ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

журнал / путь спасения / культура / За Отечество / Мы на войне, но утверждаем мир



Мы на войне, но утверждаем мир

Спас Нерукотворный
Фрагмент Главной иконы Вооружённых Сил России1

Сп҃сѝ, гдⷭ҇и, лю́ди твоѧ̑, и҆ благословѝ достоѧ́нӏ̈е твоѐ, побѣ̑ды на сопроти̑вныѧ да́рꙋѧ, и҆ твоѐ сохранѧ́ѧ крⷭ҇то́мъ твои́мъ жи́тельство.

Тропа́рь крⷭ҇тꙋ̀, мл҃итва за ѻ҆те́чество

Спаси́, Го́споди, народ Твой, и благослови́ достоя́ние Твое, побе́ды над проти́вниками даруя, и Твой сохраняя Крестом Твоим народ.

Тропарь Кресту, молитва за Отечество


Пока мы в земной Воинствующей Церкви – мы всегда на войне,
всегда готовы к сражению, но утверждаем истину и мир Божий.
Принимая от Творца жизнь, вручаем её в руки Христа Спасителя,
просвещаясь Духом
Истины, несем её свет в мир до краев земли,
помышляя об Отечестве века будущего, храним Отечество века сего.
Воинствуя, истребляем не души, погибающие во грехах, но смертоносный грех,
противостоя злу, полагаем свои души за правду и веру Божию,
останавливая упорствующих беззаконных, спасаем смиренных Богу в праведность и жизнь,
Все становимся на служение Вседержителю и обретаем истинную свободу.
Во Христе и Его Церкви, во Святом Православии, рождаемся в жизнь вечную,
обретаем на этом пути блага века сего и будущего, и вышний мир,
и несем его каждый в свою семью и Отечество, и между народами до краёв земли.
Так в верности долгу прилагаемся к своим во Христе отцам, родителям и всем святым,
вышней благодатью входим в Церковь небесную Прославленную и Торжествующую.
 

… Для сего приимите всеоружие Божие,
дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною
и облекшись в броню праведности,
и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры,
которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите,
и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф.6:13-17)

 

Истоки мира Божия
Пасха Христова — победоносный исход человека из смерти в жизнь
День святого великомученика Георгия Победоносца 6 мая
День защитника Отечества 23 февраля
День Победы 9 мая
Грядущие в жизнь вечную — Бессмертный полк

 

Кирилл и Мефодий. Киево-Печерская Успенская лавра

Фото — Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (+869, +865). Памятник в Успенской Киево-Печерской Лавре.
Побеждающие светом истины и мечем Слова Божия
Стоящие вечно в первых рядах воинов Христовых земли Русской
Даровавшие славянам письменность и Святое Писание на родном языке
Приобщившие Русь к православной культуре, вечному Телу Христа и Дому Божию

 

Фото — Святой равноапостольный князь Владимир (+1015 г). Москва.
Креститель Руси, как истинный отец своих детей, утвердивший свой народ во Святом Православии

С нами Бог и мы в Его Церкви Святой Христовой Православной

Доныне и посредством святых Святого Отечества, Руси Божией, сияет Нетварный Свет до краев земли, среди тьмы преходящего падшего мира являя вечного благого и человеколюбивого Всемогущего Христа Спасителя и Бога.
 

Фото – Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
г. Сергиев Посад, осень 2014 г.
 

Фото – Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Киев, осень 2014 г.

Сияет Святая Русь, краса Божия, тысячелетия всем её народом, во Святом Православии наполняется Словом Божьим и Духом Святым, водами неиссякаемой с Небес реки жизни, её непреходящими духовно-нравственными ценностями, чистотой и славой Божией, и источает всё это посредством верных Христу и Его Церкви в окружающий мир. Рассеивает тьму, действием вышней благодати побеждает зло. Являет так до краёв земли и вечно свет истины, мудрости и любви Божией.

Со светом Истины в сердце. Монашество Святогорской Лавры.



Со светом Истины в сердце,
неусыпной Псалтырью на устах
и мечом Слова Божия в руках
в Церкви Воинствующей земной и
Прославленной и Торжествующей небесной,
всегда идущие за Первенцем Сыном Божиим,
Первым из умерших и Воскресших,
Победившим тление и смерть,
Восшедшим на небеса и
Восседающим одесную Бога Отца
Грядущим судить живых и мертвых со славою…

Фото — Крестный ход в Свято-Успенской Святогорской Лавре, 2011 г.



Пасха Христова — победоносный исход из смерти в жизнь

Тропaрь. Хрⷭ҇то́съ воскре́се и҆з̾ ме́ртвыхъ, сме́ртӏ̈ю сме́рть попра́въ, и҆ сꙋ́щымъ во гробѣ́хъ живо́тъ дарова́въ.

Тропарь. Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Великое и чудное, что нам дарует Бог во Христе и Его Церкви Православной — это победа над смертью обретением в таинстве Крещения и последующем богоугождении вечной жизни, а в ней — приготовленных Богом каждому человеку наилучших для него благ века нынешнего и будущего. При этом не было бы и победы, если бы не было беды, которую нужно пройти на пути к обретению этих от Бога Отца благ, радости и счастья. А не было бы беды, если бы не было зла противления Богу, Его порядку и миру, Его воле, суду и милости. А если есть беды, то Господь подает Его народу и защиту от всякого зла, для сотворения и сохранения Ему угодного мира.

   





Фото – Благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла трикирием и дикирием, преподаваемое в канун Дня Победы 9 мая 2022 г. в Главном храме Вооруженных Сил России*

После сотворения всей природы и первого Адама «взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Было это до или после грехопадения сатаны, некогда прекрасного ангела, поставленного осенять Бога славой, но взбунтовавшегося и решившего сесть рядом с Богом, как Бог, не важно. Все равно Бог повелевает Адаму возделывать сад, охраняя его культуру от одичания, сотворённый Богом особый порядок — от впадения в беспорядочность, глупую, расточительную и истощающую человека и общество суету. А относительно природы — от разрушения творения к первоначальному хаосу безвидному (Быт.1:2), бесполезному и не свойственному творению Божию, которое упорядочивает Бог.

Это первое повеление Бога человеку «возделывать и хранить» по сути представляет собой своего рода войну, противостояние тому и начало разрушения того, что неуклонно уходит из-под порядка вышнего Божественного устройства и мира окружающей нас реальности. В агрокультуре, например, разрыхление почвы, удаление появляющихся сорняков и ненужных частей или полностью некоторых из ряда выращиваемых растений. При этом сам порядок и мир созидается и хранится Богом во всем, а также и покорным Ему человеком — в даруемом ему Богом уделе, не путая разные его сферы и соответствующие инструменты и методы. Этот порядок и соответствующий ему мир так открываются нам особой драгоценностью, потому что являются неизменным и незаменимым, крайне необходимым условием обретения Богом, а также Ему покорным человеком и обществом наилучших, являющихся частью Божественного Творения и Промысла результатов труда Бога и человека, благ Господних.

Из этого порядка, как из ряда в особых отношениях расположенных вещей: элементов системы всего творения Божия, явлений, процессов, лиц, их отношений, некоторые элементы в процессе движения во времени и пространстве могут выпадать. При этом нарушая работу и делая невозможным полное или частичное достижение искомых результатов всей системы или её подсистем разного уровня структуры Божественного Творения и Промысла. Что пресекается и восстанавливается в должный порядок Богом Творцом и Промыслителем мира, Спасителем человека. А часть этого труда даруется Им человеку со времени сотворения первых Адама и Евы, которых благословил Бог и которым повелел: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте...» (Быт.1:28).

«Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9), - говорит апостол Павел о совместном труде в полученных от Бога уделах Его народа, причастников Христу и Его Церкви. Божия нива в латинской Библии пишется «Dei agricultura», то есть Божественная культура, подобная возделыванию земли, так как часть этого слова «агро» происходит от лат. ager и греч. γεώργιον (георгион) поле, а «культура» — от лат. culter, нож, используемый в хозяйстве и для заклания жертвенного быка, и cultio – возделывание, разрезание, например, земли сохой. От этих слов происходят такие слова как, культура сельскохозяйственная, с возделыванием земли, растений или животных, культ религиозный, с его жертвоприношениями. Соответственно культура общества и человека представляет собой суть процесс и результат достижения определённой социальной, интеллектуальной и духовной зрелости, а также и иных, внешних плодов совместной с Богом деятельности, материальных и духовных ценностей, в созидании и сохранении общественного, душевного и духовного порядка, согласия и мира2.

Неотъемлемой частью этого процесса культурной жизни и деятельности Бога и Его народа, по определению, является разрушение с использованием соответствующих инструментов, механизмов и методов культуры. В том числе и деятельности органов государственной власти и местного управления, органов хозяйственного управления по созиданию, наведению и поддержанию порядка и мира, получению национального продукта, достижению экономической и политической крепости, суверенитета, обороноспособности и безопасности своей страны и мира в международных отношениях. При этом с неизменным использованием по воле Божией всей совокупности оружия, средств и методов, необходимых для созидания и защиты полноты духовных и материальных ценностей в противостоянии внутренним и внешним агрессорам, то есть нечестивым разрушителям этого порядка и мира, всей совокупности или отдельных составляющих национальных интересов.

    

Фото — Памятный мемориал воинам-чекистам защитникам Донбасса, открытый в празднование юбилея создания советских органов государственной безопасности, 1917-2017.


Памятник расположен в парке славянской культуры и письменности, рядом с храмом святых Петра и Февронии, в ознаменование культурной исторической преемственности поколений, через дружины князей Аскольда и Дира (9 в.), равноапостольных княгини Ольги (945-960 гг. княжения) и князя Владимира (978-915), опричнину Иоанна Грозного (1530-1584), спецслужбы и воинство Российской империи, Советского Союза, суть Святой Руси, доныне проходящих светом истины и порядка, несокрушимой безопасности во Христе и Святом Православии, через тьму веков падшего саморазрушающегося мира, в верном служении воинства Господня Христу и Богу, Церкви и Отечеству, в поддержании мира между народами до краёв земли.

На этом пути и в этом процессе, как системе элементов с их связями, свойствами, функциями и последовательностями, существует определённый и открываемый Богом посредством Церкви прядок и приоритеты в противостоянии злу, в постановке и достижении целей, выборе и использовании путей, средств и методов. Важно понимание иерархии ценностей, которую должно видеть в достижении высших из них. При этом крайне важно точно определять то, что мешает обретению полноты Богом приготовленных человеку и народу благ и подлежит нейтрализации или уничтожению. Например, в течении украинского конфликта с 2013 г. по нынешний 2023 г. истинными агрессорами являются внутренние и внешние разрушители единства тысячелетие созидаемого Богом народа Святой Руси, единого по крови и земле, государственности и культуре, во-первых, России, Украины и Белоруссии, а также и тяготеющих к Руси прилегающих народов. То есть настоящие агрессоры, которых останавливает Бог и Его народ Божий — это, во-первых, враги целостности нашего во Христе и Святом Православии от наших отцов и Отца Небесного единого Отечества.

Важно также понимать приоритеты в сферах духовного и материального. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12), - поясняет Господь устами верным апостола приоритет в выборе цели в процессе наведения угодного Богу и благого всем порядка и мира Божия. Начальной сферой военного противостояния определяется духовный мир, а целями — его духовные сущности, пытающиеся захватить власть и управлять человеком и обществом вопреки Богу, Его порядку и воле. В этом коренное отличие носителей веры Божией от безбожников, которые во главу угла ставят материальное, как определяющее состояние идеологии и их «духовности», в таком случае оторванной от Святого Духа Божия, Его полноты ценностей, истины и действия, и более того, имеющей и противоположное направление движения.

Соответственно апостол Христов учит народ Божий тому, как противостоять противнику Бога, сатане: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8). Верные Христу Спасителю и Богу являются Его инструментами, в своих уделах разрушающими дела падшего духа. Откуда видим следующий приоритет в приложении сил — конечное воздействие на организатора греховного и преступного противления Богу, как в духовном, так и в физическом мире. «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31), - говорит Спаситель в Гефсиманском саду ученикам перед Своим арестом и восхождением на Крест, где Он умер за грехи всего мира и откуда дарует всем жизнь века нынешнего, а верным — жизнь вечную. И ныне по слову Спасителя Святой Дух Утешитель напоминает нам о суде, «что князь мира сего осужден» (Ин.16:11), но до исполнения приговора, которое состоится в Последний Судный День, он, как князь падшего мира, действует «ныне в сынах противления» (Еф.2:2).

Называя народ Божий возлюбленными и указывая на Господни обетования, апостол Христов призывает к важнейшему в обретении благ: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1). К освобождению от неугодного Богу в наших жизнях, все посвящая Ему в послушание и единство, имея для этого одну из первых движущих сил — страх Божий. При этом соответственно боясь не человека или иного чего-либо, а Бога, боясь грешить перед Его лицом, делать что-либо неугодное Ему. По наставлению мудрости: «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются» (Прит.22:3). Поэтому разумными развивается родственное страху чувство опасности и самосохранения, но в понимании самой первой из опасностей — прогневить Бога, и первой защиты от любого зла — смиренного упования на любовь и милость Божью. Имея такое спасительное мышление, тому же научающими и ближнего, в том числе и врагов. Не пытающимися запугать противника собственной яростью и злобой, что для самих же и для всех погибельно, потому что возбуждает и усиливает защитное противостояние, а старающимися всегда наставить в истинном умиротворяющем страхе Божьем. Будучи воинами успокавающими праведных и устрашающими злодеев, всегда помогающими освободиться от смертоносного греха противления Богу, идущими вслед Христа Спасителя, будучи Им освящаемыми, совершенствуемыми и хранимыми инструментами Его труда.

Для этого Христос умер за грехи всего мира, начиная от первого человека — Адама, нуждавшегося в спасении от власти смертоносного греха и сатаны. И потому сатана, не имеющий власти над человеком Божьим, способен поставить его под свою демонскую, богопротивную власть только обманным введением в греховное поведение. Да и то не более, чем Господь допускает в Его Промысле. При этом и разрушает дела лжи непосредственно и посредством всего Своего творения, особо, посредством смиренного Ему во Христе и Святом Православии народа. Делает это словом, Сам являясь этим особым по Божественной сущности Словом Истины и Нетварным (не сотворенным, а вечным) Светом, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). И Своему народу, как носителю этого Света, обитающего в верных Бога, повелевает: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). А после Своего воскресения, перед вознесением на Небеса говорит Своим ученикам, всем и каждому из христиан: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; - с неизменным в веках обещанием, - и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19,20).

Фото — Лампада с частицей Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве, ныне сияющая единым пламенем святой свечи памяти Вечного огня монумента «Твоим освободителям Донбасс» в Донецке ДНР, 2022 г. Просвещающая наши души Нетварным Светом Творца и Вседержителя мира, Спасителя человека, светом победы над тьмой лжи, злобы и смерти, силой утверждения народа Божия в вечной жизни и славе Божией.

Вот в этом свете вышней любви Божией, просвещающей и согревающей души, видим, что истинной и полной победой человека и общества над врагами в любой войне с человеком и обществом, является не уничтожение его, как противника, а силой действия благодати в верных Христу Спасителю душах освобождение его от смертоносного греха в благой порядок Божий, от смерти и вечных страданий в вечную блаженную жизнь. А достигается эта победа над враждующими со Христом и Богом путём их смирения истине и причастия Христу Спасителю и Его Церкви Единой, Святой, Соборной и Апостольской, Православной. Её вероучению, таинствам и благоустройству священного управления. Однако при этом не все противники порядка Божия каются в их грехах и преступлениях, не все обращаются на пути правды, порядка и мира Божия. Но упорствуют в непослушании Богу, своим родителям и своему народу, Родине и порядку в отношениях между народами. Для таковых у Бога Отца существуют суды частные, ежесекундные, направленные на воспитание каждого человека и народа в порядок и мир Божий, а также и Суд Последнего Дня с его окончательным и бесповоротным приговором в вечную смерть или вечную жизнь3.

Потому каждому человеку должно знать закон Божий, в которм первая заповедь Декалога относительно Бога говорит о должном повиновении к Богу, выводящему человека из под власти греха и смерти. Вторая — запрещает «убивать» Бога в своей душе, то есть уничтожать в себе веру в Бога, сотворяя себе Его заменителя — кумира. К этой заповеди для полноты и целостности её правовой нормы тут же прилагается санкция, наказание за неисполнение предписанного поведения, указывается лицо и механизм наказания: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5). В реализации этой вышней нормы с наказанием смертью за идолопоклонство и блуд Бог, например, при Исходе из египетского рабства, решает истребить в пустыне весь народ, и только по ходатайству Моисея и наведения им с верными должного среди народа порядка Господь, истребив его блудную часть, спасает остальных (Исх.32:1-35).

Так же первая заповедь Декалога относительно человека (пятая по счёту) говорит о должном почтении к родителям, вторая (шестая) — не убивай. Нарушение этих установленных Богом заповедей является непочтением к Богу и соответственно карается Им, во-первых, как за сотворение идолов, иных законодателей и руководителей человека и общества. В человеческом уделе, даруемом каждому человеку и народу, как первому Адаму, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15), суд и наказание за нарушение заповедей возлагается на народ. Так за «убийство» авторитета родителей в семье и обществе детям выносится смертный приговор: «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:15), или «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:17). При этом защищается Богом и авторитет отцовства и его замещение в обществе начальствующими от посрамления самими отцами и начальниками, которым Господь повелевает: «Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2Пар.19:7). А Христос предупреждает: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48).

За нарушение заповеди «не убивай», то есть за убийство не повинного смерти человека, Богом определяется наказание в виде лишения жизни: «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Исх.21:12). Мораторий на наказание лишением жизни или войну накладывается по воле Божией Церковью или государством в случае неспособности призванных то совершать, достойно судить или организовать проведение войны, во избежание преступного истребления невиновных, или частично виновных, а, часто, более потерпевших от преступного воспитания и руководства, чем виновных. Так однажды разгневавшимся на негостеприимных жителей одного из сел ученикам, предлагавшим испепелить их, как пророк Илья противников (4 Цар.1:10-14), Христос запретил и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лук.9:55,56).

Если же человек или народ не имеет руководства Святым Духом, как открытые богопротивники или "ряженые гробы" (Мф.23:27), и не способен совершать по Богу правосудие, то вышним Промыслом изгоняется с руководящего поста и отдаётся под власть умеющих это сделать. Например, Христос говорит римскому прокуратору Понтию Пилату относительно его власти в Иудее: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19:11). Если народ не обеспечивает соблюдение дисциплины и порядка в войсках (ныне силовых структурах государственной власти), допускает в ряды воинства преступников, то Богом весь народ лишатся силы в противодействии врагам, и если не кается действенно, то поглощается белее дисциплинированными противниками. Например, во время взятия Иерихона один из воинов совершил вопреки особому предупреждению запрещённое присвоение имущества, Господь предал весь Израиль на истребление врагам. И только когда преступника нашли и казнили со всей семьёй «и сожгли их огнем... И набросали на него большую груду камней, [которая уцелела] и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня» (Нав.7:1-26).

Понятно, что для обретения победы над врагами внешними необходима победа над первым из врагов, внутренним, во-первых, греховным состоянием человека, которое противно Богу и делает человека, его коллектив и народ ничтожным перед врагами. Соответственно Богом, Его совершенным законом и разумным народом защищается прежде всего духовно-нравственное, а так — и остальное здоровье, сила и крепость человека, его духа, души и тела, его коллектива и всего народа. Не случайно заключительной заповедью Декалога является повеление: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17). На состояние души особенно указывает Христос в Его Нагорной проповеди, говоря: «Сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Мф.5:21,22). Чтобы победить внешних агрессоров, человеку и народу необходимо сначала победить агрессора в себе покаянием и смирением под власть Бога истинного и человеколюбивого, Его порядка и мира. Как наставляет апостол: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

При этом Господом запрещается мстить за себя и повелевается дать место гневу Божию, как написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Важно не ставить себя на место Бога, знающего всё абсолютно и являющегося Судьёй совершеннейшим, Владыкой всего. В понимании того, что всякое преступление является таковым, во-первых, против Бога Отца, а также и против общественного порядка в Отечестве, в его местном и государственном управлении тоже призванного более совершенно знать все обстоятельства, мотивы и всё остальное относительно всякого преступления и соответствующего наказания. Поэтому Господом даётся еще одно повеление: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). И если таковые установлены в народовластии покорного Христу и Богу народа, то действительно являются Божьими слугами, благочестивым гражданам на добро, а злодеям на устрашение, и не напрасно носят меч, как Божьи слуги, являющие гнев правосудия на злодеев (Рим.13:4). Соответственно граждане призваны содействовать этому воинству Господню в наведении порядка в обществе, при этом не пытаясь склонять на свою сторону взятками, которые то и извращают истинный вышний суд и наказуемы Богом и Его обществом (Ис.1:21-31). Что укрепляет всякий народ в противостоянии злу, изнутри и извне пытающемуся разрушить всё доброе, созидаемое и хранимое Богом.

Верность Богу и Его порядку в обществе неизменно включает в себя честный брак и непорочное ложе, в памятовании, что блудников и прелюбодеев судит Бог (Евр.13:4). «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев.20:10), - говорится в Законе. Если народ не внимает этой заповеди Божьей и не останавливает прелюбодеев и блудных, то истребляется весь народ, лишась защиты Вседержителя. Но в действенном покаянии и спасается, как, например, во время святого Финееса, о котором Господь после совершения им вышнего правосудия сказал: «Финеес... отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира» (Чис.25:11,12). Если же человек и народ желает победы над противниками, то важно прежде покориться и быть верным Христу Царю, наставляющим в верности супружеству: «Сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:27,28). Потому важно внять апостольскому наставлению в подготовке истинного воина Господня: «Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:8).

По заповеди «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8) защищается Богом и Его законом родительский дом и хозяйство, без которого вся семья неизбежно подвергается опасности погибнуть от голода, впасть во многие беды, в том числе потерять Богом дарованную разумным и верным свободу и власть. С санкцией за нарушение этого закона: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (Втор.21:18-21). Опять указание на приоритет противостояния внутренним врагам Отечества. Начиная естественно с внутренней покорности человека Богу Отцу Творцу и Промыслителю мира, чтобы быть Его истинными детьми, такими же мудрыми и прилежными тружениками и воинами, а не беснующимися лентяями, тунеядцами и разрушителями чужих трудов.

Фото — Площадь у монумента «Твоим освободителям Донбасс» в Донецке, 9 мая 2022 г. Современная военная техника защитников единой Святой Руси — России.

Эта правовая норма в упорядоченной по Богу совокупности с остальными элементами всей правовой системы общества является основой защиты всякого отечества, его экономической и политической стабильности и крепости, развития, обороноспособности и безопасности. Так же и экономики всего мирового сообщества. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Пс.32:12), - так говорится о всем народе, созидающем и хранящем свою жизнь не в погибельных своеволиях, а в покорности Богу, Его воле, правде и закону, суду и милости. Благословен народ, воюющий всегда, во-первых, в каждом человеке с собственным его грехом, а по мере духовной зрелости помогающий в том ближнему, трудясь сначала с упорствующими во беззакониях соотечественниками. То есть важно быть воинством, внутренне смиренным Богу, Его воле, порядку и миру, способным утверждать мир Господень в своих душах, коллективах, в своем народе, и только потом в противостоянии внешним врагам действием силы благодати Божией утверждать мир до краёв земли. По слову Христа Спасителя: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).

Откуда же взяться победоносному смирению у народа, до одного поражённому грехом, поглощаемому падшим миром в клоаку истощающих беззаконий, злобной ничтожности и смерти. Наблюдая такое окружающее нас общество, Господь устами верными апостола говорит о нем: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро... ни одного» (Рим.3:10-12). И далее подробно описывает его падшее в погибельный грех такое состояние, что все ставшие перед лицом Бога на суд становятся виновными перед Ним в соответствии с Его вышним законом, все с позором закрывают свои уста перед Вышним Судьёй. Но при этом Господь указывает, что независимо от закона явилась благодать Божия во Христе Спасителе, дарующем всем покоряющимся Богу оправдание даром, цену которого заплатил Христос на Голгофском Кресте. Так оправдавшись смертью Христа человек обретает мир с Богом и, в Крещении умирая со Христом для греха и возрождаясь с Ним к праведности, вручает Спасителю себя в орудие правды, на дела святые. Плод которых «есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:22,23).

Такому спасаемому и укрепляемому благодатью от Всемогущего во Христе и Его Церкви Православной народу, как правило, не приходится воевать с окружающими его народами, которые в самом малом разуме не пойдут на верную смерть нападения на исполненных силы и крепости от Всемогущего Бога соседей. А если и покусятся, то по милости к ним Божией, чтобы увидеть истинную победу от Бога не в истреблении их, а в спасении от злодейств к праведности, от смерти к жизни вечной, ко благам века сего и будущего, в покорности Богу, Его воле, правде и закону, суду и милости. Так было в жизни праведного прекрасного Иосифа, любившего порядок Божий, за это подвергшегося нападению братьев, но их же со всей своей семьёй отца Иакова и спасшего от голодной смерти. Им сказал Иосиф: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей… И успокоил их и говорил по сердцу их» (Быт.50:19-21).

При этом, чтобы враги не нападали на крепкий народ Божий, ему должно первому позаботиться о своих интересах в самых дальних уголках земли. Но не сдерживанием развития потенциальных противников, а в заботе их поступательного развития. И, естественно, не в безумном укреплении их злодейств, а в покорении Богу истинному и человеколюбивому во Христе Спасителе и Святом Православии. И не в погибельных союзах с язычниками, как, например, было во жизни царя Соломона, породнившегося с соседними не знавшими Бога князьями, взяв в жены их дочерей. В попытке так укрепиться в мире с ними, однако получившем обратное. В вынужденном удовлетворении капризов жён язычниц, грозивших скандальным разрывом отношений в случае отказа им в строительстве капищ, в которых они привыкли поклоняться идолам. За что услышал от Бога такой приговор: «Ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его» (3Цар.11:11,12).

Явно, что для истинных побед человеку и обществу нужна реальная обретаемая от Бога духовная и иная происходящая от неё сила, а не греховные ухищрения или погибельное, сродни наркотическому, самовнушение о своём величии, как, например, при вавилонском столпотворении (Быт.11:1-9) или в своевольной попытке войти в землю обетованную в состоянии обольщения собственной в отступлении от повиновения Богу и от Него командирам силой (Чис.14:42-45). Обретается же такая вышняя от Бога сила в процессе духовного созревания человека и общества, воспитания его действием в нем, как в покорном Богу, Его вышней Божественной благодати, порядку и миру. Путем наполнения разума и жизни человека нисходящей от Бога истиной Слова Божия, возрождения и движения Святым Духом. На пути спасения, о котором Христос Спаситель говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). И уточняет всем на все времена: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Без Христа Спасителя человек и общество в сатанинской злобе и беспорядке истребляет и разрушает само себя. Как, например, явно беснующиеся, находящиеся под властью смертоносных демонов души (Мар.5:2-19), или пытающиеся скрываться под маской некоторой разумности, научности и свободы, но по попущению Бога меченные сатанинской меткой содомского поведения (Рим.1:21-32). По определению и воле Бога, хранящего мир и жизнь Своего народа Божия, не имеют нечестивые истинных благ и жизни вечной. В очах Божиих даже в сравнении со здоровыми и разумными скотами, остаются в посрамлении (Ис.1:3). Взирая также и на то, что действием силы и любви Бога Отца, Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека, например, дельфины могут спасать сородичей, а также и людей, поддерживая их на поверхности воды, храня от утопления. Собаки и коты могут зализывать раны раненым. Самки волков — выкармливать детей человеческих. Вороны — приносить пищу голодающим.

Полноту же истинного человеколюбия Бог являет во Христе Спасителе, так о Себе говорящем: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мф.12:20), «...будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда...» (Ис.42:3,4). Потому что ищет Господь не повода для истребления грешника, а самого малого здравого в его искорёженной в смерть жизни, хотя бы каплю света и тепла во тьме и дыму его смердящих грехов и беззаконий, чтобы омыть от злого и погибельного, развить и укрепить доброе, наполнив его вышней мудростью и любовью, чистотой и благоуханием, здравием и жизнью вечной. О мере самоотдачи в таком служении Богу и ближнему, Церкви и Отечеству, миру между народами до краев земли, говорит Своим последователям Спаситель: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

При этом Сам Бог воспринимает плоть человека и отдает Себя на Крест, как единственный Спаситель всех, «в умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1Ин.2:2). И так во Христе ведет за собой верных в вечные Небесные обители, через многие и лютые беды к неизменным победам, по слову апостола: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4:4). Пребывая на земле в части Воинствующей со грехом, а в Небесах в части Прославленной и Преображенной, во всем пространстве и времени единой Церкви Православной, в Теле Христовом и Доме Божьем. В Воинствующей земной Церкви, подвизаясь за веру и Отечество, участвуя в войнах, но при этом неизменно действием во Христе вышней благодати утверждаясь на пути спасения в жизнь вечную, и на этот путь обращая всех врагов Христа и Бога, Им созидаемого и хранимого во всех душах и народах временного и вечного порядка и мира Божия4. Из поколения в поколение передаём честь служения Отечеству. И доныне вышней благодатью воинствуем, помня должное пред Богом поведение и свои присяги, храня и восстанавливая единство Святой Церкви и Святого Отечества Руси Божией, сим самим — и мир между народами во Христе и Святом Православии до краёв земли и в вечность.

Прекратятся же навсегда войны и всякие беды только после Второго Пришествия Христа Спасителя, чтобы судить падший мир и спасти верных в жизнь века будущего. Как звучит это в пророках: «Новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше» (Ис.66:22). Как учит Христос о Последнем Суде для нечестивых: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Как предупреждает апостол: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2Пет.3:10-14). Во что мы блаженно веруем и в чем никогда не посрамимся в уповании на Христа Спасителя и Бога, восклицая с апостолом и евангелистом Иоанном: «Ей, гряди, Господи Иисусе! - Склоняя при этом свои головы под апостольское благословение, - Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр.22:20,21).

Да воскре́снетъ бг҃ъ, и҆ расточа́тсѧ вразѝ є҆гѡ̀, и҆ да бѣжа́тъ ѿ лица̀ є҆гѡ̀ ненави́дѧщӏ̈и є҆го̀. Ꙗ҆́кѡ и҆счеза́етъ ды́мъ, да и҆сче́знꙋтъ, ꙗ҆́кѡ та́етъ во́скъ ѿ лица̀ ѻ҆гнѧ̀. Та́кѡ да поги́бнꙋтъ грѣ́шницы ѿ лица̀ бж҃ӏ̈ѧ, а҆ пра́вєдницы да возвеселѧ́тсѧ.

Хрⷭ҇то́съ воскре́се и҆з̾ ме́ртвыхъ, сме́ртӏ̈ю сме́рть попра́въ, и҆ сꙋ́щымъ во гробѣ́хъ живо́тъ дарова́въ.

Се́й де́нь є҆го́же сотворѝ гдⷭ҇ь, возра́дꙋемсѧ и҆ возвесели́мсѧ во́нь.

Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от Лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Так да погибнут грешники от Лица Божия, а праведники да возвеселятся.

Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Этот день, его же сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в нем.

Итак, радуясь своему спасению во Христе, даруемым Им победам, сему дню и жизни вечной, подводим итог размышления. Победа, как возможность оставить позади наступающие на нас беды, даруется нам Богом в покорном причастии человека Христу Спасителю и Его Церкви Православной, её вероучению, таинствам и послушанию благому священному управлению. Её культуре, неотъемлемой частью которой является война с беспорядком и погибельным грехом противления Богу. Конечным результатом которой, как и всей жизни и деятельности человека должен быть мир с Богом, дарующим нам блага века нынешнего и будущего вечной жизни. В достижении этого мира человеку и обществу необходимо посредством Креста Христова войти в порядок отношений с Богом в смиренном познании и исполнении Его воли, правды и закона, суда и милости. При этом удаляя из своей жизни грех, начиная со своей души, рождающихся в ней помыслов и мотивов, последующих слов и поступков. Так побеждая грех внутри себя и своим добрым примером научая тому ближнего, а по мере духовной и иной зрелости помогая ближнему и обществу избавиться от смертоносного греха с использованием даруемых Богом инструментов, средств и методов наведения и поддержания порядка и мира в обществе, в его многих обретаемых от Бога уделах. Воинствуя при этом не с человеком и обществом, а с поработившим его грехом, являя себя так не разрушающим всё доброе нечестивым агрессором, а освободителем человека и общества от греха, приносимых разрушений, истощения, бед и смерти. Применяя при этом оружие, в том числе и на поражение, против тех, кто упорствует во грехах, реально угрожает или наносит значительный ущерб человеку или обществу. Действуя при этом силой благодати Божией, как достойно детям Отца Небесного, труженикам и воинству Господню, из поколения в поколение передающим понимание долга и чести защитника веры и Отечества, блага каждого человека и народа, и мира между народами, во спасение своих и ещё многих душ во Христе и Святом Православии в жизнь вечную, во славу Божью.

Публикация: 2023.04.21.
Редакция: 2023.04.22.

День святого великомученика Георгия Победоносца 6 мая

Возвращение к Святому Источнику побед, в празднование с Богом…

День защитника Отечества 23 февраля

«История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти», - отмечается в Преамбуле Федерального закона РФ «О днях воинской славы России». Этим законом устанавливаются дни славы русского оружия - дни воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России».

ДЛЯ СОВЕРШЕННОГО ВООРУЖЕНИЯ

«Для совершенного вооружения», - так звучит аргумент в письме адмирала К. И. Крюйса от 1704 года, где он просит у царя Петра I священников, в которых нуждается флотилия из семи галер и ста бригантин. На этом пути укрепления во Христе и Святом Православии Отечества и его армии царским повелением от 8 апреля 1719 года было указано иметь уже на каждом корабле по одному иеромонаху5. Именно это оружие – Слово Божие в верных сердцах, устах и жизнях священства и всего народа Божия является носителем славы Христа и Бога, основанием и сутью всех побед, а также праздника Дня защитников Отечества, потому что только оно позволяет верным труженикам и воинству Христову войти в славу Божию в веке нынешнем и будущем. «Облекитесь во всеоружие Божие… возьмите… меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:11-17), - повелевает нам для этого Господь апостольскими устами Церкви Православной.

Взять в руки и души это непобедимое и славное оружие – Слово Божие предписывается в первых заповедях почтения к Богу Отцу и родителям (Быт.20:1-17), с обещанием смиренным и верным душам благ сего и будущего века. А вот что о пятой заповеди послушания родителям, отцу, отцам и праотцам, Родине и Отечеству говорится в Катехизисе митрополита Филарета (см. вопросы 554 — 573).

«554. Какие особые должности предписывает пятая заповедь по отношению к родителям, под общим наименованием их почитания?

1. Почтительно обходиться с ними.
2. Повиноваться им.
3. Питать и хранить в покое их во время болезни и старости.
4. После их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак. 12:43-44; Иер. 35:18-19; Святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших).

555. Как должно судить о тяжести греха непочтения к родителям?

Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжек грех непочтения к ним. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх. 21:16).

556. Для чего преимущественно к заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и долголетней жизни?

Для того чтобы очевидной наградой сильнее побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок, во-первых, семейной, а затем и всякой общественной жизни.

557. Каким образом исполняется это обещание?

Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт. гл. 27). «Благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3:9). Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле. К совершенной же награде совершённой добродетели, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном.

558. Почему в заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях?

Потому что родители естественно к нам ближе всех.

559. Не должно ли в пятой заповеди под именем родителей разуметь еще кого-либо?

Должно разуметь всех, которые в разных отношениях заступают для нас место родителей.

560. Кто же заступает для нас место родителей?

1. Государь и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные – дети Государя и Отечества.
2. Пастыри и учителя духовные, потому что они учением и таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней.
3. Старшие по возрасту.
4. Благодетели.
5. Начальствующие в разных отношениях.

561. Как говорит Священное Писание о почтении к Государю?

«Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13:1,2).

«Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:5).

«Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Притч 24:21).

«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).

«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17).

562. Как далеко должна простираться наша любовь к Государю и Отечеству?

До готовности положить за них жизнь свою (см. Ин.15:13).

563. Как говорит Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным?

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17).

564. Есть ли в Священном Писании особое предписание почитать старших по возрасту, подобно тому как – и родителей?

Апостол Павел пишет к Тимофею: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» (1 Тим. 5:1-2).

«Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего» (Лев. 19:32).

565. Чем можно удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей?

Примером Самого Господа Иисуса Христа, Который был в повиновении Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его родителем, а только кормильцем (см. Лк. 2:51).

566. Какие суть ещё начальствующие, которых должно почитать после родителей, по подобию их?

Те, которые вместо родителей пекутся о нашем воспитании, то есть начальствующие в училищах и наставники.
Те, которые охраняют нас от беспорядков и неустройства в обществе, то есть начальники гражданские.
Те, которые защищает нас от обид силой законов, то есть судьи.
Те, которым государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, то есть начальники военные.
Господа
в отношении к тем, которые им служат и которыми они владеют.

567. Что предписывает Священное Писание об обязанностях по отношению к начальникам разного рода?

«Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7).

568. Как говорит Священное Писание о подчиненности служителей и рабов господам [работников начальствующим]?

«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф. 6:5-6).

«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Пет 2:8).

569. Если Священное Писание предписывает должное к родителям, то не предписывает ли также должное к детям?

Священное Писание предписывает и должное к детям, соответственно со званием родителей.

«Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

570. Как говорит Священное Писание о должном пастырей по отношению к духовной пастве?

«Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3).

571. Как говорит Священное Писание о должном начальствующих и владеющих?

«Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол 4:1).

572. Как должно поступить, если бы случилось, что родители или начальники потребовали бы чего-либо противоречащего вере или закону Божию?

Тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). И должно претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало.

573. Как вообще назвать качество или добродетель, которую требует пятая заповедь?

Послушание».

Послушание Отцу Небесному и отцам своего Отечества – вот что требует от человека Бог. В том числе, и самоотверженную, действием вышней благодати защиту своего Отечества от врагов внутренних и внешних, в любое время, в любом месте при любом режиме государственной власти, только в истинном воинствовании против греха, в послушании Христу и Богу, Святой Церкви Православной и отцам.


Есть такая профессия – Родину защищать

Есть такая профессия – Родину защищать, особо, для тех, кто призван к этому Господом, но и для всего народа Божия есть такое призвание  – всегда защищать свою землю от бед. Чествованию именно таких Защитников Отечества посвящен сегодняшний день. Учрежден он был в годы тяжелых испытаний Руси воинствующим безбожием, но по сути, как часть исполнения нерушимой воли Божией, независимо ни от чего требующей от народа хранить свой от Господа удел, по заповеди «не гордись, но бойся… если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим.11:20,21), то есть пребывай во страхе Божием, в Его силе, мудрости и любви, опасаясь позорно и погибельно грешить, но самоотверженно и дерзновенно действуя во славу Его, а значит, пребывая исключительно в предписанном Им порядке, в неизменно исполняемой народом Святой Руси Его благой воли, народом смиренным и верным Отцу Вседержителю и своим отцам.

а҃. Бл҃же́нъ мꙋ́жъ, и҆́же не и҆́де на совѣ́тъ нечести́выхъ, и҆ на пꙋтѝ грѣ́шныхъ не ста̀, и҆ на сѣда́лищи гꙋби́телей не сѣ́де:

в҃. Но въ зако́нѣ гдⷭ҇ни во́лѧ є҆гѡ̀, и҆ въ зако́нѣ є҆гѡ̀ поꙋчи́тсѧ де́нь и҆ но́щь.

г҃. И҆ бꙋ́детъ ꙗ҆́кѡ дре́во насажде́ное при и҆схо́дищихъ во́дъ, є҆́же пло́дъ сво́й да́стъ во вре́мѧ своѐ, и҆ ли́стъ є҆гѡ̀ не ѿпаде́тъ: и҆ всѧ̑, є҆ли̑ка а҆́ще твори́тъ, ѹ҆спѣ́етъ.

д҃. Не та́кѡ нечести́вӏ̈и, не та́кѡ: но ꙗ҆́кѡ пра́хъ, є҆го́же возмета́етъ вѣ́тръ ѿ лица̀ землѝ.

є҃. Сегѡ̀ ра́ди не воскре́снꙋтъ нечести́вӏ̈и на сꙋ́дъ, нижѐ грѣ̑шницы въ совѣ́тъ првⷣныхъ.

ѕ҃. Ꙗ҆́кѡ вѣ́сть гдⷭ҇ь пꙋ́ть првⷣныхъ, и҆ пꙋ́ть нечести́выхъ поги́бнетъ.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так - нечестивые; но они - как прах, возметаемый ветром.

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. (Пс.1:1-6 Синод. Библия)

Вот на этом псалме «Блажен муж…», звучащем почти на каждой предвоскресной вечерне, воспитаны были отцы и деды поколения победителей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Они же, как народ православный, в большинстве своем составили и Красную Армию, с побед которой над собственными «братьями» угнетателями начался праздник современного Дня защитника Отечества6. Хорошо же и нам помнить вечное и нерушимое основание нашего и всех процветания и плодотворности, крепости и безопасности, Христа Спасителя и Бога, и Его Церковь Святую Православную, верными причастниками которой нам должно быть. И так честно служа Христу и ближнему, созидать и хранить порядок и мир Божий, начиная в послушании поставленным Богом лицам каждый с глубины своего сердца – обители Божьей, семьи – обители святых, со своего святого братства и Отечества православного, вышней благодатью простираясь до краев земли, на сколько ведет Господь по пути в вечные Небеса. Как тружеников и воинство Христово, истинных сынов Божиих – миротворцев.  

В памятовании многих апостольских предостережений и наставлений, например, апостола Павла: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:13-15). Служить же любовью, значит, поступать по заповедям Христовым (1Ин.5:2), справедливо, угождая Богу, и поэтому пребывая под благодеющей Его рукой. Как Господь предупреждает Его перстом, начертавшим на камне в Законе, что Он есть Творящий милость до тысячи родов любящим Его и соблюдающим заповеди Его (Исх.20:6). А это значит почитающим родителей и, соответственно, их детей, своих братьев и сестер, не убивающих безвинных, не прелюбодействующих в чужих семьях, не присваивающих чужого, не обманывающих и даже не помышляющих обо всем этом. Не превозносящихся перед ближними и не пытающихся эксплуатировать их, но служащих во Христе вышней благодатью Божией.

Только так вырастают истинные защитники веры и Отечества, не разрушающие, во-первых, сами порядок и крепость своего народа и государства, его духовность, нравственность и хозяйство. Таковые в бой ведутся любовью Божьей к своему от отцов народу и своей земле, так же полученной от Бога Отца Вседержителя в удел для заботы. Войну начинают с пространства своих помыслов, истребляя вышней благодатью там грех, затем останавливают себя в сотворении греха словами и поступками. А затем тому же помогают научиться ближнему и обществу, уметь беречь свою Родину вначале от собственных разрушающих все доброе грехов. Останавливая в ней безнравственность и преступность, от легкого безумного святотатства или хулиганства до её высокоорганизованных форм преступных внутригосударственных и транснациональных корпораций. В последнем случае никогда не обходящихся без участия спецслужб враждебных государств.  

«Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5), - указывает Господь на идолов, руководителей, противящихся Богу и Его благому и спасительному во Христе и Святом Православии порядку, ведущих их подчиненных в разруху, муки и смерть. Таковые если и ведутся в бой, то не Духом Святым, а падшими духами и алчностью, желанием легкой преступной наживы, или движутся выгоняющими их из окопов заградотрядами. В явном или скрытом противлении Богу таковые никогда не могут быть победителями, потому что восстают против Того, Который дарует всякому человеку дыхание и жизнь, и всё. Как о том просто предупреждает Христос учеников: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). А святому, то есть исполненному Святого Духа, народу, как истинному воинству, Господь говорит: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4:4).

Таковые истинно защитники своего Отечества. Неспроста после упразднения безбожной воинствующей с Церковью идеологии в республиках бывшего Советского Союза День Советской Армии и Военно-Морского Флота был переименован в День защитника Отечества. Так почтив труд не только воинства на внутренних и внешних фронтах, но и труд не менее важного тыла. А во Святом Православии, как видим, почитается в этот день, как и всегда, во-первых, единственно дарующий разум и силу на понимание и исполнение должного, в том числе, и защиты Отечества, Христос Спаситель и Бог. И весь Его святой народ, единственно имеющий что благо полагать на алтарь служения вере и Отечеству, свою во Христе жизнь вечную. По слову первого отдавшего свою жизнь за всех Христа Сына Божия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Господь Спаситель же и верными апостольскими устами еще особо предупреждает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти...  быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2:8-12). Соответственно полнота Бога во Христе, а полнота Христа и спасительной в жизнь вечную благодати Божией через Христа только в Церкви Православной.

Только во Христе, как верные причастники Его Церкви Православной, Тела и Дома Божия, храня веру и правду, свято и искренне заботясь о ближнем, ища  пользы Церкви и Родине, мы можем быть в полноте спасенным народом Божиим, в полноте благ сего и будущего века, приготовленных Отцом Небесным каждому человеку и народу. А значит, только во Христе мы можем быть в полноте защитниками и веры, и Отечества, и мира между народами до краев земли.

День Победы 9 мая

22 июня 1941 года Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви

В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.

Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

Господь нам дарует победу7.

Патриарший Местоблюститель Смиренный Сергий,
Митрополит Московский и Коломенский.
Москва.
22 июня 1941 года.

 

НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ И МЫ ПОБЕДИЛИ

В памятование и на соделывание дела правого и славного, православного,
всем потомкам надпись на медалях тружеников и воинства:
 «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945»
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945»

Грядущие в жизнь вечную — Бессмертный полк

Основа всякой победы – победа человека во Христе над грехом

Откуда же и каким путем приходит победа? Этим вопросом задается каждый человек и народ. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1). Так отвечает Бог Его Словом со страниц Святого Писания и устами Церкви Христовой, наставляя трудиться и воинствовать, но в уповании на Бога, а значит, в познании и исполнении всего угодного Ему, чему Он учит и что вещает устами Церкви. Воинствовать, во-первых, со грехом и в своей душе, чтобы потом силой вышней мудрости и любви побеждать грех и вне её.

Ныне после и после славной истории Руси Божией, и после отступления от Православной Церкви и скорбных, разрушительных для душ и всего общества лет атеизма Отечество снова возвращается к добрым и мудрым, полученным от отцов традициям плодотворного труда и победоносного воинствования, к единству – во Христе Спасителе и Боге, дарующем силу мудрости и любви, в верности Православной Церкви, научающей Истине и ведущей путями побед. И так никогда не остается в посрамлении в трудах за Христа, Церковь и Отечество.

А потому всякая мудрая во Христе душа всегда являет свою верность должному в благоговейном последовательном служении Христу Спасителю и Богу, Церкви и Отечеству. Пребывая в таком благом вышнем порядке, в День Победы только после благодарственного молебна идет на парад войск. Сначала открывает свое смирение и признательность Богу Отцу Вседержителю, Творцу и Промыслителю мира, Спасителю во Христе человека. А затем во славу Божию демонстрирует и даруемую Им крепость мышцы и разума, науки и техники, произведенных орудий созидания и воинствования, дисциплину и порядок в обществе во всех его сферах, по узаконенной мудрыми отцами правде Божией в послушании им и Богу. Все совершая во спасение человека в вечную жизнь века будущего и для созидания мира и многих его благих человеку плодов века нынешнего, на просторах единой Святой Руси и до краев земли.

Поэтому ежегодно 9 мая во всех храмах Русской Православной Церкви совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне. И так народ в простоте и мудрости, с Богом в сердцах, в трудах, на поле брани и празднествах пребывает в свыше дарованном всем нам чудном и благом порядке Божием. Всё и всегда начиная от Христа и Бога во Святом Православии, с благословения детей родителями, жен – мужьями, мужей – отцами и владыками, подчиненных – начальствующими, начальствующих – всем народом в народовластии смиренных Богу и Святой Церкви Православной душ.

 

Александровский сад. У Кремлевской стены 8 мая 2014 г.

Фото — Александровский сад. У Кремлевской стены 8 мая 2014 г.

Все то же верное и святое православное воинство, и ныне Богом и Церковью Христовой благословляемое на защиту священных границ нашей Родины, мира во всем мире до краев земли и в вечность.

Господь нам дарует победу.

Мы во Христе и Его Церкви Божией
на войне ратоборствуем до Последнего дня
и вечно созидаем мир Божий.
Ты где и с кем?

В память неизвестному солдату. Александровский сад. Москва

Фото — Вечный огонь у Могилы неизвестного солдата. Александровский сад, Москва. А от этого святого огня во всей Святой Руси, во всех верных Христу и Богу душах.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лук.20:38) 

Земные и небесные,
Все стоят на своем посту.
Верные на брани
И в любви Христу.

На труды детей
С высоты взирают.
Как они живут
И как умирают.

Как хранят Отчизну
И отцовский дом,
Как растят и строят
Вместе со Христом.

Времена и землю
Кровью освятив,
Во святы обители
Душу поместив.

Верны Православию,
Церкви Матери и Отцу светов,
Наставляют верности
Блеском наградных крестов.

Супостатов дальних
Верой устрашают,
И в своей Отчизне
Мир всем утверждают.

Души многи к правде
Верою ведут
Богу Спасу нашему
Славу воздают.

Звездами сияют
В вечных небесах.
Обитая с Богом
И в благих сердцах.

 

Мемориал Памяти. Музей Великой Отечественной войны. Киев

Фото — Мемориал Памяти. Музей Великой Отечественной войны. Киев.
Победители под покровом Божественной благодати с оружием в крепких руках и верных Церкви и Отечеству сердцах.

 

Фото — У Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Донецка. ДНР. 2018 г. Из серии репортажей празднования Дня Победы 9 мая.

Бессмертный полк Донбасса и все, во всех уделах земли стоявшие на страже рубежей Отечества и мира во всем мире, ныне пред Богом и в Его вечном святом храме.


Мемориал Памяти. Киев







Фото — Мемориал Памяти. Музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Киев.

Родина, Святая Русь, и Церковь Мать
растят верных Богу, Церкви и Отечеству сыновей и дочерей,
отправляет трудиться, воевать и побеждать тьму светом, ложь истиною, смерть крестом, животворящим в вечную жизнь,
во славу Божью

Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1Ин.4:4)
… Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир;
и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин.5:4)

С нами Бог и мы в Его Церкви Святой Христовой Православной,
поэтому всегда побеждаем ныне и с победой идем вслед Христа в вечные Небесные обители

На войне с идолопоклонством

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:3-6).

Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога".
Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро (Пс.13:1)

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин.15:5,6).

Потому храним от идолов себя и весь народ, с благоговением и страхом служим Богу во Христе Спасителе и Его Церкви Православной. Далее редактируется...

Станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1Ин.3:18)

 

Главный редактор журнала «ПРАВЕДНОСТЬ И МИР»
Калашников Ю.В.

 

(Страница в работе…)

Опубликовано 2011.12.07
Редакция: 2011.12.20. 2012.02.23; 05.01. 2014.05.03,09. 2018.02.23; 05.08. 2019.02.22,23. 2020.02.22; 05.08. 2121.02.22. 2022.03.24. 2023.04.21

Калашников Ю.В. Мы на войне, но утверждаем мир. (Обновляемая страница). [Электронный ресурс] // Школа права. Журнал «Праведность и мир», ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/plus/wr/ywn.htm, (дата обновления: 2023.04.21).

Школа права имени святого равноапостольного Владимира. Праведность и мир.
© Калашников Ю.В. 2011-2023. Правила сайта


1 Спас Нерукотворный. Фрагмент Главной иконы Вооружённых Сил. / Интернет-портал Минобороны России. https://мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/photo/gallery.htm?id=67427@cmsPhotoGallery. По лицензии портала CCA 4.0., (дата обращения 2023.04.21).

2 Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078- 8932. – 153 с. http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17). С. 15.

3 Калашников Ю.В. Учебный электронный курс «Катехизис Православной Церкви святителя Филарета митрополита Московского и Коломенского». [Электронный ресурс] / Школа права. «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL:
http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/kf/katehizis.htm#sum,
(дата обновления: 2023.02.09). Заключение.

4 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VIII.3. (Архиерейский Собор 2000 г.) / РПЦ. Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html, (дата обращения 2023.04.19).

5 Самохвалов С.В. Духовенство военного флота Российской империи. / СО МП по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. http://pobeda.ru/duhovenstvo-voennogo-flota-rossiyskoy-imperii-2.html, (дата обращения 2023.04.19).

6 День защитника Отечества 23 февраля. / Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)». https://tass.ru/spravochnaya-informaciya/551375, (дата обращения 2023.04.19).

7 Правда о религии в России / Ред. коллегия: Николай (Ярушевич), митр., проф. Григорий Петрович Георгиевский, прот. Александр Павлович Смирнов. - Москва : Моск. Патриархия, 1942. - 456 с. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005262558?page=21. С. 15. (дата обращения 2023.04.19).