ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

главная / назидание / путь спасения / Мудрость и простота

 

 Мудрость и простота

Калашников Юрий Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир»

Аннотация
Мудрость и простота – два заповеданных Спасителем качества христианина, отличающие человека глубиной познания Творца и Его творения и детским доверием Небесному Отцу и Его правде.

Анотація
Мудрість та простота – дві риси християнина, що заповідані Спасителем і відрізняють людину глибиною пізнання Творця та Його творіння і дитячою довірою Небесному Отцю і Його правді.

The summary
Wisdom and simplicity - two qualities of a Christian, which were required by the Savior and which distinguish it by depth of knowledge of the Creator and Its creation and children's trust to the Heavenly Father and Its truth.

Ключевые слова: вера, верность, мудрость, простота, прилежание, качества христианина.

 

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков:
итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16)

Иисус Христос Великий Бог сошел с небес во плоти,  умер и воскрес, как человек, продемонстрировал Свою силу и власть, как Бог. Власть над природой  – утихомиривая бурю, власть над жизнью – исцеляя неизлечимые болезни, власть над смертью – воскрешая мёртвых, власть в духовном мире – изгоняя бесов. И вот Он посылает своих учеников на проповедь о приближении Царства Небесного. Того Царства, где Властелином является Бог, свободного от всякой нечистоты и греха, которое вскоре из неприступного света станет ближе, чем само дыхание человека, переместившись  Духом Святым в сердца всех, ответивших на Божью любовь и Его призыв к покаянию.  

Если это первое задание предназначалось двенадцати ученикам и ограничивалось Иудеей, то завершающее земное служение Христа Его Великое поручение идти и научить все народы относится ко всем Его ученикам, на все времена, в том числе, и наши, и до окончания этого века в последний Судный день. Но исполняется всегда в такой же последовательности, начиная от своего сердца, семьи, удела и Отечества…
И приблизившись, Иисус сказал им:
- Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:18-20).

Этот путь, указанный Христом, на который мы с вами однажды ступили, самый прекрасный, благодатный, единственно приносящий счастье и блаженство, которое не поддаётся описанию и сравнению с чем-то человеческим, лишенным Божественного присутствия. Но здесь всякого христианина ожидают и немалые препятствия и трудности. Предупреждая об этом, Господь наставляет нас быть мудрыми и простыми, чтобы в Его блаженстве, вышней радости и с победой преодолеть грядущие скорби и испытания. Используя сравнение мудрости с характером змей и простоты, присущей поведению голубей, Христос открывает нам истину об этих весьма важных качествах, необходимых нам на жизненном пути.

Змеи – хладнокровные существа в буквальном, биологическом, и переносном смысле, хорошо иллюстрируют качества необходимые нашему разуму. Холодное тело пресмыкающегося, которое по температуре незначительно отличается от окружающей среды, бесстрастный взгляд и реакция, не обременённые никакими эмоциями – идеальный образец для непредвзятого, трезвого, чёткого, а значит, и эффективного мышления – основного инструмента мудрости.
Полная противоположность – голуби. Их высокая температура тела – символ пламенных эмоций и теплоты любви. Движимые этой любовью к своей подруге они могут до смерти сражаться, охраняя её от опасности, а если теряют своего спутника, то нередко начинают чахнуть и умирают от тоски. Такое поведение невозможно объяснить никак, как только глубокой привязанностью и чувством любви.
Холодный мудрый разум, трезво оценивающий окружающий мир, умеющий и прогнозировать и планировать и чужую и собственную жизнь, сердце, горячо любящее Бога и людей, готовое пожертвовать своими планами и даже собственной жизнью ради блага других – это то, что желает видеть в нашей жизни Бог.

Современникам Христа, жившим намного ближе к естественной природе чем мы, встречающим на каждом шагу то змей то голубей, то какую другую живность, была ясна и понятна такая иллюстрация преподанной Им истины. Но даже мы, знающие о животном мире больше из книг и фильмов, в самых сложных обстоятельствах можем отличить голубя от змея. Хорошо бы так и в собственной жизни, ничего не перепутать и не поселить в разуме горячность, поспешность и поверхностность, а в сердце лёд гордости, чёрствого эгоизма и равнодушия.

Зачастую, трудно понять даже хорошо раскрытую и нарисованную преподавателем истину, но ещё сложнее реализовать её в жизни.  Как мудрость и простота, а тем более, их сочетание могут войти в наше бытие? Руководствуясь древним изречением «народ не знающий своего прошлого не имеет будущего», мы христиане, как народ Божий, можем посмотреть в исторические и пророческие книги Священного Писания. Как же там, в прошедшие времена, мудрость и простота сопровождала лучших представителей сынов и дочерей Божьих? Обратимся ко Священному Писанию и услышим истину из уст Тела Христа, будем верны Богу и увидим Его Промысел во свете Священного Предания Церкви Православной (откроем Библию для внимательного чтения, чтобы не вырывать предложения и фразы из окружающего текста и истории…).

«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Дан.1:1,2). Ключевая идея этого отрывка «передал Господь Иерусалим в руку Навуходоносора».  Здесь важно понять, что народ Божий попал в рабство не случайно, не потому что кто-то оказался мудрее или сильнее его, а потому что это была воля Самого Бога. Потому что Господь предупреждал через пророка Иеремию:
- Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. (Иер.2:19)
- И вспомнят о Мне уцелевшие ваши среди народов, куда будут отведены в плен, когда Я приведу в сокрушение блудное сердце их, отпавшее от Меня, и глаза их, блудившие вслед идолов; и они к самим себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих; и узнают, что Я Господь; не напрасно говорил Я, что наведу на них такое бедствие. (Иез.6:9,10)

Здесь Господь через пророков Иеремию и Иезекииля поясняет, что блудное и отпавшее от Бога сердце, мерзости и беззаконие, которое они делают, являются причиной их бедственного положения. Человек и общество, забывшие Бога теряют всякие моральные ориентиры. При этом извращается правосудие и справедливость, рушатся авторитет отцов и владык Церкви, родителей, старших, преподавателей, руководителей. Поэтому от Церкви отпадают души и секты, разваливаются семьи и экономика, народ и государство ослабевают и если не вымирают, то становятся чьими-то рабами. Проблемы греха всегда сваливаются, во-первых, на самих же нечестивых. «Чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову» (Иез.11:21), - предупреждает Господь.

Но в любом случае, независимо, как велико было отступление народа и соответствующее Божье возмездие, у Господа всегда находится верный Ему остаток, который Он сохраняет для Своей славы и спасения Его народа. Как Он обещает пророческими устами:
- Но Я сберегу остаток, так что будут у вас среди народов уцелевшие от меча, когда вы будете рассеяны по землям. (Иез.6:8)
Даниил, Анания, Мисаил, Азария как раз и относились к этой части сынов Иудиных. Находясь в плену эти четыре юноши ни в сердце ни в поступках не оставили Бога и Господь даровал им и благорасположение начальства, и мудрость. «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Дан.1:17).

Выпускной экзамен после трёхлетнего обучения в придворной школе принимал сам царь Вавилона Навуходоносор и нашел их знания в десять раз выше, чем у их преподавателей. «По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех [отроков] не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан.1:18-20).

- Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иак.1:5). Так ободряет нас послание Иакова. И мы часто задумываемся, прося у Бога мудрости по Его обетованию, данному через Апостола, насколько страстной должна быть молитва, чтобы получить вожделенный ответ, как правильно молиться и вопрошать Господа? И оказывается, что кроме жажды мудрости и знания правильных формулировок в обращении к Богу, непременным и основным  условием получения положительного ответа является преданное Господу сердце и чистые помыслы, слова и поступки. Не случайно книга Даниила, как и многие другие пророчества и наши размышления начинаются  с причины постигшего Иудею бедствия. Блудные сердца и беззаконие, омерзительные для Господа, невозможно прикрыть внешней религиозностью и купить благосклонность Творца приношениями, отобранными у беззащитных и праведных.

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис.1:11-15).

Для таковых людей, не раскаявшихся в своих грехах, нет никаких шансов что-либо получить от Господа, кроме Его гнева. Пренебрегая этим предостережением можно всё же посвятить свою жизнь науке и, приложив к этому старание, очень многое познать, но мы видим, что юноши, преданные единому Богу Творцу всего видимого и невидимого, знали уже в молодом возрасте больше придворных учёных мужей язычников в десять раз больше. Причина этого одна – только Бог может даровать мудрость, во всей её полноте, потому что Он один есть источник всякой истины. И получить её могут только те, у кого чистые пред Богом сердца и прилежание в учении.

Тем же кто, искренне стремясь к познанию истины, идет в науку и даже богословие, но удаляется от истины Святого Православия, Григорий Богослов говорит, что это всего лишь природная пустая горячность и гордость духа, «впрочем, не простая пламенность и великость (я нимало не осуждаю той горячности, без которой невозможно успеть ни в благочестии, ни в другой добродетели), но твердость, соединенная с неблагоразумием, невежеством и злым порождением последнего - дерзостью, ибо дерзость есть плод невежества». И далее открывает основу истинного познания и богословия в чистоте и порядке мышления и жизни, предупреждая: «Говорить о Боге - великое дело, но гораздо больше - очищать себя для Бога»[1].

- И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну! (Дан. 2:47)
Такими словами завершилось очередное испытание, выпавшее на долю наших героев в Вавилонском пленении. А началось оно с весьма загадочного сна, выведшего из равновесия царя Навуходоносора, пожелавшего получить его разъяснение. Проблема всех тайноведцев и гадателей заключалась в том, что мудрый царь, желая застраховать себя от их лжи и шарлатанства, в доказательство истинности толкования сна повелел мудрецам сначала поведать содержание того, что ему приснилось. Так как они отказались это сделать, объяснив, что это известно только богам, ничего общего с ними не имеющими, то царь и повелел истребить всех их.

По современным меркам это конечно было слишком радикальное решение вопроса профнепригодности, но как раз такой поворот событий и позволяет нам извлечь из этого полезный урок должного соответствия диплома и реальных знаний, умений и навыков, а также и занимаемой должности. Всевышний Бог, услышав молитву преданного Ему Даниила и его товарищей, которые тоже были в числе тех мудрецов, открыл Даниилу и содержание сна, и его толкование (2:17-19). Личное знание Господа и общение с Ним Даниила, благодаря которому был истолкован сон, спасло жизни и друзей Даниила, и всех прозорливцев, умудрило Навуходоносора и явило великую силу Бога, как Вседержителя Вселенной и всего того, что в ней находится.

Без сомнения, очень важно иметь знания об окружающем нас мире, о законах по которым он существует, обо всём том, что мы получаем посредством изучения естественных, общественных, точных наук. Но, как оказывается, без знания Бога и личного с Ним общения, без понимания Творца, познание творения по ценности похоже на  половину денежной купюры, необходимой, но недостаточной для её полного и эффективного использования, по ценности не дороже клочка газетной бумаги. С другой стороны, говорить о знании Бога без  минимальной способности ориентации в окружающем мире также невозможно. В таких размышлениях приходим к пониманию, что мудрость это сочетание знания Творца и Его творения и способность правильного его применения для блаженной, плодотворной жизни.

Нельзя обойти стороной и ошибки в попытках соотношения таких составляющих мудрости как знание Творца и знание Его творения.  Поэтому посмотрим основные из этих заблуждений (выделено курсивом).

- Наука всё может объяснить и без упоминания о Боге.
- Во-первых, не может, что видно любому здравомыслящему ученому, а тем более не предвзято относящемуся к вере в существование Бога. Во-вторых, теряются всякие ориентиры поведения человека в обществе, отличающие его от животного мира, если Библия при этом принимается как литературное произведение, содержащее мифические сказания, а не непререкаемые Божьи истины, ценности и императивы относительно нашей жизни.

- Достижения современной археологии, истории и лингвистики доказывают полное или, в разной мере, частичное отсутствие богодухновенности Священного Писания из-за неточностей, ошибок и более поздних вставок.
- Кратко можно сказать, что такое высказывание является современным вариантом речи произнесённой сатаной Еве в Эдемском саду: «…Истинно ли сказал Бог?». И звучит оно как приглашение, разрушив абсолютный авторитет Богом хранимого Священного Писания стать богами, самостоятельно определяющими, что есть добро и зло, и какие поступки считать правильными. Это основной признак либеральных (свободных от авторитета Священного Писания) учений и организаций, погибельных в отступлении от Бога.

- Современный научный подход и классическая логика в полной мере могут описать Бога, Его качества и дела.   
- Попытки строго ограничить бесконечного по своей сущности и возможностям Бога рамками классической логики приводят к созданию однобоких богословских систем, не отражающих полную реальность о Боге, открываемую нам Священным Писанием. А если они ущербны по сути, значит таковыми являются и в применении в жизни человека. Проблема усугубляется в случае, если их приверженцы, пытаясь навязать свои теории другим, разжигают конфликты часто далеко переходящие рамки богословских споров, производя разделения в церквях, а бывает, и превращающиеся в вооруженные столкновения.

Примером из множества заблуждений искаженного применения классической логики для описания бесконечного в своих качествах Бога, может служить известный в богословии спор между сторонниками абсолютного предопределения судьбы и спасения человека и теми, кто считает человека наделённым ничем не ограниченной свободной волей, принять или отвергнуть Бога и Его спасение. А также и аналогичный спор о возможности потерять человеком спасение Господне. И в одном, и в другом случае Бога с Его Всеведением и Всемогуществом пытаются измерить человеческими школьными «линейками» конечных множеств и их делений в формальной логике. Что называется схоластикой, от слова школа, или - механицизмом, недопустимым упрощением сложного.

Решение же проблемы заключается в том, чтобы использовать классическую логику и научный подход в богословии, но при этом помнить об их ограниченной в нынешнем веке возможности в описании Бога, Его качеств и дел (1Ин.3:2; 1Кор.13:12). И принять логику, но в её полноте, где на первом месте стоит Логос – Слово Божие, Сам Бог. Церкви нужны вероисповедание и доктрины, каноническое право, устав и правила, но основанием, эталоном и непререкаемым авторитетом в вере и жизни является только Священное Писание, хранимое в руках Православной Церкви, читаемое во свете Её учения, Словом Божиим источающее от Отца в наши сердца благодатный порядок веры, указывающее границы земного и небесного, ограниченного человеческого и бесконечного Божиего.

- Наука с верой не совместима.
- Это противоположная предыдущей (науко- или духовнообразная) крайность в ряду заблуждений в достижении мудрости. В таком случае масса практических и теоретических знаний духовного и естественного происхождения, открываемых Богом и накапливаемых человеком, не обрабатывается и не упорядочивается. В результате такого нагромождения фактов, эта информация остается для человека мало полезной. Следующим шагом является разочарование в знании вообще и попытка воссоединиться с вышними силами через опустошение разума. Как это можно видеть в философии волюнтаризма и иррационализма и в соответствующей истории, от эпохи «Просвещения» до Ницше, от дарвинизма, к социалдарвинизму и нацизму, в завершение концлагерями, миллионами жертв и посрамлением бесноватых. Подобной является практика йоги, вводящая в состояние «нирваны», то есть в оставление разума.

Подмена разумного осознания действительности вхождением в эмоциональный экстаз, принимаемый за Божье присутствие и дар Господень, характерна также для харизматических организаций (харизма – дар, см. 1Кор.12:4). Соединение харизматии и либерализма практикуется тоталитарными сектами, воспитывающими аморальных, бездумных  религиозных наркоманов, находящихся под контролем тех, кто владеет подобными методиками, в духовном плане – под властью сатаны. Прикрываясь какой-либо религиозной терминологией, в том числе, христианской, руководители таких организаций пытаются достичь своих целей, от чисто меркантильных до идейно-духовных, с использованием всех доступных средств, также военных, включая и терроризм, форму современной бесноватости и помрачения разума, находящегося во власти сатаны лжеца и человекоубийцы.

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). Так Апостол говорит о нынешнем частичном земном знании даже народа Божия, не полном, но достаточном для спасения во Христе в благую жизнь вечную, и также о их знании будущем, подобном знанию Бога, когда спасенные в жизнь вечную обретают нетление и в избавлении от присутствия всего грешного достигают совершенства в небесной Прославленной Торжествующей Церкви. Это относится к познанию себя, окружающего творения Божия и его Творца. Как об этом учит Господь устами апостола Иоанна, говорящего о спасенных во Христе: «Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).

В Откровении Иоанна также указывается на окончательное совершенное познание Бога в веке будущем рабами Его, которые: «узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр.22:4). Это познание будет освещать их и окружающий их мир, как ныне Солнце освещает его планеты. «И будут царствовать во веки веков» (Откр.22:5). Поэтому можем уверенно сказать, что как в начале, так ныне и в будущем вера и разум, богословское познание и наука будут находиться в единстве с трудом верных в служении Царю Христу Богу и Его народу, во исполнение Его правды и закона, суда и милости. «Славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан.4:34), - говорит вразумленный Господом и Его мудрыми царь, а с ним и все мы, ходящие по правде и во славу Божию, во Святом Православии.

Итак, после размышления над двумя главами книги пророка Даниила можно сделать выводы относительно мудрости:
- Бог является Источником правды и мудрости всякой души.
- Бог открывает истину и дарует мудрость тем, у кого преданные Ему сердца и прилежание в учении.
- Мудрость заключается в гармонии деятельного познания Творца и Его творения.
- Логика в её полноте открывается нам тогда, когда в ней на первом месте стоит Логос – Слово Божие, Сам Бог.
- Научный богословский подход в познании Бога и всего созданного Им необходим для упорядочивания наших знаний в сбалансированное мировоззрение и богословскую систему, в истинное вероисповедание и эффективную систему науки и образования.
- Познание человеком Бога, Его качеств и дел ныне ограничено, но достаточно для спасения человека в вечную жизнь и славу Божию.
- Полнота всего, также и знания, находится в Боге и даруется нам во Христе Его Теле Церкви, в Святом Православии и вечной жизни.

А теперь, поразмышляем о простоте.

Суть событий описанных в 3 главе книги пророка Даниила состоит в том, что царь, заботящийся о благе государства, ставит золотой истукан для поклонения божествам, как он думает, покровительствовавшим процветанию его страны. Более чем за тысячу лет до рассматриваемых событий и примерно через 150 лет после выхода Авраама из Ура Халдейского, в 18 столетии до Р.Х., в Вавилоне существовал свод законов царя Хаммурапи, на сегодня один из древнейших памятников правовой мысли. Он был высечен на базальтовом столбе и поэтому сохранился до наших дней. Во введении к закону, выгравированному на поверхности этой стелы, говорится, что боги передали царю власть и царство «чтобы сильный не притеснял слабого», и далее регламентируются все стороны общественных отношений.

Наличие этого свода законов, устанавливающего порядок и справедливость, способствовало развитию науки, культуры, производства и процветанию всего государства. Подобная ситуация была и у Навуходоносора, только столб был изготовлен из золота, потому разумеется и не сохранился до наших дней, в целости. Поклонение столбу означало повиновение божествам, которые покровительствовали государству, закону и царю, а это в свою очередь, по замыслу направляемого Богом к мудрости правителя должно было привести к порядку, стабильности и благоденствию Вавилона. По благодати Божией единение с падшими силами не было долгим, потому что мужи Иудейские, притом стоящие над делами Вавилонской страны, отказались поклоняться идолу, потому как должны поклониться только одному Богу Всевышнему.

Пребывая в вере Божией, они сказали:
- Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся (Дан 3:17-18).

Обвинив «мятежников» в государственной измене, царь приказал связать их и бросить в раскаленную печь. И вот тут, явил Себя  Бог, которому служили Седрах, Мисах, и Авденаго. К ним в топку пришел Спаситель, и огонь смог сжечь только обвивавшие их верёвки, не уничтожив, а освободив осуждённых. Видя силу Всевышнего, Навуходоносор поклонился Богу и, почтив Его, приказал казнить каждого, кто произнесёт хулу на Царя царей и Господа господствующих,  продемонстрировавшего земному владыке  Свои великие знамения и могущественные чудеса, и тем самым объяснившим, кто же стоит в основании справедливости и закона, порядка и  государства, общественного блага и уважения к человеку. И написал тогда царь его особенное послание:

Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим.
Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог,
угодно мне возвестить вам.
Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его!
Царство Его – царство вечное,
и владычество Его – в роды и род… (Дан. 3:31-33).

В первых двух главах Книги пророка Даниила мы могли видеть дарованную Богом мудрость и её воплощение в жизни Божьих детей. В третьей главе, в ответе Седраха, Мисаха и Авденаго Навуходоносору, нам открывается простота, которую Божий народ демонстрирует в доверии своему Господу, отдавая в Его руки всю свою жизнь, без остатка и без оглядки на трудности и опасности, подстерегающие на этом пути.

Так и в нашей жизни, ведомые Господом через разного рода «огненные печи», мы не знаем с какой стороны Спаситель приготовил для нас выход. Он может вернуть обратно на труд проповеди Евангелия Его Царства, очередной раз освободив от верёвок, навязываемых нам лукавым и падшим миром, очистив в огне от шелухи греха и беззаконий, а может и призвать в вечность чудного Своего Света. Решать и знать заранее это, не в нашей власти. Нам нужно просто довериться Его всегда благой нам воле.

Наверняка, многие слышали рассказ, относящийся уже к Новейшей истории, возможно в разных вариациях от частого устного пересказа. Это было во время Второй мировой войны. На территории одной из оккупированных стран действовал запрет на любые собрания, в том числе, и религиозные. За нарушение приказа полагался расстрел. В воскресный день, когда по обыкновению народ собрался на богослужение, кто-то сообщил об этом властям. И вот в доме молитвы появилось подразделение солдат, во главе с офицером, который еще раз зачитал приказ и уже собирался исполнить соответствующий приговор. Но вдруг его взгляд коснулся иконы лика Христа. Он сорвал её со стены и, бросив на пол у дверей, сказал: «В живых останется тот, кто готов наступить сюда, плюнуть и затем оставить помещение».

Какая мудрость нужна христианину, чтобы выйти из подобной ситуации? «Если я погибну, то кто же позаботится о моих детях и воспитает их настоящими христианами? …Кто же допишет мою богословскую статью? …Кто же будет руководить народом? …Кто позаботится о церкви, если она лишится священнослужителя? Да и убудет ли у Христа славы, если я наступлю и плюну на Его изображение? В конце концов, это же просто рисунок», - так размышляли уже стоявшие в очереди на выход и все, каждый по-своему оправдывая собственное решение.

Всеобщее молчание нарушала только плачущая совсем  юная девушка. Ёе пытались утешить, говоря: «…Потерпи… Скоро выйдем… Сейчас всё закончится». Когда подошла её очередь она сказала: «Я люблю Иисуса», затем опустилась на колени на пол и, натягивая на худенький локоток куцый рукав платьица, стала вытирать… Из её глаз лились слёзы, она вся перепачкалась в грязи и плевках, но тёрла драгоценный образ и говорила: «Вы плевали и топтали, а я буду вытирать, потому что люблю моего Иисуса… я люблю моего Господа…». Потом был общий шок. Когда все пришли в себя, у дверей в луже крови лежало бездыханное девичье тельце, а рядом стоял офицер с дымящимся в руке оружием…

Офицер, поняв, что не он победитель в этой ситуации, ретировался вместе со всей своей командой. А верующие стояли на коленях и молились. Народ просил у Господа прощение за своё малодушие и предательство, за поношение Его имени через своё отступничество и маловерие, и благодарил за урок простоты веры преподанный юным существом – девушкой, которая прожила очень короткую, но весьма прекрасную и простую жизнь со Христом, и так же прекрасно и просто ушла в вечное присутствие Того, Которого горячо и преданно любила. Тогда наставив на пути спасения многие души, и после своего восшествия на небеса ныне приводя добрым земным примером и вышней молитвой многих с широких погибельных дорог в следование Христу, обращая из грехов в послушание Отцу Небесному, из сектантских блужданий – в верность Единой Святой Православной Церкви.

Вот отсюда и вытекает, что жить в христианской простоте это:
- стать причастником Христа и Его Тела Церкви;
- оставить всякую «мудрость», оправдывающую грех;
- бесхитростно доверить свою жизнь в руки Господа и построить её по Слову Божьему;
- без страха и сомнения ступить в огненные испытания, всегда точно зная, во-первых, одно – Спаситель неизменно рядом, здесь сейчас и во всей вечности.

«Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́, и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя превозно́сим во вся ве́ки» (Триодь Цветн. Октоих воскресн.), - поют шествующие путем служения Христу и Богу, Церкви и миру, превознося Всемогущего, способного прелагать пламень в росу, и воду в огнь Его чудным Промыслом и Спасением благим всем смиренным душам. А мир, в котором призванные Христом проповедуют Евангелие Царства, куда их благодатью и блаженно влечет Дух Святый, где их не мерою наполняет мудростью и любовью Отца Небесного, не ждёт их с распростёртыми объятиями, чаще с открытыми печами и замаскированными капканами. Поэтому сейчас и до конца этого времени для нас звучат слова Христа Спасителя:

- Итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби…  
- И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

…И во все времена на всех континентах сияют святые Христовы души их мудрыми и простыми, добрыми и верными Богу делами. Всем известные и те, которых знает только Господь, и о которых непрестанно молится и поминает, начиная в праздник «всех святых», Церковь Христова Православная, от века каждого в свое время принимая в Свое чудное лоно, взращивая и укрепляя на блаженный и плодотворный труд в земных уделах и вводя удел небесный. Туда, где верных ожидает вечное благо созерцания Бога Святой Троицы Отца Небесного и Христа Спасителя Сына Божия, Его лика и ликов Его святых во Святом Духе, где обретается полнота Божией правды и любви. Где нетление вечной жизни, бесконечный мир и слава Божия…

…И разумные будут сиять, как светила на тверди,
и обратившие многих к правде
 - как звезды, вовеки, навсегда… (Дан.12:3)

 

 

Опубликовано: …2004.09.27
Редакция: 2012.11.02 – 14.07.17. 2016.07.05 Размышление длинною в жизнь вечную

Калашников Ю.В. Мудрость и простота. [Электронный ресурс] // Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/mudrostiprost.htm  (дата обновления: 2016.07.05).

 

Праведность и мир  © Калашников Ю.В. 2004, 2010, 2012, 2014, 2016  правила сайта



[1] Святитель Григорий Богослов Слово 32 // МПДА. Электронная библиотека. URL: http://www.mpda.ru/publ/avtor/57403.html http://www.mpda.ru/data/518/629/1234/Slovo%2032.pdf (дата обращения 11.05.2012).