Христос – Мир наш / Каталог /

 

 

Око за око и зуб за зуб

 

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую
... (Мф.5:38-39)

 

Чтобы понять сущность этой заповеди Христа, а тем более, её применение, начнём со всем известной первопричины греха – сатанинской гордости, уничтожающей всё вокруг.

Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан.8:44)

Цель падшего духа – разрушить между людьми мир и взаимопонимание, заставить их своими же руками уничтожать друг друга, собственное счастье и радость. Для этого он вначале сеет в обществе вражду, как правило, с лицом защитника интересов, чести и достоинства человека или во имя утверждения закона и справедливости. Так было в Едемском саду.

… Вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт.3:5)

Не мало не много, но как благородно выглядела такая «забота» лукавого о достоинстве человека. А вот чем она закончилась:

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт.3:16-19)

В жизни Адама и Евы закончилось всё, предложенное лукавым,  полным провалом и разрухой. Так же было и в отношениях Каина и Авеля. Руководили рукой братоубийцы зависть, нереализованные амбиции и противление Божьей воле. Но путь самоутверждения в уничтожении другого оказался ложным и привёл к прямо  противоположному, к греху и Божьему приговору за него.

… Ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. (Быт.4:11,12)

Поэтому мы будем, учась на чужих ошибках, и своём таком же многократном опыте, поступать не по учению падшего мира, а по Слову Божьему, призывающему нас к миру, чтобы однажды посеянное лукавым зерно раздора не дало в нашей жизни буйные всходы и рост. Утвердимся в мысли, что блаженнее не уничтожать, а прощать.

... Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Мф.18:21-35)

Если мы, действительно, хотим возвратить себе потерянное в Эдеме подобие образу Отца Небесного, то должны поступать как Он – должны учиться прощать ближнему согрешения его и долги.

Но как же насчет справедливости и соответственного Божьего установления?

... Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.

18 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.

19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал:

20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать. (Лев.24:17-20)

 Принцип талиона остаётся неизменным до скончания века. Потому Господь и понёс на себе грех мира, чтобы, будучи безгрешным агнцем Божьим, удовлетворить своими страданиями и смертью справедливость Божьего закона, в первую очередь, относительно тех, кто примет Его спасительную жертву. Но кроме прощения, мы можем видеть и повеления Божьи о наведении правопорядка в обществе. Сам Христос Спаситель учил этому и показывал нам пример.

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. (Иоан.2:13-17)

Посмотрим еще эпизод из жизни Христа и свидетельство Его ученика Петра.

48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. (Лук.22:48-51)

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. (1Пет.2:21-23)

Из этих мест и со всего Священного Писания мы можем сделать несколько выводов об отношении Христа к злодейству:

·         Христос наводил порядок, во-первых, в душе человека.

·         В общество Господь нёс мир и любовь.

·         Христос защищал, во-первых, не себя, а правду Божью и ближнего, в конечном итоге, отдав за нас Свою жизнь.

Существует и антихрист или, как его называли со времён Ветхого Завета, сатана, то есть противящийся Богу, делающий всё наоборот. В данном случае:

·         Сатана творит беспорядок, во-первых, в душе человека, его разуме.

·         Между людьми лукавый сеет вражду и ненависть, натравливая друг на друга.

·         Призывает защищать только себя, отнимать блага у других и никогда не вступаться за правду и за ближнего.

Наверняка, стоит в молитве и, внимая Священному Писанию, посмотреть, во-первых, в своё сердце, а потом и вокруг себя, чтобы понять, кто и куда ведёт меня, за кем следовать и какими путями ходить, и что меня ожидает на избранной стезе.

А вот призыв Божий к Своему народу:

… Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;

11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. (Ис.58:6-11)

А когда Господь – наш Вождь, то достойно вести духовную брань, значит быть победителем и самым счастливым и плодотворным человеком, участвуя в деле спасения душ человеческих от проклятия греха и злобы для счастья, радости, успеха и жизни вечной. Таковы те, которые идут вслед Христа Спасителя, которые готовы подставить свою и щеку, и грудь, и жизнь за правду Божью, за ближнего, за Отечество.

 

Да будете сынами

Отца вашего Небесного (Мф.5:45)

 

 

 

 © Калашников Ю.В. 2008  Правила сайта