Христос – Мир наш / каталог / исследования

Предисловие к разделу «Исследования»

 
… Всегда ищите добра и друг другу и всем.
 Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.
За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте.
Все испытывайте, хорошего держитесь.
Удерживайтесь от всякого рода зла.
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте,
и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока
в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1Фесс.5:15-23)


Господь всегда призывает нас искать добра и блага для всего окружающего, в послушном исполнении Божьих повелений, которые весьма просты, но единственно ведут к святости и успеху и, самое важное, к цели, приготовленной для нас Спасителем, – в жизнь вечную. Перечислим эти приказания Божьи, осознаем Его волю для нас, открываемую во Христе Иисусе и Святом Православии, и поразмыслим, как эта воля Божья должна быть реализована в нашей жизни, в научных и богословских исследованиях, в том числе, и в тех, которые и научно, и популярно излагаются в этом разделе сайта.

… Всегда ищите добра и друг другу и всем…

Добродетель – труд человека, приносящего пользу окружающему миру: Творцу и Его творению, себе и ближнему, начиная от своих родителей, супругов, детей и всякой душе, до края земли. И воздающего при этом славу Богу, источнику всякого добра и блага.

… Всегда радуйтесь…

Радость – особенное состояние души человека, исполненного осознанием достижимости поставленных целей, для детей Божьих заключающихся в подражании своему Отцу Небесному – Творцу всего видимого и невидимого, Промыслителю и Владыке, поддерживающему всё созданное Им в должном порядке. Радость всегда следует за детьми Божьими, которые блаженствуют, вторя своему Отцу, также творя и наслаждаясь и самим процессом творчества, и его плодами.

… Непрестанно молитесь…

Молитва – общение с Богом, когда мы открываем Ему своё сердце, наполненное мыслями и чувствами, вопросами и желаниями, всеми, очень разными, прекрасными и достойными, а также неприглядными и весьма грешными, и часто отвратительными для Господа. Делаем это в доверии к Тому, Который в полноте Любящий, Мудрый и Могущественный, чтобы понять нас и дать нам самый лучший ответ.

… За все благодарите…

Благодарение – следствие страха Божьего, поселившегося в сердце человека, и приходящей в результате этого мудрости послушания наставлениям и заповедям Господним, всегда ведущим к благодатным дарам, делающим нас счастливыми и благодарными Отцу Небесному.

… Духа не угашайте…

Послушание Духу Святому – умение человека слушать, понимать и исполнять повеления Бога, приходящего лично, таинственно Духом и явно Словом. А также действующим посредством Священного Писания и Церкви Христовой, научающим через любящих родителей и мудрых наставников, дисциплинирующим трудом руководителей и начальников в обществе.

… Пророчества не уничижайте…

Уважение пророчества – отношение к вернейшему пророческому слову, Святому Писанию, как богодухновенному, истинному, полному, в высшей степени авторитетному для созидания нашей веры и жизни, истолковываемому в свете истины учения Церкви Христовой.

… Все испытывайте…

Испытание всего – проверка всего на соответствие Правде Божьей, открываемой посредством апостолов, пророков, во Христе Иисусе, в исследовании Священного Писания, в учении Церкви, в научном понимании всех областей Божьего творения. Залог умения из ничтожного выделять драгоценное, не пропуская важного, определяя приоритетное, отвергая ложное, истинно постигая сущее.

… Хорошего держитесь…

Выбор хорошего – принятие в свою жизнь всего, дарованного Господом, истинно полезного, ведущего нас к плодотворности и вечным благам.

… Удерживайтесь от всякого рода зла…

Неприятие злодейства – использование в своей жизни в качестве методов, приёмов и инструментов только того, что есть добро и созидает доброе, приносит человеку и обществу благо. Это повеление Господне реализуется в умении побеждать зло добром.

… Сам же Бог мира да освятит вас…

Принятие даруемого Христом совершенства и святости – способность человека, уповающего на Господа, в первую очередь и наилучшим образом, исполнять волю Божью и в этом труде быть исцеляемым, совершенствуемым и освящаемым Христом.

… Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока
в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Надежда на действие Господне, созидающее в верных Ему душах целостность, единство человека с Богом, исцеление духа, души и тела, в их гармонии и совершенстве, завершение которого состоится во Второе пришествие Христа. В Судный День, когда воскреснут все и нечестивые, и благочестивые, но в Небеса войдут только верные своему Спасителю, в обновлённых и преображенных телах, созижденных Творцом для вечного с Ним единства.

 
Во свете Христовых повелений научно-исследовательская деятельность - суть познание Творца и Его творения, во всём разнообразии проявлений окружающего нас бытия, частью которого являемся мы сами.

Первое и основное, что открывает нам Господь для успешной деятельности и научных исследований, в частности, - важность обретения спасения в жизнь вечную. Обязывающее нас так заниматься наукой, чтобы нам не только не потерять благодать Божью, но всё более и более принимать её, совершая труд Господень. Который должен быть направлен на благо каждой душе человеческой и всему обществу, а также и всему окружающего нас неживому и живому творению Божьему. Целью такого труда является созидание мира Божьего – особенной гармонии отношений человека с Богом во Христе Иисусе и Святом Православии, человека с его ближним, и со всем обществом: с ближайшим окружением – его семьёй, приходом Православной Церкви, трудовым коллективом, соседями, и далее и далее… с Отечеством, со всем человечеством. То есть созидание добра для всех и каждого.

Суть добродетели, к которой мы призываемся Господом, – особенное соотношение заботы об отдельной душе и окружающем её обществе, которое приносит всем благо. Отсюда вытекает и то, что весьма благодатным является такое понимание и реализация личных и общественных, индивидуальных и национальных интересов, которые несут добро каждой душе этого народа и всему окружающему мировому сообществу. Это цель, которую Господь ставит во главу угла всех общественных отношений, и предупреждает, что достичь её без Бога самому человеку или какой бы то ни было, даже «развитой», цивилизации невозможно, потому что её нужно видеть и понимать. А цель эта – вечное единство с нашим Господом. От Него мы получаем благословение и обретение мира Божьего, но не личными усилиями, а в совместном труде с нашим Творцом, источником всякого добра и блага, мудрости и совершенства, и с Его Церковью Христовой, где Господь открывается нам во Христе и Его Слове, всей совокупности Священного Писания и предания Православной Церкви.

Имея такую надежду и знание истинного Владыки всего и Руководителя любого изыскания, включая и научное, мы не можем не радоваться и в самом процессе созидания нового знания, в постижении истины, открываемой нам Творцом, и в обретении положительных результатов, удовлетворяющих насущные потребности всего общества и славящие их Подателя и нашего Спасителя, выведшего нас из тьмы глупости и хаоса во свет правды, любви и благоустройства Божьего. Приходящая таким образом к нам радость всегда сопровождается благодарность Отцу Небесному за эти все Его благодеяния.

Повторить высказывание известного любому школьнику ученого из глубокой древности Пифагора: «Не я изобретаю, но Бог открывает мне Свои законы», - может каждый, кто умеет в молитве обращаться к Богу, а потом внимательно слушать, смотреть и понимать то, что Господь открывает ему лично Духом Святым, через пророческое слово Церкви Христовой, через природу и её мудрых исследователей и результата, воплощенного в Православии. Не приписывая себе «чужое творчество», но всегда благодаря своего Отца Небесного за Его дары мудрости и откровения о Себе как Творце и Промыслителе и о Своем творении, во всём его разнообразии и глубине, величии и красоте, о всём том, что так чудно созиждила Его рука.

При всём великолепии окружающего нас творения Божьего, в обществе все же существуют и проблемы, основная из которых заключается в том, что кроме Творца ко всему видимому нами вокруг, еще касалась рука падших духов и ведомых ими человеков.  Но нам дарован свет мудрости и ведения, чтобы стяжать нетленные сокровища добродетели, приходящей от Творца, а не гоняться за грязью падшего мира, исполняться благодати и любви Божьей и дарить их людям, а не распространять смердящие «произведения» нечистых духов и водимых ими душ, утопающих во грехах похотей, гордости и всякого беззакония. «Испытать всё» в научном исследовании – это значит, в просвещении от Слова Божия и Духа Святого ясно увидеть область приложения своего разума, уметь сопоставлять рассматриваемую реальность с эталоном истины Священного Писания, воспринимаемого во свете Священного Предания Православной Церкви, определять проблемы несоответствия и находить Божьи пути и инструменты для их преодоления.

Совершенствуя применяемые в работе орудия (для науки это методология – набор приёмов, средств и методов решения теоретических проблем) мы развиваем и собственные задатки (таланты), и используем культурное наследие нашего общества. Но более всего в этом процессе сами совершенствуемы и освящаемы Господом, если только верны Ему в исполнении Его заповедей и труда, и являемся причастниками Тела Христова Православной Церкви и инструментами в руках Творца и Промыслителя, Владыки и Спасителя нашего.

 
Следует также отметить особенности представляемых работ, отчасти разных стилистически, но имеющих одну общую цель – приведение душ человеческих в послушание Вседержителю, к обретению Его благ и жизни вечной этого и будущего века.

Благовестие Христово проходит красной нитью всех размышлений, построенных на единственно прочном основании авторитета Священного Писания, воспринимаемого во свете Священного Предания, посредством чего Вседержитель являет Себя и Свою волю, правду и закон, суд и милость, открывает пути возвращения к Нему Благому.

Публицистика присутствует в части рассмотрения насущных проблем, как души человека, так и современного общества, пораженного непониманием истины и свободы, отступающего от правды и закона, правопорядка и благоустройства, но все же стремящегося к успеху, процветанию и счастью, как это и заложено Творцом в начале.

Научный стиль помогает дисциплинировать мышление, вообще, и интеллектуальный труд, в частности, как каждому обычному человеку, желающему научиться эффективно мыслить, так и, особенно, исследователю, в его профессиональном становлении и росте. Искусный подбор и использование максимально эффективного комплекта инструментов научного исследования (методологии) позволяет с наименьшими затратами ресурсов в процессе работы добиться максимального результата в её итоге.

Богословский подход, построенный на христианской православной вере, необходим для построения сбалансированного устойчивого мировоззрения человека, являющегося в то же самое время и основным инструментом освоения окружающего мира. «Господь Бог наш, Господь Един есть», - первый пункт в системе законов логики мышления человека, истинно просвещенного светом Божьей правды, укреплённого на всякое доброе дело, в том числе, и научно-исследовательское. Обретаемая при этом мудрость Божья всегда делает человека плодотворным, успешным, ходящим в безопасности среди зла и так, побеждая трудности в верности Творцу, вступающим в вечные Небесные обители.

Использование ссылок на произведения лиц, имеющих различное мировоззрение, в том числе, не являющееся образцом для подражания верным и истинным христианам, может показаться проблематичным и неоправданным. Однако эти труды представляют определённый исследовательский интерес (по крайней мере, для автора, в тот момент) и критически осмысленные могут быть источником фактов и результатов добросовестных исследований, а также могут служить основой для межкультурного диалога, апологетики и размышлений, обязательно хранимых от заблуждений в рамках истины Священного Писания и Предания Православно Церкви Христовой. Образец такого подхода мы видим в Писании, включающем в себя цитаты не только Вседержителя и святых, но и высказывания сатаны, падших духов и нечестивых человеков, не затмивших, но в изложении движимых Духом Святым пророков оттенивших и усиливших красоту Божьей правды, истины и любви.

Следует отметить, что методологической особенностью предлагаемых исследований является не противопоставление богословского и естественнонаучного знания, а поиск основания и точек соприкосновения, формирование системы знания, предназначенного для использования в комплексном решении исследовательских и практических проблем становления зрелого человека и процветающего, плодотворного общества, спасение душ в жизнь вечную. Исходной позицией в одних исследованиях является Библейский текст,  в других – «чистая научная теория», но доказывающая рациональность духовного подхода в решении представленных проблем и излагаемая во свете Библейской истины и христианского православного мировоззрения, сутью которого является любовь к Богу и Его правде, любовь к Церкви Христовой, Святому Православию и ближнему. В этом основа всех исследований и открытий, совершаемых человеком и даруемых Творцом, направленных на благо всего общества, для спасение верных Христу душ и во славу Божью.


… Как написано: не видел того глаз, не слышало ухо,
и не приходило то на сердце человеку,
что приготовил Бог любящим Его.
А нам Бог открыл [это] Духом Своим;
ибо Дух все проницает, и глубины Божии. (1Кор.2:9,10)

 Редакция: 2012.03.04

 

© Калашников Ю.В. 2010, 2012 Правила сайта