Христос - Мир наш / Каталог / Каталог Арт

 

 
Огонь испытает дело каждого

 

Поленов Василий Дмитриевич "Горелый лес" 1881

Москва. Государственная Третьяковская галерея


Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, -
каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и

огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог:

ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы. (1Кор.3:11-17)

 

... Всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся.
Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас,

и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
ибо вы будете, как дуб, [которого] лист опал, и как сад, в котором нет воды.
И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит.
(Ис.1:28-31)

 

 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лук.12:49)

 

Слова, навевающие страх и ужас, которые хочется обойти стороной, но Господь не позволяет как что-либо добавлять, так и выбрасывать из Его Слова. Поэтому поразмыслим, что же они значат. Посмотрим выше по тексту.

… Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?

43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, -

46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. (Лук.12:42-48)

Итак, Творец неба и земли, создав всё, вооружил человека благоразумием и отдал часть Своего творения в его руки, поставив Своим домоправителем.

… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт.1:27,28)

Давая власть над Своим Творением, Господь объяснил суть необходимого управления.

… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. (Быт.2:15)

Возделывать, то есть наводить порядок, культивировать, творить культуру и хранить её, по правилам, которые Господь вложил образцом и подобием Своей сути в душу человека. Однако, человек потерял всё это, использовав во вред себе свободу выбора, дарованную ему Богом, как венцу Своего творения, за что был выдворен из присутствия Божьего. Это первая санкция Господня, применённая к человеку за нарушение закона Божьего.

… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт.3:24)

Пламя, как орудие возмездия для уничтожения всякого греха непослушания Богу и прилепившегося к этому греху человека, находится в руках ангелов Господних, готовых применить его по повелению Вседержителя, контролирующего, как в притче Христа, труд ставленников  над делами рук Своих. Но уничтожить желает Господь не человека, а грех, освободив от него Своих детей. Для этого Он вначале является с повелением покаяться и спастись от гнева Божьего, готового судить всякое непослушание Его Слову. Господь призывает примириться с Ним и в настоящих и будущих испытаниях обрести вечное спасение и жизнь, вернуть то состояние, которое было в отношениях Бога и человека в Эдемском саду.

… Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями;

5 узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне.

6 Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня.

7 Тогда праведник мог бы состязаться с Ним, - и я навсегда получил бы свободу от Судии моего. (Иов.23:4-7)

Эти слова сказаны Иовом, без сомнения, заблуждающимся в своей абсолютной праведности и поэтому желающим судиться с Богом и предъявить Всевышнему претензии о не заслуженности полученных страданий. Однако они свидетельствуют о знании определённых правил, регламентирующих отношения в обществе, еще до закона, данного Богом через Моисея. Тем более, не может человек сказать, что не знал о повелениях Божьих, слыша закон Моисея. И тем более, подтвержденный заповедями Христа, напомнившем об основании этого закона – о любви, на которой закон строится, и которую можно использовать в прямом действии, как современную Конституцию, оставляя при этом закон, требующий эквивалента воздаяния за совершенное добро или зло, но только нарушая соответствие в том, чтобы отдавать своё, а не отнимать чужое, созидая таким образом мир Божий в отношениях между людьми. Первым показал пример таких взаимоотношений Сам Бог, отдав на крест Сына Своего единородного во искупление наших грехов.

… Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (Иоан.14:27)

Вместо Своего правосудия, от которого в первую очередь должен пострадать каждый из нас, получив смерть от руки Божьей за свои несовершенства  и грехи, Господь предлагает нам Свою благодать, Свой мир, Своё присутствие, которое драгоценнее всех благ и богатств, окружающих нас, и всех, вместе взятых.

… Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. (Иоан.20:21)

Такой же мир, призван нести народ Божий в окружающее общество, где на первом месте в восстановлении справедливости должен занять место мир Господень, поселившийся в сердце каждого человека. Это повеление не новое, а очередное повторение произносимого еще пророками, например Иеремией.

… Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон:

5 стройте домы и живите [в них], и разводите сады и ешьте плоды их;

6 берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь;

7 и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир. (Иер.29:4-7)

Забота о благосостоянии окружающего общества, того города, в котором Господь поселяет человека Божия, забота об окружающем народе, своим издревле или ставшим новым Отечеством, - вот условие мира, даруемого Богом человеку, поступающему так. Однако не все так действуют, а вопреки заповеди Господней, отнимают принадлежащее соседу, часто продавая свое Отечество его врагам, усиливаясь таким образом в грабительстве ближнего. При этом, в ряду только им понятных оправданий, на первое место ставя свою «святость», как бы особенное состояние пред Богом, позволяющее пренебрегать своим ближним и законом Божьим.

Современное общество имеет много признаков, присущих разрушенному Господом древнему Вавилону, отвергшему своего Творца и поставившему человека, его амбиции и неуёмное потребительство выше заповедей Господних. Но человек Божий призван нести в это общество не огонь войны и разрухи, а мир Божий, заботясь о благосостоянии окружающего общества. Только не все поступают, как велит Слово Божье, даже те, кто искренне желает этого, но не могут в силу своего несовершенства, слабости или других причин, подвластных только Провидению, не говоря уже о богопротивниках, злодействующих в своём безумии. Это основная причина конфликтов, войн и всех противостояний, происходящих в обществе.

Отвергая Бога, Его правду, закон и заповеди, оставляя и суд, и милость, человек пытается по своему разумению установить справедливость. Доказывая свою «богоизбранность» или свои достоинства, чтобы быть избранным обществом на царские должности, такие люди собирают вокруг себя последователей, группирующихся по разным признакам: семейным, национальным, по отношению к закону или по роду деятельности, и так далее. И начинают, опять же, по своему разумению и правилам, прикрывая грехи и беззаконие «своих», этим же грехом и беззаконием воюя с «чужими», ввергают всё общество в пропасть греха, проклятия и разрухи.  Врезультате, получается состояние похожее на горелый лес, изображенный на полотне Поленовым.

...Сион спасется правосудием, и обратившиеся [сыны] его - правдою;
всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся.

Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
ибо вы будете, как дуб, [которого] лист опал, и как сад, в котором нет воды.
И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит. (Ис.1:27-31)

 А потом, естественно, возникает один важный вопрос, - Что делать, чтобы художники творили картины не результатов наших сражений, а плодов совместного труда? Ответ представляется однозначным, не художников нужно переделывать, а изменять что-то в себе, обращаясь на пути правосудия, становясь служителями Богу и ближнему, не разрушителями, а созидателями, давая другие сюжеты для творчества живописцев.

С чего же начинается такое служение?

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Иоан.1:1-4)

·     Творец начинает созидать всегда Своим Словом. К тому же призваны и мы.

… И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

17 И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. (Кол.3:15-17)

·     Словом Христовым мы должны начать созидание мира, во-первых, в собственном сердце.

·     Словом Божьим мы созидаем мир в обществе, научая друг друга послушанию Богу, Его правде и закону.

·     Слово Божье определяет для нас Его волю на любое действие в нашей жизни.

·      «Во имя Господа», - с такого Слова и принципа начинается каждый наш труд.

·      Руководствуясь Словом Божьим,  благодарим Господа за всё, что было, есть и будет в нашей жизни.

 

Как видим, основным инструментом в достижении мира, безопасности и плодотворности в жизни и отдельного человека, и всего общества является  Слово Божье, восстанавливающее в нас образ Творца, превращающее нас из разрушителей в созидателей. Из неудачников, увешавших себя признаками «успеха», - в победителей, принявших шалом мира Божьего в свои сердца и несущих его людям. Из лощенных снаружи, - в чистых сердцем.  Из «великих» в своих глазах, - в достойных пред Богом. И хорошо, если прелесть «успешности» падшего мира развеется раньше, и человек вовремя поймет красоту и счастье жизни во Христе. А Спаситель для того и пришел с Евангелием Царства, чтобы избавить нас от проклятия греха и помочь обрести Его чистоту, святость и мир. Но и не только Благую Весть принёс с Собой Спаситель для этого.

 

 … Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:

53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. (Лук.12:49-53)

Как и в начале, до сих пор земля проклята за грех человека. Поэтому не от земли и чего-либо сотворённого мы получаем мир (ветхозаветный "шалом" или новозаветный "ирени"), а только от Бога, влагающего в нас Свой мир, дарующего в Себе безопасность, в Своём Слове – силу, в молитве – Свои откровения, в труде – плодотворность, в законе – справедливость, в вере – утешение, в правде – победу.

… Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;

55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.

56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? (Лук.12:54-57)

В жизни нужно быть немного наблюдательным, чтобы понять истинность предсказания дождя при виде надвигающихся грозовых туч и, соответственно, успеть уберечься от неприятностей промокания. Чуть наблюдательным нужно быть, и замечая как, подобно темным тучам на горизонте, вокруг нас кипят страсти противостояния и войны, свидетельствующие о близком пришествии дня Господнего.

… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,

12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?

13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;

15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением… (2Пет.3:10-15)

Таков будет конец, но чтобы нам войти в небесные обители и на новую землю, где обитает правда, нужно сейчас позаботиться о «пропуске» - неосквернённости и непорочности от злодейства этого мира, и о плотской чистоте от грязи, которой брызжет бурно гниющий падший мир, но, прежде, о чистоте сердечных помышлений, устремлений и совершаемых нами поступков, об отношениях любви с ближним и Богом.

… Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. (Лук.3:16,17)

 В достижении духовной полновесности зерна, собираемого Господом в Его житницы, небесные обители, в обретении такой спасительной чистоты и святости, нам может помочь только Господь, Своим Словом научающий нас полноте мудрости, Своей смертью на кресте очищающий от проклятия легковесного греха, а также «огнём» испытаний сжигающий всякий мусор и шелуху в нашей жизни, чтобы принять нас к Себе в Свое вечное Царство.

… Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,

13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;

16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. (1Пет.4:12-16)

Подобно «первым каплям дождя», в нашей жизни появляется первый жар огня, но пока предостерегающий нас от будущей мести Господней, предназначенной на уничтожение всякого греха и беззакония.

… И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. (Быт.19:24,25)

Так Господь уничтожил города с людьми, которые были весьма злы и грешны перед Богом. Так всегда уничтожается все грешное, злое и противящееся Богу.

Современный «огонь» испытаний, достигает и жизни народа Божьего и предназначается для очищения от примесей греха, мешающего Божьим благословениям наполнить её до краёв.

… И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: "это Мой народ", и они скажут: "Господь - Бог мой!" (Зах.13:8,9)

Проблемы и всякое злодейство, грозною войною приходящие в нашу жизнь, несут с собой горе и страдания, но и очищают нас от гордости и заносчивости перед людьми, показывая нам, что мы нуждаемся в их помощи, научая нас любить и уважать ближнего, заботиться об окружающих нас людях. А более всего, так мы научаемся упованию на Спасителя и укрепляемся в вере. Становясь на колени молитвы перед Творцом, становимся ближе к Его теплоте, силе и свету. Наконец-то, открывая Священное Писание, начинаем видеть пути Господни, приготовленные для нас, обнаруживаем свои грехи и начинаем понимать, как избавиться от них. Так начинаем познавать волю Божью для каждой мысли, слова и шага в своей жизни. Только так человек становится на путь созидания, плодотворности и победы.

... И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.
Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал... (Исх.1:8-12)

Для тех у кого Господь есть Бог, нет ничего, что могло бы ослабить и уничтожить их. Но, все же, и они нуждаются в том, чтобы Господь работал над их чистотой и святостью. Примером такого очищения может быть наказание Господне народа за недовольство, высказываемое против Него во время исхода из египетского рабства.

… Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана.
2 И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.

3 И нарекли имя месту сему: Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень. (Чис.11:1-3)

Это еще одно подтверждение тому, что невозможно без наказания Господня утихомирить буйство плоти человеческой против Бога, Его правды и закона. Вот как это происходит:

·     Отвергая повеления Божьи, человек грешит против Вседержителя.

·     Возгорается гнев Господень на грешащего.

·     В жизнь грешника от Господа приходят исправительные проблемы и страдания.

·     Несчастный грешник взывает к Богу о помиловании.

·     Господь прощает и наставляет помилованного в праведности.

 

… Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. (Иоан.5:13,14)

Освобождая человека от уз испытаний, Господь увещевает его не грешить, чтобы не пришлось его наказывать еще строже.

Итак, с каждым человеком и народом, неверующим и тем, который уже становится на выполнение труда Господня, всегда рядом есть Бог и Его огонь:

·     Огонь, хранящий чистоту и святость Творца.

·     Огонь,  уничтожающий грех и злодейство, направленное против Бога и Его народа.

·     Огонь, очищающий народ Божий от шелухи греха.

·     Огонь дня Господня, в котором сгорит земля и все дела на ней.

 

Когда так много огня, невольно начинаешь беспокоиться о своём и настоящем, и будущем. Но Господь не только Мститель грешникам, Он же и Утешитель смирённым Его детям.

… Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. (Лук.12:28-31)

Это еще одно предупреждение Христа о приоритетах, которые мы должны ставить в жизни*. Конечно, любой нормальный человек должен позаботиться о том, что ему пить и есть, во что обуться и одеться, обязан позаботиться о своей безопасности. Но не получит он этого ни для себя, ни для ближнего своего, и никто ему не поможет ему, если он будет достигать желаемого греховными путями. Потому что Господь против делающих зло, и никто не устоит против Его карающей руки, никто не защитит от Его мести. Поэтому не от желаний своих мы должны отказываться, а должны выбирать пути Господни и, шествуя по ним, побеждать силой Божьей и во славу Христа Спасителя.

Не играть с огнём, а смириться перед Тем, в руке Которого находится этот огонь – это путь Господень, ведущий в Его Царство.

 

… Ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.

… Является Бог, грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. (Пс.49:1-3)

 

Венецианов Алексей Гаврилович "Гумно" (фрагмент) 1821
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

 

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня;
я не достоин понести обувь Его;
Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
(Матф.3:11,12)

 ... Посему как собирают плевелы и огнем сжигают,
так будет при кончине века сего:
пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих,
и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.
Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.13:40-43)

 


19.02.2008.

 

© Калашников Ю.В. 2008 Правила сайта