Христос – Мир наш / Каталог /

 

 

Понимать Бога или чувствовать?

 

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)

Чтобы ясно понять, чему, всё-таки, мы должны учиться, а потом учить все народы, давайте посмотрим ещё одно место Священного Писания.

Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. (Иис.Нав.1:8,9)

- Что объединяет эти два разных отрывка, одно из Нового Завета, другое из истории Ветхого Завета?

- Оба они являются частью Священного Писания. Господь и там и там обращается к своему народу, к Церкви Божьей. Это Слово также адресовано и всем нам. Но самое главное, кто уже заметил, в них говорится о единстве познания мудрости Божьей и личного присутствия, при этом, Бога, который помогает сначала освоить, а затем употребить Его науку в жизни и не один раз утверждает:

…Я с вами во все дни до скончания века.

…С тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.

Но начинается каждый отрывок, всё же, с призыва к мыслительной деятельности, к познанию Божьих заповедей, закона и правды, всего того, что Бог открывает нам через авторов Библейских книг. Вот эта книга Закона и должна стать первой книгой в нашей жизни, в наших семьях, Церкви Божьей и во всём обществе, и первое дело, к которому мы призваны – учиться и мыслить. Бог, как мы знаем и верим, сотворил всё видимое и невидимое, и всё это существует по Его законам: духовный и материальный мир, всё живое и не живое, человек и общество. Везде действуют законы Божьи. А то, что перестаёт им соответствовать, – разрушается. Это касается и всех аспектов нашей жизни.

Господь видит в человеке, такого же творца как и Он Сам, поэтому призывает нас выучить  и применять Его правила, чтобы мы не получили в результате своей деятельности разруху, так называемое, проклятье, а могли бы наслаждаться достойными плодами, вкушая которые, радовались бы, благодарили и славили за это Бога.

В расширенном понимании, результатом обучения должно быть: знание, умение и навык. Знание – это обладание определённой суммой информации о предметах и явлениях в соответствующей области Божьего творения, о возможности и способах преобразования окружающей действительности. Умение – способность самостоятельно сделать что-либо. Навык – способность сделать что-либо с наименьшими затратами ресурсов и с наивысшим качеством. Это относится и к системе образования, вообще, и к жизни каждого из нас, в том числе, и в её христианском плане. Например, две части стены, с одной стороны покрашенной маляром-учеником, а с другой – профессионалом с двадцатилетним стажем, будут отличаться по качеству. Как это будет выглядеть в нашей жизни? Ведь Господь желает видеть нас профессионалами в том деле, к которому мы призваны, видеть творящими красоту, к чему бы ни прикасались наши руки и разум.

Что мы должны знать для этого?  

Безусловно, Божье Творение, всё то, что окружает нас и нас самих (дух, душу и тело). То, что мы изучаем с первого вдоха, пройдя детские сады, школу, профессиональные училища, университеты, академии и так далее.., учась полноценно жить и плодотворно трудиться, а потом, с пользой и достоинством провести пенсионное время и так, познавая мир и Бога, до последнего дыхания, пока ни призовёт к Себе Господь. Всё это мы начинаем понимать, штудируя Книгу под названием «Природа, человек, общество», богословы называют это общим Откровением Божьим. Но есть и другая Книга – «Библия», через неё Бог открывает Себя, Свои качества и волю, то есть требования относительно нашей жизни. Разумом и наукой человек может понять только то, что существует Некто, как Первоисточник всего, давший толчок существованию Вселенной, Некто, написавший генокод всему живому и сейчас поддерживающий тайну жизни, но понять собственным разумом мы можем о Боге и Его делах, только то, что Он Сам открывает нам со страниц Священного Писания.

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Ин.15:1-6)

Вот так просто, в притче о лозе и винограде, объясняет Господь нашу зависимость от Него, в первую очередь, в познании окружающего мира, а, в общем, говорит о единственно плодотворном способе жизни, результативном, приносящем радость и творчества и потребления результатов своего труда. Всё это счастье даёт Господь, тем, кто подчинился Его требованиям, вначале, конечно, поняв их.

… Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим. (Деян.2:25-28)

Незримо в жизни Давида всегда рядом был Господь, укреплявший его в истине и в правильных поступках, чтобы он не задремал в дороге и не разбился, чтобы не сбился с пути и, в результате, не потратил зря силы. Бог отцовской рукой всегда поддерживал его в трудностях и падениях, утешал в горе, согревал в стужу, наполняя теплом душу и даже тело, в прямом смысле этого слова. Поэтому в любых трудностях, но в любви Божьей, мудрость, радость и сила жить, любить и творить всегда сопровождали Давида. Как видим, радость наполняла его сердце не от чего иного, как только оттого, что рядом всегда был Господь. Так и в нашей жизни, даже когда мы отворачиваемся от Него в сторону греха, Он всё равно ожидает нашего возвращения, и когда исполняется Его желание – радуется, как радуются со слезами, встречая долгожданного и любимого человека.

…Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его… (Лук.15:20)

Это эпизод истории возвращения блудного сына в отчий дом. За скупыми строками видна отчая любовь и радость долгожданной встречи. Не вызывали отвращение или страх у отца язвы и воспаления на коже, не обращал внимания он и на свиные экскременты и репейники, обильно облепившие бока его чада, не принюхивался к «ароматам» свинарника, насквозь пропитавшим не только его одежду. Отец приник в счастливых объятиях к вновь обретённому сыну, вернувшемуся оттуда, откуда, если и возвращаются, то всегда с надломленным сердцем, больным телом  и полной разрухой в жизни. Так любят отцы своих сыновей и так, но в совершенстве и всегда, любит и ждёт каждого человека Бог.

… Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! (Пс.41:2,3)

С другой стороны, стремиться в жаркой, безводной пустыне к прохладному, дающему жизнь потоку воды, это также, как со свинарника в объятия отца, и так же, как в жестоком, безразличном и эгоистичном мире, полном злобы и превозношения, жаждать душой встречи с Богом, откуда льётся непреходящее блаженство, счастье и совершенная радость. Это блаженство струится оттуда, из духовного мира, от Трона Вседержителя и нашего Отца Небесного. Пить из этого источника учились пророки, апостолы и все, однажды ступившие на путь жизни и святости и приглашающие подражать им в следовании за Христом. К этому призывает и Апостол Павел:

Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами. (Фил.4:9)

Понять истину Христову и построить в соответствии с нею свою жизнь, в гармонии с Богом и Божьим творением, в равновесии и порядке разума и чувств – это значит, быть рядом с Богом и его миром: красотой, балансом, счастьем, силой жить и побеждать. Это также значит, видеть цепочку, приносящую человеку счастье: Бог – разумное понимание Его заповедей – применение их в жизни – наслаждение вечным благом. И кто никогда не наслаждался этим общением с Творцом вселенной и нашим Отцом Небесным, открывая в молитве сердце, размышляя над Словом Божьим, совершая приятные Богу поступки, тот, наверное, и не был никогда христианином. По крайней мере, счастливым, а не просто имеющим диплом о христианском образовании или являясь облаченным в минимальный набор христианских слов и поступков.

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. (1Пет.2:1-3)

Испытав блаженные чувства благости Господней, приходящие всякому человеку принявшему Евангелие и смирившемуся пред Христом Спасителем, необходимо еще полюбить пищу, которая по-настоящему насытит этим благом жизнь человека и сохранит его от съестных подделок и истины, и счастья. Эта доброкачественная пища – Слово Божье, но нужно знать, что существует ещё и достаточно много фальсификаций.

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. (2Пет.2:1-3)

Искажения в понимании, преподавании истины влекут за собой плачевные последствия, похожие на вираж в кювет с прямой дороги. Заблуждения в источнике приятных ощущений и чувств, ведут к такой же катастрофе в жизни человека, к весьма стеснённым обстоятельствам, к болезни, к разрухе разума, тела, семьи и всего, что окружает такого заблудившегося ходока.

Одна из обочин в отношениях с Богом, крайность в соотношении разума и чувств  – уклон в сторону преувеличения разума и уменьшения чувств, в, так называемый, рационализм. Попросту сказать, это когда люди думают, что в жизни достаточно знать заповеди Божьи, составить себе систему правил, все разумно спланировать и, выполняя все это и будучи добропорядочным человеком, достичь успеха. В богословии нечто подобное называется схоластикой, школярством, говоря по-русски. Представители этого подхода использовали классическую логику для упорядочивания христианских убеждений, выстраивая из отрывочных данных систему знаний. Господь открыл человеку логику, законы правильного мышления, однако бесконечные по глубине и силе, качества и дела Божьи, например, всемогущество, всезнание, не вписываются в ограниченные множества классической логики, которая «заклинивает» в попытках описания и систематизации всего присущего Богу. Поэтому разума нашего достаточно только для того, чтобы иметь упорядоченную спасительную веру Божью, а не для того, чтобы самостоятельно и в полноте осознать и описать сущность и проявления Бога. Человек, чрезмерно превозносящий свой разум, однажды обязательно разочаруется в своих силах и в своём интеллекте, в том числе. Таких примеров великое множество и в жизни каждого человека, и в истории всего человечества. Например, отрезок пути от схоластики средневековья к деизму Вольтера, далее, в рационализм эпохи Просвещения, закончившийся иррационализмом и волюнтаризмом Ницше, а еще далее, к отвергнувшим Бога тоталитарным системам, принесшим позор и разруху многим народам и горе миллионам людей. И в настоящее время существует определённое количество организаций тоталитарно-деструктивного характера, в том числе, имеющих религиозную и христианскую окраску, серьезно беспокоящих современное общество, ищущее достаточно эффективные средства противостояния их  противоправной и разрушительной деятельности.

Существует еще одна серьёзная проблема рационализма - сухое законничество, лишенное любви и отымающее радость простого существования человека, закованного внешними надуманными правилами, никак не связанными с красотой порядка и благоговения в служении Церкви и святости обыденного поведения христианина.

Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей... (Фил.3:1,2)

И здесь нужна мудрость Божья и духовная зрелость, и снова звучат слова Христа:

Без Меня не можете делать ничего…

По крайней мере, хорошего. Потому, что однажды превознесшийся в «своей мудрости» человек потом, разуверившись в собственных возможностях, часто резко сворачивает на противоположную обочину – в полет чувственности, взмывающей ввысь над уничиженным разумом. В отношении Бога подобный подход называется мистикой, то есть тайной единения человека и его Творца. Действительно, высшей христианской ценностью является блаженство единения человека с Богом и в этой жизни и в продолжение жизни вечной, и оно весьма таинственно.

 …Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами. (1Фесс.4:16-18)

Этими словами утешает себя каждый христианин. Вечное духовное единство с Христом Спасителем это основание нашего спасения, безопасности, духовного роста, силы в Боге, данной на добрые дела, победы, плодотворности, неописуемого блаженства, радости и счастья. Но Писание также предупреждает:

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. (1Иоан.4:1)

Существует духовный обман – обольщение, приходящее, как и спасение, через пророческое слово, только лживое и ведущее в единение с падшим духовным миром, а значит в разруху проклятия. Также как благодать Божья, духовное обольщение приносит приятные ощущения, однако длящиеся недолго и ведущие человека к разрухе. Например, прелюбодеяние.

Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней… (Прит.5:1-5)

Начинается всё с того, что человек отказывается от разума в пользу приятных ощущений, а заканчивается слезами и проклятием, взывающими к  раскаянию перед Богом.

… Расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!" Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы. (Дан.4:26-30)

Другой случай, когда человек забывает, что любая власть должна быть получена нами из рук Господа. Где бы это ни было, в семье, церкви, государстве или в любом месте в обществе, если человек начинает наслаждаться, господствуя и славя «себя великого», а не Бога и поступает, как ему кажется правильным, а не как желает Господь, то это тоже всегда заканчивается трагически. Но мычать и есть траву подобно волу, это не самый худший вариант. Это была милость Божья к Навуходоносору, оставляющая шанс для покаяния. Хуже тому, кто не использовал такую возможность и навсегда ушел в вечное проклятие.

…Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И  сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть… (Исх.32:4-6)

А здесь, яркая картина поклонения идолам и буйства наслаждения, доходящего до экстаза в религиозном единении с падшими духами и блудной плотью. К сожалению, всё это не кануло в лету. Такие и похожие сцены можно видеть и в наши дни и не только в глухих лесах, но и в центре цивилизации. С одной стороны, лидеры, наслаждающиеся властью в манипулировании огромными массами людей, по команде кричащих, прыгающих, хлопающих, а если надо, то совершающих труд, в том числе, и ратный, на благо и во славу своих «золотых тельцов», прикрывающихся благими целями, бывает, и христианскими. С другой стороны, толпа, ищущая «лёгких» удовольствий, позволяющая доводить себя до экстаза, упивающаяся то ли алкоголем, то ли наркотиками, то ли харизматическим духовнообразным действованием, а часто, всей этой «гуманитарной помощью», в комплексе подаваемой павшим духовным миром, незаметно отымающим разум, волю, и целиком жизнь «одариваемых». Конечно, заканчивается это, как всегда, рано или поздно, тяжелым похмельем, разрухой здоровья, семьи, церкви, государства, жизни отдельного человека или всего общества. За всем этим злодейством стоит, конечно, сатана, действующий через, подвластных ему искателей легких удовольствий. К ним обращены слова Христа:

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан.8:44)

Но стоит ли спешить сразу же обвинять сатану или кого-то другого в том, что у человека похищается разум или у целого народа цвет интеллектуальной мощи – национальное достояние, а то, что остаётся, особенно, молодые, еще незрелые души, растаптываются, выворачиваются наизнанку и калечатся грязными рылами манипуляторов, развращенными в разуме и в морали «звездами», «пророками», «вождями» и «учителями». Что же делать? Может сначала посмотреть на Господа? и послушать Его Слово?

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Матф.7:5,6)

Наверняка, сначала необходимо удалять брёвна из собственных глаз и камни из сердец, чтобы научиться любить и хранить великий Божий дар – мудрость, свою и чужую, беречь свою и чужие души, учиться наслаждаться Богом. И только потом, Господь использует человека, чтобы великою Своею силой спасать тех, кого лучше остановить сейчас, чтобы они, почувствовав стимул к покаянию, могли сохранить свою душу от вечного ада.

А нас всех пусть Господь благословит возможностью здраво мыслить, умудряться истиной, творить доброе и прекрасное, заботиться о ближнем, наслаждаться победами и благостью присутствия Отца Небесного, радоваться и во всём славить Бога.

Да не отходит сия книга закона от уст твоих;
но поучайся в ней день и ночь,
дабы в точности исполнять все, что в ней написано:
тогда ты будешь успешен в путях твоих
и будешь поступать благоразумно.
Вот Я повелеваю тебе:
будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся;
ибо с тобою Господь Бог твой везде,
куда ни пойдешь.
(Иис.Нав.1:8,9)

 

 

 

 © Калашников Ю.В. 2008  Правила сайта