ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул Православие в основании общеобразовательной школы Введение в Православие Великие праздники
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

Великие праздники. Урок

Святое Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 

Ст҃о́е бг҃оѧвле́нӏ̈е
гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шегѡ ӏ҆и҃са хрⷭ҇та̀

Мѣ́сѧца ӏ҆аннꙋа́рӏ̈а въ ѕ҃-й де́нь.

 

На вели́цѣй вече́рни.

Самогла́сны, Їѡа́нна мона́ха:

Просвѣти́телѧ на́шего, просвѣща́ющаго всѧ́каго человѣ́ка, ви́дѣвъ прⷣте́ча крⷭ҇ти́тисѧ прише́дша, ра́дꙋетсѧ дꙋше́ю и҆ трепе́щетъ. рꙋко́ю показꙋ́етъ є҆го̀, и҆ глаго́летъ лю́демъ: се́й и҆збавлѧ́ѧй ӏ҆и҃лѧ, свобожда́ѧй на́съ ѿ и҆стлѣ́нӏ̈ѧ. ѽ безгрѣ́шный хрⷭ҇тѐ, бж҃е на́шъ, сла́ва тебѣ̀!

И҆зба́вителю на́шемꙋ, ѿ раба̀ креща́емꙋ, и҆ дх҃а прише́ствӏ̈емъ свидѣ́тельствꙋемꙋ, ѹ҆жасо́шасѧ зрѧ́ще а҆́гг҃льскаѧ вѡ́инства. гла́съ же съ нб҃сѐ принесе́сѧ ѿ ѻ҆ц҃а̀: се́й, є҆го́же прⷣте́ча рꙋко́ю креща́етъ, сн҃ъ мо́й є҆́сть возлю́бленный, ѡ҆ не́мже бл҃говоли́хъ, хрⷭ҇тѐ бж҃е на́шъ, сла́ва тебѣ̀.

Самогласные преподобного Иоанна Дамаскина

Просветителя нашего, просвещающего всякого человека, Предтеча, увидев пришедшим креститься, радуется душою и трепещет. Рукою указывает Его и возглашает людям: «Сей Избавляющий Израиля, Освобождающий нас от тления!». О, безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе!

Избавителю нашему, от раба крещаемому и Духа пришествием свидетельствуемому, ужасаются, созерцая, Ангелов воинства. Глас же с небес принёсся от Отца: «Сей, Которого Предтеча рукою крещает, – Сын Мой Возлюбленный, в Нем Моё благоволение». Христе Боже наш, слава Тебе!

Ї҆ѻрда̑нскӏ̈ѧ стрꙋи̑ тебѐ и҆сто́чника прӏ̈ѧ́ша, и҆ ѹ҆тѣ́шитель въ ви́дѣ голꙋби́нѣ схожда́ше. приклонѧ́етъ ве́рхъ приклони́вый нб҃са̀. зове́тъ и҆ вопӏ̈е́тъ бре́нӏ̈е зижди́телю: что́ ми повелѣва́еши, ꙗ҆̀же вы́ше менє̀; а҆́зъ тре́бꙋю твоегѡ̀ кр҃ще́нӏ̈ѧ. ѽ безгрѣ́шный хрⷭ҇тѐ, бж҃е на́шъ, сла́ва тебѣ̀!

Спастѝ хотѧ̀ заблꙋ́ждшаго человѣ́ка, не не сподо́билсѧ є҆сѝ въ ра́бӏ̈й зра́къ ѡ҆блещи́сѧ: подоба́ше бо тебѣ̀, влⷣцѣ и҆ бг҃ꙋ, воспрӏ̈ѧ́ти на́ша за ны̀, тебѣ́ бо кре́щшꙋсѧ пло́тӏ̈ю, и҆зба́вителю, ѡ҆ставле́нӏ̈ѧ сподо́билъ є҆сѝ на́съ. тѣ́мже вопӏ̈е́мъ тѝ: хрⷭ҇тѐ, бж҃е на́шъ, сла́ва тебѣ̀.

Иорданские струи Тебя Источник приняли, и Утешитель в виде голубя сошел. Склоняет голову Приклонивший небеса, восклицает и взывает брение к Создателю: «Что мне повелеваешь, то что выше моих сил? Я нуждаюсь в Твоем крещении!». О, безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе!

Спасти желая заблудшего человека, не погнушался в образ раба Ты облечься, – подобало ибо Тебе, Владыке и Богу, принять нашу природу за нас. Ты ибо, крестившись плотью, Избавителю, прощения удостоил нас. Потому взываем к Тебе: «Христе Боже наш, слава Тебе!»

Сла́ва, и҆ ны́нѣ: Вѷзантӏ́ево:

Приклони́лъ є҆сѝ главꙋ̀ прⷣте́чи, сокрꙋши́лъ є҆сѝ главы̑ ѕмӏ̈є́въ: прише́дъ въ стрꙋи̑, просвѣти́лъ є҆сѝ всѧ́чєскаѧ, є҆́же сла́вити тѧ̀, сп҃се, просвѣти́телѧ дꙋ́шъ на́шихъ.

Слава, и ныне… Византийца

Преклонил Свою голову Предтече – сокрушил главы змиев, вошел в струи – просветил всех, чтобы славить Тебя, Спасе, Просветителя душ наших.

  

Паримии праздника на вечерней

Бытӏ̈ѧ̀ чте́нӏ̈е. [Глава̀ а҃]. Быт 1:1–13

И҆схо́да чте́нӏ̈е. [Глава̀ д҃ӏ]. Исх 14:15–18, 21–23, 27–29

И҆схо́да чте́нӏ̈е. [Главы̑ є҃ӏ и҆ ѕ҃ӏ]. Исх 15:22–27; 16:1

 

 

 

 

Тропа́рь:

҆ви́лсѧ є҆сѝ въ мӏ́рѣ, и҆́же мӏ́ръ сотвори́вый, да просвѣти́ши во тмѣ̀ сѣдѧ́щыѧ, чл҃вѣколю́бче, сла́ва тебѣ̀.

Тропарь:

Явился в мире мир Сотворивший, да просветишь во тьме сидящих. Человеколюбче, слава Тебе!

 

По ѻ҆бы́чаю чтє́нӏ̈ѧ сӏ̈ѧ̑.

Їисꙋ́са наѵи́на чте́нӏ̈е. [Глава̀ г҃]. Ис Нав 3:7–8, 15–17

Ца́рствъ четве́ртыхъ чте́нӏ̈е. [Глава̀ в҃]  4 Цар 2:6–14

Ца́рствъ четве́ртыхъ чте́нӏ̈е. [Глава̀ є҃]  4 Цар 5:9–14

 

Тропа́рь се́й:

Грѣ́шникѡмъ и҆ мытарє́мъ, за мно́жество ми́лости твоеѧ̀, ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, сп҃се на́шъ.

Гдѣ́ бо и҆мѣ́лъ бы свѣ́тъ тво́й возсӏ̈ѧ́ти, то́кмѡ на сѣдѧ́щыѧ во тмѣ̀; сла́ва тебѣ̀.

Тропарь сей

Грешникам и мытарям по множеству милости Твоей явился, Спасе наш.

Где ибо мог бы свет Твой воссиять, как только на сидящих во тьме? Слава Тебе!

 

Прⷪ҇ро́чества и҆са́ӏ̈ина чте́нӏ̈е. [Глава̀ а҃] Ис 1:16–20

Бытӏ̈ѧ̀ чте́нӏ̈е. [Глава̀ л҃в] Быт 32:1–10

И҆схо́да чте́нӏ̈е. [Глава̀ в҃] Исх 2:5–10

Сꙋде́й чте́нӏ̈е. [Глава̀ ѕ҃] Суд 6:36–40

Ца́рствъ тре́тӏ̈ихъ чте́нӏ̈е. [Глава̀ и҃ӏ] 3 Цар 18:30–39

Ца́рствъ четве́ртыхъ чте́нӏ̈е. [Глава̀ в҃] 4 Цар 2:19–22

Прⷪ҇ро́чества и҆са́ӏ̈ина чте́нӏ̈е. [Глава̀ м҃ѳ] Ис 49:8–15

 

Та́же прокӏ́менъ: Гдⷭ҇ь просвѣще́нӏ̈е моѐ, и҆ сп҃си́тель мо́й, когѡ̀ ѹ҆бою́сѧ;
Стӏ́хъ: Гдⷭ҇ь защи́титель живота̀ моегѡ̀, ѿ когѡ̀ ѹ҆страшꙋ́сѧ;

Также прокимен: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь?
Стих: Господь Защитник жизни моей, кого устрашусь?

А҆пⷭ҇лъ къ корӏ́нѳѧнѡмъ, зача́ло рм҃г. 1 Кор., 143 зач., 9:19-27

 

А҆ллилꙋ́ӏ̈а:

Ѿры́гнꙋ се́рдце моѐ сло́во бл҃го, глаго́лю а҆́зъ дѣла̀ моѧ̑ царе́ви.
Кра́сенъ добро́тою, па́че сынѡ́въ человѣ́ческихъ.

Аллилуйя

Источило сердце мое слово благое, глаголю я дела мои Царю. Прекрасен совершенством более сынов человеческих.

 

Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е ѿ лꙋки́, зача́ло ѳ҃. Зач. 9 Лк 3:1–18

 

Вмѣ́стѡ Досто́йно: пое́мъ:

Ѡ҆ тебѣ̀ ра́дꙋетсѧ бл҃года́тнаѧ всѧ́каѧ тва́рь, а҆́гг҃льскӏ̈й собо́ръ, и҆ чл҃вѣ́ческӏ̈й ро́дъ, ѡ҆сщ҃е́нный хра́ме, и҆ раю̀ слове́сный: дв҃ственнаѧ похвало̀, и҆з̾ неѧ́же бг҃ъ воплоти́сѧ, и҆ млⷣнецъ бы́сть, пре́жде вѣ̑къ сы́й бг҃ъ на́шъ: ложесна́ бо твоѧ̑ прⷭ҇то́лъ сотворѝ, и҆ чре́во твоѐ простра́ннѣе нб҃съ содѣ́ла. ѡ҆ тебѣ̀ ра́дꙋетсѧ, бл҃года́тнаѧ, всѧ́каѧ тва́рь, сла́ва тебѣ̀.

Вместо Достойно: поем:

О Тебе радуется, Благодатная всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род. Ты освященный храме и раю словесный, девственная похвало, от Которой же Бог воплотился и Младенцем стал, прежде веков Сущий Бог наш. Ложесна ибо Твои престолом сотворил и чрево Твое пространнее Небес сделал. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

 

Святое Богоявление
Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

(6/19 января)

 

На великой вечерне

(Накануне вечером, потому что с 6 вечера начинаются богослужебные сутки)

Самогласные

Кого увидел Иоанн Предтеча пришедшим крещаться? Лук.1:76-79
Что говорит нам о Христе Иисусе? Лук.1:68; Деян.2:27
Каков пришедший к Предтече крещаться? Ин.1:29
Как святые ангелы и люди реагируют на это?

 

Избавителю…

Как именуется Предтеча, а Иисус Христос? Ин.4:42
Каковы чувства созерцающих Крещение ангелов? Откр.20:11
Как явил Себя Сын Божий? Матф.17:5
Как явил Себя Дух Святой? Лук.3:22
Как явил Себя отец Небесный? Матф.17:5; Лук.3:22

Как мы видим в этом Богоявлении Святую Троицу?
Что заставляет нас славословить Христа Спасителя?

Иорданские…

Как именуется крестящийся Иисус и почему так? Быт.1:6-10; Иов.26:8
Как сходит склоняющий Главу под крещающие руки Иоанна? Пс.17:10; 143:5
Что в страхе говорит Иоанн Христу Иисусу? Мф.3:14
Что отвечает ему Христос? Мф.3:15

 

Спасти желая…

Зачем принял Крещение Иисус Христос? Ис.53:11; Ин.1:29
Зачем Христос принял природу человека? Евр.2:14-18

 

Византийца

Что сделал для нас Христос, приклонив главу? Быт.3:15; Откр.12:9; 20:2,10,15
А и войдя в струи вод? Ин.1:4-9; 12:46
Почему Христос Просветитель? Ин.8:12; Пс.17:29; 18:9; 33:6; 118:130; Ин.1:9
 

Быт 1:1–13

Что вначале сотворил Бог? 1:1
Какова была земля? 1:2
Как Бог сотворил свет и день? 1:3-5
Как Бог сотворил небо? 1:6-8
Как Бог сотворил сушу и море? 1:9,10
Что Господь сотворил в третий день? 1:11-13

Исх 14:15–18, 21–23, 27–29

Каковыми святым должно быть в исполнении воли Божией? 14:14-16
Зачем Бог ожесточил сердце нечестивого фараона? 14:17,18
Чем похоже и чем отличается движение и его результат у народа Божия от таковых у нечестивых? 14:15-29

Исх 15:22–27; 16:1

Как народ реагировал на отсутствие хорошей воды? 15:22-24
Что даровал Бог смиренно взывающему к Нему человеку? 15:25
Что на пути к свободе даровал Бог, кроме сладкой воды? 15:25
Зачем Бог дал народу уставы и закон? 15:26
Чем Бог еще наградил смиренный в Его порядке народ? 15:26

Тропарь:

Зачем явился в мир его Сотворивший? Лук.1:78,79

Нав 3:7–8, 15–17

Насколько организовано народ двигался в землю обетованную? 3:1-17
Каков поэтому был путь народа и его результат? 3:9-17
Кто был руководителем движения через реку посуху? 3:9-11

4 Цар 2:6–14

Как пророк Илья перешел Иордан? 2:6-8
Что просил Елисей, ученик Ильи, у пророка? 2:9
Как был взят на небо пророк Илья? 2:11,12
Как по слову пророка Елисей возвратился обратно за реку? 2:9

4 Цар 5:9–14

Что просил высокий военачальник Нееман у Елисея? 2:1-9
Почему разгневался Нееман? 2:10-13
Как исцелился Нееман в водах Иордана? 2:7,8,10
Каков результат не пышного религиозного обряда, а простого послушания Слову Божию, звучащему в устах пророка Господня? 2:14; 1Цар.15:22; Мф.17:5; 1Пет.1:22; 3:1-5; 5:1-6; Еф.4:11-16; 6:1-3; Рим.13:1-8
Так что нам крайне необходимо для полноты благодати благоговейного крещеского купания в прорубях?

Тропарь сей

К кому и зачем явился Христос? Лук.5:30-32; 15:1-10; Мф.9:11,12

Ис 1:16–20

Что необходимо начать делать на пути с покаянием к Богу? 1:16-18; Ин.6:29
Каков результат неотъемлемого единства веры и добрых угодных Богу дел? 1:18,19; Ин.14:15-17,23; 1Ин.1:8,9
Что предстоит тем, кто упорствует в противлении Богу? 1:20,30,31; 8:21,22; Мф.3:10-12; Откр.20:15

Быт 32:1–10

Кто встречал возвращающегося домой Иакова? 1:1,2
Как обращался Иаков в послании к своему брату? 1:5
Почему Иаков, перешедший за Иордан с одним посохом, возвращался домой весьма богатым? 1:9-12; Мф.25:21

Исх 2:5–10

Как обреченный злом на смерть младенец спасся? 1:22-2:9
Почему Моисей наречен был таким именем? 2:10

Суд 6:36–40

Почему Бог поставил Гедеона начальником народа? 6:1-35
Как Гедеон испытывал Божию волю перед её исполнением? 6:35-40
Кто источает или высушивает в природе воду? 6:35-40; Быт.1:9–13; Иак.5:17,18
Кому и зачем Бог является в Его силе и власти над всем Его творением? 6:12-16; Ин.3:16; 1:11-13; Мф.28:18-20

3 Цар 18:30–39

Как и зачем Бог явил Себя в жертвоприношении пророка Ильи? 18:21-24, 36-39
Кем и как была поглощена вода жертвенника? 18:38,39

4 Цар 2:19–22

Как вода в Иерихоне стала здоровою? 2:19-22
Словом Елисея или Бога, сотворено было чудо с водой? 2:21,22

Ис 49:8–15

Кто делает смиренных Богу светом для язычников? 49:5,6; Мф.5:16
Кто милостиво ведет народ в Завет, на свободу, дарует пищу и питие? 49:7-13; Лук.22:20; 1Кор.11:25
Может ли забыть женщина свое дитя? А Бог Отец Вседержитель? 49:14,15; 2Тим.2:13

Также прокимен:

Почему народ Божий имеет смелость говорить и поступать по правде и закону Божию, творя Его суд и милость? Пс. 26:1; Ин.8:51; 1Ин.4:4; Рим.6:13

1 Кор 9:19–27

Каков мотив проповеди Евангелия Царства у Апостола Павла? 9:16-18

Кому, как и зачем подчиняет себя Апостол, служа Христу и Богу? 9:19-23; Деян.26:17,18,29

Аллилуйя

Что источают уста и сердца святых? Пс. 44:2,3

 

Лк 3:1–18

К чему призывал Иоанн предтеча? 3:1-6
Что при этом повелевал? 3:7,8
Чем объяснял необходимость в покаянии смириться Богу? 3:8,9
Чему учил Иоанн народ, желавший быть ближе к Богу, Его жизни и благам? 3:14
На что важное Господь в Евангелии от Луки особо направляет внимание слушателей? 3:12-14
Как Иоанн объяснил народу суть и цель своего служения? 3:15,16
Что говорил о Христе Спасителе и Боге? 3:16-18
Какова разница нынешнего и будущего для смиренных во Христе Богу душ и нечестивых? 3:17; Мф.25:31-46

Вместо Достойно

О ком радуется всё творение?
С чем при этом сравнивается Пречистая Богородица?

 

На ѡ҆свѧще́нӏ̈и воды̀.

Тропарѝ сӏ̈ѧ̑.

Гла́съ гдⷭ҇ень на вода́хъ вопӏ̈е́тъ, глаго́лѧ: прӏ̈иди́те, прӏ̈ими́те всѝ дх҃а премꙋ́дрости, дх҃а ра́зꙋма, дх҃а стра́ха бж҃ӏ̈ѧ, ꙗ҆́вльшагѡсѧ хрⷭ҇та̀.

Дне́сь во́дъ ѡ҆свѧща́етсѧ є҆стество̀, и҆ раздѣлѧ́етсѧ ӏ҆ѻрда́нъ, и҆ свои́хъ во́дъ возвраща́етъ стрꙋи̑, влⷣкꙋ зрѧ̀ креща́ема.

҆́кѡ чл҃вѣ́къ на рѣкꙋ̀ прише́лъ є҆сѝ, хрⷭ҇тѐ цр҃ю̀, и҆ ра́бское креще́нӏ̈е прӏ̈ѧ́ти тщи́шисѧ, бл҃же, ѿ предтє́чевꙋ рꙋкꙋ̀ грѣ̑хъ ра́ди на́шихъ, чл҃вѣколю́бче.

Тропари на водоосвящении

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: придите, примите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа.

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку созерцая крещаемого.

Яко Человек, на реку пришел, Христе Царю, и рабское Крещение принять тщишься, Блаже, от Предтечи руки по причине грехов наших, Человеколюбче.

 

 

Прⷪ҇ро́чества и҆са́ӏ̈ина чте́нӏ̈е. [Глава̀ л҃є] Ис 35:1–10

Прⷪ҇ро́чества и҆са́ӏ̈ина чте́нӏ̈е. [Глава̀ н҃є] Ис 55:1–13

Прⷪ҇ро́чества и҆са́ӏ̈ина чте́нӏ̈е. [Глава̀ в҃ӏ] Ис 12:3–6

 

 

Прокӏ́менъ: Гдⷭ҇ь просвѣще́нӏ̈е моѐ, и҆ сп҃си́тель мо́й, когѡ̀ ѹ҆бою́сѧ;
Стӏ́хъ: Гдⷭ҇ь защи́титель живота̀ моегѡ̀ ѿ когѡ̀ ѹ҆страшꙋ́сѧ;

Прокимен. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь?
Стих: Господь Защитник жизни моей, кого устрашусь?

 

А҆пⷭ҇лъ къ корӏ́нѳѧнѡмъ, зача́ло рм҃г. Зачало 143 от полу. 1 Кор 10:1–4

 

А҆ллилꙋ́ӏ̈а:

Гла́съ гдⷭ҇ень на вода́хъ: бг҃ъ сла́вы возгремѣ̀, гдⷭ҇ь на вода́хъ мно́гихъ.

Аллилуйя.

Глас Господень на водах, Бог славы возгремел, Господь на водах многих.

 

Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е ѿ ма́рка, зача́ло в҃. Зачало 2. Мк 1:9–11

 

Начина́етъ сщ҃е́нникъ велегла́снѡ моли́твꙋ сӏ̈ю̀:

Ве́лӏ̈й є҆сѝ, гдⷭ҇и, и҆ чꙋ̑дна дѣла̀ твоѧ̑, и҆ ни є҆ди́но же сло́во дово́льно бꙋ́детъ къ пѣ́нӏ̈ю чꙋде́съ твои́хъ.

Ты́ бо хотѣ́нӏ̈емъ ѿ не сꙋ́щихъ во є҆́же бы́ти приведы́й всѧ́чєскаѧ, и҆ твое́ю держа́вою содержи́ши тва́рь, и҆ твои́мъ про́мысломъ стро́иши мӏ́ръ. ты̀ ѿ четы́рехъ стӏ̈хӏ́й тва́рь сочини́вый, четы́рьми времены̀ крꙋ́гъ лѣ́та вѣнча́лъ є҆сѝ. тебє̀ трепе́щꙋтъ ѹ҆́мныѧ всѧ̑ си̑лы: тебѐ пое́тъ со́лнце: тебѐ сла́витъ лꙋна̀: тебѣ̀ присꙋ́тствꙋютъ ѕвѣ́зды: тебѐ слꙋ́шаетъ свѣ́тъ: тебє̀ трепе́щꙋтъ бє́здны: тебѣ̀ рабо́таютъ и҆сто́чницы.

ты̀ просте́рлъ є҆сѝ не́бо, ꙗ҆́кѡ ко́жꙋ: ты̀ ѹ҆тверди́лъ є҆сѝ зе́млю на вода́хъ: ты̀ ѡ҆гради́лъ є҆сѝ мо́ре песко́мъ: ты̀ ко ѿдыха́нӏ̈ємъ воздꙋ́хъ пролӏ̈ѧ́лъ є҆сѝ. а҆́гг҃льскӏ̈ѧ си̑лы тебѣ̀ слꙋ́жатъ: а҆рха́гг҃льстӏ̈и ли́цы тебѣ̀ кла́нѧютсѧ: многоѻчи́тӏ̈и херꙋвӏ́ми, и҆ шестокрила́тӏ̈и серафӏ́ми, ѻ҆́крестъ стоѧ́ще, и҆ ѡ҆блета́юще, стра́хомъ непристꙋ́пныѧ сла́вы твоеѧ̀ покрыва́ютсѧ.

ты́ бо бг҃ъ сы́й неѡпи́санный, безнача́льный же и҆ неизглаго́ланный, прише́лъ є҆сѝ на зе́млю, зра́къ раба̀ прӏ̈и́мъ, въ подо́бӏ̈и чл҃вѣ́честѣмъ бы́въ: не бо̀ терпѣ́лъ є҆сѝ, влⷣко, млⷭ҇рдӏ̈ѧ ра́ди ми́лости твоеѧ̀, зрѣ́ти ѿ дӏ̈а́вола мꙋ́чима ро́да человѣ́ча: но прише́лъ є҆сѝ, и҆ спа́слъ є҆сѝ на́съ. и҆сповѣ́дꙋемъ бл҃года́ть, проповѣ́дꙋемъ млⷭ҇ть, не таи́мъ бл҃годѣѧ́нӏ̈ѧ: є҆стества̀ на́шегѡ ро́ды свободи́лъ є҆сѝ, двⷭ҇твеннꙋю ѡ҆свѧти́лъ є҆сѝ ѹ҆тро́бꙋ рождество́мъ твои́мъ. всѧ̀ тва́рь воспѣва́етъ тѧ̀ ꙗ҆́вльшагосѧ: ты́ бо бг҃ъ на́шъ на землѝ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, и҆ съ человѣ́ки пожи́лъ є҆сѝ: ты̀ ӏ҆ѻрда̑нскӏ̈ѧ стрꙋи̑ ѡ҆свѧти́лъ є҆сѝ, съ нб҃сѐ низпосла́вый ст҃а́го твоего̀ дх҃а, и҆ главы̑ та́мѡ гнѣздѧ́щихсѧ сокрꙋши́лъ є҆сѝ ѕмӏ̈є́въ.

И҆ сӏ̈ѐ ѹ҆́бѡ сщ҃е́нникъ глаго́лѧ три́жды, и҆ во́дꙋ рꙋко́ю благословлѧ́етъ на кӏ́йждо стӏ́хъ:

Ты̀ ѹ҆́бѡ, чл҃вѣколю́бче цр҃ю̀, прӏ̈идѝ и҆ ны́нѣ наи́тӏ̈емъ ст҃а́гѡ твоегѡ̀ дх҃а, и҆ ѡ҆свѧтѝ во́дꙋ сӏ̈ю̀. Сӏ̈ѐ глаго́ли три́жды.

Начинает священник велегласно молитву сию:

Велик, Господи, и чудны дела Твои, и ни едино же слово достаточно не будет для воспевания чудес Твоих.

Ты ибо волей от не сущих в бытие привел всё, и Твоею властью содержишь тварь, и Твоим Промыслом приводишь в порядок мир. Ты, от четырех стихий тварь составивший, четырьмя времени кругами лета венчал. Пред Тобой трепещут умные все силы, Тебе поет солнце, Тебя славит луна, Тебе сопутствуют звезды, Тебя слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе подчинены источники.

Ты распростер небо, яко кожу, Ты утвердил землю на водах, Ты оградил море песком, Ты ко дышащим воздух пролил. Ангельские силы Тебе служат, Архангельские хоры Тебе кланяются, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, окрест стоя и летая, страхом неприступной славы Твоей покрываются.

Ты ибо, Бог Сущий неописуемый, безначальный же и неизглаголанный пришел на землю, вид раба приняв, подобным человеку став. Не потерпел ибо, Владыко, по причине милосердия и милости Твоей, вдеть дьяволом мучимый род человеческий, но пришел и спас нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния, что естества нашего роды освободил, девственную освятил утробу рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тебя, явившегося. Ты ибо Бог наш на земле явился и с человеками общался. Ты Иорданские струи освятил, с Небес ниспославший Святого Твоего Духа, и главы змиев, там гнездящихся, сокрушил.

И сие глаголя, священник трижды воду рукою благословляет на каждый стих:

Ты ибо, Человеколюбче Царю, приди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию. (3)

И҆ да́ждь є҆́й бл҃года́ть и҆збавле́нӏ̈ѧ, бл҃гослове́нӏ̈е ӏ҆ѻрда́ново: сотворѝ ю҆̀ нетлѣ́нӏ̈ѧ и҆сто́чникъ, ѡ҆свѧще́нӏ̈ѧ да́ръ, грѣхѡ́въ разрѣше́нӏ̈е, недꙋ́гѡвъ и҆сцѣле́нӏ̈е, де́мѡнѡвъ всегꙋби́тельство, сопроти̑внымъ си́ламъ непристꙋ́пнꙋю, а҆́гг҃льскӏ̈ѧ крѣ́пости и҆спо́лненнꙋю: да всѝ почерпа́ющӏ̈и и҆ причаща́ющӏ̈исѧ и҆мѣ́ютъ ю҆̀ ко ѡ҆чище́нӏ̈ю дꙋ́шъ и҆ тѣле́съ, ко и҆сцѣле́нӏ̈ю страсте́й, ко ѡ҆свѧще́нӏ̈ю домѡ́въ, и҆ ко всѧ́кой по́льзѣ и҆зрѧ́днꙋ. ты́ бо є҆сѝ бг҃ъ на́шъ, и҆́же водо́ю и҆ дх҃омъ ѡ҆бнови́вый ѡ҆бетша́вшее грѣхо́мъ є҆стество̀ на́ше. ты̀ є҆сѝ бг҃ъ на́шъ, водо́ю потопи́вый при нѡ́и грѣ́хъ. ты̀ є҆сѝ бг҃ъ на́шъ, и҆́же мо́ремъ свободи́вый ѿ рабо́ты фараѡ́ни мѡѷсе́омъ ро́дъ є҆вре́йскӏ̈й. ты́ бо є҆сѝ бг҃ъ на́шъ, разрази́вый ка́мень въ пꙋсты́ни, и҆ потеко́ша во́ды, и҆ пото́цы наводни́шасѧ, и҆ жа́ждꙋщыѧ лю́ди твоѧ̑ насы́тивый. ты̀ є҆сѝ бг҃ъ на́шъ, и҆́же водо́ю и҆ ѻ҆гне́мъ премѣни́вый и҆лӏ̈е́ю ӏ҆и҃лѧ ѿ пре́лести ваа́ловы.

Са́мъ и҆ ны́нѣ, влⷣко, ѡ҆свѧтѝ во́дꙋ сӏ̈ю̀ дх҃омъ твои́мъ ст҃ы́мъ.

И дай ей благодать избавления, благословение Иордана, сотвори её нетления источником, освящения даром, грехов прощением, недугов исцелением, демонов всех погибелью, противников силам неприступную, Ангельской крепости исполненную. Да все, почерпая и причащаясь, имеют её ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе особенной. Ты ибо Бог наш, водой и Духом обновивший обветшавшее грехом естество наше. Ты ибо Бог наш, водой потопивший при Ное грех. Ты Бог наш, морем освободивший от рабства фараону через Моисея род еврейский. Ты ибо Бог наш, разразивший камень в пустыне, и источивший воды, и потоки наводнивший, и жаждущих людей Твоих насытивший. Ты есть Бог наш, Который водой и огнем Ильи служением обратил Израиля от обольщения Ваалова.

Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. (3)

Да́ждь же всѣ̑мъ, прикаса́ющымсѧ є҆́й, и҆ причаща́ющымсѧ, и҆ ма́жꙋщымсѧ є҆́ю, ѡ҆сщ҃е́нӏ̈е, здра́вӏ̈е, ѡ҆чище́нӏ̈е и҆ бл҃гослове́нӏ̈е.

Спасѝ, гдⷭ҇и, и҆ поми́лꙋй вели́каго господи́на и҆ ѻ҆тца̀ на́шего (и҆́мⷬ҇къ), свѧтѣ́йшаго патрӏ̈а́рха моско́вскаго и҆ всеѧ̀ рꙋсѝ, и҆ преѡсвѧще́ннѣйшаго є҆пӏ́скопа (и҆́мⷬ҇къ, є҆гѡ́же є҆́сть ѻ҆́бласть). и҆ сохранѝ и҆̀хъ под̾ кро́вомъ твои́мъ въ ми́рѣ, покорѝ и҆̀мъ всѧ́каго врага̀ и҆ сꙋпоста́та, да́рꙋй и҆̀мъ всѧ̑, ꙗ҆̀же ко спасе́нӏ̈ю прошє́нӏ̈ѧ, и҆ жи́знь вѣ́чнꙋю: да и҆ стӏ̈хӏ́ами, и҆ человѣ̑ки, и҆ а҆́гг҃лы, и҆ ви́димыми, и҆ неви́димыми сла́витсѧ твоѐ прест҃о́е и҆́мѧ, со ѻ҆ц҃е́мъ и҆ ст҃ы́мъ дх҃омъ, ны́нѣ и҆ при́снѡ, и҆ во вѣ́ки вѣкѡ́въ, а҆ми́нь.

Ми́ръ всѣ́мъ.

Дай же всем, прикасающимся к ней, и причащающимся, и помазывающимся ею освящение, здравие, очищение и благословение.

Спаси, Господи, и помилуй Великого Господина и Отца нашего Кирила Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и (блаженнейшего) преосвященнейшего митрополита или епископа (имя и область). И сохрани их под кровом Твоим в мире, покори им всякого врага и супостата, даруй им всё, ко спасению прошения, и жизнь вечную. Да и стихиями, и народами, и Ангелами, и видимыми, и невидимыми славится Твое Пресвятое Имя, со Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Мир всем.

 

 

На освящении воды

Тропари

Где вопием глас Господень?
К чему призывает глас Господень?

 

Что днесь освящается?
Что происходит с Иорданом и почему?

 

Кто, как и зачем пришел на реку?
По какой причине принимает Крещение Христос?

 

Ис 35:1–10

Почему возвеселится и расцветет пустыня и страна? 35:1,2
Откуда приходит здравие и крепость человека и народа? 35:3-6; Нав.1:8,9; Фес.4:11-16; 1Кор.1:25
Как приходит на землю проклятие и как – освящение и благодать? 35:7-10; 1:16-20; Быт.3:17-19 и Исх.3:2-6

Ис 55:1–13

Как приглашается Богом человек к живоносным водам Слова Божия и Духа Свята? 55:1
К кому должно приклонить ухо, чтобы исполниться жизни? 55:2,3
Кто начальник свидетелей о Боге? 55:4,5; Ин.17:26; 18:37; 3:31-36
Как человеку искать и призывать Господа? 55:6,7; 1:16-20; Ин.14:15-17,23; 1Ин.1:7-9
Что нужно оставить, чтобы обратиться на путь к Богу, Его благам сего и будущего века жизни вечной? 55:7
Чем отличаются мысли Бога от мыслей человека? 55:8,9; Быт.6:5; Тит.3:1-7
Что дарует всему творению его Творец исходящим свыше Словом и Духом Божиим? 55:10,11; Еф.2:1-18
Бывает ли тщетным Слово Божие для Бога и святых? 55:11
Бывает ли тщетным Слово Божие для нечестивых? 55:11; 1:13,20,31; Мф.15:9; 2Кор.5:18-6:1; 1Кор.15:1-4
Как радуется Бог и всё Его творение, когда человек становится на путь Христов, ведущий в вечную жизнь и славу Божию? 55:12,13; Лук.15:1-24,32

Ис 12:3–6

Кто наш Спаситель? 12:1-6; Ин.1:1-14,18
Что обретают славящие Христа и Бога, уповающие на Святого и Освящающего? 12:1-6; Лук.22:27; Ин.1:11-13; 14:15-17,23
Когда таинственно освященная Церковью Божией вода несет благо жизни её употребляющим? 12:1-6; Исх.15:25,26
Когда таинственно освященная Церковью Божией вода не несёт блага её употребляющим, но напоминает о смерти? 12:1; Исх.15:25,26; 4Цар.2:21-24; Откр.20:15
Как таинственно освященная Церковью Божией вода и Слово напоминает о смерти всем небрежно прикасающимся к святыни? 12:1; Быт.2:15-17; Лев.10:1-3; 2Цар.6:7; Деян.5:1-11; 1Кор.11:25-32; Евр.12:28,29
Что является прообразом освящающего воду Креста Животворящего в руках священника? Исх.15:25,26
Как в день Богоявления Христос Спаситель освящает воды и смиренные Богу души? Мф.3:13-17; Быт.2:7; Ин.14:15-17

Прокимен

Почему бесстрашен народ Божий? Пс. 26:1

1 Кор 10:1–4

О чем важном напоминает нам Апостол? 10:1-4
Под каким облаком ходят святые? 10:1; Втор.1:33; Исх.13:21; 14:19,20; Мф.17:5; Мар.9:7; Лук.9:35
Как и через какое море проходят святые? Исх.14:21-31; Пс.76:17-21; Лук.4:29,30; Деян.12:7-11; 16:22-40; Деян.23:9-24
Чего прообразом является крещение в море и облаке народа, ведомого Богом посредством Моисея? 10:2; Мф.3:13-17; 28:18-20; Деян.2:37-43
Какой духовной пищей питаются выходящие на свободу от греха и беззакония, от противления Христу и Богу? 10:3; Втор.8:3-6; Исх.16:4,15,35; Мф.4:4; 1Пет.2:1-3; Еф.4:11-16
Каким духовным питием питаются выходящие на свободу от греха и беззакония, от противления Христу и Богу? 10:4; 11:24-26; Исх.15:25,26; 17:6 и 19:24-20:18; Ин.3:5; 4:14; 14:15-17,23; 17:15-17; Еф.5:26; 1Пет.1:22-2:3; 3:21,22; Евр.9:14; Откр:22:1-5
О чем еще предупреждает Апостол, относительно только внешнего единства со Христом и путем Его спасения, только показного причастия святой воде, Слову и Духу? 10:5-13; Иуд.1:19-25

Аллилуйя. Глас Господень…

Где глас Господень? Пс. 28:3

Мк 1:9–11

Что сделал Христос на Иордане? 1:9
Как Христос явил на Своей воспринятой от Марии Девы плоти, обретение силы и жизни Крещения Господня? 1:9-11
Что нераздельно связано в восприятии благодати воды, освященной в таинстве Крещения или в специальном чине? 1:9-11; 9:7; Мф.17:5; Лук.9:35; 1Пет.5:1-6; Еф.4:11-16; Ин.14:15-17,23

 

Молитва

Есть ли слова у человека, чтобы воспеть чудеса Божии?

Каков Господь и каково здравое отношение к Нему мира?

Каков Господь и каково отношение к Нему ангельского мира?

В каком виде и зачем пришел на землю Господь?

Сие глаголя…

О чем просит священник Господа?

Что обретают от освященной воды её прикасаясь?

Каков есть наш Бог в Его трудах?

Как Владыка освящает воду?

О чем еще звучит в молитве просьба, во укрепление народа в святости, мудрости и силе?

Какова цель служения Христа и Церкви, открываемая в благословении священника: «мир всем»? 2Кор.5:18-21; 1Фесс.5:13; Рим.12:18; Лук.10:5

На ѹ҆́трени.

Тропа́рь пра́здника ҃:

Во ӏ҆ѻрда́нѣ кр҃ща́ющꙋсѧ тебѣ̀, гдⷭ҇и, трⷪ҇ческое ꙗ҆ви́сѧ поклоне́нӏ̈е: роди́телевъ бо гла́съ свидѣ́тельствоваше тебѣ̀, возлю́бленнаго тѧ̀ сн҃а и҆менꙋ́ѧ, и҆ дх҃ъ въ ви́дѣ голꙋби́нѣ, и҆звѣ́ствоваше словесѐ ѹ҆твержде́нӏ̈е. ꙗ҆вле́йсѧ хрⷭ҇тѐ бж҃е и҆ мӏ́ръ просвѣще́й, сла́ва тебѣ̀.

Тропарь праздника трижды:

Во Иoрдане крещающемуся Тебе, Господи, Троице явилось поклонение: Родителя ибо глас свидетельствовал о Тебе, возлюбленного Тебя Сына именуя, и Дух в виде голубином известил словес утверждение. Явился Христе Боже и мир просветил, слава Тебе.

Ꙗ҆́вльшꙋсѧ тебѣ̀ во ӏ҆ѻрда́нѣ, сп҃се, и҆ кре́щшꙋсѧ тебѣ̀ ѿ предте́чи, хрⷭ҇тѐ, возлю́бленный сн҃ъ свидѣ́тельствованъ бы́лъ є҆сѝ: тѣ́мже и҆ собезнача́ленъ ѻ҆ц҃ꙋ̀ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, дх҃ъ же ст҃ы́й на тѧ̀ схожда́ше, и҆́мже и҆ просвѣти́вшесѧ вопӏ̈е́мъ: сла́ва бг҃ꙋ, сꙋ́щемꙋ въ трⷪ҇цѣ.

Явившемуся Тебе во Иордане, Спасе, и крещающемуся Тебе от Предтечи, Христе, как возлюбленный Сын, был освидетельствован, тем же и Собезначальным Отцу явился. Дух же Святой на Тебя сходил, Им же и мы просветившиеся, вопием: слава Богу, Сущему в Троице.

Сла́ва, и҆ ны́нѣ.

Стрꙋи̑ ѡ҆свѧти́лъ є҆сѝ ӏ҆ѻрда̑нскӏ̈ѧ, держа́вꙋ сокрꙋши́лъ є҆сѝ грѣхо́внꙋю, хрⷭ҇тѐ бж҃е на́шъ: преклони́лъ є҆сѝ себѣ̀ дла́ни предте́чевѣ, и҆ спа́слъ є҆сѝ ѿ ле́сти человѣ́ческӏ̈й ро́дъ. тѣ́мже тѧ̀ мо́лимъ: спасѝ дꙋ́шы на̑ша.

Слава, и ныне:

Струи освятил Иорданские, власть сокрушил греха, Христе Боже наш, приклонил ладоням Себя Предтечи и спас от обольщения человеческий род. Потому же Тебя молим: спаси души наши.

Ӏ҆ѻрда́нскими стрꙋѧ́ми ѡ҆бло́жсѧ, и҆́же свѣ́томъ пресла́внѡ ѡ҆дѣва́ѧйсѧ, въ ни́хже а҆да́мово є҆стество̀ ѡ҆бнови́лъ є҆сѝ, сокрꙋ́шшеесѧ ѕлы́мъ преслꙋша́нӏ̈емъ, сло́ве бж҃ӏ̈й. тѣ́мже тѧ̀ восхвалѧ́емъ, и҆ ст҃о́е твоѐ всѝ славосло́вимъ ꙗ҆вле́нӏ̈е.

Иорданскими струями обложился, светом преславно одеваеющийся, в них же Адамово естество обновил, сокрушившееся злым непослушанием, Слове Божий. Потому же Тебя восхваляем и святое Твое все славословим явление.

Сла́ва, и҆ ны́нѣ.

Ӏ҆ѻрда́не рѣко̀, что̀ ѹ҆диви́лсѧ є҆сѝ, зрѧ̀ неви́димаго на́га; ви́дѣхъ и҆ вострепета́хъ, речѐ, и҆ ка́кѡ бо сегѡ̀ не хотѣ́хъ ѹ҆страши́тисѧ и҆ зайтѝ; а҆́гг҃ли є҆го̀ ѹ҆страши́шасѧ зрѧ́ще, ѹ҆жасе́сѧ нб҃о, и҆ землѧ̀ вострепета̀, и҆ смѧте́сѧ мо́ре, и҆ всѧ̑ ви̑димаѧ и҆ неви̑димаѧ. хрⷭ҇то́съ ꙗ҆ви́сѧ на ӏ҆ѻрда́нѣ ѡ҆свѧти́ти во́ды.

Слава, и ныне

Иордане реко, что удивилась, видя Невидимого нагим? Видела и вострепетала, - говорит, - и как ибо Сего можно не устрашиться и не скрыться? Ангелы Его устрашились, созерцая, ужаснулось Небо, и земля вострепетала, и смутилось море, и все видимое и невидимое. Христос явился на Иордане освятить воды.

Полѷеле́й и҆ велича́нӏ̈е:

Велича́емъ тѧ̀, живода́вче хрⷭ҇тѐ, на́съ ра́ди ны́нѣ пло́тӏ̈ю крⷭ҇ти́вшагосѧ ѿ ӏ҆ѡа́нна въ вода́хъ ӏ҆ѻрда́нскихъ.

Полиелей и величание:

Величаем Тебя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотью крестившегося от Иоанна в водах Иорданских.

Прӏ̈иди́те, ѹ҆ви́димъ, вѣ́рнӏ̈и, гдѣ̀ крести́сѧ хрⷭ҇то́съ. да послѣ́дꙋимъ про́чее ко ӏ҆ѻрда́нꙋ рѣцѣ̀, ко гла́сꙋ вопӏ̈ю́щагѡ въ пꙋсты́ни, и҆ ѹ҆ви́димъ та́мѡ содѣ́телѧ а҆да́мова, дла́нӏ̈ю ра́бскою рꙋкополага́ема за бл҃гоꙋтро́бӏ̈е неизрече́нное, и҆ къ немꙋ̀ велегла́снѡ возопӏ̈и́мъ: прише́лъ є҆сѝ и҆ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ во ӏ҆ѻрда́нѣ ѡ҆ст҃и́ти во́ды.

Сла́ва, и҆ ны́нѣ:

Придите, увидим, верные, где крестился Христос, да последуем далее ко Иордану реке, ко гласу вопиющего в пустыне, и увидим там Создателя Адама, ладонью рабскою рукополагаемого за благоутробие неизреченное, и к Нему велегласно возопием: пришел Ты и явился во Иордане освятить воды.

Слава, и ныне…

Ѿ ю҆́ности моеѧ̀ мно́зи бо́рютъ мѧ̀ стра̑сти, но са́мъ мѧ̀ застꙋпѝ, и҆ сп҃сѝ сп҃се мо́й.

Ненави́дѧщӏ̈и сӏ̈ѡ́на, посрами́тесѧ ѿ гдⷭ҇а, ꙗ҆́кѡ трава́ бо ѻ҆гне́мъ бꙋ́дете и҆зсо́хше.

Сла́ва: Ст҃ы́мъ дх҃омъ всѧ́ка дꙋша̀ живи́тсѧ, и҆ чистото́ю возвыша́етсѧ, свѣтлѣ́етсѧ трⷪ҇ческимъ є҆ди́нствомъ сщ҃еннота́йнѣ.

От юности моей многие восстают на меня страсти, но Сам меня заступи и спаси, Спасе мой.

Ненавидящие Сиона, посрамитесь от Господа, ибо яко трава огнем будете засушены.

Слава, и ныне: Святым Духом всякая душа животворится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством в священной тайне.

Евангелие на утрени

Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е ѿ ма́рка, зача́ло в҃. Евангелие от Марка, зачало 2. Мк 1:9–11

   

Ге́рмана патрӏ̈а́рха:

Свѣ́тъ ѿ свѣ́та, возсӏ̈ѧ̀ мӏ́рови хрⷭ҇то́съ, сп҃съ на́шъ, ꙗ҆вле́йсѧ бг҃ъ: семꙋ̀, лю́дӏ̈е, поклони́мсѧ.

Ка́кѡ тѧ̀, хрⷭ҇тѐ, рабѝ влⷣкꙋ досто́йнѡ почти́мъ; ꙗ҆́кѡ въ вода́хъ всѣ́хъ на́съ ѡ҆бнови́лъ є҆сѝ.

Ты̀ во ӏ҆ѻрда́нѣ кре́щсѧ, сп҃се на́шъ, во́ды ѡ҆свѧти́лъ є҆сѝ, дла́нӏ̈ю раба̀ рꙋкополага́емый, и҆ стра̑сти мӏ́ра и҆сцѣлѧ́ѧй. ве́лӏ̈е та́инство ꙗ҆вле́нӏ̈ѧ твоегѡ̀, чл҃вѣколю́бче гдⷭ҇и, сла́ва тебѣ̀.

И҆́стинный свѣ́тъ ꙗ҆ви́сѧ, и҆ всѣ̑мъ просвѣще́нӏ̈е да́рꙋетъ. креща́етсѧ хрⷭ҇то́съ съ на́ми, и҆́же всѧ́кӏ̈ѧ вы́шши чистоты̀: влага́етъ свѧще́нӏ̈е водѣ̀, и҆ дꙋша́мъ сӏ̈ѐ ѡ҆чище́нӏ̈е быва́етъ, земно́е ꙗ҆влѧ́емое, и҆ вы́ше нб҃съ разꙋмѣва́емое. ба́нею спасе́нӏ̈е, водо́ю же дх҃ъ: погрꙋже́нӏ̈ѧ ра́ди, и҆́же къ бг҃ꙋ, на́шъ восхо́дъ быва́етъ. чꙋдє́сна дѣла̀ твоѧ̑, гдⷭ҇и, сла́ва тебѣ̀.

Германа патриарха:

Свет от Света воссиял миру Христос, Спас наш, явившийся Бог. Сему, люди, поклонимся.

Как Тебя, Христе, мы рабы Владыку достойно почтим? Яко в водах всех нас обновил.

Ты, во Иoрдане крестившись, Спасе наш, воды освятил, ладонью раба рукополагаемый и страсти мира исцеляющий. Великое таинство явления Твоего, Человеколюбче Господи, слава Тебе́.

Истинный Свет явился и всем просвещение дарует. Крещается Христос с нами, превышающий всякую чистоту. Влагает освящение воде и душам тем же очищение, земное являемое и выше Небес постигаемое умом. Банею – спасение, водою же – Дух, погружением к Богу наше восхождение совершается. Чудные дела Твои, Господи, слава Тебе.

Сла́ва.
А҆нато́лӏ̈а:
Вода́ми ӏ҆ѻрда́нскими ѡ҆дѣ́ѧлсѧ є҆сѝ, сп҃се, ѡ҆дѣѧ́йсѧ свѣ́томъ, ꙗ҆́кѡ ри́зою: и҆ приклони́лъ є҆сѝ главꙋ̀ предте́чи, и҆́же нб҃о и҆змѣ́ривый пѧ́дӏ̈ю: да ѡ҆брати́ши мӏ́ръ ѿ ле́сти и҆ спасе́ши, ꙗ҆́кѡ человѣколю́бецъ.

Слава.
Анатолия:
Водами Иoрданскими оделся, Спасе, одевающийся светом, яко ризою, и приклонил главу Предтече, Который небо измерил пядью. Да обратишь мир от лести и спасешь, яко Человеколюбец.

И҆ ны́нѣ: Дне́сь хрⷭ҇то́съ на ӏ҆ѻрда́нъ прӏ̈и́де крести́тисѧ, дне́сь ӏ҆ѡа́ннъ каса́етсѧ верхꙋ̀ влⷣчню. си̑лы нбⷭ҇ныѧ ѹ҆жасо́шасѧ, пресла́вное ви́дѧще та́инство, мо́ре ви́дѣ, и҆ побѣжѐ, ӏ҆ѻрда́нъ ви́дѣвъ, возврати́сѧ. мы́ же просвѣ́щшесѧ вопӏ̈е́мъ: сла́ва ꙗ҆ви́вшемꙋсѧ бг҃ꙋ, и҆ на землѝ ви́дѣнномꙋ, и҆ просвѣти́вшемꙋ мӏ́ръ.

И ныне: Днесь Христос на Иoрдан приходит креститься, днесь Иоанн касается верху Владыки. Силы Небесные ужасаются, преславное видя таинство. Море увидело и побежало, Иoрдан, увидев, возвратился. Мы же, просветившись, вопием: слава явившемуся Богу, и на земле увиденному, и просветившему мир.

 

На утрени

 

Тропарь праздника

Почему праздник называется Богоявлением?

Коков нам явился Бог?

 

Каков был крещающийся Христос?
Что сделал для нас?

 

Что сокрушил и что освятил Христос?
Что просим у Христа?

 

Как одевается Господь?
Что и как сделал Господь с Адамовым естеством?

 

Что и почему произошло во время посещения Иордана Христом?

 

Чего ради крестился Христос?

 

Как и зачем пришел Христос на Иордан?

 

У Кого просим заступничества?

Что с восстающими на народ Христов Божий?

Как животворится и просвещается всякая душа?

 

Мк 1:9–11

Что сделал Христос на Иордане? 1:9

Как Христос явил на Своей воспринятой от Марии Девы плоти, обретение силы и жизни Крещения Господня? 1:9-11

Что нераздельно связано в восприятии благодати воды, освященной в таинстве Крещения или в специальном чине? 1:9-11; 9:7; Мф.17:5; Лук.9:35; 1Пет.5:1-6; Еф.4:11-16; Ин.14:15-17,23

 

Германа

Как явил Себя нам Бог?

Как обновил нас Владыка? Еф.5:26; 1Пет.3:21; Иак.1:18

Что дарует нам Бог во Христе Спасителе?

 

Анатолия

Как спасает Господь нас от прелести (обмана лестью)?

Что сегодня происходит страшного и славного?

 

 

На лӏ̈тꙋргӏ́и.

Сла́ва, и҆ ны́нѣ: конда́къ:

Ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ дне́сь вселе́ннѣй, и҆ свѣ́тъ тво́й, гдⷭ҇и, зна́менасѧ на на́съ, въ ра́зꙋмѣ пою́щихъ тѧ̀: прише́лъ є҆сѝ и҆ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, свѣ́тъ непристꙋ́пный.

Слава, и ныне, кондак:

Явился днесь вселенной, и свет Твой, Господи, знаменовался на нас, в разумении воспевающих Тебя: пришел и явился, Свет Неприступный.

Вмѣ́стѡ трист҃а́гѡ:

Е҆ли́цы во хрⷭ҇та̀ крⷭ҇ти́стесѧ, во хрⷭ҇та̀ ѡ҆блеко́стесѧ, а҆ллилꙋ́ӏ̈а.

Вместо Трисвятаго:

Все во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Аллилуйя.

        

А҆пⷭ҇толъ къ тӏ́тꙋ, зача́ло т҃в.  Зачало 302. Тит 2:11–14; 3:4–7

  

А҆ллилꙋ́ӏ̈а:

Принеси́те гдⷭ҇ви сы́нове бж҃ӏ̈и, принеси́те гдⷭ҇ви сы́ны ѻ҆́вни.
Гла́съ гдⷭ҇нь на вода́хъ, бг҃ъ сла́вы возгремѣ̀, гдⷭ҇ь на вода́хъ мно́гихъ.

Аллилуйя.

Принесите Господу сыны Божии, принесите Господу сыны овнов.
Глас Господень на водах, Бог славы возгремел, Господь на водах многих.

 

Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е ѿ матѳе́а, зача́ло ѕ҃. Зачало 6. Мф 3:13–17

 

Вмѣ́стѡ Досто́йно:

Велича́й, дꙋшѐ моѧ̀, честнѣ́йшꙋю го́рнихъ во́инствъ, дв҃ꙋ пречⷭ҇тꙋю бцⷣꙋ.

И҆ пое́мъ ӏ҆рмо́съ:

Недоꙋмѣ́етъ всѧ́къ ѧ҆зы́къ благохвали́ти по достоѧ́нӏ̈ю, и҆з̾ꙋмѣва́етъ же ѹ҆́мъ и҆ премӏ́рный пѣ́ти тѧ̀, бцⷣе. ѻ҆ба́че, бл҃га́ѧ сꙋ́щи, вѣ́рꙋ прӏ̈имѝ: и҆́бо любо́вь вѣ́си бжⷭ҇твеннꙋю на́шꙋ: ты́ бо хрⷭ҇тӏ̈а́нъ є҆сѝ предста́тельница, тѧ̀ велича́емъ.

Прича́стенъ:

Ꙗ҆ви́сѧ бл҃года́ть бж҃ӏ̈ѧ спаси́тельнаѧ всѣ̑мъ человѣ́кѡмъ. А҆ллилꙋ́ӏ̈а, три́жды.

Вместо Достойно

Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Ирмос:

Не в силах никакой язык благо хвалить по достоинству, изумляется же ум и превысший мира воспевать Тебя, Богородице. Но, как Благая суть, верность прими, ибо любовь ведаешь Божественную нашу: Ты ибо христиан Предстательница, Тебя величаем.

Причастен:

Явилась благодать Божия спасительная всем человекам. Аллилуйя, трижды.

На трапе́зѣ быва́етъ ѹ҆тѣше́нӏ̈е бра́тӏ̈и ве́лӏ̈е. И҆ ꙗ҆ди́мъ ры́бꙋ, и҆ сы́ръ, и҆ ꙗ҆́ица, и҆ пӏ̈е́мъ вӏ̈но̀: мӏ̈рстӏ́и же мѧ́со, а҆́ще бꙋ́детъ и҆ въ сре́дꙋ, и҆лѝ пѧто́къ. И҆ чте́тсѧ сло́во златоꙋ́стагѡ, є҆мꙋ́же нача́ло: Всѝ вы̀ во благодꙋ́шӏ̈и:

На трапезе бывает утешение братии великое. И едим рыбу, и сыр и яйца, и пьем вино; мирские же мясо, если будет и в среду, или пяток. И читается слово Иоанна Златоуста, ему же начало: Все вы, во благодушии…

 

На литургии

 

Кондак

Как знаменовался на нас вышний свет? Быт.1:14; Лук.1:78; 1Ин.1:5-7

Как мы обретаем единство со Светом Непреступным? Ин.1:9-13; Деян.26:18

Вместо Трисвятаго

Что значит «во Христа креститься»? Деян.2:38; Рим.6:3-13

 

Тит 2:11–14; 3:4–7

Для какого количества людей явилась во Христе и Церкви благодать Божия? 2:11; 1Ин.2:1,2
Чему всех научает Христос и Бог устами Его Церкви и благодатью? 2:12-14
Что должно человеку отвергнуть силой благодати Божией? 2:12-14
От чего избавляет и очищает нас Христос и Бог? 2:14; Ин.15:1-5; 1Ин.1:7-9
Каким желает видеть нас Христос и Бог? 1:14
Кому дана власть вещать спасительное Слово Божие? 2:15; Ин.1:11-13; 2Кор.2:14-17
Когда нам является благодать и человеколюбие Спасителя? 3:1-4
Чем обновляет Христос и Бог нас от смердящих, погибельных грехов? 3:5
Как Бог изливает на смиренные Ему души Его благодать? 3:6; Еф.4:11-16
Что происходит с еретиками, отвергающими Христа и Бога, вероучение Его Церкви единой Святой Соборной и Апостольской, Православной? 3:10,11; Мф.7:21-23; 25:46; Откр.20:15; 21:8
Что дарует Бог во Христе смиренным Ему человекам? 3:7; Ин.3:16; 14:17; Нав.1:8,9; Мф.28:17-20; 5:16; Откр.22:1-5

Аллилуйя

Что принести Богу в жертву? Пс. 28:1,3; Рим.12:1,2

 

Мф 3:13–17

Кого и зачем Бог послал перед Христом Спасителем? 3:1-12

Что Иоанн Предтеча думал о главенстве над ним Христа Иисуса? 3:14

Как Христос объяснил необходимость принять Ему Крещение от Иоанна? 3:15; 8:38; Ин.13:15; Мф.11:29; 16:24; 1Пет.2:21,24; 1Ин.2:6; 1Кор.11:1; Фил.2:5

С чего начинается исполнение правды Божией? 3:15; Ин.15:5

Чей образ являет нам голубь, в телесном виде нисшедший на Христа после Крещения? 3:16; Лук.3:22; Мк.1:10

Что сказал о Христе Спасителе Отец Небесный? 3:17; Лук.3:22; Мк.1:11 2Пет.1:17; Ин.1:1-14; 1Ин.4:14

Чей голос мы слышим, говорящий о Христе, как о Сыне? 3:17; 6:9; Лук.3:22; Мк.1:11; 2Пет.1:17; Ин.5:30; 6:38; 14:24; 17:5,6

Почему нынешний праздник называется Богоявлением? 3:14-17

Как мы можем описать явление Бога Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, во время Крещения Христа? 3:14-17

Почему нынешний праздник называется еще Просвещением? Лук.1:76-79; Ин.1:1-14; 8:12; Пс.33:6; 118:105; Ис.8:20; 2Пет.1:19; 1Ин.5:20; 2Кор.4:6,7; Еф.1:15-19; Мф.5:16

 

Вместо Достойно

Как благо относимся к Марии Деве Богородице?

Что ведает Богородица?

Что спасительное явилось человекам?

 

 

Причастен

Что и как явилось человекам? Тит. 2:11

 

 

На трапезе

Что особенного в утешении ныне?

 

 

Задание урока

Прочитать выше предлагаемые к уроку избранные тексты Святого Писания, комментарии на них святых отцов, историю праздника «Святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». См… А также «Беседу на День Крещения Христова» святителя Иоанна Златоуста См…

Прочитать предлагаемые тексты праздничного богослужения, их толковый перевод, научиться правильно их читать на церковнославянском языке и объяснять смысл. Учебное пособие по церковнославянской азбуке. См…

Письменно кратко ответить в дневнике чтения Писания на предлагаемые ко всем текстам вопросы, с использованием Писания по указанным и иным ссылкам. В качестве рабочей тетради для ответов допустимо использовать всю данную страницу или её тексты.

Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе.

Обсудить ответы на все тексты в воскресной приходской школе, при необходимости откорректировать.

Выучить на церковнославянском наизусть тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», хорошо – и кондак, а также текст Священного Писания:
«Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16,17).

Написать небольшое эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания и истории праздника «Рождество Христово» на одну из тем по вопросам истории праздника или Слова на Рождество Христово святителя Григория Чудотворца.

Сдать свою работу на проверку преподавателю, обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных.

Дополнительно

Прочитать службу празднику по Минее праздничной на церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе. Научиться пересказывать смысл текстов.
- Найти в Священном Писании духовные основания богослужебных текстов и истории праздника «Рождества Христова».
- Определить значимость отдельных молитвословий и всей службы для личного духовного роста и спасения.

 

 

История праздника

Почему праздник называется Богоявлением, Крещением и Просвещением?
Когда начинается и как развивается это святое празднование?
Что особенное из вероучения Православной Церкви утверждается в этом празднике?

 

Слово на Крещение Христово святителя Иоанна Златоуста

Что должно нам знать о Богоявлении?
Чем отличается омовение тела христианское от иудейского?
Какова особенность Крещения, преподаваемого Иоанном?
На какое крещение указывал Иоанн Предтеча?
Для чего принял Крещение от Иоанна Христос?
Какова особенность крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа?
Чему учит нас Иоанн Златоуст относительно участия в Причастии?



 

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Опубликовано: 2017.01.18,19
Редакция: 2017.01.19,20,21. 2019.01.18

Калашников Ю.В. Введение в Православие. Двунадесятые праздники. Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Урок. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/min/1.6-bogoyavl.htm (дата обновления: 2019.01.18).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2018, 2019