Христос – Мир наш / Каталог /

 

 

Закон и руководитель

 

... Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.  Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, что Он даст тебе землю, где течет молоко и мед.  Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть…(Вт.6:1-4).

… И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;  как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою;  итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. (1Цар.8:7-9).  

Эти два места Священного Писания объединены общей темой, власть Божья и человеческая и роль в ней закона и авторитета.

Оглянемся в историю человечества от начала сотворения, когда Бог создал всё, и природу и человека, поселил Адама в Едемском саду и заповедал ему «Возделывать его и хранить его» (Быт 2:15). Всё это было прекрасным, выглядело «весьма хорошо». Был уже готовый сад с его совершенством порядка и гармонии. Адаму нужно было лишь поддерживать и хранить его, в соответствии с Божьими повелениями.

Но что же случилось потом? Чтобы понять причину пришедшего в Эдеме, нужно сначала посмотреть в духовный мир, где один из ангелов возомнил себя Богом и хотел поставить свой престол рядом с Божьим, но был сброшен Богом с небес, потеряв всё своё достоинство и красоту.

Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". (Ис.14:12-14)

Затем человек, поверивший в ложь сатаны, так же решил стать как Бог – и с тем же результатом. Он был изгнан из присутствия Бога, а земля за него была проклята. Хотел стать как Бог, а на самом деле потерял образ Божий, подаренный ему при сотворении, и приобрёл сатанинский образец для своей жизни, через гордость и превозношение, беззаконие и грех. Потерял то состояние, о котором Бог говорил хорошо, а теперь стало не хорошо, потому что на землю пришло проклятие, а в жизнь Адама – разруха. Всё это результат того, что он оставил Бога и тот Божий порядок, который Господь хотел видеть в его жизни.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт.3:16-19)

Но если мы не верны Богу, то Бог остаётся верен Своему Завету. Если мы оставляем своего Бога, то Он не оставляет своего народа: открывается в пророках, апостолах, приходит во плоти Христом Спасителем. Однажды Бог приходит к Аврааму и обещает через него произвести огромный народ и дать землю, где «молоко и мёд», где «весьма хорошо» (так же, как и в Эдеме).

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. (Быт.12:1-3)

Как Господь обещает – так и делает. Он всегда рядом как с патриархами, так и с их потомками, так и с Церковью Христовой, духовной наследницей Авраама. Господь рядом с Иосифом, ведя его в Египет, чтобы спасти от голода и научить порядку, открыть любовь Божью не только в защите и помощи в беде, но и в дисциплине. Господь рядом с Моисеем, совершая казни над Египтом и его божествами, чтобы явить Свою силу и верховную власть на небе и на земле. А, выведя  народ в пустыню, Вседержитель даёт народу Закон, чтобы Земля Обетованная была хранима и возделана также как и сад Эдемский. Чтобы избранный для духовной миссии народ не превратил её в руины и мусорник, пронёсшись по ней бесшабашной толпой разбойников. Желание Бога в том, чтобы видеть в нашей жизни шествие, подобающее народу Божьему, являющее своих поступках и отношению ко всему творению Божьему Его правду, заповеди и закон, Царство и славу. Во Второзаконии Моисей говорит:

Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? (Втор.4:5-8)

Но не только хорошее свидетельство от окружающих получают все, послушные Божьему Закону.  Ещё раз, напоминая о законе, Моисей отмечает, зачем он, собственно, нужен народу:

…Дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед. (Втор.6:2,3)

В конечном итоге, закон нужен, чтобы возвратить состояние блаженства Эдемского сада и Божьего присутствия. И действительно, когда мы видим народ Божий, поступающим по уставам и постановлениям, по воле Божьей, то в жизнь приходит благословение: сила и плодотворность в делах, победа в сражениях, радость и счастье в сердце.

 

Были и времена, когда народ забывал и Бога и Его волю – тогда приходили проблемы, слабость, немощь, тогда наступали враги и притесняли народ Божий. Это мы видим, в частности, в 1 Книге Царств. Сыновья Самуила, будучи судьями, вели себя нечестиво, не ходили путями своего отца, а уклонились в корысть, брали подарки и судили превратно. С этого начался грех в обществе, но и люди, придя к Самуилу, не просились обратно к Господу, к Его Закону и уставам, а потребовали царя, как у всех. Тем самым, они отвергли Бога, как царя, а вместе с Ним и Его Закон и Его судью Самуила. Они захотели царя, который бы руководил по своему человеческому разумению и воле. Для этого народа ни Бог, ни Его уставы уже ничего не значили.

… И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. (1Цар.8:7-9)

Чем это закончилось? Бог дал им по их желанию царя, который соответствовал их представлению об идеале. Саул был на голову выше всех и широк в плечах. Царь красавец, гордость своего народа. Люди смотрели на его внешность, но не обращали внимания на сердце, не знающее Бога. А выше всего было его «Я», с огромными амбициями и мелкой и немощной душой, в полноте проявившейся, когда он покончил жизнь самоубийством. Он не умер в бою, что для воина является большой честью, а позорно убил сам себя – от страха.

И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. (1Цар.31:4)

Недостаток внутренней силы и красоты он пытался восполнить властными амбициями и почестями, которые для него были важнее всего.

Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида. (1Цар.18:6-9)

Не зная Бога, он не имел страха Божьего, зато боялся всех: и не только врагов, но и народа, который выбрал его на царство, которым он не смог управлять.

…И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их… (1Цар.15:24)

А бояться то нужно не народа, а Бога, тогда появляется и любовь к людям, и сила руководить ими по воле Божьей.

Боялся он Давида, который  всегда готов был самоотверженно защищать во имя Божье своё отечество и царя, в том числе, но которого Саул от страха загнал к врагам, искать защиты, и тем самым сделал его почти преступником и предателем.

И Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь [был] с ним. И Саул видел, что он очень благоразумен, и боялся его. А весь Израиль и Иуда любили Давида, ибо он выходил и входил пред ними. (1Цар.18:14-16)

После отвержения Бога и Его закона в предпочтении царю-красавцу народ получил множество поражений от воинствующих соседей, внутренние ссоры, борьбу за власть, ослабление и разделение государства на части, которые одна за другой попали в рабство. Произошла потеря Бога как Царя и Господа, потеря Его закона, отсюда потеря силы и свободы и всех благословений. Они остались живы, но уже были рабами, работали, но произведениями их труда пользовались другие.

Вот такие два пути существуют у народа: силы и свободы или немощи и рабства, в зависимости от его отношения к Богу и Его правде, заповедям, закону и милости.

В разные времена, чаще, когда происходят изменения в общественных отношениях, и они оказываются не отрегулированными законодательством, призванным установить баланс интересов личности, различных групп в обществе и всего общества. Тогда, при отсутствии закона, Господь поставляет правителей, на которых возлагается обязанность, навести порядок в обществе. Представители такого рода людей – Моисей и Саул. В их времена отсутствовал закон: у Моисея его ещё не было, так как Бог его не дал еще, у Саула уже не было – его отвергли вместе с нечестивыми судьями. Только результаты их правления оказались разными.

Примером для нас остаётся Моисей, который был послушен Богу, чтя и уважая Его, символом чего стала снятая обувь у несгорающей купины на месте, где с ним разговаривал Бог. Видя сердце Моисея, Господь продемонстрировал через Его жизнь Свою власть и силу и учил правильному отношению и к Себе и ко всему Своему творению. Через Моисея Бог передал Закон, чтобы он был проводником Его воли человеческому обществу. Десять заповедей были написаны перстом Божьим и даны всем народам на все века и времена жизни человечества. Затем, через Христа Спасителя словом и жизнью открыто то, что должно быть прочным, несокрушимым, непоколебимым основанием под каменными скрижалями Закона – это любовь:

…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;  на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф. 22:37-40).

Но что это значит для нас, для нашей современной жизни? Начнем с самого простого, с того, что есть у каждого из нас, с нашей семьи. Статистика говорит, что более половины браков в настоящее время заканчиваются разводом. Почему так? Скорее всего, потому, что современная семья напоминает собой город, красивый, может быть, как наш Донецк или любой другой, к примеру, тот, в котором родился. Там есть всё и, кроме всего прочего, прекрасного и полезного, множество площадей, проспектов, улиц и тьма автомашин, хороших, мощных, красивых. Но вообразим, что в этом городе вдруг исчезли все до единого правила дорожного движения, разметка, светофоры, регулировщики, да они тогда и не нужны, их без правил всё равно никто бы не понял. Можно было бы пользоваться в таком случае автомобилем? Когда каждый едет, куда и как хочет, останавливается, где ему удобно. Если бы так случилось, то весь транспорт замер бы минут через десять, а весь автопарк превратился бы в бесполезную груду металла. По одной причине – исчезли правила, упразднился закон, каждый стал поступать так, как ему показалось правильным и удобным для себя. А в результате, полная разруха в сфере автотранспорта и в жизни всего города.

Возвращаясь к проблемам семьи, нужно вспомнить, что еще в Древней Руси существовали правила для семейных отношений – «Домострой». Конечно, уже слышаться возгласы протеста и видны ухмылки на лицах, что, дескать, как же это отстало, сухо и ужасно, когда люди в семье, вдруг, начинают строить свои взаимоотношения по каким-то правилам и пунктам… С этим хочется согласиться. Конечно, во-первых, должна быть любовь, конечно, взаимоуважение, поддержка, чувства. Но необходимо одно делать и другого не забывать. Когда любящие друг друга люди пытаются построить семью, не имея ни авторитета, ни правил, по которым необходимо созидать взаимоотношения, тогда, как в тот прекрасный город с дорогами без правил и разметки, в семью приходит разруха. И это после романтических встреч, трепетных минут признания, предложения, решения быть вместе… «И в радости и в горести, в здравии и болезни, пока смерть не разлучит, и то на короткое время»; после поздравления многочисленных друзей на пышном бракосочетании; после радости рождения ребенка. И вдруг, сердце заполняется болью и страданиями, настолько одолевающими, что когда-то, да и сейчас любящие друг друга супруги решают, что им лучше и комфортней жить врозь, чем страдать вместе. Кто при этом выигрывает? Одинокие матери? Неприкаянные отцы? Дети в неполной семье? Общество?

Разве Бог рушит счастье в семьях? Или может быть мы сами, забываем одно важное условие крепости и благословения семьи, открываемое нам Христом Спасителем.

 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. (Матф.7:24-29)

Есть одно нерушимое основание для жизни человека, его семьи, общества во всех его сферах. Это основание – Господь и Священное Писание. Через Своё Слово Господь, во-первых, наделяет нас властью, каждого соответственно его положению, а во вторых, объясняет, как нею пользоваться. И тот, кто понимает и выполняет требования Вседержителя неба и земли, становится руководителем действительно авторитетным и благословенным перед Богом и людьми, ведя вверенный ему народ под власть Бога, через послушание Его правде, заповедям и закону.

За всех нас звучат молитвы церкви о смирении и послушании Богу, о принятии Его милости и прощения, о понимании нашего места и труда, к которому мы призваны Господом, чтобы совершать его в силе Духа Святого, на благо человеку и всему обществу, и во славу Божью.

Господь рядом  и слушает наши собственные молитвы.

 

 

Февраль 2006 г. Редакция. Август 2007 г

 

 

 

 © Калашников Ю.В. 2006  Правила сайта