ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

главная / путь спасения / культура / Духовность в православной культуре

 

Духовность в православной культуре

Обновленная глава из книги: Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).
 

 Вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому,
человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое

1Петра 2:3-5

 

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24), - учит Христос Спаситель. Причем, поклоняться не только внешне, но, во-первых, внутренне, то есть духовно, почитая за величайшую ценность возрастание в понимании и исполнении воли Божией, так в познании Бога, как то открывается Святым Духом из Святого Писания. Бог не имеет физического тела, а является личностью духовной, по сущности – духом, как учит наполненная Святым Духом Православная Церковь. Бог является Творцом всего существующего и его Промыслителем, то есть заботящимся о поддержании во всем Его творении Им установленного порядка. Частью этого творения Бога является мир духов, разделившийся на две части, верную Творцу и падшую вслед сатаны (богопротивника) [i]. Весь же мир духов, вышний и падший, влияет на остальной мир, оставляя на нем результаты своего воздействия, определяя свойства его вещей.

Исходя из этого, духовностью именуется свойство вещей (в философском смысле, явлений действительности, событий, действий, обстоятельств), являющихся частью мира духов или подвергнувшихся определенному его влиянию, тайному, не воспринимающемуся непосредственно органами чувств человека, но проявляющемуся в изменениях окружающего мира, ощущаемого органами чувств человека.

Так как духовный мир состоит из двух частей, вышней и падшей, то соответственно подразделяется и духовность. Совершенную, полноценную и полную духовность по сущности имеет только Бог и верный Ему ангельский духовный мир, а по благодати – народ верный Христу Спасителю Богу, исполненный Духа Святого, находящийся под Его руководством и уже на небесах. Верный Христу Спасителю народ века нынешнего, члены Церкви земной, воинствующей со грехом и злом, отчасти подверженной их влиянию, имеют духовность, ограниченную уровнем их освящения. То есть уровнем близости к Христу Богу и от Него обретаемого совершенства. К Которому направляет слово апостольское: «Приступая к Нему, камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» (1Пет.2:4,5).

При этом истинной и благой духовностью, называемой также и святостью, является та, которая происходит от истинного, благого и святого Бога, любовью Отца, служением Сына и действием Святого Духа, и обретается человеком в причастии Христу Спасителю и Его Церкви Православной. Которую так определят для человека Бог посредством Его Церкви, Тела Христа и Дома Божия, Церкви истинной в единственности, святости, соборности и апостольском основании. Поэтому такая истинная духовность именуется еще и православной, в отличие от иных наименований, которые даются на основании других пониманий Бога и духовного мира, в разной степени отходящих от истины религиозных или философских учениях.

Бог является по единому существу Духом, а во Святой Троице имеет три лица Отца, Сына и Святого Духа, во Христе Спасителе, в полноте Боге и в полноте человеке, нераздельно и неразлучно, неслиянно и неизменно пребывающих. В таком свете открывается высшей властью Христа Спасителя повеление ученикам идти во все народы и крестить «их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). То есть крестить человека  по воле, силой и наставлением единого Бога Святой Троицы на путь освящения и спасения в жизнь вечную в причастии Христу Спасителю и Его Православной Церкви и Культуры. Для достижения в процессе возрастания в духовности полного возраста Христа, в чем участвует единый Бог Святая Троица во всей Его полноте Отца и Сына и Святого Духа.

Духовность в общем смысле, но противоположного от жизни вечной направления, происходит от влияния на окружающий мир падшей в противлении Богу части духовного мира, несущей в Божье творение разрушение Его вышнего порядка, мира и благ, в конечном итоге – смерть. Поэтому не является и не называется ни истинной по Богу, ни животворящей духовностью, но называется бездуховностью, в крайней подвластности падшим духам человека – бесноватостью или одержимостью. По результатам воздействия падшего мира и греха называется проклятием, что есть «осуждение греха праведным судом Божиим и от греха происшедшее на земле зло» [ii]. Что приносит человеку ущерб и скорби, а в пренебрежении Христом Спасителем и Его Церковью Православной, даруемым во Христе покаянием, неизменно приводит к вечным мукам и смерти [iii]. К таким неблагоприятным последствиям века нынешнего и будущего ведут человека все не исправляемые в соответствии с вероучением и жизнью Православной Церкви ошибки иных вероучений или философских мировоззренческих систем. В том числе, у раскольников.

Вот что говорит о духовности человека или о его духовной жизни святитель Феофан Затворник: «В чистом виде это жизнь ангельская, в Боге, от Него и к Нему притекающая... По замыслу Творца, дух человеческий должен был познавать отражение Божества в творении... Но в падшем состоянии человек не идет далее познания множественности твари... По замыслу Бога, дух, сочетанный с телом, должен был проводить намерения Творца в порядке тварной жизни... Но, пав, он сам управляется внешним... Вот признаки духовной жизни: богопознание, устроение жизни по воле Божией, желание божественного, молитва... Призванный по природе своей отражать мир божественный, дух человека в его падшем состоянии подобен разбитому зеркалу, которое ничего Целого отобразить не может... Лишь Дух Божий способен слить из этих частиц в нетленной красоте человека (1Пет. 3:4)... Мастерская, где Дух Божий совершает это над нашим сердцем, - Святая Церковь» [iv].

Необходимо отметить, что термин «духовность» в обществе, пытающемся существовать независимо от Бога и Его Церкви, имеет свои особенности, во-первых, в определении происхождения этой духовности и несомых нею благ, не от Бога Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека, а от Его творения и человеческого общества. В пренебрежении Богом, как Духом и источником духовности, её созидателем и восстановителем, происходит так же и пренебрежение Его Православной Церковью. Как следствие этому, предназначенные быть носителями истинной духовности наука и образование, искусство, литература, право, вся культура... ставятся в ранг её самодостаточных источников. Естественно, духовность в отвержении Бога и Его присутствия в жизни человека, по сути своей бездуховность или лжедуховность, приводит к заполнению возникшей духовной пустоты падшим духовным миром.

Далее, производимая нечистыми духами в жизни человека и общества неразумная суета ведет к духовной одержимости, разрухе и смерти (Мф.12:45). Так оторванная от Бога духовность, ставшая ущербной, ввергает человека и общество в истощающую и разрушительную в беззакониях и злодействах беспорядочность, удаляет от полноты приготовленных Богом благ, ввергает в погибель. Без Христа и Его Православной Церкви не позволяет войти человеку в жизнь вечную, обрести полноту её благ века нынешнего и лишает благ века будущего. При отсутствии покаяния ныне в Последний Судный День ввергает всех нечестивых в нескончаемые муки и вечную, безвозвратную смерть. Однако Божией благодатью для всех способных слышать и понимать звучит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2:38,39). Одержимые освобождаются Церковью Христовой молитвой и постом (Мф.17:21).

Так действием благодати приходит к каждому человеку и в любое общество духовность свыше. Как основание святости, является благим результатом влияния благого Бога на человека и общество, в их воссоединении с Богом Отцом Вседержителем посредством Христа Спасителя и Его Церкви Тела и Дома Божия. «Ели кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие… Должно вам родиться свыше» (Ин.3:5,7), - говорит Христос каждому человеку, как Бог Творец и Промыслитель всего мира, Спаситель человека. Который «пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:11-13).

Так духовно мертвый во грехах человек в причастии Христу и Его Церкви возрождается от Святого Духа в жизнь вечную. «Вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили… Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены» (Еф.2:1-5), - поясняет апостол Павел. Затем отмечает, что не делами своими мы спасены, а вышней благодатью, для сотворения добрых, угодных Богу дел. Происходит возрождение в Крещении, когда человек со Христом умирает для греха и со Христом тут же совоскресает к вечной жизни для Бога, для познания и исполнения Его благой и спасительной человеку воли. Развивается и начинает плодоносить в исполнении повеления: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим.6:19).

Воспринимая Бога Свет (Ин.1:4,13), возрождающийся человек начинает Им просвещаться, во Святом Духе становится на путь духовного возрастания в достижении духовной зрелости, здоровья духа, души и тела. Начинает наполняться от Бога истинными благами сего и будущего века, и действием в нем вышней благодати начинает наполнять светом и духовностью окружающее общество, то есть по-настоящему его одухотворять и просвещать. «Имейте нрав несребролюбивый... Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5), - учит Господь. А понимают это повеление и обетование Божие все на пути духовного роста и просвещения получившие исцеление своей нравственности в осознании особой ценности Бога и того, что Им определяется ценным. Усвоившие в непрестанном общении со Христом Богом и Его народом предостережение: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).

Именно такая во Христе Спасителе духовность является для человека и общества особенной, основополагающей ценностью. В таком свете видим данное в ст. 3 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» [v] определение «Культурного  наследия  народов  Российской  Федерации», к которому относятся материальные  и  духовные ценности. А данное в этой же статье Закона определение культурных ценностей формулируется в связи с нравственными идеалами, то есть в сочетании со здоровой нравственностью – качеством души человека, которому нравятся истинные ценности. Что является признаком духовного и душевного здоровья такого человека и общества.

Признак духовности имеет всё, как происходящее из ничего действием Бога Духа Святого, не только сотворенный Богом ангельский мир и человек, но и все созданное Богом Творцом, доныне хранимое Его Промыслом. Устами пророка Исаии говорит Господь: «Небо - престол Мой, а земля – подножие ног Моих… Все это соделала рука Моя…» (Ис.66:1,2). «Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:8) о всех богатствах природы и произведениях культуры человека. Из всего этого, имеющего происхождение от Бога и Им хранимого, несущего на себе Божественную красоту и благость, некоторые вещи выделяются в особое использование Церковью для Бога, и называются священными, сакральными, источающими человеку и обществу многие блага в угодном Богу их использовании.

В нечестивом, греховном и противящемся Богу поведении любые вещи приобретают отпечаток зла, проклятия, сами и становятся источником этого зла и проклятия для окружающего мира. Так Бог после грехопадения Адама сказал ему: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт.3:17). Такое проклятие несут и все вещи, посвященные идолам или используемые в качестве идолов, заменителей Бога. Который и предупреждает: «Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5). Это важно помнить родителям, а также их заменяющим в обществе учителям, руководителям и всем.

Так же священные, но используемые в противлении Богу, Его воле и порядку вещи приносят человеку беду. Например, особая святыня скинии Церкви Ветхого Завета, Ковчег Завета, отнятый филистимлянами и поставленный в капище Дагона. После такого воссоединения святости с грехом идол разрушился, а народ покрылся болезненными язвами и наростами, от которых Бог избавил филистимлян только после их действенного покаяния (1Цар.4-6). А потом наказал смертью и народ Божий, нарушивший правила обращения со святыней (1Цар.6:13-21). Относительно недостаточной подготовки к соприкосновению с особой святыней Церкви Нового Завета, Причастием, и легкомысленного, без должного благоговения в нем участия говорит апостол: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29,30).

Так же носящий в себе Святой Дух каждый человек и народ может быть для окружающих благом или в погибель, в зависимости от отношения к нему окружающих. По обетованию Бога верному Авраму: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3). Что вторят уста апостола всем верным Христу и Его Церкви: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:16,17). Понимая то, как должно относиться к таинствам Церкви, должно понять и то, как должно нам относиться ко всему окружающему нас, таинственному в духовной его части, миру, Дому и Царству Божию. Как наставляет апостол: «Приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:28,29).

Возвращаются же все вещи в состояние, обретающее и источающее блага из духовного мира, путем освящения, то есть введения вещи в принадлежность Богу. Подобно спасению человека, который в покаянии вводит себя в послушание Богу и Его благой воле, освящающей человека к единству с Богом и совершенствованию Его благодатью своего поведения. По повелению: «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13). Далее освящение окружающих святого во Христе человека вещей происходит путем смиренного в молитве перед Богом его поведения, освящающего свой удел. Подобно Моисею, услышавшему смиренным Богу сердцем: «Место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5).

При этом для действенного и достаточного освящения человека и вещей его удела ему необходимы ходатайствующие за него молитвы и наставления в праведности словом и жизнью святых земных и небесных, причастников Святой Церкви Христовой. К чему направляет Господь, повелевающий друзьям праведного Иова: «Пойдите к рабу Моему Иову… и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно» (Иов.42:8). Так же и предупреждая, что «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин.9:31). При этом особое незаменимое значение имеет освящение всех вещей священством Православной Церкви, имеющим в ней власть учить, священнодействовать и управлять освящаемым Христом народом Божиим.

«Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку созерцая крещаемого», - звучит в тропаре на водоосвящении в праздник Богоявления (Крещения) Господня. Когда Церковью освящается вся вода, а с ней и земля, за грех Адама проклятая, а крестным подвигом Христа Спасителя и служением Его Церкви Православной освящаемая, приводимая в первозданную красоту и благость всем любящим Бога. Аналогично тому, «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22). В совершении Церковью богослужений, таинств и треб. В святом житии священства и мирян, добрыми по воле Бога и во славу Его совершаемыми делами, освящающими собой землю и все, к чему прикасаются их святые руки.

Души же Господь освящает в процессе возрастания их духовности под воздействием Слова Божия и Духа Святого, в процессе их наставления в вероучении и жизни Православной Церкви. Как поясняет апостол: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго» (1Кор.2:12,13). Таковыми же призваны быть все отцы, родители и учителя, исполненными Духа Святого, учениками Христа, Который и предупреждает: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» (Мф.23:8). Потому учителями святого православия в богословии и культуре, а также и всех без исключения предметов, должно быть не только достойно преподающими знания и умения, и не просто воспитывающими учащихся в здравой нравственности, а своим во Святом Духе естеством освящающими Богу Его Светом и Жизнью своих, а значит, Христовых учеников в образ и подобие Божие. Откуда происходит и название системы образования или просвещения, где трудятся над душами святые от Бога учителя, преподаватели, отцы, родители и все.

Одному из уважаемых начальников народа, а значит, являющемуся для всех образцом и учителем поведения, Никодиму, Христос говорит, что должно человеку родиться свыше от Слова Божия и Духа Святого, при этом указывает на особую драгоценность в глазах Бога Отца – человека. Говоря: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). В удостоверение верности Своих слов, спасает во Христе Господь каждого без исключения человека для жизни в веке нынешнем (1Ин.2:2), в век будущий вводя только верных Христу Спасителю и Его Церкви, Дому Божию и Православной Культуре, для которых высшей ценностью является Христос Спаситель Бог и Его народ Божий (Мф.25:31-46).

Соответственно такой действительности, в ст. 2 Конституции России указывается, что «человек,  его  права  и  свободы  являются  высшей  ценностью». Эту ценность придает человеку, а потом и всему духовность, источаемая Богом Святым Духом в жизнь человека в его причастии Христу и Его Церкви, Православной Культуре. Имеющие такое происхождение  духовные и материальные ценности, являются ценностями Российской Федерации, объединенной тысячелетней историей, сохраняющей память предков, которые передали нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, указывается в ст. 671 Конституции России [vi]. В напоминание стремящимся на пути процветания, что именно духовность во Христе Спасителе несет силу для развития, восстановления и укрепления исторически единого народа России, его культуры и государственности, так же и каждого народа, в поддержании и укреплении мира в международных отношениях.

Для последовательности и преемственности такого культурного строительства, осуществляемого на основании и силой православной духовности, для передачи культурных ценностей из поколения в поколение в Конституции России закрепляется обязанность государства, а значит, и всего народа, «создавать условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей...» [vii]. Гарантом же непреложности такого культурного процесса, ведущего смиренных в жизнь вечную, является Бог, во Христе Спасителе говорящий апостолам и всей Его Церкви, вышней благодатью совершающей Его труд: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). С апостольским удостоверением: «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим.2:13).

Итак, духовность – это свойство вещей окружающего мира, являющихся по сущности частью мира духов, Бога Творца и Им сотворенных ангелов, а также частью остального творения, имеющего на себе отпечаток влияния духовного мира. Это влияние в большей части является благим от благого Бога и разрушительным от злодейского сатаны, так же духи и духовность в логическом делении подразделяются на вышнюю и падшую часть. При этом все творение имеет отпечаток труда Бога, его Творца и Промыслителя, Спасителя человека, соответственно является духовным, в обществе может называться Божественным, а если особо посвящено для служения Церкви и Богу, то – сакральным, священным. На творении Божьем есть и отпечатки действий падших духов, которые в месте их прикосновения разрушают творение и делают его разрушающим, проклятым, несущим смерть и погибающим. Но всё же способным воспринимать освящающее действие Бога.

Особое место в творении занимает человек, имеющий в себе от Бога кроме тела и души, еще и дух, от грехопадения мертвый, а в причастии Христу и Его Церкви действием благодати Святого Духа возрождающийся в жизнь вечную. При этом Дух Святой, поселяющийся в человеке, как храме Божием, действием Его благодати освящает человека и окружающее его общество. В части общества, отрицающей существование Бога Творца и Промыслителя, отвергающей так спасительную и освящающую благодать, духовность является ущербной по причине её оторванности от её источника Бога, от доброго влияния Его благодати. По этой же причине противящееся Богу общество не способно воспринять все приготовленные ему Богом блага. Но действием благодати Божией во Христе Спасителе и Его Православной Церкви человек и окружающее его общество может восстанавливаться к истинной духовности вечной Православной Культуры.

В науке и образовании духовность, как часть бытия Бога и Его творения,  является частью объекта православной культуры. А духовность, как часть православной культуры в бытии Бога и Его творения, является частью предмета православной культуры.

Публикация: 2022.05.05

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.05.05.
Редакция:

Калашников Ю.В. Духовность в православной культуре. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/clt-chpts/spirituality.htm, (дата обновления: 2022.05.05).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта

 

 



[i] Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. Глава 14. Свойства Божеского естества. Глава 17. Об Ангелах. Глава 18. О дьяволе и демонах.

[ii] Вопрос 165. Филарет (Дроздов) Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви: [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. - 138 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf (дата обновления: 2019.11.29).

[iii] Булгаков Макарий, митр. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. М. Синодальная типография. 1913 г. § 125. Члены Церкви Христовой, кто принадлежит и кто не принадлежит к ней. - § 133. Вне Церкви Христовой нет спасения. С. 120-240.

[iv] Епископ Феофан (Говоров). Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1899. С. 215—223. По книге Настольная книга священнослужителя. Т. 5. Издательство Московской патриархии. М. 1986 г. С. 61,62.

[v] Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Раздел 1.3 Основные понятия. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/59, (дата обращения: 2022.05.05).

[vi] Конституция Российской Федерации. ст. 671, URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.05.05).

[vii] Конституция Российской Федерации. ст. 671. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.05.05).

.