Христос – Мир наш / Каталог /

 

О послушании

 

 ... И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа?
Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;
ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. (1Цар.15:22,23)

Послушание является ключом к обретению многих благ и залогом осуществления массы желаний. Оно является условием получения Божьих благословений и благосклонности отдельных людей. Послушание является законным требованием Господа Бога Вседержителя, но также и вожделенным желанием падшего ангела – сатаны.

Как же разобраться во всех этих требованиях и пожеланиях, чтобы, правильно относясь к послушанию, получить благо для себя и окружающих?

Проанализируем слова Самуила, сказанные согрешившему перед Богом царю Саулу. Накануне, царь Саул не послушался пророка Самуила и акт Божьего возмездия над Его противниками, определённый Господним правосудием, превратил в обычный грабёж. За это Господь отверг его и лишил благословения на царскую власть. Не принял во внимание Господь оправдания царя о том, что он боялся народа, потому что надо было бояться Бога, и что захваченный скот предназначался для жертвоприношения Богу, хотя Господь не требовал этого, а повелел просто уничтожить его. В современном обществе такие методы защиты веры и народа Божьего не применяются, они отошли в прошлое. Но, не останавливаясь на этом, отметим важное для нас условие получения благодати Божьей, - это неукоснительное и полное выполнение требований Бога. И наоборот, непокорность Богу является грехом, по сути, напоминающим волшебство, потому что человек ищет знания и силы в духовном мире, но не у Господа. Называется противление Богу также идолопоклонством, потому что человек не поклоняется при этом Богу, а отворачивается от Него как от Вседержителя и Всеведущего Бога к другим источникам ведения, силы и власти, из которых невозможно ничего почерпнуть не наклонившись. Простая логика говорит, что если проклято волшебство и идолопоклонство, то и аналогичное им непослушание Богу также достойно Божьего проклятия и наказания.

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть… (Втор.6:4)

Ветхозаветное слово «слушай», звучащее «шама» имеет несколько оттенков  значения: провозглашать, слушать, внимать и повиноваться. Царь Саул наверняка слышал это, но не смирился перед Богом, не был ему послушен, поэтому, конечно же, потерял Его благословение и поддержку. Не мог Господь благословлять дальнейшее царствование Саула, позорящего звание царя, как помазанника Божьего, призванного от имени Господа руководить народом. Исполненный алчности, гордости, лжи, подозрительности, боящийся буйства нечестивого народа, в то же время, применяющий силу к пророку Божьему Самуилу, как и многим другим, преследующий своего верного военачальника и зятя Давида, - это никчемная карикатура на того, кто должен стоять во главе народа, именуемого Господним. Всей этой мерзостью он позорил Бога и Его народ, разрушал их честь и достоинство, силу и победу, процветание и успех. А если нес в себе разруху проклятия, то значит, сам был проклят Господом.

Отсюда также следует, что быть послушным не Богу, а тем, кто отвергает Господа, Его правду и закон и является проклятым Им, значит получить в свою жизнь такое же проклятие и нести его дальше в общество самому или способствовать в этом другим нечестивцам.

… И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее. (Деян.4:18-21)

Особенно предупреждает Священное Писание об опасности и вреде, который могут принести лжепророки и лжеучителя.

… Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи. (2Пет.2:20-22)

Не знающие Христа, но берущиеся учить Церковь Божью, они так пытаются реализовать свое властолюбие и другие греховные устремления. Через них не Господь воссоздаёт Свой образ, а сатана уродует души человеческие, особенно молодые и еще неокрепшие, уничтожая и свободу во Христе, и уважение к закону и порядку, к традициям и к старшим, разрушая и веру, и разум. Быть в послушании таким проклятым и несущим проклятие в души человеческие, в церковь и в общество, значит отвергнуть Бога и Его призвание к служению и проповеди Евангелия.

Однако не следует слишком упрощать очень сложные отношения власти-подчинения, учреждённые Богом и требующие неукоснительного, как мы уже убедились, исполнения. Посмотрим на поступок подчинения Самуила, не совсем понятный с первого взгляда.

... И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;
25 теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу.
26 И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем.
27 И обратился Самуил, чтобы уйти. Но [Саул] ухватился за край одежды его и разодрал ее.
28 Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя;
29 и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему.
30 И сказал [Саул]: я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему.
31 И возвратился Самуил за Саулом, и поклонился Саул Господу.
32 Потом сказал Самуил: приведите ко мне Агага, царя Амаликитского. И подошел к нему Агаг дрожащий, и сказал Агаг: конечно горечь смерти миновалась?
33 Но Самуил сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет [сына]. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале.
34 И отошел Самуил в Раму, а Саул пошел в дом свой, в Гиву Саулову.
35 И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем. (1Цар.15:24-35)

Самуил объявляет царю о его развенчании с царства, но потом все-таки соглашается пойти с ним к старейшинам на поклонение Господу, подтверждая таким образом его царскую власть. На первый взгляд, это может показаться малодушием и даже противлением Богу. Но, на самом деле, это поступок, свидетельствующий о высоком послушании Богу уже самого Самуила, потому что волей Божьей и благом для общества было не уничижение пророком царя и не разрушение, и так «покосившегося» порядка, а поддержание его до времени созревания и воцарения нового избранника Божьего – Давида. Не был этот поступок и признаком малодушия Самуила, потому что легко, особенно имея авторитет пророка Божия, дать волю эмоциям и словом, а то и физически, как царя Агага, уничтожить и Саула. Но нужно иметь настоящую силу воли и дух, укреплённый Духом Божьим, чтобы, сдерживая свои чувства и желания, поступать так, как этого требует Господь, во благо народа и во славу Божью.

Но после этих событий, пророк никогда больше не подходил к, еще некоторое время, царствовавшему Саулу, и поэтому никто уже не мог его упрекнуть, что он приветствует и поддерживает постыдные дела нечестивого царя. Следует отметить, что аналогичный подход к обязательному выполнению даже неправосудного решения существовал во времена римского права, во благо поддержания порядка, конечно, до другого решения после апелляции, и конечно, если решение или распоряжение не являлось явно преступным. Существует он и в современном праве и обычаях, охраняя спокойствие и общественный порядок от буйных и сумасбродных поступков людей, далеких от рассудительности и праведности. Однако это не говорит о том, что человек должен смиряться перед требованиями людей, водимых духами, однажды павшими с небес, отвергая при этом исполнение воли Божьей, оставляя без защиты от зла и злодеев свою семью, церковь, общество, государство.

Пример настоящего послушания Отцу оставил нам Христос.

… Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени… (Фил.2:6-9)

Так и человек, будучи послушен Богу, проявив мудрость в послушании родителям и начальствующим, однажды сам будет поставлен Господом, чтобы руководить другими людьми. Не научившись послушанию невозможно самому стать достойным руководителем.

Но чтобы не ошибиться в своём поведении или вовремя исправиться, нужно знать Того, Кто является источником истины и всякого ведения, Кто создал всё и всем этим руководит, кто призывает на выполнение Его труда и поддерживает, хранит и укрепляет на путях, благословляет всю жизнь человека и делает его благословением для других.

 

1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим,

представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры;
7 [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием.
9 Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим.12:1-21)

 

Не всегда хватает сил или желания ходить в послушании Богу, но это и есть та жертва, которую мы должны принести Богу своей, посвященной Ему жизнью, действуя по Его воле, правде и закону, будучи движимы Его благодатью и любовью, совершая всё это во славу Божью.

Будем же победителями зла, но добром истинным, значит творимым в Божьем послушании.

 

 

 

 © Калашников Ю.В. 2008  Правила сайта