ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул / Православие в основании общеобразовательной школы / Введение в Православие /
Определение
богослужения

 



ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»
(для взрослых)

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

Определение богослужения

… Иисус говорит ему:
отойди от Меня, сатана, ибо написано:
Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол,
и се, Ангелы приступили и служили Ему. (Мф.4:10,11)

Перед сотворением человека Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). А затем и сотворил запланированное – человека, чтобы он был носителем образа и подобия Бога и владел всею землею с её обитателями. Исполнение этого замысла Божия является установленным Богом служением Ему человека – богослужением, в широком смысле значения этого термина.

В Эдемском саду после сотворения человека Господь повелевает Адаму возделывать и хранить сад (Быт.2:15). После грехопадения человека и изгнания его Богом из Эдемского сада от древа вечной жизни он поселяется Господом на проклятой за его грех, приносящей ему тернии и волчицы земле (Быт.3:17-23), чтобы также возделывать её, но уже не в блаженстве единства с Богом, а в скорбях богоотступничества. Первому братоубийце возделывателю земли Каину Господь говорит, что за его страшный грех земля не станет давать ему силы, и будет он скитальцем на ней (Быт.4:12).

Через несколько тысячелетий верному Аврааму Господь предсказывает, что его потомки «будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Быт.15:13). Никогда не оставляющий в бедах человека Господь по прошествии четырехсот лет обращается у горы Хорив к Моисею, обещает укрепить его Своим присутствием и силой  и говорит ему: «Ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх.3:12). А фараону в Египте Господь повелевает, о Моисее и его народе: «Отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение», и предупреждает, на случай сопротивления: «Я убью сына твоего, первенца…» (Исх.4:23).

Все подчеркнутые в тексте предыдущих абзацев слова «возделывать, держать в рабстве, служить человеку или Богу» в оригинальном тексте Святого Писания обозначаются одним словом с соответствующим общим значением – управлять землей, человеком или обществом [1]. Господь при этом повелевает, даже в служении человеку, всегда в конечном результате служить Богу. То есть служить в соответствии с Его правдой и законом, исполняя Его волю, действуя от Его имени (во имя Его), и вкушать плоды своего с Богом труда. Через пророка Малахию Владыка мира обещает каждому человеку и обществу в свое время показать «различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал.3:18).

Пересказывая в Иерусалиме историю Спасения народа Божия, святой Архидиакон Стефан говорит, что Бог произведет «суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Ему на сем месте» (Деян.7:7). В искушении после сорокадневного поста Христос отвечает сатане: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10). Но противящиеся Христу и Богу нечестивые, отвергнувшие прославление Бога повиновением Ему и вещанием Его Истины, «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1:25). Этих богоотступников Господь предал в их нечистоты века нынешнего и ввергает в озеро огненное в Последний Судный день, в возмездие за отступление от их Творца и Бога. Использованное в приведенных выше цитатах из Нового Завета слово «служить» обозначает то же, что и аналогичное из Писаний Ветхого Завета, но применяется в отношении исключительно служения Богу [2].

Во Христе Спасителе и Писаниях Нового Завета Бог продолжает открывать Себя служащим человеку, говорит устами Христа: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). «Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф.25:44), - спрашивают у Господа ввергаемые в вечные муки нечестивые, не ходившие путями Христа, никогда не заботившиеся о находящемся в нужде ближнем, всякий из которых суть дитя Божие. Слово «служить» [3] из приведенных цитат в оригинальном тексте Нового Завета обозначает служение человеку, но, как видим, в познании и исполнении благой человеку воли Божией, во имя Господне, то есть в служении таким путем Богу.

В результате человеку, смиренно и разумно служащему Богу и ближнему, и самому приходят блага сего и будущего века и жизнь вечная, а Богу при этом – вечная слава. По слову Апостола: «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1Тим.3:13). Как Христос Спаситель предупреждает о том, что нечестивые пойдут в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную (Мф.25:46).

Вся жизнь человека по замыслу Творца является вечным служением Ему, как Богу. При этом Апостол говорит, что Бог Творец Вседержитель неба и земли обитает, не в сотворенных человеком храмах и «не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:24,25). И далее в Апостоле Господь открывает потерявшимся от Бога народам цель их существования – «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27). В этом тексте и во всем Писании и Предании Церкви Христос, пророки и апостолы учат, что конечной целью служения Богу непосредственно и посредством служения Его творению, в том числе, человеку, является вечное и благое единство каждого человека с Богом.

В таких поисках Бога, пути возвращения к Нему, обретения Его целительной силы и блаженной жизни помогает человеку особое обращение к Господу, выражающее к Нему почтение, как к Богу Отцу Вседержителю Промыслителю мира и Спасителю человека, - призывание Его имени. «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис.43:11), - говорит Бог устами верного пророка Исаии. Потому что это Он служением Христа спасает первого грешника Адама и Еву от смерти, а после – и всё человечество, одних для жизни века нынешнего, а смиренных Ему во Христе – также и для жизни вечной. Пролитая тогда кровь животных, из шкур которых Господь изготавливает Адаму и Еве одежды, впервые в истории указывает на спасительную всем Кровь Христа Сына Божия.

Затем Господь Бог открывается грешному человеку, во Христе восприняв тленную плоть грешного человека, чтобы смиренные Богу души избавить от греха и смерти, при этом тленную плоть возвести в нетление вечной жизни. Его служением Спасения человека в вечную жизнь, включающем проповедь Евангелия, искупительную жертву на Голгофском Кресте, Воскресение к жизни и Вознесение на небеса, восседание там одесную Бога и служение Ходатайства за грешников. До прихода Христа человек жил верою в будущего Мессию, а после – верою в приходившего Христа Спасителя и снова грядущего судить мир, чтобы навсегда спасти верных не только от власти и влияния греха, но и от его присутствия рядом. Эта вера Божия никогда не постыжает человека и неизменно вводит верных в небеса к Богу и уже ныне – в потоки истекающей из под Его престола реки жизни, где «ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр.22:1-3; Иер.17:7,8).

Служение падшего, но и возвращающегося к Богу человека начинается на земле, а затем длится вечно в небесах. Начинается первыми Адамом и Евой в исполнении повеления Божия плодиться  и размножаться. Продолжается Евой, исповедующей в своей семье Бога Источником жизни, даятелем детей (Быт.4:1). Далее совершается первыми детьми, Каином и Авелем, принесшими Богу дары от своих плодов земледелия и животноводства. При этом Господь принимает дар Авеля, а дар Каина будущего братоубийцы отвергает. Но не ввергает его тот час в погибель, а еще наставляет в праведности и любви, единственно угодной Богу во всяком Ему служении. Как учит Апостол: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3). После рождения у Адама и Евы от Сифа внук Еноса (Человека немощного) начали в увеличившейся семье Адама призывать имя Господа, познав в Нем истинный Источник жизни, её силы и благ.

Ходившего перед Богом, то есть праведно и свято служившего Богу Еноха, потомка Сифа, Господь первым из рода человеческого восхитил на небеса, не дав увидеть ему смерти. Так открыв всему человечеству истину о вечной жизни, даруемой Богом душам, благочестиво и верно служащим Ему. Истину о благодатной, дарованной свыше каждому человеку возможности возвратиться обратно в вечное единство с Богом Творцом и Промыслителм мира Спасителем человека, но только в хождении пред Его лицом. Как ныне Православная Церковь и научает человека, стоять и служить Богу перед Его святыми образами во храмах и своих обителях, а затем и во всей жизни продолжать служение Творцу и Его Творению, но уже перед первообразом, реальным лицом Небесного Бога, Христа Спасителя, Пренепорочной Марии Девы Богордицы, богоносных и преподобных отцов и всех святых небесных и земных.

В Нагорной проповеди Христос учит нас настоящему служению ближнему и Богу в сотворении добрых, угодных Богу и благих человеку дел: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Богослужение (в широком смысле, обычно называется служением Богу) – служение человека Богу Творцу и Промыслителю мира Спасителю человека, по Божию от сотворения замыслу и открываемой всему человечеству и каждому человеку Его воле, правде и закону, Его высшим судом и милостью, в заботе Божией благодатью, любовью и добрыми делами о себе и ближнем, о жизни вечной во Христе Спасителе и Боге и о её благах нынешнего и будущего века, всё это совершая во славу Божию.

В таком размышлении приходит понимание смысла единого, но в то же время и многогранного богослужения, служения Богу Отцу Вседержителю лично и посредством служения Его Творению. Но всегда совершаемого Его благодатью, силой, мудростью и любовью. В состоянии благоговения, являются святые помыслы и чувства человека, призывается имя Бога, которое отражает Его вышние качества и достоинства. При этом используется язык – особая система знаков и символов, воспринимаемых, понимаемых и воспроизводимых лицами, общающимися в богослужении с Богом и ближним. Эти знаки и символы языка могут быть слышимыми или видимыми, воспринимаемыми на ощупь и на вкус, и так далее… но все без исключения должны принадлежать языку Слова Божия, чтобы вести человека в единство с Богом, к обретению Его жизни и вечных благ.

Человек именует все вещи его окружения, общаясь, во-первых, с Богом с мига Его личного обращения к Адаму, с последующим повелением дать имена всем животным, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:19). В этом процессе именования во времена Ветхого Завета служение называлось одним словом, имеющим два оттенка значения и употребляющимся в двух случаях, служения Богу или служения человеку. В языке Нового Завета эти два вида служения обрели каждое по соответственному наименованию. Одно стало обозначать непосредственное служение Богу, другое – непосредственное служение человеку во славу Божию.

Возделывание удела Эдемского сада и именование в нем вещей, упорядоченное общение с Богом и ближним, являются неотъемлемыми частями единого повеления Господа Адаму – управлять своим уделом, имеют одно современное название – созидание культуры. Это название обрело такое звучание в результате того, что для возделывания земли с древних времен и поныне в разных вариантах используется особый режущий инструмент – мотыга или соха, плуг и т.д., с античности именуемый culter лат. – нож. Произведение труда, полученное с его использованием в земледелии стали называть сельскохозяйственной культурой, а причастного к этому процессу человека – «культурным». То есть умеющим познавать, благо исполнять и хранить порядок Божий в своей жизни, при этом в почтении к Богу и Его мудростью использовать совершенствуемые орудия труда и воинстования.

Как Творец и Промыслитель мира Спаситель человека, Бог является всегда первым лицом в созидании Православной культуры человеческого общества. А поклонение Ему человека, во Христе смиренно познающего и исполняющего Его волю, действующего Его благодатью, мудростью и силой, во всем – любовью, делает верных причастниками божественного действия сотворения этой культуры, порядка общения и жизни всего общества, обретения, распределения и потребления её плодов, спасения в вечную жизнь и славу Божию.

При этом из всей культуры выделяется деятельность особого духовного поклонения человека Богу, почитания Его святынь, выражающую в знаковой и символической форме внутреннее отношение к Богу и духовному миру, представляющую собой специфический язык богослужения и называемую культом. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:23,24), - говорит Христос. Соответственно православное богослужение, как общее, так и культовое, состоит из двух неразрывных частей: явной, видимой и понимаемой, а также таинственной, сокрытой в духовном мире. Видимая часть всегда явно соответствует открываемой Богом во Христе и Церкви истине, Слову Божию, воспринимаемому и реализуемому в жизни и богослужении смиренным Ему народом. Таинственная часть скрыта в невидимом духовном мире и принадлежит действию Святого Духа, о котором мы можем знать только из Слова Божия и результатов благоговейного и верного поклонения человека Богу в духе и истине.

Формой и содержанием культовой богослужебной деятельности Церкви является ритуал (лат. ritus – религиозный обряд, церемониал, обычай) – установленный внешний и внутренний порядок сложного символического поведения, система речевых, двигательных и иных действий, выражающая духовные и общественные культурные отношения, ценности и нравственные нормы, являющаяся также и исторически сформировавшимся методом воспитания. Кроме религиозной сферы значительно облегчающий общение ритуал существует также и в иных общественных институтах и отношениях, например, этикет обыденного или иного общения, в том числе, и православный, военный церемониал, дипломатический протокол, и т.д. Как обычай, ритуал является частью правовой системы общества, в том числе, канонического и церковного права.

Богослужение (культовое, в обычном употреблении этого термина) – особое служение человека Богу Творцу и Промыслителю мира Спасителю человека, выражающее в соответствующем богослужебном (культовом) языке его веру, благоговейное смирение Богу в познании и исполнении Его от сотворения мира замысла и открываемой всему человечеству и каждому человеку Его воли, правды и закона, Его высшего суда и милости, в заботе Божией благодатью и любовью о себе и ближнем, об обретении и хранении жизни вечной во Христе Спасителе и Боге, о её благах нынешнего и будущего века, о явлении во всем славы Божией.

Чем заниматься человеку, чтобы его дело было угодно Богу и прославляло Его? – спрашивает Христа народ. На что Господь отвечает: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:28,29). С такой веры Божией начинается смиренное Богу и благое человеку всякое помышление и чувство, затем слово и дело. В вере наставляет Господь первого человека и поныне – весь род человеческий. Смиренные Богу родители, Крещая младенца в Церкви, обещают наставить его во святой Православной вере и затем исполняют обещанное. Приносят первый раз в младенца храм и вводят его в Царство Божие, соединяют с Богом в Духе и Слове Божием, совершают Таинство Крещения в Тело Христа и затем закрепляют единение в Таинстве Причастия Христу и Его жизни, совершенствуют в последующем служении Богу и ближнему.

С умножением народа усложнялась структура устройства его общества, соответственные отношения человека с ближним и этим обществом, а также и с Богом. В том числе, усложнялось богослужение. Так вначале Господь сотворил Адама, а затем – Еву и институт семьи, потом даровал им детей и родственные, родовые отношения, затем возникло общество с его институтами народного хозяйства, местного и государственного управления в распределении труда и его результатов, обязанностей, власти и ответственности его участников. Соответственно усложнялась культовая богослужебная деятельность и её институты. Вначале почтение Бога совершалось только в душе и смиренной жизни Адама и Евы, затем – в словах их благодарности за детей и в призывах Его имени и благ в свою жизнь в семье и обществе. В семье и роде богослужение совершалось её главой, а в развивающемся обществе – уже особо выделенной для этого группой лиц с исключительным правом священнодействия.

Со времен Каина и Авеля богослужение начало проводиться в форме ритуальных действий благодарственного и умилостивляющего жертвоприношения Богу. До Христа Спасителя оно совершалось, как прообраз Его будущего служения, исполненного в назначенное Богом время единократным принесением Беспорочного Агнца в жертву искупления грехов всего мира. После Воскресения, Вознесения на небеса Христа Спасителя и по его Ходатайству Сошествия Святого Духа на Церковь эта Жертва ныне вспоминается в Евхаристии Таинстве (Благодарения) Православной Церкви, во всей совокупности богослужения, и так будет до Второго Пришествия. Как то Господь устами Моисея при исходе из египетского рабства в свободу народа Божия повелевает святому народу вкушать Агнца: «Да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное» (Исх.12:14). Как повелевает Христос в Евангелии и  подтверждает в Апостоле: «… Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:25,26).

Праздником праздников Церкви Православной является Пасха Христова. Потому что Христом «создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16,17). «Воскресе́ния день, просвети́мся, лю́дие. Па́сха, Госпо́дня Па́сха, от сме́рти бо к жи́зни, и от земли́ к небеси́, Христо́с Бог нас преведе́, побе́дную пою́щия», - звучит в пасхальном богослужении [4]. Так в Крестном подвиге Христа и в Его исполненной Святого Духа и Слова Божия Новозаветной Церкви открывается полнота Христова Божия, особенное и неповторимое Божие человеколюбие. От служения Христа Спасителя на Кресте и в небесах одесную Бога течет во времени и пространстве богослужение Церкви, расширяется и углубляется с выделением священства, становится непрерывным суточным, недельным, годовым и вечным, в чудном разнообразии их пересекающихся циклов, в великолепии убранства и архитектуры святых православных храмов и величии града небесного Божия.

Во Христе, как учит Апостол, «обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти… В Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи…» (Кол.2:9-13). Потому без Церкви нет Спасения. Происходит же это Спасение в чудном возрождение из мертвых во грехах к вечной жизни, её здравию, праведности и благам нынешнего и будущего века, только в причастии Христу и Его Телу и Дому Божию – единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, в служении Богу и миру Его вышней благодатью, в вечном блаженстве и славе Божией.

То, как от создания мира возникло и развивалось богослужение народа Господня, выкристаллизовывалось его содержание и структура, каким оно является ныне, как влияет на отношения человека с Богом и ближним, как в этом богослужении открывается смиренным человеколюбие, благодать и слава Божия, более подробно будет рассмотрено в следующих разделах и уроках данного курса.

Вопросы для обсуждения и контроля усвоения материала

Кокой замысел относительно человека до его сотворения имел Господь? И что является служением человека его Богу Творцу?

Что поручает Господь Адаму после сотворения? Кем был Каин?

Что Господь предсказывает верному Аврааму, повелевает Моисею и фараону?

В чем формальное и сущностное сходство возделывания земли с порабощением потомков Авраама в Египте, служением человеку и Богу?

Чем и как должен управлять человек в служении Богу?

Как именуются служащие и  не служащие Богу?

В чем благо человеку и от чего приходят беды?

Как к служению относится Христос?

Какие основные направления служения выделяет Священное Писание?

В чем суть полноты и истинности служения человека Богу?

Нуждается ли в чем-либо Бог?

В чем цель жизни потерявшегося от Бога человека?

Кто способен спасти человека в единство с Богом, даруемой Им вечной жизнью, её здравием и блаженством?

Зачем человеку знать имя Бога?

Кто и как, от чего и для чего спасает павшего во грех человека?

В чем суть спасительной веры человека Ветхого Завета и в чем – Нового?

Когда и как человек приобщается к небесным потокам реки жизни (Откр.22:1-5; Иер.17:7,8)?

Как служили Богу Адам и Ева, Авель и Каин? И что является самым важным в служении Богу?

В чем суть, содержание, последовательность и результат хождения человека пред Богом?

Каково определение термина «богослужение», в общем смысле?

Что такое язык, как часть культуры?

Каково происхождение и суть терминов культура и культ?

Каково определение термина «богослужение», в культовом аспекте?

Какое дело является Божиим, и как его призван исполнить человек?

Что такое ритуал и каково его назначение?

Как изменяется служение Богу человека в истории?

Почему Пасха является Праздником праздников?

Почему без Церкви нет Спасения?

Какое место в Спасении человека занимает богослужение?

 

Опубликовано: 2015.08.06
Редакция: 2015.08.07

 

 (Проект в работе)

 


Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Опубликовано: 2015.08.06
Редакция: 2015.08.07

Калашников Ю.В. Предмет «Введение в Православие». Модуль «Определение богослужения». Проект. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/hist.htm (дата обновления:  2015.08.07).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2015  

 

 

 



[1] דבע (абад) (евр.) – возделывать, трудиться, порабощать, принуждать к работе, служить.

[2] Λατρεύω (латреуо) (греч.) – служить (слово в Писании употребляется в действиях по отношению к Богу).

[3] Διακονέω (диаконео) (греч.) – служить человеку или обществу, заботиться, подавать на стол, нести служение диакона.

[4]ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ. Неделя святыя Пасхи. На утрени. Канон, глас 1. Песнь 1. Ирмос.