|
Правосудие
Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об
учении Его. Иисус отвечал ему: Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший
близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: Иисус отвечал ему: Как видим, Господь не согласился безропотно подставить другую щеку незаслуженно ударившему Его служителю. И нет противоречия в поведении Христа и Его собственном учении в Нагорной проповеди. Потому что понимать каждое слово и выражение и Господа, и любого другого человека нужно в контексте, то есть в окружении литературном, историческом, юридическом и другом, таком же важном для обозрения полной картины происходящего. В Нагорной проповеди Христос объяснял основные ветхо- и новозаветные положения и правила, в их взаимном дополнении и единстве, открывая путь к успеху и процветанию всего общества и каждого человека, которое, по замыслу и закону Божьему, возможно только в обществе любви, включающей в себя справедливость и порядок. Когда нужно было пострадать за общество, Христос «подставил щеку» - добровольно и безропотно пошел на крест. ... И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. 52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; 53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? 54 как же сбудутся Писания, что так должно быть? (Матф.26:51-54) Так, в исполнении Своего долга, Спаситель продемонстрировал Свою любовь к нам и к Отцу Небесному. В случае же со служителем у первосвященника, на пути ко кресту, Господь напомнил нам об одном из принципов правосудия – необходимости доказательства виновности человека, перед вынесением судом приговора, и только после этого, исполнение наказания. Крестная смерть Христа предназначалась для искупления греха и торжества справедливости и любви Божьей среди греховного мира. Чтобы человек, избавленный от проклятия за грех мог жить по правде Божьей, в Его силе и благословении, в том числе, и совершая правосудие. Христос учил тому, как его совершать, основываясь на принципах и правилах, открываемых Словом Божьим.
... Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Иоан.7:50,51) Верховенство права и закона, а не мнения человека, также состязательность обвинения и защиты в суде, то есть возможность доказывать свою правоту и невиновность – еще два принципа правосудия.
... Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело. (Деян.24:10) Принцип возможности обвиняемого защищаться на суде одобряется апостолом Павлом.
... Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту: 2 царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, 3 тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно. (Деян.26:1-3) Этот принцип пришел к нам с древности, так как упоминается еще в книге Притч. Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. (Прит.18:18) Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. (Прит.18:14) Возможность получать защиту и самому защищаться в суде – Божье установление, открываемое нам Священным Писанием.
... Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; 19 не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; 20 правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Втор.16:18-20) Но правосудие потому так и называется, что осуществляется судом, специальным органом государственной власти или, в хозяйственных спорах, третейским судом, избираемым самими спорящими.
… Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие… (Втор.1:17) Повеление относительно равенства всех перед судом, доступность судебной защиты каждому нуждающемуся, верховенство права – правды Божьей, зависимость судьи только от Бога и Его закона.
Всякое рассмотрение спорного вопроса должно завершиться справедливым решением, утверждающим справедливость и неотвратимость наказания за нарушение закона. Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды… (Исх.23:1,2)
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. (Рим.13:3,4) Всякое зло должно быть осуждено и виновные наказаны, для этого Господь и поставил Своих служителей, и Сам лично следит за неукоснительным исполнением всего этого. Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его. (Иер.17:10)
В представленных библейских примерах, а еще более во всём Писании, мы можем усмотреть ряд принципов правосудия: · Законность · Осуществление правосудия судом · Обеспечение судебной защиты · Состязательность, предоставление суду своих доказательств · Равенство всех перед судом · Гласность процесса · Обязательность исполнения судебного решения
Не все, к сожалению, принимают эти принципы Божьи относительно суда, по крайней мере, пока сами не оказываются под давлением злодейства и несправедливости. Возможно, в полноте они осознают свои ошибки только на Последнем суде Божьем. О них Господь говорит так. ... Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели, 28 сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. 29 Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? 30 Изумительное и ужасное совершается в сей земле: 31 пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого? (Иер.5:27-31) Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь. (Втор.27:19) К счастью нам и во славу Христа Спасителя, на земле пред лицом Господним всегда есть те, кто любит правду Божью, Его заповеди, закон и готов всем этим служить и Творцу и Его творению, человеку и обществу. ... И сказал Самуил всему Израилю:… 3 вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в [деле] его глаза мои, - и я возвращу вам. 4 И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял. 5 И сказал он им: свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель. 6 Тогда Самуил сказал народу: [свидетель] Господь… (1Цар.12:1-6) Как велико и прекрасно стоять вот так, как судья и пророк Самуил, перед Богом и народом в чистоте и умиротворении, с чувством достойно исполненного долга. Такое учение и примеры оставил нам Спаситель в Священном Писании, чтобы сделать нас Его настоящими детьми, в смирении перед людьми и Богом, служащими им истиной и правосудием, стремясь к совершенству, которое называется - любовь.
Блажен
человек,
|
|
© Калашников Ю.В. 2008 Правила сайта