вои́стиннꙋ бж҃ӏ̈имъ повелѣ́нӏ̈емъ, ꙗ҆́коже є҆́сть пи́сано, подаю́щагѡ преста́вльшымсѧ поко́й.

Плачу и рыдаю, когда представлю смерть и вижу в гробницах лежащую, по образу Божию созданную, нашу красоту безобразной, бесславной, не имеющей вида. О чудо! Что это о нас таинство? Как мы были преданы тлению? Как сочетались смерти? Воистину повелением Бога, как написано, подающего преставившимся упокоение.

На утрени

На ѹ҆́трени.

Сла́ва, гла́съ ѕ҃, дамаски́ново: Болѣ́знь а҆да́мꙋ бы́сть дре́ва вкꙋше́нӏ̈емъ дре́вле во є҆де́мѣ, є҆гда̀ ѕмӏ́й ꙗ҆́дъ и҆зблева̀: тѣ́мъ бо вни́де сме́рть всеро́днаѧ, снѣда́ющаѧ человѣ́ка. но прише́дъ влⷣка низложѝ ѕмӏ́ѧ, и҆ ѹ҆покое́нӏ̈е на́мъ дарова̀, къ немꙋ̀ ѹ҆̀бо возопӏ̈и́мъ: пощадѝ сп҃се, и҆ ꙗ҆̀же прӏ̈ѧ́лъ є҆сѝ, со и҆збра́нными твои́ми ѹ҆поко́й.

Слава, глас 6, Дамаскина: Болезнью Адаму было от древа вкушение в древности в Эдеме, когда змий яд излил. Им пришла смерть всему роду, пожирающая человека. Но, придя, Владыка низверг змия и упокоение нам даровал. К Нему же воззовем: «Пощади, Спасе, кого принял, с избранными Твоими упокой.

И҆ ны́нѣ, бг҃оро́диченъ, гла́съ то́йже: Ты̀ є҆сѝ бг҃ъ на́шъ всѧ̀ въ мꙋ́дрости содѣва́ѧй и҆ соверша́ѧй, прⷪ҇ро́ки посла́лъ є҆сѝ хрⷭ҇тѐ, прорещѝ твоѐ прише́ствӏ̈е, и҆ а҆по́столы, проповѣ́дати твоѧ̑ вели̑чӏ̈ѧ. и҆ ѻ҆́вӏ̈и ѹ҆́бѡ прореко́ша прише́ствӏ̈е твоѐ, ѻ҆́вӏ̈и же креще́нӏ̈емъ просвѣти́ша ꙗ҆зы́ки: мꙋ́чєницы же пострада́вше, прӏ̈ѧ́ша ꙗ҆̀же возжела́хꙋ. и҆ мо́литъ тѧ̀ ли́къ ѻ҆бои́хъ, съ ро́ждшею тѧ̀: ѹ҆поко́й бж҃е дꙋ́шы, ꙗ҆̀же прӏ̈ѧ́лъ є҆сѝ, и҆ на́съ сподо́би црⷭ҇твӏ̈ѧ твоегѡ̀, крⷭ҇тъ претерпѣ́вый менѐ ра́ди ѡ҆сꙋжде́ннагѡ, и҆зба́вителю мо́й и҆ бж҃е.

И ныне, Богородичен, глас тот же: Ты есть Бог наш, все мудростью создавший и совершающий! Пророков послал, Христе, предсказать Твое пришествие, и апостолов – провозгласить Твои достоинства. И одни приход Твой предрекли, другие же крещением народы просветили. Мученики же, пострадав, обрели, что возжелали. И умоляет Тебя лик обеих с Родившей Тебя: «Упокой, Боже, души, которые принял, и нас удостой Царства Твоего, Крест Претерпевший меня ради осужденного, Искупителю мой и Боже!

На литургии

На лӏ̈тꙋргӏ́и.

Тропа́рь, гла́съ и҃:

Глꙋбино́ю мꙋ́дрости чл҃вѣколю́бнѡ всѧ̑ стро́ѧй, и҆ поле́зное всѣ̑мъ подава́ѧй, є҆ди́не содѣ́телю, ѹ҆поко́й гдⷭ҇и, дꙋ́шы ра̑бъ твои́хъ: на тѧ́ бо ѹ҆пова́нӏ̈е возложи́ша, творца̀ и҆ зижди́телѧ и҆ бг҃а на́шего.

Тропарь, глас 8

Глубиною мудрости человеколюбиво все устраивающий и полезное всем подающий, Единый Создателю, упокой, Господи, души рабов Твоих, на Тебя ибо упование возложили, Творца и Промыслителя, и Бога нашего.

Сла́ва, конда́къ, гла́съ и҃:

Со ст҃ы́ми ѹ҆поко́й, хрⷭ҇тѐ, дꙋ́шы ра̑бъ твои́хъ, и҆дѣ́же нѣ́сть болѣ́знь, ни печа́ль, ни воздыха́нӏ̈е, но жи́знь безконе́чнаѧ.

И҆ ны́нѣ, бг҃оро́диченъ, гла́съ то́йже: Тебѐ и҆ стѣ́нꙋ, и҆ приста́нище и҆́мамы, и҆ мл҃твенницꙋ бл҃гопрӏ̈ѧ́тнꙋ къ бг҃ꙋ, є҆го́же родила̀ є҆сѝ бцⷣе безневѣ́стнаѧ, вѣ́рныхъ сп҃се́нӏ̈е.

Слава, кондак, глас тот же:

Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, где нет болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

И ныне, Богородичен, глас тот же: Тебя, и Стену, и Прибежище имеем, и Молитвенницу, благоугодную Богу, Которого родила Ты, Богородице, брака не познавшая, верных спасение.

Прокӏ́менъ а҆пⷭ҇ла, гла́съ ѕ҃: Дꙋ́шы и҆́хъ во бл҃ги́хъ водворѧ́тсѧ. Стӏ́хъ: Къ тебѣ̀ гдⷭ҇и, воздвиго́хъ дꙋ́шꙋ мою̀.

Прокимен, глас 6: Души их во благих водворятся. Стих: К Тебе, Господи, возношу душу мою.

Вопросы по текстам

1Фес.4:13–17

О чем и зачем учит Апостол Павел? 4:13
Что из того, что Христос умер и воскрес? 4:14
Когда мертвые во Христе воскреснут? 4:16
Смогут ли опередить в движении ко Христу ныне живые ранее почивших? 4:15,17
Что будет с воскресшими и живыми во Христе по сошествию Христа с неба? 4:17; Деян.1:9-11; Мф.25:31-46
Чего нам страшиться? 4:16; Мф.25:31-46; Откр.20:15; 21:27
Чем нам утешать друг друга при вспоминании почивших? 4:18; Лук.20:38

Ин.5:24–30

Чего прообразом является исцеление расслабленного в купальне «Дом Милосердия»? 5:2-4; 1Фесс.4:14; Еф.2:1-9
Как Господь в Его Промысле и Спасении человека поступает с буйными и иными злодеями? Мф.21:41
О чем предупреждает Христос человека, исцеляя от немощи, даруя ему крепость и силу? 5:14
Кому и зачем Отец отдал суд мира? 5:22,23
Куда перешел слушающий и исполняющий Слово Божие Христово и верующий в Пославшего Его Отца? 5:24
Придут ли на Последний суд верные Христу, как подсудимые? 5:24
Куда перешли святые во Христе? 5:24; Ин.1:11-13; Еф.2:1-9
В качестве кого же они будут на Последнем суде? 1Кор.6:2; Пс.149:5-9; Мф.19:28
Какую имеет власть Сын Божий Христос Спаситель? 5:27
Какое наступает время? 5:25-29
Чью волю исполняет Христос Сын Божий и человеческий? 5:30; 6:38

Задание урока

Сотворив Молитву при начатии учения, прочитать зачала Апостола и Евангелия литургии сегодняшнего дня.
Прочитать поучения:
Иоанн Златоуст «Толкование на святого Апостола Евангелиста Матфея». Беседа 79.
Феофилакт Блаженный, Архиепископ Болгарский «Толкование на Евангелие от Иоанна» Гл.5.
Филарет, Митрополит Московский Пространный Катехизис. Часть 1. Об одиннадцатом члене Символа веры. О двенадцатом члене Символа веры.

Письменно в Дневнике чтения Святого Писания и Предания кратко ответить на вопросы по текстам Писания. В качестве электронной рабочей тетради для ответов допустимо использовать данную страницу, сохранив её в личных документах или только скопировав вопросы. Святое Писание см…

Прочитать предлагаемые тексты праздничного богослужения, их толковый перевод. Научиться правильно читать тексты на церковнославянском языке и объяснять смысл. Учебное пособие по церковнославянской азбуке см…

Письменно в Дневнике по предлагаемым текстам праздничного богослужения составить вопросы и написать к ним краткие ответы кратко, по возможности с использованием Святого Писания, определив их библейское основание с комментариями святых отцов.

Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе.

Выучить наизусть:
- текст Писания: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин.5:28,29).

Повторить наизусть:
- Молитву Господню (Отче наш…) на церковнославянском (Мф.6:9-13);
- Заповеди Господни (Декалог) (Исход 20:1-17).

Трем или более человекам, в молитве испрошенным у Господа, рассказать наизусть заданные тексты, хорошо взаимно, с объяснением и обсуждением.

Выполнить электронные тесты (готовятся).

Обсудить ответы на все тексты в воскресной приходской школе, при необходимости откорректировать.

Написать небольшое эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания и текстов на одну из тем этого дня.

Сдать свою работу на проверку преподавателю, обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных.

Дополнительно

Прочитать службу празднику по Триоди Постной на церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе. Научиться пересказывать смысл текстов.
- Найти в Священном Писании духовные основания богослужебных текстов.
- Определить значимость отдельных молитвословий и всей службы для личного духовного роста и спасения.

Описание урока

Урок Курса начал православной веры и жизни разработан в соответствии с богослужебными текстами Триоди Постной (недель предуготовительных и Великого поста).

В уроке открываются элементарные основы понимания состояния человека после отшествия его из века нынешнего, условия спасения от вечной смерти и мук в жизнь блаженную вечную века будущего. На основании избранных текстов богослужения Постной Триоди данного дня и мест Святого Писания, читаемых на богослужении, а также являющихся основанием рассматриваемых молитвословий. Формируется благоговейное и благое человеку отношение к памяти о всех от века усопших православных христианах, отцах и братиях наших. Предполагается активное исследовательское участие учащихся в освоении материала урока.

 

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Опубликовано: 2018.02.09
Редакция:

Калашников Ю.В. Богослужения Триоди Постной. Суббота мясопустная, родительская поминальная. Урок. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/tri/udicium-su.htm (дата обновления: 2018.02.09).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2018