праведность и мир ЭЛЕКТРОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖУРНАЛА домашняя / размышления /

 

 

 

 


 православная КУЛЬТУРА

о МИРе бОЖием на Святой Руси

СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ И красота Божия
в христовой простоте народа

Калашников Юрий Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир».

 

Ключевые слова: христианство, православие, просвещение, черные сотни, культура, общество, Отечество, Русь.

 


Свет истины Евангелия.
Фрагьент фото с сайта УПЦ МП URL: http://orthodox.org.ua

Свет Евангелия

… Свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин.1:5)

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Возделывать и хранить сад, это не так уж и сложно. Только нужно не один раз в год перекопать почву, очищая её от сорняков и лелея добрые растения, опекаясь этим во все времена года. Без выходных и праздничных дней ухаживать за всеми животными, храня их здравие и заботясь о сытости. Наводить порядок и быть всегда начеку в контроле движимого и недвижимого, что необходимо для ведения хозяйства, обнаруживая испортившееся и исправляя его или создавая новое. Это также значит иметь руки, не белоснежные и от неги, а мозолистые от труда, тела, не утучненные от яств и безделья, а укреплённые работой и многими заботами. Это значит иметь рабочую одежду, запачканную не помадой и яствами пиров, а пропахшую потом и землей, со следами многих трудов, не в белоснежном сиянии кружевных воротничков и демонстрации мод, а в скромности вида и мудрости простоты. И всё это в непрестанном блаженстве верных детей и тружеников Божиих.

 Нравится нам такая картина Райского сада в современной жизни?

«Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» - спрашивает Господь Каина, погрузившегося во мрак недовольства и ненависти. «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6,7), - далее научает Господь находящуюся на краю греховной пропасти братоубийства заблудшую душу.

Тем самым Отцом Небесным задается вопрос и каждому Его чаду:
- Хочешь быть владыкой, подобно Творцу и Вседержителю? 
- !?
- Тогда Светом истины господствуй над тьмой, чтобы она злодейством твоей души не помрачила твой разум и не ввергла всю твою жизнь во мрак греха, глупости и беззакония, разрухи и погибели, - обращаясь к каждому человеку, наставляет Отец Небесный Своих детей.

Следующим звучит уже почти превратившийся в риторический вопрос: «В чем идеал и к чему стремиться. К сияющей чистотой душе или одежде? Что лучше, а что опаснее. Затемненное одеяние или помраченный разум?» Наверняка об этом задумывался каждый. Если – да, то искал ответ и у Творца, а если нет, то к нему, как стоящему на краю погибельного обрыва является Господь лично. «Ибо страждущие не важною болезнию сами приходят ко врачам; одержимые важнейшими недугами к себе призывают врачующих; а впадшие совершенно в неисцельную болезнь черножелчия и приходящих к ним врачей не допускают до себя, чего да не будет ныне с вами: вы не убегайте от людей, которые рассуждают право!»[1]. Не убегать от знающих правду Божию и не противиться ей, а внимать, чтобы исцелиться, призывает Церковь и её Святые Отцы, как, например, и процитированный выше Василий Великий, напоминающий о необходимости врачевания человеческого черножелчия Светом Слова Божией правды и любви.

Обращаясь взглядом в историю Святой Православной Руси, можем видеть, как вошедший в сонм святых, знаемый и чтимый всеми нами, Равноапостольный князь Владимир, муж Божий, воспитанный заботой православной бабки княгини Ольги, через неё любовью Божией, лаской, смиренностью и верностью православной жены Анны, мудростью отцов и силой благовестников Церкви Христовой, исцеленный Самим Христом Спасителем, и сам вот так, врачуя Божиим Светом, начинает по-настоящему беспокоится о душах человеческих, всех и той же самой от земли «черни», которая возделывает, хранит и кормит весь сад Отечества. Делает князь это, не раздавая белоснежные или пестрые перчатки и рубахи, щедрые награды или подачки, как то часто бывает, причем за счет самого-то народа, а просвещая его истиной Святого Православия. Не обещая светлых будущих времен, а ведя к свету правды Божией и заботясь об образовании, открывая и поддерживая православные школы. Не потакая лени расслабленных и необузданности буйных, алчности сребролюбивых и похотям скверных, а творя в душах чистоту и в Отечестве порядок Божий. Подавая пример в молитве и труде Господнем, семьянина и сына Церкви Матери. Потому не за блеск и великолепие одежд называет его народ Владимир Красно Солнышко, а за красоту души, преображаемой Христом Спасителем и сияющей немерцающим Светом Божией мудрости и любви.

Великая княгиня Ольга
Фото © КАЛАШНИКОВ Ю.В.  2011

Равноапостольная княгиня Ольга

«Не так непристойно человеку быть нагим по телу, сколько быть обнаженным от добродетели. При телесной наготе его непристойное положение видят такие же рабы, а там - это видит Господь и Ангелы. Скажи мне, если бы ты увидел кого-нибудь идущего нагим по площади, не оскорбило ли бы это тебя? Что же сказать о тебе, когда ты ходишь без одежды добродетели? Как простит нас Бог, если мы погубим эту одежду? Когда дьявол увидит кого-нибудь обнаженным от добродетели, тотчас марает и чернит его лице, наносит ему раны, делает и еще большие насилия»[2]. Чернит сатана и падший мир лице, уводя душу от очищающего и просвещающего её Христа Спасителя, от истины Божией, - предостерегает Иоанн Златоуст. Губит одежды добродетели лукавый человекоубийца, потому что это сила Божия для победы над ним падшим и всем его скопицем. Это дарованное Вседержителем «всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять… препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности» (Еф.6:13,14). Именно этой Евангельской истиной и праведностью побеждала Русь всех внутренних и внешних супостатов и врагов, созидала и хранила Отечество, в простых и знатных, умудренных первенствующих особах и, самое важное, в обитающем среди народа Царе Христе Спасителе.

… Спасай Россию. На слуху эти слова, но что там за тремя точками, и не только у черных сотен? Где враги и братья, что есть добро и зло, как отличить одно от другого и не оказаться в посрамлении, но быть успешными и плодотворными, уметь воинствовать и побеждать… Созидай и храни Русь Православную, - не об этом ли речь? Где судия и кто же вразумит души, жаждущие правды?

Москва. Красная площадь. Вид на Собор Покрова Пречистой Богородицы, Василия Блаженного
© КАЛАШНИКОВ Ю.В.  2011

Москва. Красная площадь. Вид на Собор Покрова Пречистой Богородицы, Василия Блаженного

Широка Красная площадь, еще шире пути человеческие и еще пространнее блуждания разума, оставляющего своего Творца и Спаса. Но только истина одна, которую нам нужно знать и которой велено пройти. Как то ясно слышится из уст Господних, едва ищущий взор устремляется к Храму, а жаждущее правды сердце к Богу. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:14), - говорит Христос, ведя народ из широких погибельных путей на узкую стезю спасения, непререкаемых Божьих императивов и незыблемых Его истин, в послушание Отцу Небесному, в служение Ему и ближнему, на войну со грехом и на труд Господень, на единственный путь жизни вечной.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы и Лобное место. Смотрим, мыслим, находим множество ответов, но рождаются и новые вопросы. Совместимо ли? Любовь и суд, прощение и казнь. А когда обращаем взор в Святые Письмена, то понимаем – это и есть суть выражения одной любви Божией в совершенном суде и величайшей милости, в абсолютной справедливости и полном прощении, в Отцовской ласке к детям и Царском гневе к злодеям. В неотвратимости наказания за преступление по закону греха и смерти, и в спасении в вечные блага по закону «духа жизни во Христе Иисусе» (Рим.8:2), в открываемой истине Спасителя и в испепеляющем глупость гневе Вседержителя. Все это соединенное мудростью Божией, до конца не может быть постигнуто человеческим разумом, но являемо смиренным душам и через послушание верных. Тех, которые не красуются декорациями последних веяний моды, достижений имиджмейкеров, изображенной позой и занятой в обществе позицией, а в добрых помыслах и делах сияют красотой Божией, украшая своим присутствием всякое место, на которое ступают, исполняя самую благую и совершенную волю Божью, оставляя после себя на долгие времена благоухание детей Божиих и неувядающее наследие Святого Православия.

«Лучше наказать одного невиновного, чем оставить без наказания злодея», - так мог во гневе оправдывать свои пути достижения правопорядка и Божиего устройства Руси Иоанн Грозный. «Ты не ешь мяса в пост, но пьёшь кровь человеческую», - о послушании Богу и противлении Его справедливости также смело в лицо мог сказать преступавшему черту закона царю только человек, пребывающий душою в мире и порядке Божием, например, Василий Блаженный. Не злорадствующий жесткому наказанию, подчас заслуживающих того весьма распутных бояр и простых нечестивцев, но сорадующийся истине и умеющий наслаждаться правдой Бога. Не корзинами снятых скверных голов, уносимых с лобных мест, и их конфискованным имуществом, а неизреченной любовью и истиною Божией согреваемый в своих веригах. По плоти бывший частью простой черни, а по духу – Света вечной любви и истины, Святым Блаженным. Каких душ уста только и могут нести полноту несокрушимого, но созидающего Слова Божия, Его силу и благодать, и находить отклик у тысячей своих адресат. И такие имена навеки сохраняются в сердцах народа и стенах Храмов, как, например, Собор Покрова Пресвятой Богородицы, также называемый и Храмом Василия Блаженного.

С внешней стороны от крепких хранящих от набегов врагов стен Кремля стоит и этот Храм, и лобное место, там же обитает и городская слобода. С времен князя Владимира как и все слободские общины, поделенная на сотни, большинство из которых были называемы черными, за их труд на свободных от частной собственности. Государственных и черных, то есть пахотных, землях. Исчисленные и, без сомнения, Самим Господом записанные в Книгу жизни за добрый, прилежный труд, поставленные Им в их уделах, Им хранимые и спасаемые. Души светлые – сотни черные, не гоняющиеся за модами и изысканными яствами, но кормящие и одевающие, созидающие и хранящие всё Отечество, совершающие работу, без которой существование Святой Православной Руси немыслимо. Не носимые по миру ветрами похотей, власто- и сребролюбия, но укорененные в служении и труде, во святом Православии, в верности Богу и ближнему, родной земле и своему уделу, данному Творцом и бережно хранимому Его народом. Если нужно, то несущим мир Божий и порядок до краев земли. Всегда во Христе свободный люд Руси, живший в городах и окрестностях, так называемых слободах, был основой её силы и независимости, содержал себя и власти, духовенство и немощных. Исправно трудился и платил налоги, в лихолетье становился на защиту рубежей, являл мудрость, избирая себе таких же разумных предводителей. Придерживался порядка в хозяйстве, общественных и государственных делах. О них заботились верные князья и священство, и они были основанием процветания и успеха, развития и крепости Отечества.

Труд на черноземах
© КАЛАШНИКОВ Ю.В.  2011

Труд на черноземах

Но во все времена были многие и нечестивые, и злодеи, сами буйно ходившие перед Богом и других, не укрепленных в правде Божией, пытавшиеся увлечь туда же, в пагубу греха, разруху беззакония. Проникающие и в Церковь Православную со своими тлетворными ересями. В то время на Руси, более всего иудействующие, а везде – власто- и сребролюбивые, совращающие народ с путей Божиих до сих дней. «Давайте улыбнёмся друг другу, соседу слева, соседу справа, а теперь давайте скажем доброе слово тому, кто впереди и сзади, а теперь похлопаем себе, а теперь потопаем… и так далее. Казалось бы, безобидная забава, подходящая, как для простого люда, так и для образованных, но на самом деле являющаяся суть методикой вовлечения в секту харизматов. Вначале для введения в психологическую, а затем и во все остальные зависимости духа, души и тела, и всей жизни. В обещаниях укрепить разум и эмоции, тело и хозяйство, но, в конце концов, опустошающающие всё это и карманы. Ввергающие в преступные группы, крушащие правопорядок, оставляя разруху во всем обществе, как и в отдельных душах и семьях, часто оказывающихся затем в пустынях и лесах, без имущества, «отданного Богу», без документов, «бесовских паспортов и кодов». А также соответственно и без пенсий, социальной защиты и гарантий общества и государства, экономики и порядка, и многого другого созидаемого всем народом, и во-первых, Божиим.

Для тех, которых «на мякине «простоты харизматии» не проведешь», трудящихся и на земле, и в производстве, в «сотнях белых и черных воротничков», в научных кабинетах, учебных классах и так далее, - существуют и другие многие схемы обольщения, уже не простотой и чудесами, а, например, наукообразием. В умствованиях рационализма и возвеличивания человеческих способностей. С заботой, похожей на Христову, но с безбожным или весьма искаженным учением Христа и Православия, и непременно имеющим сектантский конец во многих бедах разрухи разума и жизни. В зависимости от величины такой организации, с доходами руководителей некоторых транснациональных сект, исчисляемыми астрономическими цифрами. Со властью нечестивых, способной взять под контроль национальные экономики, вовлечь в свои аферы целые народы, чтобы затем… в посрамлении погибнуть, как после становится всем очевидным, в их болоте греха, беззакония и глупости.

«… Мой кулак сожмёт ваши шеи, а помогать мне будут чернорубашечники…»[3], - отрывок из речи Германа Геринга после назначения его на пост министра внутренних дел Пруссии в 1933году, открывающего способы использования западноевропейских простых свободных «черных сотен» в утверждении праворадикальной идеологии. Как и в России в дореволюционное время – для погромов «в борьбе с еврейско-масонским заговором». Наибольшим из которых все-таки был «погром», организованный заговором нацистов, под руководством Гитлера и, как известно, не без еврейской крови в родословной.

Не были оригинальными в использовании черносотенной простоты и левые радикалы, и в расстрелах «буржуазных оппонентов» после революции в России 1905 года и далее в исправительных колониях Советов, в качестве воспитателей политических заключенных. При этом «лояльным власти уголовникам», независимо от окрашенности, для выполнения коммунистического «госзаказа» раздавались привилегии, которых никогда не было в царской России, где не трудиться в заключении или противиться начальству было смерти подобно, потому что заканчивалось верной смертной казнью или каторгой, откуда буйные не возвращались. Тем более, казалось бы, в тоталитарном режиме. Но предержащие безбожную власть, противящуюся полноте правды Господней, Православию и Церкви Христовой, а потому и преступную в своих действиях, искали и творили себе подельников, таких же преступников разного калибра, превращая неутвержденные в вере Православной души в подобных себе глистов, по-настоящему, бесполезных и более того весьма опасных для общества. Из «исправительных» лагерей постепенно перешедших «дедовщиной» неуставных отношений и в армию.

И так воинствуя с Богом и Церковью Христовой, правдой и законом, по всем фронтам, тылам и флангам, вплоть до смутных времен 90-х годов прошлого века, эти два радикальных потока в шедшей к «светлому будущему» Стране Советов, смешались в одну мутную реку беззакония и разрухи, заполонившую всё постсоветское пространство. И ныне совращающую души и все общество на свои погибельные пути греха и в смердящие Богу нечистоты глупостей и беззакония. Пытающуюся обливать собственными сквернами Церковь и Православие, историю и народ, в том числе, и праведную «черную сотню», не обходя стороной также святых прошлого и настоящего, несовершенных, но верных Богу и Отечеству, всегда способных и готовых трудиться на благо душ и во славу Христову.

Однако, не впервой Руси видеть смутные времена помраченных идей и поступков, несущих разруху в сердца и общество, экономику и государственную власть. Но всегда были, есть и будут верные сыны Бога и Отечества. Не волочащиеся за злодеями и аферистами, с их обещаниями сказочных благ и призрачных привилегий, но трудящиеся в своих уделах силой Божией, познающих правду Христову и истины Православия, хранящих их и утверждающих, везде, от собственной души и до краев земли.

 Москва. Красная площадь. Памятник Минину и Пожарскому
© КАЛАШНИКОВ Ю.В.  2011
Красная площадь. Памятник
Минину и Пожарскому

«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россія лета 1818», - золотыми буквами на гранитной плите, через два столетия после подвига этих достойных мужей, с ними благочестивого народа, на века выгравировано в памятование и наставление потомкам. Как застывший урок истории, в композиции Храма Божия и памятника представителям простого и знатного родов, черной сотни и государственных начальствующих мужей, несовершенных и разных, но верных и святых. В напоминание о великой всепобеждающей силе единства во Христе и Православии всего народа Божия и его Творца и Вседержителя.

Символом фундамента непоколебимости и побед Руси и Православия, в труде и брани, на суше и на море, с врагами внутренними и внешними, в основании памятника, на нижнем барельефе изображены души, представители всего народа, верного Церкви и Отчизне, отдающего свои жизни на служение Богу и ближнему. Всем миром несущего третью деньгу (треть состояния), по решению Совета, на оснащение ополчения для освобождения Отечества от супостатов. Большинство из услышавших об этих их приношениях, скорее всего, сразу пересчитало это относительно своего состояния. Но кто задумался, что движет этим народом?
– Желание быть свободными во Христе, на родной земле и в святом Православии, вот на что они несут менять свои богатства, вот за что после пойдут отдавать и свои жизни. За те ценности, которых дороже нет ничего, которые хранит и может это сделать только весь народ, единый в православной истине и Боге.

За спинами этих многих верных и труждающихся, увековеченных в бронзе и сердцах, стоит Храм Василия Блаженного, и под сенью любви и силы Божией, Собора Покрова Пречистой Богородицы покоятся эти души. В разных одеждах и с неодинаковым оснащением, для труда и для брани, но в едином всеоружии Господнем, в броне праведности и шлеме спасения, с поясом истины и в обуви готовности благовествовать мир, со щитом веры и мечом Слова Божия, в молитве всем святым уже прославленным и о всех святых еще воинствующих (Еф.6). Облаченных без пышности, но в том, что необходимо и важно для праведности и освящения.

«Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния… ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Великий»[4], - утверждается 16 Правилом Седьмого Вселенского Собора. Потому что не к лицу и наказуема суета и роскошь у святых, поэтому она и обличается Соборами, Отцами и всеми мудрыми. Как и Господь Иисус Христос, наблюдая отступление во грех украшательства ничтожного, также говорит: «Горе вам… лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:27,28). Для слушающих понятно, что речь уже идет не столько о суетных украшениях в одежде, сколько о декорациях добра, которыми пытаются маскировать нечестивые свои злодейства и глупости, пренебрежение Божьими дарами и обязанностями.

Как часто видим, бывает и такое весьма заблуждающееся направление движения души, попутавшей свет со тьмою, поэтому и являющей в отношении к Божественным вещам и добродетели нечестие, «к истинно доброму, — нерассудительность, превратное и ложное понятие о естестве вещей… Добродетельное направление силы вожделения есть устремление желания к существенно вожделенному и истинно прекрасному, и всей силы и расположения любви, какая только в нас есть, занятие уверенностью, что нет ничего иного по естеству своему вожделенного, кроме добродетели, и естества, добродетель источающего. Уклонение же и греховное движение сей способности бывает, когда кто вожделение обратит к мечтательному тщеславию или к цветущей красоте телесной. Отсюда происходит сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и все, сим подобные, пороки, которые имеют началом сей род зла».[5] От внешних обманчивых и тленных красот направляет наш взгляд Григорий Нисский, почитаемый Церковью Святой Отец, но к великолепию внутреннего духовного, до краев земли сияющего немеркнущим светом истинной красоты поступков сотворения мира и добра. И опять же, не ложного и тленного, а истинного, Божьего и, значит, вечного.

«Если кто из мужей, ради мнимого подвижничества, употребляет суровую верхнюю одежду и, якобы от сего получая праведность, осуждает тех, которые со благоговением носят шелковые одеяния и употребляют общую и обыкновением принятую одежду, да будет под клятвой»[6], - этим решением Церковь останавливает уход в другую крайность, в пренебрежение и, более того, отвержение и осуждение практичности и удобства, в том числе, и в заботе о теле, как храме Духа Святого. По Апостольскому напоминанию: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19,20). Нет наверно человека, который тот час же не спросил бы, ну а как же канонизированный и с уважением вспоминаемый нами Святой Блаженный Василий. Так всё-таки Святой или небрегущий о своем теле, храме Духа Святого?

Отвечает Христос: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мар.8:35). Душа – самое ценное, что есть у человека, и её вечность с Богом, начинающаяся уже в этом веке, в минуту покаяния и продолжающаяся для верных в веке будущем. Именно для верных, которым ничто не дорого так, как непреходящее единство со Христом, обитающим Духом Божиим в возрожденных к вечности сердцах. Вот это основание спасения в полноте продемонстрировал Господь на Голгофском кресте, это показывают все святые, в воинствовании верно отдающие свои жизни за Христа и правду Божию, это же основание жизни вечной, во всей его красоте и обнаженности являют блаженные, в том числе, и Василий. У них ничего нет сверху душ, ни декораций, ни даже скромных одежд, только правда Божия и благодать спасения в жизнь вечную.

Состояние единства во Христе с самым драгоценным – Богом, есть начало шествия в жизнь вечную века будущего и начало строительства благочестивой жизни века сего. Оно является еще и пунктом отсчета в измерении приходящей к нам Божией благодати и счастья. От точки распятого на Кресте Христа, с Которым мы воссоединяемся в Крещении, чтобы уже не расстаться никогда, достойнее Которого не существует никого и нигде. И если у души, единой со Спасителем, крещенной в Его смерть для греха и воскресение в жизнь вечную, есть еще хотя бы один вздох в земном существовании, то это является основанием того, что называется успехом и счастьем века сего. Поводом для благодарности Богу за это и за все остальное более или менее ценное, чем нас так щедро наделил Господь. А у тех же, кто, зная истинные ценности, не очаровывается ничтожным, тленным и временным, никогда не бывает и разочарований, но всегда пребывающий мир Божий в том, какова есть и где бы ни находилась такая Творцу верная душа, служащая своему Спасителю Творцу и Его творению.

Точка обратного отсчета Божьих благ сего века в блаженстве жизни вечной

Совокупность же совершенства принадлежит только Богу и Его Сыну, в Котором обитает «всякая полнота» (Кол.1:19) и «вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Но также «и вы имеете полноту в Нем» (Кол.2:10), - продолжает Апостол, указывая на Церковь Тело Христово, где в Его совершенство Духом Святым встраиваются спасенные и верные святые души. В том числе, - и на Блаженного Василия, сияющего ничем не прикрытой истиной и счастьем спасения Господня. На гражданина Минина, простого труженика, крепкого в хозяйстве, искренне любящего Бога и свой народ, организовавшего снабжение материальной части армии для защиты Православия и Отечества. На князя Пожарского, управлявшего вотчинами, воеводу боярского славного в ратных делах рода, умевшего водить к победе войска, и в войне с нечестивцами иностранцами, и в разбойном приказе с отечественными необузданными душами. Царя Иоанна Грозного, боящегося Бога, потому умевшего отгрозить и врагам, построившего Собор Покрова Пречистой Богородицы (Василия Блаженного), укрепившего Отечество, расширив его границы во все стороны света и открыв морские пути для торговли и общения с миром. Также и для утверждения Православия потрудившегося, например, даже на закате своей жизни последним штрихом правосудия и огня уничтожив иудейскую ересь и мракобесие. А также многие святые, знаемые Церковью и только одним Богом. И это сияние несовершенных в совершенстве Божием, лишь с одного взгляда… с северо-западной стороны Собора, в одном абзаце изложения, но в приближении к полноте святости Христовой. К её пониманию и ею обладанию.

И наоборот, от падшего с небес лукавого и за ним следующих приходит не полнота жизни, а помрачение, ущербность, всякие извращения и смерть, распространяемые нечестивыми и останавливаемые Церковью Христовой. «Сие же пишем, поставляя преграды не тем, которые в Церкви Божией, по Писанию, подвижничествовать желают, но тем, которые подвижничество приемлют в повод гордости, возносятся над живущими просто и, вопреки Писаниям и церковным правилам, вводят новости. Таким образом, мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем; и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем, и богатства с правдою и благотворением не уничижаем; и простоту и малоценность одежд, употребляемых только ради попечения о теле неизысканного, похваляем, а изнеженного в мягкой одежде хождения отвращаемся. И дома Божии почитаем, и собрания, бывающие в них, как святые и полезные приемлем, не заключая благочестия в домах, но почитая всякое место, созданное во имя Божие; и хождение в церковь Божию на пользу общую приемлем; и избыточествующие благотворения братии, по преданиям, посредством Церкви нищим бывающие, ублажаем; и, да речем вкратце, желаем, да бывает в Церкви все, принятое от Божественных Писаний и Апостольских Преданий»[7]. Вот так о простоте и полноте Христовой Церкви, в безбрачии обручения Христу и в святом семейном браке, в скромности и благом достатке, в святости Дома Божия и всякого для Господа отделенного места говорится в 21 Правиле Гангрского Поместного Собора. Чтобы всякий человек, в Православии нашел определённый ему путь и достойно прошел его, обретая на нем чудные блага Господни жизни земной и беспрепятственный вход в вечные обители Божии.

А теперь еще о черном цвете и светлых душах. «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, 6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам» (2Кор.4:5-7). От Христа – Свет истины и жизни, и как видим, обитающих в глиняных сосудах, невзрачных, но все же несущих эту драгоценность в мир. Господь же наш, как художник, чтобы высветлить какой-либо мазок, кладет под него темный цвет. Поэтому в черные подрясники облачает священство, поэтому в черных ризах ходят монахи, поэтому не превращает в миг покаяния человека в совершенство, но наполняет Светом Своей мудрости и любви, Христовой жизни. Чтобы всегда сиять в нем сквозь его несовершенства Своим чудным Светом и истинно благотворным теплом.

Мало кто не наблюдал, в том числе, и собственных помыслах, как человек может любоваться чем-либо и кем-то ему нравящимся, с легкостью пренебрегая всем остальным. Так же и тот, кто увидел красоту и благость Господа, оставляет всё и начинает любоваться, испытывая самое великое наслаждение. По-разному, в молитвах и чтении Святых Письмен, в своем служении или работе по правде и во славу Божью, в заботе о близких и об Отечестве и многом другом, но всегда созерцая во всем Творца и Промыслителя и наслаждаясь присутствием Его тепла и света. И ничего не упуская сделать из того, что бы приносило радость Отцу Небесному, излучающуюся в наши жизни несказанными потоками благодати.

Если в черных ризах,
то со светом Христа 
© КАЛАШНИКОВ Ю.В.  2011

В черных ризах,
и со светом Христа

Не должно быть так, чтобы монашеский образ принимала душа, не возлюбив более всего Господа, а по другим причинам, отмечается Святыми Отцами. Когда же в таком случае из очей при пострижении и «упадет малая некая слеза, то и сия видящим возмнится происходящею не столько от усердия к подвигу монашескому, сколько от разлучения с миром, и с тем, что в мире»[8]. То есть, если при входе в монашескую жизнь у человека падает слеза по благам оставляемого мира, а не в умилении Христом, то он не на своем пути, говорится в 45 Правиле Шестого Вселенскаго (Трулльскаго) Собора. Тем самым указывается на особенное отношение спасенных и верных Богу монашествующих и простых душ к окружающему миру и его померкнувшим в лучах Господних всем достоинствам и ценностям. В восприятии при этом высшего дара надежды Воскресения в жизнь вечную и причастия нетленному Христову Божию естеству уже в жизни века этого. В принятии в свое сердце Слова Божиего и Духа Святого, начинающего наивысшей драгоценностью сиять в помыслах, словах и всей жизни таких Божьих человеков. И это на фоне тьмы помраченного и буйного, кичащегося своими сквернами и зловонными нечистотами мира, развращенного и все пытающегося загадить и извратить в конечную погибель и позор.

 «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21), - научает Христос народ и отвечает пришедшим к Нему лукавым, чтобы уловить Господа в отступлении от Бога или от верности Отечеству земному, спрашивающих должно ли давать подати кесарю, оккупантам Рима. Если «да», - то предатель Отечества, если нет – нарушитель закона. В любом случае, по их расчету Христу должен был наступить конец, от разгневанного собственного народа или от Римских властей. Таких мудрецов, пытающихся прикрыть свои злодейские замыслы хватает и в наше время. Но как Христос мудро вышел из той ситуации, так должны поступать и все дети Божии. По Божьей правде и закону, суду и милости. Во всем в мудрости, любви и полноте Христовой.

Выше упоминалось о том, как пытаются использовать простой народ, «черные сотни» в безбожных целях построения социалистического или капиталистического «светлого будущего». Добавим к тому современных «чернорубашечников», оторванных от Христа Спасителя, но приобщенных к «черным землям» государственных налогов, уходящим только не в казну, как это было, например, при Иоанне Грозном, а в карманы власть предержащих. Подобно монахам носящим черные рубашки, но со смыслом в разуме и в нательных письменах, весьма далеких от просвещающего Слова Божия. Наколка «Не забуду мать родную», это не о той, которая родила и воспитала, и не о Церкви Матери, а о «тюремном братстве». Подобно монахам не имеющим семей, но не от любви ко Христу, Его чистоте и святости, а потому что женщины (по правилам) обобщаются и уничижаются в групповых удовлетворениях животных инстинктов. А при недостатке женщин или фантазии на способы уничижений «собратьев» и их объявляют женщинами.

И все это старательно «лелеется» теми, кто наполнен в разуме бесами и соответственно помраченными мыслями. Ненавидящие всех и всё, и в этом своем «подвиге» в болото безумия несущиеся сами, толкающие и тянущие тех же всех и вся. Часто выглядя весьма респектабельно и даже философски. Опять же, прибывая не в силе и истине Господней, а в разбойниках и последователях, например, всем известного философа Платона. По учению которого об идеальном государстве не должно быть у человека ничего собственного, даже жены, но все общее. И в попытках такого осквернения и уродования развития общества, поступающие далеко не в заблуждениях самоотверженной любви к человеку и этому обществу, а в желании попользоваться душами как скотом, загнанным в стойло и по собственным потребностям используемым. Не знающим ни правды Божьей, ни любви и ни порядка, ни закона, ни суда и милости. Живущих в смраде греховных нечистот и несущих его с собой везде, куда вдруг ни ступает нога.

Всё ясно, как всегда может сказать душа и пойти, в бытность, например, рассматриваемого нами исторического эпизода времен Ивана Грозного, в опричники на царскую службу. Чтобы там уж не ошибиться в правилах и весь свой потенциал и таланты использовать по максимуму, как водится в спецслужбах. И так начинает использовать, чтобы и государству услужить, теперь уже по-настоящему, да и себя чтобы не обделить. А народишко, с такими-то полномочиями, не то что чернь, но и бояре не велико выглядят и собственная интуиция с такой высоты кажется более правильной, чем какие-то правила. И вот с такими размышлениями, когда в 1571 г. на Русь вторгся крымский хан разложившаяся опричнина, привыкшая в большинстве своем только грабить собственное население, при этом показала свою истинную «боеспособность». Она просто не явилась на войну. Но как всегда, не без исключения, верных нашлось на один полк. Остальные войска были из земских формирований. Но Москва все же была сожжена, а опричнина потом расформирована, кроме «Государева двора», служившая государству и царю всю его жизнь.

Как служат верные Богу таким же верным и всему Отечеству, все, как один несовершенные, простые и знатные, но непременно Божие. Как делают это правдой, мудростью и любовью Христовой, во свете и светом Православия и истины Господней созерцая чудного Творца и замысловатое Его творение, сияя Христовыми добрыми делами и Божиими лучами правды и любви сквозь человеческие несовершенства и святую простоту. Ходя прямыми Божьими путями по иногда весьма запутанным дорогам, крутым горам и извилистым долинам. Созидая и храня Святую Русь Православную и благоухая миром Христовым до краев земли. При этом всегда блаженствуя во Христе и так с победою, каждый в свой срок, входят в вечные Небеса, во славу Божью.

И куда бы ни пошли, исполняя волю Царя и Спаса нашего Христа, всегда несем с собою в сердце Его глас: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).

 

 

Ходим прямыми Божьими путями по иногда весьма сложному рельефу, но всегда стараемся силой мудрости и любви Христовой
© КАЛАШНИКОВ Ю.В.  2011

Ходим прямыми Божьими путями по иногда весьма сложному рельефу, но всегда стараемся силой мудрости и любви Христовой, во свете Святого Православия и сияя сквозь свои несовершенства и простоту немерцающим светом
красот и достоинств Божиих

Еще раз просмотрев все сказанное и осмысливая в свете учения Православной Церкви, сделаем основные выводы:

Самое важное для человека, это единство во Христе с Отцом Небесным. Стремимся обладать самым драгоценнейшим – причастием Его Божественному естеству и жизни, и только потом во Христе благами вечности этого и будущего века.

Самым счастливым, то есть блаженным, человек является только в непреходящем единстве со Христом и Его Церковью во святом Православии, а остальные блага прилагаются или нет – зависит от Бога и Его промысла, призвания и способностей человека и это никак не влияет на мир и покой Христов в сердцах спасенных.

Воссоединенные с Богом, возрожденные от Слова Божия и Духа Свята, встраиваются Христом в духовное Его Тело Церковь Христову и влекутся Духом Святым в Храм Божий, в собрание святых. Это признак возрождения души в жизнь вечную, в единство с Богом, что выражается стремлением к общению с братьями и сестрами во Христе, и с Богом через молитву и постижение Его истины и воли.

Как уложенная художником на картине темная основа делает более ярким верхний мазок, так монашеская черная одежда позволяет видеть нескончаемую совершенную радость и блаженство души, обрученной Христу. Так и человеческие несовершенства и во всем скромность верных, как глиняные сосуды носят сокровища совершенств, достоинств и славы Божией.

Ни одежда, ни пища не приближают и не отдалят человека от Бога, но только облачения его веры и добродетели. Одежда же и пища обычная должна быть простой, удобной, несущей благо, соответствующей месту, времени, обстоятельствам и православной культуре, всегда во Христе учитывающей и культуру ближнего.

Находясь в единстве с Богом, познаем Его правду и верно исполняем её в порядке Божьем, по учению и каноническому праву Православной Церкви, по правилам и законам видимого и невидимого мира. Обретаем так успех и плоды духа, души, тела и всей жизни.

Принимаем от Бога Отца Его мудрость и любовь, святость, Его многие щедроты и дары.

Везде утверждаем во Христе и Святом Православии Царство Божие, Его правду и закон, суд и милость.

Созидаем, утверждаем и храним всё повеленное Творцом и Промыслителем:
- Человеков в Христову полноту и святость духа, души и тела.
- Семьи в Христову чистоту, святость, верность и плодтворность.
- Отечество и все, что в нем есть Божие в процветание и крепость.
- Государство в Божие верховенство права, правопорядок и законность, благолепие и устройство.
- Экономику и народное хозяйство в Христову полноту, развитие и плодотворность.
- Русь Святую Православную в семью народов во Христе Иисусе.
- Церковь Христову Православную, в единство Бога, Христа Спасителя, клира и мира.
- Братства в любовь Христову и силу Божию.
- Мир во Христе среди народов.

Отвращаемся производящих разделения и ненависти, но смиряем всякую душу в послушание и единство Христу, а затем и в единство верно трудящегося народа Божия Церкви Христовой Православной.

Останавливаем идущих во грехи и увлекающих туда же неутвержденные души, наказываем упорствующих, уничтожаем грех и насмерть прилепившихся к нему, идем рядом со Христом и делающими добро, поощряем исправляющихся и сами укрепляемся в Боге и Его силе, мудрости и любви.

Делаем всё силой, мудростью и любовью Христа Спасителя и Бога, во спасение многих душ во славу Божию.

 

 

 

 

sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

© Калашников Ю.В.  2011, 2017

опубликовано: 2011.10.19.
страница http://sancti.ru/clt/litblack.htm

правила сайта

 



[1] Василий Великий Беседа 22 С. 123 // Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/talkofpsalms/talkofpsalms.pdf (дата обращения: 19.12.2010).

[2] Иоанн Златоуст Наставления в христианской жизни «Как стать добродетельным?» С. 16 // Православие и современность. Электронная библиотека

[3] Хоффман Б. Терроризм – взгляд изнутри. / Пер. с англ. Е. Сажина. – М.: Ультра.Культура, 2003. – С. 23.

[4] Правила Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша). Часть 1. 2001 г. Правило16 Седмого Вселенского Собора, Никейского С. 383. // Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim_milosh/rules1/rules1.pdf

[5] Каноническое Послание Григория Нисского к Литоию Мелитинскому в кн. Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша) Часть 4 Издание исправленное и дополненное, 2004 год. С.98 // Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim_milosh/rules3/rules3.pdf  (дата обращения 16.12.2010)

[6] Каноны Православной Церкви Часть 2 Правила поместных Соборов Правило 12 Гангрского Собора // Православие и современность. Электронная библиотека

[7] Каноны Православной Церкви Часть 2 Правила поместных Соборов Правило 21 Гангрского Собора // Православие и современность. Электронная библиотека

[8] Правила Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша). Часть 1. 2001 г. Правило 45 Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго С. 327. // Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim_milosh/rules1/rules1.pdf