ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Освящение / Дневник / Таблица / Деяния святых Апостолов

 

Деяния святых Апостолов (размышления, уроки)

Содержание

Дарующий силу Дух Святой. Деяния, 1 зач., 1:1-8.
Свято место пусто не бывает. Деяния, 2 зач., 1:12-17; 21-26.
Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Деяния, 3 зач., 2:1-11
Дар Святого Духа и причастие Церкви Христовой. Деяния, 6 зач., 2:38-43
Дерзновение в доброй совести пред Богом. Деяния, 27 зач., 23:1-11

Дарующий силу Дух Святой

Во святую и великую неделю Пасхи. Деяния, 1 зач., 1:1-8.
На Вознесение Господне. Деяния, 1 зач., 1:1-12.

1:1-3

Автором Деяния святых Апостолов является апостол Лука, у которого есть еще и первая книга, Евангелие от Луки, содержащая повествование о Христе Спасителе от времени служения священника Захарии, отца Иоанна Предтечи, до вознесения Христа на Небеса. Которая была создана после тщательного исследования событий, в том числе, страданий и воскресения Христа, рассказанных очевидцами и служителями Слова Божия, Христа Спасителя. И предназначалась для Феофила, человека, Любящего Бога.

После Своего воскресения Господь учил апостолов о Царствии Божием, самом важном, что должен знать человек, что только и можно в течении сорока дней еще раз напомнить оставляемым на земле в этом веке ученикам Христовым. Которым и пояснял заранее: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7). Что и нам должно знать и всегда помнить, чтобы уповать не на силу человека, а на силу ниспосылающего нам благодать Бога Вседержителя, приходящего к нам от Отца по ходатайству Сына.

1:4-6

А так как Господь обещал ученикам крещение Святым Духом, то они и спрашивали, в понимании даруемой при этом силы, и о сопутствующей власти, необходимой каждому человеку и народу для достойного царствования в его уделе, в случае с апостолами в Израиле.

1:7,8

Христос же ответил, что сроки – дело Отца Небесного. А сила человека и народа происходит от силы Бога посредством крещения его Святым Духом. И сопровождается она свидетельством о Христе Спасителе, начиная от места жительства человека и народа и продолжаясь до краев земли. Эта сила и свидетельство происходят от возрождения человека Святым Духом (Ин.1:13; 3:7) и неизменно являются в реализации власти детей Божиих.

Суть обещанной силы и власти Господь явил силой Своего воскресения, как власти над грехом и рождаемой им смертью. Власти иметь в причастии Христу Спасителю и Его Церкви жизнь вечную. Но только при этом находясь во власти Царства Божия, его Царя Небесного Бога. В порядке и мире этого Царства, в соответствии с волей Божией, никогда не выходящей за рамки закона Божия. По слову Христа: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51). Но будучи ныне в тленной плоти каждому, должно умереть по плоти, чтобы прах приложился к праху, а вечная душа – ко Господу вместе с преображенной и прославленной в веке будущем плотью. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:25), - учит Спаситель. А Евангелист Иоанн, указывая на День Господень, говорит: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии…будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).

Это сила и власть не только войти в небеса века будущего в преображенных и прославленных телах, но и достойно со своим крестом пройти путь века земного, нынешнего. В процессе освящения на этом пути во Христе Спасителе власть детей Божиих увеличивается по мере приближения их к Богу и совершенствования их в познании и исполнении Его воли. Притом, в неизменном послушании даруемым Богом лицам, отцам, родителям, мужьям, священству, начальствующим. По слову апостола: «Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:5,6). На высоту власти и небес, но только всегда по призванию свыше на своем месте, определяемом и даруемом во Христе и Святом Православии Богом. Чтобы было по слову апостола: «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28).

Особой задачей даруемой Богом силы и власти является свидетельство о Христе Спасителе нашем Боге, Его намерениях, делах и их результатах. Как, например, апостол Петр «многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян.2:40). Но слова могут иметь силу, если только подтверждаются свидетельством жизни вещающего истину. Очищенному от проказы Господь повелевает: «Пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф.8:4). Это во свидетельство о Христе, являющем силу Бога в исцелении неисцелимых силой человека болезней. С другой стороны, Бог и доныне во свидетельство принадлежности святых Христу, а их слов – истине Божией творит их руками чудеса, как и прежде «во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деян.14:3).

1:9

Пояснив источник и результат обретения народом Божиим силы и власти, от Духа Святого для свидетельства о Христе Боге, Господь этой силой вознесся на Небеса. Так открыв для смиренных Богу еще одно действие Его силы и власти Божией – благодатное вхождение в Царство Божие вслед за Христом Спасителем в Судный День Господень Второго Его Пришествия.

1:10,11

Как о том Господь учит и устами апостола Павла, указывая на события последнего Судного Дня и всеобщего воскресения: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс.4:16,17).

1:12

И мы ныне, помышляя о горнем, не забываем и о дольнем, земном, от созерцания величия Божия неизменно возвращаемся к обыденным делам, но уже творимым не в истощающей и погибельной суете, а в молитвах, познании и исполнении благой, наполняющей нас силой жизни воли Божией. С чудной молитвой, звучащей в сегодняшней утрени: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебя славить» (Толковый перевод из последования утрени во святую и великую Неделю Пасхи).

_____________________________________

Задание урока Дарующий силу Дух Святой

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике кратко записать открываемую в зачале истину о Христе Спасителе и Его Царстве Небесном, о даруемой Им силе, власти и ответственности свидетельствовать о Христе и Боге, Его чудных делах в своих уделах Дома Божия, Церкви Православной, её культуры и мира.

Составить основные вопросы зачала с использованием дополнительных мест Святого Писания и кратко ответить на них. Ответить на вопросы по чтению Святого Писания сегодняшнего дня, соответственно зачалу Святой Пасхи или Вознесения.

Выучить наизусть текст и место в Библии: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:7,8).

Уметь близко к тексту излагать изученное в уроке зачало.

Так в причастии Христу и Его Церкви Православной стать на путь обретения силы и власти детей Божьих, укрепления соответствующего порядка и мира своих душ и окружающих уделов. С дальнейшим в особом состоянии пред лицом Божиим проведении своей святой и вечной жизни во славу Божию.

Опубликовано: 2022.04.28

Свято место пусто не бывает

Понедельник Светлой седмицы. Деяния, 2 зач., 1:12-17; 21-26.

1:12-14

Перед началом определенного этапа пути любому человеку и сообществу необходимо в молитвах испросить у Бога и поставленных Им лиц благословение на его совершение, подкрепление и руководство в подготовке, в уточнении целей, путей, на обретение необходимых ресурсов. Совершить многие советы с народом Божиим и иным. Как наставляет мудрость: «С обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний» (Прит.24:6). «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Прит.15:22). При этом первым советником всегда должен быть Бог Отец, «ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин.5:4). Смиренному Богу народу Господь обещает: «Буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная"» (Ис.1:26).

Потому учимся у Христа Спасителя Бога и Его народа Божия достигать в святых советах самого лучшего, приготовленного нам свыше от Отца светов. И отвращаемся не советов, свободы, равенства и братства в нашем обществе, а в них безбожия.

1:15-17

И в нашей жизни нынешней, как и у апостолов Христовых, происходит так же, не все причисляемые к святым оказываются таковыми. Многие становятся предателями, гоняясь за неправедной мздою, воздаянием за грехи и преступления. Дворы таковых пустеют, а их достоинство в Церкви и Отечестве занимают другие, способные святыми трудами пустыни превращать в цветущие сады. Как в народе говорят, свято место пусто не бывает, гнойные пустыни остаются только после неистово буйствующих против всего доброго, против Христа Спасителя и Его Святой Церкви Православной, Тела Христова и Дома Божия, его от сотворения мира православной культуры.

1:21-26

В избрании же достойных народ Господень ищет испытанных, не в духовнообразном безумии надеясь на чудеса Божии в ниспослании необходимых лиц для совместно труда и жизни, а в разумном понимании способности исполнить избранниками возлагаемых на них обязанностей, в том числе в реализации будущими руководителями власти и несения ответственности за её использование. Как тому учил Моисея его тесть священник Иофор (Превосходный) в избрании помощников: «Ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть» (Исх.18:21). А затем Моисей тому же – весь народ: «Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими» (Втор.1:13).

Но всегда в реализации такого разумного народовластия каждому человеку и всему народу необходим даруемый Богом во Христе и Его Церкви свет истины, дабы чистыми сердцами видеть окружающий мир и уметь отличать в нем доброе от злого, погибельное от животворящего, руководителей к бедам и смерти от руководителей к процветанию и жизни вечной, к её благам века сего и будущего. «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения» (Деян.1:24,25). Так молились Богу апостолы, так должно молиться и нам во все дни жизни нашей, дабы и нам обретать все приготовленное нам, самое лучшее от Отца Небесного для века нынешнего и грядущего, для пользы собственной и семьи, Церкви и Отечества, каждого народа и мира между ними, во спасение каждой души нашей, во славу Божию.

Воспевая земными и небесными душами и силами в эту Светлую седмицу даровавшего нам жизнь, в ней разум и мир Христа Спаса нашего, умершего за грехи наши воскресшего для оправдания нашего, так же и родившую Сына Божия Его Матерь Пренепорочную Марию Деву Богородицу: «Ангел вопиет Благодатной: Чистая Дево, радуйся! И снова говорю: радуйся! Твой Сын воскрес тридневен из гроба, и мертвых воздвигнувший, люди, веселитесь» (толковый перевод задостойника Пасхи).

_____________________________________

Задание урока Свято место пусто не бывает

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике кратко записать открываемую в зачале истину о Христе Спасителе и Его Царстве Небесном, о налагаемой Им ответственности и даруемой мудрости в избрании достойных для руководства от Него получаемых уделов нашей жизни. О необходимости молитв для обретении Его чудных даров в наших трудах в причастии Христу и Его Дому Божию, Церкви Православной, её культуре и миру.

Составить основные вопросы зачала с использованием дополнительных мест Святого Писания и кратко ответить на них. Ответить на вопросы по чтению Святого Писания сегодняшнего дня.

Выучить наизусть текст и место в Библии: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый» (Деян.1:16).

Уметь близко к тексту излагать изученное в уроке зачало.

Так в причастии Христу и Его Церкви Православной стать на путь должной вышней благодатью творимой организации жизни в обретаемых от Бога уделах, укрепления в них порядка и мира Христова Божия. Во спасение свое в вечную жизнь, во славу Божию.

Опубликовано: 2022.04.28

Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись

Неделя Пятидесятницы. Святая Троица. Деяния, 3 зач., 2:1-11.

2:1-4

Пятидесятница – особый праздник, учрежденный Богом и дарованный Израилю через Моисея на горе Синай вместе с праздником Пасхи и праздником Кущей, а также и вместе с Законом двух скрижалей, Десятисловием. В день, когда прошел Господь, сошедший в облаке, перед Моисеем, провозгласив: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6,7). Услышав покаянные и ходатайствующие за народ молитвы Моисея, заключил там Господь с народом Завет, указав и на условия его соблюдения. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» (Исх.34:29).

Подобно Моисею, сиявшему вышним от общения с Богом светом, так же подобно и внимавшему ему и молившемуся Богу народу, пребывали при наступлении Пятидесятницы единодушно вместе благочестивые, законопослушные и смиренные ученики Христовы.

2:2-4

Как к Моисею сошел Бог в облаке (Исх.34:5), так в явлении, как бы сильного ветра, сошел Господь и к ученикам Христовым. Ранее, будучи на одном из трех учрежденных на Синае праздников, на празднике Кущей, напоминающим Церкви исход из египетского рабства греху и житие в кущах (палатках) в пустыне, Христос сказал народу: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). И как от общения с Богом лицо Моисея сияло лучами по сошествии его с горы Божией (Исх.34:29), так от Христа Спасителя того же Бога Света огненные языки, суть просвещение Господне, почили и на Его учениках, единодушно молившихся своему Господу Христу Богу.

Наставляя учеников на путь спасения, Христос обещал им: «Умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:16-18). Как обещал, так и сотворил и доныне творит всем подвизающимся вышней благодатью, смиренно исполняющим Его заповеди. Сошествием Святого Духа на учеников Христа Господь решил проблему Вавилонского столпотворения, во время которого смешал языки народов и рассеял их, чтобы они, не понимая один другого, перестали творить погибельный грех превозношения пред Богом в прославлении своего имени (Быт.11:9). В день же Пятидесятницы даровал Господь всем народам, смиренным Христу Спасителю Богу, действием вышней благодати понимать друг друга. И творить не греховные, преступные, поэтому ведущие к разрухе и в смерть организации, а от Бога во Христе и Церкви, в порядке и мире православной культуры, Божественные установления каждой души и семьи, каждого удела Церкви и Отечества, каждого народа и мира международных отношениях.

Именно об этом говорится в кондаке Пятидесятницы, излагающем краткий духовный смысл праздника: «Є҆гда̀ снизше́дъ ѧ҆зы́ки слӏ̈ѧ̀, раздѣлѧ́ше ꙗ҆зы́ки вы́шнӏ̈й: є҆гда́ же ѻ҆́гненныѧ ѧ҆зы́ки раздаѧ́ше, въ соедине́нӏ̈е всѧ̑ призва̀, и҆ согла́снѡ сла́вимъ всест҃а́го дх҃а» (Когда снизошел, языки изливая, разделил народы Вышний, когда же огненные языки раздал, в соединение всех призвал, и потому согласно славим Всесвятого Духа).

2:5-11

Пришедшие на праздник Пятидесятницы верующие со многих народов удивлялись тому, как они могут слышать вещание о великих делах Божиих на их языках. До этого о Боге говорили только на языке Ветхого Завета того времени. Но любовью Отца, служением Сына и действием Святого Духа Бог Святая Троица заключил с Его народом во Христе Спасителе Новый Завет, крестил верных Духом Святым, возродил их к жизни и даровал понимание языков иных народов. Во время Вавилонского столпотворения (Быт.11:1-9) Господь разделил народы разными языками, чтобы нарушить их взаимопонимание и взаимодействие, которое вело к погибели в их попытке построить величие своему имени большее, чем слава имени Всемогущего Бога. А в День Пятидесятницы восстановил это взаимопонимание, потому что простил во Христе их грех и вселися в них Святым Духом, так даровав смиренным Ему единство в Причастии Христу и Его Церкви, Телу и Дому Божьему, Православной (правильно славящей Бога) Культуре.

Ныне, как и в древности, часто взаимопонимание отсутствует не только с иностранцами, но даже между родителями и детьми, воспитанными ими в одной семье, но в безбожии и в сатанинском самоистреблении, так же между супругами или братьями одной семьи и одного народа, между структурами органов власти или между подразделениями их силовых структур. Говорящими как бы на одном языке, но вкладывающими в одинаково звучащие слова разный смысл, одни вышний, животворящий от благочестия Христова, другие греховный, смертоносный, низменный, от падшего сатаны и нечистых духов. Во-первых, например, в слова, обозначающие категории: свобода, равенство, любовь, счастье, жизнь. Христос Спаситель, поясняя суть свободы детей Отца Небесного, говорит противящимся Ему иудеем: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин.8:43-45).

Когда же народ возвращается ко Христу Спасителю и посредством него к Отца Небесному, начинает славить Бога, а не делать славу имени своему, своему подразделению или народу, то в исполнении заповедей Христовых, воли Божией, суть истинно в добрых делах, начинает стяжать Духа Святого. Действием Его благодати в своей жизни начинает понимать Бога, окружающий мир и ближнего. Из безумного непонимания ближнего, пренебрежения его благами и такого самоистребления, возвращается в скоординированность действий, как должно быть в одном здоровом организме, суть Теле Христовом, Доме Божьем, Церкви Православной, в исполнении заповеди Господней: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). В упорядочивании по Слову Божию своих помыслов, слов и поступков приобретает мир с Богом и ближним. От братоубийственных позорных войн обращается к святому во Христе братолюбию, в настоящих детей Божиих, истинных сынов и отцов своего Отечества, тружеников и воинство Господне. Становится частью культуры Божией, и её первых в Пятидесятницу во славу Божию особенных плодов, не ветхозаветной нивы, а новозаветного общества, не пшеницы, а спасенных во Христе Богу Отцу душ, самого драгоценного в очах любящего каждого человека Бога.

Не случайно, праздник Пятидесятницы называется в Законе Ветхого Завета праздником (семи) седмиц (Исх.34:22), праздником жатвы (Исз.23:16), днем первых плодов (Чис.28:26), даруемых Промыслом Божиим на пути спасения человека. Потому апостол Павел говорит коринфянам Церкви Христовой, детям Отца Небесного: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог взращивающий. Насаждающий же и поливающий суть одно… мы соработники у Бога, а вы Божия нива (агрокультура), Божие строение» (1Кор.3:6-9). Так как во всем Доме Божием действует спасительная благодать Бога Святой Троицы.

Наш Дом Божий ныне находится среди умножающего зла и падшего мира века сего, но в противостоянии злу победителем всегда является Христос Бог и Его народ, «и сия есть победа, победившая мир, вера наша. - Потому звучит риторический вопрос, - Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом» (1Ин.5:4-6). С предупреждением: «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Исходит же Дух Святой от Отца на смиренных Ему, по ходатайству Сына, за исполняющих Его заповеди, так открывается нам в трех лицах единый Бог – Святая Троица, вселяется в нас и всегда пребывает среди нас, исполняет и покрывает нас Его чудной благодатью. Потому и этот праздник Пятидесятницы называется еще и Святой Троицей, а мы являемся не просто частью Его творения, а возрожденными от Святого Духа детьми Божьими, по мере духовного и иного созревания — истинно тружениками и воинством Христовым.

«Є҆ли́цы во хрⷭ҇та̀ крⷭ҇ти́стесѧ, во хрⷭ҇та̀ ѡ҆блеко́стесѧ, а҆ллилꙋ́ӏ̈а» (Все во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Аллилуйя), - вместо Трисвятого поет Церковь на Пасху и Святую Троицу. Это значит, что все в таинстве Церкви Православной принявшие Крещение вместе со Христом Спасителем умерли для греха и смерти и воскресли для праведности и жизни вечной, во славу Божью. Любовью Отца, служением Сына и действием Святого Духа, благодатью Бога Святой Троицы облеклись в смерть и воскресение Христа (Рим.6:1-19), стали частью Тела Христа и Дома Божия, святой и вечной Православной Культуры, так во Христе Спасителе – причастниками вечной жизни и славы Божьей.

_____________________________________

Задание урока Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике кратко записать открываемую в зачале истину Праздника Святая Троица (Пятидесятница) о Христе Спасителе и Его Царстве Небесном, об от Отца по ходатайству Сына исходящем Святом Духе. О необходимости молитв, смиренного познания и исполнения воли Божией каждому человеку и народу для обретении дара Святого Духа и спасения во Христе и Его Церкви Православной в жизнь вечную. Притом, и для обретения должного единства в каждой семье, каждом народе и Отечестве, в отношениях меду народами. В неизменном причастии Христу и Его Телу и Дому Божию, Церкви Православной, её культуре и миру.

Составить основные вопросы зачала с использованием дополнительных мест Святого Писания и кратко ответить на них. Ответить на вопросы по чтению Святого Писания сегодняшнего дня.

!!! Составить список сфер своей жизни, помыслов, слов и дел, в который прославляется имя своё, своей семьи или иного какого-либо своего сообщества, а не имя Христа Спасителя и Бога. Покаяться сердечно в таком противном Богу, погибельном себе вавилонствовании, ведущем к непониманию ближнего, войнам и самоистреблению. Начать во Христе и Святом Православии славить Бога во всем, отмечая по пунктам свои развивающиеся так успехи во славу Божью, а себе к обретению благ века сего и будущего. Свидетельствовать со временем ближнему о чудесах действия благодати Божьей в таком славном поведении на пути спасения.

Выучить пересказ близко к тексту или наизусть текст и его место в Библии: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4).

Уметь близко к тексту с пояснениями излагать изученное в уроке зачало.

Призвав в помощь Господа, написать эссе по одной из актуальных тем сегодняшнего урока, обсудить в воскресной школе или дома, с близкими друзьями, хорошо по благословению священника опубликовать в социальной сети. Или просто с благоговением поразмышлять о том в семье или друзьями.

Так стать наставленными в истине причастниками Христу и Его Церкви Православной, исполненными и покрытыми благодатью Святого Духа, понимающими Христа и Бога Святую Троицу, ближнего и общество, умеющими здраво и спасительно общаться с Богом и ближним, так везде созидая и укрепления порядок и мир Христов Божий. Собственным примером научая доброму житию своих детей и всех. Во спасение свое и многих в вечную жизнь, во славу Божию.

Опубликовано: 2022.05.01.
Редакция: 2023.06.04.

Дар Святого Духа и причастие Церкви Христовой

Четверг Cветлой седмицы. Деяния, 6 зач., 2:38-43.

2:38,39

Выслушав обличительную, но в то же время и наполненную любовью Божией проповедь апостола Петра, многие сердца из дома Израилева действием благодати умились и просили апостола сказать, что же им делать дальше. На что Петр ответил призывом к покаянию и крещению, к обретению таким путем в дар Святого Духа. Опирался апостол в своей речи не на собственные размышления о лучшем и должном, а в уповании на Бога, на пророков, устами которых Бог даровал Своему народу многие обетования и Святое Писание, где они записаны. Например, уже упоминаемые слова пророка Иоиля, а также и псалмопевца Давида. Во Христе Спасителе, пострадавшем за грехи всего мира, эти обетования относятся и к детям слушающих апостола Израильтян и ко всем народам.

Во времена Ветхого Завета Господь, обращаясь к дому Израилеву, предупреждал о грядущем неизбежном Его Суде, и призывал: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез.18:30-32).

На стыке времени и Церкви Ветхого и Нового Завета так же говорил и величайший из пророков, Иоанн Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). При этом лицемеров отправляет на сотворение действительного, действенного покаяния, говоря: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3:7,8). Ему вторил Предшествующий Христос Спаситель, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). Этими словами начал Свою проповедь Господь, входя после испытаний из пустыни в народ.

«Пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:4,5), - говорит апостол Павел упорствующим во грехах Церкви Нового Завета. И всем отвечая на вопрос, почему Бог еще не истребил всех весьма необузданных злодеев. Ожидая отведенное каждому время для покаяния, как любящий каждого человека Отец Небесный.

2:40

Апостол Петр, указывая народу Божию на существующий рядом погибельный противящийся Богу, но до времени не истребляемый Им, развращенный в помыслах и во всем остальном род, увещевает не роптать против Бога, а всем праведникам спасаться от такового со своими детьми. В молитвах испрашивая Божией благодати быть причастниками подателя жизни Христа и Его Церкви Святой, а не греховных ведомых падшими духами в смерть сообществ. Так всегда в мотивирующей, движущей к покаянию части наставления Церковь указывает на неблагоприятные результаты греховного поведения, а также и на благоприятные результаты праведного, неизменно начинаемого с помыслов, продолжаемого в словах и поступках. При этом действием Христа Целителя врачуя нравственность, открывая истинные духовно-нравственные ценности Святого Православия. Направляя каждого человека и общество к крепости и процветанию, к истинной силе и безопасности, ко спасению в жизнь вечную.

2:41

Вразумленная богодухновенной проповедью апостола Петра и таким наставлением пророков всего Святого Писания часть слушающих охотно приняла слово спасения и крестилась, так присоединившись к Церкви Христовой, спасаясь от бед и смерти к благам века нынешнего и будущего жизни вечной. Произошло это не силой внушения высокоразвитого человека, его красноречием и знанием психологии поведения, а действием вышней благодати посредством смиренной Богу души. О чем говорит апостол Павел, наставляя своего духовного сына и епископа Тимофея: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:24-26). Так Бог дарует покаяние по молитвах и трудах Его святого народа Божия, особенного того, который умеет истинно поститься. От растления падшем миром освобождая души и общество «молитвою и постом» (Мф.17:21), как учит Христос.

2:42

Крещенные в Церкви Христовой Православной души действием Духа Святого и Слова Божия, и таинственно, и явно становятся причастниками Тела Христа и Дома Божия. В живых и здравых, освящаемых и исцеляемых Христом Спасителем приходах с неизменным пребыванием спасаемых в учении апостолов, в общении, преломлении хлеба и в молитвах. Руководящий всем творением силой Своей власти Христос ставит в Церкви священнослужителей, во-первых, епископов, и наделяет их властью учить, священнодействовать и руководить, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). Так избавляя от бесплодных увлечений ветрами обольстительных каких-либо учений, от истощающей суетности ума в направлении к плодотворности человека Божия, его семьи и общества, способного с высочайшей во Христе и Боге эффективностью и в блаженстве трудиться на пользу Церкви и Отечества, даже и душу свою полагая в этом труде за други своя, святую веру и Родину.

Наставление в вере является неотъемлемой частью жизни Церкви и всего общества, хотя бы, потому что Господь повелевает: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» (Мф.23:8). Из чего вытекает, что все учителя в нашем обществе должны быть учениками первого из всех учителей Христа Спасителя Бога, чтобы в полноте соответствовать своему призванию и труду, так вышней благодатью достигая из возможного и необходимого наивысших результатов своего труда. Учить, открывая полноту истины об окружающем нас мире, не просто с высоким профессионализмом преподавая ограниченную сумму знаний и умений, а воспитывая достойного члена нашего общества, гражданина своего Отечества. Что начинается всегда с должного состояния учителей, как детей Божиих, пребывающих во Святом Православии в послушании Христу Богу и Его Церкви, дети своим родителям, жены мужьям, мужи отцам, владыкам, подчиненные начальствующим.

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин.3:1). Такими детьми становятся только в причастии Христу Спасителю и Его Церкви. Но при этом в единстве с Церковью и своей семьи, где в статусе епископа находится отец семейства, подобно епископу Церкви заботящийся о пребывании своих детей и всех домочадцев в вероучении и жизни Церкви Христовой Православной. Не случайно апостол Павел несколько раз упоминает о домашних церквях его сподвижников (Рим.16:4; Кол.4:15…), служивших ему в нуждах, а значит способных послужить и на пользу Церкви и Отечеству. Не превратившихся при этом в отделенные от Церкви сектантские, преступные организации, но всегда оставаясь верной Церкви её частью, дополняя её многоплановое служение, вышней благодатью пребывая в должном пред Богом состоянии детей Божиих, тружеников и воинства Господня, общества Христова.

Начинается же святое и благое всем общение в Церкви с триединства Бога Святой Троицы, Богом хранится и восстанавливается, лично Словом и Духом Святым, также посредством трудов верного Христу Спасителю, пребывающего в Слове и Духе Христовом народа. По молитве о том Христа Отцу Небесному, говорившего: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иан.17:22,23). И Бог Отец Вседержитель ниспосылает Его народу благодать достойно организовать в Церкви общение, служение и всю её жизнь. Наделяет епископов властью священного управления. Все непокорные этой власти Христа, главы Церкви, рукоположенных Его апостолов и священства Православной Церкви, не могут быть причастниками спасительного Тела Христа и Дома Божия. Соответственно не наследуют жизни вечной, и полноты приготовленных Богом каждому человеку истинных её благ века нынешнего.

Апостолы после воскресения Христа «рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лук.24:35,36). Как среди учеников до вознесения, так в преломлении хлеба среди присоединившихся в день Пятидесятницы, так и доныне Спаситель среди Его народа Божия в таинстве Причастия Его Телу и Крови наполняет жизнью, её светом и миром. Особенно в Светлую седмицу, как предписывается Правилом 66 VI Вселенского Собора: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище». Эта Седмица празднуется, как один день после Великого поста, но только в радости не погибельного буйства, а совершенной в созерцании Христа воскресшего. О чем соответственно уставу поется «во время причащения мирян "Христос воскресе..." (многажды)»*.

Властью совершать таинства Церкви её глава Христос наделяет епископов, порядок её реализации определяется Святым Писанием и Преданием, канонами Православной Церкви. Всякий нарушитель такого порядка не может быть в ограде спасительного лона Церкви, как бесчинный самосвят извергается из Тела и жизни вечной. Или пытающийся приобрести такую власть не смиренным служением Христу и Церкви, а за серебро, подобно Симону волхву. Которому в ответ на такую просьбу апостол Петр ответил: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян.8:20-22). Что можно сказать, проведя параллель, и о должностях в обществе, его народном хозяйстве, местном и государственном управлении. К тому же вспоминая и ответ на подобные «жертвы» благочестивого по меркам того времени римского прокуратора Пилата (Лук.13:1-9).

Особенностью Церкви Божией Христовой Православной является её многогранное и глубокое единство наставления в вере, преподавания таинств и священного управления, которое в совокупности передается от поколения к поколению как суть Дома Божия, его Божия домостроительства, Православной Культуры. Православной Культуры, того же что и Дома Божия, Тела Христова, и православной культуры (с маленькой буквы), как светского, атеистического взгляда на Церковь, отвлеченного от духовного понимания в Боге её единого организма Тела Христова. Но в любом случае с единым пониманием принципов и основ культурной деятельности, ценностей, благ. Где к ценностям в абстрактных определениях относятся нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, традиции и обычаи, языки и их диалекты, материальные объекты, от книг, памятников архитектуры до целых городов, достижения науки, художественные и литературные произведения…

Направляя внимание человека на Свое творение Господь говорит: «Все это соделала рука Моя» (Ис.66:2). Наставляя учеников в соблюдении заповедей, Христос обещает испросить им у Отца Святого Духа и предупреждает при этом, что этого Духа истины «мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:17). Открываясь в трех лицах, Бог Святая Троица всегда остается единым и так же действует, обитая в Его святых. В их причастии Христу и Церкви просвещая мудростью, наставляя в истине, укрепляя на путях правды, порядка и мира Божия. Делая учителей соответствующими полноте этого от Бога звания, только так способными научить полноте Православной Культуры. Не имеющий единства со Христом и Церковью мир и его учителя не могут ни видеть, ни преподавать Православную Культуру, как Дом Божий, Церковь Православную, её веру и жизнь. Устами первомученика Стефана Господь говорит таковым: «Не Моя ли рука сотворила все сие? Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян.7:50,51). И действует Его чудным Промыслом, страшным для Его противников и всем спасительным, для верных Христу и Церкви Православной – в жизнь вечную.

2:43

Наблюдая явление вышних сил в откровении Всемогущества Божия, все исполнились страхом Господним. И Господь даровал так наставляемой в правде и мире Божием Церкви множество знамений чудесным Своим действием, в удостоверение реальности Своей силы и истинности преподаваемого апостолами вероучения. Для превращения человека из мертвого в живого, восстановленного благодатью по образу и подобию Божию, как высшую драгоценность, возвращенную её владельцу, человека — его Отцу Небесному, в Дом Божий.

Тропaрь. Хрⷭ҇то́съ воскре́се и҆з̾ ме́ртвыхъ, сме́ртӏ̈ю сме́рть попра́въ, и҆ сꙋ́щымъ во гробѣ́хъ живо́тъ дарова́въ.

Тропарь. Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Из текста Писания этого зачала и тропаря Пасхи следует, что Христос Своею смертью и воскресением, ходатайством Отцу об исполняющих Его заповеди ниспосылает нам от Отца исходящего Святого Духа. Тем спасает верных Ему причастием ко Христу и Церкви, Телу и Дому Божию, от смерти в жизнь. Выводит из мрака гробов на свет мира Божия. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:27,28). Обличает лицемеров Христос и выводит Своим воскресением, как из гробов – из погибельных состояний, сообществ и мест. Из страшных сект во святой народ Церкви Христовой, из блудов в семью, из разбойно-воровских шаек во труженики и воинство Господне, из присвоенного движимого и недвижимого в честно заработанное, из смерти в жизнь вечную, на путь освящения и блаженства во Христе и Святом Православии, ко благам века сего и будущего, во славу Божию. 

 * Настольная книга священнослужителя. Т. 1. Московская Патриархия. М. 1977 г. - С. 284.

_____________________________________

Задание урока Дар Святого Духа и причастие Церкви Христовой

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике кратко записать открываемую в зачале истину о необходимости покаяния для обретения в дар Святого Духа и причастие к Церкви Христа, Дому Божию, Церкви Православной, её культуре и миру. Пояснить основную деятельность здоровой жизни Церкви, её приходов.

Составить основные вопросы зачала с использованием дополнительных мест Святого Писания и кратко ответить на них. Ответить на вопросы по чтению Святого Писания сегодняшнего дня.

Выучить пересказ близко к тексту или наизусть текст и его место в Библии: «Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме» (Деян.2:41-43).

Уметь близко к тексту с пояснениями излагать изученное в уроке зачало.

Так стать наставленными в истине причастниками Христу и Его Церкви Православной, исполненными и покрытыми благодатью Святого Духа, понимающими Христа и Бога Святую Троицу, ближнего и общество, умеющими здраво и спасительно общаться с Богом и ближним, так везде созидая и укрепления порядок и мир Христов Божий. Собственным примером научая доброму житию своих детей и всех. Во спасение свое и многих в вечную жизнь, во славу Божию.

Опубликовано: 2022.05.01

Дерзновение в доброй совести пред Богом

Среда 7-й седмицы по Пасхе. Деяния, 47 зач., 23:1-11.

23:1 (Обязательно в молитвенном состоянии и размышлении читать каждый указанный текст Святого Писания и так учиться самостоятельно слушать Бога)

Жить со всею доброй совестью пред Богом — вот условие дерзновения человека в обретении побед в противостоянии злу, греху и всякому беззаконию в процессе общения с братьями по крови и духу, а также и с врагами личными, Церкви и Отечества. Такое дерзновение обретается от Бога Его народом, наполняется действием силы Его благодати и ведёт ко благам века сего и будущего жизни вечной, во славу Божию. При этом не все здраво рассуждают о своих отношениях со Христом Богом и Его Церковью, с Телом Христа и Домом Бога, суть с Его православной культурой. «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает, - поясняет апостол. - Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:30,31). То есть если бы имели добрый рассудок, основанный на незыблемых духовно-нравственных убеждениях, на законе Божьем, и поступали блаженно в соответствии любви Божией, суть Божьему порядку и милосердию, то имели бы истинно чистую совесть и достаточно сил для дерзновенного и спасительного поведения. Как то было у спасшегося от истребления потопом обретшего благодать у Бога Ноя с его семейством в восьми душах. По причине того что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9).

23:2,3

Анания (Бог милостив, благодать Божия, кого Бог даровал [евр.]) - таково было имя первосвященника, в нарушение закона приказавшего бить апостола Павла по устам. Потому переименованного апостолом в «подбелённую стену», то есть рухлядь, сверху прикрытую обманчивой видимостью исправности и крепости, а изнутри грозящую бедой и разрухой. По имени и служению призванного нести благодатью Божьей в общество крепость, красоту и славу, а в реальности делавшего отступлением от Бога и Его порядка себя и общество ничтожным, немощным и уязвимым со стороны зла. О таком ужасающем сквернами состоянии говорил пророк Исаия (Ис.1:2-15,21-23,30,31), таковых служителей Церкви и Отечества Христос называл «окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27). «Окрашенными», в церковнославянском тексте «повапленными», то есть покрытыми белой известью, вапном, о чем говорит и апостол Павел. О чем нам следует помнить, чтобы не обольститься белоснежностью вида черной сущности чего-либо, «потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14).

Такой внешний лоск бывает в обществе, пораженном коррупцией, как ржавчиной — металлическое изделие, держащееся не на внутренней силе стали, а на слое внешней краски, при даже незначительном воздействии распадающееся в прах, как трухлявый пень. Создаются такие «чучела и гробы» действиями, указанными, в частности, в Разделе X УК РФ «Преступления против государственной власти», с их весьма отягчающими пред Богом обстоятельствами использования в совершении преступлений от Него полученной власти. А также и иными правонарушениями. Например, осуществлением торговли без контрольно-кассовой техники, где это требуется, что позволяет уклоняться от налогов и учета движения денежных средств. Или нарушением работы весов и мер, о чем предупреждает Мудрость: «Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч.11:1). Или превышением в ряде случаев ограничиваемой торговой наценки, то есть лихоимством (Иез.22:12). В отступлении от вышнего порядка питая бурным ростом расцветающую на такой почве вполне земную, но и водимую падшими духами и истребляемую Богом организованную преступность.

Что в общем со стороны нечестивого общества является открытым и наглым проявлением правового нигилизма, в свою очередь — распространением отравы для неутверждённых в вере и правде душ, тлетворным влиянием развращающей образовательной среды в процессе воспитания подрастающего поколения. Отнюдь не добавляющей крепости в таком случае стремящемуся к состоянию «трухлявых пней» государственному управлению с его при этом загнивающей экономикой, такой же немощной обороноспособностью, провоцирующей своей никчемностью нападения извне, и безопасностью, представляющей собой первый источник опасности и беды для любого отечества и международного сообщества. Именно такое управление смрадом своего гноя навлекает на себя нападения роев желающих поглотить всё насекомых и падших духов, находится и под рукой весьма разгневанного Бога, строго карающего всех упорствующих во грехах и беззакониях, но любящего миловать кающихся.

23:4,5

Что делать в таких ситуациях? Из правильного определения проблемы, её причины, сущности и структуры вытекает и наилучшее решение. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф.5:10,11), - наставляет апостол, указывая не источник и основание всего доброго, да и самой жизни человека. А его же и укоряют присутствующие в синедрионе, что он неподобающе для человека с чистой совестью поносит первосвященника Божия. Что апостол поясняет добросовестным заблуждением, незнанием того, что нарушитель порядка является первосвященником, что удивительно и не должно быть присуще священнику. И подтверждает свою приверженность порядку Божию: «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх.22:28). Потому что преступный ответ на преступное поведение, скоропалительно осуждающий и тут же исполняющий приговор, является разрушительным для чести, достоинства и деловой репутации человека, может также быть наносящим ущерб его здоровью или имуществу, в любом случае, без достаточного воспитательного компонента, не добавляет никакому человеку, обществу и государству крепости, а еще более усугубляет его падшее, преступное и разрушающееся состояние.

Христос Спаситель же наставляет нас в добром поведении во всем, в том числе и в обличении, критика которого должна быть воспитательной, исправительной и конструктивной, то есть восстанавливающей, созидающей и укрепляющей, вначале научающей неразумных порядку Божию, а затем наполняющей их смиренные и поумневшие души силой. Не стимулируя злодейское, суть погибельное, самоистребляющее поведение и не уничтожая злодея при первой возможности, как то делают подельники сатаны, который «был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины... говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Но находя у согрешившего, оступившегося человека самое малое доброе, развивая его к жизни, процветанию и успеху в добрых делах, при этом и освобождая от скверного, по слову Господню: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мф.12:20). Во-первых, суду в душе человека, укрепляющегося в рассудительности и совестливости, а затем и в остальной его жизни, направляемой Богом во святом Православии в вечность.

Однако каждому обличителю для такого благого участия в жизни ближнего, человека и общества, утверждения в нем вышнего порядка, мира и плодотворности, необходим достаточный уровень зрелости, во-первых, духовной. Чтобы для начала услышать и исполнить заповедь Христову: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:5). Так от бесплодных дел тьмы, приобщаясь к плодотворным делам Божьим, себе и своей семье на укрепление, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу, благими примерами и плодами до краев земли, во славу Божью. Еще не совсем зрелых учеников Господь предупреждает: «Многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:12,13). А исполненный Духа Животворящего и пребывающий в возрасте духовного отца апостол Павел говорит коринфянам и всем нам: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). То есть воскресил к вечной жизни.

23:6

«За чаяние воскресения мертвых меня судят» (Деян.23:6), - так возгласил в синедрионе апостол Павел, поясняя истинную причину его задержания и нахождения под судом у синедриона и под стражей у римлян. Трудился при этом Павел во имя Христа Спасителя, то есть Его властью и силой, и обретал соответствующие результаты действия в его жизни дарующей жизнь благодати Божией. По слову Христа: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12,13). Глубже понять единство процесса возрождения и воскрешения человека во Христе, с последующим обретением им власти человека Божия и уделов для труда и управления можно из слов апостола Христова, Павла: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… и воскресил с Ним» (Еф.2:4-6). Только в таком возрожденном и движущимся по пути к зрелости духовном состоянии человек может быть частью Церкви, Тела и Дома Божия, частью Православной Культуры, познавая и исполняя там волю Божью. Поступая в соответствии с законом, действуя силой любви обитающего в нем Бога и обретая созидаемые вместе с Богом многие плоды, силу и крепость души и семьи, неизменно принося пользу Церкви и Отечеству, мир — всякому человеку и народу, а Богу — славу.

23:7-9

Христос Спаситель заповедует всем любить друг друга, указывая, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Однако не знающие Христа Бога не могут ни понять, ни исполнить эту заповедь, как о том и предупреждает Господь: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Потому вместо сотрудничества под главой Христа Спасителя и поставленных Им лиц истребляют один другого, ведомые в смерть своими особо буйными вожаками. Соответственно доныне верно и актуально слово Христа Его ученикам и труженикам: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.15:20). Народу же Божию не должно при этом навязывать окружающему обществу своеволия и собственные сочинения о должном порядке, а необходимо наставлять в послушании Всемогущему Богу Отцу, Его открывающемуся во Христе и Святом Православии гласу и порядку. И в таком причастии Христу Богу и Его Церкви иметь дерзновение к Богу просить по воле Его, зная, что Он слушает нас и дарует просимое (1Ин.5:14,15)). Чтобы на этом нелёгком, но богоугодном и блаженном во Христе Спасителе пути противостояния злу и смерти, их носителям, падшим духам и людям, всегда в блаженстве слышать в свой адрес: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4:4).

23:10

Апостол Павел был гражданином Рима, поддерживал его власть в рамках закона Божия и сам пользовался благами этой власти. Но оставался верным своему по плоти народу, всегда пребывая в верности Христу Спасителю Богу и Его Церкви. Как в том наставляет Господь устами апостола Петра: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1Петр.2:17). Если вы боитесь, любите и почитаете Бога, то должны уважать и того, которого поставил Бог, - поясняет святитель Филарет в Слове в день тезоименитства благоверного Государя Александра Николаевича (1832). Отмечая, что апостол Петр так повелевает в послании не от взаимной выгоды и благодарности царю Ироду, пытавшемуся его казнить, но в угождении даровавшему ему власть Христу Царю Богу, в служении своему народу, в заботе о должном созидании и поддержании в нем вышнего порядка и мира, всеобщего благоденствия, при этом во спасение верных Христу и Его Церкви в жизнь вечную, во славу Божью. «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1Тим.2:1,2), - пишет апостол Павел. В понимании того, что «противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:2). При том что наказываются Богом все, а начальствующие — более всех, как получившие больше власти. Потому что у Бога нет лицеприятия, но есть ко всем Его неисчерпаемая и вечная любовь Отчая, которую нам должно смиренно принять для своего и многих спасения в жизнь вечную.

23:11

Мыслил, поступал и учил так апостол, потому и услышал от Бога: «Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян.23:11). Подобно призывая к дерзновению, обращается однажды Бог к пророку Иезекиилю, посылая его во Святом Духе первым из небесного и земного воинства против злодеев Израиля, нечестиво восставших на Господа, с их во грехах заскорузлыми, окаменевшими сердцами и твердыми для восприятия правды лбами. Говорит пророку: «Я сделал и твое лице крепким против лиц их, и твое чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их и не страшись перед лицем их, ибо они мятежный дом» (Иез.3:8,9). Так же и нам, чтобы иметь успешное, в жизнь вечную дерзновение и в нём здравие духа, души и тела, процветание всякой семьи и отечества, мира между народами, должно быть глубоко смиренными Богу Отцу Вседержителю, Творцу и Промыслителю мира, Спасителю человека, и Его Церкви, Телу Христа и Дому Божию, её вероучению и духовной жизни, каноническому порядку и управлению. В блаженном и разумном исполнении повеления: «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности… Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим.6:13,19).

Итак, воля Божия, чтобы каждый человек и общество удалялись от состояния «подбелённых стен», приукрашенной рухляди, готовой в любой момент развалиться, но становились в доброй совести крепкими, как алмаз и сталь причастниками Христу Богу и Его Церкви Православной, Телу Христа и Дому Божию, возрождёнными и воскрешёнными любовью Отца Небесного посредством Его Слова Божьего и Духа Святого. Наставленными в святой вере и жизни, в от Бога правде и порядке, суде и милости, познающими и дерзновенно исполняющими волю Божию в стенах Церкви и в границах своего Отечества, и так же, как истинные миротворцы, сыны Божии, на просторах всего мирового сообщества, до краёв земли. Способными развиваться и быть плодотворными в духовности и нравственности, в хозяйствовании и управлении, в отношениях с Богом и ближним. Всегда — в слушании, понимании и исполнении Слова Божия каждый человек и народ в личной, семейной и общественной сферах. В обретении благ века сего и будущего жизни вечной, во славу Божью.

_____________________________________

Задание урока выше

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом посредством Его Церкви даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике кратко записать открываемую в зачале истину о необходимости покаяния и оставления грехов, делающих человека и общество рухлядью «подбелённых стен». В понимании необходимости и в то же время особой радости держать себя в рамках правды и порядка Божия, в доброй пред Богом совести, в том числе ни в каком действии не преступая границы дозволенного, не в падая в сферу преступности, суть пути в вечное отделение от Бога, посрамление, муки и смерть. Тому же, во-первых, своим примером учить своих детей, стремясь к наилучшему в причастии Христу Спасителю и Богу, Его Православной Церкви и Культуре.

Составить основные вопросы зачала с использованием дополнительных мест Святого Писания и кратко ответить на них. Ответить на вопросы по чтению Святого Писания сегодняшнего дня.

Обосновать необходимость знания законов государственного управления, в том числе, например, Уголовного кодекса России, для укрепления духовной, экономической и политической мощи Отечества, его обороноспособности и безопасности, как части пути и личного спасения к процветанию, крепости и успеху, в жизнь вечную во Христе и Его Святой Церкви.

Выучить пересказ близко к тексту или наизусть текст и его место в Библии: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него» (1Ин.5:14,15).

Уметь близко к тексту с пояснениями излагать изученное в уроке зачало.

Во спасение своё и многих ко благам века сего и будущего жизни вечной, во славу Божию.

Опубликовано: 2023.06.03

 

(Продолжение следует)

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru.

Опубликовано: 2022.04.28.
Редакция: 2023.06.03.

Калашников Ю.В. Деяния святых Апостолов (размышления, уроки). [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/nt/55act.htm, (дата обновления: 2023.06.03).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ.
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2022-2023