Христос – Мир наш / Каталог /

 

 

О почтении

 
И пошел он (Елисей) оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка. (4 Цар. 2:23-24)

Кровавая, страшная картина – сорок два растерзанных ребёнка, горе, вошедшее в несколько десятков семей, материнские слёзы и ещё более мучительный вопрос в родительских глазах: «Кто виновен?» Кровожадные взбесившиеся медведицы, пророк, испугавшийся за свою жизнь, дети или их родители, а может быть Бог, несправедливо допустивший смерть безобидных детей? Кто должен быть наказан, и как можно уберечься от подобного впредь и в нашей с вами жизни, в том числе? Как сделать, чтобы наши дети и мы были счастливыми, могли спокойно жить, трудиться и отдыхать, и радоваться своим успехам? Чтобы понять это проведём небольшое библейское исследование случившегося.

В этом происшествии было много участников. Дети, выбежавшие вдогонку Елисею из города, а также их родители, которые отвечают и за воспитание и за поступки своих малых детей. Пророк Елисей, а также Бог, на службе у которого он находился, выполняя поручения Вседержителя, а не просто прогуливаясь на природе и созерцая прекрасные пейзажи. Итак,  с одной стороны это родители и дети, жители города, с другой – Бог со своим слугой Елисеем. Теперь посмотрим, каковыми же должны были быть взаимоотношения между всеми ими. И чем эти отношения отличались от тех, которые хотел бы видеть Бог, как высший Законодатель и Судья, сотворивший всё видимое и невидимое и установивший правила и законы, по которым должно существовать всё Его творение, в том числе, и человеческое общество.

Должные отношения между жителями того города, как и любым человеком и Богом  открываются нам в книге Исход 20:1-6.

И изрек Бог все слова сии, говоря:  Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;  да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,  и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.  

Это первые пункты Декалога – Закона, данного Богом через Моисея израильскому народу и всему человечеству, где Господь говорит: «Я Бог». И мы знаем, что это тот, который сотворил всё видимое и невидимое, и сейчас содержит всё своей силой и по установленным Им законам, по правилам, которые определяют существование всей Вселенной. Вседержитель говорит: «Вот Я, Мне одному служи и поклоняйся», и те, которые поступают так, и делают это по любви, а не по принуждению, обретают милость до тысячи родов. Но в то же время, если человек изваяет себе что-либо, вместо Бога, то в его жизнь должно прийти проклятие до третьего и четвёртого рода.

Теперь посмотрим, что же происходило в Вефиле, и каково было там реальное отношение людей к Богу, о чем говорится в 3Царств 12:32.

 И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных.  И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил. 

Здесь мы видим полное отступление от Господа Бога царя Иероваама и с ним всего народа. Также поступали и следующие за ним цари. В 3Царств 22:51-53 написано, что

Охозия … делал неугодное пред очами Господа, и ходил путем отца своего и путем матери своей и путем Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех:  он служил Ваалу и поклонялся ему и прогневал Господа Бога Израилева всем тем, что делал отец его.

Необходимо также вспомнить попытку найти тело пророка Илии, предпринятую сынами иерихонских пророков (4 Цар. 2:16).

И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли, и сказали ему: вот, есть [у нас], рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин. Он же сказал: не посылайте. Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: пошлите. И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его, и возвратились к нему, между тем как он оставался в Иерихоне, и сказал им: не говорил ли я вам: не ходите? (4Цар.2:15-18)

Они не верили Елисею, утверждавшему, что Бог не просто поднял Илью в воздух, а восхитил к Себе на «огненной колеснице». Подобно как современные либеральные (свободные от авторитета Бога и Его Слова) богословы, пытаются разумно объяснить чудеса Божьи, умаляя при этом силу Божьего всемогущества, поступали также и древние их предшественники.

Искаженное понимание Бога и Его качеств и возможностей теми, кто должен знать Бога и Его Слово и донести это знание людям. Также полное отвержение Господа Бога и замена Его идолами, приносящими удовлетворение сиюминутных желаний взамен вечного блага. Вот картина отношения людей к Богу в рассматриваемой нами ситуации.  Сопоставив всё это с должным поведением, мы видим несоответствие, и значит неотвратимость наказания, которое должно было прийти вслед за грехом.

Теперь мы должны проанализировать другой аспект взаимоотношений, уже не человека и Бога, а людей между собой, детей и, в конечном итоге, их родителей и человека Божьего – пророка Елисея. «Уходи плешивый, уходи плешивый», - так кричали дети вслед Елисея. Плешивый – значит с отсутствующими волосами. Таковыми были прокаженные, которых заставляли стричь волосы, и держаться подальше от общества, в обязанности которых входило, избегать близкого общения со здоровыми людьми. Другими словами, они говорили: «Ты прокаженный для нас, мы не хотим видеть тебя и иметь с тобой никакого общения». Грамматическая форма еврейского слова «иди», употреблённого здесь, обозначает «иди наверх», этот же глагол в 4 Цар. 2:11 переводится как «понёсся Илия в вихре на небо». То есть дети говорили, уходи от нас, потому что ты для нас как прокаженный, следуй за твоим учителем Ильёй к вашему Богу, а у нас достаточно своих идолов, тельцов которым мы поклоняемся, и которые благодетельствуют нам. Такими высказываниями они проявляли неуважение к Елисею, который был пророком Божьим, Его посланником, человеком, находящимся на службе у Господа. Это было, во-первых, неуважение к Богу, и, во-вторых,  к человеку находящемуся в определённой (руководящей) позиции в обществе, требующей соответствующего отношения к себе со стороны этого общества. Посмотрим, каково же оно должно быть в свете Слова Божьего.

Первыми руководителями в жизни человека являются его родители, а первая заповедь о взаимоотношениях между людьми относится к детям.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе,

 –  предписывает нам Господь в книге Исх.20:12. Аналогичный текст во Второзаконии 5:16 обещает не просто продление дней, а, что будет хорошо на земле, которую даёт нам Господь.

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Втор.5:16)

Это и есть путь в благословенную счастливую жизнь. Что же ожидает тех, кто не почитает своих родителей?

 Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. (Исх. 21:15) 

Выражением крайнего неуважения к родителям является – ударить их, речь даже не идёт о тяжести нанесённых телесных повреждений, как это учитывается в других случаях, а сам факт того, что ребёнок поднял руку на родителей, по закону Божьему достойно смерти.

Наставники и учителя, это люди, которые отворяют нам глаза на всё Божье творение, те, через которых открывается нам впервые Бог, от качества служения которых, во многом зависит развитие и плодотворность нашей жизни. Человек являющийся учителем один из первых кто достоин всяческого уважения и чести и не только…

«Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим»,  - так предписывает нам Священное Писание относиться к педагогам . Наверное не зря после этого апостол Павел, увещевая нас, говорит
- Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. ( Гал. 6:7)
Если «посеешь» столько, что учитель умрёт с голода, то и пожнёшь глупость и бесплодность в своей жизни и в жизни своих детей.

Бог поставляет также в нашем обществе начальников и служителей порядка.

Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.  (Исх.  22:28) 

Это еще одно приказание Господа, чтобы мы не произнесли ни одного гнилого, плохого неуважительного слова в сторону начальствующих и судей, тех людей, которые стоят в нашем обществе как руководители и стражи порядка.

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.  Посему противящийся власти противится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение… (Рим 13:1,2)

 Так предупреждает нас Господь о покорности и санкциях, которые следуют за нарушением этого очень важного установления. Конечно, не следует впадать в другую крайность, потакание руководителю в его возможном злодействе, и участие таким образом в строительстве организованного беззакония, тоталитаризма, «Вавилонской башни», предопределённой Богом на разрушение. По этому поводу есть и соответствующее указание:

Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. (Еф.5:10-12)

Теперь о старших, и о старцах.

Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь. (Лев.19:32)  

Здесь мы видим, как в одном ряду стоят седой (взрослый), старец и Господь Бог. Это все те, к которым мы должны относиться с почтением. Если мы видим лицо пожилого человека, то должны встать, и не просто постоять, а позаботиться о нём, увидеть, в чем он нуждается, и помочь ему: или взять ношу, или удобно усадить, или побеспокоиться каким-либо другим образом. Таким путём приходит к нам благословение, как и к каждому человеку оттого, что он поступает в соответствии с волей Божьей.

… Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте… (Рим.12:10)

Здесь видим увещевание апостола Павла, предупреждать друг друга в почтении, во взаимоотношениях с любым человеком, братом или сестрой. И делать это первому, не ждать, например, когда поздоровается  раньше.

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. (1Тимофею 5:17)

Господь даёт нам еще одно важное правило, предупреждать в почтении пресвитеров, и особенно учащих и проповедующих Слово Божье. Потому что через этих людей Господь питает всех нас Своим Словом, чтобы мы могли иметь духовный рост, крепость и силу, противостоять искушениям и побеждать грех и всякое беззаконие.

В 1 главе 4Царств находится один из библейских примеров, неправильного отношения к служителю Божьему, и дисциплинарные меры, предпринятые Господом для исправления нарушителей. Заболевший царь Охозия посылает вопросить аккаронское божество об исходе своей болезни. Встретивший на пути этих посланцев пророк Илия передаёт царю Божий ответ и сообщает ему, что он никогда уже не поправится, потому что обращается не к Великому Богу, а к идолам. Разгневанный Охозия приказывает своим воинам привести к нему дерзкого пророка. От имени Господа, Илия два раза сжигает небесным огнём отряды воинов, пришедших к нему, чтобы доставить его к царю. И только в третий раз, сотник, умудренный сгоревшими заживо ста воинами, уже не приказывает пророку немедленно идти к царю, а на коленях умоляет его сделать это. Он остаётся жив и сопровождает Илью в царский дом. Мы видим, как Господь защищает своих служителей от тех, кто пытается гнать, преследовать или просто относится неуважительно к людям, которых Бог избирает для выполнения Его работы.

Отсюда мы можем сделать вывод, что проклятие, сказанное Елисеем относительно малых детей, было не результатом задетого самолюбия начинающего пророка, а являлось оглашением приговора, вынесенного Богом на основании Им данного людям закона. Приговор был произнесён пророком Божьим, а затем исполнен, но уже не человеками, а самим Богом, посредством двух, вышедших из леса разъярённых медведиц. Закон ничего не стоит, если он не поддерживается силой его создателя, поэтому ни одно слово Бога не произносится зря и не остаётся неисполненным. Господь поступает так, потому что не желает распространения нечестия, греха и злодейства, а только праведности и тех людей, в чьих жизнях она обитает.

Что же нам делать, чтобы не вкусить всей горечи и ужаса Божьей кары, но чтобы мы и наши дети были в безопасности, под Божьей защитой и оградой? Что делать, чтобы рука Господня над нами была не разоряющей и уничтожающей, а хранящей и благословляющей нас и тех людей, которые рядом с нами, тех которых Бог даровал нам в нашей жизни?

Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. (Притчи 26:2)  

Такими строками успокаивает нас Слово Божье относительно пророчеств и проклятий, высказанных людьми от своего имени или от имени каких-либо божеств, или от имени Господа Бога, но по их дерзости. Их не нужно бояться, а только наблюдать за своей жизнью, подчинена ли она Христу и находится ли под Его охраной и благословением. Мы также имеем Священное Писание «вернейшее пророческое слово» (2Петра 1:19), которое для нас является «светильником» озаряющим и наши сердца и наши пути, чтобы мы видели их содержание и направление нашего жизненного хождения. Командир пятидесятка воинов становился на колени перед пророком Илиёй, чтобы не погибнуть и обрести благодать Божью, тем паче мы, с каким благоговением должны касаться Священного Писания, подаренного нам Богом, если же конечно были умудрены библейской историей, исследованием которой мы только что занимались.

Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею;  дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.  Итак, слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе. (Второзаконие 6:1-3)

Из текста следует, что цель Божья – сделать нас счастливыми, чтобы нам было хорошо, а это возможно только тогда, когда мы поступаем по Его воле. Господь желает, чтобы эти слова были в наших сердцах, не только надписями на стенах, а внутри нас, в нашем разуме, в наших словах, поступках, делах. Слова, над которыми мы бы размышляли день и ночь. А научившись сами, научили бы этому своих детей, воспитанников, студентов, учеников, правильно ходить перед Богом, уважать Бога и людей. Мы должны использовать для этого все методы, поощрения и наказания, всё, что в наших силах, всё, что дарует нам Господь, чему учит такая немаловажная наука как педагогика.

Недавний телерепортаж о родителях, которые получили денежную помощь на новорождённого, а затем выбросили своего ребёнка в мусорный ящик, шокирует своим цинизмом и бесчеловечностью. Оказывается, не все осознают как высоко звание, данное Богом, – быть отцом и матерью. Как часто человек, поставленный Богом на почетное место в обществе, начинает творить там такие неприглядные, если не сказать мерзкие, в свете Закона Божьего дела, что приходится ломать голову над тем как же выполнить Божью заповедь, требующую его уважения как ставленника Божьего.

Если человек получает высокое звание, то обратной его стороной является такая же и ответственность. В 3Царств14:9-10 Бог говорит царю израильскому:
- Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад;  за это Я наведу беды на дом Иеровоамов и истреблю у Иеровоама [до] мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле, и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста.  

Вот так Господь обещает уничтожить и нечестивого царя и всю его семью, а затем даже и вымести весь образовавшийся при этом мусор, наводя Своей могучей рукой порядок на том месте, где должен стоять человек, достойный всеобщего уважения. Важно для всех нас смотреть на свои сердца, слова и поступки, чтобы видеть, каковы мы пред Господом, каждый на своём месте, нужно ли напрягаться, чтобы уважать нас, тем людям, которые находятся рядом с нами. Они это делают только потому, что так повелел Господь или это доставляет им действительную радость, видеть нас на нашем большом или маленьком посту, в добросовестном служении Богу и людям? Такое место есть у каждого из нас, часто не одно, и  в семье, и в церковном служении,  и в различных других сферах общественной жизни.

- Быть достойными представителями Бога, украшая этим каждое место, куда нас поставил Господь.

- Правильно, по Слову Божьему во Христе и Святом Православии, относиться к окружающим нас людям.

- Научить исполнять волю Божью своих детей, воспитанников и всех, кого даёт нам для этого Господь.

Эти три вещи необходимо помнить нам: быть, делать и учить. Тогда Божья рука над нашей жизнью будет не разрушающая, страшная для греха и всего к нему прилепившегося, а хранящая, созидающая. Наши сердца, при этом, будут наполняться Духом Святым, разум – мудростью, тела – исцелением и физической силой, семьи радостью и счастьем, общество порядком и успехом.

Всегда будем помнить о Христе Спасителе Его Теле Церкви, пребывать в Истине Святого Писания и Предания Православия. И если мы где-то ошиблись, то есть кровь Христова, омывающая нас, очищающая от всякого греха, и есть Слово Божье, направляющее нас на верный путь. Мы всегда можем прийти к нашему Спасителю, исповедать и оставить грех, чтобы продолжать изменяться, вновь и вновь обретая благодать Христову. В этом мы видим огромную к нам любовь Бога, проклинающего грех до четвертого рода, а дающего милость боящимся Его, до тысячи родов. Милость Его в сотни раз больше гнева. Только бы наши сердца и жизни были открыты, чтобы любовь Божья могла наполнить нас счастьем, радостью, победой, чтобы мы были счастливы, этим могли славить нашего Бога, и чтобы однажды вошли в Его славу, на века. Аминь.

 

... Ибо такова есть воля Божия,

чтобы мы, делая добро,

заграждали уста невежеству безумных людей,

- как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла,

но как рабы Божии.

Всех почитайте,

братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. (1Пет.2:15-17)

 

2005; 2011.09.05.; 2013.10.07

 

 

 © Калашников Ю.В. 2005  Правила сайта