ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

православное богословие, культура, образование и право

Школа / Журнал / Путь спасения / праздники / Празднование Казанской иконе Божией Матери


ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ

Праздники. Урок

Празднование Казанской иконе Божией Матери
(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)
(22 октября / 04 ноября)

День народного единства



Казанская икона Божией Матери
История 1612 года

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву Святейшего Патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани" (празднование 8 июля) говорил: "Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи грудь свою, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая ноги Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет". Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/914382.html.

По какому поводу установлено празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Казанской?
Кто призвал народ на защиту родины, и кто откликнулся?
Кого спасает Бог по молитвам Матери Божией?
Почему постигли народ эти лютые испытания?
Что предпринял народ, и каков был ответ Божий?
Когда был установлен праздник?
Как доныне народ относится к Казанской иконе Пресвятой Богородицы?
К чему привело единение народа в безбожии, грехах и беззакониях?
А к чему ведет его единение в смирении Христу Спасителю, Марии Деве Богородице и Святому Православию?
Кто во все века, от Андрея Первозванного Руси Киевской и доныне, дарует нашему народу единой Святой Руси и всякому народу полноту мира и единство, открывает блага сего и будущего века жизни вечной и славы Божией? Ин.14:23-27
Какое основание единения ведёт народ к истинному единству, процветанию и крепости, независимости и безопасности? Мф.7:21-29; Ин.17:15-23
На каком основании установлен и чем истинно наполнен День народного единства в России?



Вечерня. Псалом 1. Блажен муж

Ве́черъ, Блаже́нъ мꙋ́жъ:

1.1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
1.2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
1.3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
1.4 Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
1.5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.
1.6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Каков муж приводится пред взоры Церкви на вечерней праздника?
Чем мужество и честь отличается от нечестия?
Как именуется Богом автор богодухновенного псалма, Давид? 1Цар.13:14; Деян.13:22.
Как нам стать мужами по сердцу Бога Отца Вседержителя?
Какие Богом устанавливаются условия для истинного мужества и блаженства? Нав 1:8,9; 2Тим 3:16.
С чем сравнивается муж по образу Божию? Иер.17:5-8.
Каковы его особенности? 3Ин.1:2-4.
С чем сравниваются нечестивые? Быт 3:17-19; Ис 29:5
Чем отличаются пути праведных от нечестивых? Мф.7:23; 25:31-46; Рим.2:6-11
Какова будущность благочестивых и конец злодеев? Ин.5:29; Дан.12:2,3
Каковым быть мне, и какую будущность я выбираю?



Стӏ̈хи́ра

Прӏ̈иди́те возра́дꙋемсѧ держа́внѣй застꙋ́пницѣ ро́да на́шегѡ, цри́҃цѣ бцⷣѣ: прӏ̈иди́те къ ти́хомꙋ є҆ѧ̀ и҆ чꙋ́дномꙋ, почита́емомꙋ а҆́гг҃лы, чтⷭ҇но́мꙋ поклони́мсѧ ѡ҆́бразꙋ: д́рꙋетъ бо бц҃а вѣ̂рнымъ ѻ҆би́льныѧ да́ры цѣлє́бныѧ, ѿ неистщи́магѡ и҆сто́чника ст҃ыѧ ӏ҆кѡ́ны, неѡскꙋ́днꙋю бл҃года́ть источа́ющи: тьмы̀ и҆збавлѧ́етъ на́съ и҆скꙋше́нӏ̈й и҆ бѣ́дъ, и всѧ́кагѡ грѣха̀, бл҃гоче́стнѡ и҆ бго҃прӏ̈ѧ́тнѡ прославлѧ́ющихъ, и҆ чтꙋ́щихъ свѣ́тлꙋю и҆ чꙋ́днꙋю бг҃омт҃ре ст҃ꙋ́ю ӏ҆кѡ́нꙋ. тѣ́мъ воспѣва́юще воззове́мъ первоѡбра́знѣй: ра́дꙋйсѧ любе́знаѧ мӏ́рꙋ по́моще, во сп҃с́енӏ̈е дꙋ́шъ на́шихъ.

Стихира

Придите, возрадуемся Державной Заступнице рода нашего, Царице Богородице. Придите, тихому Её и чудному, почитаемому ангелами, честному образу поклонимся. Дарует ибо Богородица верным обильные дары целебные от неистощимого источника святой иконы, неоскудевающую благодать источая. От тьмы избавляет нас искушений и бед, и всякого греха, благочестиво и благоприятно прославляющих и чтущих светлую и чудную Богоматери святую икону. Так воспевая, воззовем к Первообразной: «Радуйся Любезная миру, всему творению Помощь, во спасение душ наших».


Куда днесь приглашается народ?
Каков образ Божией Матери?
Кому и что дарует Богородица?
Что мыслим о торжестве сегодняшнего торжества единства народа Руси Божией во свете исцелений от образа Богородицы?
Для Святой Руси только ли благодать Божья чтущим Богородицу и Её икону?
Сколько благодати источается от образа Пречистой Девы?
Какой должно быть Руси, чтобы благодать Божья достигла краёв земли?
Кого и от чего избавляет нас вышняя благодать?
Как взываем к первообразу святой иконы – Богородице?



Тропáрь

Застꙋ́пнице ѹ҆се́рднаѧ, мт҃и гдⷭ҇а вы́шнѧгѡ! за всѣ́хъ мо́лиши сн҃а твоего̀ хрⷭ҇та̀ бг҃а на́шего, и҆ всѣ̂мъ твори́ши спасти́сѧ, въ держа́вный тво́й покро́въ прибѣга́ющымъ. всѣ́хъ на́съ застꙋпѝ, ѽ гпⷭ҇ожѐ цр҃и́це и҆ влⷣчце! и҆̀же въ напа́стехъ и҆ ско́рбехъ, и҆ въ болѣ́знехъ ѡ҆бремене́нныхъ грѣхи̂ мно́гими, предстоѧ́щихъ и҆ молѧ́щихсѧ тебѣ̀ ѹ҆миле́нною дꙋше́ю, и҆ сокрꙋше́ннымъ се́рдцемъ, предъ пречⷭ҇тымъ твои́мъ ѻ҆́бразомъ со слеза́ми, и҆ невозвра́тнѡ наде́ждꙋ и҆мꙋ́щихъ на тѧ̀, и҆збавле́нӏ̈ѧ всѣ́хъ ѕѡ́лъ. всѣ̂мъ полє́знаѧ да́рꙋй, и҆ всѧ̂ спасѝ, бцⷣе дв҃о: ты́ бо є҆сѝ бжⷭ҇твенный покро́въ рабѡ́мъ твои̂мъ.

Тропарь (толковый перевод)

Заступнице усердная, Ма́ти Господа Вышнего, за всех молишь Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем творишь спасение, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастях, и скорбях, и в болезнях, обременённых грехами многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и верную надежду имеющих на Тебя о избавлении от всех зол. Всем полезное даруй и всех спаси, Богоро́дице Де́во: Ты бо есть Божественный покров рабам Твоим.


Кто для нас Богородица?
Что и как для нас делает?
Каковым нам должно быть, чтобы обрести даруемое Богом по молитвам Богородицы Девы?
В каких обстоятельствах мы творим молитвы Заступнице?
Перед чем стоим мы, молящиеся и взывающие к Богородице?
Какое при этом должно быть внутреннее наше состояние?
Какая у нас надежда?
Кем является при этом Заступница для смиренных ей душ? Пс 90; Мф.23:37


Конда́къ

Притеце́мъ, людӏ̈е, къ ти́хомꙋ семꙋ́ и҆ до́бромꙋ приста́нищꙋ, ско́рой помо́щницѣ, гото́вомꙋ и҆ те́пломꙋ спасе́нию, покро́вꙋ дв҃ы: ѹ҆ско́римъ на моли́твꙋ, и҆ потщи́мсѧ на покаѧ́ние: и҆сточа́етъ бо намъ неѡскꙋ́дныѧ ми́лости пречⷭ҇таѧ бцⷣа, предварѧ́етъ на по́мощь, и҆ и҆збавлѧетъ ѿ вели́ких бѣ́дъ и҆ ѕѡ́лъ, благонра̂вныѧ и҆ бг҃обоѧ́щыѧсѧ рабы̂ своѧ̂.

Кондак Божией Матери (толковый перевод)

Придём, люди, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и тёплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние, источает ибо нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зла благонравных и богобоязненных рабов Своих.


Куда идём, люди?
Какова наша помощница Мария Дева Богородица?
Что и почему народ призывается ускорить и чего постараться?
Куда спешит Богородица?
Что не оскудевает у Богородицы для нас?
Кого избавляет Богородица от зла и бед?



Свѣти́ленъ

Да почти́тсѧ всепѣ́таѧ мт҃и бж҃ӏ̈ѧ, жи́знь сꙋ́щꙋю ро́ждши хрⷭ҇та̀ бг҃а на́шего, ра́йскихъ двере́й ѿверзе́нӏ̈е, и҆ всегѡ̀ мӏ́ра ѡ҆чище́ние, к животꙋ̀ возведе́нӏ̈е: се́й є҆́сть прⷪ҇рокѡмъ глаго́лавый, томꙋ̀ полони́мсѧ, бг҃ꙋ и҆ сп҃сꙋ дꙋ́шшъ на́шихъ.

Светилен

Да почтится Всепетая Мати Божия, родившая Жизнь сущую – Христа Бога нашего, райских дверей открытие и всего мира очищение, к жизни возведение. Сей есть пророками говоривший. Ему поклонимся Богу и Спасителю душ наших.


Кого родила Всепетая Мария Дева, старательно о нас молящаяся?
Как относимся к родившей Христа Спасителя Бога?
Почему Мария Дева зовется Богородицей? Лк.1:28-38; Мф 1:18-23
Почему Христос называется Тем, Кто отворяет двери Рая? Ин.14:6; Мф.25:34
Почему Христос называется Тем, Кто очищает мир? 1Ин.1:7-2:2
Почему Христос называется Тем, Кто возводит к жизни? Ин.3:16
Как Христос говорил пророками? 1Пет.1:11; 2Пет.1:21
Как поклоняемся Христу, как Кому? Ин.1:1; 10:30; 14:9


Молитва

Ст҃а́ѧ твоѧ̀ и҆ соѡбра́знаѧ ӏ҆кѡ́на, бцⷣе дв҃о, бл҃года́тӏ̈ю твое́ю пребога́тый сꙋ́щӏ̈й и҆сто́чникъ, кипѧ́щӏ̈й все́й подсо́лнечнѣй, и҆ свѣтѧ́щӏ̈й всемꙋ̀ мӏ́рꙋ свѣтолꙋ́чными ст҃а́гѡ дх҃а сӏ̈ѧ́ньми, и҆ и҆сцѣле́нӏ̈й свѣтлостьмѝ. ты́ бо бг҃а сло́ва пло́тӏ̈ю несказа́ннѡ родила̀ є҆сѝ, ѿ а҆рха́гг҃ла гаврӏ̈и́ла сицева̑ѧ слы́шавши: ра́дꙋйсѧ ѡ҆бра́дованнаѧ, гдⷭ҇ь съ тобо́ю, и҆ дх҃ъ ст҃ы́й ѡ҆сѣни́тъ тѧ̀ къ зача́тӏ̈ю. та́кожде рекла̀ є҆сѝ къ первопи́санной твое́й ӏ҆кѡ́нѣ, на тꙋ̀ зрѧ́щи: съ то́ю моѧ̀ бл҃года́ть, и҆ сло́во твоѐ со вла́стӏ̈ю ӏ҆кѡ́нѣ бы́сть. и҆ ѻ҆́бразъ и҆ гла́съ, и҆ си́ла и҆ дѣ́ло, и҆ всѧ́къ ѹ҆́мъ превосходѧ́щаѧ бжⷭ҇твеннаѧ бл҃года́ть, спребыва́ющи вѣ́чнѡ, зна́мєнӏ̈ѧ и҆ чꙋдеса̀ непреста́ннѡ содѣва́етъ, и҆ дꙋшеполе́зное и҆сцѣле́нӏ̈е всѣ̑мъ вѣ́рнѡ приходѧ́щымъ подае́тъ, твои́ми бг҃ома́терними непреста́нными къ бг҃ꙋ моли́твами.

Святая Твоя и сообразная Тебе икона, Богородице Дево, благодатью Твоею пребогатый сущий источник, наполняющий всю подсолнечную и светящий всему миру светозарными Святого Духа сияниями и исцелений светом. Ты ибо Бога Слова плотью несказанно родила, от Архангела Гавриила услышавшая: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою, и Дух Святой осенит Тебя к зачатию». Также говорила к первой написанной Твоей иконе, её созерцая: «С тобою Моя благодать», и слово Твое со властью иконе. И образ, и глас, и сила, и дело, и всякий ум превосходящая Божественная благодать, совместно и вечно пребывая, знамения и чудеса непрестанно производит и душеполезное исцеление всем верно приходящим подает, Твоими Божией Матери непрестанными к Богу молитвами.


Каковы свойства иконы Богородицы Девы?
Чем и как через Богородицу приходящая благодать наполняет мир?
Кого родила Мария Дева? Ин.1:1,14
Кто возвестил Марии весть о рождении Ею Спасителя? Лк.1:26
Что сказала Мария о первой написанной с Её лица апостолом Лукой иконе?
Чем сопровождаются и что являют чудеса, подаваемые по молитвам перед этой иконой Богоматери?
Как должно приходить к иконе и Пречистой Марии Деве Богородице? Исх.3:2-6; Евр.12:28,29
Откуда приходят исцеления, подаваемые через эту икону? Втор.32:39; Иов.5:18; Ин.3:14-17
Каковы примеры исцелений, подаваемых народу Христом и Богом? Исх.15:25,26; Чис.21:7-9; Деян.19:9-21
Чьими и кому молитвами приходят нам и всем народам вышние милости и щедроты, здравие, мир и жизнь вечная?


На утрени

Луки, 4 зач., I, 39–49, 56.

Как и почему так Елизавета назвала Марию Деву Богородицу? 42, 45
Как Мария Богородица относилась к Богу и с какими результатами?
Каков Бог в очах Марии?

На литургии

Филиппийцам, 240 зач., II, 5–11

Какие в нас должны быть чувства (эмоции) по отношению к ближнему в семье, Церкви и Отечестве, до краёв земли?
Какие чувства должны быть к Марии Деве Богородице? Мф.1:18-25; Ин.19:26,27
Каков Христос и каким сделался?
Почему Бог превознес Своего Сына Христа Спасителя?
Какими нам должно быть по отношению к Богу, в помыслах, чувствах и поступках, чтобы и нам быть Им хранимыми и превозносимыми?

Луки, 54 зач., X, 38–42; XI, 27– 28

О чем заботилась Мария и о чем – Марфа, приняв Христа под покров своего дома?
Почему Христос укорил Марфу в суете?
Почему многое, сверх потребного, угощение или что-либо иное является бесполезной, а часто разрушительной или даже погибельной суетой?

Что из всего потребного человеку является самым важным и незаменимым, в чем Господь похвалил Марию? 10:42; Мф.6:33
Что особенное было у Марфы и Марии, что Христос часто избирал покров именно их дома?

Как примирились Мария и Магдалина?
Как примиряться нам в семьях, коллективах, в Церкви и Отечестве?
Почему послушание Христу Богу и Им поставленным лицам лучше самовольного труда или иной даже искренней жертвы на пути обретения покрова любви Божьей? 1Цар.15:22,23; Исх.19:5; Еккл.4:17; Прит.21:3; Пс.50:18,19

Имена Мария и Марфа обозначают – Госпожа, но как человеку быть истинным хозяином, способным принимать ближнего под покров своего дома и жизни? 1Петр.5:1-6; 3:1-9; 2:17; Еф.6:1-4; Рим.6:13,19; Ин.15:5

Как Мария Дева обрела высшую во все времена честь – быть Матерью Божией и Покровом человекам? Лук.1:38,48-53

Что кроме мудрости, силы и власти в своем уделе дарует Бог внимательно слушающим и соблюдающим Слово Божье? 11:27,28


Велича́нӏ̈е...

Велича́емъ тѧ̀, прест҃а́ѧ дв҃о, и҆ чти́мъ ѻ҆́бразъ тво́й ст҃ы́й ѿ негѡ̀ же и҆стека́етъ бл҃года́тнаѧ по́мощь всѣ́мъ съ вѣ́рою притека́ющимъ къ немꙋ̀.

Величание (толковый перевод)

Величаем Тебя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святой, от него же истекает благодатная помощь всем с верою притекающим к нему.


Как относимся к Марии Деве Богородице?
Что при этом обретаем?
Какие условия обретения благ от величаемого образа Пресвятой Девы? Евр.11:6; Иов.42:7-12



Задание урока

Выполнить пункты задания в указанной последовательности.

Сотворить молитву из утреннего правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения.
Молитвослов см… ЦС азбука см…

Прочитать предлагаемые к уроку тексты Святого Писания, комментарии на них святых отцов, историю празднования Казанской иконе Божией Матери, в память избавления Москвы и России от агрессоров в 1612 г., историю Дня народного единства в России.

Прочитать предлагаемые тексты праздничного богослужения, их толковый перевод, научиться правильно читать на церковнославянском языке и объяснять их смысл. ЦС азбука см…

Ответить письменно кратко в дневнике чтения Писания на предлагаемые ко всем текстам вопросы, с использованием Писания по указанным ссылкам. См…

В качестве рабочей тетради для ответов допустимо использовать всю данную страницу или её тексты.

Повторить уроки по праздникам: Покров Богородицы и Воздвижение Животворящего Креста (в части почитания икон).

Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе.

Обсудить ответы на все тексты в воскресной приходской школе, при необходимости откорректировать.

Выучить наизусть тропарь праздника и текст Священного Писания: «Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его. А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис.57:19-21).

Написать эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания и Предания Православной Церкви, во-первых, текстов празднования Казанской иконе Божией Матери, на тему единства со Христом Богом и Его Церковью Православной, как основания единства и мира с ближним в семье и отечестве, и между народами. Отметить то, что важно в сути и праздновании Дня народного единства в России.

Сдать свою работу на проверку преподавателю или обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных.

Дополнительно

Прочитать службу празднику по Минее на церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе. Научиться пересказывать смысл.
- Найти в Священном Писании духовные основания богослужебных текстов и истории празднования Казанской иконе Божией Матери .
- Найти в Житии святых примеры действия Покрова Пречистой Богородицы Марии, в соответствии со Святым Писанием и Преданием Церкви определить и объяснить этот путь обретения человеком благодати Божьей.
- Определить значимость отдельных молитвословий и всей службы для личного духовного роста и спасения.

Описание урока

Урок разработан на основании богослужебных текстов Минеи месячной (22 октября / 4 ноября), в том числе читаемых текстов Священного Писания.

В уроке открываются элементарные основы понимания духовно-нравственного и богословского содержания празднования Казанской иконе Божией Матери. Явления при этом силы благодати Божией. О чем народ Божий радуется, в блаженстве удаляясь погибельных грехов и подвигаясь к познанию и исполнению благой и совершенной, ведущей в жизнь вечную воли Божьей. К молитвам Христу Богу, Пречистой Деве Марии и всем святым. К таким путем укреплению в верности Христу и Святому Православию, обретению исцелений духа, души и тела, в такой крепости и действием благодати к обретению побед над восстающими на Истину противниками. К спасению во Христе от вечной смерти и мук в вечную жизнь и славу Божью, в полноту приготовленных Богом благ сего и будущего века. В том числе благ народного единства, День которого празднуется в России 4 ноября.

На основании избранных текстов богослужения из Минеи этого дня, в том числе мест Святого Писания, читаемых на богослужении и иных являющихся основанием рассматриваемых молитвословий, формируется благоговейное и благое человеку отношение к Пречистой Деве Марии и рождённому Нею Христу Спасителю Сыну Божию, распятому на Кресте, умершему, но и воскресшему в третий день по Писанию, явившему торжество нетления над тлением, жизни над смертью. В процессе выполнения заданий учащиеся побуждаются к покаянным молитвам Христу и Богу, молитвам прошений перед Казанской иконой Божией Матери для обретения даруемой свыше силы, здравия и праведности жизни вечной, обретения побед над врагами Церкви и Отечества. Обретения личного единства со Христом и Богом, и Его Церковью, терпеливого и смиренного благодатной силой Божьей освящения и совершенствования в мудрости и любви на пути умиротворяющего и примиряющего служения Христу и Богу, Церкви и миру.

В освоении материала урока предполагается активное исследовательское участие самих учащихся, что рождает и укрепляет стремление человека ко Христу и Богу, к полноценной приходской жизни Церкви Православной, в неизменной надежде на подаваемую при этом смиренным во Христе со Креста Христова благодать Божию.

Божьей помощи в трудах.



Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2017.11.05
Редакция: 2019.11.05. 2022.11.04. 2023.11.04

Калашников Ю.В. Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России в 1612 г.). День народного единства. Урок. Проект. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/min/1104-kzwn.htm, (дата обновления: 2023.11.04).



ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2017 - 2023