Христос – Мир наш / Каталог /

  

Любить мудрость – значит любить Бога

(О философии или любомудрии)

 

«Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Книга Притч 4:5).

Эти строки – часть хвалебной песни мудрости, о которой повествует Книга Притч Священного Писания. С одной стороны, это красивые стихи, а с другой – страстное наставление отца для своих детей, внушение, попытка заставить своих чад прилепляться к мудрости и любить её. Это обращение отца к конкретным детям, а также Бога к своему народу. Во Второзаконии 8:5 говорится:  «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего». Так со строк Священного Писания Господь учит и Свой народ, и Церковь Христову, и каждого из нас. Чего более всего желают родители для своих детей? Наверное, чтобы они были в безопасности, чтобы никакое зло не могло их коснуться, и учат их, как этого достичь. Вот и Господь призывает нас:  «Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя». В размышлении над этими строками, возможно, кому-то вспоминается «Устав караульной службы» из далёкой молодости и службы в рядах ВС, где говорится, что объект передаётся часовому для охраны и обороны. Слова охрана и оборона имеют разные значения. Охранять – значит, подать знак при нападении, а оборонять  еще и применить все силы и средства для отражения этого нападения. Тем самым Господь говорит, что если у человека есть мудрость, то она будет охранять его, то есть подаст сигнал о наступившей проблеме, а если он будет ещё и любить её и прилепляться к ней, если она будет частью его сердца, то станет для него бронёй и щитом, неприступной скалой, способной защитить от бед. Это в случае, если мудрость не просто набор информации в нашем разуме, рюкзак с книгами или диплом в кармане, но часть нашей жизни и естества.

Любить мудрость, значит быть, как это звучит по-гречески, философом. Но если призвать христиан быть философами, многие из них тотчас вздрогнут и с сожалением скажут: «был брат и потерялся… - стал философом». И сделают это вполне обоснованно, потому что Священное Писание не раз предостерегает от увлечения философией. Например, в Кол. 2:8:  «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Значит важно осознать, какой смысл мы вкладываем в этот термин. Существует расхожее понимание философии, отличающееся от библейского, когда философами называют людей, которые могут размышлять обо всём, с видом глубокомысленного знатока, способного объяснить всё и ответить на любые вопросы. Послушав такого человека и ничего не поняв, может показаться, что это по причине его высокого ума. На самом деле за наукообразными, иногда богословскими, бывает и христианскими терминами ничего не скрывается, а суть нагромождение бессмысленных речей. На проверку это просто пустослов, или как говорят в народе пустомеля. В лучшем случае это можно назвать беллетристикой, изящной словесностью. Если такой философ встречается в нашей жизни, это еще половина  беды. Существуют философы другого рода, которые могут доказать любую мысль, позицию, чтобы достичь своих целей, используя при этом различного рода манипуляции: психологические, эмоциональные, нарушающие законы логики и тому подобное. Писание называет их мудрствующими, а историки софистами. Что объединяет эти два типа, так называемых, философов, так это бесплодность, а отличаются они только тем, что вторые пытаются активно воспользоваться плодом чужих рук. И если предложить стать философами такого рода, то всякий нормальный христианин, конечно же, откажется. Но само Слово Божье призывает нас к мудрости, и, значит, мы должны понять, что философ философу разница. Тогда в чем же заключаются отличия, где эта точка, как грань водораздела на горном хребте, рядом с которой, падая две капли воды, одна течет туда, где мудрость и благословение, а другая в противоположную сторону, где проклятие и разруха?

В Рим. 1:21,22 говорится: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели…»

Итак, мы можем видеть здесь происхождение заблуждения людей, которые называют себя или друг друга мудрыми, но по их содержанию Писание определяет их безумными. Всё начинается как всегда хорошо, они познают Бога. Независимо от того ученый это или человек, который не любил ходить в школу и закончил её в 7-м или 5-м классе, каждый может знать, что существует Бог. Человек может просто чувствовать, или видеть проявление неких тайн, приходящих в его жизнь. Исследователь микромира или космоса замечает там определенный порядок и закономерности, по которым всё это существует, и не понимает –  кто дал всему этому толчок, энергию. Биолог, не может представить происхождение генокода, по которому развивается всё живое. Теория вероятности бессильна в здравом обосновании возможности самозарождения жизни и эволюции человека. Каждый из нас может знать, что Бог есть, но свои качества Он открывает нам только Сам через Священное Писание. Здесь как раз и возникает проблема, заключающаяся в нежелании смирения перед Богом, перед Его волей, Его Законом. Эти мудрецы, познавши, не прославили Его как Бога, своим повиновением и плодом, которые Господь желает видеть в нашей жизни. Они осуетились. То есть, что-то делают, напрягают силы, туда-сюда мечутся, но при этом нет никакого плана, принципов, системы, всё бесцельно и соответственно бесплодно. Потрачено время, энергия, а результат отсутствует. Ноль. «Осуетились в умствованиях». Суета относительно разума –  это хаос в мыслях, который возникает оттого, что люди забывают основание, стержень, на котором всё должно быть нанизано. В нашем разуме этот стержень –  Бог и повиновение Ему, смирение перед Ним, перед Его волей. А отсюда и порядок в мыслях, совах, поступках и во всей жизни в соответствии с планом и стандартами, открывающимися Священным Писанием. Что же дальше происходит, если суета в разуме?

«…Омрачилось несмыслённое их сердце». Там, где должен быть Божий свет, озаряющий собственную душу и позволяющий ясно понять окружающий мир, у отвергших Бога властвует мрак, сумерки разума. Проблема людей, находящихся в этой тьме в том, что они не могут понять, представить, где они находятся, потому что они, как слепые, не видят своего положения, у них отсутствуют ориентиры и адекватное отражение мироздания. Они не признают Бога, а без этого важного компонента действительности не может быть её полное и целостное осмысление. Они нуждаются в просвещении Духом Святым, через смиренное исследование Священного Писания. Тогда что же такое просвещение и свет истинный в противоположность тьмы, как результата суеты разума? Очевидно, состояние, когда мы адекватно отражаем окружающий нас мир, когда мы можем иметь ясное представление о том, как он устроен, как функционирует. Фактически, мы призваны Творцом мыслить, не просто поверхностно, а проникать глубоко в сущность предметов, понимать причины и последствия явлений и событий, которые происходят вокруг в обществе и природе. Это уже не только то, что мы видим как бы снаружи, а то – куда можем входить нашим разумом. Познавая  окружающее, мы обнаруживаем упорядоченность, закономерности, которые Бог поставил в нём.  Исследуя их,  ученые открывают законы, по которым функционирует всё: космос, природа, общество, человек, разум человека. Существует огромное количество законов. В том числе законы мышления, логика – и наука и базовый раздел философии, описывающий правила, по которым человек призван строить деятельность своего разума. Здесь и находится корень проблемы философии и настоящего и древности. Забыто основание, выпущен из вида самый первый закон логики – существование Бога и необходимость смирения перед Ним. А без достаточного основания все законы смешались в нагромождение Вавилонской башни, которая обречена с самого начала строительства на разрушение. Чтобы в нашей жизни не было такой разрухи, Господь призывает любить мудрость. Ту, которая начинается со страха Божьего, продолжается познанием Бога и Его творения и завершается пониманием и принятием полноты Божьей любви. Она то, как раз и даёт плод в нашей жизни.

А теперь вернёмся в Книгу Притчей 8:17: «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня». Это ободрение для тех, кто чувствует недостаток мудрости, которая словно бы говорит, что она не такая, как бывают люди. Случается, что они пытаются манипулировать любящим, поводить за нос, заставить побегать за собой. Божья мудрость заявляет, если она видит открытое для неё сердце, она входит туда. Она не убегает от нас, а стремится к нам, только бы ей отыскать то место, где она может создать себе обитель. Эта мудрость – Божья и обладает божественными качествами: видеть тайное и скрытое. И когда она находит себе место в любящем её сердце, тогда в нем рождается плод – просвещенный разум, сила мысли и слова.

Книга Притч 8:14.  «У меня совет и правда, я разум, у меня сила», - говорит мудрость. Правда – это истина об окружающем нас мире, о Боге и Божьем творении, понимание всего этого, видение приятного, что нам нравится и плохого, от чего хотелось бы освободиться. В подсказке же,  совете, мы нуждаемся, чтобы решать проблемы и преодолевать препятствия, которые возникают на нашем пути. И всё это там, в мудрости, где настоящая сила, в знании правды и умении эффективно использовать совет, распорядиться своими ресурсами с наибольшей действенностью, и даже при малых затратах получить превосходный результат. Когда же только одно название от мудрости, тогда и от плода – одни фантазии. Вначале это обычно выглядит как свобода от пут законов и Слова Божьего, достижение легкой приятной сиюминутной выгоды, а впоследствии обязательно открывается всё безумие такого пути. Потому что всё это похоже на радость карася самодовольно разжевывающего жирного червяка, нанизанного на рыбацкий крючок.  «Они заменили истину Божью ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;  подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение…» (Рим.1:25-32). Так заканчивается путь тех, кто отвергает Бога, они теряют всякие ориентиры должного в поведении, и оказываются на уровне рассудка даже ниже, чем животный мир, не умеющий мыслить абстрактно, но подчиняющийся мудрым инстинктам, вложенным в них Творцом.

Притч 8:15 а. «Мною цари царствуют». Мы часто думаем, что сила появляется, когда человек становится царём, а истина как раз в обратном, сила является результатом мудрости, а царствование - силы. Когда человек навёл порядок в своём разуме по Слову Божьему, и такой порядок распространяется в его семью, в те места в обществе, где он находится, то Господь даёт ему всё больше и больше для управления. Он хочет, чтобы его Царство расширялось, чтобы общество было плодотворным, успешным в делах и всё это для нашего наслаждения и Его славы. Люди часто готовы заплатить большие деньги, чтобы сесть во властное кресло и иметь силу защитить себя и всё то, что им дорого. Писание, как видим, вначале предлагает открыть сердце для мудрости, и только потом жизнь наполняется силой для настоящего успеха и безопасности в Боге. Вот где подлинная недоторканность. Божья мудрость – сила и скала способная защитить человека в жизни.

Господь, поддерживая Его порядок, даёт силы руководителям столько, сколько необходимо для правильного управления их большим или маленьким участочком, а остальное, подвластное только Ему доделывает Сам. Если же соответствующие положению руководителя полномочия превышаются, даже как бы для поднятия Божьего авторитета и укрепления порядка, то на самом деле совершается покушение на власть, принадлежащую Богу. Вследствие этого «мятежник» перед Вседержителем  теряет силу и авторитет, данный ему Богом. Чтобы у нас не случалось подобных оказий, мы должны помнить, что мудрость нужна нам также, для знания – как много мы должны взять прав и власти над окружающим нас Божьим творением, где заканчивается эта власть и в чем заключаются наши обязанности и ответственность.

Притч 8:15 б. «…Повелители узаконяют правду».  Всё творение существует по определённым правилам, которые установлены Творцом и называются правдой Божьей. Их совокупность есть ни что иное, как любовь, которая является не просто нашими чувствами или влечениями к кому-либо, и приятными ощущениями, когда мы рядом с дорогим нам человеком. Любовь Божья, прежде всего, включает в себя заботу о людях, правильные поступки по отношению к другим, то есть поступки по определённым правилам, законам и уставам. Вот мудрость и дана нам, чтобы мы Божью правду и любовь познавали и затем реализовали через должное поведение в нашей жизни и узаконивали её сначала в своей собственной жизни, а затем в нашем обществе. Происходит установление закона через руководителей, которые есть везде, во всех сферах нашего общества: в семье и церкви, общественных и хозяйственных объединениях, в отдельных государствах и в международных организациях. У каждого есть своя власть, соответствующая его положению. Чего же хочет Господь от всех этих руководителей? Чтобы Божьей любовью и законом, мудростью и силой они созидали порядок в нашем обществе. А если вдруг избранные для узаконения правды Божьей забывают о своих обязанностях (не исполняют или делают не то, что хочет видеть Бог), то Господь через пророка Исаию (10:1,2) предупреждает: «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,  чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот». И если Господь сказал «горе», то никто его не отменит, кроме Него самого.

Иногда говорят, что сейчас слишком много юристов. И действительно может быть много для тех, кто хотел бы использовать правовое невежество и внеправовые законы и индивидуальные решения не для установления справедливости, укрепления правопорядка и экономики, интеллекта и духовности, а чтобы делать людей рабами, обобрать, ограбить, используя закон. Один из юристов Древнего Рима Цицерон отмечал, что «самые тяжкие преступления совершаются с применением закона». Действительно, обычные злодеи, совершая преступление, используют собственные ресурсы, а применяющие закон, еще и государство, поддерживающее своей силой, исполнение этого закона. «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.  Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская», - так говорится об этом в Послании Иакова 3:14,15.

А голос Божьей мудрости продолжает звучать из Книги Притч 8:22-31. «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;  от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.  Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.  Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,  когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.  Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,  когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:  тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,  веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими».

У каждого человека есть инструменты, которые он использует в работе: у землекопа лопата или экскаватор, у водителя автомобиль… у ученого есть свои инструменты: способы, методы, которыми он, обрабатывая знание, получает новое. В науке наборы таких инструментов называются методологиями, основной из которых является философия. Она включает в себя понимание происхождения, сущности мира, тех или иных явлений, их познаваемости, ценности. И если здесь, в комплектации исходного набора инструментария исследований, совершается ошибка, то в тупик, безусловно, заходят любые изыскания, в первую очередь – гуманитарные. У Создателя также есть своё орудие творчества – Слово Божье и мудрость, которыми Он созиждил весь этот мир. Мудрость Он называет необычно красиво изящно – художница. В Божьих руках она представляется юной, грациозной, легкой, но в то же время сильной и энергичной девушкой, у которой земля под ногами горит, в руках дело спорится. Когда Господь смотрит на неё и на произведения её рук, говорит: «весьма хорошо». Он радуется вместе с ней и хочет, чтобы эта радость, настоящая радость творчества, радость совершенная была не только там, в небесах, не только в Его руках, не только в Его окружении, но и перед лицом человеков, перед лицом каждого из нас на нашем земном кругу жизни.

Как это бывает? Отчасти просто. Ученый исследует какое-то непознанное явление и открывает закон. Потом этот закон используют, чтобы решать определённые задачи, и они решаются, выдерживают проверку. Соответственно – все радуются, все счастливы, потому что смогли это сделать, увидели плод своего труда. Потом инженер, осмысливая очередной  открытый закон, совершает изобретение. И что? – Тоже радуется. Получено нечто новое и полезное для людей. Потом за дело берутся конструкторы, испытатели и изготавливают прибор, и он начинает работать, даёт продукцию. Опять все счастливы, радуются творчеству, радуются совершенству. Потом производители берут этот прибор и запускают в серию и тоже довольны, потому что вся их продукция раскуплена, зарплата выплачивается, предприятие расширяется. Потом приходит молодой человек покупает один из этих приборов и дарит своей жене на день рождения. И опять радость и счастье, объятия и поцелуи. А когда вечером приходят гости и уже с порога обоняют аромат домашних пирожков, испеченных в той новой печке, радость продолжается. Они, в какой раз уже, повторяют: «весьма хорошо». Это и есть радость творчества, радость достижений, радость, которую имеет Господь перед Своим лицом и радость которую Он хочет видеть в нашей жизни, в наших домах, семьях, наших церквях во всём нашем обществе. Только инновации, как сейчас называют приоритетное применение наукоёмких технологий в производстве, важно внедрять в нашу жизнь, в наше общество не из новейших человеческих заблуждений, хотя «нет ничего нового под солнцем», а из мудрости вечного неизменного и непоколебимого Слова Божьего. Творчество, труд, созидание, плоды и в результате радость совершенная – это тот план, к которому зовёт нас мудрость, от начала века находящаяся в руках Создателя.

Но есть и другие голоса. «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая  садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,  чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:  „кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: „воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен".  И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею». О таком призыве и последствиях для откликнувшихся на него предупреждает Книга Притч (9:13-18). Здесь говорится так просто и понятно, что и объяснять нечего.

Есть еще иного рода радость: грохот музыки, призывы «попрыгаем, похлопаем, будем радоваться, улыбаться». А когда разум не радуется, трудно натягивается улыбка, и приходит понимание: «что-то здесь  не так, радость какая-то липовая, искусственная», то мыслительные способности просто отключают. Конечно, по сути это похоже, когда вместо тушения пламени, отключают «назойливую» пожарную сигнализацию, но, тем не менее, в жизни для этого существует широкий арсенал средств: алкоголь или разного рода наркотики, в том числе и духовнообразные, внушение, массовый психоз. В результате – похмелье, еще большее разочарование в жизни, еще дальше от решения проблем, от плодотворности и настоящей радости. Когда Господь смотрит на всё это, то вряд ли радуется, а скорее плачет и пытается наставлять: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20).

Пусть эти слова не останутся для нас пустым звуком, и настоящая Божья мудрость станет частью нашей жизни, чтобы радость у нас была совершенной, а имя Господне славилось вечно.

Хочется не прекращать размышления, и еще и еще вдумываться в слова, которыми Спаситель взывает к нам в Книге Притч 4:5:

Приобретай мудрость, приобретай разум:
не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Не оставляй ее, и она будет охранять тебя;
люби ее, и она будет оберегать тебя.
Главное - мудрость: приобретай мудрость,
и всем имением твоим приобретай разум

 

 

 

 © Калашников Ю.В. 2008  Правила сайта