Христос – Мир наш / Каталог /

  

Высоко мыслить о себе или смиренно искать Бога?

 

 

... И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору,

19 и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?

20 и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?

21 и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на [ней] дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда. (Чис.13:18-21)

Отбросить мудрость Священного Писания, научающую нас тому, как быть успешными и побеждать, значит потерять вот эти самые благословения. Поэтому важно поразмышлять над строками Слова Божьего, чтобы понять, как нам эффективно действовать в жизни, каковыми нас желает видеть Господь в мыслях, словах, делах.

Писание является Богодухновенным и прогрессивным, то есть поступательным, постепенным, откровением Вседержителя человеку. Поэтому Ветхий Завет мы толкуем с позиции Нового, используя духовные истины Христа в объяснении практики народа Божьего и применении её в своей жизни.

28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. (Лук.14:28-33)

Предвидению на основе реальных фактов и планированию учит нас Христос. Прежде чем совершать какое-либо дело нужно трезво оценить свои возможности и предстоящие трудности и проблемы, которые необходимо будет преодолеть; четко уяснить цель и ряд задач в её достижении. Не менее важно определить ресурсы: духовные, интеллектуальные, материальные, человеческие, необходимые для достижения цели. Всем этим занимается наука и практика управления – менеджмент. И дело, конечно, не в дипломе, а в том, кем, по результатам деятельности, окажется человек, авантюристом или успешным в своём деле и победителем.

Для нас же интересен и важен духовный аспект процесса управления, как своей жизнью, так и разными организациями, в частности того, что же значит предупреждение Христа о необходимости отрешиться от всего, над чем мы только что размышляли и что необходимо нам для успеха? Нет ли здесь какого-то противоречия? Как Сам Господь отвечает на этот вопрос?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы. (Матф.6:26-34)

Сопоставив эти два высказывания Христа, о планировании и о спокойствии, можем определить ключевую фразу, объединяющую их и указывающую на приоритет в действиях. Во-первых, ищем Царства Божия, то есть того, чтобы стать под власть Божью, подчиниться Его воле, заповедям, закону, стать гражданином Царства Небесного, где безраздельно властвует Господь. И только потом, выполняя свои обязанности гражданина Царства Небесного и дитя Божьего, используя все таланты и мудрость, подаренную Богом, в том числе, и в области менеджмента, получить достойный плод. По-другому сказать, чтобы быть во власти и благословениях Господних необходимо проверять все свои мысли, слова, и действия на соответствие Божьей правде, заповедям и закону.

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Иоан.15:1-6)

Вот так, теперь уже со страниц Евангелия Иоанна, Христос предупреждает нас о бесплодности человека, отвергающего в своей жизни Творца и Вседержителя, дающего всему дыхание и жизнь, и затем наполняющего эту жизнь силой мудрости и любви, делающего человека плодотворным.

А теперь можно вернуться в Ветхий Завет и посмотреть, как эта истина работает в жизни человека и общества.

22 Они пошли и высмотрели землю…

24 и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; [взяли] также гранатовых яблок и смокв;

25 место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы. (Чис.13:22-25)

«Есхол» значит виноградная кисть. Так назвали землю, потому что она была подобна сочной, сладкой ароматной, кисти винограда.

26 И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней.

27 И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли;

28 и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее;

29 но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;

30 Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана.

31 Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.

32 А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.

33 И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;

34 там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их. (Чис.13:26-34)

Земля-то была хороша, как и цели, которые мы ставим себе, относительно своей духовности, семьи, работы, служения, устройства общества, однако трудности на пути к этим целям оказываются весьма велики и устрашающи. Конечно, речь не идёт о грабеже лакомых кусков у людей, организаций, общества или государства, что проклято Богом и преследуемо уголовным законом. Наоборот, гармония верховенства права и социальной направленности нашего государства, справедливость стоят на первом месте в программе любой силы, претендующей на власть. Редко кто не понимает всех преимуществ такого устройства общества. Проблема только в огромных препятствиях греховности, находящейся и в наших сердцах, и во вне. Они подобны сынам Енаковым, от исполинского рода, перед которыми человек часто чувствует себя ничего не значащей саранчой.

Одни, как Халев, идут, чтобы бороться и завладеть этой «вожделённой землёй», другие, как большинство тех разведчиков, говорят: «Не можем мы идти против сего».

1 И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь;

2 и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!

3 и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу [врагам]; не лучше ли нам возвратиться в Египет?

4 И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет. (Чис.14:1-4)

Лучше возвращаться в болото беззакония, греха и проклятия, решают боязливые, проще обливать друг друга грязью, этого как раз у каждого предостаточно, уничтожать друг друга физически и морально, при этом поднимая своё чувство значимости, в своих же глазах. Меньше думать, особенно о морали, а потом обвинить в проблемах соседа. И протянуть еще какое-то время своё такое жалкое существование, чтобы потом быть уничтоженным злом и беззаконием, рожденным своими же словами и поступками.

Благодарение Богу, далеко не все люди таковы.

5 И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых.

6 И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои

7 и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша;

8 если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее - эту землю, в которой течет молоко и мед;

9 только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их. (Чис.14:5-9)

Божьи человеки, видя свою немощь, не поднимают свою значимость, унижая других, а сами становятся на колени, но перед Богом. А потом, исполнившись от Святого Духа силой и мудростью, идут и творят волю Божью, а если поставлены Господом и народом руководителями, то ведут за Спасителем и всё общество, не переставая увещевать:

…Только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.

Верят ли этому люди? Готовы подчиниться Божьему призыву? Конечно здесь всегда нужно делать уточнение, что мы воюем не против человека, народа или какого-то государства, а против греха и беззакония, начиная со своего сердца.

10 И сказало все общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым.

11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?

12 поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. (Чис.14:10-12)

Следующей чертой Божьих человеков является любовь к тем, которые готовы побить их камнями. На такую любовь способны только родители к своим детям и те, которые достигли подобного отцовского уровня в своём духовном развитии, в святости. Первым примером для нас является Христос Спаситель, знавший о Божьей каре, приготовленной для злодеев, и умолявший на Голгофском кресте Отца Небесного о прощении своим палачам:

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают... (Лук.23:34)

Такая любовь может прийти только от Отца Небесного. И Господь всегда отвечает на молитвы вот такого Его народа.

20 И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему;

21 но жив Я, и славы Господней полна вся земля:

22 все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего,

23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее;

24 но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее… (Чис.14:20-24)

Получить от Господа обещанное Им благословение смогут только те, кто идёт за своим Спасителем. Остальные так и остаются в пустыне проклятия. Уничтожает же Господь тех, кто является препятствием для распространения Его Евангелия, Благой Вести о великом и спасающем Боге, и  те, кто свидетельствует о силе падшего мира, а не о могуществе Творца и Вседержителя всего видимого и не видимого.  

36 И те, которых посылал Моисей для осмотрения земли, и которые, возвратившись, возмутили против него все сие общество, распуская худую молву о земле,

37 сии, распустившие худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом;

38 только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю. (Чис.14:36-38)

Серьёзная проблема человека, начиная с Эдемского сада, заключается в том, что он, вообразив себя богом, пытается трудиться, без помощи Творца, и часто вопреки Его воле, пытается делать то, что Господь не поручал. Хотя, казалось бы, совершаются правильные поступки, но только без Божьего присутствия, и тогда они становятся бесплодными. Это пример современной материалистической психологии позитивного мышления, доказывающей, что для успеха необходимо правильное, положительное мышление и мнение о себе и о своём деле. Её девиз - "Хорошо думай о себе".

Писание умалчивает о том, кто и как потрудился ночью над народом, вышедшим из египетского рабства, но они начали "думать о себе хорошо".

40 И, встав рано поутру, пошли на вершину горы, говоря: вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили.

41 Моисей сказал: для чего вы преступаете повеление Господне? это будет безуспешно;

42 не ходите, ибо нет среди вас Господа, чтобы не поразили вас враги ваши;

43 ибо Амаликитяне и Хананеи там пред вами, и вы падете от меча, потому что вы отступили от Господа, и не будет с вами Господа. (Чис.14:40-43)

Важна не теория, кажущаяся нам правильной или таковой являющаяся, но не полная, так как там не хватает места Творцу, а важно реальное следование за Господом Христом Спасителем, в поиске Его мудрости и Его личного присутствия в жизни, в исполнении Его воли. Люди не всегда понимают эту истину и поэтому терпят поражение.

… Они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана. И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы. (Чис.14:44,45)

Крушение даже благих начинаний ожидает всех, дерзнувших самостоятельно, без воли Божьей на то, реализовывать их. Конечно, возникает следующий вопрос, как же не ошибиться в познании воли Творца, не стать под руководство какого-нибудь самозванца или просто «черного кота», самого по себе не плохого, только не предназначенного Богом для управления моей жизнью, где бы он вдруг не перебежал мне дорогу. Но это уже другая тема, о познании воли Божьей.

Итак, не высоко о себе думать, а смиренно искать мудрости, воли и присутствия Бога в своих мыслях, словах, поступках, да и во всей жизни – непременное условие успеха в делах и победы в борьбе, а самое важное, в обретении жизни вечной в непреходящих Божьих благословениях. Об этом молится Церковь Божья, так как и однажды Иоанн о Гаие.

 

Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. (3Иоан.1:2)

 

 

 

© Калашников Ю.В. 2008  Правила сайта