|
Страстная седмица
Понедельник страстной седмицы
… На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; Это был следующий за Вербным воскресением день. Накануне Господь триумфально вошел в Иерусалим, очистил Храм, исцелил слепых, и вот теперь ожидая от прозревших плода правильного их хождения перед Целителем, предупреждает о наказании в случае, если они не пойдут дорогой чистоты и святости, а опять впадут в тьму, теперь духовную, в тьму греха. Господь даёт всему жизнь, но для того, чтобы она приносила добрый плод. Если же плод отсутствует, то носитель такой жизни является бесполезным и определяется Творцом на уничтожение. Ни один здравомыслящий человек не будет выращивать в своём огороде ничего, что не приносило бы никому никакой пользы, но наоборот, препятствовало бы росту других культур. Так поступает Господь, примером чего служит проклятие Христом бесплодной смоковницы. Обычно это растение плодоносит своеобразно, давая урожай в три этапа. Но на нём не было первых плодов (почек), а значит, не могло быть и плодов вторых (летних) и третьих (осенних). Поэтому Господь и осудил её на уничтожение. У Бога Свои мерки также к плодотворности отдельных людей и всего общества. Если они пренебрегают Господом, Его правдой и законом и, соответственно, неспособны принести достойный духовный плод, то тем самым навлекают на себя разруху от руки гневающегося Бога. Например, пророк Осия говорит о разочаровании Господа некоторыми отцами Израиля, которые были как «первые плоды на смоковнице», но затем, оставив своего Бога, пошли к идолам и были приговорены Богом на уничтожение. … Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на
смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, - но они пошли к
Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых
возлюбили. Господь прощает каждый грех, потому что Христос пострадал за нас. Но это не значит, что человек может свободно грешить, будучи уверенным, что так можно сначала получить запретный плод, а затем – прощение Божье. … Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара
небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, Это грозное предупреждение тем, кто не заботится о святости своей жизни, надеясь на своё ложное понимание любви* и благодати* Божьей.
… Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих
и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; Храм предназначался для молитвенного общения народа с Его Богом и обретения в этом благодати Божьей для всех, к Нему приходящих. Но использовать храм стали не для получения благ Господнего присутствия и даруемой Им святости, а для зарабатывания денег, притом, с использованием нечестивых методов. И более того, превратили храм в проходной двор. Очищение храма Христом было подобно исцелению людей, слепых и хромых, которых Господь освободил от их недугов, чтобы они могли и видеть окружающий мир, и мудро выбирать себе пути, и не сбивались бы с курса ни вправо, ни влево. Чтобы они и сами были в безопасности и, тем более, также достойно могли руководить другими. … И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
(Матф.21:14) Кроме очищения храма и тела больных, Господь заботится о более важном, о чистоте души, о её свободе от заблуждений, от источника всякого греха и последующей разрухи и наказания Господнего. Храм, тело и душа человека – святыни Божьи, где Он обитает как Господь и ревностно очищает их от всего лишнего, сорного. … Услышали [это] книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. (Мар.11:18) … Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его. (Лук.19:47,48) Почему так происходило, что книжники, старейшины и первосвященники, «вдруг», начали искать смерти Христовой, в то время как должны были служить ему как и Ангелы Божьи (Мф.4:11)? Объясняет Сам Господь. … Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от
Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Но злодеи, водимые нечистыми духами, не только сами не служили Христу, но и гневались на тех, кто это делал или просто благодарил и славил Его. … Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил,
и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! –
вознегодовали Неоднократно и нас Господь призывает подобно детям довериться Ему. … Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном… (Матф.18:3,4) Однако мы не должны оставаться детьми в разуме, потому что должны становиться сильными и совершенными на всякое дело, приносящее добрый плод в своё время. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф.5:48)
… Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. Имейте веру Божию, чтобы быть способными молиться Отцу Небесному, познавать Его волю, а потом исполнять её, наводить чистоту и порядок, вначале, в своём сердце и, потом, везде, куда ни достигает слово Евангелия, произнесённое и явленное жизнью христианина. Но собственных сил для этого не хватит ни у одного человека, ни у целого общества. Только у Христа Иисуса достаточно было силы. … И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? (Матф.21:23) Окружающие люди видели в Слове и деле Христа могущество, и их интересовал источник этой силы и власти. Вот как Господь отвечал им. … А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя
к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Мы призваны совершать труд Господень, но не своими силами, а властью и полномочиями Божьими, исполняя Его волю, в соответствии с Его правдой и законом. А чтобы не перепутать мусор греха, предназначенный к уничтожению, с человеческой душой, созданной для вечности со своим Творцом, Господь открывает нам основное условие для успешного очищения и освящения всего, загаженного грехом и всяким беззаконием. … И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. (Мар.11:25,26) Если мы прощаем человеку его согрешение, совершенное против нас, то в «служении чистоты» мы воюем не с грешником, а с грехом в его поступках. И побеждая, уничтожаем не человека, не его здоровье или достоинство, а побеждаем, уничтожая грех, грешника же – освобождая. Это работа, которую совершает Господь с каждым из нас, и если мы с Богом, то являемся инструментами и орудиями Его ратного труда против греха, зла и заблуждений человеческих вокруг нас. О побеждённых еретиках так говорит Блаженный Августин в своей проповеди «О единении между братиями и любви между ближними (Сир. 25, 2). О вражде и мире с донатистами - (De lite et concordia cum donatistis)»: «И все-таки мы за многих радуемся. Многие из них спасительно признали себя побежденными, потому что не были побеждены. Побеждено заблуждение человеческое, человек же остался целым. Ведь, врач не спорит с больным. И если больной имеет дело с врачом, болезнь побеждается, и больной выздоравливает. О том старается врач, чтобы победить; этого же хочет и болезнь, - чтобы победить. Если победит врач, больной выздоравливает; если побеждает болезнь, больной умирает. Так и в нашем состязании боролся врач за спасение больного, а больной ратовал за болезнь. Кто обратил внимание на совет врача, тот победил, одолел болезнь. Видим мы их здоровыми и радующимися с нами в церкви. Поносили нас они прежде, так как не считали нас за братьев. Болезнь затемняла мысль их. Мы же любим их и в то время, когда они поносят нас и ожесточаются, и старались служить злобствующим против нас больным. Сопротивлялись мы, спорили и, как бы, ссорились, и, однако любили. Докучливо неприятны все старающееся служить таким больным, но неприятны во спасение.» Неприятны грешникам, уничтожаемым их болезненными пороками, все несущие очистительное и исцеляющее Слово Божие, подобно, как и горькая пилюля, ребёнку, не понимающему, что она поможет ему выздороветь. Но чтобы мы были в состоянии помочь другим, чтобы мы могли донести им Евангелие Царства, Благую Весть о любви Божьей, объяснить правду Божью и закон, то, вначале, должны сами исцелиться от самого основного греха – ненависти к людям, несовершенным, как все мы, поэтому и, время от времени, доставляющим нам и маленькие неприятности, и большие проблемы, подчас, с угрозой для жизни. Что желает видеть в нас Господь, так это ненависть ко греху и любовь к грешнику. В этом наша мудрость, сила и победа, и великое блаженство. … Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Однако не всем нравится правда и правосудие. О таких нечестивцах говорил далее Господь притчу, сравнивая их с виноградарями, которые не хотели отдавать хозяину виноградника его урожай, а потом решили присвоить и весь виноградник. … Виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. (Мар.12:7) Речь идёт о тех, кто, получив в управление свой удел и человеческие души, вместо того, чтобы, освятив их, принести в послушание Господу, под власть Божьей правды и закона, сами хотели «боговать» и беспредельно властвовать над ними. … И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли. И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. (Мар.12:12,13) Такие «мудрецы», в своём стремлении к царствованию, всегда пытаются ставить капканы достойным детям Божьим. Так всегда было в жизни Христа. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? (Мар.12:14) По их замыслу, Христос должен был угодить в безвыходную ситуацию. Если бы Он сказал, что нужно, заплатив подать, покориться под власть земного царя, то значит, сам стал бы одним из только что осуждённых виноградарей. К тому же, очутился бы и предателем в глазах народа, потому что царь-то был римским, главой оккупантов. А если бы запретил давать подать, то его бы «с легким сердцем» отдали под суд римской власти. … Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня?
принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Кесарю (в настоящее время, государству) нужно отдать его часть, потому что этот общественный институт учреждён Богом, для наведения порядка в обществе, для его процветания и существования по Господней правде и закону. Каждому человеку нужно помнить о своём гражданском долге, и не только о гражданском, и не только о налогах, но и о многих других обязанностях и ответственности, соответствующих власти детей Божьих. Это весьма важно, но все же временно, хотя и является условием обретения благословений Господних сейчас и жизни вечной в Царстве Небесном. Об этом напомнил далее своим ученикам и всему народу Господь, отвечая на очередную «головоломку», предложенную саддукеями. … А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых… (Мар.12:26,27) Книжников интересовал вопрос о наибольшей, основной, заповеди Царя Небесного. … Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль!
Господь Бог наш есть Господь единый; Свою любовь Бог открывает нам во Христе Иисусе, приглашая Его крестной жертвой и подвигом человеколюбия к Себе в общение и единство сейчас и на всю вечность. Об этом Господь говорит нам в притче «О приглашении на пир». … Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Далее Господь показал путь спасения из мира, погибающего в суете, обольстительных похотях и под карающей рукой Господней, в вечный мир благодати Царства Божьего, объяснив из Писания, что ожидаемый Израилем миссия является сыном Давида, но, в то же время, и его Господом Спасителем. А так как спасти человека, может только Бог, то отсюда вытекает, что Иисус Христос – в полноте человек и в полноте Бог, воспринявший плоть человеческую. … Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением. (Мар.12:37) Но быть в числе спасённых, это значит демонстрировать не свои амбиции (Мк.12:38-40), а своё скромное и смиренное перед Богом служение, в полной самоотдаче, подобно бедной вдове, с её двумя лептами, по значению для неё и Царства Божьего, превзошедшими большие, но от избытка, пожертвования. … Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Спасение приготовлено Господом для всякой души, независимо от национальности или чего-либо другого, есть только одно условие его обретения – ответить взаимностью на любовь Божью, полюбить Его, Его правду и вечные небесные обители более, чем теперешнюю жизнь и нынешний весьма зыбкий успех. И если в любви к Богу мы отдаём Ему своё сердце и жизнь, то Он, отвечая, творит в нашем сердце Себе обитель. … Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоан.14:23) Господь, избирая для Своего обитания верные Ему сердца и видя непонимание Его спасения, приготовленного для избранного народа, предсказывает разрушение Храма в Иерусалиме (2Пар.7:20; Матф.24:2). … Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий
посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает
птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Предупреждает Господь о запустении во всём мире в последние дни перед Вторым пришествием Миссии и описывает момент Его прихода. … Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст
света своего, Далее, Господь многими притчами объясняет, как произойдёт Его второе пришествие, и как мы должны подготовиться к нему. Придёт Он внезапно, как тать ночью (Мф.24:43). Мы должны бодрствовать, всегда быть в чистоте и святости своих мыслей, слов и поступков, чтобы в любую секунду достойно предстать с ответом пред лицо Божье (Мф.24:45-51). Но, не зная, когда придёт Господь, мы обязаны планировать и созидать на долгие годы, десятилетия, всегда быть начеку, чтобы не быть похожими на неразумных дев, которым не хватило масла для светильников, чтобы встретить Господа и войти в Его вечные обители (Мф.25:1-13). В своей жизни мы должны мудро употребить, развить и умножить таланты, дарованные нам Творцом (Мф.14-30). Но когда в жизни у нас, по милости Божьей и в результате приложенных, может быть немалых собственных усилий, что-то получается хорошее, то Господь научает нас не гордиться и не превозноситься, не требовать для себя почестей и даже благодарности, а в блаженном спокойствии трудиться на радость родителям, на благо Церкви и Отечества, и во славу Божью. … Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лук.17:10) Тогда мы однажды, без сомнения, услышим и то, как Господь распоряжается впустить нас в Его Царство вечное. … А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и
скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Среда страстной седмицы … Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. (Матф.26:1,2) Господь неоднократно объяснял цель прихода Христа в мир – спасти людей своих от грехов их и от соответствующего проклятия, следующего за грехом. Для этого Господу нужно было подарить людям святость, открыв истину, и взять на Себя проклятие греха, умерев на позорном кресте за грехи спасаемых Им грешников. В этом была воля Божья. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. (Иоан.3:16,17) И когда пришло время исполниться всему, запланированному Богом и предсказанному пророками, тогда… … Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. (Матф.26:3-5) … Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. (Матф.26:14-16) Каждый делал своё дело и шел своим путём. Злодеи плели сети тьмы, Божьи проповедовали Евангелие Царства. …Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его. (Лук.21:37,38) Нам же следует выбрать себе компанию и путь, по которому следовать: со Христом Богом Спасающим или с Его врагами, в проклятие ада или в жизнь вечную, в рабство греху или на свободу любить, творить и побеждать; искать славы себе или славить Бога. … Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь
законом Твоим, Четверг страстной седмицы
… В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца],
говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. Пасха (ветхозаветная) - трапеза, учреждённая Богом в память об освобождении израильского народа из Египетского рабства (Исх.12). Слово "пасха" означает "проходить мимо". 1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Так была установлена Пасха – праздник Господнего освобождения. Этот праздник на следующий день соединялся с другим - праздником Опресноков (пресных хлебов). Это происходило, когда народ находился уже в пути на свободу, в Землю Обетованную. … Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте
квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого
дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. Господь требует от нас абсолютной чистоты и святости, то есть отсутствия всякой «закваски» греха и заблуждений разума, которые, попав в небольшом количестве, могут испортить всё «тесто» жизни человека. Для совершения такой Пасхи приготовили всё необходимое ученики Христа. Господь же готовил для участия в ней Своих учеников. 1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от
мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца
возлюбил их. Сначала ученики крещены были Иоанном в водах Иордана, во оставление грехов и для встречи со Христом. Затем Спаситель, подобно банной купели, омывал их сердца чистой водой Слова Божьего. Перед вкушением Пасхи Господь, перепоясавшись полотенцем, помыл ноги всем своим ученикам, преподав им таким путём ещё несколько важных уроков.
· Прежде чем участвовать в трапезе со Спасителем, нам нужно омыться, во-первых, от грязи греха. А так как сами мы это сделать не способны, то должны в смиренном покаянии предстать перед Господом и обрести от Него чистоту и святость, даруемую нашим сокрушенным сердцам по Его любви и милости. И только после этого возможно обретение других Его благословений. … Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. (1Кор.11:28-30) Перед причастием мы испытываем свои прошлые и настоящие помышления, слова и поступки на соответствие Божией правде и закону, и если находим греховные отклонения, то исповедуем их Господу для получения прощения и избавления от наказания за них. Это важнейшее условие обретения Божьей благодати, поэтому Господь предупреждает: … Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Итак, участие в таинстве причастия начинается не с вкушения хлеба и вина, а с очищения Господом сердца и жизни человека от греха, в единстве действенного покаяния со стороны человека, обязующегося таким образом переделать всё, совершенное греховным путем, теперь уже по правде Божьей, Его силой и в Его благословении.
· Блаженство любви и сила власти рождается в служении ближнему, в заботе о его нуждах, первая из которых – чистота души, а затем её ухоженность, полнота жизни, плодотворность и счастье. … Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
· Не мы своими силами несём чистоту и святость миру, а Господь, вначале, очищая наши души от всякой скверны греха, чтобы потом, как добротные орудия, использовать нас в Его деле освящения душ человеческих. Поэтому прежде чем пытаться изменить что-либо в своём окружении, нужно позаботиться о собственном внутреннем содержании, чтобы потом, омывая других, не испачкать их еще больше, собственной грязью греха, беспорядка и всякого беззакония. … Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. ... И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? (Мар.14:18,19) Это последнее пророчество Христа о Своей крестной смерти, которое Он неоднократно повторял ученикам, чтобы те не восприняли провидение Божье как случайность или неудачу в служении Спасителя. Нам важно также видеть реакцию учеников на сообщение Господа о предательстве. Мы всегда склонны искать изменников вне себя. Это или «диверсанты и шпионы» издалека, или местные «враги народа». Но всегда упорно не хотим замечать, что виновниками всех проблем, в большей или меньшей мере, пропорционально своему несовершенству, всегда являемся мы сами. И когда человек, подобно апостолам Христа спрашивает у Бога: «Господи! Не я ли виновен? И в чем?», то это уже свидетельствует о его духовной зрелости и способности, в первую очередь, оценивать и корректировать то, что ему подвластно, свои собственные поступки. А это наилучший путь к совершенствованию и достижению успеха в выполняемом труде и всей жизни. Это единственный путь к настоящей победе. Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. (Мар.14:21) Шествуя по пути освящения и выполнения труда Господня, христианин проходит различные испытания. В том числе, преследования, а если Господь особенно благословит, то и через пролитие своей крови за веру Евангельскую, являя силу этой веры и великое блаженство в служении Христу. Всё это в воле Божьей, никогда не отнимает у нас счастья христианской жизни. Но злодеи, которых Господь использует в этих испытаниях, не получают благословений Божьих, но по своим делам прокляты и сполна насытятся горем, которое будет сопровождать их всю вечность, так, что они пожалеют о своём рождении, и об отвержении спасения, предлагаемого Господом и теми, кому они делали зло. … И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матф.26:26-28) Так совершается таинство причастия – духовного единения человека с Богом. … Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Руководитель любой развитой организации имеет своего заместителя или помощника, или целый штат, например, министров, с властью в своём уделе не меньшей, а бывает, и большей чем у первого лица, в силу складывающихся обстоятельств. Вот и ученики начали спорить, кто же из них более достоин занять место рядом со Христом в Его Царстве. Господь указал им на то, что суть начальствования – любовь и забота, а путь в Царство Небесное – участие с Христом в Его труде, в трудностях и победах этого служения, и, что важно и обязательно, участие в трапезе Господней – причастии к Телу и крови Христовым, и при этом – к благодати Божьей. … И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять
вас как пшеницу, Господь взвешивает нас на полноценность духовной зрелости и всё легковесное отправляет как ненужную полову в огонь (Матф.3:12). Только не торопится уничтожать, как этого хотелось бы сатане, а ухаживает, поливает, удобряет и ждет плода. … И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную
смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; Вот этот терпеливый садовник – Наш Господь. Но не только Господь, а и мы должны позаботиться о плоде в своей жизни. Для это нужно построить правильные взаимоотношения, во-первых, с Богом, во вторых, с ближним*. Плодотворность в Боге иллюстрируется Господом в притче о виноградной лозе. … Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Для процветания и успеха общества Господь рекомендует взять с собой два меча. … И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без
обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Мечи – это Слово Божье в Церкви и закон в государстве, и всё это в руках народа, наводящего порядок в собственных сердцах и окружающем обществе*. Но два меча это еще и символ Божьей любви, открываемой нам в Его строгости наказания и милости прощения и поощрения*. Это еще Слово Божье и Дух Святый, приходящие от Отца Светов, несущие нам Его благодать, дарующие мудрость и силу на всякое доброе дело*. Уразумев всё, ученики ободрились. … И, воспев, пошли на гору Елеонскую. (Матф.26:30) 1 Аллилуия Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Страстная пятница
Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ... Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не
впасть в искушение. Господь оставил нам пример молитвы, тот час получившей ответ Отца Небесного, пославшего Своему Сыну Ангела, чтобы укреплять Его. Условием этого было послушание Отцу, которое Христос выдержал в течение всей Его жизни и всего служения. Поддержка пришла в самый тяжелый момент страданий, когда было только их предвкушение и одновременное искушение – попытаться избежать всего этого. Будучи нераздельно и неслиянно Богом и Человеком, Христос как совершенный человек, всё же оставался обычным, без сверхспособностей человеком. Он не был в ни в каком наркотическом состоянии, не проходил подготовку к истязаниям, например, вместе с соглядатаями, поэтому испытывал как всякий обычный человек мучения перед казнью. Но и отличался Он от любого человека, в том числе, и от тех Его последователей, которые умерли в муках. На Нём лежало проклятие греха всего мира, от вкусившей запретный плод Евы, до последнего грешника Судного Дня. … Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем… (Ис.53:4,5) Напряжение это было так велико, что со лба стекали капли пота, как капли крови. Можно представить свои ощущения при случайном порезе пальца хлебным ножом, а потом, просто, невозможно представить вот эту боль, умноженную на океан проклятия греха всего человечества, но сконцентрированную на одном человеке... Испытывая всё это на Себе, Христос только прилежнее молился. То же самое Он предлагал и ученикам, чтобы и они получили Божью поддержку в грядущих испытаниях. 47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один
из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его.
Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Вероятно, поцелуй задумывался как тайный знак, указывающий на Христа и скрывающий это предательство от Его учеников. 49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи!
не ударить ли нам мечом? Господь в этот раз пришел спасать, а не воевать с грешниками и не наказывать их, поэтому и приживил первосвященническому рабу обратно его отсеченное ухо. 52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам,
собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с
мечами и кольями, чтобы взять Меня? Собравшиеся против Христа так и не поняли Его учения и не узнали в нём Спасителя. Господь объяснил это состоянием их сердец, далёких от Бога, поэтому находящихся во власти тьмы. 54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же
следовал издали. Это слёзы сильного человека, но, как и все мы, неспособного своими силами сохранить верность Господу, потому что это возможно только с помощью силы благодати Божьей. 63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; 64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? 65 И много иных хулений произносили против Него. (Лук.22:63-65) Всё это – внешнее выражение внутренней власти тьмы, действующей в человеческом сердце. 66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион 67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите [Меня]; 69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. 70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. 71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его. (Лук.22:66-71) Синедрион признаёт виновным Христа в том, что Он называет себя Сыном Божьим. Господь не отрицает этого. Напротив, прокуратор никакой вины в действиях Христа не усматривает. … Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, Народ выбрал освободителем разбойника, отправив на смерть Христа Спасителя*. Однако не все желали смерти Иисусу. … И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших… (Лук.23:27,28) Иисус исполнял волю Божью, поэтому был блажен в своём труде, а вот народ, отвергающий Спасителя, действительно нуждался в сострадании. … Вели с Ним на смерть и двух злодеев. 33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. 34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. (Лук.23:32-34) Ученые мужи путаются в определениях и не могут точно сказать, что же это такое – любовь. Но достаточно мысленно стать перед распятым на кресте Христом и услышать Его слова: Отче! прости им, ибо не знают, что делают, чтобы осознать всю, действительно, непостижимость глубины и красоты любви Божьей, явленной нам в крестной смерти нашего Спасителя, отдавшего Себя за наши грехи. И только потом можно увидеть любовь тех, кто служит нам, не требуя благодарности и, более того, молясь о Божьем прощении нашей, по отношению к ним, несправедливости. А потом, вкусив благодати Божьей любви, невозможно удержаться, чтобы ни попробовать еще сладости реализации этой любви в своих собственных поступках. 39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты
Христос, спаси Себя и нас. Стоит любому из нас обратиться к Христу, как к своему Господу и Спасителю, чтобы тот час получить такое же прощение и единство с Богом, как и тот раскаявшийся на кресте разбойник. И находясь телом на земле, но воссоединяясь духом своим с Духом Божьим, тот час стать земным членом огромной Вселенской Церкви Христа, находящейся Её прославленной частью, вошедшими туда святыми и Её Главой – Христом, уже на небесах. 50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. 51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. 54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. (Матф.27:50-54) В Храме, сверху донизу, надвое разорвалась завеса, закрывавшая вход в Святое Святых, где обитала Слава Божья. … За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых", Господь, будучи Первосвященником нашим, вошел в Святое Святых, принесши за нас жертву – Тело Своё, как непорочного и чистого Агнца. И открыл нам вход к Богу, к единству с Творцом – Источником жизни и всякого блага. Завеса разорвалась сверху донизу, потому что вход этот открыл нам Сам Бог, это не было делом человека, но милостью любящего нас Отца Небесного. Когда сатана пытался быть равным Богу, Господь низвергнул его с небес (Ис.14:11; Иез.28:16). Изгнаны были от лица Господня и попробовавшие стать подобными Богу Адам и Ева. Когда народ взялся строить Вавилонскую башню, высотой до небес, и себе имя «великого» народа, то Господь разрушил и это глупое дело (Быт.11). Человек оставил послушание Богу, но не оставлял любящий Отец Небесный человека и Сам открыл доступ к общению и единству с Ним всякой смиренной душе, принимающей жертву и спасение Христово. … Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу
истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице
Божие, Сейчас мы ожидаем Христа, грядущего для наказания нечестивых и во спасение любящих Его. А также следуем Господу в служении Отцу Небесному и ближнему, как верно шли за Христом и Его ученики, не без слёз собственного бессилия и падений, но всегда ведомы силой и могуществом любви Божией. … Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем
Иосиф, который также учился у Иисуса;
... На другой день, который следует за пятницею, собрались
первосвященники и фарисеи к Пилату ... Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. (Лук.23:54-56) Войдя в покой внешне, человек приобщается к тайне духовной жизни внутренним своим человеком, но только душой, воссоединенной с Господом, размышляющей о Боге и о себе, о творении Божием во всей его красе и чудности, размышляющей в молитве, чтении, слушании Слова Божьего, в постижении Его истин. … И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. (Ис.5:15,16) Всегда размышляем, во-первых, о вечном, потому что плоть человеческая, как лежащая в пещере плащаница Христа Иисуса, идёт в могилу, соединяясь с прахом, из которого взята, а душа, однажды став причастницей Божественного естества, уже никогда не расстается с Ним, шествуя земными и небесными стезями. …Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи
наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Вот так Господь, по природе человеческой, пребывал во гробе, а всегда живим Духом – в аде, по природе же Божественной в раю – с разбойником, и на престоле – в Едином Вечном Боге Отце Сыне и Духе Святом. А смертью Своею открыл двери вечных Небесных обителей – нам. Как и предсказано было то верными пророчествами Священного Писания.
1 Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил
меня среди поля, и оно было полно костей, Дух Божий – вот источник жизни, дарующий каждому из нас дыхание, потом возрождающий в жизнь вечную, а во Второе пришествие Христа, восстанавливающий нас из праха, чтобы определить дальнейшее провождение вечности: в мраке озера огненного или в непреходящем Свете Божием. Эта истина не была сокрыта и от Иова, показываемая нам в самой древней книге Священного Писания: … А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из
праха распадающуюся кожу мою сию,
О Себе, как об Источнике жизни и её Владыке вечном, говорит Господь Бог: … Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. (Втор.32:39)
Анна, в будущем, мать пророка Илии, знала о воскрешающей силе Божией: … Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит… (1Цар.2:6)
Ведома истина о воскресении и жизни вечной была также псалмопевцу и царю Давиду: … Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня
внутренность моя. … Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
Пророк Исаия предсказывал о всеобщем воскресении людей на последний Суд Божий: … Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и
торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля
извергнет мертвецов.
Воскресение, одних – в вечное поругание и других – в вечную славу небес, предвещал Даниил: … И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни
вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
Священное Писание открывает нам также и примеры воскресения из мертвых, только не к жизни вечной, а для уведомления о её наследовании от Творца и Владыки вечного – Отца нашего Небесного: … После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его
была так сильна, что не осталось в нем дыхания. Бог дарует человеку жизнь и желает, чтобы она стала для человека вечной в Его присутствии. Над этим трудятся и человеки Божии.
… Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не
было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не
пробуждается ребенок. У Господа всегда есть верные инструменты, трудящиеся в несущем жизнь Его служении. А что даёт жизнь и спасает от смерти Бог, а не человек, то Господь демонстрирует, воскрешая умершего, всего лишь коснувшегося костей пророка Елисея. Но этим открывая нам также истину и о человеке, посвященном служению Богу и несущему Благодать Божию даже своим прахом. … И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в
землю в следующем году. Но не от праха исходит благодать, а от Слова Божьего, дарующего нам спасительную веру и силу жизни, посвященной на служение Богу и ближнему, жизни, призванной на проповедь Евангелия словом и всей этой жизнью. Как видим, в служении спасения Господнего, Творцом предусмотрено участие и человека, но, вначале, особого – Сына Божьего, а затем также и каждого из нас: … Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Так Господь устами пророка Исаии говорит о страданиях и крестной смерти Христа Иисуса, ставшего жертвой умилостивления за грехи всего мира и ходатаем кающихся грешников.
1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида. О крестных страданиях Христа говорится также и в двух Псалмах Давида, 21 и 68. … Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]. Оживут сердца, но только ищущих Бога, исполняющих Его правду и закон, идущих вслед Христа в служении Всевышнему и человеку, семье, Церкви Христовой, Отечеству, каждой душе, ходящей перед лицом Господним. Такие оживотворенные сердца не всегда выглядят респектабельно и, как правило, не привлекательны для мира, живущего в плотских похотях и скверне заблуждений, в обольщении поверхностным успехом, грехом и декорациями процветания. Но даже и искренне сочувствующим крестным страданиям Христа Господь говорит: … Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших… (Лук.23:28) Потому что великое блаженство служения Богу и исполнения Его воли всегда больше, чем проблемы и страдания, которые Господь попускает нам в нашей жизни. Поэтому святые плачут, преимущественно, о душах, погибающих в их греховных заблуждениях, суете и разрухе, а не о себе, всегда пребывающих в милости и благодати Божьей.
… Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом,
так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. И так пребываем в благоговейном ожидании святой пасхальной радости воскресения Христа, а также и в ожидании вечной жизни и блаженства, дарованных нам во Христе Иисусе Господе и Спасителе нашем, умершем, но и воскресшем, вознесённым на небеса и грядущем к нам снова.
|
|
© Калашников Ю.В. 2008 Правила сайта