Единство Церкви любовь созидания Тела или экуменизм Его разрушения
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. (Еф.4:1-6)
Господь, сотворив человека, попустил его оставившим Творца и Вседержителя потомкам, ходить своими путями, в религиозных исканиях быть причастниками разных христианских конфессий и других религий. При этом даровал во Христе всякой душе жизнь сего века и благо познать и ныне спасительно, смиренно обратиться от ложных идолов к единому Живому Богу, предписал жить в мире Божием (Деян.14:15-17). Задача человека отличить здоровое благое и мирное единство во Христе от не здравого в грехе экуменизма. Решение нужно искать в Слове Божьем, через которое Господь вразумляет нас мудростью и ведением, дарует ответы на основные вопросы. 1. Единство чего призывает сохранять Господь? … Единство духа… … Духа каждого человека, возрождённого Духом Святым к жизни вечной и присоединённого Им к Телу Христа, Его собранной со всех времен и народов Вселенской Церкви. У согласных с этим проблемы начинаются в попытках видеть Церковь спасенных и Её границы, за которыми нет спасения. Чтобы на этом основании делать оценку и планировать пути единения различных душ, конфессий и поместных общин. При том что Тело Церкви воедино связывается Духом Святым, являющим Себя миру по обетованию Христа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). Истина же включает в себя эти связи, их протяжение и границы. Однако «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14). Исходя из этого, не следует ожидать определения атеистами и противящимися Господу границ действия Святого Духа и состава Церкви. «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:15), - продолжает Апостол Павел, направляя наши размышления от тайного и невидимого духовного к рассуждению, суду помыслов. В конечном итоге к единомыслию и вере, даруемой Христом Спасителем, а также и к происходящему отсюда мире Божию. Когда ученики вспоминали Учителя и Его наставления и дела, «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лук.24:36), а затем учил истине о Боге и Его Царстве, а также и о должном пред Ним поведении человека в обществе.
2. Как это выглядит, единство духа? Как нам ясно осознать цель, чтобы потом искать пути к её достижению? … В союзе мира… Мир – новозаветное слово «ерени» обозначает отсутствие войны, безопасность, покой; часто благополучие, победу, как и ветхозаветное «шалом», что, по сути, есть – гармония, равновесие, баланс. Вот этим качеством и должен обладать союз. Первоначальное новозаветное «союз» обозначало также связь, соединение, связку, в том числе, сухожилие, которым соединяются воедино автономные части скелета живых существ. Заметим, автономных, если без связи, хотя сами по себе они существовать не могут, и своеобразных, не похожих один на другого, – в единое целое с совершенно особыми свойствами, не являющимися простой суммой свойств составляющих это тело элементов (1Кор.12:13-27). Мир и совершенство Церкви определяется единой Главой Христом в Его едином здравом богочеловеческом Теле, с единой живой системой управления Апостольского учения, канонических установлений, порядка и власти, дошедших в неповрежденном и развитом виде к нынешним временам в Православной Церкви. Противоположностью этого здорового Тела является измышление еретиков и фантазеров, пытающихся представить Тело Христа деревом, представителем растительной природы, то ли с несколькими дублирующими одна другую головами на одном туловище, то ли с несколькими туловищами, вырастающими с одной головы, на ней стоящих и ею руководящих. В нарушение Божьих законов относительно и природы, и Церкви Христовой. О чем, в частности, говорится в Правиле 8 1-го (Никейского) Собора, предписывающем: «Да не будет двух епископов во граде». Потому что не может быть в Поместной Церкви или её различных частях одновременно двух глав руководителей священноначалия и мирян.
3. Каков путь к единству в разнообразии? … Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны… Господь устами апостола Павла умоляет спасенный народ идти подобающим ему образом, то есть соответственно званию, в которое призван каждый человек. Во-первых, соответствуя образу и подобию Божию, а также и своему месту в Церкви – Теле Христа, в Организме Бога и Христа Спасителя с Его спасенным и исполненным Духа народом, где Христос является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:22,23). Уподобляясь отнюдь не ветвистому растению с одним корнем и, тем более, не биомассе планктона в океане под названием Ойкумена – заселенное жизнью пространство. Что будет уже по существу не океаном, а растительным болотом или общественной клоакой. Идти, как прилично званию детей Божьих, священства Церкви, её священно- и церковнослужителей клириков и всех святых мирян, значит поступать, исполняя апостольское повеление: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14). Созидая правдой Божией единое Тело Церкви только из соответствующего доброго материала, Апостол, с другой стороны, повелевает: «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10,11). Поэтому не может идти речь о союзе Церкви с таковыми осужденными на погибель, ни отдельными душами, ни их организациями. Но только в покаянии и смирении Богу и Церкви принимая их в лоно Святого Православия. Для чего установлено Правило 7 2-го (Константинопольского) Собора «Присоединяющихся к православию, и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю…». Более того, Правило 45 Апостолов гласит: «Епископ, пресвитер или диакон, только молившийся с еретиками, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, как служителям Церкви, то да будет извержен». На этом основании Церковь не может позволять еретикам и раскольникам действовать, как служителям Церкви Тела Христа, но полученной от Спасителя властью запрещает бесчинствовать и святотатствовать. По слову Христа: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18,19). Созидая Тело Церкви и совершенствуя святых, Господь ставит Ее Апостолов, пресвитеров, учителей… …доколе все придем в единство
веры и познания Сына Божия, Составляя Тело посредством взаимосвязей и действия в свою меру каждого члена, Господь наделяет народ красотой подобия четырём жемчужинам христианских добродетелей, о которых говорится в предыдущих строках. Со всяким смиренномудрием Итак, смиренно, кротко и с любовью направляемся в Единство с Единым Всевышним и укрепляемся в Его Божией Истине, становимся причастниками Христа и Его Тела Церкви земной и небесной, Воинствующей ныне и Прославленной Торжествующей в вечности, сияя светом любви и мудрости Божией в мире, призываем души к послушанию Христу и Богу, в порядок и благолепие единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, на дела живой Православной веры и культуры, в совершение труда спасения многих душ человеческих, очень разных, но всех любимых их Отцом Вседержителем Творцом и Спасителем. ... Да будут все едино,
|
© Калашников Ю.В. 2008, 2013 Правила сайта