Христос – Мир наш / каталог / крещение Руси

 

 

 

 

К празднику крещения Руси

 

Васнецов В.М. Крещение Руси

 
Васнецов В.М. Крещение Руси

  

 … Царство Божие не в слове, а в силе. (1Кор.4:20)


Такую силу Бога, разметавшего, по молитве христиан, флотилию Аскольда и Дира, ощутили на себе воины, пытавшиеся захватить Константинополь (866 г.). Это была освежающая купель в море, а последующие события называют водным крещением славян, Фотиевым, по имени тогдашнего патриарха Константинопольского. Будучи вразумлёнными прикосновением десницы Господней возвратившиеся домой воители сразу же попросили у Византии наставников в христианской вере. Прибывший к ним епископ научал их Евангелию, проповедовал о Христе и Его спасении от гнева Господнего, наказывающего всякое непослушание и противление Богу, Его правде и закону. Наставники поучали, а Вседержитель являл Свою силу, избавив от сожжения Евангелие, положенное, во славу Божью, в огонь, подобно тому как о свободил друзей Даниила из огненной печи. И так продемонстрировал не просто энергию, слепо уничтожающую все в сфере своего действия, но силу, созидающую и хранящую, дающую жизнь физическую и, более того, жизнь духовную, возрождая Святым Духом и Словом к вечности с Творцом. Проповедь же Евангелия, как и всегда, сопровождалась крещением, по заповеди Христовой, данной Его ученикам.

И приблизившись Иисус сказал им:
- Дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф.28:18-20)

Впервые у восточных славян эта заповедь была выполнена апостолом Андреем, а затем и многими верными Господу Христовыми служителями, принёсшими своим трудом достойные плоды спасения душ человеческих. Все их имена записаны в Книге жизни на небесах, мы же знаем только некоторых, оставивших после себя чудным образом увековеченные следы, одни – в Священном Писании, другие – в Предании, третьи – на земле и так далее.

… Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. 57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. 60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. 1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. (Деян.7:55-8:1)

Все, несущие Евангелие Царства, так или иначе, были гонимы и преследуемы, но так же часто их гонители, созерцая величие и красоту веры евангельской, силу духа и непоколебимость её носителей, с любовью молившихся о своих преследователях, становились впоследствии такими же искренними и самоотверженными христианами. Так было с Савлом, державшим одежды побивавших камнями Стефана, а позже ставшим всем известным апостолом Павлом. Так было и с князем Владимиром Святославовичем, сначала утвердившим в Киеве язычество, совершавшего жертвоприношения в капище, а потом превращенного Господом в крестителя Руси. Все последователи Христовы были ведомы Духом Святым, действующим и изнутри, и снаружи. На проповедь Евангелия они шли наполненные силой и благодатью Божьей, ступая в открываемые Господом двери разных стран и народов, а бывало подталкиваемые рукой их преследователей, как, например, во время великого гонения в Иерусалиме (Деян.8:1).
Церковное предание и исторические документы также утверждают о посещении восточных славян многочисленными насельниками монастырей, гонимыми сюда во время иконоборчества вспыхнувшего в Византийской империи в восьмом веке. Они двигались в Северное Причерноморье, поднимались вверх по Дону и Северскому Донцу. На своём пути основали монастыри, часть из которых сохранилась до наших дней: Дивногорский, Костомаровский, Белогорский, Шатрищегорский. В это число входит и Свято-Успенский Святогорский монастырь – иноческая обитель, находящаяся в том крае, который таким образом увидел свет христианства задолго до крещения Руси князем Владимиром.

… Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 4 и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5 приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. (2Тим.1:3-5)

Каким-то чудесным особенным образом Господь действует в наших жизнях не только силой Своего могущества, но и, прежде всего, – силой Своей любви, верой обитающей в родителях и прародителях, в том числе и в матерях, и бабушках. Апостол Павел с благодарностью и необычным почтением говорит о вере Тимофея, унаследованной от его бабки Лоиды и матери Евники. Мы также можем вспоминать о вере Анны – матери пророка Самуила, Руфи – прабабке Давида, упомянутой даже в родословии Христа. Этот перечень можно продолжать бесконечно от библейских времён и до наших дней. В этом ряду находится и бабка Владимира Святославовича княгиня Ольга. Её служение семье, Отечеству и Христу увенчалось достойным плодом. Господь ответил и на её молитвы о крещении Руси, но только не в сыне Святославе, а во внуке – Владимире.

… Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… (Матф.25:31-34)

- Добро сим одесную и горе грешным ошую, - таков был ответ князя Владимира греческому иноку, одному из многих послов, приходивших к Владимиру, чтобы обратить его в свою веру.
- Прими крещение и будешь в раю с первыми, - предложил ему инок. Являясь же правителем мудрым и осторожным, Владимир по совету бояр отправил в дальние страны десять смышленых и добрых мужей, чтобы сначала испытать веру христианскую.

… Никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше. (Лук.5:39)

«…Всякий человек, отведав сладкого, не захочет горького…», - так, перефразировав выражение Христа из притчи о молодом вине, ответили послы князю Владимиру и боярам, вернувшись из Константинополя, где побывали на литургии в храме святой Софии. Соединение красоты Слова Божия, стройности Церковного служения и великолепной архитектуры храма в своём духовном единстве и гармонии всегда производит неизгладимое впечатление на человека, как в древности так и в наши дни. Так оно воздействовало на русичей и в те далёкие времена, во время похода в Царьград, вкусить веры христианской.

… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. 22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. 23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. (Быт.2:21-23)

Не стоит, конечно, современным незадачливым женихам надеяться на слишком упрощенный метод обретения будущей супруги – после пробуждения ото сна, и прямо из рук Божьих. Адаму до этого пришлось немало потрудиться, и лишь потом получить жену от Господа. Также было и у Владимира. Он сначала, исследовал христианство, сделал твердое решение принять крещение, затем осадил и покорил Херсонес (город в пределах современного Севастополя), потом потребовал у Византийских императоров Константина и Василия в замужество их сестру, пригрозив в случае отказа взять штурмом и Константинополь. Однако по прибытии Анны в Херсонес Владимир разболелся глазами да так, что не мог ничего видеть. По совету царевны он незамедлительно принял водное крещение и тут же обрел благодать Божью: жизнь вечную во Христе Иисусе, исцеление зрения и, открыв глаза, – увидел свою суженную… Анну. А самое важное – он познал истинного Бога.

… Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! (Иис.Нав.24:15,16)

С мудрыми правителями и народ поступает всегда мудро. Так было во все времена. Конечно, до самого второго пришествия Христа будут и нечестивые, но они не так заметны, когда в обществе торжествуют праведники. А торжество это всегда начинается в смиренных пред Богом сердцах, распространяется, во-первых, в собственной семье и, далее, до краёв земли...

… В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. (Деян.10:1,2)

Истинное благочестие, военная доблесть и забота о семье и Отчизне – всё это совершается в полноте тогда, когда человек боится Бога, любит Его и служит Ему всей своей душой телом и семьёй. Таким был князь Владимир. Он заботился же не только о своей душе и собственном доме, но и обо всей Руси. И служил Господу всей своей жизнью, семьёй и всем Отечеством.

… Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (Ис.9:2)

Это пророчество Исаии сбылось для каждого уверовавшего и для всех народов, принявших Христа своим Господом и Спасителем. Для них воссиял великий свет Божьей правды и истины, закона и благодати. Но горит он всегда, во-первых, в сердцах преданных Богу и верных Ему Его детей. Как однажды сиял в жизни князя Владимира, называемого в народе «Красно Солнышко». За этим Солнышком и его сподвижниками, людьми достойными и уважаемыми, следовал креститься и весь народ, говоря «если бы эта вера не была доброй, то князь и бояре не приняли бы её».
Но не только о крещении заботился Владимир, а и об образовании и научении народа истине Христовой, об утверждении правды Божьей в душах и жизнях людей и всего общества, в его обычаях и традициях, в государстве и в княжем законодательстве, в международных договорах, и конечно же, в первую очередь, в Церковном уставе. Таким образом созидалась правовая система, отвечавшая высоким требованиям развитого правового общества того времени. Она имела самобытное законодательство русско-византийского типа, строгие санкции за преступления против собственности, государства и личности, судебные органы, общинное самоуправление, сочетание княжеской власти с боярским советом. Церковь попекалась душами верующих, действуя убеждением и собственным примером, а государство заботилось о порядке и мире в обществе, о его процветании, используя в своём арсенале также и методы предписания и принуждения.
Так Господь силой Своей благодати, истины и любви преображал сердца людей, знатных и простых, всего общества, семей, общин и государства. Так Он действует всегда, в том числе, и в наши дни.

... "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою". "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". (Пс.31:8,9)

… Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему... (2Пар.16:9)

… И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. 14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. (Евр.4:13-15)

Июль 2008

 

 

 

  © Калашников Ю.В. 2008  Правила сайта