Христос – Мир наш / каталог / исследования |
Предисловие к разделу «Исследования»
… Всегда ищите добра и друг другу и всем… Добродетель – труд человека, приносящего пользу окружающему миру: Творцу и Его творению, себе и ближнему, начиная от своих родителей, супругов, детей и всякой душе, до края земли. И воздающего при этом славу Богу, источнику всякого добра и блага. … Всегда радуйтесь… Радость – особенное состояние души человека, исполненного осознанием достижимости поставленных целей, для детей Божьих заключающихся в подражании своему Отцу Небесному – Творцу всего видимого и невидимого, Промыслителю и Владыке, поддерживающему всё созданное Им в должном порядке. Радость всегда следует за детьми Божьими, которые блаженствуют, вторя своему Отцу, также творя и наслаждаясь и самим процессом творчества, и его плодами. … Непрестанно молитесь… Молитва – общение с Богом, когда мы открываем Ему своё сердце, наполненное мыслями и чувствами, вопросами и желаниями, всеми, очень разными, прекрасными и достойными, а также неприглядными и весьма грешными, и часто отвратительными для Господа. Делаем это в доверии к Тому, Который в полноте Любящий, Мудрый и Могущественный, чтобы понять нас и дать нам самый лучший ответ. … За все благодарите… Благодарение – следствие страха Божьего, поселившегося в сердце человека, и приходящей в результате этого мудрости послушания наставлениям и заповедям Господним, всегда ведущим к благодатным дарам, делающим нас счастливыми и благодарными Отцу Небесному. … Духа не угашайте… Послушание Духу Святому – умение человека слушать, понимать и исполнять повеления Бога, приходящего лично, таинственно Духом и явно Словом. А также действующим посредством Священного Писания и Церкви Христовой, научающим через любящих родителей и мудрых наставников, дисциплинирующим трудом руководителей и начальников в обществе. … Пророчества не уничижайте… Уважение пророчества – отношение к вернейшему пророческому слову, Святому Писанию, как богодухновенному, истинному, полному, в высшей степени авторитетному для созидания нашей веры и жизни, истолковываемому в свете истины учения Церкви Христовой. … Все испытывайте… Испытание всего – проверка всего на соответствие Правде Божьей, открываемой посредством апостолов, пророков, во Христе Иисусе, в исследовании Священного Писания, в учении Церкви, в научном понимании всех областей Божьего творения. Залог умения из ничтожного выделять драгоценное, не пропуская важного, определяя приоритетное, отвергая ложное, истинно постигая сущее. … Хорошего держитесь… Выбор хорошего – принятие в свою жизнь всего, дарованного Господом, истинно полезного, ведущего нас к плодотворности и вечным благам. … Удерживайтесь от всякого рода зла… Неприятие злодейства – использование в своей жизни в качестве методов, приёмов и инструментов только того, что есть добро и созидает доброе, приносит человеку и обществу благо. Это повеление Господне реализуется в умении побеждать зло добром. … Сам же Бог мира да освятит вас… Принятие даруемого Христом совершенства и святости – способность человека, уповающего на Господа, в первую очередь и наилучшим образом, исполнять волю Божью и в этом труде быть исцеляемым, совершенствуемым и освящаемым Христом. … Ваш дух и душа и тело во всей
целости да сохранится без порока Надежда на действие Господне, созидающее в верных Ему душах целостность, единство человека с Богом, исцеление духа, души и тела, в их гармонии и совершенстве, завершение которого состоится во Второе пришествие Христа. В Судный День, когда воскреснут все и нечестивые, и благочестивые, но в Небеса войдут только верные своему Спасителю, в обновлённых и преображенных телах, созижденных Творцом для вечного с Ним единства. Первое и основное, что открывает нам Господь для успешной деятельности и научных исследований, в частности, - важность обретения спасения в жизнь вечную. Обязывающее нас так заниматься наукой, чтобы нам не только не потерять благодать Божью, но всё более и более принимать её, совершая труд Господень. Который должен быть направлен на благо каждой душе человеческой и всему обществу, а также и всему окружающего нас неживому и живому творению Божьему. Целью такого труда является созидание мира Божьего – особенной гармонии отношений человека с Богом во Христе Иисусе и Святом Православии, человека с его ближним, и со всем обществом: с ближайшим окружением – его семьёй, приходом Православной Церкви, трудовым коллективом, соседями, и далее и далее… с Отечеством, со всем человечеством. То есть созидание добра для всех и каждого. Суть добродетели, к которой мы призываемся Господом, – особенное соотношение заботы об отдельной душе и окружающем её обществе, которое приносит всем благо. Отсюда вытекает и то, что весьма благодатным является такое понимание и реализация личных и общественных, индивидуальных и национальных интересов, которые несут добро каждой душе этого народа и всему окружающему мировому сообществу. Это цель, которую Господь ставит во главу угла всех общественных отношений, и предупреждает, что достичь её без Бога самому человеку или какой бы то ни было, даже «развитой», цивилизации невозможно, потому что её нужно видеть и понимать. А цель эта – вечное единство с нашим Господом. От Него мы получаем благословение и обретение мира Божьего, но не личными усилиями, а в совместном труде с нашим Творцом, источником всякого добра и блага, мудрости и совершенства, и с Его Церковью Христовой, где Господь открывается нам во Христе и Его Слове, всей совокупности Священного Писания и предания Православной Церкви. Имея такую надежду и знание истинного Владыки всего и Руководителя любого изыскания, включая и научное, мы не можем не радоваться и в самом процессе созидания нового знания, в постижении истины, открываемой нам Творцом, и в обретении положительных результатов, удовлетворяющих насущные потребности всего общества и славящие их Подателя и нашего Спасителя, выведшего нас из тьмы глупости и хаоса во свет правды, любви и благоустройства Божьего. Приходящая таким образом к нам радость всегда сопровождается благодарность Отцу Небесному за эти все Его благодеяния. Повторить высказывание известного любому школьнику ученого из глубокой древности Пифагора: «Не я изобретаю, но Бог открывает мне Свои законы», - может каждый, кто умеет в молитве обращаться к Богу, а потом внимательно слушать, смотреть и понимать то, что Господь открывает ему лично Духом Святым, через пророческое слово Церкви Христовой, через природу и её мудрых исследователей и результата, воплощенного в Православии. Не приписывая себе «чужое творчество», но всегда благодаря своего Отца Небесного за Его дары мудрости и откровения о Себе как Творце и Промыслителе и о Своем творении, во всём его разнообразии и глубине, величии и красоте, о всём том, что так чудно созиждила Его рука. При всём великолепии окружающего нас творения Божьего, в обществе все же существуют и проблемы, основная из которых заключается в том, что кроме Творца ко всему видимому нами вокруг, еще касалась рука падших духов и ведомых ими человеков. Но нам дарован свет мудрости и ведения, чтобы стяжать нетленные сокровища добродетели, приходящей от Творца, а не гоняться за грязью падшего мира, исполняться благодати и любви Божьей и дарить их людям, а не распространять смердящие «произведения» нечистых духов и водимых ими душ, утопающих во грехах похотей, гордости и всякого беззакония. «Испытать всё» в научном исследовании – это значит, в просвещении от Слова Божия и Духа Святого ясно увидеть область приложения своего разума, уметь сопоставлять рассматриваемую реальность с эталоном истины Священного Писания, воспринимаемого во свете Священного Предания Православной Церкви, определять проблемы несоответствия и находить Божьи пути и инструменты для их преодоления. Совершенствуя применяемые в работе орудия (для науки это методология – набор приёмов, средств и методов решения теоретических проблем) мы развиваем и собственные задатки (таланты), и используем культурное наследие нашего общества. Но более всего в этом процессе сами совершенствуемы и освящаемы Господом, если только верны Ему в исполнении Его заповедей и труда, и являемся причастниками Тела Христова Православной Церкви и инструментами в руках Творца и Промыслителя, Владыки и Спасителя нашего. Благовестие Христово проходит красной нитью всех размышлений, построенных на единственно прочном основании авторитета Священного Писания, воспринимаемого во свете Священного Предания, посредством чего Вседержитель являет Себя и Свою волю, правду и закон, суд и милость, открывает пути возвращения к Нему Благому. Публицистика присутствует в части рассмотрения насущных проблем, как души человека, так и современного общества, пораженного непониманием истины и свободы, отступающего от правды и закона, правопорядка и благоустройства, но все же стремящегося к успеху, процветанию и счастью, как это и заложено Творцом в начале. Научный стиль помогает дисциплинировать мышление, вообще, и интеллектуальный труд, в частности, как каждому обычному человеку, желающему научиться эффективно мыслить, так и, особенно, исследователю, в его профессиональном становлении и росте. Искусный подбор и использование максимально эффективного комплекта инструментов научного исследования (методологии) позволяет с наименьшими затратами ресурсов в процессе работы добиться максимального результата в её итоге. Богословский подход, построенный на христианской православной вере, необходим для построения сбалансированного устойчивого мировоззрения человека, являющегося в то же самое время и основным инструментом освоения окружающего мира. «Господь Бог наш, Господь Един есть», - первый пункт в системе законов логики мышления человека, истинно просвещенного светом Божьей правды, укреплённого на всякое доброе дело, в том числе, и научно-исследовательское. Обретаемая при этом мудрость Божья всегда делает человека плодотворным, успешным, ходящим в безопасности среди зла и так, побеждая трудности в верности Творцу, вступающим в вечные Небесные обители. Использование ссылок на произведения лиц, имеющих различное мировоззрение, в том числе, не являющееся образцом для подражания верным и истинным христианам, может показаться проблематичным и неоправданным. Однако эти труды представляют определённый исследовательский интерес (по крайней мере, для автора, в тот момент) и критически осмысленные могут быть источником фактов и результатов добросовестных исследований, а также могут служить основой для межкультурного диалога, апологетики и размышлений, обязательно хранимых от заблуждений в рамках истины Священного Писания и Предания Православно Церкви Христовой. Образец такого подхода мы видим в Писании, включающем в себя цитаты не только Вседержителя и святых, но и высказывания сатаны, падших духов и нечестивых человеков, не затмивших, но в изложении движимых Духом Святым пророков оттенивших и усиливших красоту Божьей правды, истины и любви. Следует отметить, что методологической особенностью предлагаемых исследований является не противопоставление богословского и естественнонаучного знания, а поиск основания и точек соприкосновения, формирование системы знания, предназначенного для использования в комплексном решении исследовательских и практических проблем становления зрелого человека и процветающего, плодотворного общества, спасение душ в жизнь вечную. Исходной позицией в одних исследованиях является Библейский текст, в других – «чистая научная теория», но доказывающая рациональность духовного подхода в решении представленных проблем и излагаемая во свете Библейской истины и христианского православного мировоззрения, сутью которого является любовь к Богу и Его правде, любовь к Церкви Христовой, Святому Православию и ближнему. В этом основа всех исследований и открытий, совершаемых человеком и даруемых Творцом, направленных на благо всего общества, для спасение верных Христу душ и во славу Божью.
|
Редакция: 2012.03.04
© Калашников Ю.В. 2010, 2012 Правила сайта